Азбука веры Православная библиотека преподобный Иоанн Лествичник Избранные места из "Лествицы" преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы

Избранные места из “Лествицы” преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы

Источник

Собраны Волиной Княгиней Милицей Николаевной

Содержание

Краткое житие Иоанна. Молитвой преп. ученик его Моисей спасен от грозившей его жизни опасности. Стр. VII Слово 1-е. Об отречении от мирского жития. Стр. 6 Слово 1-е. Об отречении от мирского жития. Стр. 8 Слово 4-е. О блаженном и приснопамятн. послушании. Стр. 21 Там же Слово 4-е. О блаженном, и приснопамятн. послушании. Стр. 22 Слово 4-е. о Лаврентии. Стр. 29–30 Слово 4-е. Об Аввакире. Стр. 32 Слово 4-е. О послушании. Стр. 39 Слово 4-е. О послушании. Стр. 40 Там же Там же. Стр. 41 Слово 4-е. О первом обольщении. Стр. 42 Слово 4-е. О втором обольщении. Стр. 48 Слово 4-е. Об Иоанне Савваите. Стр. 57 Слово 4-е. Об Иоанне Савваите. Стр. 57 Слово 5-е. О покаянии. Стр. 58 Там же. Стр. 70 Слово 88-е. О безгневии. Стр. 88 Там же. Стр. 93 Слово 15-е. О целомудрии. Стр. 113 Там же Слово 15-е. О целомудрии. Стр. 115 Там же. Стр. 125 Слово 16-е. О сребролюбии. Стр. 181 Слово 23-у. О хульных помыслах. Стр.157 Слово 25-е. О смиренномудрии. Стр. 163 Там же. Стр. 166 Слово 25-е. О смиренномудрии. Стр. 168 Там же Там же. Стр. 169 Слово 25-е О смиренномудрии. Стр. 170 Слово 25-е. О смиренномудрии. Стр. 170 Слово 25-е. О смиренномудрии. Стр. 171 Там же. Стр. 172 Там же Там же. Стр. 173 Слово 25-е. О смиренномудрии. Стр. 173 Слово 26-е. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей. Стр. 175 Слово 26-е. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей. Стр. 177 Там же. Стр. 179 Слово 26-е. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей. Стр. 180 Там же. Стр. 184 Там же. Стр. 189 Там же. Стр. 192 Слово 28-е. О благорассмотрительном рассуждении. Стр. 195 Слово 28-е. О благорассмотрительном рассуждении. Стр. 197 Там же Там же. Стр. 199 Слово 26-е. Стр. 202 Слово 26-е. Стр. 204 Слово 26-е. Стр. 209 Кратк. содерж. слов, Стр. 211 Там же. Стр. 214 Там же Там же. Стр. 216 Слово 27-ое. О безмолвии. Стр. 231 Там же. Стр. 232 Слово 38-е. О молитве. Стр. 234 Там же. Стр. 238 Слово 38-е. О молитве. Стр. 238 Там же. Стр. 240 Там же Слово к пастырю. Стр. 256 Там же. Стр. 258 Слово к пастырю. Стр. 261 Там же. Стр. 267 Примечание к сл. 6-му гл. 8. О памяти смерти. Стр. 12 Примечание к сл. 26-му, гл. 115-Й. О благорассмотрительном рассуждении. Стр. 22  

 

Краткое житие Иоанна. Молитвой преп. ученик его Моисей спасен от грозившей его жизни опасности. Стр. VII

Некто из монашествующих, именем Моисей, поревновав житию Иоанна, убедительно просил его, чтобы он, принял его к себе в ученики и наставил на истинное любомудрие; подвигнув старцев на ходатайство, Моисей, через их просьбы, убедил великого мужа принять себя. Некогда авва повелел сему Моисею переносить одного места на другое землю, которой требовало удобрение гряд для зелий; достигши указанного места, Моисей без лености исполнял повеление; по как в полдень настал чрезвычайный зной (а тогда был последний летний месяц), то он уклонился под большой камень, лег и уснул. Господь же, Который ничем не хочет, опечалить рабов Своих, по обычаю Своему предупреждает угрожавшее ему бедствие. Ибо великий старец, сидя в келии и размышляя о себе и о Боге, преклонился в, тончайший сон и видит священнолепного мужа, который возбуждал его и, посмеваясь сну его, говорил: “Иоанн, как ты беспечно спишь, когда Моисей в опасности?“ Вcкочивши немедленно, Иоанн вооружился молитвою за ученика своего; и когда тот вечером возвратился, спрашивал его, не случилась ли с ним какая-нибудь беда или нечаянность? Ученик отвечал: огромный камень едва не раздавил меня, когда я спал под ним в полдень; но мне показалось, будто ты зовешь меня, и я вдруг выскочил из того места. Отец же, поистине смиренномудрый, ничего из видения не открыл ученику, но тайными воплями и воздыханиями любви восхвалял благого Бога.

Слово 1-е. Об отречении от мирского жития. Стр. 6

Не будем презирать или осуждать и такие отречения, которые бывают, по обстоятельствам; ибо я видел бывших в бегстве, которые, нечаянно встретившись с царем, против, своего желания пошли вслед его и, вшедши с ним в чертог, воссели вместе с ним за трапезу. Видел, я, что семя, нечаянно упавшее на землю, принесло изобильный и прекрасный плод; как и противное сему случается. Опять видел я человека, который пришел во врачебницу не за тем, чтобы лечиться, а по некоторой другой потребности, но, привлеченный и удержанный ласковым приемом, врача, он освободился от мрака, лежавшего на его очах. Таким образом и невольное в некоторых было тверже и надежнее, чем произвольное в других.

Слово 1-е. Об отречении от мирского жития. Стр. 8

Некоторые люди, нерадиво живущие в мире, спросили меня, говоря: „Как мы, живя с женами и оплетаясь мирскими попечениями, можем, подражать житию монашескому?“ Я отвечал им: „Все доброе, что только можете делать, делайте; никого не укоряйте, не окрадывайте, никому не лгите, ни перед кем не возноситесь, ни к кому не имейте ненависти, не оставляйте церковных собраний, к нуждающимся будьте милосерды, никого не соблазняйте, не касайтесь чужой части1), будьте довольны, оброки жен ваших. Если так будете поступать, то не далеко будете от царствия небесного“.

Слово 4-е. О блаженном и приснопамятн. послушании. Стр. 21

Послушание есть действе без испытания, добровольная смерть, жизнь, чуждая любопытства, беспечалие в бедах, неуготовляемое пред Богом оправдание, бесстрашие смерти, безбедное плавание, путешествие спящих. Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения... Послушный, как мертвый, не противоречит и не рассуждает, ни в добром, ни во мнимо-худом: ибо за все должен отвечать тот, кто благочестиво умертвил, душу его2). Послушание есть отложение рассуждения и при богатстве рассуждения.

Там же

Начало умерщвления и душевной воли и членов тела бывает прискорбно; средина иногда бывает, с прискорбием, иногда без прискорбия, а конец уже без всякого ощущения и возбуждения скорби. Тогда в скорби и болезни сердечной бывает сей блаженный и живой мертвец, когда увидит, что исполняет свою волю; ибо страшит его бремя собственного осуждения.

О вы, которые решились вытопить на поприще сего мысленного исповедничества; вы, которые хотите взять на выю свою иго Христово; вы, которые отселе желаете сложить бремя свое на выю другого, которые стремитесь добровольно продать себя в рабство, чтобы в замну оного получить истинную свободу: вы, которые преплываете великую сию пучину, будучи поддерживаемы руками других: знайте, что вы покусились идти путем кратким, хотя и жестоким, на котором одна только есть стезя, вводящая в заблуждение: она называется самочинием. Кто совершенно отвергся самочиния и в том, что он, почитает добрым, духовным и богоугодным, тот уже достиг, цели, прежде нежели вступил в подвиг, потому что послушание ость неверовиние себе самому во всем добром, даже до конца жизни своей.

Слово 4-е. О блаженном, и приснопамятн. послушании. Стр. 22

Желающим соблюдать всегда несомненную веру к наставникам необходимо нужно незабвенно и неизгладимо хранить в сердце своем их добродетели с тем, чтобы воспоминанием об оных заградить уста бесам, когда они станут в нас всевать к ним неверие: ибо сколько вера цветет, в сердце, столько и тело успевает в служении, а кто преткнулся о камень неверия, тот уже пал; ибо всячески, еже не от веры, грех есть (Рим.14:23). Когда помысл склоняет тебя испытать или осудить твоего наставника, как от блуда отскочи от оного; не давай сему змию никакого послабления, ни места, ни входа, ни приступа, но говори ему: „О, прелестник! не я над наставником, а он, надо мною получил суд; не я его, а он мой судья“.

Слово 4-е. о Лаврентии. Стр. 29–30

Когда я однажды сидел за трапезою с великим, сим настоятелем, аввою Исидором, он приклонил святые уста свои к моему уху и сказал: „Хочешь ли я покажу тебе в, глубочайшей седине Божественное мудрование?“ Я просил его об этом, и преподобный отец позвал от второй трапезы инока, по имени Лаврентия, который около сорока восьми лет жил в той обители и был вторым соборным пресвитером. Он пришел и, поклонившись игумену до земли, принял, от него благословение. Но когда встал, то игумен ничего не сказал ему, а оставил его стоять перед трапезой, не евши; обед, же только начинался. Такт он стоял с час, или два, и мне стало уже стыдно взглянуть на лицо сего делателя; ибо он был совершенно седой, имея уже восьмидесятый год от роду. Он стоял таким образом, без привета и ответа, пока обед не кончился; а когда встали, то преподобный послал его к вышеупомянутому великому Исидору сказать ему начало тридцать девятого псалма: Терпя, потерпех Господа, и внят ми, и услыша ‚молитву мою (Пс.39:1).

Я же, как лукавейший, не упустил случая испытать сего старца и спросил, его, о чем он помышлял, стоя перед трапезою. Он отвечал: „Представляя себе пастыря во образе Христа. я никогда не помышлял, что получаю повеления от него, но от Бога; посему и стоял я, отче Иоанне, не как, перед, трапезою человеческою, но как перед жертвенником Божиим и молился Богу: и по вере и любви моей к пастырю я не имел против него никакого лукавого помышления. Ибо некто сказал: любы не мыслит зла. Впрочем, и то знай, отче, что, если кто предал себя простоте и добровольному незлобию, в том лукавый уже не находит себе места ни на мгновение.

Слово 4-е. Об Аввакире. Стр. 32

Послушаем еще и подивимся премудрости Божией, обретающейся в скудельных сосудах. Находясь в той же обители, я удивлялся вере и терпению некоторых новоначальных, и тому, как они с неутомимою твердостью переносили от настоятеля выговоры и укоризны, а иногда и отгнания и терпели это не только от настоятеля, но и от других меньших. Для душевного назидания спросил, я одного из братьев, уже пятнадцать лет жившего в той обители, по имени Аввакира, которого, как я видел, почти все обижали, а служители едва не каждый день выгоняли из трапезы, потому что сей брат от природы быль несколько невоздержен, на язык. „Брат Аввакир“, сказал я ему, „за что тебя всякий день выгоняют из трапезы, и я часто вижу, что ты идешь спать без ужина?“ Он отвечал: „Поверь, отче, сии отцы мои искушают меня, точно ли я монах? И как они делают сие не вправду, то и я, зная намерение их и великого отца, терплю все без отягощения: и вот уже пятнадцать лет живу, имея сию мысль; как и сами они, при вступлении моем, в обитель, говорили, что до тридцати лет искушают отрицающихся от мира. И справедливо, отче Иоанне, ибо не искушенное золото не бывает чисто“.

Сей доблестный Аввакир, пребыв в том монастыре, помоем пришествии туда, два года, отошел ко Господу и, когда был при смерти, сказал отцам: „Благодарю, благодарю Господа и вас: ибо за то, что вы меня, на спасение мое, искушали, я семнадцать лет был свободен от искушений бесовских“. Правосудный пастырь повелел положить его, как исповедника, по справедливости, со святыми, почивающими в том месте.

Слово 4-е. О послушании. Стр. 39

Удивляться трудам святых дело похвальное; ревновать им спасительно; а хоть вдруг сделаться подражателем их жизни есть дело безрассудное и невозможное. Блажен, кто, будучи ежедневно укоряем и уничижаем Бога ради, понуждает, себя к терпению; он будет ликовать с мучениками, дерзновенно беседовать с Ангелами. Блажен монах, который каждочасно почитает себя достойным всякого бесчестия и уничижения. Блажен, кто волю свою умертвил совершенно и все попечение о себе передал своему учителю о Господе: он будет стоять одесную Иисуса Распятого.

Слово 4-е. О послушании. Стр. 40

Тогда всякий из нас познает, что в нем есть братолюбие и истинная к ближнему любовь, когда увидит, что плачет о согрешениях брата и радуется о его преуспянии и дарованиях.

Там же

Кто в повиновении отцу своему приобрёл совершенно чистую совесть, тот уже не боится смерти, но ожидает ее ежедневно как сна или, лучше сказать, как жизни, достоверно зная, что во время исхода души не от него, но от наставника потребуется ответ.

Там же. Стр. 41

Однажды просил я одного из искуснейших старцев вразумить меня, каким образом послушание имеет смирение? Он отвечал: благоразумный послушник, если и мертвых будет, воскрешать, и дарование слез получит, и избавления от браней достигнет, всячески думает, что это совершает молитва отца его духовного и пребывает чужд и далек от суетного возношения; да и может ли он превозноситься тем, что, как сам сознает, сделал помощью другого, а не собственным, старанием?

Слово 4-е. О первом обольщении. Стр. 42

Диавол не попускает нам разуметь, что часто промыслительное отнятие мнимых наших духовных благ бывает для нас причиною глубочайшего смиренномудрия.

Слово 4-е. О втором обольщении. Стр. 48

Непрестанно борись с парением твоих мыслей, и когда ум рассеялся, собирай его к себе, ибо от новоначальных, послушников Бог не ищет молитвы без парения. Потому не скорби, будучи расхищаем мыслями, но благодушествуй и непрестанно воззывай ум ко вниманию; ибо никогда не быть расхищаему мыслями свойственно одному Ангелу.

Слово 4-е. Об Иоанне Савваите. Стр. 57

Когда, будучи непрестанно обличаем от своего наставника, ты почувствуешь, что вера и любовь твоя к нему возрастают: то знай, что Дух Святый невидимо вселился в твою душу, и сила Вышнего осенила тебя.

Слово 4-е. Об Иоанне Савваите. Стр. 57

Не радуйся и не хвались, когда ты мужественно терпишь досады и бесчестия: напротив, плачь о том, что ты сделал нечто достойное выговора и возмутил против себя душу наставника. Не ужасайся и не дивись, когда скажу тебе (ибо Моисей и мне в том свидетель), что лучше согр- шить перед Богом, нежели перед отцом своим; потому что, если мы прогневали Бога, то наставник наш может Его с нами примирить; а когда мы наставника ввели в смущение, тогда уже никого не имеем, кто бы за нас ходатайствовал. Впрочем, я думаю, что оба эти согрешения имеют одно значение.

Слово 5-е. О покаянии. Стр. 58

Покаяние есть возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть купля смирения.

Там же. Стр. 70

Должно внимать себе, не перестала ли совесть наша обличать нас, не ради чистоты нашей, но как бы утомившись. Признак разрешения от грехов состоит в том, что человек, всегда почитает, себя должником перед Богом.

Слово 88-е. О безгневии. Стр. 88

Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца; середина – молчание помыслов при тонком смущении души; а конец, – непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров.

Там же. Стр. 93

Кто носит (венец безгневия) от естества, тот, может быть, не носить никакого иного: а кто приобрел, его трудами, тот, без сомнения, победил восемь страстей.

Слово 15-е. О целомудрии. Стр. 113

Никто из обучившихся хранению чистоты да не вменяет себе приобретение ее; ибо невозможное дело, чтобы кто-нибудь победил свою природу; и где природа побеждена, там познается пришествие Того, Кто выше естества: ибо, без, всякого прекословия, меньшее упраздняется большим.

Там же

Не тот чист, кто сохранил нерастленным сие бренное тело, но тот, кто члены его совершенно покорил душе.

Слово 15-е. О целомудрии. Стр. 115

С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия, и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних.

Там же. Стр. 125

Нет ничего чудного, если невещественный борется с невещественным; но то поистине великое чудо, что дух, облеченный в вещество, враждебное ему и борющееся с ним побеждает врагов невещественных.

Слово 16-е. О сребролюбии. Стр. 181

Не говори, что собираешь деньги ради нищих; ибо и две лепты вдовицы купили царство небесное.

Слово 23-у. О хульных помыслах. Стр.157

Один тщательный монах, претерпивая нападения от сего беса, двадцать лет изнурял тело свое постом, и бдением; но как никакой не получал от сего пользы, то, описав на бумаге, свое искушение, пошел к некоему святому мужу и, вручив ему оную, повергся лицом на землю, не дерзая воззреть на него. Старец, прочитав писание, улыбнулся и, подняв брата, говорит ему: „Положи, чадо, руку твою на мою выю”. Когда же брат оный седлал это, великий муж сказал ему: „На вые моей, брат. да будет, грех сей, сколько лет он ни продолжался и ни будет продолжаться в тебе; только ты вменяй его за ничто“. После инок сей уверял, что он еще не успел выйти из кельи старца, как эта страсть исчезла. Сие поведал мне сам, бывший в искушении, принося благодарение Богу.

Слово 25-е. О смиренномудрии. Стр. 163

Смирение есть такое хранилище сокровищ, которое для хищников неприступно.

Там же. Стр. 166

Кто смирил себя внутренне, тот не бывает оправдываем, через уста; ибо чего нет в хранилище, того и дверь сия не износит.

Святое смиренномудрие говорит: кто имеет, любовь ко мне, но еще не совокупился со мною совершенно, тот никого не будет осуждать, не пожелает начальствовать; не будет высказывать свою премудрость. Но совокуплении же со мною для него уже закон, не лежит (1Тим.1:9).

Слово 25-е. О смиренномудрии. Стр. 168

Смиренномудрие есть дверь царствия небесного, и она вводит туда приближающихся к ней. Думаю, что о входящих сею дверью говорит и Сам Спаситель сими словами: и внидет и изыдет (Иоан.10:9) без страха из сей жизни, и пажить обрящет и злак в райских селениях. Все же, которые пришли в монашество иною дверью, татие суть своей жизни и разбойницы.

Там же

Если хотим достигнуть добродетели смиренномудрия, да не престанем самих себя испытывать и истязывать; и если в истинном чувстве души будем, думать, что каждый ближний наш превосходнее нас, то милость Божия недалека от нас.

Там же. Стр. 169

Некоторые хотя и получили уже прощение грехов, но для всегдашнего побуждения к смиренномудрию удерживают до конца жизни воспоминание о преждебывших согрешениях, заушая оным суетное возношение. Другие, размышляя о страданиях Христа Спасителя, считают себя всегда неоплатными должниками пред Ним. Иные охуждают себя за ежедневные неисправности. Иные случающимися искушениями, немощами, и согрешениями, в какие впадают, низвергают гордость. Другие молением о взятии от них дарований усвоили себе матерь даровании – смирение. Есть и такие (но ныне есть ли, не могу сказать), которые тем более смиряются пред Богом, чем более ущедряются Божиими дарованиями, почитая себя недостойными такового богатства, и такой имеют залог в душе, что будто бы они ежедневно прилагают к долгу своему. Вот смирение, вот блаженство, вот совершенная почесть победная! Если увидим, или услышим, что кто-нибудь, в продолжение немногих лет, приобрел высочайшее бесстрастие: верь, что такой шествовал не иным путем, но сим блаженным и кратким.

Слово 25-е О смиренномудрии. Стр. 170

Не нам, Господи, не нам, сказал некто, в чувстве души, но имени Твоему даждь славу (Пс.118:9); ибо он знал, что естество человеческое не может принимать похвалу безвредно. У Тебе похвала моя в Церкви велицей (Пс.21:26) в будущем веке: а прежде того не могу принимать ее безопасно.

Слово 25-е. О смиренномудрии. Стр. 170

Если предел, свойство и образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет: то глубочайшего смиренномудрия признак, когда человек ради уничижения, в некоторых случаях, принимает на себя такие вины, каких и нет в нем. Так поступил тот преподобный отец, который взял в руки хлеб и сыр3; так поступил и тот делатель чистоты, который снял с себя одежду и прошел город бесстрастно4. Таковые уже не заботятся и не боятся, как бы не соблазнились люди, потому что они молитвою получили силу всех невидимо пользовать. А кто из них о первом, то есть о соблазнах, еще заботится, тот изявляет скудость второго дарования; ибо где Бог готов исполнить прошение, там мы все можем сделать.

Слово 25-е. О смиренномудрии. Стр. 171

Многие получили спасение без порицаний и осияний, без знамений чудес; но без смирения никто не внидет в, небесный чертог. Ибо хранитель первых (дарований) есть второе (смирение); но часто, в легкомысленных, людях, через первое истребляется второе.

Там же. Стр. 172

Чтобы нас нежелающих смириться побудить к сей добродетели, Господь промыслом Своим устроил, то, что никто язв своих не видит так хорошо, как”, видит их ближний; и потому мы обязаны не себе приписывать исцеление наше, но ближнему, и Богу воздавать благодарение о здравии.

Там же

Кто просит от Бога меньше того, чего он достоин, тот, конечно, получит более, нежели чего стоит. Об истине сего свидетельствует мытарь, просивший отпущения грехов п получивший оправдание. Разбойник также просил только, чтобы Господь помянул его в царствии Своем, но он первый получил весь рай в наследие.

Там же. Стр. 173

Обретаю, что Манассия согрешил паче всех человеков, осквернив храм Божий и все Богослужение почитавшем идолов; так что если бы за него и весь мир постился, то нимало не мог бы удовлетворить за его беззакония. Но одно смирение возмогло исцелить и неисцельные язвы его. Яко аще бы восхотел еси жертвы, говорит Давид к Богу, дал бых убо: всесожжения, то есть тел, постом истаявающих, не благоволиши: жертва же Богу дух сокрушен (Пс.50:18); прочее, что там следует, всем известно.

Слово 25-е. О смиренномудрии. Стр. 173

Согреших ко Господу возопило некогда сие блаженное смирение к Богу по совершении прелюбодеяния и убийства: и тотчас услышало: Господь отя согрешение твое (2Цар.12:13).

Слово 26-е. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей. Стр. 175

Рассуждение в новоначальных есть истинное познание своего устроения душевного; в средних оно есть умное чувство, которое непогршительно различает истинно доброе от естественного, и от того, что противно доброму; в совершенных же рассуждение есть находящийся в них духовный разум, дарованный Божественным, просвещением, который светильником своим может просвещать и то, что есть тёмного в душах других.

Или же, рассуждение в общем, смысле в том состоит и познается, чтобы точно и верно постигать божественную волю во всякое время, во всяком, месте и во всякой вещи. Оно находится в одних только чистых сердцем, телом и устами.

Слово 26-е. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей. Стр. 177

Да благодушествуют страстные смирившиеся. Ибо если они и во все ямы впадали и во всех сетях увязали, и всяким недугом вознедуговали; но по выздоровлении бывают для всех светилами и врачами, путеводителями и наставниками, объявляя свойства и виды каждого недуга, и своею опытностью спасая близких к падению.

Там же. Стр. 179

Ум, достигший духовного разума, непременно облечен и в духовное чувство5. В нас ли оно, или не в нас, но мы должны непрестанно об нем заботиться и искать его в себе; ибо когда оно явится, тогда внешнии чувства всячески перестанут обольстительно действовать на душу; и, зная это, некто из премудрых сказал: и Божественно чувство обрящеши (Прем. Сол.2:5).

Слово 26-е. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей. Стр. 180

Что иногда бывает врачевством для одного, то для другого бывает, отравою; а иногда одно и то же одному и тому же бывает врачевством, когда преподается в приличное время, не во время же бывает отравою. Не трудам, но простоте и смирению являет, себя Бог. Хотя сила Господня и в немощи совершается, однако, отринет, Господь несмиренномудрого делателя.

Там же. Стр. 184

Нередко Бог по особенному Своему промышлению, оставляет в духовных людях некоторые легчайшие страсти для того, чтобы они ради сих легких и почти безгрешных немощей много себя укоряли, и тем приобрели некрадомое богатство смиренномудрия.

Там же. Стр. 189

По естеству невозможно, чтобы бестелесное ограничивалось телом; но для Создателя Бога все возможно.

Там же. Стр. 192

Некоторые больше всего ублажают чудотворения и другие видимые духовные дарования, не зная того, что есть много превосходнейших дарований, которые сокровенны и потому безопасны от падения.

Слово 28-е. О благорассмотрительном рассуждении. Стр. 195

Все, хотящие познать волю Господню, должны прежде умертвить в себе волю собственную; и, помолившись Богу, с верою и нелукавою простотою вопрошать отцов и братий, в смирении сердца и без всякого сомнения в помысле, и принимать советы их, как из уст Божиих, хотя бы оные и противны были собственному их разуму и хотя бы вопрошаемые были не весьма духовны. Ибо не неправеден Бог, и не попустит, чтобы прельстились те души, которые с верою и незлобием, смиренно покорили себя совету и суду ближнего; потому, хотя бы вопрошаемые и не имели духовного разума, но есть глаголющий через них Невещественный и Невидимый. Многого смиренномудрия исполнены те, которые руководствуются сим правилом несомненно; ибо если некто во псалтири отверзал гадание свое (т. е. таинственный смысл притчей): то сколько, думаете, провещание словесного ума и разумной души превосходнее провещания бездушных, звуков.

Слово 28-е. О благорассмотрительном рассуждении. Стр. 197

Видел я немощных душою и телом, которые ради множества согрешений своих покусились на подвиги, превосходившие их силу, но не могли их вынести. Я сказал им, что Бог судит о покаянии не по мере трудов, а но мере смирения.

Там же

Иногда воспитание бывает причиною крайних, зол, а иногда худое сообщество; но часто и собственное развращение души достаточно ей к погибели. Избавившийся от двух первых зол избавился, может быть, и от третьего; а в ком господствует третье, тот непотребен, на всяком месте. Ибо нет места столь безопасного, как небо; однако диавол и там не устоял.

Там же. Стр. 199

Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости. Впрочем, ради немощи многих надобно кое-что сказать.

Слово 26-е. Стр. 202

Блажени миротворцы (Матф.5:9), и никто не может этому противоречить; впрочем, я видел и враждотворцев, блаженных.

Слово 26-е. Стр. 204

Неленостная душа воздвигает, бесов на брань против себя; с умножением, же браней умножаются и венцы. Неуязвляемый супостатами не получит никакого венца: а кто от случающихся падении не упадает, духом, того восхвалят Ангелы, как храброго воина.

Слово 26-е. Стр. 209

Да не ужасаемся, видя, что мы в начале иноческого подвига больше обуриваемся страстьми, нежели, когда мы жили в мире; потому что сперва необходимо возникнуть всем причинам болезней, а потом уже воспоследовать здравию. Можете быть сии звери и прежде где-нибудь скрывались в нас, но мы их, в себе не примечали.

Кратк. содерж. слов, Стр. 211

Беспристрастие к вещам чувственным возводить к видению мысленных. Из того, что видим в природе, можем брать ясные наставления и для духовной жизни.

Там же. Стр. 214

Кто, не имея истинной веры, совершает, некоторые добрые дела, тот подобен черпающему воду и вливающему ее в худой сосуд.

Там же

Как не имеющий путеводителя удобно заблуждается на своем пути, хотя бы и весьма был умен: так и идущий самочинно путем иночества легко погибает, хотя бы и всю мудрость мира сего знал.

Там же. Стр. 216

Хранение заповедей есть знак любви; а начало любви есть множество смирения. Множество же смирения есть матерь бесстрастия; а приобретение бесстрастия есть совершенная любовь, то есть совершенное вселение Бога в тех, которые через бесстрастие сделались чистыми сердцем, яко тии Бога узрят (Матф.5:8).

Слово 27-ое. О безмолвии. Стр. 231

Прежде приятия силы духовной не читай книг чуждых правоверия, потому что они исполнены тьмы и помрачают умы немощных.

Предлагай приходящим, что для них нужно по душе и по телу. Если они превосходят нас премудростью, то покажем наше любомудрие молчанием; если же они, по духовному возрасту, братия равные с нами, то можем, умеренно отверзать дверь нашего слова. Однако лучше думать, что все превосходнее нас.

Там же. Стр. 232

Божественный Апостол говорит: кто уразуме ум Господень (Римл.11:14)? Я же говорю: кто познал ум человека, безмолвствующего телом и духом?

Слово 38-е. О молитве. Стр. 234

Если ты в каком-либо слове молитвы почувствуешь особенную сладость, или умиление, то остановись на нем; ибо тогда и Ангеле-хранитель наш молится с нами.

Там же. Стр. 238

Если кто-нибудь просит тебя помолиться об нем, то хотя ты и не стяжал еще дара молитвы, не отрицайся. Ибо часто вера просящего молитвы спасает и того, кто молится об нем с сокрушением сердца.

Слово 38-е. О молитве. Стр. 238

Не возносись, когда ты молился о других и был услышан; ибо это вера их подействовала и совершила.

Там же. Стр. 240

У Всеблагого Царя нашего можно видеть действия, подобные поступкам земного царя, который иногда сам раздает дары своим воинам, иногда через друга, иногда через раба, а иногда и неведомым образом. Все это бывает, смотря по одежде нашего смирения.

Там же

Проси плачем, ищи послушанием, толцы долготерпением. Таким образом просяй приемлет, ищай обретает, и толкущему отверзется (Матф.7:8).

Слово к пастырю. Стр. 256

Говоря с братией, усваивай себе самому те согрешения, которые надобно тебе обличить в том или другом из них: таким, образом ты всегда будешь свободен, от лишней стыдливости.

Там же. Стр. 258

Путеводитель не всем приходящим к послушанию должен говорить: путь сей узок и тесен (Матф.7:14), и не каждому: иго сие благо и бремя легко (Матф.11:29); но должно рассматривать и избирать приличные врачевства. Отягченные лютыми грехами и склонным к отчаянию прилично второе врачевство, а склонным к высокоумию и самомнению первое средство.

Слово к пастырю. Стр. 261

Еще должно тебе и всякому пастырю рассмотреть и то, что если благодать Божия через нас действует на приходящих к нам, то не от веры ли их это бывает, а не от нашей чистоты? Ибо многие и страстные таким, образом чудодействовали; и если многие, как говорить Спаситель, скажут Ему в день судный: Господи, Господи, не в Твое ‚ли имя пророчествовахом (Матф. 7:22) и проч., то сказанное мною не должно казаться невероятным.

Кто поистине обрел милость у Бога, тот неприметно может благодетельствовать недужным, через то имея две выгоды, и себя сохраняя невредимым от ржавчины славы, и располагая помилованных воздавать благодарение Единому Богу.

Там же. Стр. 267

Весь мир не стоит одной души, потому что мир преходит, а душа нетленна и пребывает во веки.

Примечание к сл. 6-му гл. 8. О памяти смерти. Стр. 12

Боится Христос смерти, однако не трепещет. На это бл. Августин даете прекрасное толкование. Он говорит, что Господь Иисус Христос, видя приближение смерти Своей, скорбел и тужил не по слабости, а по могуществу, чтобы мы не отчаялись спасения нашего, когда придем, в смущение не по могуществу. но по слабости. Таким образом Он хотел утешить всех немощных, восприняв вольное подобие немощи их, чтобы мы рассуждали, какого блага долженствуем ожидать и надеться от причащения Божества Его, когда самое скорбные его делает нас спокойными и когда немощь Его укрепляет нас.

Примечание к сл. 26-му, гл. 115-Й. О благорассмотрительном рассуждении. Стр. 22

Кто стяжал в сердце своем Бога и просвещение Его, тот обыкновенно познает волю Божию в том деле, которое хочет, делать, трудное ли оно. и совершается с замедлением, или легкое, и исполняется скоро; потому что он не смотрит на затруднения и на долготу времени, препятствующие ему и замедляющие дело, и ради сего не оставляете оного, но смотрите на помощь и содействие, которые, как он видит, Бог подает ему, и на свое усердие исполнить дело. Ибо и Святые Апостолы со многими затруднениями и великими искушениями научили людей Святому Евангелию, и привели их в истинную вру: но они смотрели не на препятствия и долготу времени, а на Божественную силу и великую ниспосылаемую им помощь, которою они победили

* * *

1

В стар. переводе: не прикасайтесь к чуждому ложу.

2

Т.е. отец, через послушание умертвивший в нем страстную волю.

3

Авва Симон. Достопамятные, сказания о подвижничестве святых отцов. Издан. 1855 г., стр. 313.

4

Пр. Серапион Синдонит. «Лавсаик», гл. 72-я. Смотри также в Чети-Минеях, 21-го июля, житие пр. Симеона Христа ради юродивого.

5

В переводе старца Паисия: одеян и разумевательным чувством.


Источник: Избранные места из «Лествицы» преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы / Собраны Великой княгиней Милицей Николаевной. – С.-Петербург: Тип. А.С. Суворина, 1908. – 33 с. (Вып. 10).

Комментарии для сайта Cackle