Источник

§ 5. Распределение мелодических строк и вариантов греческого распева: 1) по видам распева; 2) по восьми гласам; 3) по видам песнопений, и 4) по месту в песнопениях и периодах

1) Подлинные греческие напевы разделяются на медленные (παπαδικὰ, χερουβικὰ, καλοφωνικὰ), средние (преимущественно стихирарные) и скорые (преимущественно ирмологийные). Греческий распев в России не представляет собой полного годичного круга богослужебного пения, не имеет и того обилия напевов для одних и тех же песнопений, какое существует в восточных греческих церквах; в Обиходе же синод. издания круг его напевов ещё более ограничен. Здесь изложены, так сказать, лишь необходимые дополнительные напевы к существовавшим уже у нас основным напевам – столповым или знаменным. А потому и классификация подлинных греческих напевов не может быть вполне к ним применима и достаточно подтверждена примерами. Сверх того, в наших нотных книгах нет и надписаний для различения напевов этого распева по их длительности и украшенности, как будто все они имеют одно и то же построение, стиль и характер.

Однако же достаточно простого непосредственного взгляда на эти напевы, чтобы заметить, что и они имеют неодинаковую протяжённость и украшенность.

а) Одни из них изложены более протяжёнными нотами, имеют над отдельными слогами текста не по одной, а по несколько нот и сверх того на сильных ударениях и на концах мелодических строк снабжены украсительными группами нот, представляющими собой более или менее продолжительные и витиеватые или игривые извития голоса, вследствие чего и поются более медленно и торжественно сравнительно с другими песнопениями. Песнопения, сюда относящиеся, отличаются сверх того широтой и высотой (распространением кверху) своих звуковых областей, которые превышают объем тетрахорда и пентахорда, а также свободой в употреблении гласовых примет (звуков господствующих и конечных) и разнообразием мелодического движения, по которым они не держатся в точности установленных для того или другого гласа формул, а более или менее отступают от них, как их отдалённые варианты, составляющие их наиболее свободное развитие. Наконец, напевы эти богаче количеством сменяющихся в них мелодических строк и их форм, но имеют краткие текстовые строки, т. е. отличаются наибольшей разделительностью фраз и понятий, заключающихся в тексте и большей их выразительности. Вообще в этих песнопениях даётся, если не преобладающее, то по крайней мере важное значение звукам и их сочетаниям сравнительно с текстом песнопений. А по всему этому напевы этого рода мы вправе причислить к разряду больших распевов и назвать их доброгласными или украшенными (καλοφωνικὰ).

С другой стороны, напевы эти вполне соответствуют разряду больших распевов и содержанием, и употреблением песнопений, к которым они прилагаются. Именно, ими распеты не обычные или рядовые тропари и ирмосы, но особые от них наиболее торжественные и преимущественно праздничные песнопения. Таковы: припевы на 9-й песни праздничных канонов: „Величай душе моя“ и проч. (глас 1); кондаки в навечерии Рождества Христова и Богоявление: „Дева днесь“, „Во струях днесь“ (гл. 3); непорочны в Великую субботу (гл. 3 и 5); и ныне к стихирам Пасхи: „Воскресение день“ и „Христос воскресе“ (гл. 5); причастен: „Творяй ангелы“ (гл. 7); „Взбранной воеводе“ и „Повеленное тайно“ (гл. 8)35.

Впрочем, и в медленных песнопениях нашего греческого распева мы не встречаем слишком обильного и широкого развития мелодических фраз ни пространных украшений, который доныне существуют в греческой Церкви под именем кратимат, аненаков и терерисм. В напевах русской Церкви, хотя бы и заимствованных из греческих, мелодическое движение и развитие весьма умеренное, не заглушающее текста и не ослабляющее его мысли и выражения излишеством звуков.

б) Затем в нашем греческом распеве есть напевы скорые, притом двух видов, из которых один можно назвать ускоренным, а другой беглым пением, или первый силлабическим, а второй речитативным. Оба эти вида нередко излагаются вдвое кратчайшей нотацией, чем напевы медленные, но главным образом отличаются от этих последних ускоренным мелодическим движением и простотой своих форм. При чем силлабический вид для каждого слога текста имеет по одной неделимой ноте (πρῶτος χρόνος) с растяжением оной на сильных ударениях и концах строк, но сохраняет довольно разнообразное иногда же и очень свободное мелодическое движение по звуковой лестнице вверх и вниз, а равно и раздельность понятий при делении текста на строки; речитативный же вид, сверх своего силлабического стиля, отличается ещё обилием и обширностью речитативных частей, более узкими пределами звуковой области и отсутствием в мелодии высоких нот, наконец, меньшим количеством и простейшим устройством мелодических фраз, при продолжительных текстовых строках, представляющих собой наименьшую раздельность фраз и понятий, заключающихся в песнопении, а потому и меньшую их выразительность. Это напевы сокращённые, по большей части схематического устройства, с однообразной последовательностью мелодических строк и с преобладанием слова над музыкой. Это скорее ораторская дикция, чем пение. – Напевы этого последнего вида употребляются при богослужении для песнопений, не соединённых с пространными священнодействиями и не имеющих значения заключений в том или другом ряде песнопений. Причём, сохраняя только основное свойственное гласу мелодическое движение и имея однообразное последование мелодических строк, весьма легки и удобны для распевания по ним других однородных с ними песнопений, даже без всякого предварительного к тому приготовление и без нотного положения, и потому, по сравнению с такими же напевами стихир, могут быть названы подобнами тропарей.

К ускоренно-силлабическому виду относятся, наприм., воскресные тропари по непорочных (глас 5), степенна (гл. 4), песнопение на молебном каноне Пресвятой Богородице. К речитативным должно отнести вообще песнопения, имеющие краткие мелодии, многословные текстовые строки и продолжительные речитативы. Таковы песнопение Синод. Обихода: Богородичны 2-го пасхального канона (глас 1), „Величит душа моя Господа“ (гл. 6), „Моление теплое“ по 3-й песни молебного канона Богородице (гл. 2), „Хвалите имя Господне“ и др. Таковы же и все так называемые обычные напевы тропарей и ирмосов, обращающиеся ныне в устной клироснопевческой практике.

в) Есть, наконец, напевы греческого распева, не имеющие всех свойств распева большого, однако такие, которые не могут быть причислены и к разряду скорых или сокращённых. Это напевы средние между теми и другими. Они не имеют медлительности и украшенности напевов доброгласных, потому что написаны в стиле силлабическом и не имеют в своём мелодическом составе фраз пространно украшенных, но сохраняют, как и те, ту же раздельность фраз и понятий текста, а по местам украшаются краткими игривыми оборотами вместо обычного и простого последования звуков. В противоположность напевам скорым они не имеют обильных и продолжительных речитативов, а равно и сокращений в мелодии. Напевы эти могут быть названы самогласными, так как при правильности гласовых примет, представляют собой правильное и умеренное, но не подражательное или однообразное, а до известной степени самостоятельное и разнообразное мелодическое движение, без строго схематического устройства, с применением мелодии к мысли и словесному составу текста. В общем они могут служить образцами и для других одного с ним вида песнопений, но подряжаются в них не буквально или механически, а лишь в главных чертах, предполагая применение распеваемых по ним песнопений к словесному составу каждого из них в особенности и при том нотное их изложение.

Сюда относится наибольшая часть песнопений греческого распева, изложенных в Синод. Обиходе, каковы, наприм., воскресные тропари с их богородичными, блаженны и задостойники всех восьми гласов, „На реках Вавилонских“, ирмосы Пасхи с песнопениями по 3-й и 6-й песни, стихиры Пасхи по хвалитех, „Достойно есть“, „Высшую небес“ и другие песнопения.

В современной нам клиросно-певческой практике первый из этих видов распева, т. е. медленно-украшенный совершенно вышел из употребления, средний употребляется в немногих песнопениях, которые и поныне поются ещё по нотным книгам; употребителен же, главным образом, малый распев и преимущественно речитативный его вид. А потому естественно и нам несколько далее остановиться на этом виде распева.

В Обиходе Синод. издания образцы малого греческого распева не многочисленны, устной же клиросной практикой большая часть употребительных его напевов превращена в речитативные, которые в позднейших нотных изданиях получили название обычных напевов. Причиной их образования служит стремление певцов ускорить богослужебное пение особенно в тех песнопениях, которые не сопровождаются продолжительными священнодействиями и не имеют преимущественного перед другими литургического значения. Другой не менее благовидной причиной к тому была потребность облегчить распевание по данным образцам или подобнам многочисленный не распетые нотно песнопения – тропари, кондаки и ирмосы, потому что образцы греческого распева, изложенные в нотном Обиходе, при некоторой протяжённости напевов, при обилии вариантов и разнообразном последовании строк, не представляли к тому полного удобства. Нужно было установить более однообразные и простые формы напевов, со схематическим устройством мелодии. Это и достигнуто клиросной практикой в обычных тропарных и ирмологийных напевах.

Таким образом, обычные напевы греческого распева, как сокращённые и видоизменённые, не сохраняют всех свойств не только подлинного греческого пения, но и перевода Мелетиева; однако же и они по своему строению не лишены некоторой системы и обобщающих их отличительных признаков. Они отличаются:

а) Краткостью нотации. Bсе песнопения обычного греческого распева в новейших его изданиях (а некоторые и в Синод. Обиходе) излагаются вдвое кратчайшими нотами.

б) Теснотой звуковых областей и разными отступлениями. Большая часть песнопений, принадлежащих к этому виду распева, удерживает приметы гласов среднего распева, равно как и общий характер и общие формы мелодического голосоведения, свойственного тому или другому гласу, и лишь немногие песнопения имеют более или менее самостоятельное движение36, но вообще происходят в тесных пределах гласовых областей кварты и квинты; другие из них транспонированы в иные тональности, обыкновенно на кварту, а некоторые на терцию выше их нормальной высоты37 и пр.

в) Малоколичественностью повторяющихся мелодических строк и вариантов. В напевы обычного распева заимствовано из распева среднего весьма ограниченное количество строк и их вариантов. Так напев тропарей первого гласа в обычном пении состоят из двух только строк – повышение и понижение, чередующихся без всякого их варьирования до конца песнопений; в ирмосах воскресных того же гласа и Рождеству Христову правильно чередуются два варианта повышения, заключаемые наконец однообразной строкой понижения; в ирмосах Пасхи напев сверх того ещё дополняется вариантом восходящим до ля, составляющим обыкновенно предконечную строку в песнопениях. Средние добавочные строки, особые варианты строк начинательных и заключительных почти не встречаются.

г) Родом или стилем композиции. Стиль обычных напевов иногда силлабический, допускающий на каждый слог текста по одной или вообще по незначительному количеству нот, по большей же части речитативный, повторяющий многократно один и тот же звук к ряду. Гласовые строки обычного вида греческого распева вообще составляют простое механическое сокращение строк среднего распева с речитативным характером, с удалением из напевов не только звуковых распространений, украшений и игривых оборотов, задерживающих мелодическое движение, но и вообще мелодического восхождения и нисхождения по звуковой лествице. Они отличаются напротив однообразием, краткостью и простотой построения и, так сказать, бесцветностью форм.

Вместе же с тем они чужды и художественной выразительности, вызываемой понятиями фраз и слов текста. – В случай изобилия или недостатка слов в строках, они распространяются или сокращаются, как в малом Киевском распеве, лишь в своих речитативных частях, который поглощают наибольшее количество слогов текста.

д) Ритмическими делением текста. В большом и среднем распеве некоторая протяжённость мелодии не допускает в текстовых строках соединения многих слов, хотя бы имеющих грамматическую и логическую связь между собой. Строки эти состоят из полустиший, представляющих собой по большей части не целые предложения, а лишь тот или другой логический член предложения, например, подлежащее, прямое дополнение, сказуемое с ближайшим к нему словом и проч., и обыкновенно заключают в себе два-три слова текста, между тем как строки малого распева содержать в себе по большей части целые предложения и по этому весьма часто совмещают в себе каждая по две текстовых строки большего и среднего распева; так что иногда лишь это количественное содержание текста служит единственным и вместе типическим признаком сокращения напева. Различие в количественном содержании строк можно яснее выразить следующим сравнительным делением их в богородичне 6-го гласа:

Большой и средней распев.

Благословенную нарекий

Твой Матерь,

Пришел еси на страсть

Вольным хотением и проч.

Малый распев.

Благословенную нарекий Твой Матерь,

Пришел еси на страсть вольным хотением и проч.

е) Схематическими устройством мелодии. Сочетание мелодических строк в связную мелодию в большом и среднем распеве зависит от состава самого текста, без которого ни их последовательность, ни количество в периодах не могут быть определены с точностью, напевы же малого распева имеют устройство схематическое, т. е. каждый из них содержит в себе определенное количество однообразной конструкции строк, повторяющихся при том в определенном и неизменном порядке без строгого соответствия мысли и составу текста. Такое устройство строк и их периодов образуют схему гласа, по которой удобно выпеваются все принадлежащие к нему известного вида песнопения, без особого положения их мелодий на ноты. Строки добавочные в этих напевах встречаются весьма редко.

Но обычное пение тропарей и ирмосов, как увидим ниже, не удержалось и в этих узких пределах, смешав греческий распев с другими кратчайшими напевами разного и даже неизвестного происхождения.

2) По восьми гласам. Песнопения греческого распева, как и других распевов, разделяются на осмогласные, т. е составленные с ясными приметами и характером мелодического движения, которого либо из восьми гласов (с определенной звуковой областью, с известными господствующими и конечными звуками) и неосмогласные, не имеющая ясных голосовых примет, а сверх того отличающиеся от первых и некоторыми особенностями мелодического движения38. Осмогласные песнопения воскресных служб сменяются в годичном круге богослужения по столпам, а песнопения служб праздничных следуют особым указаниям церковного устава и богослужебных книг.

В напеве каждого гласа имеется небольшое количество строк (2–3), но строки эти располагаются в них не однообразно и повторяются не с математической точности, а сверх того имеют немалое количество вариантов. Отчего гласовые напевы не имеют схематического устройства и выясняются лишь из сопоставления разных мелодических периодов.

В каждом из гласов греческого распева можно различать: а) строки и варианты только ему одному свойственные, с известными гласовыми приметами и частным определенного вида мелодическим движением; иногда из вариантов одной и той же мелодической тэмы один усвояется одному гласу, другой другому; б) Строки и варианты господствующие, т. е. повторяемые многократно в гласовом напеве, и второстепенные, встречающиеся реже, а также вводные, представляющие собой оригинальные отступления от обычных форм того или иного гласа; в) есть, наконец, строки, сходные в разных гласах, как сродно-музыкальных, так и тех, которые не имеют этого сродства. – Однако сходство этих строк в их тэмах или вместе и в форме мелодического движения в греко-русском распеве не имеет правильной системы и регулярности, как это бывает в подлинном греческом пении и частью в нашем знаменном распеве, а скорее объясняется одинаковостью звуковых областей и окончаний в некоторых гласах, или даже представляется случайным совпадением мелодических оборотов, и только в немногих песнопениях основывается на сродстве гласов. К этим последним должно отнести, наприм., воскресные тропари по непорочных гласа пятого (Синод. Обих. л. 68). с вариантами, во многом сходными с каноном Пасхи первого гласа, и немногие другие мелодии.

В греческом распеве не видится и искусственного сочетания разных гласов в одном и том же песнопении, но встречается употребление одного гласа вместо другого, ему сродного, или употребление одного общего напева для двух сродно музыкальных гласов. Таковы общие напевы песнопений 2-го и 6-го гласов по 3-й и 6-й песни молебного канона Богородице (Синод. Обих. л.л. 241 и 244 об.) и таких же песнопений пасхального канона гласов 4-го и 8-го (Там же л.л. 214 об. и 219 об.).

Впрочем, система гласов греческого распева в России, при сходстве многих из них в звуковых областях, а также в конечных и частью господствующих звуках, как сказано будет ниже, не имеет той ясности и определённости, какую имеют системы прочих распевов русской Церкви.

3) По видам песнопений. Наш дополнительный к знаменному греческий распев, как выше сказано, не представляет собой полного годичного круга богослужебных песнопений. Он не имеет целого весьма обширного отдела песнопений стихирных (на Господи воззвах, на стиховне, на литии, на хвалитех), самогласных ли то или подобных, а также и песнопений степенных, седальных и прокимнов, заупокойных и многих других, но только песнопения: а) тропарные (тропари, кондаки, икосы, ипакои и некоторые светильны); б) блаженны; в) ирмосы; г) некоторые не сменяемые песнопения всенощного бдения и литургии.

Эти виды песнопений в общей своей конструкции принадлежат к которому либо из восьми гласов, но каждый вид, – тропарь, блаженна, ирмос, – сохраняя существенные приметы своего гласа, часто в подробностях мелодического движения оказывается несходным с другими видами того же гласа. Это зависит от их словесной, а затем и мелодической формы, именно от того или иного подобна, по образцу которого составлено и распето известное песнопение. Таких образцов или подобнов для разных видов песнопений в каждом гласе имеется несколько. Каждый из этих подобнов, при общих свойствах Власовой мелодии, имеет и некоторые особенности в количестве и форме строк, а также и в их последовании. Главнейшие из подобнов суть: воскресные тропари, блаженны, ирмосы, задостойники, некоторые отдельные праздничные песнопения.

Тропари воскресни с их богородичными представляют собой хотя самогласные, но более простые и обычный гласовые формы напевов. В них мы не видим ни значительных расширений звуковых областей с высокими нотами, ни большой искусственности мелодического движение, ни отдалённых вариантов, ни значительных мелодических распространений. Это общие образцы для распевания по ним целого рада обычных тропарей дневных и праздничных. Запев „Бог Господь“ имеет ту же гласовую мелодию, какую и воскресный тропарь известного гласа с его богородичным, но за краткостью своего текста, с сокращёнными и даже слитными мелодическими строками, и потому не может служить образцом дли распевания по нему других песнопений, и только в обычном пении принимает схематическое устройство, вполне сходное с таковым же устройством тропарей.

Блаженны и задостойники по большей части составлены более искусственно, чем тропари воскресни, но в том же дух и стиле. К особенностям их принадлежать: варьирование некоторых строк ниже их нормальной высоты, постепенное возвышение мелодического движения, искусное сочетание мелодических строк в периоды и строфы. Примерами художественного сложения такого рода образцов могут служить: блаженна и задостойники четвертая гласа (Синод. Обих. л.л. 119, 146–50).

Ирмосы представляют собой несколько иное построение, именно: в них замечается более живое и свободное голосоведение, чем в других песнопениях; встречаются мелодические строки дополнительные и вводные, и вообще фразы только им одним свойственные. В пасхальном каноне первого гласа мы видим большое разнообразие строчных вариантов, вращающихся на высоких и средних нотах и сменяющихся обычными формами строк; но вариантов ниже нормальной тэмы строки в этом каноне не встречается; не замечается и тщательного художественного подбора, и распределения вариантов по периодам и строфам. В напевах канона преобладает элемент словесного состава текста перед музыкально-ритмическим выражением.

Наконец, большая часть отдельных песнопений греческого распева, изложенных в Синод. Обиходе, преимущественно праздничных, отличается от прочих песнопений или более богатым и широким развитием мелодий, или более симметричным расположением мелодических строк, а иногда и некоторыми отступлениями в гласовых приметах.

Примечание. Образцы всех этих видов песнопений можно видеть в особом к сему нотном „приложении“.

4) Но месту в песнопениях и периодах. Гласовые напевы греческого распева большей частью состоят из двустрочного мелодического периода, сменяющегося в продолжении песнопений периодами в три строки и более. В составе периодов фигурируют обычные гласовые строки повышения и понижения, но чередуясь с их вариантами. В песнопениях, кроме обычных строк, различаются ещё особые начинательные и заключительные их варианты, а в некоторых из них, сверх того, и особые формы строк средних.

Почин в смысле особого добавочного мелодического оборота в начальном периоде песнопений почти не встречается в нашем греко-русском распеве. То, что в некоторых песнопениях кажется почином, есть не добавочная начальная фраза, а необходимая начальная строка, составляющая повышение первого периода, только иногда изобилующая звуками за краткости выпеваемого текста, или же усиленная ими по какому-либо мелодическому или ритмическому расчёту. Таковы первые фразы над словами „Бог Господь“ в гласах 2-м, 6-м и 7-м. Песнопение обыкновенно начинаются первой обычной строкой гласового периода и лишь немногие из них имеют в своём начале особый начинательный вариант этой строки, интонированный обыкновенно на низших, реже на высших звуках, сравнительно с прочими строками напева. Примеры а) почина и б) начинательного варианта в песнопениях.

Подобным сему образом особыми вариантами начинаются блаженны: 3 гласа „Отвергшаго Христе“, 4 гласа „Древом Адам“ (Синод. Обих. л. 119) и другие песнопения.

Средние строки суть обычные формы и варианты гласового периода. Но наряду с ними среди песнопений встречаются иногда варианты особой формы, отличающиеся от прочих гласовых строк, главным образом, перенесением сильного ударения на низшие, реже на высшие, соседние ступени.

Это строки добавочные или вводные в гласовых периодах дополняющая собой его обычное повышение и составляющие обыкновенно его первый, иногда же второй член. Примеры:

Впрочем, некоторые из этих строк, как по своей мелодии, так и по тексту, иногда представляются не членами того или другого соседнего с ними периода, а как бы особыми от них, дополнительными в ряду их звеньями напева (См. наприм. „Тебе Бога хвалим“ 3 гл. в Синод. Обих. на л. 253).

В гласовых напевах отчётливее всех их периодов выделяется своими особенностями период заключительный всего песнопение, именно: предконечная его строка обыкновенно варьируется на высших нотах, чем обычное его повышение, а заключительная или финальная, кроме видоизменения своей формы сравнительно с обычным понижением периода, ещё нередко распространяется и украшается. Некоторые, впрочем, песнопение, особенно в обычном ныне пении, заканчиваются обыкновенные гласовым периодом. Многочисленные примеры видоизменения и распространения предконечной и конечной строки можно видеть в главе о мелодических украшениях и в нотном „приложении“.

Примечание. В обычном пении некоторые песнопения начинаются понижением гласового периода. Таковы. наприм. воскресные ирмосы 4 гласа: „Моря чермную пучину“ и Кресту, 8 гл. „Крест начертав Моисей“.

* * *

35

См. приложение 3.

36

К таким песнопениям должно отнести: «Величит душа моя Господа» (Обих. л. 75) и др.

37

На терцию выше нотируются (в квинту от тоники) наприм. Ирмосы 4-го гласа. «Моря чермную пучину»; песнь Богородицы 6-го гласа и Степенна 4-го гласа и проч.

38

Перечень их см. выше, в § 2.


Источник: Осмогласные роспевы трех последних веков православной русской церкви / [Соч.] И. Вознесенского. - Киев: Тип. С.В. Кульженко, 1888-. / Ч. 3: Греческий роспев в России (Историко-техническое изложение). - 1893. – [1], 115, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle