Чувства
Христианин должен постоянно хранить все свои чувства от всего того, что наносит вред его бессмертной душе (6, с.120).
Надо обуздывать чувства
Следует внимательно все продумать и удалить все греховное и скверное, мешающее в деле нашего спасения. Очень было бы хорошо обуздать страхом Божиим наши телесные, греховные чувства, особенно глаза, уши и язык – двери греха, уводящие свои жертвы, подобно блудному Евангельскому сыну, «на страну далече». Нужно подумать обо всем и сказать: «Вернусь я снова в отеческий дом и скажу Отцу Небесному: «Прими меня как единого от наемник Твоих». О, как было бы отрадно не только нам, но и Небесной Торжествующей Церкви (3, с.102).
Глаза нужно удерживать
Нужно удерживать свои глаза от запрещенного древа – греха, и тогда только душа сможет воспрянуть от греховной спячки (Там же, с.103).
* * *
Церковные песнопения производят в чувствах людей радость, благодарность, покаяние и умиление, соответственно содержанию богослужения (4, с.12).
Что означает возглас «Двери, двери, Премудростию вонмем»?
В древние времена этими словами напоминалось церковным сторожам охранять двери храма, чтобы никто из неверных не вошел в него, а молящиеся в нем стояли и внимали Премудрости Божией. В настоящее время нет привратников, и при возгласе этих слов каждый из предстоящих должен отнести их к себе, как призыв к охранению своих чувств от посторонних помыслов, и тем самым сосредоточить все внимание на церковном богослужении (7, с.381).
От чего притупляется духовное чувство
Увлекая человека греховными прелестями мира, широкий путь жизни постепенно притупляет у него духовное чувство и таким образом приводит свою жертву к полнейшему душевному омертвению (7, с.310).
Не давать свободу внешним чувствам
Указывая на душевный вред, происходящий от внешних чувств, святитель Тихон Задонский призывает христиан «не ... давать (им) свободу», потому что они могут «совратить дом наш душевный» (2.135) (7, с.311).
Когда человек неспособен управлять своими чувствами
Под влиянием страстей человек бывает неспособным управлять своими чувствами, желаниями и даже мыслями, ибо разум его, который по мысли святителя Тихона Задонского, бывает «грехом как тьмою помраченный» (2.136), не может «вместити Божия просвещения» (4.12) (7, с.318).
Вера освящает чувства
Согретая теплой молитвой, одухотворенная чтением слова Божия, оживотворенная Святыми Христовыми Таинами, вера возвышает разум христианина, управляет его волей, освящает его чувства (7, с.227).