Источник

L. О судах и судьях

Рассмотрим тщательно слово Божие, свидетельствующее о существовании на земле судов и судей, и увидим, что Бог Сам говорит: «Мною начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли» (Притч.8:16; ср. Рим.13:1). Если же судьи судят по воле Божией, то значит, Он Сам поставляет их, и, таким образом не может быть противно воле Его учреждение на земле судебных установлений и судей, которые суть «Божии слуги» (Рим.13:4 ср. 1Пет.2:13–15). Во-вторых, самый суд есть дело Божие, как о сем ясно говорится в Слове Божием. Так, пророк Моисей от лица Божия говорил Израильтянам: «не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого; ибо суд – дело Божие; а дело, которое для вас трудно, доводите до меня, и я выслушаю его» (Втор.1:17). Иосафат, царь Иудейский, «поставил судей на земле по всем укреплённым городам Иудеи, в каждом городе, и сказал судьям: смотрите, что вы делаете; вы творите не суд человеческий, но суд Господа; и Он с вами в деле суда: Итак да будет страх Господень на вас: «действуйте осмотрительно; ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства (2Пар.19:5–7). Если же суд есть «дело Божие», как говорит Писание, то значит учреждение судов не противно Божественной воле. В-третьих, это видно и из самой цели установления судов, которая есть – творить правое бедным и угнетённым, как и говорил Господь ещё чрез пророка Моисея: «во всех жилищах твоих, которые Господь Бог твой даст тебе, поставь себе судей и надзирателей по коленам твоим, чтоб они судили народ судом праведным, не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и превращают дело правых; правды ищи» (Втор.16:18–20). Наконец, в священном Писании мы читаем, что Ной осудил быть рабом братии осмеятеля Хама, – Моисей осудил собиравшего дрова в субботу, – апостол Пётр, получивший ключи небесного царствия, когда Анания с женой утаили часть собственного своего достояния, осудив их за это, сделал то, что они оба пали мёртвыми; другой апостол, святой Павел, осудил медника Александра, сказавши: «да воздаст ему Господь по делам его» (2Тим.4:14), а Именея и Александра предал сатане, «да научатся не богохульствовать» (1Тим.1:20). Итак, из приведённых мест Священного Писания мы видим, что все праведные судили и сами за это не были судимы, а напротив избираемы были на высокое духовное служение.

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании судов и судей

Мф.7:1–2:12; Лк.6:37. «Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить...

Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки».

Объясн. Здесь Господь запрещает осуждать ближнего: пересуды или злословие, иначе сплетничество, но судебные государственные учреждения признавал и Сам Иисус Христос законными и богоучреждёнными: Ин.19:11; также и апостолы: 1Пет.2:13–14; Деян.25:10–11; непокорных, пустословов и обманщиков и т.п. строго осуждали и апостолы: Тит.1:10–11; Иуд.1:18–19; 2Пет.2:1–3; Мф.7:15.

Иак.4:11–12. «Не злословьте друг друга, братия; кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья.

Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?».

Объясн. Этими словами апостола Иакова опять-таки воспрещаются пересуды или злословие. Что здесь под «судом» нельзя разуметь судебных учреждений общественных и государственных, это ясно видно из того, что государственные судебные учреждения законными и богоучреждёнными признаны Самим Господом и апостолами: Ин.19:11; 1Пет.2:13:14; Деян.25:10–11. При этом нужно помнить, что в судах законных не злословится закон, а напротив, восстанавливаются права божеского и человеческого закона.

1Пет.2:23. «Не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному».

Объясн. Господь Иисус Христос по предвечному предопределению должен был пострадать за род человеческий и от людей перенести всяческое уничижение: Ис.56:6:42:1–4. Но тем не менее законность суда человеческого Господь признавал: Ин.18:23. И святой апостол Павел для оправдания себя против обвинений, возведённых на него враждебными ему иудеями, потребовал суда пред римским императором-язычником: Деян.25:11. Верующие должны молиться за судей: 1Тим.2:1–2.

Рим.2:1. «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же».

Объясн. Здесь апостол запрещает судить человеку (пересуждать, сплетничать), который сам виновен в том же, в чём осуждаемый; в гражданских же судах судят люди, невиновные в тех преступлениях, в которых обвиняются подсудимые. Если кто скажет, что каждый человек в чём-либо виновен, на это ответим вопросом: как же по слову апостола святые будут судить мир: 1Кор.6:2, а ведь, конечно, они в чём-либо виновны пред Богом: 1Ин.1:10? Да и апостол Пётр сам говорил Христу, что он грешен: Лк.5:8, а между тем и ему завещано судить двенадцать колен Израилевых: Лк.22:30.

Рим.14:3–4. «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Бог восставить его».

Объясн. Здесь воспрещается не пост, Богом освящённый: Лк.4:2; Иоил.1:14, а пересуды или злословие, иначе сплетничество. К судебным государственным учреждениям, признанным законными и богоучреждёнными Самим Господом: Ин.19:11, это место также не относится.

Рим.14:10:13. «А ты что осуждаешь брата твоего? Или ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов...

Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подать брату случая к преткновению или соблазну».

Объясн. Этими словами апостол запрещает судить человеку своего ближнего, так как осуждающий и сам виновен в том же, в чём осуждаемый: Мф.7:3; правда, каждый человек в чём-либо виновен, но нельзя забывать того, например, что апостол Пётр сам говорил Христу, что он грешен: Лк.5:8, а между тем и ему завещано судить 12 колен Израилевых: Лк.22:30.

1Кор.4:4–5. «Ибо, хотя я ничего не знаю за собой, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога».

Объясн. Эти слова не дают основания отвергать законность судебных установлений, которые признаны Самим Господом: Ин.19:11, и апостолами: Рим.13:4; 1Пет.2:13–14. Тот же апостол Павел требовал для себя «суда Кесарева»: Деян.25:10–11. Когда люди, по избранию и призванию законной власти, судят других подобных себе людей, то они решают лишь то: сделал ли известный человек то или другое дело и каким последствиям по закону он должен за это дело подвергнуться.

1Кор.6:1–2. «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?».

Объясн. Апостол Павел не отрицает необходимости суда: Деян.25:10–11, но только желает, чтобы христиане судились у христиан же. Живя в христианском государстве, где судьи поставляются из христиан благочестивым Государем, мы не можем опасаться того, что нас будут судить неверные, нечестивые, а не братья по вере. Конечно, лучше было бы, если бы между нами не было судебных дел, но если они существовали даже между христианами апостольского времени, то, значит, они составляют такое выражение человеческой немощи, которое свойственно всем временам; потому-то ни Господь, ни апостолы не отрицали государственных судебных учреждений: Ин.19:11; 1Пет.2:13–14.

Пс.81:1–3. «Бог стал в сонме богов; среди богов произнёс суд. Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетённому и нищему оказывайте справедливость».

Объясн. Ссылаясь на слова псалма 81 (Ин.10:34), Спаситель обличает фарисеев, которые во всём изыскивали повод к хуле на Него, между прочим и в том, что называет Себя Сыном Божиим, хотя это имя приличествует Ему не только как единосущному с Отцом: Ин.10:29, но и как избранному и посланному от Бога учителю: Ин.10:36. В Ветхом завете «богами» назывались богоизбранные судьи, потому что, подобно Господу, изрекали свои постановления: Исх.4:16:7:1.

О тяжбах

Мф.5:39–40. «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду».

Объясн. Здесь не требуется, чтобы после нанесенной мне лично обиды я искал себе новой обиды, этого не делал и Сам Иисус Христос: Ин.18:23; запрещается искать защиту у «нечестивых»: 1Кор.6:1–4, но справедливого суда требовал и апостол Павел: Деян.2:11.

Против осуждения ближних

Евр.11:31. «Верой Раав блудница, с миром принявши соглядатаев (и проводивши их другим путём), не погибла с неверными».

Объясн. Святой апостол в своём послании к верующим христианам из Евреев вставил это указание на веру блудницы Раави, чтобы пристыдить читателей в том, что они могут оказаться в отношении веры в истинного Бога хуже ветхозаветной женщины-язычницы Раави. Отсюда вытекает ещё и такой урок для нас, дабы мы, не будучи судьями, не судили ни о ком прежде, чем пристально не посмотрим на себя: Мф.7:1–5; Ин.8:4–11; Рим.14:4.

Основные места Священного Писания в учении о гражданских судах и судьях

Втор.1:17. Не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого; ибо суд – дело Божие.

Ин.19:11. Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мной никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

Ин.18:23. Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьёшь Меня?

1Пет.2:13–14. Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти. Правителям ли, как от Него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро.

Деян.25:10–11. Павел сказал: я стою пред судом кесаревым, где мне и следует быть судиму; Иудеев я ничем не обидел, как и ты хорошо знаешь; ибо, если я не прав и сделал что-нибудь достойное смерти, то не отрекаюсь умереть; а если ничего того нет, в чём сии обвиняют меня, то никто не может выдать меня им, требую суда кесарева.

Рим.13:4. Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся: ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.

1Тим.2:1–2. Прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков. За царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle