Источник

БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ. О восхождении к Богу

Отцы и братия, мы приблизились с вами к периоду Великой Четыредесятницы, и наши старания, направленные ко спасению, должны возрасти и количественно и качественно, по примеру наших Отцов, которые посвящали весь этот период строжайшему злостраданию и самоуглублению. Они уходили в самые глубокие и безмолвные пустыни и несли там различные подвиги злострадания, чтобы достигнуть полнейшего самоотречения. К этому можем приблизиться и мы, но через братолюбие и снисходительность друг к другу. Терпение различных неприятностей, возникающих ежедневно по невнимательности простодушных и немощных, разве не есть высший образ самоотречения? Постоянное злострадание и воздержание, положенное по суровому уставу в период Великого Поста, разве имеет какую-либо иную цель, нежели укротить наши чувства и направить ум к духовным переживаниям?

Несмотря на то, что любовь к подвигам воздержания приносит много пользы, еще больше способствуют нашему очищению и просвещению перенесение унижений от немощных и простодушных из братии. Отцы утверждают, что молчание в трудах и печалях является победой. Если все управляется промыслом Божиим и никто ничего не может нам сделать без попущения Бога, и, более того, если «вам же и власа главнии вси изочтени суть» (Мф. 10, 30), то какое основание имеет вопрос «почему»?

Авва Исаия учит, что если по малодушию тебя оскорбит твой ближний, то не смущайся, а понеси оскорбление. И если потом ты проверишь свою совесть, ты найдешь, что ты был виноват и заплатил долг посредством этого искушения, которое с тобой совершилось142.

Виной является не только практическое преступление и творение дел неразумных: «Ведущему добро творити и не творящему, грех ему есть» (Иак. 4, 17). Беспечность в отношении добродетелей считается упущением в исполнении своего долга. Воля Господня, совершаемая по благоволению143, заключается в том, чтобы нам «в разум истины приити» (1Тим. 2, 4). И по природе, согласно замыслу в творении, мы восприняли «разум истины» через наше воссоздание Обновителем человеческого естества: «Елицы же прияша его, даде им область чадом Божиим быти» (Ин. 1, 12). Все это говорит о том, что добродетельная жизнь – не предмет выбора или предпочтения, а абсолютный долг христианина. Вот почему умножаются искушения и бичевания, попускаемые Промыслителем Богом преступникам заповедей, которые находятся в расслаблении и бездействуют.

Благословен, опять же, Всеблагий Промыслитель нашего спасения, Господь Иисус Христос, даровавший нам лекарственное средство от извращенного мнения нашего, – деятельное злострадание, с помощью которого мы с корнем вырываем пагубное сладострастие – источник смерти. Таким образом мы не теряем Благодати и благословения нашего Спасителя Христа, Который научил нас практическому исполнению заповедей, призывая к постоянному несению честного Креста, в котором – залог воскресения и исцеления.

Евангельское повеление любить друг друга и иметь самоотречение ради достижения главной цели – спасения души и обожения – заставляет меня привести вам ряд отеческих высказываний, направленных на то, чтобы поддержать вас и пробудить от нечувствия.

Авва Кассиан, один из старейших Отцов-подвижников и выразителей нашего Священного Предания, приводит некоторые подробности из Устава древних Египетских киновий. После окончания богослужения никому из монахов не разрешалось вступать в беседы или выходить из келлии, посещать других братьев или пренебрегать своим рукоделием, или вообще слоняться без дела. Если вдруг во время общего послушания случалось произойти каким-либо неблагоразумным поступкам, или же произносилось недолжное слово, или высказывалось осуждение, то не разрешалось, чтобы это разносилось среди других братьев, во избежание их повреждения, потому что это почиталось за смерть души. Вот какое значение имели тогда заповеди: «Друг друга тяготы носите» (Гал. 6, 2) и: «Терпяще друг другу... по милости Иисус Христове» (Еф. 4, 2; Флп. 1, 8).

Спросили авву Пимена: «Что должен сделать тот, кто хочет пребывать в киновии?». И он ответил: «Кто хочет пребывать в киновии, должен устраниться от всякой беседы и от всего своего имущества и своих привычек»144.

Отцы также учат, что послушник, уполномоченный монастырскими правилами исполнить какое-либо дело, должен служить старательно и изо всех сил, так как исполняет дело Божие, потому что все, что есть в монастыре, посвящено Богу. Кто пренебрегает этим, тот подлежит осуждению как лентяй. Поэтому, старательно или небрежно несет послушание монах, его служение восходит к Богу, и он принимает либо награду, либо наказание.

Ведь и Писание побуждает нас быть усердными, напоминая, что «проклят творяй дело Господне с небрежением» (Иер. 48, 10). Господь призывает нас к послушанию и соблюдению Его воли, обещая в награду Свою всеобъемлющую любовь: «Аще кто Мне служит (усердно), Мне да последствует, и идеже есмь Аз, ту и слуга Мой будет; и аще кто Мне служит, почтит его Отец Мой» (Ин. 12, 26). Призывая нас подражать Ему, Он напоминает: «Аз же посреде вас есмь яко служай» (Лк. 22, 27), указывая на то, что «Сын Человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих» (Мф. 20, 28).

Что еще можно привести из апостольских повелений, вся жизнь которых была сплошным мученичеством? "Темже145, братие моя возлюбленная, тверди бывайте, – говорит Павел, – непоступни, избыточествующе в деле Господни всегда, ведяще, яко труд ваш несть тощь пред Господем» (1Кор. 15, 58); «не обидлив бо Бог, забыти дела вашего и труда любве, юже показасте во имя Его, послуживые святым и служаще» (Евр. 6, 10). Сколько больных и стариков ежедневно участвуют в наших делах и трудах! Сколько людей, приехавших издалека, получают утешение как телесное, так и духовное, следуя нашей жизни и учению, трудясь сами или вместе с нами участвуя в общих работах!

Апостолы Господни, получив Благодать огненных языков в Пятидесятницу, ревностно предались своему служению и преобразовали общество верующих в истинную киновию. И после того, как они были посланы на проповедь различным народам, они не забывали и о том, чтобы служить верным, особенно тем, кто имел в этом необходимость. Апостол Павел говорит о самом себе: «Ныне же гряду во Иерусалим, служай святым» (Рим. 15, 25), но: «Споспешствуйте ми в молитвах... да служба моя благоприятна будет святым» (Рим. 15, 30–31).

Однако необходимо внимание, чтобы вы не привлекались разнообразными греховными причинами и предлогами, окружающими вас. «Рассудительный монах, – говорил преподобный Ефрем, – посланный на послушание, душу свою положит о мире»146. Иными словами, по своем возвращении с послушания он никому не передаст того, что может вызвать смущение братии из виденного и слышанного им.

Мы не должны забывать, что наше внешнее служение, несмотря на всю его пользу, недостаточно, так как относится к практическому виду нашего духовного подвига. При помощи нашего трезвения и внимания внешнее служение должно быть восхождением к созерцанию, вступлением в более духовную жизнь и служение, где происходит очищение и просвещение души. Необходимо умерщвление ветхого человека, закона греха и тления, чтобы предоставить место духовным дарованиям и освящению, без чего «никтоже узрит Господа» (Евр. 12,14).

Осуществление, насколько возможно, практического делания обуздывает страсти и подчиняет чувства, – но только когда служение наше исходит из побуждений долга. Так устраняются многообразные похоти, которые, подобно мифической Кирке, превращают своих последователей во всякого вида животных и зверей147. Когда, по Благодати, внутри человека утверждается порядок, тогда его ум просыпается от летаргического сна нечувствия. Ум, при содействии Благодати, приобретенной праведными трудами, руководит человека к чистоте сердечной, от чего в нем начинают проявляться богоподобные свойства. "Блажени, – поистине блаженны, – чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8), поскольку дана «им область чадом Божиим быти» (Ин. 1,12).

Вот какова причина, братия и отцы, по которой я постоянно и настойчиво побуждаю вас к бодрствованию, чтобы вы не пребывали в небрежении, не отягощались, потому что «недостойны страсти – то есть страдания, происходящие от наших малых подвигов, – к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8, 18).

Разве трудно проявить немного любострадания, чтобы повиноваться нашим монашеским правилам, привлекая этим божественную вселюбовь и получая часть в уделе святых в тот же самый момент, в который люди, живущие в обществе, трудятся изо всех сил и во много раз больше ради маленького отдохновения? Не мы первые прилагаем усилия, направленные к получению спасения, но это есть всегдашний закон и правило нашей жизни в изгнании. Каким иным путем, как не этим, следовали возлюбившие Бога праведники от сотворения мира, пророки, апостолы, мученики, исповедники и множество преподобных Отцов, которым мы стараемся подражать?

«Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему со трепетом»(Пс. 2, 11), говорит Писание, научая, какой должна быть наша жизнь. Это – служение Богу, благодарственное и славословное возношение молитвы, поскольку все принадлежит Богу – и мы и все наши намерения и действия. И так как мы являемся деятельными существами, наибольшее место нашего духовного служения занимает молитва и псалмопение. К этому нас всегда призывают Отцы. Псалмопение, согласно Писанию, – это служение небесных сил, окружающих Бога и непрестанно Ему служащих, согласно изречению Писания: «Хвалите Господа с небес... Хвалите Его, вси Ангели Его и вся силы Его» (Пс. 148, 1–2). К монахам относятся следующие слова: «Боящиися Господа, восхвалите Его, все семя Иаковле, прославите Его» (Пс. 21, 24). Псалмопение, в сущности, есть жертва хваления и непрестанной ревности, согласно словам Писания: «Жертва хвалы прославит Мя» (Пс. 49, 23). Писание постоянно побуждает нас к этому литургическому долгу: «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Цареви нашему пойте... Пойте разумно» (Пс. 46, 7–8). «Добре пойте Ему со восклицанием» (Пс. 32, 3). «Возрадуетеся устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже еси избавил» (Пс. 70, 23). «Воспою и пою во славе моей» (Пс. 107, 2), ибо «согрелся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь» (Пс. 38, 4). «Тако благословлю Тя в животе моем и о имени Твоем воздержу руце мои» (Пс. 62, 5) и, поистине, «потоком сладости Своея» Он напоит воспевающих Его (ср. Пс. 35, 9).

Все это я привел, чтобы возвести ваше боголюбезное расположение духа к высокому осознанию своего духовного долга, чтобы вы не предавались безразличию и беспечности. В этом служении содержится большая Благодать для тех, кто с благоговением и вниманием его совершает, переходя от этого материального мира в мир бесплотных сил.

Если Господь из уст младенец во зле148 совершает хвалу, "еже – посредством песнословия – «разрушити врага и местника» диавола (Пс. 8, 3), то как мы в лени, праздности и беспечности сможем выполнить этот свой долг? Если неправедный человек, злоупотребляющий божественным милосердием, был отдан мучителям до тех пор, пока не уплатит своего долга (см. Мф. 18, 30), какому же тогда наказанию и уничижению подвергнется монах, пренебрегающий служением благодарения и славословия? Согласно учению Отцов, важнейшей причиной отступления Благодати, ослабления усердия и благочестия является беспечность и презрение молитвы и псалмопения. Поэтому будем «трезвиться, бодрствовать» (ср. 1Петр. 5,8) и спешить, чтобы не нашел в нас места враг наш диавол (ср. Еф. 4, 27).

* * *

142

Авва Исаия, Слово 5, 17. Добротолюбие, т. I, с. 309.

143

О четырех проявлениях воли Божией см. прим. на с. 22.

144

Ср.: «Об авве Пимене», 103, 152. Достопамятные Сказания.

145

Рус.: «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом».

146

Св. Ефрем Сирин, В подражание притчам. Творения, т. I, с. 132.

147

Кирка (иначе: Цирцея), в греческой мифологии – волшебница с о. Эя, превратившая спутников Одиссея в зверей.

148

Здесь старец Иосиф имеет в виду общее святоотеческое изъяснение заповеди Спасителя «будите яко дети» (см. Мф. 18, 3) в том смысле, что христиане становятся младенцами не по сущности, но младенцами «во зле», то есть неспособными творить зло.


Источник: Слова утешения : беседы о духов. жизни и о монашестве / Старец Иосиф Ватопедский ; [Пер. с греч. братии Богородице-Сергиевой Пустыни]. – Изд. Богородице-Сергиева Пустынь, Москва : Типография «Наука» РАН, 2005. - 469, [2] с. : ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle