Храм
Храм – место особого присутствия Божия.
Храм есть место молитвы.
В храме слово Божие читается, молитва возносится, св.Тайны совершаются.
В храме, что было читано и сказано, исполнять на деле, да не послужит в осуждение.
Пребывая в храме, оставить всякие житейские попечения.
В храме во время богослужения не отвлекаться и мысленно, не разговаривать.
В храме стоять с благоговением, а не вертеться.
Уже по дороге в храм, необходимо настраивать себя к благоговению.
Неподобающее пребывание в храме служит в осуждение (8, с.1062-1064).
* * *
Если храмы Божии находятся на большом расстоянии, то это может привести к духовному омерщвлению верующих (3, с.6).
Христианские храмы – училища для христиан
Христианские храмы не только в отношении проповеди слова Божия, но и богослужения, в них совершаемого, являются всегдашними живыми училищами для всех христиан (4, с.12).
* * *
По Уставу яства запрещено вносить в храм (Там же, с.283).
* * *
В храм люди несут страдания и скорби своего сердца, кровоточащие раны своей совести, сознание заблуждения своего ума, расслабление своей греховной воли. Все это они выражают во вздохах и воплях о помощи. Этой жаждой очищения, исцеления, примирения с Богом наполняется вся духовная атмосфера храма. Каждый из стоящих в храме в своем сердце молится Богу о помощи в скорбях, об ограждении от соблазнов и искушений, сокрушается в своих неправдах. Но если все они молятся только за себя, то пастырь призван молиться за всех (5, с.366).
* * *
В храме Господнем совершаются все Таинства, посредством которых верные чада Церкви не только освящаются, но и самым теснейшим образом соединяются с Богом (7, с.431).
Храм – врачебница душ человеческих
Храм Божий поистине является вторым небом, где совершается Таинственная и Бескровная Жертва Христова. Также в этом храме человек возрождается в Таинстве Крещения для жизни вечной. В нем происходит и напутствие человека в загробный мир. И поэтому по своему назначению это здание храма является врачебницей душ человеческих. Вот почему священнослужитель молится о нем, чтобы Господь Своею благодатию никогда бы не отступил от этого места, но сохранил бы его от разрушений, осквернений и т.д. Затем Церковь молится, чтобы Господь Своею благодатию освятил, одухотворил и сохранил в вере и чистоте тех людей, которые входят в этот святой храм – жилище Божие – со страхом и благоговением. Некоторые могут задать себе вопрос, почему же Церковь молится только за тех людей, которые входят в храм с верой, благоговением и со страхом Божиим, но не за всех, как это было сказано в предыдущих прошениях, где говорилось, что Церковь молится за всех и что все люди являются детьми Божиими. На этот вопрос можно ответить словами Священного Писания, где Христос говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин.14,21). Из этих слов становится ясно, что только те лица способны к восприятию Божественной благодати, которые учение Христово воплощают в своей душе, то есть проводят свою жизнь свято и богоугодно. Такие лица, живя на земле, могут сказать словами апостола Павла: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2, 19–20) (7, с.389–390).
* * *
В храме Божием не только подаются силы для борьбы с внутренними искушениями, но здесь же приобретается мир и тишина во всем существе человеческого духа (Там же, с.429).