Азбука веры Православная библиотека протоиерей Иоанн Морев Преподобный Сергий Радонежский, великий подвижник и печальник земли русской

Преподобный Сергий Радонежский, великий подвижник и печальник земли русской1

Источник

В сегодняшний день исполнилось 500 лет со дня блаженной кончины преподобного Сергия, великого подвижника Радонежского и всей России чудотворца. 500 лет – много времени. Сколько в течение его великих событий и важных перемен совершилось на русской земле? Сколько благоверных Государей царствовало и восседало на русском престоле? Сколько сошло в могилу великих людей, ревностных слуг и защитников своего отечества, прославившихся высокими доблестями и заслугами для родной земли? Народная память даже не может вполне вмещать и живо сохранять всего, что видела и испытала православная Русь со времени смерти преподобного Cepгия. Только некоторые более важные и выдающиеся события, как например: татарское иго, смутное время, война 1812 года – сохранили некоторый след в народных воспоминаниях; большинство же событий и лиц, имевших в свое время важное значение в жизни нашего отечества, совершенно забыто русским народом и помнится только людьми учеными, интересующимися прошлым родной страны.

Но это народное забвение не коснулось св. угодника Божия преподобного Cepгия, святая память о нем не ослабла и не затмилась от времени, но и доселе остается дорогою и незабвенною для каждого русского человека. По слову Божию, «праведники во веки живут» (Прем.5:15). Так и преподобный Cepгий, несмотря на полтысячи лет после его кончины, всегда остается жив не только в небесных обителях, но и среди православного русского народа; при своей блаженной кончине он только «преставился», переселился с земли на небо и никогда не умирал в памяти народной. Кто из русских людей не знает св. угодника Божия преподобного Cepгия? Кто не слыхал про его святую обитель вблизи первопрестольного града Москвы? Сюда, на поклонение св. мощам угодника Божия, во всякое время года идут православные богомольцы со всех концов земли русской. Как при жизни преподобного Cepгия к его убогой лесной келлии шел всякий русский человек с целью поведать святому пустыннику свое душевное горе и тучу сердечную, так и теперь св. Троицкая Лавра Cepгиeвa усердно посещается всеми русскими людьми без различия званий и состояний. Благоговеют к памяти преподобного Cepгия Благочестивейшие русские Государи, свято чтят ее наши святители, иноки и весь русский народ.

Где же причина этого постоянного усердия, всегдашнего благоговения и общерусской любви к преподобному Сергию Радонежскому? Чем объяснить ту высокую честь и славу, которую стяжал св. угодник Божий от всех русских людей? Причина эта заключается в великих добродетелях его святой жизни, а также в обилии тех чудес и милостей, которые изливал Господь по его молитвам на русскую землю.

В сегодняшний день, когда исполнилось 500 лет со дня блаженной кончины великого русского подвижника, уместно и естественно в этом святом храме, посвященном имени преподобного Сергия, почтить праведника воспоминанием о его высоких добродетелях и подвигах как для славы yгодникa Божия, так и для нашего назидания и пользы душевной.

Преподобный Сергий, в мире Варфоломей, родился 3-го мая 1319 года от знатных и благочестивых родителей, ростовских бояр Кирилла и Mapии. Много дивного и необыкновенного примечали отец и мать в своем сыне с самых первых дней его жизни.

Когда Варфоломей достиг семилетнего возраста, родители отдали его в школу для ученья книжного. Варфоломей был мальчик прилежный, внимательно он слушал своего учителя, целые ночи проводил иногда над книгою, но несмотря на все старания умственные способности его развивались весьма туго и медленно; грамота никак ему не давалась. Эта малоуспешность сына очень беспокоила родителей, тоскою и скорбью наполняла сердце доброго и усердного отрока. Горячо и часто молился он Богу, чтобы Господь просветил и развил его ум, помог ему понять и уразуметь ученье книжное. И Господь услышал его молитву. Однажды отрок Варфоломей встретил в поле благообразного старца-инока, который под открытым небом усердно молился Богу. Когда старец окончил молитву, Варфоломей, подойдя к нему, доверчиво и чистосердечно поведал о своем горе – о неспособности к учению и со слезами просил старца помолиться о нем, чтобы Господь помог ему понимать грамоту. Добрый старец исполнил детскую просьбу, поднял он свои очи к небу и долго молился Богу о благодатном просвящении отрока. После молитвы он вынул из хранившегося у него на груди ковчежца частицу святой просфоры и дал ее съесть Варфоломею. При этом сказал: «если веруешь, чадо, больше сих узришь. А о грамоте не скорби: ведай, что отныне Господь подаст тебе разумение книжное паче братий твоих и товарищей, так что и других будешь пользовать». И действительно, скоро сбылись слова таинственного инока-старца: отрок Варфоломей стал хорошо понимать грамоту, он не только складно читал всякую книгу, но и ясно понимал прочитанное.

Так сильна пред Богом чистая, смиренная и простая молитва! В таком горе, как неспособность к ученью немного могут помочь люди, часто никакие приемы учителей, никакие заботы родителей и старания самих учащихся детей не оказывают доброго влияния на их способности: дети остаются тупы и мало восприимчивы к грамоте. Но и в таких случаях не следует предаваться унынию и отчаянию. Дело родителей не гневаться на неспособность и плохое учение детей, а просить Бога о помощи и вразумлении их. И малоспособные дети не должны предаваться лености и беспечности, а по мере сил учиться и чаще обращаться с молитвою к Господу, милосердному подателю премудрости и разума. «Молитва смиренного проникает сквозь облака» (Сир.36:17): чистая детская молитва сильна и доходна до Бога.

Чем более возрастал отрок Варфоломей, тем яснее и более обнаруживались его особенные душевные качества, все чаще и чаще сказывались его необыкновенные сердечные влечения и желания. Будучи мальчиком, он был не похож на других детей. Так, он совершенно уклонялся от детских игр и забав, избегал шуток, смеха и празднословия. Но особенно он удивлял родителей своим постом и воздержанием.

С годами благочестивое и благоговейное настроение отрока Варфоломея все более развивалось и возрастало. Но святая душа его не находила полного удовлетворения своим стремлениям в одних подвигах молитвы, поста и удалении от греховных привычек и наклонностей, она жаждала высшего совершенства и святости.

И вот у Варфоломея созревает желание иноческого подвига, является намерение оставить мир и удалиться в пустыню, чтобы там всецело посвятить свою жизнь на служение единому Богу.

Но от этого удержали на некоторое время его родители. Не раз Варфоломей просил родителей отпустить его в монастырь. «Помедли, чадо, – говорил ему отец, – сам видишь: мы стали стары и немощны, послужить нам некому, у братьев твоих немало забот о своих семьях. Мы радуемся, что ты печешься, как угодити Господу Богу, это дело хорошее, только послужи нам немного, пока Бог призовет нас к Себе, закрой нам глаза, похорони нас и тогда исполни твое заветное желание». И послушный сын повиновался своим родителям: он покоил их старость, заботился о них до самой их смерти.

Здесь наша мысль невольно переносится в современную семью. Всегда ли мы видим здесь те отношения между родителями и детьми, какие были у преподобного Сергия к своему отцу и матери?

Родители не стараются отклонить сына от монашеского подвига, не думают удержать его в мире вопреки его сердечным влечениям, но просят, только помедлить и подождать их исполнением. И сын не настаивает по своей воле, волю родительскую он ставит выше своих желаний, он предпочитает лучше медлить и ожидать, чем не послушать своих родителей и лишиться их благословения.

Не то мы часто видим в нынешних отношениях родителей и детей. Родители нередко предъявляют к детям излишние и непосильные для них требования, а дети, со своей стороны, не питают любви и уважения к родителям, поступают иногда самовольно вопреки желаниям и требованиям отца и матери. Много мы видим печального и безотрадного в современной семье. Излишняя требовательность родителей, своеволие детей, ссоры и несогласия постоянно нарушают мир и спокойствие семейное. Какой прекрасный пример родительской мудрости и благоразумия представляют нам отец и мать Варфоломея – Кирилл и Мария! Какой назидательный урок сыновней любви и послушания представляет сам он!

Но вот Господь призвал к Себе родителей Варфоломея. Теперь настало время исполнить ему свое заветное желание. Раздает он бедным небольшое родительское имущество, оставляет родное селение и вместе со старшим своим братом Стефаном поселяется в лесу Радонежском. Место, избранное братьями для иноческих подвигов, было самое дикое и пустынное, находилось оно вдали от жилищ и путей человеческих и не представляло никаких удобств для житья, даже воды не было вблизи его. Привлекало оно к себе только своею дикою красотою: густой дремучий лес окружал его со всех сторон, кругом царило полное безмолвие, только шум деревьев да голоса птиц и завывания диких зверей нарушали иногда лесную тишину. Братья вырубили часть леса и построили себе келлию, а чрез некоторое время соорудили небольшую церковь. Затем они отправились в Москву и испросили благословение всероссийского митрополита Феогноста на освящение пустынного храма в честь и славу Св. Живоначальной Троицы. Так скромно и незаметно возникла около Москвы знаменитая Cepгиeвa Лавра.

Но скоро юного подвижника посетило первое испытание: брат его Стефан не мог вынести пустынной жизни, не выдержал всех скорбей и лишенй великого уединенного подвига. Он ушел в Москву и поступил в число братии Богоявленского монастыря. Таким образом, Варфоломей остался совершенно один в пустыне. Но Господь хранил и берег Своего избранника. Скоро исполнилось и заветное желание Варфоломея облечься в чин иноческий: 7-го октября 1342 года совершен был над ним обряд пострижения монашеского, причем Варфоломей получил имя Cepгия, память которого празднуется церковью в означенный день.

Таким образом, преподобный Сергий был первый инок и постриженник основанной им обители Троицкой. Он первый начал собою ряд великих подвижников, уединившихся в пустыне Радонежской, стал во главе целого сонма иноков, вышедших из его обители и сделавшихся основателями многих монастырей в разных краях земли русской.

Трудно описать подвижническую жизнь новопосвященного инока Cepгия; трудно выразить словами все величие его добродетелей; нелегко представить всю ту тяжесть духовной борьбы, которую он вынес и вытерпел; невозможно перечесть все те скорби и лишения, которые он испытал в своем пустынном уединении. Совершенное безлюдье и одиночество, нужда и недостаток в самом необходимом для существования, мученья голода и холода, томления зноя и жажды, лютые искушения со стороны диавола, опасность от диких зверей – вот те условия, среди которых преподобный Сергий провел первые годы своей иноческой жизни.

Но Господь облегчал для него тяжесть пустынного жития, благодать Божия утешала и укрепляла его. При ее содействии преподобный Сергий мужественно выносил великий иноческий подвиг; своею крепкою верою в Бога он терпеливо боролся со всеми недостатками и лишениями; своею усердною молитвою побеждал все искушения диавола; своею великою святостью и кротостью он смягчал диких зверей и делал их ручными и смирными животными.

Но недолго преподобный Сергий оставался один в своей обители. Его пустынное безмолвие было нарушено, его лесное убежище было открыто людьми. По слову Божию, «не может укрыться град, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме» (Мф.5:14–15). Так и свет добродетельного жития Сергиева не мог сокрыться в пустыне, своим благотворным сиянием он привлек к себе людей, тяготившихся под бременем миpской суеты, искавших покоя и мира душевного, жаждавших высшего подвига и нравственного совершенства. Прошло два–три года со времени поселения преподобного Cepгия в пределах Московских, и к его обители открылась дорога, молва о его необыкновенной подвижнической жизни стала привлекать к нему многих людей. Мало-помалу стали приходить к юному пустыннику и такие посетители, которые заявляли ему о своем искреннем желании разделить с ним иноческие подвиги, и усердно просили позволить им поселиться около него. Любвеобильный Сергий не мог удалять и изгонять от себя людей, искавших спасения и покоя душевного. Новые пришельцы рубили деревья, строили себе малые хижины и под руководством преподобного Cepгия начинали трудиться в иноческом подвиге.

При этом для всех он был примером кротости, смирения, трудолюбия и искренней любви к ближнему. По словам жития преподобного, сам он своими руками построил несколько келлий для братии, сам рубил и колол дрова, носил их к келлиям, молол в ручных жерновах, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду и обувь, носил на гору воду в двух водоносах и поставлял у келлии каждого брата. Когда кто-нибудь из братии отходил ко Господу, угодник Божий своими руками омывал и приготовлял к погребению усопшего. Таким образом, с поселением в обители преподобного Сергия других подвижников, жизнь его изменилась только в том отношении, что теперь явилась для него большая возможность услужить ближнему, открылось широкое поле для его дел милосердия и любви. Помня наставление Господа: «Больший из вас да будет всем слуга» (Мф.23:11), преподобный Сергий целый день трудился и работал для братии, ночь же проводил в молитве и благоговейном бдении. Чрез это он указывал путь к добродетели и для других подвижников, представлял им прекрасный пример для подражания и для следования: он был для них истинным отцем и руководителем в иноческой жизни.

Но при этом преподобный Сергий не был облечен никакою властью, которая бы ставила его выше других, он не носил даже священного сана. В его обители не было на самом деле игумена или начальника, всех объединяла в одну мирную и благоустроенную семью и всеми управляла только братская любовь и единодушие. Но продолжаться так дело долго не могло, братия нуждалась как в священнослужителе для отправления церковной службы, так и в духовном отце для врачевания и прощения грехов. И вот братия решилась поставить себе в игумена преподобного Сергия.

Кому же, кроме его и приличествовал этот сан? Он стоял выше всех сподвижников по своему святому и добродетельному житию. Однажды все иноки обители, согласившись между собою, пришли к преподобному Сергию и стали усердно просить его: «Отче! Мы не можем долее жить без игумена, – говорили они, – исполни наше сердечное желание: будь нам игуменом, будь наставником душ наших, мы будем каждый день приходить к тебе с покаянием и открывать пред тобою нашу совесть, а ты будешь подавать нам прощение, благословение и молитву. Ей, честный отче, таково наше общее сердечное желание, не откажи нам в этой милости». Но смиренный Cepгий никак не хотел принять предлагаемый сан. «Братия мои! – отвечал он, – у меня и помысла никогда не было об игуменстве, одного желает душа моя – умереть здесь простым чернецом. Не принуждайте же меня и вы, братия! Оставьте меня Богу, пусть Он, что хочет, то и творит со мною». Долго отказывался преподобный Сергий от игуменства, много он говорил о своем недостоинстве, неоднократно указывал на свои немощи и неспособность управлять иноками. Но братия не переставала просить его. «Если ты не хочешь пещись о душах наших, – говорили иноки, – и быть нашим пастырем, то мы все принуждены будем оставить это место, мы уйдем из храма Пресвятой Троицы, и будем невольными нарушителями обета нашего, будем блуждать как овны без пастыря, и расхитит нас лютый волк, а ты дашь за нас ответ нелицеприятному Судии – Богу». Эти усиленные просьбы братии склонили, наконец, смиренного Сергия к принятию на себя игуменской власти.

Преосвященным Афанасием, епископом Волынским, управлявшим за отсутствием митрополита Алексия в Царьград делами московской церкви, преподобный Сергий был посвящен в иерейский сан и поставлен в игумена своей обители.

Но и с получением этого высокого сана преподобный Сергий не изменился в душе своей. Он по прежнему был для братии примером смирения, воздержания и усердия к молитве. Каждый день он совершал божественную литургию, причем ко всем службам церковным первым являлся в храм и последним уходил из него. И теперь в сане игумена, он много добра и услуг оказывал братии. Сам он скатывал свечи, варил кутью и приготовлял просфоры для богослужения. Особенно благотворное влияние производил преподобный игумен на братию своим высоким истинно-христианским настроением. Eгo вера в Промысл Божий, бодрствующий над человеком, надежда его на помощь и содействие Божие были крепки и непоколебимы, преданность его воле Божией не имела пределов. Эти великие душевные качества преподобного Cepгия нередко предотвращали уныние и малодушие братии, поднимали и укрепляли падавший дух ее в тяжелые времена подвижнической жизни.

Троицкая обитель в первые годы своего существования была очень бедная. Местность, где она расположена, была совершенно пустынная; по густому лесу к обители вела едва заметная тропинка; на далекое расстояние кругом не было ни городов, ни селений и никаких жилищ человеческих. Инокам негде было достать самых необходимых жизненных припасов. Притом же святой игумен запрещал братии ходить в мир и собирать милостыню, каждый инок должен был доставать себе пропитание трудами своих рук. Нищета в обители сказывалась во всем. Иногда не было у иноков ни хлеба, ни муки, ни соли и они терпели крайний голод. Случалось, что не на что было приобрести вина и просфор для литургии, и тогда братия оставалась без божественней службы; иногда не было ни свеч, ни масла для лампад, зажигали березовую или сосновую лучину, которая с дымом и треском горела и светила инокам при отправлении богослужения. Но преподобный Сергий и во время таких жестоких испытаний нищеты и бедности не унывал и не падал духом, он указывал собою братии пример спокойствия, терпения и преданности воле Божией. В житии преподобного рассказывается следующий случай.

Однажды в Троицкой обители был большой недостаток в пище. Преподобный Сергий три дня терпел голод. На утро четвертого дня взял он топор и пошел к одному из иноков Даниилу. «Слышал, я старче, – сказал он Даниилу, – ты хочешь пристроить сени к своей келье, позволь мне построить их для тебя, чтобы руки мои не были без дела». «Правда, – отвечал инок, – мне очень бы хотелось построить их, у меня уже все и для работы давно заготовлено, и вот только поджидаю плотника из деревни. А тебе, как поручить это дело? Пожалуй, запросишь с меня дорого?». «Эта работа недорого тебе обойдется, – сказал ему Сергий, – мне вот хочется гнилого хлеба, а у тебя он есть, больше этого с тебя не потребую. Разве ты не знаешь, что я умею работать не хуже плотника? Зачем же тебе, старче, звать другого плотника, помимо меня»? Тогда Даниил вынес ему решето с кусками гнилого хлеба, которого он сам не мог есть и сказал: «Вот, если хочешь, возьми все, что тут есть, а больше не взыщи». «Хорошо, – сказал трудолюбивый игумен, – этого с избытком довольно для меня, побереги же до девятого часа, я не беру платы прежде работы».

После этого преподобный Сергий крепко обвязал себя поясом и принялся за работу. С раннего утра до позднего вечера, несмотря на голод, он пилил и тесал доски, долбил столбы, и при помощи Божией, к вечеру окончил постройку сеней. Солнце уже скрылось за дремучим лесом, когда старец Даниил снова вынес ему гнилые куски хлеба, как условленную плату за труд целого дня. Положив их пред собою, преподобный Сергий помолился, благословил их и начал есть с одною водою, даже и без соли. Некоторые из братии при этом заметили, что когда он вкушал в поте лица заработанный хлеб, то из уст его исходила пыль, вследствие гнилости и сухости хлеба.

Читая этот рассказ, не знаешь какой добродетели удивляться в преподобном Cepгии: его ли незлобивому терпению в скорбное время, его ли неутомимому трудолюбию или глубокому смирению игумена-плотника? Труд и работа не есть наказание Божие, от которого бы мы могли скорбеть или тяготиться. В раю человек не имел нужды ни в чем необходимом, все потребное было у него в изобилии. Но и во время райской жизни, во время блаженства и счастья, Бог не позволил человеку придаваться праздности и беспечности, а повелел ему хранить, беречь райский сад и трудиться над его возделыванием. Значит, труд нужен и полезен для человека, необходим как для здоровья тела, так и для блага души. Что умеренный труд благодетелен для тела человека, что он укрепляет его силы, предохраняет от расслабления и болезней, в этом никто не может сомневаться. Но и для души труд не менее необходим и благотворен. Сосредоточивая на себе наше внимание, работа, тем самым, отклоняет нас от лености и рассеянности мыслей. Посмотрите на усердного работника, он всецело занят своим делом, все его думы направлены на то, как бы ему получше и успешнее окончить свою работу. Ничто другое его не занимает, он гонит прочь от себя посторонние мысли, которые вредят и замедляют его дело. Греховные помыслы не всегда могут иметь свободный доступ к душе человека, всецело преданного труду и погруженного в свое занятие. Да и после работы человек-труженик не так склонен ко греху, как человек ленивый и праздный, уставшему нужен покой и отдых, а не греховные удовольствия и развлечения.

Чем далее шло время, тем более становилась известною на Руси обитель преподобного Сергия. Слава о добродетельном житии преподобного подвижника, молва о великих чудесах, совершавшихся им, быстро распространялись и разносились по русской земле. Все чаще и чаще стали приходить русские люди к преподобному Сергию, одни шли для того, чтобы получить благословение от святого игумена Радонежского, другие надеялись его молитвами облегчить свое горе душевное, третье – искали у него утешения и укрепления в различных скорбях житейских. Изменилась со временем и пустыня Радонежская: леса вырубались и появлялись поля; строились деревни и селения вблизи самой обители Cepгиевой; у стен ее пролегла большая дорога в города северные. С увеличением богомольцев и посетителей увеличились и средства обители, теперь у иноков уже не было недостатка ни в чем необходимом, благочестивые жертвователи в изобилии снабжали обитель всем потребным. Но несмотря на это, несмотря на возраставшее богатство обители, преподобный Сергий по прежнему не имел привязанности к земным благам. Если у него заводилось что-либо лишнее, он отдавал его в церковь или бедным, сам же всегда соблюдал нищету и нестяжательность. Даже в одежде его сказывалась эта нищета и убожество. По словам жития преподобного, никогда новая одежда не покрывала его тела. Вместо дорогих сукон он носил сермяжную ткань из простой овечьей шерсти, да при том еще ветхую, которую, как негодную другие отказывались носить. Большею частью и такая одежда была сшита его святыми руками, и отличалась от одежды его сподвижников, разве тем что вся была покрыта заплатами, и по прекрасному выражению святителя Платона, вместо дорогих камней обильно украшалась каплями его пота. Эта одежда у него была одна и та же летом и зимой. Этот дух нищеты и нестяжательности преподобный Сергий хотел сообщить и своим ученикам. Заботясь о том, чтобы избыток в средствах не привел братии к беспечности и нерадению в труде, не возбуждал бы зависти и осуждения со стороны мирских людей, мудрый игумен устроил в своем монастыре странноприимство и заповедал ученикам поддерживать это святое дело и после своей смерти. «Если вы, дети, – говорил он братии, – сию мою заповедь сохраните без роптания, то и по отшествии моем от жития сего обитель процветет, и на многая лета неразрушима постоит благодатию Христовою». Этот завет преподобного Сергия святая Лавра Троицкая неизменно сохраняет и доселе.

Таков был преподобный Cepгий Радонежский в своей подвижнической жизни. С самого рождения в нем почивала благодать Божия, с раннего детства в нем был виден подвижник и избранник Божий. Еще живя в мире, он выделялся от других людей своим благочестием и святостью. В суровой пустыне в совершенном одиночестве своими подвигами он стяжал святой дар молитвы и Богомыслия, воспитал в себе великую любовь и глубокую преданность Богу, милующему и хранящему избранных Своих. Приход в его обитель других подвижников во всей силе раскрыл в его сердце искреннюю любовь к ближнему, его милосердие и братскую услужливость. Но господствующими над всеми этими добродетелями преподобного Сергия были его кротость и смирение. Эта черта в характере угодника Божия особенно ясно и часто сказывалась в его подвижнической жизни. По своему смирению он долго не соглашался быть игуменом своей обители, тихо и добровольно оставил он ее, когда возникло некоторое недовольство и ропот в среде братии, по своему смирению он отказался также и от святительского сана, принять который усердно убеждал его св. митрополит Алексий.

Поревнуем, братия, и мы этой святой добродетели преподобного Cepгия! Нам особенно недостает именно смирения и кротости. Мы так любим погордиться, так любим выставлять на показ свои мнимые добродетели и совершенства. Мы весьма высоко ставим себя в своем мнении, так что всегда готовы осуждать и порицать своих ближних. Этот недостаток смирения, это самомнение и гордость не позволяют нам часто в настоящем свете видеть всех своих слабостей и пороков, скрывают от взоров наших наши душевные болезни и немощи. Поэтому смирение, сознание своей вины и греховности пред Богом есть начало нашего исправления, есть первое и самое необходимое настроение души, без которого невозможно снискать себе милость и благоволение Божие. «На кого воззрю, токмо на кроткого смиренного, трепещущего слов моих?» – говорит Господь.

Своими великими нравственными подвигами преподобный Сергий приобрел себе особенную милость и благодать от Бога. Еще при жизни своей на земле он был украшен особенными чудотворными дарами. Так, имел он от Бога великую силу исцеления болезней, изгнания злых духов, воскрешения мертвых и особый дар прозорливости. В житии преподобного Сергия рассказывается немало случаев, свидетельствующих об этих чудотворных дарованиях св. угодника Божия.

Так в 1390 году путешествовал в Москву св. Стефан, епископ Пермский. Проезжая в расстоянии десяти верст от Троицкой обители, св. Стефан остановился и сделал поклон в ту сторону, где стояла обитель преподобного Сергия, причем самого его приветствовал словами: «Мир тебе, духовный брат мой!» В это время преподобный Сергий вместе с братиею сидел за трапезой. Вдруг он встает из-за стола, делает поклон к западу и тихо говорит: «Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и мир Божий да пребывает с тобою!» Удивилась братия этому необычайному поступку своего игумена. Но преподобный Сергий объяснил смущенным инокам: «В этот самый час епископ Стефан на пути в Москву остановился противу нашего монастыря и поклонился Святой Троице, и нас смиренных благословил». Так преподобный Сергий отвечал на привет святого Стефана, будучи разделен от него значительным пространством.

Некоторые из учеников преподобного Сергия удостаивались видеть иногда особенные чудесные знаменья, говорившие о великой благодатной силе, обитавшей в их святом игумене. Так, одни видели Ангела Божия, сослужащего преподобному Сергию при совершении им божественной литургии; другие замечали небесный огонь, сходивший на св. Дары во время священнодействия преподобного Сeprия. Но самою величайшею наградою, которой сподобился св. угодник Божий за свои подвиги еще при жизни на земле – это было явление ему Пресв. Матери Божией вместе со святыми апостолами Петром и Иоанном Богословом. По словам летописца, «не гаданием, не в сонном видении, а наяву видел он Матерь Божию, как видел Ее некогда преподобный Афанасий Афонский».

Преподобный Сергий снискал себе славу и почитание от русских людей не одними только иноческими подвигами, но и своею горячею любовью к Родине, своими великими милостями для всей русской земли. Трудно и печально было положение Православной Руси во времена преподобного Сергия! Власть диких татар тяжелым бременем лежала на плечах русского народа. Злые ханы татарские были повелителями и распорядителями судеб нашего отечества, от них зависели наши князья, в их руках была жизнь и смерть русских людей. Весь народ был обложен тяжкою данью, при собирании которой употреблялись всевозможные насилия и жестокости. К бедствиям, претерпеваемым от татар, присоединялись еще и внутренние неурядицы: удельные князья наши постоянно враждовали и ссорились между собою, нередко они шли войною друг против друга, сами разоряли и опустошали родную землю.

И вот в это то тяжкое время преподобный Сергий Радонежский является молитвенником и ходатаем пред Богом за бедствующую Православную Русь. Особенно важно и благодетельно было горячее участие преп. Сергия в общей народной скорби во время нашествия на русскую землю татарского хана Мамая. Св. угодник Божий благословил на битву с врагами великого князя московского Димитрия Иоанновича, причем воодушевил и укрепил его мужество надеждою победы. «Иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!» – говорил он великому князю, напутствуя его своими молитвами в поход. При этом, как бы в залог будущего успеха, преподобный Сергий отпустил на войну с великим князем двух своих иноков: Александра Пересвета и Андрея Ослябю. И сам он принимал горячее молитвенное участие в Куликовской битве. В час этой битвы преподобный Сергий собрал всю братию на молитву и усердно просил Бога о помощи русскому воинству. Прозорливыми духовными очами он видел все сражение, называл имена умиравших русских воинов, поминал их в заупокойных молитвах и, наконец, возвестил братию о победе русских над татарами.

Великую услугу оказал также преподобный Сергий и самодержавию русских Государей, много содействовал он делу объединения власти в руках великого князя Московского. Сознавая, насколько гибельны для блага Poccии постоянные княжеские ссоры и междоусобия, преподобный Сергий часто являлся советником и умиротворителем удельных князей. Так, он дважды путешествовал в родной свой город Ростов, чтобы уговорить Ростовского князя к миру и подчинению великокняжескому московскому престолу. С тою же целью ходил преподобный по поручению св. митрополита Алексия и в Нижний Новгород. Но кроткие убеждения смиренного игумена Радонежского, покориться великому князю Московскому мало действовали на Нижегородского князя Бориса. Поэтому преподобный Сергий употребил более сильные меры: по данной ему от митрополита Московского власти, он прекратил во всех церквах Нижнего Новгорода богослужение, затворил храмы, и тем достиг покорности и примирения князя Бориса с великим князем Московским Димитрием Иоанновичем. Кроме того, много смуты и зла причинял Московскому князю Олег, князь Рязанский. И здесь преподобный Сергий также достиг взаимного согласия и примирения князей: пешком он сходил в г. Рязань и уговорил Олега к миру с великим Московским князем.

Таким образом, преподобный Сергий был не только святой подвижник и инок, но и великий поборник и радетель о благе русского народа. И отрекшись от мира, он не забывал своей родной русской земли, и живя в пустыне, он видел и понимал общенародное горе, скорбел и печалился по поводу бедствий и несчастий отечества, и старался облегчить их своими молитвами и ходатайством пред Богом.

Поэтому и кончина св. угодника Божия была великою печалью не только для его духовных детей – иноков Троицкой обители, но и для всей православной Pocсии, над гробом его проливали слезы все русские люди. Блаженная кончина преподобного Cepгия падает на 25 сентября 1392 года. Но еще за полгода до этого времени он удостоился от Бога откровения о дне своей смерти. Собрал он к себе братию обители, передал управление ею ученику своему преподобному Никону, а сам стал проводить время в безмолвии и приготовлении к отшествию от миpa. В сентябре месяце преподобный почувствовал тяжкую болезнь. Снова призвал он в свою келлию иноков, преподал им последнее наставление, причастился в последний раз Святых Тайн Христовых и со словами: «В руци Твои предаю дух мой, Господи!» – тихо отошел к Богу.

Такова была блаженная кончина праведника! Не страх и смущение, а веселье и радость испытывал преподобный Сергий в час своей смерти. «Не скорбите, чада мои, – говорил он братии, – я отхожу к Богу, меня призывающему». Всю жизнь он работал Господу, все дни и часы своей семидесятилетней жизни он провел в труде, посте и молитве, в делах любви и милости к ближним. И вот за то, что он не имел покоя в этом мире, что он не изнемог в служении Богу, что он мужественно вынес тяжелую борьбу с грехом Господь даровал ему покой и блаженство по смерти. Будем, братия, и мы смотреть на земную жизнь нашу, как на время труда и подвига; не праздность, удовольствие и развлечение, а постоянная деятельность, молитва, милосердное служение ближнему пусть наполняют все дни и часы наши. Будем чаще помнить, что со смертью прекратится всякая возможность сделать что-либо доброе, чем-либо заслужить милость и благоволение Божие. Поэтому пока Господь продолжает земную жизнь нашу, пока Он терпит грехам нашим постараемся покаяться и исправиться, постараемся сделать что-либо доброе и угодное Богу, чтобы и нам, по примеру святых Божьих, в великий час смертный услышать кроткий голос Господа нашего: «Благий рабе и верный, вниди в радость Господа твоего!» (Мф.25:21).

Но и после блаженной кончины преподобный Сергий не забывал своего земного отечества, переселившись на небо, и предстоя у престола Божия, он часто ходатайствовал и молился Господу за родную землю, особенно в трудные и тяжелые времена ее жизни. И это небесное заступничество св. угодника Божия иногда было особенным чудесным образом открываемо людям.

Так, в 1521 году в царствование великого князя Василия III крымский хан Махмет-Гирей сильно опустошил русскую землю и подошел со своими полчищами к самой Москве. Город находился в крайней опасности: в нем не было ни князя, ни войска. Не надеясь на человеческие силы в такой страшной беде, народ усердно молился Богу. И вот в это время некоторые благочестивые люди удостоились следующего чудесного видения. Из Кремля чрез Фроловские ворота шел торжественный крестный ход. В преднесении кадил, светильников и хоругвей шли великие московские святители и за ними толпы народа; священнослужители несли святые иконы и вместе с другими – чудотворную икону Владимирской Божией Матери. Это святые угодники Божии оставляли Москву за грехи ее жителей. Но вот навстречу святителям выходят преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. С великим плачем припали они к ногам святителей и усердно молили их не покидать город, не оставлять его на добычу врагам. Долго просили и убеждали святых святителей преподобные угодники Божии. Наконец, собор святителей согласился на их мольбы и стал петь молебен Пресв. Богородицы, чтобы Она, по великому милосердию Своему, заступилась и помогла русскому народу против врагов его. После молебна крестный ход вернулся обратно в город. И, действительно, Москва скоро была спасена от разорения и от гибели, враги отступили от города.

Много также помогал преподобный Cepгий своими молитвами и покорению царства Казанского. Еще задолго до основания первого русского города в Казанском царстве – Свияжска, местные жители, черемисы, по их рассказам, видели здесь иногда старого инока, который ходил со крестом, благословлял на все стороны, как будто размерял то место, где теперь город, и все то место наполнялось благоуханием. Посланные из черемис, покушались ловить его, но он становился невидим. Пускали в него стрелы: стрелы не ранили его, а летели вверх, падали на землю и ломались. В г. Свияжске был храм в честь преподобного Cepгия с его чудотворною иконою. По этой иконе и узнали чудесного инока-старца, то преподобный Сергий отмеривал Руси Казанское царство.

Но особенно подвигся преподобный Сергий на защиту русской земли в тяжелую годину междуцарствия. Казалось, наступало время гибели и грозного суда Божия над нашим отечеством. Дерзкие самозванцы один за другим восседали на священном престоле русских царей; народ тяжко страдал как от внутренних смут, так и от врагов внешних. Поляки, пользуясь трудною порою для нашего отечества, вторглись в пределы России и жестоко опустошали ее города и селения. Наконец, был избран на престол православных русских царей польский королевич Владислав. Таким образом, великая опасность грозила как самостоятельности и независимости русского государства, так и главной живительной силе русского народа – вере православной. В это-то тяжкое и бедственное для Руси время один инок Сергиевой обители в своей молитве горько изливал свою скорбь пред Богом о предстоявшей гибели православия. И слышал он голос: «Кто ты, который так думаешь, что не быть на Руси православию, и хочешь испытать судьбы Божии? А того не знаешь, что за вас молит Бога ваш преподобный Сергий чудодйствующий, и будет православие на Руси по-прежнему». И действительно, в самую трудную пору преподобный Сергий спас и защитил Отечество. Во время молитвы явился он нижегородскому гражданину Косьме Минину, велел ему собирать людей и идти на защиту русской земли: «Когда все уже кажется гибнущим, тогда воздвигается Сергий».

Великую небесную помощь и особое покровительство оказал преподобный Сергий в смутное время, и основанной им обители Троицкой. Известно, что тогда значительные отряды поляков окружили монастырь преподобного Сергия, в течение 15-ти месяцев они делали усиленные приступы на монастырские стены. Но молитвенное заступление преподобного Сергия защищало и спасало обитель от всех вражеских нападений. Во время осады св. угодник Божий несколько раз являлся разным лицам, утешал и укреплял осажденных, обещал скорую помощь и избавление от опасности. Даже для врагов было видимо это чудесное заступление преподобного Сергия за свою обитель.

Так, однажды поляки ночью видели из своего стана двух иноков в образе преподобного Cepгия и Никона: они ходили вокруг монастырских стен и окропляли их святою водою. Когда в это время враги осмеливались стрелять в св. обитель, пули и ядра возвращались обратно и с великою силою поражали самих осаждавших. И враги, несмотря на все свои усилия, не могли овладеть обителью преподобного Сергия. Сбылись слова св. угодника Божия, сказанные им в одном из своих явлений осажденным: «Господь не предаст святого места сего. Не будет услышано во вразех, яко пленихом обитель Пресвятыя Троице. Господь место cиe, имени ради Своего, без оружия избавит».

Наконец, во время достопамятной войны 1812 года, когда Москва была сожжена и разрушена, опасность угрожала и обители преподобного Сергия. Французские отряды были неоднократно отправляемы к Троицкой Лавре. Но всякий раз, не доходя до монастыря, они получали приказание возвратиться обратно. И в этом нельзя не видеть небесного покровительства и заступничества преподобного Сергия за свою обитель.

Так являл преподобный Сергий свою небесную помощь православной Руси после своего блаженного преставления. Кончина не разлучила его от русского народа, не прекратила, не угасила его любви к своему земному отечеству. И поныне св. угодник Божий жив в райских обителях. С высоты небесной невидимо зрит он на русскую землю, видит наши печали и бедствия, знает нужды духовные, скорбит о наших грехах и пороках. Горячо он желает нам небесного блага и счастья, всегда он готов молиться о нас пред Богом, всегда готов оказать благодатную помощь в добрых делах. Лишь бы мы сами были достойны этой помощи и любви св. угодника Божия, лишь бы мы были всегда расположены с теплою верою обращаться к нему в своих молитвах. Итак, усердно помолимся великому угоднику Божию. Преподобне отче Cepгиe! «не переставай взывать о нас к Господу Богу нашему» (1Цар.7:8), не забуди соплеменный тебе народ русский, исходатайствуй нам милость и благоволение у Господа, испроси у милосердного Владыки-Бога разрешение и прощение многих грехов наших, не умедли молитвами твоими облегчить наши житейские нужды и скорби!

* * *

1

Внебогослужебная беседа в день 500-летия со дня блаженной кончины преподобного Сергия Радонежского. При составлении настоящей беседы источниками служили: «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского». Собор. иepoм. Никона., М. 1891 г., и «Поввсть о том, как чудом Божиим строилась Русская земля» Е. Поселянина, M. 1892 г..


Источник: Преподобный Сергий Радонежский, великий подвижник и печальник земли русской / [Сергиев. всей артиллерии собора свящ. Иоанн Морев]. - Санкт-Петербург : Тип. «Арт. журн.», 1893. - 32 с. (Авт. указан в конце текста).

Комментарии для сайта Cackle