Источник

Милосердие

Милосердие есть плод христианской любви.

Взаимная любовь требует быть милосердным.

Милосердие есть благоприятная ЖЕРТВА Богу.

Господь выше всякой жертвы предпочитает милость.

Милосердие есть свет.

Быть милосердным – воля Божия.

Слово Божие ублажает милостивых.

Христианин должен ПОДРАЖАТЬ Богу в милосердии.

Быть милосердными требует от нас имя христианина.

Христиане должны быть милосердными друг к другу.

Естество человеческое требует быть милосердным.

Помогать друг другу, как члены в одном теле.

Помогать друг другу, как воины на брани.

Милосердие должно быть и духовным и телесным.

Как человек из двух частей состоит, так и милость должна быть двоякого рода.

Отсутствие милосердия свидетельствует об отсутствии христианского духа.

Не имеющие милосердия далеко отстоят от Христа.

Не помогающий ближнему не чувствует его нужды, и поэтому не находится в одном теле Церкви.

Некоторые не хотят оказывать милосердие из-за роскоши, а не из-за жизненных необходимостей.

Оставлять милосердие до смерти неразумно и опасно.

Когда сам не можешь помочь ближнему, найди человека, который сделает это.

Господь принимает не только дела, но и усердие и желание к деланию милости.

Милость проявлять ко всем одинаково.

Все, что имеешь, – Божие, поэтому уделять неимущим.

Милосердие оказывать в зависимости от нужды.

Милосердие истинное, когда оказывается людям, не заслужившим его.

Милосердие оценивается по усердию.

Милосердие оценивается не от количества, но от усердия.

Милосердие истинное, когда оказывается без принуждения.

Милосердие истинное, когда делается добро без всякой выгоды для себя.

Милосердие оказывать ради славы Божией.

Не превозноситься оказанной милостью, а для этого забывать о своих добрых делах.

Не допускать ТЩЕСЛАВИЯ, чтобы не потерять награду.

Милосердие ради самолюбия не истинное.

То, что создание Божие всем одинаково служит, побуждает к милосердию.

Обращение к Богу с молитвой о милости побуждает самих быть милостивыми (8, с.506–514).

Что такое милосердие

Христианское милосердие – это особое чувство, которое имеет своим источником Бога и которое выражается в доброте, благожелательности, сострадании к ближним, в долготерпении к согрешающим и прощении обид врагам. Эта добродетель неизменно сопутствует любви, как теплота огню (7, с.237).

Если нет милосердия, то человек лишен христианского духа

Если какой христианин не имеет в себе милосердия, то он не только ли­шен любви, но и христианского духа, а значит пребывает во тьме греховной (Там же).

Милосердие одно ходатайствует пред Богом

Если любовь выше всех добродетелей, а милосердие есть выражение любви, то оно одно (милосердие) ходатайствует пред Богом и просит у Него милости для благодетеля. Богу бывает любезнее не тот человек, который упражняется только в молитве, но тот, кто стяжал в своем сердце и милосердие, потому что молитва без милостыни – как голос, вопиющий в пустыне, или древо без плодов (Там же, с.238).

Всякую милость Господь принимает как оказанную Ему Самому

Какую бы милость ни оказал христианин ближнему, Господь принимает ее как оказанную Ему Самому. Особенно большое значение эта добродетель будет иметь на Страшном Суде Христовом, когда участь человека будет определять­ся в зависимости от того, имел ли он в своей душе милосердие – этот плод любви, или нет (Там же).

Христианина подвигает к милосердию не только естественное, но и духовное родство

Если даже язычники, движимые естественным законом, проявляют милосердие к нуждающимся, то христианина тем более должно подвигнуть к этому не только родство естественное, так как все имеют одного праотца Адама, но и родство духовное, и более всего имя Христово (Там же).

В чем заключается христианская наука

Вполне естественно, замечает святитель, если кто хочет, чтобы его любили, не обижали и помогали в земной жизни, то все это он прежде пусть исполнит сам. Тогда ему непременно воздастся не только на земле во сто крат, но и на небе. В такой настроенности – вся христианская наука. И изучать эту науку христианин должен от младенчества до конца жизни (Там же).

Милосердным нужно быть в течение всей ЖИЗНИ

В вечную жизнь никто не сможет взять с собой материальные ценности: человек как наг приходит в этот мир, так нагим и отходит из него. Напротив, дела милосердия ради Христа являются залогом вечных, нескончаемых благ, причем благотворительность бывает полезной и доставляет великое благо только тогда, когда она совершается христианином в течение всей жизни, а не в конце лишь ее. Естественно, никто из людей не станет угощать гостей остатками от своей трапезы, тем более унизительно и даже грешно склонять Бога на милость остатками своей жизни, к тому же неизвестно, когда наступит минута, открывающая вечность (Там же).

Необходимо отложить все мысли, отвлекающие от любви

Необходимо отложить все мысли, отвлекающие от любви к ближнему и связывающие сердце скупостью и сребролюбием, и стремиться делать добро постоянно и неленостно (Там же).

Милость должна быть душевной и телесной

Добродетель милосердия не должно понимать в узком смысле, как только лишь оказание материальной помощи нуждающимся, она включает в себя и духовную поддержку ближнего, ибо человек состоит из двух частей души и тела. Следовательно, и милость, ему оказываемая, также должна быть двоякой: душевной и телесной. Дела милосердия, относящиеся к телесной жизни, выражаются в том, чтобы напитать алчущего, одеть нагого, уврачевать больного, помочь человеку в нужде, трудах и опасных для жизни и здоровья обстоятельствах и т.д. А дела милостыни духовной могут проявляться в том, чтобы наставить на путь истины заблуждающегося, отвлечь человека от греха, исправить порочного, утвердить колеблющегося среди искушений, уте­шить скорбящего, снисходить к немощам слабых, но без потворства страстям и порокам, прощать оскорбления, обиды, молиться о спасении (7, с.238–239).

Духовная милость – выше телесной

Хотя оба вида милосердия – телесное и духовное – имеют величайшее значение для спасения христианина, однако следует отдать предпочтение последнему, так как душа больше тела; так и духовная милость, оказываемая ближнему, а вместе с нею и любовь к нему, выше ценятся в очах Божиих (Там же, с.239)

Активная любовь к ближнему уподобляет христианина Богу

Активная любовь христианина к ближнему уподобляет его Милосердному Богу и способствует исполнению заповеди Христовой: «Будите убо милосерда, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк.6,36) (Там же).

Милосердие должно быть постоянным

Христианское милосердие должно быть нелицемерным и постоянным, особенно в отношении к братьям по вере, ибо все верующие во Христа составляют как бы один организм, суть члены одного тела (Там же).

Христианин всю жизнь должен упражняться в милосердии до самопожертвования

Христианин на протяжении всей своей жизни обязан постоянно упражняться в добродетели милосердия и уподобляться доброму врачу, проявляющему за­боту о другом человеке вплоть до самопожертвования. А это в свою очередь сделает его сердце сострадательным к каждому человеку, находящемуся в нужде (Там же, с.240).

Милостивые станут одесную Бога в Царствии Небесном

Лица, стяжавшие милосердие, не только будут помилованы Богом, но и станут одесную Его в Царствии Небесном (Мф.25,34), в то время как не сотворившим милости будет суд без милости (Мф.25,41) (Там же).

Милосердие ходатайствует о блаженной вечности

Добродетель милосердия оказывает самую существенную помощь в деле спасения человека и ходатайствует перед Престолом Всевышнего не только об отпущении грехов и помиловании, но и о блаженной вечности вместе с небожителями (Там же).

Оказывая милость, остерегайся тщеславия

Оказывая милость людям, христианин должен всячески остерегаться самомнения, тщеславия и превозношения, потому что эти страсти могут обесценить эту добродетель в очах Божиих, и тогда вместо похвалы и награды от Бога человек может навлечь на себя Его гнев и осуждение (Там же).


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle