Источник

LI. О Войне

(Для защиты веры, царя и отечества)

Когда враги угрожают нашему отечеству опустошением, то странно, безумно и беззаконно, оставляя без помощи и защиты своих и односторонне разумея любовь к врагам, становиться на сторону последних, не давая им отпора, при полной возможности дать его, – обрекать в жертву им своих близких, своих жён, детей, друзей, вся надежда которых возлагается на нашу защиту.

По заповеди Господа, мы должны любить даже и врагов, но не должны отдавать врагам предпочтения в любви перед не врагами. Наша любовь, естественно изливаясь на близких к нам людей, не должна быть задерживаема только близкими, а должна простираться и на отдалённых от нас людей. Но это не значит, что она должна обращаться прямо на отдалённых, минуя близких.

Любить чужих и не любить своих и близких, любить (будто бы) врагов и не любить людей, соединённых с нами родством и другими связями, – не есть ли это злоба и человеконенавистничество к ближним, только прикрываемая ложно истолковываемыми евангельскими изречениями?

В Ветхом завете сам Бог велел вести войны против враждебных народов: Чис.31:1–2; Нав.8:1. И в Новом Завете святой Иоанн Креститель не воспрещал продолжать военную службу вопрошавшим его воинам: Лк.3:14.

Господь в своём Евангелии упомянул о войне не в смысле запрещения, но как о нужном деле в общежитии людей: Лк.14:31–32. Военное звание не воспрепятствовало сотнику получить от Господа похвалу за веру: Мф.8:10. Воинский начальник Корнилий, несмотря на военное звание, прямо назван благочестивым и сподобился откровения: Деян.10:1–4. Святые апостолы Пётр и Павел прямо и решительно говорят, что государственная власть и её слуги, т.е. воины, предназначены Самим Богом для того, чтобы силой ограждать спокойствие и безопасность людей от всяких врагов их: 1Пет.2:13–14; 1Тим.2:1–2. Не только на земле возможны и допустимы по необходимости войны, но и на небе, в духовном мире, видим образы войны: Откр.19:11:19.

Итак, что война в силу крайней необходимости необходима, – подтвердим это словами Самого Господа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13).

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при обсуждении вопроса о войне

Мф.5:21. «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьёт, подлежит суду» (Исх.20:13).

Объясн. Гневающийся напрасно на брата своего не может быть сравниваем с защитниками веры и отечества: Чис.25:16–18:31:1–2, полагающими души свои за друзей своих: Ин.15:13. Не осудил воинское звание и Иоанн Креститель: Лк.3:14, а Спаситель «войну» брал для примера: Лк.14:31, веру же благочестивых воинов восхвалял: Мф.8:10; Деян.10:1–4; и на небе без войны не обошлось: Откр.19:11–19.

Мф.5:38–39. «Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб» (Исх.21:24). А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую».

Объясн. Защита веры и отечества не есть «око за око, или зуб за зуб», а любовь до самопожертвования за друзей своих: Ин.15:13; эта защита не осуждена словом Божиим: Лк.3:14; Чис.25:16–18.

Лк.9:54–56. Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошёл с неба и истребил их, как и Илия сделал?

Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;

ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение».

Объясн. Самаряне не с оружием напали на Иисуса Христа и апостолов, а только не приняли их, стало быть, огонь сводить на них было бы делом неразумной ревности. Отсюда ясно, что к войнам, которым надлежит быть, помимо всякого желания: Мф.24:6, это место не относится. В Священном Писании военная служба не запрещается: Лк.3:14:14:31–32, и воинское звание не препятствовало получить от Господа помощь и похвалу: Мф.8:9–10.

Мф.26:52. «Тогда говорит ему (апостолу Петру) Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут».

Объясн. Здесь осуждается самоуправное и незаконное употребление оружия, как, например, отсечение уха Малху: Мф.26:51. Для внутренней жизни Церкви Христовой на земле мир не обеспечен: 2Пет.2:1, и потому-то самой высшей любовью считается положение души своей за друзей своих: Ин.15:13; о возможности войн говорил и Сам Иисус Христос: Лк.14:31–32; Мф.24:6, а в Ветхом завете Бог даже повелевал воевать: Чис.25:16–18.

Откр.13:10. «Кто ведёт в плен, тот сам пойдёт в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых».

Объясн. Вся 13 глава Откровения изображает антихриста, который, будучи слугою сатаны, уведёт многих в плен, многих убьёт, но и сам будет убит духом уст Господних: 2Фес.2:8, следовательно, к обычным войнам между народами это место не имеет никакого отношения. Не война для защиты отечества Священным Писанием осуждается (Лк.14:31:3:14), а самоуправное и незаконное употребление оружия: Мф.26:51.

Быт.9:6. «Кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукой человека: ибо человек создан по образу Божию».

Объясн. Здесь осуждается не война, на которую Сам Бог посылал Израильтян: Нав.8:1, а самоуправное и незаконное употребление оружия. Если сказано, что начальник есть Божий слуга... не напрасно носит меч: Рим.13:4, то в наказание делающему злое, очевидно, допустимо оружие отмщения со стороны правосудия. Из Евангельской истории видно, что воинское звание не воспрепятствовало получать от Иисуса Христа похвалу и исполнение просьбы: Мф.8:8–10; срав. Деян.10:1–7; Лк.3:14.

Исх.20:13. «Не убивай».

Объясн. Этой заповедью запрещается лишение жизни ближнего по гневу, ненависти и т.п. Но в других местах того же Ветх. Завета иногда предписывается воевать с другими народами, например, враждебно поступающими в коварстве своём: Чис.25:15–18, а также предоставляется и суду поступать с убийцей по всем строгостям закона: Быт.9:6; Лев.24:21. Закон о каре взявшим меч по гневу на ближнего не отменён: Мф.26:52. Тот же самый начальник, который носит меч на злодеев внутренних, должен обращать меч свой и против злодеев внешних: Рим.13:3–4.

Основные места Священного Писания, относящиеся к вопросу о войне

Чис.31:1–2. И сказал Господь Моисею, говоря: Отмсти Мадианитянам за сынов Израилевых, и после отойдёшь к народу твоему: Чис.25:16–18; ср. Нав.8:1.

Лк.3:14. Спрашивали его (Иоанна Крестителя) также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем.

Лк.14:31–32. Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот ещё далеко, он пошлёт к нему посольство – просить о мире.

Мф.8:10. Услышав сие (слова сотника), Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам: и в Израиле не нашёл Я такой веры.

Деян.10:1–2. В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.

Откр.19:11:19. И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нём называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует... И увидел я зверя и царей земных и воинства их, собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его.

Ин.15:13. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

Заключение

Боговдохновенный царь и пророк говорит: «с небес призирает Господь, чтобы видеть всех сынов человеческих, живущих на земле. Он создал сердца всех их и вникает во все дела их» (Пс.32:13–25).

Итак, взор Господа на народы есть взор человеколюбивый и праведный и вместе взор судящий; война есть гром правосудия небесного на начинающих войну, которые, вырывая яму другим неправедно, сами падают в неё (Пс.7:16) и получают возмездие за свою неправду, – и знамение правды и милости Божией к отражающим неправую войну, защищающим свои владения, свою независимость, веру, семейства, которые и получают от Господа, праведного Судии, помощь в правом деле, а павшие на войне – лучшую жизнь и непреходящие блага.

Всеправедный творец и Промыслитель, Отец и Судия всех народов, дал всем, особенно христианам, нравственные законы в совести и в Евангелии – законы любви, правды, милости и сострадания, известные народам христианским. От них ожидается исполнение их, а если они, вопреки смыслу и совести, нарушают их, – небесное правосудие карает их чрез самое нарушение их.

Правому оружию Бог помогает, а неправедное сокрушает и ниспровергает, или самую победу обращает в кару правосудия и среди побед полагает начало к разрушению, как было это во все времена.

Итак, небесный Мироправитель и Царь царей земных, восседающий на страшном и правом престоле Своём, непрестанно взирает и наблюдает за всеми народами, как и свойственно Всеблагому, но вместе и праведно и грозно обращая неправедную войну в праведное наказание и бич одним неправедно начинающим; – в воздаяние венцов правды и нетления... – отражающим неправедно поднятое оружие. Так было в нашу Отечественную войну, так было и во все времена, так и ныне. Впрочем, иногда и неправедно внесённую в чьи-либо пределы войну праведный Мироправитель и Судия попускает как наказание за грехи и беззакония народа воюемого, как было в ту же Отечественную войну, когда Господь покарал Россию за её развращённые нравы, – хотя потом, наказав, славно помиловал (из слова о. Иоанна Кронштадского).


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle