БЛИЖНИЙ
Кто есть ближний для христианина?
Многие христиане в сем имени – ближний – обманываются. Сего ради, во-первых разсмотрим, кто есть ближний наш, да тако познаем, что есть любовь к ближнему. – Вси мы друг другу ближние есмы. Власти подвластным, и подвластнии властям ближние суть; пастыри людям, и люди пастырям ближние суть; родители детям, и дети родителям ближние суть; господа рабам и крестьянам, и раби и крестьяне господам ближние суть; мужи женам, и жены мужам ближние суть; продающие и купующие между собою ближние суть; хозяева и наемники друг другу ближние суть; судии и судимые друг другу ближние суть. Словом, вси человеки, сродники и несродники, знаемии и незнаемии, одноземнии и иностраннии, друг другу ближние суть. А паче христиане, которых едина вера, едино крещение, едино Божие слово, единаго Бога исповедание и призывание, едино упование воскресения мертвых и вечныя жизни связует, – паче, говорю, христиане друг другу ближние и братия суть. Ибо они к единому небесному Отцу молятся, и, яко братия между собою, глаголют Ему: «Отче наш, Иже еси на небесех», и проч. (5:238).
Все люди друг другу ближние
Вси друг другу ближнии суть: начальники и подначальники их, пастыри и люди их, родители и дети их, мужи и жены их, господа и крестьяне их, продающии и купующии, и всяк человек другому человеку. Я тебе, а ты мне ближний еси (5:190).
Как Слово Божие учит относиться к ближним
В слове Твоем вижу я, кто я и кто ближний мой, и что я ему должен: т. е., как себе люблю, так и его должен любить, яко человек человека и сродное себе естество, и от Тебе возлюбленное и почтенное; и ничего ему не делать, чего себе не хощу, и все ему делать, чего себе хощу. Сие ему должен я: и сего от слова Твоего святаго научаюсь я (4:230).
Служить всем людям одинаково
Видишь, что всякое создание всем равно служит. Солнце, луна, звезды всех равно освещают; воздух всех равно жизнь сохраняет; земля всех равно содержит и питает; вода всех равно содержит и напояет – всех, глаголю, равно, то есть, богатого и нищего, славнаго и неславнаго, господина и раба. Сим научаемся, что и благая наша, нам от Бога данная, нам и ближним нашим обща должна быть. Хлеб наш, одежда наша, разум наш, домы наши ближним нашим должны общи быть.
Видишь паки, что едино создание другому, высшия стихия низшим помогают. Солнце воздух и землю просвещает и согревает: облака воздух и землю орошают: воздух к дыханию животным служит; земля подает пищу нам и скотам нашим. Все сие научает нас, что наипаче мы, яко разумная тварь, должны друг другу ПОМОГАТЬ: богатый нищему, разумный неразумному; здоровый немощному, свободный в темнице заключенному; сильный обидимому, полномочный беззаступному и проч. Откуду слово сие: «что мне до него нужды?» – от пределов христианских должно прогнано быть (2:20).
К ближнему относиться так, как желаем себе
Что касается до должности, которую мы друг другу исполнять одолжаемся, оную Христос в святом Своем Евангелии в следующих словах изъяснил: «яко же хощете, да творят вам человецы, и вы творите им такожде» (Лк. 6, 31). То есть: что хощем себе от ближних наших, тое должны и им творить; и чего не хощем себе от них, того не должны и им творить. Хощем, чтобы они нас любили: и мы должны их любить; не хощем, чтобы они нас обижали: не должны и сами их обижать. В сем разуме все шесть заповедей Божиих о любви к ближнему сказаны (1:58).
Творить ближнему, что себе желаешь
Напротив того, хощешь, чтобы ближний твой в нужде твоей тебе помог, алчнаго напитал, жаждущаго напоил, нагаго одел, страннаго в дом принял и успокоил, и проч.: хощет и он, чтобы и ты помогал ему в нужде его. Твори убо ему тое, что себе хощешь: сего хощет совесть и закон Божий. И сие-то есть, что глаголет Господь: «вся убо, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им: се бо есть закон и пророцы» (Мф. 7, 12). Не творишь того ближнему твоему, чего себе хощешь: грешишь против совести и закона Божия. Держись убо, христианине, правила сего: «чего хощешь себе, твори и ближнему твоему», и будешь согласно совести и закону Божию делать (5:192).
Что не хочешь себе, то не твори и ближнему
Совести и закону Божию сходно правило: «чего не хощешь себе, того не твори ближнему». Сего правила держись, христианине, и не погрешишь в обхождении с ближним твоим. Что возбраняет оно, тое возбраняет совесть и закон Божий. Не хощешь, чтобы кто тебе обидел, здравие и живот твой у тебе отнял, что-нибудь твое у тебе похитил и украл; не хощешь, чтобы тебе обманул в чем-нибудь: не хощешь, чтобы худую вещь за добрую, одну за другую, гнилую за здоровую, дешевую за дорогую продал; не хощешь, чтобы кто тебе оклеветал, осудил, обругал, обезчестил, и прочее: и сам не твори того ближнему твоему. Ты не хощешь всего того себе: не хощет и он. Зло тебе есть все тое: зло и ближнему твоему. Когда ближний твой делает тебе тое, чего ты себе не хощешь, зло тебе делает: но когда и ты ближнему твоему делаешь тое, чего он себе не хощет, зло ему делаешь. Аще убо грешишь противу сего правила: «чего не хощешь себе», и проч., – грешишь и противу совести и закона Божия, и тако обличаешися от совести и закона Божия, яко законопреступник (5:191).