XIV. О почитании нетленных мощей святых Угодников Божиих
Священное Писание свидетельствует, что почитание мощей существовало ещё в ветхозав. Церкви. Так, в книге Исход рассказывается, как Моисей, при выходе евреев из Египта, взял с собою кости Иосифа (Исх.13:19).
Благочестивый царь Иудейский Осия сжёг множество костей умерших людей, но кости пророка Божия повелел оставить в покое и не трогать: 4Цар.23:18. В той же книге рассказывается и о чудесном воскресении одного мертвеца чрез прикосновение к мощам пророка Елисея: 4Цар.13:21. А премудрый Соломон прямо говорит, что «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего»: Прем.2:23. Священное Писание свидетельствует также, что даже одежда праведных людей прославлялась от Господа – силою чудотворения, напр. милоть Илии пророка: 4Цар.2:14. Кровоточивая женщина с верой прикоснулась к одежде Иисуса Христа и получила исцеление, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею: Мк.5:28–29.
Платки и полотенца апостола Павла, полагавшиеся в его отсутствие на недужных и одержимых бесами, исцеляли болезни и прогоняли нечистых духов: Деян.19:12. Даже тень апостола Петра имела чудодейственную силу: Деян.5:15.
Итак, если платки и опоясанья и даже тень апостолов имели чудодейственную силу, то неужели не имели таковой силы сами тела святых апостолов?
Псалмопевец Давид говорит о праведниках, что Бог хранит все кости их (Пс.33:21), или «не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс.15:10). А так как Иисус Христос был не только Бог, но и человек безгрешный, то и пророчество о нетлении тела Христова может относиться и к телам Его последователей, по словам апостола Павла: «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор.15:4:9).
Премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит о двенадцати пророках, уже давно почивших: «Процветут кости их от места своего» (Сир.49:12). По успении прор. Елисея, пророчествовало тело Его: Сир.48:14, Наконец, если сила Христова нетленна, то нет ничего удивительного, что она, вселяясь в человека, делает и тело его нетленным. Это подтверждается и Священным Писанием: 2Тим.1:10; Мф.27:52; Притч.10:7.
Как подобает чествовать святые мощи
Почитание святых мощей так выражается в Православной Церкви: а) в торжественном открытии и перенесении их; б) в благоговейном собирании и хранении их; в) в построении над ними святых храмов и алтарей; г) в установлении празднеств в честь открытия или перенесения их; д) в путешествиях к святым гробницам и украшении их; е) в обязательном правиле Церкви полагать святые мощи в основание алтарей или же хранить их на престоле в святом антиминсе (Догм. Богосл. м. Макария, т.2, ст.567–568, изд. 1895 г.); ж) возжением свечей; з) каждением фимиама; и) лобызанием; и) почитательным молитвенным поклонением, потому что мощи суть святые и богоугодные (Рим.12:1). «Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных» (VI Деян.VII всел. соб.).
Какое значение имеют мощи святых угодников Божиих для миссии Церкви Божией?
Ответим на это словами одной старопечатной книги: «Да знаете, яко все веры прочии, иже верами зовутся, не суть веры, но прелести. И почто не суть достойни называтися верами: того ради, яко не едина от них не вмещает Духа Святаго дарования ни пришествия Его сподобляется; ниже мощи чинят, ниже освящаются. Наша же восточная вера истинная и не прелестная, Духа Святаго дарования вмещает, пришествия Его сподобляется; освящаются богоугодницы, и просвещают, и в Боговидение приходят, богословствуют, от Духа наставляеми, по совлечении ветхаго человека и по смерти тело нетленно богоугодников пребывает, вонями благоуханными благоухает, и чудотворят кости мертвыя с верою приходящим, и во имя святаго милости от Бога в своих нуждах ищущим: еще в прочих верах ни в единой ничтоже о сих обрящеши, ниже услышиши, но еще блазнь и ругание со смехом на действо и благодать даров Духа Святаго, яко от неверных, узриши» (Кирил. кн. л. 527 и об. 10 посл. Мелет. изд. 1876 г., Ср. Кн. о вере л. 103 об.). Таким образом, появление чудотворящих мощей святых угодников в Церкви служит свидетельством благодати и истины, живущей в сей Церкви. У раскольников, протестантов и в других еретических церквах и общинах нет святых мощей.
Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с православной Церковью в учении о почитании святых мощей
Мф.23:29. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников».
Объяснение. Если взять во внимание ст.30–34 этой же главы, то легко понять истинный смысл этого текста. Здесь Спаситель обличает не за украшение гробниц праведников, «ибо сие надлежало делать» (Мф.23:23), а за то, что это доброе дело не соединялось с внутренним настроением фарисеев: Мф.23:25. Кости праведников чудодейственны: Сир.49:12; 4Цар.13:21, и почёт им был оказан ещё Моисеем: Исх.13:19; 4Цар.23:17–18.
Деян.13:36–37. «Давид, в своё время послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление; а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления».
Объяснение. Здесь, как видно из предыдущих 30–31 ст., говорится о воскресении Христа, а отнюдь не о почитании свят. мощей. Притом в ветхом завете всякий человек (след. и Давид) и телом и душой был под законом, был лишён благодати, и только в новом завете воплощение Сына Божия освятило наше бренное тело, соделав его храмом Святого Духа: 1Кор.6:14:19, наконец, и Сам Иисус Христос говорил, что «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит»: Ин.14:12:21–22.
Иуд.1:9. «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь».
Объясн. Божию произволению угодно было не только сокрыть гроб Моисея, но и взять живым на небо с телом пророков Илию и Эноха: Быт.5:24; 4Цар.2:11–12:13:20; а потому из этого не следует, что и все тела угодников Божиих должны бы быть взяты на небо, дабы не ввести людей в идолопоклонство. Чествование святых мощей есть не что иное, как чествование силы Христовой, воздвигающей новых светильников в христианском мире, следовательно, никакого идолопоклонства здесь нет, а что останки святых в ветхозаветной Церкви никогда не износились из недр земли для благоговейного почитания, на это были особые причины, ибо до совершённого Христом искупления не было ни одного праведника в состоянии прославления: Евр.11:39–40; ныне тот закон прошёл: Евр.10:1; наступили новые благодатные времена: Гал.4:4. В Новом Завете тело облагодетельствованного христианина, вместе с душой, является обителью Святого Духа. Если душа снискала помилование на суде Божием, то и тело прославляется, и обратно: 2Кор.4:10; 2Тим.1:10; 1Кор.15:48–49.
Быт.49:29, 50:26. «И заповедал он (Иаков) им, и сказал им: я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими в пещере, которая на поле Ефрона Хеттеянина».
Объяснение. Обычай ветхозаветной Церкви погребать останки праведных людей нисколько не говорит против учения Православной Церкви о чествовании останков святых угодников Божиих, и Православная Церковь погребает их во исполнение приговора Божия: Быт.3:19. В ветхом завете, до совершённого Христом искупления, не было ни одного праведника в состоянии прославления: Евр.11:39–40. С явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление: 2Тим.1:10 ср. 1Кор.15:53–54, явилась возможность почитать святые мощи установленным Церковью порядком, т.е. почитательным, молитвенным поклонением, потому что мощи суть святые и богоугодные Богу: Рим.12:1 (IV Деяние VII Всел. Собора).
Чис.9:6:19:11. «Были люди, которые были нечисты от прикосновения к мёртвым телам человеческим, и не могли совершить Пасхи в тот день... Кто прикоснётся к мёртвому телу какого-либо человека, нечист будет семь дней».
Объяснение. Так смотреть, по учению Священного Писания, надобно было только на тела древних Евреев, не искупленных кровью Христовой. Ныне тот закон прошёл: Евр.10:1. Наступили новые благодатные времена: Гал.4:4. В Новом Завете тело облагодетельствованного христианина, вместе с душою, является обителью Святого Духа. По новозаветному учению, тело является сотрудником и соучастником как в добрых делах (1Кор.6:19–20), так и в порочных движениях души: Мф.6:22–23. Если душа снискала помилование на суде Божием, то и тело прославляется, и обратно: 2Кор.4:10. Когда Иисус Христос умер, – жёны-мироносицы и Иосиф с Никодимом не возгнушались Его мёртвым телом: Ин.19:40:20:1 (сравн. Ин.11:38–41). Также надобно с любовью относиться к телам и угодников – друзей Божиих. Посему Святая Церковь почитает тела праведников-богоносцев: Лк.11:27, всю жизнь служивших Христу: Ин.12:26.
Сир.17:25. «От мёртвого, как от несуществующего, нет прославления».
Объяснение. Того, что здесь говорится, об умерших праведниках нельзя сказать. Их тела по смерти свидетельствуют о могуществе и славе Божией. Об этом говорится у того же Премуд. сына Сираха: Сир.48:12–15, а потому при виде этого Божия могущества, бываемого чрез мощи святых угодников, мы сами должны прославлять Бога.
Ис.8:19. «И когда скажут вам: «обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям», тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? Спрашивают ли мёртвых о живых?»
Объяснение. Язычники, о которых здесь говорится, не только спрашивали мёртвых о живых, но даже оракулов и истуканов, сделанных их же руками, думая узнать от них будущее. Православные же христиане никогда не обращались к мощам угодников Божиих с такими вопросами, а только оказывают им то или иное почитание, подобное тому, какое в Ветхом Завете оказал Моисей костям Иосифа: Исх.13:19, и Иакова: Быт.50:7–9, вынесши их с большими почестями из Египта в землю Ханаанскую.
Иер.8:1–2. «В то время, говорит Господь, выбросят кости царей Иуды, и кости князей его, и кости священников, и кости пророков, и кости жителей Иерусалима из гробов их;
И раскидают их пред солнцем и луною, и пред всем воинством небесным (пред звёздами), которых они любили, и которым служили, и в след которых ходили, которых искали и которым поклонялись; не уберут их и не похоронят; они будут навозом на земле».
Объяснение. Эти слова Иеремии не имеют никакого отношения к святым мощам угодников Божиих, которые пользовались уважением евреев: Быт.50:7–9; Исх.13:19. Здесь Господь устами пророка обличает Иудеев за их идолопоклонство и коснение во зле: ст.4–5. За такое беззаконие, за то, в частности, что Иудеи приносили человеческие жертвы: Иер.7:30–34, Господь накажет еврейский народ и даже давно умерших, между прочим, тем, что предаст кости их посрамлению: Иер.16:4:34:20. В Священном Писании много есть доказательств богоугодности почитания святых останков угодников Божиих, божественного попечения об этих останках – нетлении их и чудесах, являемых чрез них: 1Кор.15:53; 2Тим.1:8–10; Пс.33:20–21:15:10; Деян.2:27. Так как Христос был не только Бог, но и человек безгрешный, то и пророчество о нетлении тела Христова относится и к телам Его последователей: 1Кор.15:48–49; 2Кор.4:10–11; Мф.27:52. Бог проявлял великие чудеса даже и чрез кости ветхозаветных праведников: 4Цар.13:21; Сир.49:12:48:14–15.
О нетлении святых мощей угодников Божиих
Ин.11:11:39. «Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его...
Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе».
Объяснение. В Ветх. Завете до окончательного совершения Иисусом Христом дела искупления вообще не было нетленных святых мощей, этой же участи подвергся и Лазарь, но далее, с воскресением Христовым, не только явилась возможность сохраняться нетленными телам святых угодников: 2Тим.1:10; 1Кор.15:49, но и гробы отверзлись: Мф.27:52.
Не только Лазарь предался тлению, как умерший до прославления Иисуса Христа: Ин.7:39, но и с великим пророком Давидом то же сбылось: Деян.13:36, всё же из этого не следует, что тела новозаветных угодников Божиих, очищенных от первородного греха в Крещении, будто не могут быть нетленными: Ин.21:22. Различные дары благодати Божией даются людям: 1Кор.12:8–11, поэтому нам, грешным, нужно только смиренно исповедовать бессилие своего познания перед премудростью Божией: Рим.11:33–34.
Деян.8:2. «Стефана же погребли мужи благоговейные и сделали великий плач по нем».
Объяснение. Каждый усопший христианин всегда предаётся земле, для прославления же износятся святые мощи из земли впоследствии, когда Господь благоволит изъявить на то Свою волю особым откровением и чудесами, как это и было впоследствии с мощами архидиакона Стефана, часть коих можно видеть в Киево-Печер. Лавре. По совершении Господом искупления явилась возможность сохранения нетленных мощей угодн. Божиих: Деян.2:27:13:35; 2Тим.1:8–10; 1Кор.15:48–49.
1Кор.15:36:42–43. «Безрассудный, то, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт...
Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении;
сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе».
Объяснение. Кто, основываясь на этих словах, отрицает нетление тел новозаветных святых, на том сбываются слова пророка Божия: «Огрубело сердце... да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем»: Ис.6:10. Что не всех, происшедших от Адама, тела подвергнутся тлению и обратятся в прах, читай ст.51–52 сей же главы. Победив смерть, Христос победил и тление и победу сию даровал своим истинным сынам, избавляя и их от тления. Это воспел святой Давид: Пс.15:10.
Флп.3:20–21. «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего Иисуса Христа),
Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силой, которой Он действует и покоряет Себе всё».
Объяснение. Правда, апостол Павел тела наши называет «уничиженными», но в том смысле, что они подвержены греху, болезням, алчут, жаждут; этих недостатков не будут иметь тела небесные: 2Кор.5:8; 1Кор.15:51–53. Здесь же апостол говорит о прославлении христианских тел в будущей жизни, о том, что степени прославления праведников будут различны, что тленное облечётся в бессмертие и т.д. Но у него здесь вовсе нет и речи о том, что обязательно каждое тело должно истлеть: 1Кор.6:14:19.
Быт.3:19. «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься».
Объясн. По смерти человека тело его истлевает и обращается в прах вследствие греха, в нём живущего; вследствие греха и Бог изрёк Адаму: «Прах ты, и в прах возвратишься», но нельзя забывать второго Адама, нового, безгрешного, второго Человека: 1Кор.15:17; 1Пет.2:22. Не по ветхому Адаму надлежит судить о христианах, а по Адаму новому – Христу: 1Кор.15:45–49. От первого Адама мы наследовали грех, смерть и тление; но Христос уничтожил грех, победил смерть и дарует нам нетление: 1Кор.15:53–57; Пс.15:10. Иисус Христос уничтожил грех, всех зовёт к святости, всем дарует нетление, но не все одинаково принимают дары Христовы: Гал.6:7–8:5:19–23.
Втор.34:6. «И погребён (Моисей) на долине в земле Моавитской, против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня».
Объяснение. И Православная Церковь, во исполнение приговора Божия: Быт.3:19, погребает всякого человека, как бы он ни был свят и праведен, но после победы Христа над грехом и смертью даровано истинным сынам Христа избавление от тления «и смертное сие облечется в бессмертие»: 1Кор.15:53–57. При всеобщем воскресении мёртвые восстанут в нетленных телах; но это ещё будет в своё время, а победа над тлением уже дарована от Христа святым: 1Кор.15:45–49 ср. 1Пет.1:23. В Ветхом же Завете, до совершения искупления, не было ни одного праведника в состоянии прославления: Евр.11:39–40, тогда как в Новом Завете и четверодневный Лазарь, от трупа которого уже смердило, восстал по слову Спасителя: Ин.11:39–44, а по воскресении Христовом и гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли: Мф.27:52.
О чудотворениях чрез святые мощи
Пс.113:25–26. «Не мёртвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу; но мы (живые) будем благословлять Господа отныне и вовек».
Объяснение. Человек по смерти тела не может славить Бога так, как славит, живя на земле, и телом и душой: 1Кор.6:20. Но этим не отвергается жизнь души по разлучении от тела, не отвергаются хваления и моления, возносимые к Богу душами умерших святых: Откр.6:10:7:10; Вар.3:4; Дан.3:5. На вопрос: как тела умерших праведников могут творить чудеса, ответим: православная Церковь никогда не утверждала, что мощи сами по себе творят чудеса. Она учит, что не мёртвые творят чудеса, а чудодейственная сила Божия, неоскудно пребывающая на останках святых: 4Цар.13:21; Сир.48:14:49:12. Как сосуд, в котором хранится благовонная мазь, заимствует от неё благоухания, так точно и тела праведников, проникнутые благодатной силой Божией, освящаются, претворяются в нетленные, благоухают и получают чудодейственную силу.
Основные места Священного Писания в учении о почитании свят. мощей, которые необходимо заучить наизусть
Деян.2:27. Ибо Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление.
1Кор.15:47–49. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба.
Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные,
и как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
2Тим.1:10. Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление чрез благовестие.
Мф.27:52. И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли.
Сир.48:14. И по успении его (Елисея), пророчествовало тело его.
4Цар.13:21. И было, что когда погребали одного человека, то погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев, и он при падении своём коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.
Сир.49:12. Процветут кости их от места своего.
Быт.50:7–9. Кости патр. Иакова с большими почестями были отнесены из Египта в землю Ханаанскую.
Притч.10:7. Память праведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет.