ОБЩЕСТВО
В обществе имеется гражданская и духовная власть
В христианском обществе двоякая власть: гражданская и духовная. Гражданская власть управляет внешняя дела; духовная власть назирает тое, что касается до внутренняго, душевнаго состояния. Гражданская законами гражданскими управляет; духовная словом Божиим исправляет. Гражданская безчиние и соблазны подвластных мечем пресекает; духовная словом Божиим, страхом и судом Божиим, и отлучением временным от христианскаго общества неблагообразно ходящих смиряет. Обеих властей, гражданской и духовной, конец должен быть не иной, как благое состояние подвластных и слава имене Божия (3:369).
Общество человеческое существует при условии взаимного прощения (1:171; см. ПРОЩЕНИЕ, 773).
Общество от неправды разоряется
Целость и благополучие общества, в котором и сами они заключаются, которое от неправды хранимой созидается и процветает, от неправды разоряется и падает. Откуда разбой, насилия, хищения и всякая неправда от злых? От неправды судейской. Правда судейская искореняет зло, но неправда научает злу. Един и другий злый человек – избыл мздою от казни; с нею надеждою и многие злу поучаются, и тако растет и умножается зло. Отсюда гнев Божий и страшные суды посылаются на отечество. Общая неправда общею казнию казнится (3:379).
Общество разоряется, когда христиане друг на друга восстают
Единаго отечества жителям, яко единаго общества удам, должно было друг другу помогать и защищать, и противу внешних врагов единодушно вооружаться: но когда не делают того, отдают себя всем в посмеяние и своим врагам в попрание, и свое отечество в разорение. Ничем бо так отечество не разоряется, как междоусобною и внутреннею бранию. Тако, когда христиане на христиан восстают и их озлобляют – отдают себе в посмеяние диаволу и служителям его идолопоклонникам (4:385).
Компания злая приносит большой вред христианину
Ничто так не вредит христианину, наипаче юному, как злая компания. Якоже бо с добрыми обхождение есть такая школа, в которой без книг обучается человек философии христианской, то есть честнаго и святаго жития: тако со злыми обращение виновно бывает крайняго развращения, хотя бы и природы добрый был кто, или добре воспитан, когда с развращенными обходиться будет. Трудно и почти невозможно тому не развратиться. Злоба бо не иначе, как смола прилипчива, и помалу нечувствительно вкрадывается, пока совсем обладает. Сказуют, что когда здоровые глаза смотрят на больные, сами вред приемлют, а им никакой не делают пользы: так добрый, живучи со злым, портится, а не его исправляет. «Касайся смоле, очернится, и приобщаяйся гордому, точен ему будет», глаголет Писание (Сир. 13, 1). Разсуждай убо, христианине, с кем хочешь иметь обращение, и пока не познаешь совершенно, ни к кому не приставай, да не в пропасть погибели впадешь. Лучше со зверями жить, нежели со злыми людьми (1:143–144).