Источник

ОДЕЖДА

Начало одежды – грех

Одежда началася по преступлении заповеди Божия, и от того начало свое восприяла. Ибо доколе не согрешили прародители наши, не имели одежды, как пишется во главе 2-й Бытия; и не требовали ея, яко не видели наготы своея: а когда согрешили, увидали наготу свою и начали срамлятися; посему и искать принуждены были, чим бы срамоту свою прикрыть... Что начало одежды есть грех. Грех бо открыл им наготу их, и соделал срамоту и стыдение, которое требует прикрытия (2:158).

Одежда появилась после грехопадения, потому не должно стремиться к роскоши в одежде

Христиан от суетнаго телеснаго украшения должно отвратить начало одеяния. Читаем в святой Библии, что прародители наши прежде падения не имели одеяния, но «наги были и нестыдилися» (Быт. 2, 25); а по падении уже дано им одеяние, ради прикрытия наготы и срама их (Быт. 3, 7–11,21). Начало убо одеяния нашего есть грех; почему одеяние наше обличает грех наш, и показует бедность нашу; а тако должно нас смирять, а не возносить и пышность нам придавать; должно нам на память приводить, что мы грешники и закона Божия разорители есмы с прародителями нашими. Сего ради и не должно нам от того украшения суетныя славы искать, но тем паче смиряться, и употреблять его к прикрытию беднаго и нагаго нашего тела, а не к украшению, щегольству и пышности (3:242).

Одежда сама по себе есть ни добродетель, ни грех, но все зависит от намерения

Одеяние, какое ни есть, само собою есть вещь посредняя, ни добродетели, ни греха непричастная, как и всякая вещь; но только употребление его, конец и намерение его может быть, как и бывает, худое, и потому в грех употребляющему обращается: ибо не на такий конец употребляется, на какий от Бога подано. Суета в сердце и у того имеется, который ради того носит черное, манатейное и рубищное платье, чтобы его люди за презирателя мира и святаго почитали, как и у того, который того ради одевается цветною и дорогою одеждою, чтобы в собрании первое место иметь и от сретающих поклоны получать, и тем одеянием своим, как павлину перьем, любоваться. Всякаго бо одеяния един должен быть конец, то есть прикрытие наготы и защищение немощнаго тела от стужи и непогоды (2:166).

Одежда для прикрытия, а не для УКРАШЕНИЯ

Худо делают люди, которые ищут украшения в одеждах, и делают одежду не ради прикрытия наготы и согретия, но ради украшения и щегольства; тое поставляют себе в честь и украшение, что показует безчестие и безобразие; от того ищут похвалы, что обличает грех; с того утешаются, что представляет печаль, то есть знамение законопреступления; тем гордятся, чем должно их смирять. Все животныя, как созданы от Бога, так и имеются доныне, не требуют прикрытия, естественным одеянием довольствуются. Един человек лишился того за грех, и от них заимствует и прикрывается. Но то чудно, или паче сожалительно, что чужею кожею прикрывается, и тем возносится, и тое в честь себе поставляет, что должно было ему, яко бедному, скудному, нагому и лишенному, случай подавать к смирению (2:158) (также 1:105; см. ПИЩА, 677).

Одежда служит до смерти, а духовное одеяние – ДОБРОДЕТЕЛИ, необходимы для жизни вечной

Телесное украшение, как и всякая мира сего суета, на малое время, до смерти служит; яко тогда все мира сего сокровище от нас отходит, так что и тело самое в земле оставляем, но духовное украшение, верою и плодами ея приобретенное, ни самая смерть не отлучает от нас, но на оный век отходит с нами, и на всемирном собрании и суде Христовом явится с нами и подаст о нас свидетельство Судии праведному и всему миру, что мы не суете, но истине последовали (3:242).

Для ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ христианину необходима особая брачная одежда

Христиане к небесной великой «вечери» (Лк. 14, 16) и преславному «браку Агнца Христа» (Апок. 19, 7 и 9) позваны. Якоже убо хотящие в чертог царский внити и на трапезе его сести, украшают себе различно, дабы не явиться пред царем земным гнусными, и тако не быть изгнанными: тако наипаче христианам, хотящим внити в чертог небеснаго Царя и возлещи на преславной оной и пресладкой вечери, на которой «возлягут со Авраамом, Исааком и Иаковом» избраннии Божии (Мф. 8, 11) и «упиются от тука дома Господня, и потоком сладости Его напоятся» (Пс. 35, 9), подобает иметь одеяние брачное, достойное брака онаго, и тем украсить себе, да не кто постраждет тое, что пострадал пришедший на брак сына Царева без одеяния брачного (3:242–243).

В чем состоит духовное одеяние

Божие слово христианам повелевает не плотскою, но духовною утварию украшаться. Какая сия утварь, в чем состоит, слыши Апостола, который утварь сию предлагает нам: «облецытеся, якоже избраннии Божии, святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение», и проч. (Кол. 3,12). Сею утварию украсимся, христианине, а не златом, сребром, камениями и одеждами драгими. «Облецемся во утробы щедрот» и милосердие, якоже и Господь наш повелевает нам: «будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6, 36)... «Облецемся в благость», и благотворить всем добрым и злым, другам и врагам потщимся, подражая небесному Отцу... «Облецемся в смиренномудрие», последуя единородному Сыну Божию, Который не устыдился «умыти ноги апостолов, Господь и Учитель их» (Ин. 13, 14)... «Облецемся в кротость и долготерпение», учася тому от кроткаго и смиреннаго Иисуса... Сей убор, сия утварь, сие украшение прилично христианам есть; и угождают тем не миру и очесам человеческим, но очесам небеснаго Отца (2:165).

Истинная одежда христиан – ДОБРОДЕТЕЛИ

Украшение христианское состоит не в злате, сребре, камениях драгих и одеянии многоценном, яже суть сокровища мира сего и украшения сынов века сего, но в ВЕРЕ истинной и живой, и в христианских добродетелях, в которыя, яко во многоценную утварь христиане повседневно облекаться и ими украшаться должны, дабы не наги ходили пред святейшими Небеснаго Отца очами, якоже учит Апостол: «облецытеся, якоже избраннии Божии святи и возлюбленни, во утробы щедрот, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение» и проч. (Кол. 3, 12). Сие есть истинное и богатое христианское украшение. Сия утварь очам Божиим и святым Ангелам Его благоугодна, самым Христианом душеспасительна (3:242).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle