Беседа LIII

«Бяше же Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудифу, дщерь Веила494 Хеттеина, и Васемафу495, дщерь Елома Евеова496. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце» (Быт.26:34–35).

1. Станем и сегодня, если угодно, продолжать по порядку, что следует после сказанного вчера, и сколько нам доступно, изъясним каждое из слов (Писания), чтобы с пользой возвратиться отсюда по домам. Итак, рассмотрим начало прочитанного места. «Бяше же, – говорит Писание, – Исав лет четыредесяти, и поя жену Иудиву, дщерь Веила Хеттеина, и Васемаву, дщерь Елона Евеова. И Быша противящеся Исаакови и Ревекце». Смотри, как из этих немногих слов многому можно научиться. Для чего (Писание) означило нам число лет Исава? Не без цели, а для того, чтобы отсюда узнали мы старость Исаака. Видно, что он был уже в преклонных летах. Если припомним сказанное прежде, что когда он взял Ревекку, ему было сорок лет, а когда родились у него дети, шестьдесят, то узнаем, что теперь он был в глубочайшей старости, доживши уже до ста лет. Так как (бытописатель) имеет намерение после этого рассказать нам, как от старости у Исаака притупились глаза, то для этого и означил нам число лет Исава, чтобы отсюда мы могли видеть точное число лет жизни Исаака. Поэтому и сказал: «Бяше же Исав лет четыредесяти». Далее, чтобы мы знали безрассудство этого сына, который взял себе жен из племен, из которых не следовало брать, (Писание) показывает нам, что одна из жен его была от племени Хеттеев, а другая Евеев, хотя он не должен был этого делать, зная то, с какой заботливостью патриарх (Авраам) приказывал своему домочадцу привести жену для Исаака из родственного племени, и – то, что мать их Ревекка прибыла из Харрана. Но Исав, поспешив взять себе таких жен, с самого начала уже показал беспорядочность своих нравов. И чтобы показать дурной нрав самих жен его, Писание говорит: «Быша противящеся Исаакови и Ревекце». Что может быть хуже такой порчи нравов, когда те, которые должны воздавать всякую честь (старшим в доме), не только этого не делают, но еще готовы к распрям? И все это в бытописании не без цели замечается нам, а для того, чтобы после этого видя Ревекку, оказывающую особенное расположение к Иакову, ты понял, что она делала это не несправедливо. Впрочем, чтобы не предупреждать порядка (событий), будем следовать словам Писания.

«Бысть же, повнегда состаретися Исаакови, и притупишася очи его, еже видети». От старости, говорит, он уже не мог видеть; «и призва Исава, сына своего старейшего, и рече к нему: сыне мой497,... се состарехся, и не вем дне скончания моего. Ныне убо возьми орудие твое, тул же и лук, и изыди на поле, и улови ми лов: и сотвори ми снеди, якоже люблю аз: и принеси ми, да ям, яко да благословит тя душа моя, прежде даже не умру» (Быт.27:1–4). Заметь здесь, возлюбленный, неизреченную премудрость Божию и то, как отец дает такое повеление Исаву, проявляя естественную любовь; а Премудрый и Благоискусный Господь через Ревекку устрояет исполнение Своего предречения, научая нас, как велика сила добродетели и кротости нравов. Тот, и по первородству, и по расположению к нему отца, думавший иметь преимущество, вдруг лишился всего, потому что не хотел делать того, что следовало; а этот, пoелику и сам по себе был добродетелен, и имел свыше споборавшую ему помощь, приобретает благословение отца против его воли. Нет сильнее того, кому помогает вышняя десница! Примечай же тщательно все, чтобы познать дивное устроение (Божие), – как одному при помощи свыше все благоприятствует, так что переходит к нему и благословение отца, а другой все теряет, сам себя погубив развращением своих нравов. «Ревекка же, – сказано, – слыша глаголюща Исаака ко Исаву сыну своему. Изыде же Исав на поле уловити лов отцу своему. Рече же Ревекка к сыну своему меньшему498» (Быт.27:5–6). Для чего здесь прибавлено: «меньшему»? Выше сказано, что «призва Исаак сына своего старейшего»; поэтому, чтобы знали мы, кому теперь говорит Ревекка, и замечено: «меньшему» т.е. Иакову. «Се аз слышах отца твоего беседующа ко Исаву брату твоему, и глаголюща: принеси ми лов, и сотвори ми снеди, да ядый благословлю тя пред Господем, прежде неже умрети ми». Это, я слышала, говорил отец твой брату твоему Исаву. «Ныне убо, сыне мой499, послушай мене, якоже аз заповедаю ти: и шед во овцы, пойми ми оттуду два козлища мягка и добра, и сотворю я снеди отцу твоему, якоже любит; и внесеши отцу твоему, и будет ясти, яко да благословит тя отец твой, прежде умрети ему500» (Быт.27:6–10).

2. Заметь любовь матери, или лучше – устроение Божие, потому что сам Бог подвигнул ее на такое намерение и все так устроил. Видишь ли прекрасное намерение матери? Посмотри же, как и Иаков осторожен и как он в ответе своем показывает кротость своего нрава. «Рече же, – говорит Писание, – к матери своей: Исав брат мой есть муж космат, аз же муж гладкий; да не како осяжет мя отец501, и буду пред ним яко презираяй, и наведу на себе клятву, а не благословение» (Быт.27:11–12). Велико было в этом сыне и благородство духа, и почтение к отцу! Боюсь, говорит он, чтобы мое старание не привело меня к противному, чтобы не показаться мне противником намерению отца и вместо благословения не навлечь на себя проклятие. Что же Ревекка, эта жена дивная, столько любившая своего сына? Пoелику она так делала не по собственной только воле, но и служила орудием к исполнению вышнего предречения, то и употребляет все усилия к тому, чтобы уничтожить страх сына и внушить смелость, так чтобы он привел в исполнение этот совет. Она не обещает ему, что он может обмануть отца и утаиться; но что? «На мне, – говорит, – клятва твоя, чадо: точию послушай гласа моего, и шед принеси мне» (Быт.27:13). Если бы, говорит, и случилось что-нибудь такое, ты сам не потерпишь никакого вреда. Поэтому не бойся, но смело «послушай гласа моего» и сделай то, что я тебе советую. Поистине, в том-то и состоит любовь матери, чтобы быть готовой все перенести за сына. Такими словами она смогла уничтожить страх в сыне. «Шед же взя и принесе матери своей502, и сотвори503 ...снеди, яко любляше отец его. И вземши Ревекка одежду504 ...сына своего старейшего добрую, яже бысть у нея в дому, облече505 Иакова, сына своего меньшего. И кожицами козлячими обложи мышцы его, и нагое выи его. И даде снеди и хлебы, яже сотвори, в руце Иакову, сыну своему. И внесе отцу своему» (Быт.27:14–18). Заметь здесь, вместе с любовью, и великую мудрость Ревекки. Выше сказано было, что один (из сыновей ее) был «космат», а другой «гладкий»; поэтому она и одела Иакова, как говорит Писание, в одежду Исава, обложила кожицами, со всех сторон придав ему такой вид, чтобы обман был успешен, дала ему в руки снеди и хлебы, и таким образом приготовила его идти к отцу. Но посмотри опять и здесь, как все это было делом вышней благодати. Когда мы делаем все, что зависит от нас, тогда в обилии получаем и Божию помощь. Для того именно, чтобы мы не ленились и не оставались в бездействии, (Бог) хочет, чтобы и мы привносили что-нибудь от себя, а затем и Он являет Свое содействие. Не все бывает от помощи свыше, а нужно привнести что-нибудь и нам; и не требует от нас всего (Бог), зная крайнюю немощь нашу, а последуя Своему человеколюбию, и желая иметь какой-либо повод к тому, чтобы показать Свою щедрость, Он ожидает посильных трудов и с нашей стороны. Так было и теперь. Как скоро Иаков и Ревекка сделали то, что нужно было с их стороны, Иаков послушал совета матери, а она исполнила все, что от нее зависело, тогда и благий Господь помог им легко совершить то, что было всего труднее, именно, чтобы дело обмана не открылось Исааку. Итак, когда Иаков принес отцу снеди, он спросил его: «Кто еси ты, чадо? И рече Иаков отцу своему506: аз Исав, первенец твой, сотворих ти507 якоже рекл ми еси: востав, сяди, и яждь от508 лова моего, яко да благословит мя душа твоя» (Быт.27:18–19). Представь себе, с каким беспокойством произносил эти слова Иаков. Если с самого начала он говорил матери: боюсь, чтобы не навести на себя клятву вместо благословения, то в каком страхе он должен был находиться теперь, выполняя это дело? Но как Бог содействовал этому, то и совершилось все успешно. Что же, скажет кто-нибудь, неужели Бог содействовал и такой лжи? Не просто испытывай, возлюбленный, случившееся; а узнай цель, так как не ради житейской какой-либо выгоды делалось это, а старался (Иаков) получить отеческое благословение. А иначе, если т.е. будешь просто судить о событиях и не станешь везде искать цели, то смотри, как бы и патриарха не назвать чадоубийцей, и Финееса – человекоубийцей. Но как тот не был чадоубийцей, напротив был более чадолюбив, чем кто-нибудь другой, так и этот не был человекоубийца, а только необычайный ревнитель. Каждый из них делал угодное Богу; а потому один удостаивается свыше великой награды за послушание, а другой прославляется за ревность. И «ста Финеес, – сказано, – и умилостиви» (Пс.105:30). Итак, если убийство и чадозаклание было одобрено в них, потому что совершалось по воле Божией, и мы обращаем внимание не на самые события, а на цель их, и на намерение тех, кто совершал такие дела, – то тем более здесь (в истории Иакова) надобно так рассуждать.

3. Итак, не на то смотри, что сказанное Иаковом было ложь, но помысли о том, что сам Бог все так устроил, желая привести в исполнение свое предречение. А дабы увериться, что Бог всему этому содействовал и трудное делал легким, посмотри, как праведник не смог заметить обмана, но поверив словам Иакова и вкусив с удовольствием принесенные яства, награждает его благословениями. Да и Исав не прежде возвращается с ловли, как уже когда все кончилось, и таким образом все показывает нам, что дело это происходило по намерению Божию. «Рече же, – говорит Писание, – Исаак: что сие, еже скоро обрел еси, о чадо? Он же рече: еже даде Господь Бог твой предо мною» (Быт.27:20). Еще с боязнью стоял Иаков, и страх его увеличивался; а все так было для того, чтобы познали мы через это, как человеколюбивый Господь не безусловно являет Свое промышление, а когда и с нашей стороны видит много ревности. Не оставь, возлюбленный, без внимания этого смущения (в Иакове), а заметь, что со всех сторон была для него опасность: он боялся и трепетал, чтобы из-за благословения не подпасть проклятию. «Рече же, – сказано далее, – Исаак509: приближися ко мне, и осяжу тя, чадо, аще ты еси сын мой Исав, или ни» (Быт.27:21). Судя по голосу (Иакова) праведник несколько сомневался; но как устроению (Божию) надлежало прийти в исполнение, то Он и не допустил его дознать обман. «Приближися же, – сказано, – Иаков510, и осяза его, и рече: глас убо глас Иаковль: руце же руце Исавове. И не позна его» (Быт.27:22–23). Видишь ли, как (Писание) показывает, что все это было делом благодати Божией, устроившей так, что и Исаак не узнал ничего сделанного, и Иаков получил отеческое благословение? «И не позна его, – говорит (Писание), – бысть бо руце его, яко руце Исава... И рече: аще511 ты еси сын мой Исав?» (Быт.27:23–24). Вот опять Божественное Писание показывает, что праведник еще колебался; он говорил: «аще ты еси сын мой Исав», чтобы из этого мы опять видели, что отец все делал, будучи побежден естественной любовью; а Бог все так устроял, провидя будущее и по добродетельным нравам назнаменуя и являя своих избранных. «И рече(Иаков): аз». После того, как (Исаак) спросил: «Аще ты еси сын мой Исав» и (Иаков) ответил: аз, сказал (Исаак): «принеси ми, и ям от лова твоего, чадо, да благословит тя душа моя» (Быт.27:25). Едва теперь освободился Иаков от беспокойства и принес отцу снеди, принес также вино, и (отец) пил, и рече ему: «Приближися ко мне и облобызай мя, чадо. И приближився, лобыза его: и обоня воню риз его, и благослови его, и рече» (Быт.27:26–27). Заметь осмотрительность512 Божественного Писания. Когда Исаак спросил: «аще ты еси Исав», и тот отвечал: «аз», и отец осязал его, и все еще несколько колебался, приходя в некоторое недоумение и подозрение от его голоса, и опять спросил: аще «ты еси сын мой Исав», и тот отвечал ему: «аз», и принес ему (снеди), и он ел, – тогда уже, сказано, «лобыза его и благослови его». Дабы кто-нибудь не подумал, будто Исаак относил свое благословение к лицу Исава, а не к тому именно, кого он облобызал, для того Божественное Писание и упомянуло, что он и лобызал, и благословил того, кого сам лобызал. «И обоня, – сказано, – воню риз его, и благослови его, и рече: се воня сына моего, яко воня нивы исполнены, юже благослови Господь: и да даст тебе Господь513 от росы небесные и от тука земли, и514 множество пшеницы и вина» (Быт.27:27–28). Да даст, говорит, «тебе», принесшему снеди, тому, которого я облобызал. «И да поработают тебе, язы́цы». Заметь, как он испросил ему сначала изобилие необходимого, а потом и господство над языками, предрекая тем и будущее благоденствие его, и умножение потомков его. «И поклонятся тебе, князи» (Быт.27:29). Не языков только покорение испрашивает ему, но и князей. «И буди господин брату твоему». Смотри, как праведник, сам не зная того, служит намерению Божию. И все это устроилось так для того, чтобы именно достойный по своей добродетели сын получил благословение. «И поклонятся тебе сынове отца твоего». Сынами Писание называет обыкновенно все потомство; так и здесь слова: «сынове отца твоего» означают то же, как если бы кто сказал: имеющие произойти от семени Исава, потому что Исаак не имел других детей, кроме этих двух. «Проклинаяй тя, проклят; благословляяй же тя, благословен». Вот венец благословения, вот главное из всех благ, – то, чтобы быть благословенным! Видишь ли человеколюбие Божие? Тот, кто боялся, чтобы вместо благословения не навлечь на себя проклятия, не только приобретает от отца такое обилие благословений, но за него проклинаются и те, которые покусились бы проклинать его. Научимся отсюда, что если кто захочет располагать свои дела по воле Божией, то получает свыше такое содействие, что чувствует это в самом ходе своих дел. Кто не изумится и не удивится неизреченному промышлению Божию в том, что Исав не прежде пришел с ловли, как уже цель этого умысла была достигнута, и Иаков, получив благословение от отца, уже ушел от него. Это именно внушает нам блаженный Моисей, когда присовокупляет здесь: «И бысть, по еже престати Исааку благословляющу Иакова, сына своего: и бысть, егда изыде Иаков от лица Исаака, отца своего; и Исав, брат его, прииде с ловитвы» (Быт.27:30).

4. Смотри, как после удаления того, тотчас приходит этот, не просто и не без цели, а для того, чтобы и он, ничего не зная, принес снеди и узнал от самого отца весь ход дела. Если бы он успел застать брата, то, может быть, увлеченный яростью, и убил бы его; если он хотел (сделать) это уже после, тем более сделал бы это во время самого происшествия. Но десница Божия хранила отрока, сделав его достойным благословения, а того (Исава) лишив и благословения, и первенства. Пришедши же, сказано, «сотвори и той снеди отцу своему..., и рече515 да востанет отец мой, и да яст от лова сына своего, яка да благословит мя душа твоя» (Быт.27:31). Смотри, как праведник опять приходит в беспокойство, и как смущается духом. Услышав (слова Исава), он сказал: «Кто еси ты? Он же рече: аз есмь сын твой первенец Исав» (Быт.27:32). Заметь, как он, много думая о (своем) деле, не удовольствовался ответом: «аз есмь Исав»; но еще прибавил: «...первенец. Ужасеся же Исаак ужасом велиим зело и рече: кто убо уловивый ми лов и принесый мне? И ядох от всех, прежде неже приити тебе, и благослових его, и благословен будет» (Быт.27:32–33)? Вот как праведник, пришедши в затруднение и рассказывая ему о случившемся, наносит ему жестокую рану присовокуплением слов: «Благослових его, и благословен будет». А сделал это праведник потому, что устами его руководила премудрость Божия, дабы Исав, в точности все узнав, сам уже видел, что ему не может быть уже никакой пользы ни от первородства, ни от настоящей ловли. Услышав же это, говорит Писание, «Исав возопи гласом велиим зело516 и горьким» (Быт.27:34). Что значит: «гласом велиим зело и горьким»? Этими словами Писание означает досаду и чрезвычайный гнев, каким (Исав) исполнился, узнав случившееся. «И рече: благослови убо и мене, отче. Рече же ему: пришед брат твой с лестию, взя благословение твое» (Быт.27:34–35). Брат твой, говорит отец, предупредив тебя, восхитил великое обилие всех благословений. Но дабы ты знал, что благодать свыше содействовала ошибке праведника, вот посмотри, как он сам признает это, говоря: «пришед брат твой с лестию»; он как бы оправдывается перед сыном и объясняет ему, что я-де по неведению излил благословения на того и готов был дать их тебе; но он, пришедши с обманом, взял благословение твое; он получил то, что было приготовлено тебе; не по моей вине это сделалось. И «рече, – сказано, – Исав: праведно наречеся имя ему Иаков; запя бо мя уже517 вторицею сие518, первенство мое взя и ныне взя благословение мое» (Быт.27:36). Не напрасно, говорит, получил он такое прозвание: имя его значит «запинание», которое он и сделал мне, лишив меня и первенства, и благословения. Что же далее Исав (говорит) Исааку? «Не оставил ли еси мне благословения, отче519 Исаак ему отвечал: знай, что все благословения я излил на него, если я сделал его господином над тобою. Заметь, как тотчас с этого начинает Исаак, и ничего другого уже не говорит, а только предрекает Исаву рабство и подчинение: «Аще господина его сотворих тебе, и всю братию его сотворих рабы ему, пшеницею и вином утвердих его: тебе же что сотворю, чадо» (Быт.27:37)? Ничего более не остается. Если я сделал его господином твоим, всех братьев – рабами его, и я желал ему обилия во всем нужном, то что еще остается? И «рече Исав ко отцу своему: еда едино есть благословение у тебе, отче? Благослови убо и мене» (Быт.27:38). После того как сказал отец: «И благослових его, и благословен будет», и изъяснил ему все благословение (данное Иакову), Исав говорит: благослови и меня, отче. Разве у тебя одно только и есть благословение? Разве не можешь ты удостоить своего благословения и меня, столь любимого тобою первенца, которого послал ты на ловлю? Смутил он отца такими словами; «умилившуся же, – сказано, – Исааку, возопи гласом520 ...Исав, и восплакася». Он увидел, что отец его в недоумении и не может, и не хочет переменить того, что уже сделано; и вот он к крику присоединяет плач, желая привести отца в большее сострадание. Тогда Исаак, сжалившись над ним, «рече ему: се, от тука земли будет вселение твое, и от росы небесные свыше; и мечем твоим жити будеши, и брату твоему поработаеши; будет же, егда низложиши и отрешиши ярем его от выи твоея» (Быт.27:39–40). Так как ты сам, говорит, желаешь получить от меня благословение, то знай, что для меня невозможно сделать противное воле Божией; впрочем, и тебе я испрашиваю (от Бога) наслаждение «от росы небесные»; знай, что ты будешь вести военную жизнь. «Мечем твоим жити будеши, и брату твоему поработаеши».

5. Но слыша это, никто не должен удивляться, что Иаков после этого, страшась брата, делается странником и удаляется в чужую (землю); никто, судя по такому началу, не должен думать, что пророчество не сбылось. Если Господь обещает что-нибудь, то, хотя бы мы и видели вначале какие-либо случаи, противные обетованиям, – не будем смущаться: ведь невозможно, чтобы (обетования Божии) совершенно не исполнились. А так бывает для того, чтобы праведники, во всех случаях более и более прославляясь, ясно всем нам показывали обилие силы Божией (в них действующей). И это ты можешь видеть в жизни каждого праведника, если со тщанием будешь рассматривать все повествования о них; так и теперь случилось. Не на то смотри, что (Иаков) тотчас обратился в бегство, но подумай о последующей его славе, – о том, что, по прошествии некоторого времени, этот самый, сделавшийся для него страшным, брат оказывает ему такое почтение; и после бедствий в чужой стране, он пришел в столь великую славу, что потомство его распространилось до бесчисленного множества и целый народ стал называться его именем. Теперь же Божественное Писание, показывая нам такой гнев брата его, что он замышлял и убийство, говорит: «И враждоваше Исав на Иакова о благословении, имже благослови его отец его» (Быт.27:41). А что это был не просто временный гнев, (Писание) указывает нам особо великую силу его злобы: «враждоваше», говорит, т.е. постоянно был во вражде, упорствовал в злобе, так что из самых слов его становилось очевидно его намерение, скрываемое в глубине души. «Рече бо, – говорится, – во уме521: да приближатся дние плача отца моего, да бых убил Иакова, брата моего» (Быт.27:41). Подлинно, гневный безумствует не меньше самих беснующихся. Посмотри, как этот демон, вошедши, делает безумными, подобно беснующимся, и побуждает их делать все вопреки очевидности; они и не видят ничего здраво, и не делают ничего, как следует, но все делают, как люди с поврежденными чувствами, потерявшие и самую способность рассуждать. Так и гневом воспламененные не узнают присутствующих, не помнят ни родства, ни дружбы, ни приличия, ни достоинства, и вообще ничего не принимают в соображение, но совершенно увлекаемые гневом, несутся в бездну. Что может быть жальче их, когда побежденные и порабощенные страстью, они доходят даже до убийства? Поэтому блаженный Павел, желая исторгнуть самый корень зла, пишет такое увещание: «Всяк гнев, и ярость, и клич... да возмется от вас со всякою злобою» (Еф.4:31). Не только, говорит, не хочу я, чтоб вы гневались и приходили в ярость, но не хочу и того, чтобы вы говорили что-либо ближнему, с «криком», разумея здесь тот крик, который происходит от гнева. Когда внутри возбуждается страсть и надмевается сердце, то уже и язык не может произносить слова тихо, а, обнаруживая расположение духа, побуждается говорить ближнему с криком. Итак, этот блаженный, желая, чтобы слушающие его жили в постоянном мире, говорит: «всяк гнев», т.е. всякое огорчение, от какой бы причины оно ни происходило, «и всякая ярость, и всякий клич... да возмется от вас». Потом, желая иссушить самый корень зла и сделать его бесплодным, говорит: «Со всякою злобою». Кто живет в таком расположении духа, тот всегда находится в пристани, свободный от земных волнений, не боится ни бури, ни кораблекрушения, но, как бы плавая во время тишины или оставаясь в безопасной пристани, проводит настоящую жизнь вне всякого волнения, и, мало того, он еще приготовляет себе наслаждение бесконечными и неизреченными благами, которых да возможем достигнуть и все мы, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

494

Злат.: Βεὴλ τοῦ Χετταίου; в Лукиан. сп. (по «de Lag».) – Αἰλὼμ τοῦ Εὐαίου – «Элома Евеянина»; чтение Слав. Б. «Веоха Хеттеина» согласовано с Сикстин. изданием 1586 г.; в Алекс. сп. этому соответствует Βεὴρ, согласно с евр. «Беер».

495

Βασεμὰθ; в Лукиан. сп. читается Μασεθὰμ – «Масефам».

496

᾿Ελὼμ τοῦ Εὐαίου согласно с Алекс. и мн. другими сп.; в Лукиан. – Βαὶωρ τοῦ Χετταίου – «Веора Хеттеина»; чтение Слав. Б.: «Елона Хеттеина» согласуется с Коислиан. и др. сп. и евр. т.

497

Дальнейшие слова: καὶ εἶπεν, ἰδοὺ ἐγὼ, καὶ εἶπεν – «и рече: се аз. И рече» (Слав. Б.) у Злат. не читаются согласно с Бодлеан. и 130 сп. («de Lagarde» Genesis gr.) или опущены для краткости; в Лукиан. сп. они читаются.

498

Εἶπε δὲ Ῥεβέκκα πρὸς τὸν υἱὸν αὐτῆς τὸν ἐλάσσω; в Лукиан. сп. этому соответствует: καὶ Ῥεβέκκα εἶπε πρὸς Ιακωβ τὸν υἱὸν αὐτῆς τὸν νεώτερον – «Ревекка же рече ко Иакову сыну своему меньшему» (Слав. Б.); последнее чтение ближе к евр. т.

499

Злат. υἱέ μου; в Лукиан. μου – «мой» не читается.

500

Злат. πρὸ τοῦ ἀποθανεῖν αὐτὸν согласно с Алекс. и др. сп., и также евр. т.; в Лукиан. сп. αὐτὸν – «ему» не читается, как и в Слав. Б.

501

ὁ πατὴρ без дополнения; μου – «мой» (Слав. Б.), читаемого в Лукиан. и др. сп., согласно с евр. т.

502

Злат.: τῇ μητρὶ αὐτοῦ согласно с мн. греч. сп. и евр. т.; в Лукиан., Бодлеан. и Алекс. сп. αὐτου – «своей» не читается, как и в Слав. Б.

503

Слова: ἡ μήτηρ αὐτοῦ – «мати его» (Слав. Б.), читаемые обыкновенно в греч. сп. согласно с евр. т., у Злат. опущены, как и в Феррар. сп. (106 у «Holmes».

504

῾Ησαῦ – «Исава», читаемое обыкновенно в греч. сп., как и в евр. т., у Злат. опущено.

505

Αὐτὴν – «оною» (Слав. Б.) не читается у Злат. согласно с Алекс., Монак., Циттав. и др. сп., а также евр. т.; в Лукиан. читается.

506

Злат.: τῷ πατρὶ αὐτοῦ согласно с Алекс., Лукиан. и мног. др. сп. и евр. т.

507

πεποίηκά σοι согласно с сп. Дорофея; в Лукиан. и проч. Списках, как и евр. т., σοῖ – «тебе» не читается.

508

ἐκ согласно с сп. Дорофея и чтением у Кирилла Алекс.; в Лукиан. и мн. сп. ἐκ или ἀπὸ – «от» не читается.

509

τῶ Ιακὼβ – «Иакову» не читается у Злат.

510

πρὸς ᾿Ισαὰκ τὸν πατέρα αὐτοῦ – «к Исааку, отцу своему» не читается у Злат.

511

Εἰ σὺ εῖ᾿ ὁ υἱός μου согласно с сп. Дорофея и немн. др.; вместо этогов Лукиан.: σὺ εῖ᾿ ὁ υἱός μου – «ты ли еси сын мой» (Слав. Б.).

512

τὴν παρατήρησιν.

513

Злат.: Κύριος согласно с немн. греч. сп. (18, 72 и др. у «Holmes»), в Лукиан., Алекс. и др. согласно с евр. т. – ὁ Θεὸς – «Бог» (Слав. Б.).

514

Καὶ – «и» в Лукиан. сп. опущено.

515

Слова: τῷ πατρὶ – «отцу» (Славян. Б.), читаемые в Алекс. и др. сп. согласно с евр. т., опущены у Злат., как в Лукиан. и др. сп.

516

Злат.: φωνὴν μεγάλην σφόδρα καὶ πικρὰν согласно с сп. Дорофея; вместо этого в Лукиан., Алекс. и др. сп., согласно с евр. т., – φωνὴν μεγάλην καὶ πικρὰν σφοδρα – «гласом велиим и горьким зело».

517

Вместо ἰδοὺ – «се» (Слав. Б.) у Злат. читается здесь, согласно с Лукиан. и мн. сп., только ἤδη – «уже».

518

Злат.: τοῦτο, что не читается в Лукиан. сп.

519

Οὐχ ὑπελίπου μοι εὐλογίαν согласно с Алекс. сп. и евр. т.; вместо этого в Лукиан. читается: οὐχ ὑπολέλειπτό μοι εὐλογία – «не осталось ли мне благословение».

520

К φονῇ – «гласом» дополнение: μεγάλῃ – «велиим» (Слав. Б.), находящееся в Бодлеан. (Swete) и немногих др. сп. (Holmes), не читается у Злат. согласно с Лукиан., Котопониан. и др. сп.

521

Слова: «Исав» и «своем», читаемые обыкновенно в сп., опущены здесь у Злат., очевидно, для краткости речи.

Комментарии для сайта Cackle