К 90-летию со дня преставления прот. Иоанна Смолина

Источник

В 2017 году исполняется 90 лет со дня смерти протоиерея Иоанна Смолина, нашего земляка, известного миссионера, духовного отца св. преподобномученицы Марии Гатчинской.

«Где только было доброе дело, там был и Ты, и где был Ты, там всегда было доброе дело, но никогда не было стоячей воды!…»

Это краткое и емкое, характеризующее пастыря высказывание, из поздравительного адреса  на 25 –летие служения священника , подписано игуменьями Покровского подворья в Гатчине, матушкой Марией Гатчинской, монашествующими и многими мирянами.

Кто может лучше сказать о человеке, как не те люди, которые были с ним рядом? И вот эти люди оставили нам документ, живо и точно создающий портрет личности отца Иоанна. Обратим внимание, что написан поздравительный адрес был 12 ноября 1924 года. А  взял из рук матушки Марии (ныне преподобномученицы Марии Гатчинской) этот адрес о.Иоанн только 22 апреля 1925 года, о чем свидетельствует сделанная им  надпись. Сестры монастыря не могли не пустить этот адрес по рукам гатчинцев, который вернулся к адресату  почти через полгода.Сделаем и мы для себя открытие, на основании этого документа, в котором каждое слово сказано не ради красоты и желания сделать приятное юбиляру, а крепко стоит на конкретных делах его веры.

Иван Вуколович Смолин родился в 1867 году в семье рабочих-текстильщиков города Иваново-Вознесенска. Семья жила в достатке, но, тем не менее, к труду детей приучали рано, и Иван стал работать на фабрике с 10 лет. Он рос благочестивым мальчиком – молитвенные правила и богослужение  знал наизусть, очень интересовался богословской литературой. Закончив только начальную школу, он, многого достиг самообразованием, хорошо знал литературу, музыку. Проходя службу в армии, стал регентом солдатского хора, так как обратил на себя внимание хорошим голосом, слухом и знанием музыкальной грамоты и церковного устава. Находился Иван Вуколович в то время под Москвой, где и встретил Пелагею Ивановну Жукову. Они обвенчались в 1891 году. Господь благословил их брак рождением 10 детей.

После Москвы молодая семья жила в Киеве, где Иван  Вуколович преподавал в Епархиальном училище.

Реформы 1860-х годов всколыхнули народную жизнь. Крестьянство было освобождено от крепостной зависимости и ему надлежало выбирать новый уклад жизни. Был открыт доступ к образованию и просвещению. Церковь, ранее занимавшаяся народным образованием, оказалась неготовой к переменам эпохи Великих реформ. Зато готовой оказалась зарождающаяся интеллигенция, в то время называвшаяся «разночинцами». Русский народ,  стремился к знаниям, что определяло необычайную легкость восприятия чужих и чуждых идей. Зачастую даже не только чуждых, но и крайне опасных для самых основ его жизни. Разночинцы, ратовавшие за коренное переустройство государства, несли народу знания с большой долей ожесточенной политической и социалистической пропаганды. Они также поддерживали сектантскую проповедь, разрушающую одну из опор российского государства и общества – Православную Церковь.

Поэтому требовалось срочно создать литературу, направленную на борьбу с лжемудрствованиями сектантов. Сводивших народ в сторону от  славного и героического пути отечественной истории с дороги в бездорожье, и к концу XIX столетия действительно заведшего в трясину, подготовив почву и оказав поддержку идеям и действиям большевиков.

Иван Смолин, со всей присущей ему горячностью, включился в миссионерское служение.  Им был составлен «Справочный указатель к журналу «Миссионерское обозрение» за первое пятилетие его издания 1896–1900» (СПб., 1901). Затем он берется за более масштабный труд составления справочников, содержащих перечень тех мест Священного Писания, на которых основывается критика Православия сектантами, и толкования этих мест с православных позиций, выявляющих несостоятельность такой критики.

Смолин едет в Самару, где находился один из крупнейших центров старообрядчества и сектантства. Но там также находилась и одна из старейших противораскольнических и противосектантских миссий, и первая в России противосектантская  библиотека. В эту библиотеку для работы он и был отправлен.

Из Самары в Санкт-Петербург Смолин прибыл в сане диакона и с готовыми рукописями книг, представлявшими сами по себе научную ценность.

В 1903 году «Миссионерское Обозрение» выпустило в числе своих бесплатных приложений книги о. Иоанна Смолина «Миссионерский щит веры» и «Миссионерский путеводитель по Библии».  Эти книги до Первой Мировой войны выдержали по 5 изданий, то есть переиздавались через каждые два года.

В 1906 году о. Иоанн выпускает свою «Симфонию на Новый и Ветхий Завет с общими миссионерскими параллелями». Симфония, или Конкорданс (в пер. – «созвучие», «согласие») – это собрание в алфавитном порядке всех одинаковых слов (с соответствующими контекстами), встречающихся в Священном Писании, с указанием места, где они находятся (названиями книг, номерами глав и стихов). В 1910 году о. Иоанн издает «Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений».

В 1907году о. Иоанн Смолин был определен в Санкт-Петербург на диаконское место в собор Воскресения Христова, известным в народе как храм Спаса-на-Крови. В это время о. Иоанн развивает дело распространения листков и дешевых брошюр религиозно-нравственного содержания для народа. Не забывает он и противосектантские темы. После высочайшего Манифеста о даровании свободы вероисповеданий 17 апреля 1905 года сектанты перестали таиться и подстраиваться под легальные конфессии. Посвященная им брошюра «Краткие исторические сведения о русских сектах и их вероучении: а) рационалистических: адвентистов, баптистов, бессмертников;  б) мистических: «братцев», еноховцев, иоаннитов. Изд. диакона И. Смолина», издается на протяжении многих лет.

Он был убежден, что все беды России – революции, войны, различные бедствия, имеют только одну причину – отдаление русского народа от Церкви.

С отречением Государя Императора, о. Иоанн не питал ни малейших иллюзий относительно обновления жизни после смены власти, как множество священнослужителей. Он был миссионером и знал, что за красивыми словами о свободе и культурной цивилизации может стоять самая жестокая тирания и самое темное изуверство. Он питал надежду, что народ отрезвеет от революционного угара и вернет своего Богоизбранного царя. Смолин, в числе немногих, шлет напоминание Православному собору Собору, что и после отречения монарх остаётся Помазанником, Главой Православной Церкви, призывает объявить о неприкосновенности личности Николая II, вступиться за находящихся в заточении Императора и Его семью, а также исполнять положение грамоты Земского Собора 1613 года о необходимости верности народа России династии Романовых.

В конце 1917 года Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин  рукоположил о. Иоанна Смолина во священника в монастыре Иоанна Рыльского на р.Карповке и направил усердного труженика в село ЛисиноТосненской волости. О. Иоанн мечтал о большом сплоченном приходе, или селе, пусть даже враждебно настроенном к Церкви, или пусть даже сектантской общине. Его деятельная натура желала подвига. Но доставшийся ему приход в Лисино был малолюдный, крайне раскинутый, бедный и неблагоустроенный. На приходе не было возможности поселиться священнику со всей семьей. И о. Иоанну пришлось  проживать в Лисино в одиночестве. Но пастырская любовь находит средства для помощи и утешения. Неутомимый пастырь, заметив, что многие прихожане из-за дальности расстояния не могут посещать храм Божий, с благословения Митрополита Вениамина, взяв антиминс, сам шел служить в дома немощных прихожан. В деревенской глуши он продолжает литературную работу миссионера и проповедника. Не имея уже возможности печатать свои листки, он делает их рукописными: нарезает бумагу, 7–8 листов складывает книжечкой, сшивает сапожными нитками и вписывает от руки необходимый текст.

В 1921 году Владыка Вениамин направляет его в Гатчину, в собор Покрова Божией Матери, на подворье Пятогорского женского монастыря. Владыка кратко напутствовал пастыря: «Ты искал духовной работы – ты найдешь ее там!». Действительно, в Гатчине было все то, что он искал – и большой приход, и деятельный женский монастырь, и растущий обновленческий раскол.

Из опыта о. Иоанн знал, что люди  доверяют тому пастырю, который своей жизнью подтверждает то, чему учит и к чему призывает людей. И действительно, для нас жизнь пастыря является наглядной проповедью, примером и ответом на многие вопросы, поставленные жизнью.

Прежде всего, о. Иоанн стал призывать верующих к активности на богослужениях. Он усердно прививал народное пение и обучал церковным песнопениям всех желающих, чтобы все присутствующие на службе могли стать единым хором. Этот обычай в то время только лишь нарождался и Смолин был его ревностным сторонником.

Заботясь о том, чтобы предстоящие в церкви молились с полным пониманием происходящего во время богослужения, он предложил ряд разъяснительных бесед. Даже во время службы, перед важнейшими моментами в ходе литургии или всенощного бдения, он останавливал пение и подготавливал проповедью души своих чад для разумного участия в сугубой молитве. Он как будто боялся их оставить одних, уходя в алтарь. Он снова и снова выходил к ним с пастырским словом.

о.Иоанн Смолин организовал кружок для девочек 10–13 лет, с которыми занимался пением молитв и духовных стихов и  посещал с ними больных. Им был также организован  кружок и для старших.

В родительские субботы и в большие праздники он устраивал обеды для бедных. Деньги на обеды жертвовали прихожане, а готовили и кормили в монастыре. На Рождество устраивал детям елку. Ездил в приходы по области, туда, где были престольные праздники и другие знаменательные даты, иногда с воспитанницами кружка. Не остался равнодушным он и к обществам трезвости. Всегда готов был провести духовную беседу или возглавить крестный ход в отдаленную обитель на богомолье. Благодаря пастырской ревности приглашал в Покровский собор Гатчины многих известных проповедников, а так же хор петербургских диаконов.

Несколько раз в год о. Иоанн устраивал крестные ходы в  монастыри. Например, в Вохоновский женский монастырь в 18 км от Гатчины ходили два раза в год- на Троицу и в престольный праздник монастырясв. Марии Магдалины. Шли пешком, пели молитвы и несли иконы, о. Иоанн был в облачении. Народ по дороге присоединялся. На остановках он обращался к паломникам с пламенной проповедью. В монастыре молились на праздничной всенощной и обедне и на следующий день с крестным ходом возвращались обратно.  Ходили также раз в год и в Пятогорский женский монастырь – это 35 км от Гатчины.

С приходом в Покровский собор о. Иоанн организовал Приходское братство памяти Иоанна Кронштадтского (по аналогии с миссионерским кружком, оно чаще называлось Иоанновским кружком). Постоянная совместная молитва превратила его в настоящую духовную семью, объединенную желанием послужить ближнему делами милосердия.

У о. Иоанна были на учете все тяжелобольные и он ходил к ним служить молебны и «славить» в большие праздники. Причем, за это не брал никаких денег, а старался еще сам оставить какую-то помощь нуждающимся. Во время таких посещений он и познакомился с Лидией Александровной Леляновой, которую впоследствии постригли в монахини с именем Мария. О. Иоанн обратил внимание на ее здравый ум и глубокую веру в Бога. Все тело ее было поражено болезнью: ни руки, ни ноги у нее не действовали, но, несмотря на это, она могла утешать других и давать духовные советы. О.Иоанн привлек к ней старших девиц, которые помогали ей и вместе с ним молились и пели около ее кровати. Потом и верующий народ стал к ней ходить за утешением и добрым советом. Затем стало приезжать и духовенство. Лидия Александровна в 1922 году была пострижена в монахини на Покровском  подворье архимандритом Макарием по благословению будущего священномученика, митрополита Вениамина Петроградского. Духовным отцом ее стал о. Иоанн Смолин.

В Гатчине о. Иоанн вскоре приобрел большую известность. По воспоминаниям его сына, «он вообще очень хорошо говорил, и на  проповедях нередко плакал сам, и рыдали все молящиеся… Он никогда не имел денег, так как все, даже последние медяки, раздавал нищим… и очень переживал, когда нечего было дать даже нищему-вымогателю».

Когда в 1922–1923 годах большую смуту в жизнь Церкви внес обновленческий раскол, добрый пастырь неумолчно обличал, умолял, запрещал.   О. Иоанн был в близких отношениях с будущими новомученниками – епископом Димитрием Гдовским, о. Измаилом Рождественским, о. Викторином Добронравовым,

Летом 1926 года о. Иоанн Смолин заболел. У него обнаружили рак пищевода. Батюшка категорически отказался от операции, т. к. после нее не имел бы возможности служить Господу Богу пред Алтарем Его и причащаться Его Пречистого Тела и Крови. Во время своей болезни, он написал дневник, и в нем красной нитью проходит благодарность Богу за то, что послал ему такую болезнь, благодаря которой он смог подготовиться к переходу в мир иной.

«Рад и радешенек собираться домой, и потому говорю: «Слава Богу за все!» Одно печалит: с чем явлюсь к Отцу Небесному и как Он встретитблуднаго сына? Утешаюсь тем, что если сойду и в преисподнюю, то и там смогу славить и исповедывать Бога, как это делал при жизни на земле, и ненавидеть и побеждать диавола силою и Крестом Христовым, как это мне удавалось и на земле». Когда он служил свою последнюю службу в церкви, то во время проповеди, прощаясь с народом, говорил им, чтобы верили во всемогущество Божие, чтобы молились за своих детей, которые отошли от Бога и, что, в конце концов, они вернутся на путь истины. Когда он говорил это, народ плакал, прощаясь с ним.

Умер отец Иоанн Смолин 12 (25) января 1927 года. На его похороны прибыли 3 епископа, 60 священников и 12 диаконов. Гроб несли на кладбище священники на руках, сестры подворья несли зажженные факелы. Похоронили его на Гатчинском кладбище возле храма Всех Святых, слева от алтаря. Он всем говорил: «Приходите ко мне на могилу, как к живому, и я буду молиться за вас».

в наши дни многие приходят на могилку к отцу Иоанну, многие получают утешение. Приход Покровского собора особо чтит память протоиерея Иоанна. Много лет проводятся дни памяти, панихиды, издана книга «Броня правды» по чудесным образом  найденной рукописи о. Иоанна. На территории Покровского собора возводится здание Духовно- Просветительского центра, которое будет носить имя протоирея Иоанна Смолина, где продолжится дело отца Иоанна – нашего Гатчинского Иоанна Крондштатского.

При Гатчинской епархии создана комиссия по канонизации.

Даже спустя 90 лет со дня смерти обращаемся к нашему любвеобильному пастырю  как к живому: «отец Иоанн моли Бога о нас.»

Твоя вдохновенная проповедь,  самоотверженная жизнь с глубокой верой в Бога и жертвенный пастырский труд – это живой пример, назидание, укор и радость, это то где нет стоячей воды!…

22 января в Покровском соборе после Богослужения в 13 час. приглашаем всех желающих принять участие в мероприятии посвященному памяти протоирея Иоанна Смолина (90 лет со дня смерти).


Источник: gatchina-eparhia.ru

Комментарии для сайта Cackle