БОЛЕЗНЬ
О пользе болезней для души
Болезнь хотя тело и разслабляет, но душу укрепляет; тело умерщвляет, но душу животворит; внешняго человека растлевает, но внутренняго обновляет. «Аще и внешний человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни» (2Кор. 4, 16). Как обновляется? – Научается смирению, терпению, памяти смертной, и от той усердному покаянию, молитве, презрению мира и суеты мирской. Кто восхощет в болезни гордиться? Кто, видя приближающуюся чрез недуг кончину, пожелает чести, славы, богатства? Кто безстрашно дерзнет грешить, видя наступающий страх суда Божия? Когда усерднее человек молится, как в болезни? О, болезнь, горькое, но здоровое лекарство! Как соль гнилость от мяса и рыбы отвращает и не попущает зараждатися червям в них: тако всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховнаго, и не попущает страстям, как червям душевным, зараждатися в нас (3:316).
Бог через болезни не попускает греху преобладать
Помяни, коль многие, в целом здравии живучи, развратилися и погибли. Бог милосердый чрез недуг не допущает тебе до того, и хощет тебе спасти, когда благодарно претерпиши. Терпи убо и благодари Богу, ищущему спасения твоего (3:316).
Болезни укрощают наши страсти и грехи
Здравие тела ко многим прихотям и грехам отворяет человеку двери, но немощь тела затворяет. Конь свирепый и необученный беснуется, и часто стремится на свою пагубу; но уздою воздерживается, и биется, и мучится, и удручается, и тако кротким бывает. Плоть наша без болезни и немощи, как конь, свирепеет и на вся пагубныя страсти стремится; но немощию и болезнию, как уздою, воздерживается и укрощается, и покоряется духу. О коль великое милосердие Бог делает с тем, на кого болезнь посылает! Сокрушает тело его, да душа в здравие свое приидет (4:319–320).
Болезни без Промысла Божьего не бывают
Различным болезням или недугам различныя причины полагают лекари; но я, им тое в разсуждение оставляя, повторяю, что выше сказано, то есть, что и болезнь не без промысла бывает Божия, и есть отеческое наказание Божие, которым Он смиряет нас. Сим убо утешайся, что болезнь твоя есть тебе отеческое Божие наказание, которым тело твое биет, да душа твоя оздоровеет и спасется. По тебе убо болезнь твоя, а не противу тебе, хотя плоти твоей и горестна; и всякое бо наказание плоти горестно; но душе полезно. Аще убо с благодарением терпишь болезнь твою, обратится тебе она во благое (3:316).
Многие святые были в болезнях
Многие святии были в недугах и болезнях. «Иов от главы до ног язвою поражен был» и страдал (Иов. 2, 7–8). Тимофей святый Апостол «частые недуги» имел (1Тим. 5, 23). Лазарь «гноен был» и по смерти несен ангелы на лоно Авраамле (Лк. 18, 20, 22). Такожде читаем и в церковной истории, что многие благочестивии различными болезньми страдали. И ты убо терпи с благодарением болезнь, да с ними в будущем веке участие будеши иметь (3:316).
Не изнемогать душею в болезнях
Вы, страдальцы любезные, не изнемогайте душею вашею! Хотя тело ваше и тлеет; но святыя души ваши исцеляются, и здравие свое получают. «Аще и внешний ваш человек тлеет, но внутренний обновляется по вся дни» (2Кор. 4, 16). Вы с нищим Лазарем страждете зде, но с ним и лоно Авраамле наследите (Лк. 16, 22) (4:110).
Болезнь облегчается надеждой на получение вечного утешения
Приими убо в разсуждение время и вечность, временное и вечное страдание, временное утешение и вечное страдание, временное страдание и вечное утешение, и облегчится болезнь твоя. Ничто бо так не облегчевает скорби, как надежда избавления от скорби и получения вечнаго утешения. Вот скоро будет конец всему: будет конец и утешению временному, и временному страданию, и настанет или прохлаждение, или страдание вечное. Смерть всякому есть дверь к вечности, или блаженной, или неблагополучной, и уже ближе тебе она сегодня, нежели вчера и третьяго дня была. А как придет, то и положит конец страданию твоему, и от временнаго страдания прейдеши к вечному прохлаждению (3:317).
Рассуждения, укрепляющие терпение в болезни (2:296, см. ТЕРПЕНИЕ, 1046).
Болезнь – умножается от нетерпения (2:296, см. ТЕРПЕНИЕ, 1042).