Источник

Прелесть

Существуют две главные причины, за которые попускает Господь чело­веку впасть в прелесть. Это – гордое мнение о себе и греховное житие (5, с.299).

Как можно приметить в себе вражескую прелесть?

Замечать, если мы, проходя внимательную жизнь, ставим в оной ближнего ниже себя, а себя выше и хвалимся пред другими без нужды своими подвигами, приписывая оные себе, а не помощи Того, без Которого не можем творити ничесоже, то это явная прелесть (24, с.8).

В чем заключаются действия прелести?

В самочинии и гордости (Там же).

Что делать, чтобы истребить в себе самый малейший признак прелести?

Смиряться, – как мрак при виде света от прикосновения солнечных лучей уничтожается в летние часы, так во всякое время прелесть вражеская исчезает от присутствия глубокого смирения, которое, впрочем, приобретается лишь поднятием на себя спасительного ига – креста Господня – и несения оного (Там же).

Пока не очищено сердце от страстей, не следует доверять ни каким слезам и мечтаниям, или видениям, при усиленном напряжении ума в молитву ино­гда случающимся. В случае недоразумений это служит благонадежнейшим средством к истреблению в душе самомнения, тщеславия и гордости (Там же, с.39).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle