Огонь Паскаля

Источник

Из XVII века входит в нашу совре­менность взволнованный голос Блеза Паскаля, одного из самых глубоких мыслителей человечества.

23 ноября 1654 года этот математик, совершивший ряд научных эмпиричес­ких открытий, пережил встречу с небес­ным миром, потрясшую его внутреннее существо: Паскаль постиг, что Бог есть

«Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не философов и мудре­цов»! И что Бог есть Огонь, очищающий человека, сжигаю­щий зло. И Живой Бог ищет человеческую душу для усынов­ления, для ее воскресения, спасения в вечности.

Ум наш человеческий способен даже отвлеченно, «мате­матически» доказать, что вера в Бога и в бессмертие души есть нечто гораздо более разумное, жизненное и достовер­ное, чем неверие в эти истины. Математик Паскаль доказы­вает это своим знаменитым рассуждением о пари, которое держат верующий с неверующим: есть Бог или нет Бога? Неверующий, по мысли Паскаля, всегда теряет. А верую­щий в одном случае ничего не теряет, а в другом все выиг­рывает. Предположим, говорит Паскаль, что существует в мире лишь холодное, отвлеченное решение этого спора – «за» или «против» существования Бога и бессмертной в Нем жизни. Если Бог есть, то ценность человеческого решения за Бога, ценность этой человеческой «ставки» на Вечную Жизнь является бесконечно драгоценной и безгранично спасительной. Если, предположим, человек «ошибся» в своей ставке на Вечную Жизнь, то эта его ошибка мало что будет для него означать; она не составит никакой потери по сравнению с величайшей потерей не верующего в Бога че­ловека, ошибочно сделавшего ставку не на жизнь, а на смерть своей души. Такая ошибка неверующего будет для него офомна, ужасна и неисправима. Такова сущность знаменитой мысли Паскаля о пари ве­рующего с неверующим.

Но человек есть не только умственное существо; он есть и живое сердце. Сам Паскаль не сомневался в величайшей реальности Божьего бытия. Имея подлинный опыт позна­ния этого Бытия, Паскаль считал, что настоящее доказа­тельство существования Божьего исходит не из отвлеченно­го, теоретического рассудка, а от сердца, из глубины духа, из целостной интуиции человеческого существа. Ум, сердце и воля, соединяясь воедино в постижении Духа Божия, це­лостно познают истину Божьего бытия в чистоте, любви и истине. Познают в меру своего очищения. И именно это со­стояние синтетического познания в человеке называется в Священном Писании верой.

Вера в Бога есть одновременно постижение человека в высшем его раскрытии. «Сердце ощущает Бога, не разум», – говорит Паскаль. «Вот в чем вера: Бог, открывшийся сердцу, а не разуму... Вера – это отдание своей жизни Любви боже­ственной, умалившейся, чтобы заполнить нашу малость; ве­ра есть познание Любви, заполняющей пропасть между на­ми и Богом... Безгранично расстояние между физическим телом с его биологическими процессами и областью мысли. Но еще более бесконечно расстояние между человеческой мыслью и Высшей Любовью, Богом-Духом. Это расстояние переходит границы природы. Самый малый ум человека – выше всей земли и всех звезд, так как он познает все это и себя. Тело же ничего не сознает. Но все тела и все умы, вме­сте взятые, имеют меньшую ценность, чем малейшее явле­ние любви. Любовь высшая принадлежит к порядку гораздо более высокому, чем мысль. И как из физических, матери­альных тел нельзя получить ни малейшей мысли, так и из всех умов нельзя извлечь ни малейшего движения (ни ма­лейшей искры) любви».

Эта мысль Паскаля иллюстрирует разделение апостолом Павлом природы человека на «телесную», «душевную» и «духовную».

Истинная вера в Бога есть всежизненная замена челове­ком своего эгоистического «я» истинным центром бытия – Богом. На этом пути и воздвигается Крест, так как наше эго­истическое «я» не хочет уступить Божественной Жизни и умереть в Божьей воле. Эгоистическое наше «я» мы призва­ны заменить жизнью Божественной, Христовой... Оттого эгоцентрическая воля человека всегда чувствует трудность веры в Бога.

В знаменитом своем переживании, мистическом опыте, о котором свидетельствует клочок бумаги, который Паскаль носил всегда при себе, он говорит: «Уверенность, уверен­ность... радость, мир» (Certitude, certitude... Joie, Paix). «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бо­га, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3).

Последними словами этого знаменитого клочка бумаги, зашитого в одежду Паскаля, были: «Отказ от себя – полный и умиренный». Отказывающийся от «себя», от своего эгоиз­ма человек находит свою настоящую, очищенную личность.

Так уже в этом мире начинается воскресение человека из мертвых, новая жизнь – во Христе...

Умер Паскаль сравнительно молодым, тридцати девяти лет, оставив человечеству опыт удивительной жизненной ус­тремленности к чистоте, удивительной напряженности в жажде высшей жизни и той реальности любви к Богу и лю­дям, которая составляет сущность настоящей религиозной веры.

Христос Иисус, Спаситель, Богочеловек стоит в центре жизни и мысли Паскаля. «Мне кажется, – пишет он, – что Иисус Христос дает прикоснуться после Своего воскресения только к Своим язвам... Мы должны соединить себя только с Его страданием. Христос – божественный ответ на челове­ческое, смертное состояние в мире. Можно верить в Бога, не зная этого своего несчастного смертного состояния, и мож­но также видеть это свое несчастное состояние – без Бога... Но нельзя человеку познать Иисуса Христа, не познав тем самым и Бога, и свое несчастное – без Бога – состояние. В Иисусе Христе заключается для человечества полный и единственный ответ на все. Без Него – одно только отчая­ние, горе и смерть. А через Христа Иисуса все – и само стра­дание, и сама смерть – становится путем, входом в высшую жизнь...»

Историю человечества Паскаль созерцает как «агонию Иисуса Христа на Кресте». Агония завершится Воскресени­ем. «Нельзя спать в это время! – говорит Паскаль. – Это время – молитвы».


Источник: Ценность и личность / Архиепископ Иоанн (Шаховской). - Минск : Изд. Белорусского Экзархата, 2011. – 544 с. / Огонь Паскаля. 277-280 с.

Комментарии для сайта Cackle