Источник

XXX. О Крещении младенцев

Все люди, не исключая и младенцев, состоят под грехом первородным: Быт.6:5:8:21; Пс.13:2–3:142:2; 3Цар.8:46; Еккл.7:20; Притч.20:9; Сир.31:11; Иов.14:1–5; Иер.9:5:17:9; Дан.9:5:20; Мф.4:17; Мк.1:5; Мф.3:5–10; Ин.3:36; Еф.2:3; Рим.2:5:3:9–23; Гал.3:10; Рим.7:14:19:23; Иак.3:1–2; 1Ин.1:8:10. Откуда в людях такая сила греха? Апостол даёт на это ответ в следующих словах: Рим.5:12; ср. 1Кор.15:21–22:48–49; Быт.3:1–5:13; ср. 1Тим.2:14; 2Кор.11:3. Все люди заключались в Адаме, как ветви в своём корне, все произошли от него, следовательно, все заражены грехом. Эта греховность всегда должна бы была держать людей в отчуждении от Бога (2Кор.6:14), если бы милосердый Бог не послал в мир Сына Своего для избавления людей (Рим.5:6; Гал.4:4), Который и пострадал за людей для избавления их (Рим.8:2–3:3:25; 2Кор.5:21; Евр.9:25–26; Еф.2:15–16; Кол.2:13–15; 2Кор.5:19; Рим.8:15; 2Пет.1:10–11; Евр.4:16:9:2–14:24, 12:22–24; Рим.8:1; Лк.2:14). Хотя Христос пострадал за всех и принёс с Собой неисчерпаемый источник врачующей благодати (1Ин.2:2; Ин.1:15; Рим.5:14), но, чтобы стать причастником спасающей благодати, необходимо прийти ко Христу, возродиться от Него в новую духовную жизнь (1Кор.15:45:48–49), а кто не придёт ко Христу, не омоется в Крови Его (Откр.1:5), того не коснётся благодать искупления (ср. Зах.1:3; Флп.2:12; Еф.2:1–9; Рим.11:17–23). Поэтому православная Церковь всегда матерински заботилась о том, чтобы омыть детей в таинстве Крещения от греха первородного (Деян.2:38; 1Кор.6:9–11), облечь их во Христа (Гал.3:27). Таким образом, крещение младенцев есть истина, проповедуемая Словом Божиим. Отсюда, естественно, вытекает вопрос: где же в Священном Писании сектанты находят запрещение крестить младенцев? – Они указывают на Мф.28:19 и Мк.16:16; Деян.2:37–38. Но мы должны сказать, что в этих словах вовсе нет запрещения крестить младенцев, а говорится только – как крестить взрослых. Православная Церковь так и поступает при крещении взрослых: она допускает до крещения тех из них, которые хорошо усвоили веру евангельскую и искренно раскаялись в своих грехах. Но как применить этот порядок к младенцам, которые не имеют личных грехов, которым, следовательно, и каяться не в чем? Сектанты возражают, что дети и без крещения чисты от первородного греха, им прощены грехи ради имени Иисуса (Ин.2:12), они святы (1Кор.7:14). Если сказано, что дети искуплены кровью Христа, то это не значит, что они чисты без крещения; ведь и мир весь искуплен кровью Христа (Мф.26:28; Еф.1:7; Евр.1:3 и др.), а может ли он спастись без крещения? Нет (чит. Деян.10:43:26:18:2:27; Рим.3:24). Сектанты возражают, что дети не могут обещать Богу при крещении добрую совесть (1Пет.3:21). Необходимо заметить на это возражение, что крещение детей совершается в Православной Церкви не без обещания Богу доброй совести. За детей это обещание дают восприемники, «приносящие» (Мк.10:14) их ко Христу и заботящиеся потом о воспитании их в страхе Божием. Кроме восприемников, о духовно-нравственном возрождении детей заботятся родители их и пастыри Церкви: Деян.20:28; Ин.21:15–17; 1Пет.5:2. Что за детей взрослые могут давать обеты, об этом много есть свидетельств в Священном Писании; посвящение детей Богу (Исх.13:2:22:29:31:20; Лев.24:29; срав. Лк.2:12–23; 1Цар.1:28), обрезание (заменённое крещением): Быт.17:7:11–13:26–27; ср. Рим.4:11; Кол.2:11–12. О том, что дети могут воспринимать благодать крещения, читай: Лк.1:13–15; сравн. Мф.21:16; Иер.1:5. Сектанты говорят, что православные, крещённые в детстве, не помнят обетов крещения, а потому и грешат. Люди грешат не потому, что не знают обетов крещения, – примеры Анания с Сапфирой (Деян.5:1–10), кровосмесника (1Кор.5:1). Примеры из жизни сектантов, крещённых в зрелом возрасте и проводящих жизнь порочную.

В Священном Писании есть ясные указания на примеры крещения детей: Деян.2:38–39 (обетование принадлежит и детям вашим); см. Мк.10:13–14; Мф.19:13–14; Лк.18:15–16 (необходимо здесь обратить внимание на слово таковых, а не этих; ср. Мф.18:6).

Путь в Царствие Божие для всех один: Ин.3:5 – «кто не родится», т.е. всякий, большой и малый (Ин.3:6; 2Ин.1:4; Тит.1:6). – Следовательно, без крещения никто не имеет Духа Святого. Сектантские дети без крещения не у Христа (Рим.8:9), а во власти князя воздушного (Еф.6:10–13), с которым христиане должны вести брань (Спутн.).

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью в учении о крещении младенцев

Мф.3:9. «И не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам»; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму».

Объяснение. Здесь не дети младенцы разумеются, которые, как и все люди, нуждаются в омытии первородного греха в крещении: Рим.5:12; Ин.3:5. Сам Иисус Христос воспрещал препятствовать детям приходить к Нему: Мф.19:14–15, также и апостолы: 1Кор.10:2, срав. Исх.10:9–10; Деян.2:39.

Мк.10:13:16. «Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.

И обняв их, возложил руки на них и благословил их».

Объяснение. Если бы крещение детей излишне было, то излишне было бы молитвенное возложение рук и благословение их: Мф.19:13; Господь не сказал; «этих» детей, а таковых есть Царство Небесное, стало быть, разумеются все дети, необходимость крещения коих видна из: Рим.5:12; Ин.3:5; Деян.2:38–41:18:8.

1Пет.3:21. «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».

Объяснение. Крещение детей совершается в Православной Церкви не без обещания Богу доброй совести. За детей это обещание дают восприемники, «приносящие» (Мк.10:14) их ко Христу и заботящиеся потом о воспитании их в страхе Божием. Кроме восприемников, о таковом же воспитании детей заботятся пастыри Церкви: Деян.20:28; Ин.21:15–17; 1Пет.5:2.

1Ин.2:12. «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его».

Объяснение. Здесь под детьми апостол разумеет не младенцев, а всех верующих (ср. Ин.2:1). Если сказано, что дети искуплены Кровью Христа, то это не значит, что они чисты без крещения; ведь и мир весь искуплён Кровью Христа (Мф.26:28; Еф.1:7; Евр.1:3 и др.), а может ли он спастись без крещения? Нет. (Чит. Деян.10:43:26:18:2:27; Рим.3:24.)

Рим.5:20. «Закон же пришёл после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать».

Объяснение. Кто, основываясь на этом месте, говорит, что дети в крещении не нуждаются, тот забывает, что одним плотским рождением от потомства Адамова, без христианского возрождения, человек носит в себе лишь грех и смерть Адама: Рим.5:12, и не получит благодати и жизни от Христа: Ин.3:5–6. Воспрещать детям крещение, значит лишать их Царствия Божия и удалять их от жизни во Христе, а это воспрещается Господом: Мф.19:14.

1Кор.7:14. «Ибо неверующий муж освящается женой верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы».

Объяснение. Настоящим текстом апостол советует коринфским христианам не оставлять брачного сожительства с их неверующими супругами, с которыми они вступили в брак до принятия христианства, так как при таком сожительстве христианское влияние всё-таки сообщается от верующей половины к неверующей и к их детям: 1Кор.7:16. Но нельзя сказать, что вследствие такой святости язычнику мужу, имеющему жену христианку, совсем не нужно крещения, ибо недостаточно одному члену семейства уверовать и креститься, чтобы и все прочие члены семейства спаслись: Деян.16:15:18:8; Ин.3:5.

1Кор.7:16. «Почему ты знаешь, жена, не спасёшь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасёшь ли жены?»

Объяснение. О том, что неверующий муж освящается женой верующей, апостол говорит с уверенностью (святится и т.д.: ст.14), а о том, что он может быть спасён женой, говорится с неуверенностью («почему ты знаешь?» и т.д.). Значит, то освящение ещё не даёт спасения. Подобным образом должно рассуждать и о детях, на коих, как на всех людях, ещё не крещённых, тяготеет первородный грех: Рим.5:18–19; Кол.2:11–12.

Еф.2:3. «Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие».

Объясн. Это значит, что человек вне Христовой Церкви находится под гневом и осуждением Божиим не потому только, что совершает преступления или грехи, но и потому уже, что он человек, имеет человеческое естество: Рим.5:12. Посему и младенцы, хотя и не успевшие совершить собственных грехов, но ещё не крещённые, суть чада гнева по естеству человеческому, и кто отвергает их крещение, тот оставляет их в состоянии осуждения и лишает их участия в Царствии Божием: Ин.3:5; Мф.19:14.

1Тим.2:15. «Впрочем, спасётся чрез чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием».

Объяснение. Эти слова никакого повода не дают к отрицанию необходимости крестить младенцев: Ин.3:5. Происходя от Адама, согрешившего и осуждённого, человек зачинается и рождается в состоянии греха и осуждения: Рим.5:12:18; Пс.50:7, Поэтому Церковь Православная, памятуя слова Спасителя, заповедавшего не препятствовать детям, приходит к Нему: Мф.19:14, крестит их по вере родителей и восприемников, и верует, что как Господь отпустил грехи расслабленному по вере принёсших к Нему, так сопричтёт в члены Церкви Своей и младенца, принесённого в храм и здесь получившего крещение: Деян.2:39:18:8.

Младенцы могут воспринимать благодать Божию

Мф.16:16. «Симон же Пётр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живого».

Объяснение. Не только апостол Пётр исповедовал Христа Сыном Божиим, но и дети Ему восклицали: осанна Сыну Давидову!: Мф.21:15–16. Отсюда ясно, что сердечное исповедание может быть и у малолетних, поэтому грешно воспрещать детям, хотя бы и младенцам, родиться от воды и Духа: Ин.3:5; тем более что апостол Пётр говорит: Деян.2:39. Очевидно крещение младенцев было и у первых христиан: Деян.16:15.

Мф.19:14. «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное».

Объяснение. Отсюда ясно видно, что Господь запрещает препятствовать детям приходить к Нему; если бы дети были не способны воспринять благодать, то Господь не возлагал бы на них рук: Мф.19:13:15; Мк.10:16; напротив, из уст младенцев и грудных Бог устроил хвалу: Мф.21:16; как же после этого можно препятствовать детям креститься: Ин.3:5; Деян.16:15:33. В омытии первородного греха нуждаются и младенцы: Рим.5:12–19.

Мф.21:15–16. «Видевши же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: «осанна Сыну Давидову!», вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу» (Пс.8:3).

Объяснение. Если дети по сердечному влечению могли приветствовать Господа восклицанием: осанна! и если Сам Господь воспретил препятствовать ученикам Своим приходить к Нему детям: Мф.19:14–15, то какое право имеем мы не допускать детей приходить к Господу через святое Крещение? Ин.3:5; Деян.2:39.

Мк.16:16. «Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет».

Объяснение. Сердечную веру во Христа имеют и младенцы: Мф.21:16; не поэтому ли и Господь запретил препятствовать прихождению к Нему детей: Мф.19:14; а апостол говорил, что обетование принадлежит как взрослым, так и детям их: Деян.2:39:16:15; но, чтобы получить это обетование, необходимо креститься: Ин.3:5.

Лк.18:16. «Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие».

Объяснение. Если говорится здесь: приносили к Нему и младенцев (ст.15), а Господь об этих приносимых сказал: «пустите детей приходить ко Мне», то не ясно ли отсюда, что дети могут воспринимать Божию благодать, как могли они взывать: осанна! – Мф.21:16. Не грешно ли после этого препятствовать детям приходить ко Христу чрез святое Крещение: Ин.3:5; Деян.16:15:33; Рим.5:12.

Младенцев крестят по вере родителей и восприемников

Мк.2:3–5. «И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопавши её, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои».

Объяснение. «Иисус, видя веру их», т.е. принёсших расслабленного, исцелил больного и простил ему грехи. По вере сотника исцелён слуга: Мф.8:13; по вере хананеянки исцелилась дочь её: Мф.15:28. По вере родителей и восприемников и по заповеди Господней приносятся к святому крещению младенцы: Мф.19:14; Деян.2:38–39:16:15:33; Рим.5:18.

Основные места Священного Писания, относящиеся к крещению младенцев

Ин.3:5. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие.

Лк.18:16. Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

Рим.5:12. Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили.

Деян.2:39. Вам принадлежит обетование, и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовёт Господь Бог наш.

Деян.16:15:33. Когда же крестилась она и домашние её, то просила нас, говоря: если вы признали меня верной Господу, то войдите в дом мой и живите у меня. И убедила нас... И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их, и немедленно крестился сам и все домашние его.

2Ин.1:4. Я весьма обрадовался, что нашёл из детей твоих ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца.

Кол.2:11–12. В Нём вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым. Быв погребены с Ним в крещении, в Нём вы и воскресли верой в силу Бога, который воскресил Его из мёртвых.


Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений / Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. "Свет", 1910. - XII, 704 с.

Комментарии для сайта Cackle