LIII. О кончине мира и страшном суде
Основываясь на Слове Божием, Православная Церковь учит, что 1) страшный суд Христов будет всеобщий. Пред этим судом предстанут «все народы», начиная от сотворения мира до последнего дня, когда о сем в Евангелии сказано: «Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силой многой и славой. И тогда Он пошлёт Ангелов Своих, и соберёт избранных Своих от четырёх ветров, от края земли до края неба» (Мк.13:26)... «И тогда восплачутся все племена земные» (Мф.24:30). И апостол Павел подтверждает это, когда говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках, в сретение Господу на воздухе, итак всегда с Господом будем» (1Фес.4:16). 2) На страшном суде Христовом раскроются и изобличатся «все» наши мысли, слова и дела, явные и тайные, о чём святой Евангелист Иоанн Богослов говорит в Откровении (Откр.20:12). Апостол Иуда о сем так пишет: «Се идёт Господь со тьмами святых ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (Иуд.1:14–15). А апостол Павел тоже говорит, что «прийдёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке, и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор.4:5). 3) Суд этот будет праведнейший, ибо Судьёй будет Сам Господь, «воздающий каждому по делам», без лицеприятия. «Ты сам себе, – говорит апостол Павел, – собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его... ибо нет лицеприятия у Бога» (Рим.2:5–6:11). И апостол Пётр говорит, что Бог «нелицеприятно судит каждого по делам» (1Пет.1:17). 4) На страшном суде решится участь наша на всю вечность. Пшеница отделится от плевел, овцы от козлищ; между теми и другими утвердится непроходимая пропасть, и никто уже не изменит вечного решения (Мф.13:49–50:15:32–33:46; Ис.48:13). Последствия страшного суда для благочестивых будут весьма утешительны (Лк.14:14; Мф.19:28–29), а для грешников они будут ужаснейшие (Сир.5:3; Откр.21:8; Мф.25:41; Притч.16:25). Таков будет Страшный суд Христов по учению Православной Церкви и по указаниям Слова Божия. Были о нём пророчества ещё в Ветхом завете (Быт.18:25; Исх.3:13–14:4:4; Иер.25:30:48:21; Ос.4:1; Мал.3:5; Пс.1:5:75:10), и имеются прямые указания в Новом завете (Мф.13:49–50:16:27:21:25–27:24:36–45). Только о дне и часе страшного суда никому неизвестно, кроме Бога (Мк.13:32–37; Мф.25:14–30; 2Пет.3:10; Откр.3:3:16:15:22:20 и др.).
Всемогущий Бог, – создавший из ничего дивную вселенную, для Которого нет ничего невозможного, – ясно свидетельствует в Священном Писании, что при воскресении мёртвые восстанут в тех же телесах, с которыми мы живём, умираем и полагаемся во гроб. «Оживут мертвецы Твои, – пророчествует по вдохновению Божию святой пророк Исаия, – восстанут мёртвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прах: ибо роса Твоя – роса растений и земля извергает мертвецов» (Ис.26:19). «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, – читаем у прор. Даниила, – одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2; Иез.37:3:12–13. Сравн. 2Ездр.7:32–33:14:35; Иов.19:25–26; 2Мак.12:39:43–44; Прем.16:13–14; Тов.13:2; Втор.22:39). Ещё яснее о том свидетельства Нового Завета: «Не дивитесь сему, – говорит Сам Христос Спаситель, – ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия. И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин.5:28–29). И святой апостол Павел также учит: «Если мы соединены с Ним (Христом) подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим.6:5:8). «Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых животворит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим.8:11). «Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся, вдруг во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся, ибо тленному сему надлежит облечься в нетление» (1Кор.15:51–53).
Второе пришествие Христово будут предварять, по Писанию, некоторые особые признаки, которых теперь в наличности пока ещё не имеется. Так, во-первых, не вполне проявились теперь ещё особенные ослабления нравственности. Ведь пред кончиной мира «восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры, землетрясения по местам: и по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф.24:7:12). «Будут глады и смятения. Это начало болезней. Предаст же брат брата на смерть, и отец детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их» (Мк.13:8:12). Во-вторых, пред кончиной мира во внешней природе будут особенные знамения, которых в настоящее время также нет: «и вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» (Мф.24:29). В-третьих, перед кончиной мира «будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет» (Мф.24:21). Но такой скорби, которая была бы сильнее, чем в прежние времена, ещё не было. В-четвёртых, к тому времени «проповедано будет сие Евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придёт конец» (Мф.24:14); но Евангелие, хотя и переведено теперь на очень многие языки и наречия, однако ещё не проповедано всем народам. Наконец, в-пятых, нет ещё антихриста, а известно, что «день тот не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святыней, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2Фес.2:3–4). Отсутствие всех этих признаков в настоящее время и даёт нам уверенность относительно того, что Своим долготерпением Господь пока отдаляет от нас время страшного Своего второго пришествия, как сказано: «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9) (свящ. В.Черкесов).
Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в вопросе о кончине мира и страшном суде
О кончине мира
Мф.24:33–34. «Так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.
Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет».
Объясн. Отсюда не видно, чтобы под «родом сим» разумелись люди нынешнего времени, тем более что и Писание говорит о невозможности знать дня кончины мира: Мф.25:13; 2Пет.3:4–8. Теперь ещё нет тех всех признаков, какие предварят кончину мира: Мк.13:24–25; Мф.24:30.
Мк.13:29–30. «Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях.
Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет».
Деян.17:30–31. «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределённого Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мёртвых».
Объясн. Оставляя времена неведения, Бог повелевает всем покаяться, т.е. сознать и исповедать свои заблуждения и грехи, чтобы начать новую жизнь: Мф.3:2–3; ибо Он назначил день (разумеется день всеобщего суда), когда каждый должен будет отдать отчёт в делах своих: Мф.25:31–46. Неизбежность этого дня засвидетельствована многими местами Писания: Мф.24:30; Мк.13:26–27; 1Фес.4:16–17 и др.
Иак.5:8; 1Пет.4:7–17. «Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается».
Объясн. Слова эти были сказаны почти две тысячи лет тому назад, отсюда подтверждение непреложной истины, что у Господа тысяча лет, как один день, и наоборот: 2Пет.3:4:8, а также, что день и час пришествия Господня неизвестен: Мф.25:13; Мк.13:32; 1Фес.5:1. Апостол Павел внушает не спешить умом колебаться, будто уже наступает день Христов: 2Фес.2:2.
Евр.10:37. «Ибо ещё немного, очень немного, и Грядущий приидет и не умедлит».
Объясн. Эти слова не дают нам основания утверждать о скорости второго пришествия Господня потому, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день: Пс.89:5; 2Пет.3:8. Притом же Сам Господь говорил, что мы не знаем ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий: Мф.25:13; Мк.13:32; тому же учил и апостол Павел: 1Фес 5:1–3.
Откр.6:12–13. «И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь; и звёзды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои».
Объясн. Представленное здесь изображение великого переворота в мире, по сравнению с предсказанием Иисуса Христа: Лк.21:25–26; Мф.24:29, может относиться только к концу мира: Евр.12:26–27; Мф.24:30–35.
Откр.14:14. «И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп».
Объясн. Думаем (говорит Андрей, Арх. Кесарийский), что виденный на облаке, подобный Сыну человеческому, есть Христос, венец же на Нём означает царскую власть Его над видимыми и невидимыми силами, золотой же он по причине драгоценности у нас сего металла, серп же означает кончину, ибо и Сам Господь кончину мира назвал жатвой: Мф.13:39.
О втором пришествии Христовом
1Фес.5:1–2. «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придёт, как тать ночью».
Объясн. Здесь обличение для тех, которые, утверждая сами не зная что, выдавая себя за пророков, говорят, что до пришествия Христа осталось столько-то и столько-то лет, месяцев и дней, что Господь придёт тогда-то. Христа должны мы ожидать всегда: Мф.24:42, чтобы всегда быть готовыми встретить Его: Мф.25:1–12, но о временах и сроках мы не должны ни гадать, ни пророчествовать, так как Отец положил их в Своей власти: Деян.1:7.
Откр.1:7. «Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь».
Объясн. Эти слова относятся ко второму славному пришествию Господа на землю: сравн. Мф.23:39. Время этого пришествия нам не открыто: Мф.25:13; Мк.13:32.
О казнях
Откр.16:2. «Пошёл первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его».
Объясн. В последующих казнях: ст.3–4, замечается сходство с казнями Египетскими. Сходство притеснений сопровождается и одинаковыми наказаниями, Что касается подтверждения этих казней примерами из истории Рима, то малоизвестность того времени скрывает от нас разгадку, открытую здесь.
О страшном суде
1Ин.2:18. «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время».
Объясн. Нужно помнить, что в тех местах Священного Писания, в коих говорится о пришествии антихриста и кончине мира, не указаны люди какого-либо известного времени, а подразумеваются люди именно того времени, когда приблизится страшный день Христов, ибо «о дне же том никто не знает»: Мк.13:32.
О всеобщем воскресении
2Тим.2:19. «Но твёрдое основание Божие стоит, имея печать сию:«познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа».
Объясн. Основание – Церковь, основатель которой есть Сын Божий: 1Кор.3:11; Мф.16:18; этого основания никто не может поколебать, так как оно положено Самим Богом. «Познал Господь Своих» – верующих истине воскресения: 1Кор.15:12–14, вопреки лжеучению некоторых: ст.17–18, «да отступит от неправды» – от открыто вооружающихся на истину всеобщего воскресения.
О воскресении мёртвых
Мф.22:30–32. «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах.
А о воскресении мёртвых не читали ли вы реченного вам Богом:
Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мёртвых, но живых (Исх.3:6)».
Объясн. Если Сам Бог сказал: «Я Бог Авраама, Исаака... Бог не есть Бог мёртвых, но живых» (32), если Иисус Христос засвидетельствовал, что мёртвые воскреснут: Лк.20:37, и, наконец, если апостол говорит, что живём или умираем – всегда Господни: Рим.14:8, то как же не верить в воскресение мёртвых? А если верить, то нельзя оставлять без нашей молитвы умерших прежде нас близких нам людей: 1Тим.2:1; Вар.3:4–5; Сир.7:36; Тов.4:17.
Ин.5:25–27. «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе».
Объясн. Вот ясное доказательство того, что у Бога все живы: Лк.20:38, и что искупительная жертва Спасителя послужит на пользу всех, в вере и надежде скончавшихся: 1Пет.3:18–20:4:6.
Ин.11:25–26. «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт; и всякий живущий и верующий в Меня не умрёт вовек. Веришь ли сему?».
Объясн. Здесь ясное доказательство всеобщего воскресения мёртвых: Мф.22:31–32. Верующий в Господа и исполняющий волю Его духовно не умрёт вовек: Ин.8:51, что, конечно, не исключает смерти телесной: Евр.9:27.
1Кор.15:29. «Иначе, что делают крестящиеся для мёртвых? Если мёртвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мёртвых?».
Объясн. Эти слова сказаны апостолом при разъяснении мысли о воскресении мёртвых, так как между Коринфскими христианами некоторые отрицали воскресение мёртвых: ст.12, а между тем мысль об этом воскресении апостол ясно подтвердил: ст.13–14:21–22.
Еф.2:4–5. «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которой возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены».
Объясн. Тесная связь между Христом – главой и верующими членами Его тела – Церкви делает возможным то, что с оживлением главы: 1Кор.6:14, оживают и прочие члены: Рим.6:4:8, 8:11; 1Кор.15:22–23; а с жизнью соединится и слава для тех членов, которые как ветви пребывают до конца на лозе – Христе: Ин.15:4:14:2.
Откр.20:4–6. «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет».
Объясн. На этом худо истолкованном месте основывала свои заблуждения секта хилиастов, или тысячелетников, которые ожидали возвращения Иисуса Христа на землю и воцарения Его на 1000 лет среди праведников. Но как во всём Апокалипсисе, так и здесь – речь переносная. 1000-летнее царствование Христа не на земле и не во плоти, но на небе и в духе. Самое воскресение праведников есть соединение в загробной жизни со Христом: Флп.1:23. С Ним они и царствуют, т.е. наслаждаются блаженством, хотя не в полной мере. Но неверующие и нечестивые не воскреснут этим первым воскресением, не будут блаженствовать за гробом; но будут мучиться страхом суда вечного, и только в день всеобщего воскресения плотью восстанут на осуждение и подвергнутся вечному мучению, которое здесь называется второй смертью: Откр.20:14.
Откр.20:6. «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет».
Объясн. Немного пройдёт времени после разрешения дьявола до осуждения его и наказания в геенне. Так что слова «будут священниками Христу», по изъяснению Андрея, Архиеп. Кесарийск., нужно понимать как повторение прежнего, ибо хотя и видимые ныне на опыте и в течение дел знамения и чудеса святых были будущими в то время, когда открываемо было сие Евангелисту. Поскольку две смерти, то нужно понимать столько и воскресений. Первая смерть есть телесная, посланная в наказание за преслушание человеческое, вторая смерть – вечное мучение: Мф.25:46. Первое воскресение – оживотворение от мёртвых дел, второе – претворение тела от тления в нетление: срав. 1Кор.15:52–53.
Иов.14:12. «Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего».
Объясн. Эти слова указывают на состояние тела умершего человека до последнего суда и воскресения тела: 1Кор.15:52–53. Умершие люди находятся в бодрственном и деятельном состоянии: Лк.16:27; сравни явление пророков во время преображения Господня: Мф.17:3; Ин.17:24; Лк.23:43. В Ветхом завете праведники после смерти нисходили в ад: Быт.27:35, откуда были выведены Христом: 1Пет.3:19; Пс.106:14. В блаженное состояние верующих и умерших людей веровал апостол Павел, когда говорил: 2Кор.5:1:8; Флп.1:23–24.
О воздаянии каждому по делам
Откр.20:12:15. «И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими...
И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное».
Объясн. По изъяснению Андрея, Архиеп. Кесарийского, мертвецами называются все люди, как подлежащие смерти тела, или умерщвлённые преступлениями. Велики же они и малы или по возрасту, или потому, что более или менее делали деяния мертвенности, и наказаны будут соответственно деяниям: 2Кор.5:10. Или великие суть праведные, а малые и поистине малоценные – грешники, по малоценности души их из-за грехов. Книги же разогнутые означают деяния и совесть каждого. А книга жизни есть та, в которой написаны имена святых: Откр.3:5; Лк.10:20.
Откр.22:11–12. «Неправедный пусть ещё делает неправду; нечистый пусть ещё сквернится; праведный да творит правду ещё, и святой да освящается ещё.
Се, гряду скоро, и возмездие Моё со Мной, чтобы воздать каждому по делам его».
Объясн. Сказано сие не как одобрение неправды и скверны, но как сохранение непринуждаемости разума, как бы так сказано: пусть каждый делает что ему нравится, по его произволению. Показывается этим то, что за всяким действованием следует соответственный ему конец: воздаяние каждому по делам его: Откр.20:12.
Лк.6:38. «Давайте и дастся вам: мерой доброй, утрясённой, нагнетённой и переполненной отсыплют вам в лоно ваше; ибо какой мерой мерите, такой же отмерится и вам».
Объясн. Общая мысль здесь такова: кто много даёт нищим по любви христианской, тот и получит многое воздаяние за то. И на земле к людям добрым люди добры, но особенно воздаяние на небе: Мф.25:34; 1Кор.2:9.
О загробной жизни
Откр.20:4:6. См. объяснение выше, под заголовком: «О всеобщем воскресении».
О новом небе и новой земле
Откр.21:1–4. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.
И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего».
Объясн. Здесь указывается на обновление твари к лучшему, как говорит апостол: «сама тварь освобождена будет от рабства тлению»: Рим.8:21. И святой царь Давид говорит: «как одежду, Ты переменишь их, – и изменятся»: Пс.101:27. Самый же город святый, виденный святым Иоанном, составляется из святых, о которых написано: «Подобно камням в венце, они воссияют на земле Его»: Зах.9:16, имея краеугольным камнем Христа. Называется он городом, как обитель царственной Троицы, ибо в нём обитает и ходит Она по обетованию: 2Кор.6:16. «И смерти не будет уже...» И сие по Писанию: Ис.25:8:35:10. А слова: «прежнее прошло» означают, что злострадания святых и надмение нечестивых получат конец, соответственный каждому из них: Откр.20:13 (Толк. на Апокалипс.).
О блаженстве праведников
Откр.3:21. «Побеждающему дам сесть со Мной на престоле Моём, как и Я победил и сел со Отцом Моим на престоле Его».
Объясн. Согласно повелению Христа: тайнозритель Иоанн должен был написать, что видел, и что есть, и что будет после сего: Откр.1:19, а не об одном только будущем. Следовательно, приведённое место может относиться не только ко времени всеобщего суда для праведников, но и ко времени тотчас после кончины их на земле и частного суда: Евр.9:27; сравни: 2Тим.4:8. Разумеется, то блаженство, которым теперь пользуются праведники до всеобщего суда, – не полно: Евр.11:40.
Откр.7:14–16. «Это те, которые пришли от великой скорби: они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца; за это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них: они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной».
Объясн. Здесь разумеются мученики. Иоанн и видит их прославленных в белых ризах и с пальмовыми ветвями в руках. Такое же видение и такими же чертами описано в 3-й книге Ездры: 3Ездр.2:42–47; Откр.7:9.
Основные места Священного Писания в учении о кончине мира, о страшном суде и воздаянии
Мф.24:30. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силой и славой великой.
Мф.25:31–32. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов.
Мк.13:24–26:31–32. Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звёзды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда увидят Сына Человеческого грядущего на облаках с силой многой и славой...
Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.
2Пет.3:8. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (Пс.89:5).
1Фес.4:16–17. Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.
Ин.5:28–29. Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения.
1Кор.15:51–52. Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
Дан.12:2. И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление.
Откр.21:4. И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло.