Беседа LXII
«И виде Иуда дщерь человека Хананейска, ейже имя Сава, и поят ю, и вниде к ней. И заченши роди сына, и нарече имя ему Ир» (Быт.38:2–3).
В прошедший раз повествование об Иосифе довольно поучило нас, как гибельна зависть и как эта пагубная страсть портит прежде всего душу, в которой она зарождается. Вы видели также, как порабощенные этой страстью братья Иосифа забыли и самое родство, и брату своему, ничем их не обидевшему, оказали жестокость диких зверей и, обнаружив тем собственную злобу, не столько повредили брату, сколько себя покрыли бесчестием. Хотя они продали его чужестранцам, а эти перепродали архимагиру фараона, но как Иосиф имел во всем помощь свыше, то для него все оказывалось сносным и легким. Я хотел и сегодня продолжать то же повествование и почерпнуть из него снова наставление для вас. Но в него входит еще иное некоторое сказание, которого нельзя оставить без внимания; объяснив по возможности это, мы возвратимся опять к истории Иосифа. Какое же входит сюда сказание? Это – об Иуде. Он, взяв себе в жены дочь хананеянина – Саву, и имев от нее трех сынов, «поя, – сказано в Писании, – первенцу Иру Фамарь жену» (Быт.38:6). Но Ир оказался «злым пред Господом» – и Бог поразил его. И заповедал Авнану, взявшему жену брата, восстановить семя брату. Так именно повелевал закон, чтобы по смерти брата, не оставившего детей, другой брат взял его жену и восстановил семя брата (Втор.25:5). Но и Авнан оказался злым; Бог поразил смертью и его. Иуда, увидев внезапную смерть двух сынов своих, пришел в страх и, чтобы утешить Фамарь, обещал дать ей третьего своего сына; но, опасаясь, чтобы и этот, подобно братьям, не подвергся наказанию, не исполнял обещания. Между тем Фамарь, утешаясь обещанием, оставалась «в доме отца своего», ожидая исполнения обещанного свекром. Хотя она и замечала, что Иуда не хочет исполнить обещания, однако благодушно терпела, не желая вступить в супружество с другим, а переносила вдовство, ожидая благоприятного времени, потому что надеялась родить детей от самого свекра своего. И когда она узнала, что свекровь ее умерла, а Иуда пошел в Фамну стричь овец, то Фамарь решилась обманом разделить ложе с свекром и от него родить детей, – не ради похоти плотской, – нет, а для того, чтобы не остаться без имени743. Впрочем, в этом деле было и промышление (Божие), почему намерение ее и исполнилось на самом деле. «Свергши, – сказано, – ризы вдовства своего744, и облекшись745 в ризу летнюю, и украсившись746 седе пред враты» (Быт.38:14). Потом, как бы в извинение ее, Божественное Писание говорит: «Видяше бо яко велик бяше Силом747; сей же не даде ее ему в жену», поэтому она и решилась на такой обман. Иуда подумал, что это блудница (потому что она закрыла лицо, чтобы не могла быть узнана), «и уклонися к ней... Она же рече: что ми даси?» (Быт.38:16). Он обещал прислать ей «козлище от коз... Она же рече: аще даси ми залог, Дóндеже пришлеши748» (Быт.38:17). «И даде... перстень и гривну, и жезл, и вниде к ней: и зача во утробе от него» (Быт.38:18).
Но никто, слыша это, да не осуждает Фамарь: как я уже сказал, она служила в этом случае орудием Промысла, – почему и она не подверглась какому-либо порицанию, и Иуда не предан осуждению. Отсюда простираясь далее, увидишь, что от детей, родившихся у него749, ведет род Иисус Христос. Кроме того, два сына, рожденные Иудой, преобразовали два народа, и были предызображением жизни иудейской и духовной. Но теперь посмотрим, как, после удаления Иуды, в скором времени дело объяснилось, и Иуда сам обвиняет себя, а Фамарь оправдывает. Она, как скоро достигла того, чего желала, опять, переменивши одежды, возвратилась оттуда и пришла в свой дом. А Иуда, об этом ничего не зная, исполнил свое обещание – послал к Фамари козла, чтобы взять назад данный ей залог; но посланный, не нашедши нигде этой женщины, возвратился и объявил Иуде, что не мог нигде найти ее. Тогда Иуда сказал: как бы не осудили нас за то, что мы оказались неблагодарными (Быт.38:23), – он еще не знал, что случилось. Но когда прошло три месяца, и бремя чрева обнаруживало зачатие, а между тем никто не знал о тайном совокуплении, – тогда Иуде возвестили, что Фамарь «во утробе имать от блуда»; а он, узнав об этом, «рече: изведите ю, и да сожгут ю» (Быт.38:24). Велико негодование! Ужасная казнь, потому что грех казался великим. Что же Фамарь? Отослав Иуде вещи, которые получила от него в залог, она сказала750: «Егоже сия суть», от того получила я плод чрева751.
2. Заметь, как молчаливая (доселе) приводит самых достоверных свидетелей, могущих подать голос и достаточно показать ее невиновность. Так как обвиняемой в таком деле надлежало представить трех свидетелей, то она и посылает три вещи, отданные ей в залог, могущие ясно свидетельствовать в ее пользу: перстень, гривну и жезл, и, оставаясь дома и не говоря ни слова, она одержала победу. Иуда, узнав эти вещи, сказал: «Оправдася паче мене, яко не дах ея Силому сыну моему» (Быт.38:26). Что значит: «оправдася паче мене?» Значит: она невиновна, а я сам себя подвергаю осуждению и открываю свое преступление, хотя никто не обличает меня; или лучше сказать – у меня есть сильный обличитель: залог, который я дал ей. Потом, опять извиняя Фамарь, говорит: «Яко не дах ея Силому сыну моему». Может быть, так сделалось и по особой причине, о которой я вам скажу. Именно: Иуда думал, что Фамарь была причиной поражения Ира и Авнана смертью, и, опасаясь того же относительно Силома, он не дал ей этого сына, хотя и обещал. Чтобы он уверился на самом опыте, что не она была причиной смерти детей его, а сами они понесли наказание за свое злонравие (так как сказано: «уби его Бог»; и опять – о другом сыне: «умертви и сего»), для этого он, по неведению, впадает в кровосмешение с своей невесткой, и тогда самым делом убеждается, что не по ее вине, а за свой злой прав наказаны его сыновья. Сознав свой грех и освободив от наказания Фамарь, Иуда «не приложи, – сказано, – к тому познати ю» (Быт.38:26); тем он показал, что и прежде не совокупился бы с ней, если бы узнал ее. Наконец, после столь обстоятельного повествования об обмане Фамари, Божественное Писание показывает нам и то, какие дети родились от нее. «Бысть же, егда раждаше, – сказано, – и быста ей близнята во утробе ее. Бысть же в рождении ее един произнесе руку: вземши же баба, завяза на руку его червлень, глаголющи: сей изыдет первый» (Быт.39:27–28). Заметь здесь тайну и предвозвещение будущих событий. После того как повивальная бабка перевязала младенцу руку красной нитью, чтобы тем отметить его, он «вовлече руку, и изыде брат его» (Быт.38:29), – то есть, он допустил брата вперед выйти (из чрева матери); и таким образом тот, кого считали последним, вышел первым, а кого считали первым, явился после того. «И рече баба: Что пресечеся тебе ради преграждение? И прозва имя ему Фарес» (Быт.38:29), потому что это имя значит – «пресечение», можно также сказать: «разделение». «И после него752 изыде брат его», с приметой на правой руке; «и прояви имя ему Зара» (Быт.38:30), что значит – «восток». И что произошло это не просто, но было образом будущего, самое дело показывает: это произошло не по естественному порядку. Как можно было, чтобы рука, перевязанная красной нитью, опять скрылась и оставила проход другому, если бы Божественная сила не устроила того и как бы в тени не предуказала, что с самого начала показался Зара, т.е. восток (он есть образ Церкви); а когда он немного выступил и отступил, началось соблюдение закона (обозначаемое Фаресом); после того как оно имело силу долгое время, – опять явился тот, который первоначально отступил, т.е. Зара, и весь иудейский порядок уступил место Церкви? Но, быть может, надобно снова пересказать вам это в кратких и более ясных словах. Подобно тому, как Зара первый простер руку, Ной и Авраам, и прежде Ноя Авель и Енох начали много заботиться о благоугождении Богу. Потом, когда люди, размножившись, собрали на себя множество грехов, они имели нужду в некотором малом увещании; как некоторая тень, дан закон, не так, чтобы он мог изглаживать грехи, но чтобы он указывал их и делал их очевидными для людей, которые, как малые дети, питаемые молоком, могли таким образом прийти в совершенный возраст. Но когда они и этого не употребили в свою пользу и несмотря на то, что закон указывал на множество грехов, продолжали ими растлевать себя, тогда явился на земле общий всех Господь и даровал роду человеческому духовное и совершенное устройство753, образ которого представлял Зара. Поэтому и евангелист упоминает о Фамари и родившихся от нее детях, и говорит: «Иуда же роди Фареса и Зару от Фамари» (Мф.1:3).
3. Итак, не будем оставлять без внимания того, что содержится в Божественном Писании, или поверхностно останавливаться на его изречениях; но, проникая в глубину его и дознавая заключающееся там богатство, будем славить нашего Господа, который все устрояет с такой великой мудростью. Если мы не захотим испытывать и причины, и цели каждого описанного здесь события, то не только ее (Фамарь) осудим за кровосмешение с свекром, но и Аврааму поставим в вину то, что он в намерении сделался детоубийцей, – и Финееса, что он в один раз совершил два убийства. А если будем тщательно изучать дело каждого из них, то и их не станем порицать, и сами еще получим отсюда великую пользу. Но что касается этой истории (из жизни Иуды и Фамари), мы, по возможности, раскрыли любви вашей.
Теперь, если вы не утомились и еще желаете (слушать), мы коснемся и последующих событий, и снова обратимся к повествованию о чудном Иосифе, чтобы и из сказанного сегодня вы увидели, сколько терпел этот мужественный борец после тех снов, которые предвозвещали ему господство и начальство над братьями, как он переходил от одной борьбы к другой, как постигали его искушения за искушениями, следовали кораблекрушения одно за другим, а кормчий не утопал, и, когда наступила самая сильная буря, он управлял своим кораблем, как бы сидя у руля. Но послушаем самого повествования, чтобы дознать все в точности. «Иосиф, – говорит Писание, – приведен бысть во Египет, и купи его архимагир фараонов от руки754 Исмаильтян» (Быт.39:1). Так как купившие его у братьев были, по своим нравам, люди дикие и грубые, и они перепродали его египтянину архимагиру фараона; и таким образом сын, воспитанный в объятиях отца, переходил от одних господ к другим, то, чтобы нам не было непонятным, как он, еще юный, не привыкший к такому тяжкому образу жизни, воспитанный дома со всей отеческой любовью, переносил это жестокое рабство, – Божественное Писание присовокупляет: «И бяше Господь со Иосифом, и бяше муж благополучен» (Быт.39:2). Что значит – «бяше Господь со Иосифом»? То, что благодать свыше сопутствовала ему и все трудности делала для него легкими. Она устрояла все, что касалось его. Она и купцов сделала кроткими и расположила продать его архимагиру, чтобы он, мало-помалу идя вперед по этому пути и подвергаясь таким искушениям, мог приблизиться к царскому престолу. И ты, возлюбленный, слыша, что он терпел рабство у купцов, а потом перешел в рабство к архимагиру, подумай о том, как он не смущался духом, не предавался сомнениям в рассуждении себя самого и не говорил: «Как лживы те сны, которые предвещали мне славу! Вот после этих снов рабство и рабство тяжкое; господа у меня переменяются, и я перехожу от того к другому, от другого к иному, и принужден приспособляться к их диким нравам. Уже не оставлены ли мы? Не лишены ли помощи Вышнего?» Ничего подобного он не сказал и не подумал; но все переносил с кротостью и благодушием. «Бяше бо Господь со Иосифом, и бяше муж благополучен». Что значит – «благополучен»? То, что все у него шло успешно; повсюду предшествовала ему благодать свыше, и так ясно проявлялась на нем, что заметил это и господин его, архимагир. «Ведяше же, – говорит Писание, – господин его, яко Господь бе с ним, и вся елика творит, Господь благоустрояет в руку его. Обрете же755 Иосиф благодать пред господином своим756: и постави его над домом своим, и вся, елика Быша ему, даде в руки Иосифовы» (Быт.39:3–4). Видишь ли, что значит иметь помощь от десницы вышней? Вот он – и юноша и странник, и пленник и раб, и однако получает от господина весь дом. «Вся, – сказано, – даде в руку его». Почему? Потому что с высшей помощью он привнес собственный (добрый) нрав. «Благоугоди ему» (господину), сказано, т.е. все делал для него с большим усердием. Затем, Человеколюбец Бог, желая привести его еще к большему благополучию, не освобождал еще его от рабства и не давал ему свободы. Так всегда угодно Богу – не удалять от опасностей людей добродетельных и не освобождать их от искушений, а в самых искушениях являть им такую Свою помощь, что и самые искушения делаются поводом к торжеству. Поэтому и блаженный Давид говорил: «В скорби распространил мя еси» (Пс.4:2). Ты, говорит, не отдалил скорби, не дал мне покоя, освободив от нее, но – что дивно и необычайно – среди самых скорбей привел в безопасность. То же и здесь творит человеколюбец Господь. «Благослови бо757 дом Египтянина Иосифа ради» (Быт.39:5). Уже и чужеземец убедился, что мнимый раб – один из тех, которые угодны Богу. «И предаде, – сказано, – вся, елика Быша ему, в руки Иосифовы: и не ведяше ничтоже, кроме хлеба, егоже ядяше» (Быт.39:6). Почти господином поставил его над всем своим домом. Итак, раб, пленник имел в своих руках все достояние своего господина. Такова добродетель! Где бы она ни явилась, она везде все побеждает и над всем господствует. Как исчезает тьма при появлении света (солнечного), так удаляется всякое зло, как скоро является добродетель.
4. Но лютый зверь, дьявол, видя, что праведник успевает и что через самые скорбные, по-видимому, обстоятельства делается только более славным, – скрежетал зубами и неистовствовал, и, будучи не в силах видеть праведника день ото дня приобретающим большую славу, роет для него глубокую пропасть, приготовляет стремнину, с которой думает низвергнуть его в совершенную погибель, воздвигает бурю, могущую подвергнуть его страшному кораблекрушению. Вскоре однако он убедился, что идет против рожна и все замышляет только на свою голову. «И бяше Иосиф, – сказано, – добр образом и красен взором» (Быт.39:6). Для чего сказано о красоте телесной? Чтобы мы знали, что он не только имел благообразие душевное, но и телесное. Он был в цвете юности; имел хороший вид и прекрасное лицо. А предварительно об этом говорит Божественное Писание для того, чтобы объяснить нам, как плененная красотой юноши египтянка склоняла его к беззаконному общению с нею. «И бысть, – сказано, – по758 сих» (Быт.39:7). Что такое «по сих»? То есть – по вручении ему власти над всем домом и после удостоения его такой чести от господина. «Возложи жена господина его очи своя на Иосифа» (Быт.39:7). Какое бесстыдство необузданной женщины! Она не взяла во внимание ни того, что она считается госпожей в доме, ни того, что он раб; но, пленившись его красотой и предавшись сатанинскому огню, она покушается напасть на юношу и, имея в мысли это порочное намерение, изыскивает только время и уединение, в котором ей можно было бы привести в исполнение свой преступный замысел. Но Иосиф, сказано, не хотел этого; не повиновался, не слушал ее речей: он знал, что это дело принесет ему погибель, – и не только о себе думал, но старался, насколько возможно, удержать и ту от такого безумия и преступного пожелания. Он внушает ей мысли, могущие и пристыдить ее, и довести до сознания собственной ее пользы. «И рече, – сказано, – жене господина своего (госпожа получает совет от раба!): аще господин мой, – говорит, – не весть мене ради ничтоже в дому своем, но759 вся, елика суть ему, вдаде в руце мои» (Быт.39:8). Какая благопризнательность человека! Смотри, как он исчисляет благодеяния своего господина, чтобы показать, какую неблагодарность оказывает она своему супругу. Я, говорит он, раб, чужестранец, пленник, пользуюсь у него такой доверенностью, что все в моих руках, и он ничего не исключил из моей власти, кроме только тебя; над всеми здесь я начальствую, а только тебе одной подчинен и только ты находишься вне моей власти. Потом, чтобы нанести ей решительный удар, он напоминает ей о любви к ней мужа, убеждает не быть неблагодарной супругу и говорит: ты потому не в моей власти, «понеже ты жена ему еси». А если ты его жена, то «како сотворю глагол злый сей и согрешу пред Богом?» (Быт.39:9). Так как она искала случая быть с ним наедине и выжидала времени, стараясь утаиться от мужа и от всех домашних слуг, то он говорит: как я возмогу сделать это зло и согрешу перед Богом? Что ты думаешь? Хотя бы мы и от всех людей могли укрыться, но не можем утаиться от Ока всевидящего. Его одного нужно бояться, страшиться и трепетать, чтобы перед Его взором не сделать чего-либо преступного. И дабы мы знали все превосходство добродетели этого праведника, и то, что он не однажды и не дважды, а много раз выдерживал эту борьбу, выслушивал такие речи и не переставал увещевать, Божественное Писание говорит: «Егда же... глаголаше день от дне, и не послушаше ея» (Быт.39:10). Наблюдая за домашними делами, она, как зверь, скрежещущий зубами, напала на этого юношу и, схватив за одежды, удерживала его. Не оставим этого без внимания; но подумаем о том, какую борьбу должен был выдержать праведник. Не так чудно было, кажется мне, трем отрокам среди вавилонской печи остаться без вреда и ничего не потерпеть от огня, как чудно и необычайно то, что этот дивный юноша, будучи удержан за одежду этой бесчестной и необузданной женщиной, не предался ей, но бежал, оставив даже и одежды в ее руках. И как те три отрока, за свою добродетель получив свыше помощь, явились победителями огня, так и этот за то, что употреблял со своей стороны все усилия и оказывал великое постоянство в подвигах целомудрия, получил и свыше великую помощь, чтобы при содействии десницы Божией одержать эту победу и избежать сетей распутной жены. Можно было видеть после того, как дивный юноша вышел обнаженным от одежд, но облеченным в одеяние целомудрия, и как он бежал, как бы от огня и пламени, не потерпев никакого вреда и не только не будучи опален, но став еще более чистым и светлым.
5. Но обрати внимание на то, что после такой победы, после такого мужества, за что ему надлежало быть увенчанным, надлежало быть прославленным, – он опять, как виновный, подвергается тысяче бед. Эта египтянка, не вынося срама и бесчестия, которым сама подвергла себя, замыслив дело невозможное, прежде всего созвав домашних, обвиняет юношу и, свое безумное желание приписывая ему, старается таким образом обмануть всех. Так обыкновенно действует порок: всегда враждуя против добродетели, он свои преступления старается ей приписывать. Так поступила и эта женщина: она клеветала на юношу, как распутного, а себя прикрывала личиной целомудрия и говорила, что по тому самому он и одежды свои оставил, а она удержала их. А человеколюбец Бог по долготерпению Своему попустил это для того, чтобы тем более прославить Своего раба. Когда пришел муж, она все это рассказала с большим коварством и, обвиняя юношу, говорила: «Вниде ко мне отрок Евреин, его же привел еси нам, поругатися мне» (Быт.39:17). Несчастная и жалкая! Не он вошел к тебе, чтобы обесчестить тебя; но тобой руководил дьявол, чтобы ты не только сделалась прелюбодейцей, но, если тебе нужно, и совершила бы убийство. В подтверждение своих слов она показала одежды юноши.
Подумай при этом, как человеколюбив общий всех людей Господь. Как прежде Он избавил Иосифа от желавших убить его братьев и устроил так, что прежде, по совету Рувима, он был брошен в ров, а потом, по совету Иуды, продан купцам, дабы исполнение сновидений убедило праведника, что не напрасно и не без цели это было ему открыто, так и теперь рука Вышнего удержала чужеземца и не допустила его тотчас устремиться на убийство юноши. В самом деле, что препятствовало ему это сделать, когда он узнал, что юноша покусился даже обесчестить его ложе? Но Благопромыслительный Бог так устроил, что господин оказал такую кротость, чтобы, будучи брошен в темницу и здесь опять показав свою добродетель, Иосиф достиг таким образом управления (египетским) царством. «Разгневася бо760 , – сказано, – господин его... и вверже его в темницу, идеже узники царевы держатся» (Быт.39:19–20). Однако же, если он не верил, то не следовало заключать его в темницу; а если поверил тому, что слова египтянки правдивы, то Иосиф заслуживал уже не заключения в темницу, а смертной казни и самого высшего наказания. Но когда вышняя десница являет свое промышление, тогда все делается легким и сносным, и люди жестокие оказываются кротчайшими. А помощь свыше приходит с щедростью тогда, когда и мы покажем много добродетели. Так как этот (праведник) много подвизался, то много получил воздаяния. И после такого мужественного подвига, он отведен был в темницу и все переносил безмолвно. Вы знаете, как люди, не знающие за собою ничего худого, подвергаясь осуждению, как виновные, сохраняют всю твердость духа, говорят свободно и выступают с сознанием своего достоинства против тех, которые возводят на них невиновных обвинение. Но этот не так; он молчит и все принимает с кротостью, и ожидает с великим терпением помощи Божией. И посмотри, как и в самой темнице он опять получил всю власть от темничного стража; и справедливо, потому что, говорит Писание, «бяше Господь со Иосифом, и возлия на него милость» (Быт.39:21). Что значит – «возлия на него милость»? Значит: Господь преклонил к состраданию начальника темницы и расположил оказывать ему большое благоволение. «Даде бо ему благодать» перед ним. Подлинно, нет блаженнее человека, пользующегося благоволением свыше. «И вдаде, сказано, старейшина стражей темницу в руце Иосифу» (Быт.39:22). Вот как темничный страж уступает (свои права), дает ему самостоятельность и всем заключенным в темнице повелевает быть под его властью. «И старейшина стражей темничных ничтоже бе ведый761: вся бо Быша в руках Иосифовых, занеже Господь бяше с ним: и елика той творяше, Господь благопоспешаше в руку его» (Быт.39:23). Замечай, как всегда была с ним благодать Божия, и как все, что он ни делал, было исполнено благодати.
Будем и мы заботиться, чтобы всегда иметь с собой Господа и чтобы Он всегда благопоспешал делам нашим. Кто удостоился этой помощи, тот и среди бед посмеется им и не поставит их ни во что, потому что Господь все творит для него и благоустрояет, во всем споспешествует ему и тяжкое делает легким. Как же можем мы всегда иметь с собой Господа и получать от Него благопоспешение во всем? Если мы будем всегда трезвиться и бодрствовать, – будем подражать целомудрию этого юноши и другим его добродетелям, твердости его духа, – будем помнить, что все должно делать с таким тщанием, чтобы никогда не подвергнуться осуждению от Господа, – что никому невозможно укрыться от Его неусыпного Ока, и что грешник непременно должен подвергнуться наказаниям. Не будем страха человеческого предпочитать гневу Божию; но будем всегда памятовать слова Иосифа: «Како сотворю глагол злый сей, и согрешу пред Богом?» Если какой-нибудь помысел смущает нас, то приведем себе на мысль это изречение, – и всякое непозволительное пожелание тотчас исчезнет Если бы кто-нибудь увлекался пожеланием плотским или страстью к деньгам или другим каким-либо безрассудным удовольствием, то пусть тотчас представит себе, что есть у нас Судья, от Которого не могут укрыться и тайные пожелания. (Поступая таким образом), мы совершенно избегнем козней дьявола и получим свыше великую помощь, которой да сподобимся все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
* * *
Т. е. без потомства.
Злат.: αὐτῆς согласно с сп. Дорофея и мн. др.; в Алекс., Лукиан. и др. отсутствует, но вместо этого читается, согласно с евр. т., ἀφ᾿ ἑαυτῆς – «с себе» (Слав. Б.).
– περιβαλλομένη вместо περιεβάλετο – «облечеся».
καλλωπισαμένη вместо ἐκαλλωπίσατο – «украсися».
Третий сын Иуды.
ἕως τοῦ ἀποστεῖλαί σε; в Лукиан. – σοι – "тебе».
ἐκ τῶν παίδων τούτῳ τεχθέντων.
Слова: ἐκ τοῦ ἀνθρώπου – «от человека» (Слав. Б.), читаемые обыкновенно в сп. согласно с евр. т., у Злат. отсутствуют.
Злат.: παρ᾿ ἐκείνου τῆς γαστρὸς τὸν ὄγκον ἐδεξάμην вместо обычного чтения в сп.: ἐγὼ ἐν γαστρὶ ἔχω – «аз во утробе имам» (Слав. Б.). Список, из которого почерпнул Злат. приведенное чтение, остается неизвестным, если оно не представляет принадлежащего святителю перефраза библейских слов.
Злат.: μετὰ τούτον согласно с Бодлеан. («de Lag». Gen. gr.) и нек. др. («Holmes»); в Лукиан. и проч. согласно с евр. т. – μετὰ τοῦτο – «посем» (Слав. Б.).
ἐνάρετον πολιτείαν.
καὶ ἐκτήσατο αὐτὸν ὁ ἀρχιμάγειρος Φαραὼ ἐκ χειρὸς ᾿Ισμαηλιτῶν, читает святитель, с опущением прочих речений, читаемых в библ. тексте.
Εὗρε δὲ; в Лукиан. и проч. сп. – καὶ εὗρε – «и обрете».
Слова: εὐηρέστει δὲ αὐτῷ – «и благоугоди ему» здесь опущены; а далее читаются у Злат.
Злат.: εὐλόγησε γὰρ с опущением Κύριος, вместо καὶ εὐλόγησε Κύριος – «и благослови Господь», как читается обыкновенно в греч. сп. и евр. т.
Злат.: μετὰ ταῦτα; в Лукиан. и проч. согласно с евр. т. – μετὰ τὰ ρήματα ταῦτα – «по словесех сих» (Слав. Б.).
По тексту патрологии Миня ἀλλὰ; но в 5 манускриптах, как замечено в этом изд., читается вместо этого καὶ – «и» согласно с греч. сп. и евр. т.; тоже и в Слав. Б.
Εθυμώθη γὰρ вместо: καὶ ἐθυμώθη – «и разгневася» в сп.
Слова: δὶ αὐτὸν – «его ради», читаемые в Лукиан. и проч. сп., у Злат. здесь отсутствуют, но в след. беседе αὐτὸς заменяется именем Иосифа.