Наказание
Наказание Божие на народ и страну за ГРЕХИ бывает.
Наказание Божие за преступления.
Господь наказывает за малый ГРЕХ и угодивших Ему людей.
Благочестивые страдают, чтобы очиститься от грехов.
Наказания Божии временные есть предостережение грешникам о Суде Страшном.
Бог не ради погибели наказывает, но чтобы привести к покаянию.
Бог наказывает с милостью.
Бог наказывает некающихся со скорбью и плачем.
Угрозы наказания удерживают от греха (8, с.589–591).
* * *
Наказывая, пастырь должен преследовать одну цель – воспитать оступившегося человека (7, с.57).
Причины наказания
Причиной страшных наказаний часто является тот факт, что народ отступает от православной веры, от нравственных основ жизни христианина и удаляется в сторону греха, безнравственного поведения. И Господь попускает бедствия (Там же, с.484).
* * *
Во всяком наказании, которое принимают люди за свои беззакония, сбываются слова Псалмопевца: «Аще оставят сынове его закон Мой, и в судьбах Моих не пойдут, аще оправдания Моя осквернят, и заповедей Моих не сохранят, посещу жезлом беззакония их, и ранами неправды их милость же Мою не разорю от них» (Пс.88,31–34)(Там же, с.178).
Цель наказания
Наказания Божии могут служить и для той цели, чтобы пресечь грех, развивающийся в христианах, и тем самым отвратить их от гибельного пути, ведущего в пропасть адову(7, с.310).
Наказание бывает внешнее и внутреннее
Чем более человек будет коснеть в своих беззакониях, тем больший гнев Божий навлечет он на себя (2.243), потому что грех без наказания не бывает. Кроме внешних бедствий человека, выражающихся в физических страданиях, болезнях и других невзгодах, есть и «казнь внутрь себе» – неусыпный голос человеческой совести, которая, хотя под действием греха в некоторой степени и усыпляется, а иногда даже «в обличительном своем действии ослабевает» (2.136), однако постоянно мучает грешника, «где бы (он) ни был, что бы ни делал, везде над ним гремит и устрашает» (2.136) (7, с.310).
Наказание неотвратимым судом Божиим
Самолюбец остается духовно мертвым, хотя и знает, что спасительное Христово врачество доступно для всех (2.53), и за это подвергается наказанию неотвратимым судом Божиим (7, с.328).