Источник

Июнь 1881 г.

1 июня

Духов день. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить литургию без соблазна, чистым, громким голосом и достойно причаститься Святых Таин, обновивших и умиривших душу мою; заамвонную читал мирно, свободно, отпуст говорил так же. После обедни крестил в церкви двух младенцев. В четыре часа вечера крестил у Ал. [Мачигина]; пред крестинами наулице рассердился на нищего и лишился мира, но по молитве покаяния смятение прошло и воцарился мир в сердце; в церкви пред вечерней крестины. Во время вечерни искушение и смятение из-за мысли о платках, мешавших в кармане, и из-за мысли об угощении будущем; молитвою покаяния избавился и мирно совершил остаток вечерни (на великой ектении особенно сильно искушение); сугубую ектению сказал свободно, повечерие совершал весьма [...]. Но страшно искусился на молебне Гликерии А. Гречухиной, на котором подал и свою записку с именами дьячок. Это последнее обстоятельство крайне меня взволновало и уязвило и убило душу мою по действу диавольскому и по моему корыстолюбию и небратолюбию (корысть противится искренней любви). Только после молебна, после усиленного покаяния и припадания к престолу благодати Господь избавил меня от мучительства диавольского. Благодарю Господа, не погубившего меня со беззакониями моими.

Одиннадцать часов вечера. Благодарю Господа, многократно избавившего меня от душетленных козней лукавого Велиара в квартире Григория Сидорова во время и после всенощной. Лукавый исторгал против воли моей слова ектений и Евангелия, поражая меня теснотой и скорбью, а я покаянием, молитвой, верой в Господа избавлялся всякий раз от пакостей его, от угрызений, от яда его смертоносного. Слава Господу!

2 июня

Вторник Троицкой недели. Во время утрени довольно значительное сердечное бессилие от расслабления желудка; раздражительность острая; в самом конце утрени обиделся на то, что молодой иерей Петр никогда вперед не подходит ко мне здороваться и я должен всегда наперед походить к нему. О, безумие мое! Надо этому радоваться, что я предупреждаю его в приветствии. Раскаялся я в безумии, коего следствием была теснота, смятение и скорбь, и Господь даровал исцеление и мир по припадании к престолу святому.

Во время обедни искушение по поводу нелепых просфор просвирни, черствых, кривых, кислых, миниатюрных, и по поводу нахождения отца настоятеля в церкви как бы для надзору. Во время великого входа смутился, уязвился, не выговорил наследника и царственного дома из-за пустого случая и по входе был непокоен и умерщвлен и едва восстановил некоторый мир чрез покаяние; Святейший Синод и титул митрополита нехорошо выговорил; после причастия успокоился; заамвонную читал добре, отпуст весь спокойно. На молебне при чтении Евангелия священномученикам не выговорил последних слов: и вы убо будите готови... [Лк.12:40] и прочих не выговорил, – опять мучение, опять покаяние и новое помилование. Слава Богу!

Долг христианина – умертвить живущий в нем грех и воскресить, умножить в себе всякую добродетель, или совлечься ветхого человека с деяниями его и облечься в нового, обновляемого по образу Создавшего [Кол.3:9–10].

За вечерней сегодня подвергся я тяжкому искушению, чрез которое и других соблазнил, именно: по причине расстройства желудка выпив дома пред вечерней рюмку водки березовки, я не мог в церкви совладать со своим сердцем и языком, подвергся боязни и смущению и не мог выговорить многих возглашений ектении, путался и переминался; всю вечерню смутно, тревожно совершал. О, какая добродетель в священнике спокойствие и самообладание! На водосвятном молебне (для Марьи Терентьевны Михайловой) я исправился и совершил его бойко. На молебне у Титкова всё было хорошо, победоносно, кроме последних слов отпуста, коих не мог выговорить, смутился и осекся, отчего был потом в беспокойстве у Титкова и по дороге, но за покаяние Господь избавил и дал мир.

Христолюбцы! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете [1Пет.4:12–13]. Сильные и многочисленные искушения от диавола доказывают то, что ты сильно на них вооружаешься, сильно их уязвляешь; тех, кои исполняют их волю, они не тронут и оставляют в покое пагубном, усыпляя их в греховной смерти.

Епископы своим живым участием в жизни и деятельности белого духовенства, своими советами, мудрыми распоряжениями могли бы вызвать в нем величайшую энергию и многополезную деятельность на поприще проповедничества и вообще пастырства, теперь же без их участия живого, без их отеческого к нему отношения в нем (духовенстве белом) великие таланты зарыты, или великие силы и способности дремлют и спят. Желательно живое, любовное, искреннее, смиренное отношение архиереев к духовенству, в духе евангельского братства. Вси же вы братия есте, говорит Христос Господь [Мф.23:8].

Надо принять к сведению слова детей нищих, обличающих меня в питье, и быть крайне воздержным, да и вчерашнее искушение во время вечерни и постыждение, то есть постыдное поражение от врагов невидимых из-за рюмки лекарственной водки.

Самолюбивый, плотской человек всех и всё хочет употреблять только в угоду своему самолюбию и плотоугодию и не заботится искренно о угождении Богу и о истинном благе людей, и потому самолюбие есть ужасный грех, снедающий всякую добродетель или не допускающий человека до делания истинной добродетели; необходимо посему распинать свое самолюбие во всех видах: в тщеславии, в гордости, честолюбии, алчности, любостяжании, зависти, подозрительности, нетерпеливости, лености и нерадении, в сластолюбии, в гневе и злобе, в лукавстве, лжи, обмане – во всем.

Надо молиться всем сердцем Богу, а то мысли и чувства и воображение наше иногда по воле, а иногда против воли блуждают всюду, большей частью около предметов, нами излюбленных, этих мысленных кумиров, и сердце остается холодно, полно мечтаний и далеко от Бога. Сердце же их далече отстоит от Мене, говорит Бог [Ис.29:13]. Надо любить Бога всем сердцем, ибо что любезнее, краше, сладостнее, богатее, славнее Бога?

3 июня

Благодарю Господа, принявшего мои слезы покаяния и усердную, искреннюю, теплую молитву мою и избавившего от насилия духов злобы и лукавства, во время утрени нещадно на меня нападавших.

После обедни. Благодарю Господа, по неизреченному милосердию даровавшего мне милость совершить Божественную литургию непреткновенно, с добрым чувством и причаститься животворно, на обновление, укрепление, умирение, утешение и радость, и победить тончайшие и острые козни вражии. Благодарю Господа, дарующего мне торжествовать благодатью Его над врагами моего спасения.

Мы любим читать да читать, говорить да говорить, а не исполнять того, что читаем и говорим; груды книг накупаем и перечитываем, книг, дорого стоящих иногда, а бедным на хлеб и одежду жалеем дать.

Собираю мудрость тридцать или сорок лет, а всё от глупости, от глупых страстей еще не отстал, всё еще глупости свои творю, а не волю Божию святую, премудрую, совершенную, животворную, спасительную.

С каким благоговением, с какой благодарной любовью, радостью и восхищением должны мы всегда видеть икону Предвечного Младенца Господа нашего Иисуса Христа на руках Пречистой Матери Его, Преблагословенной Девы Марии! С какой любовью сердечной поклоняться, с какой сердечностью, умилением лобзать эту икону, с каким богомыслием всегда взирать во дни и в нощи, какой святости и правде жития всегда поучаться, как достойно ходить своего небесного звания, в которое мы позваны, в какой взаимной любви жить! Ведь для нас снисхождение сие, сие вочеловечение, сие истощание Сына Божия Единородного, сего Слова Ипостасного, всё создавшего и содержащего, правящего всем миром видимым и невидимым.

С какой верой и любовью, с каким вниманием и благоговением и богомыслием мы должны изображать на себе крестное знамение – это орудие против злых демонов, ищущих поминутно нашей погибели! как воспоминать то, что совершено на кресте для нашего спасения вечного, как отвращаться греха, как любить правду и творить ее всем сердцем, как любить Возлюбившего нас до креста и смерти и друг друга любить!

Благодарю Господа, давшего мне благодать совершить вечерню 3 июня с величайшим дерзновением и наслаждением ради молитвы моей усиленной при чтении вечерних молитв!

4 июня

Четверг. После вчерашнего пресыщения у Маркова Якова Камен, сегодня постигли меня тяжкие очистительные искушения во время утрени от духов злобы, изливших в меня, в мою душу злобный яд свой и запинавших меня в говорении ектений, молитвы Христе, Свете истинный и отпуста, которые я не мог произнести от смущения, тесноты и боязни диавольской. Но слава безмерному человеколюбию Господа, избавившего меня по молитве покаяния и по припадании к престолу благодати от яда змиев невидимых и уврачевавшего мои сердечные язвы. Много раз Господь избавлял меня во время утрени от злобы бесовской. Сильно и тяжко враги запинали и смущали меня во время шестопсалмия помыслами о супругах Бурачках по поводу закладов жены Юлии Аполлоновны, а после шестопсалмия огорчением на дьячка за малое несогласие и ошибку в пении ирмосов и стихир на стиховне.

Во время служения Господу после чревоугодия и лакомства ясно ощущаешь, как чревоугодие растлевает, грубит, обессиливает и умерщвляет сердце (кроме того, оно стесняет несколько самое дыхание, особенно ночью). Потребна великая зиждительная благодать Духа Святого для обновления души и тела, растлеваемых чревоугодием и пресыщением и пьянством. Питающаяся пространно душа жива умирает, говорит Апостол [1Тим.5:6]; хотя он говорит это о вдове, но это относится ко всякой душе.

Мы не знаем доселе как должно Отче наш, ибо читаем неискренно, без глубокого понимания смысла этой молитвы и не желая искренно и всем сердцем того, что говорим, о чем просим, не стремимся на деле всегда исполнять того, что должно по ней исполнять. Эта молитва есть вместе и совокупление заповедей.

После обедни 4 июня. Величайшие милости Божии я получил в церкви в начале литургии, когда Господь отъял от сердца моего тоску, скорбь и тесноту, потом по великом входе [...], затем по прочтении (не вполне и в волнении) заамвонной молитвы, когда дух злобы напомнил мне жену протоиерея Павла Н. Ламанова (оригинальную светскую женщину-пересудницу), к которой я почувствовал неприязнь, от которой с трудом избавился при покаянии глубоком пред Святыми Тайнами, и наконец после панихиды, когда я смутился и уязвился по поводу жаления золотого креста моего, чтобы не закоптился дымом (сильно уязвил супостат-ловец). После глубокого покаяния и сердечного взирания к единому Господу я избавился от адской тесноты (Господь сокровище, всё земное – ничто).

На молебне в попечительстве я насытился ужасно дурным воздухом от множества собравшихся нищих; служил не без преткновений, особенно при чтении Евангелия водосвятного, убоясь выговорить по лукавству сердца и диавольскому наваждению слова: по-еврейски Вифезда [Ин.5:2], а из них и многие другие, хотя и всё Евангелие небольшое. Горько пожалел я о том и едва не плакал, упал духом на минуту, но не отчаялся и восстал покаянием и верою и продолжал молиться усердно и разить врагов именем Иисуса Христа. У Бурова над Татианой с трудом читал знакомые молитвы.

Что всего больнее при искушениях – это то, что враги бесплотные стараются отнять у меня веру в самого себя, смять, стереть, уничижить, подавить, убить меня, лишить меня всякого нравственного, личного достоинства как человека. Но благодарю Бога моего, что Он тут-то и является мне на помощь, когда я верою в покаянии, всем сердцем воззрю к Нему и возопию о помощи и спасении. Господи! Даруй мне веру всегдашнюю в Тебя, да и в себя самого, Тобою созданного по образу и подобию Твоему и искупленного честною кровью Твоею.

При совершении Таинства Крещения в попечительстве у Пелагии Васильевны Балыкиной (урожденной) чувства высокие посетили меня. Христианин православный – существо не здешнего мира, не гражданин тленного царства, но нетленного, небесного, он должен быть выше тления земного, он горний гражданин, не чадо тела, но чадо Царствия Божия56.

Доколе я буду мечтать и смущаться от своей глупой мечты, будто золотой мой крест потускнеет от ладана и дыма кадильного? А эта мечта во время службы просто убивает меня по действу диавольскому. Золото всегда золото будет, драгоценные камни всегда такими и останутся: запылятся – оботри, и еще светлее будут. Да и тленный блеск – тот же прах и стоит презрения, особенно из-за того, что от Бога удаляет и душу погубляет, идолом сердца делается при нашем неразумии и пристрастии. Но всяческое сокровище, всякая драгоценность, светлость, красота, сладость, жизнь временная и вечная, всякая слава есть Бог. К Нему единому прилепляйся, человек!

5 июня

Пятница Троицкой недели (после Троицы). Тяжкие искушения во время служения утрени вследствие преобладания чувственности над духом от питья вина (накануне в разных местах), но всё их множество и вся их лютость побеждена милосердием и всемогущей силой Господа, Коего я многократно призывал в покаянии и исповедании. Слава дивному Его милосердию и спасению! Но да не искушаю Господа новыми преткновениями (излишествами)!

После обедни. Видел, Господи, видел я опять и опять милость Твою и силу Твою во мне грешном, препобеждающую грехи мои, исцеляющую недуги мои душевные и страсти телесные и разрушающую все козни лукавых и всезлобных демонов, нещадно и непрестанно ловящих меня, и люто нападающих на меня, и оскорбляющих меня. Благодарю Тя, Господи, яко презрел еси грехи мои, наипаче чревоугодие мое, и даровал еси мне причаститься животворно и новотворно пречистых, пренебесных Твоих Таин. О, какой огнь животворящий прошел всё существо мое по причащении святынь Твоих! Какой мир вкусил я, какой широты, легкости, свободы удостоился я!

Господи! Хочу быть носителем и показателем духа Твоего, духа любви, кротости, смирения, незлобия, простоты, святыни, воздержания! Даруй мне сию Твою благодать, ибо вот во мне непрестанно порывается к бесчинию самолюбия, гордости, злобы, зависти, невоздержания ветхий мой человек и хочет убить меня. Твоя благодать да победит его, да убиет его. Аминь.

6 июня

Суббота. Благодарю Господа, еще и еще явившего во мне всеблагую державу Царствия Своего при служении мною утрени и ранней обедни в даровании мне великой помощи Своей, особенно в начале утрени, к которой я пришел в волнении после поисков экзаменских билетов, якобы утратившихся. Служил непреткновенно, даже во время поздней обедни; на великом входе выговорил все имена царственной фамилии; причастился животворно.

Вечер. Одиннадцать часов. Благодарю Господа, принявшего молитву мою при ходьбе в саду моем, отразившего приступы сласти плотской, очистившего душу мою, просветившего ее, на путь правды наставившего, умиротворившего, распространившего и великую легкость ей давшего в Духе Святом.

7 июня

Воскресение. Неделя всех святых. От пресыщения с вечера у кожевника Захарии Ивановича Сидорова я сегодня во время обедни ранней оставлен был без помощи Божией и преодолен злобой и коварством врагов, и всю обедню чувствовал себя дурно, в тесноте и тяготе, в смущении, упадке духа и малодушии, боязни; заамвонную молитву читал неспокойно, со смущением и теснотой (даже после причащения), сбился, пропустил в ней много слов; поучения не приготовил, отпуст скрал и сказал один конец: яко благ и человеколюбец. Я видел в себе торжество диавола, ощущал это торжество его злобы и лукавства над моею немощью, чувствовал себя в его когтях и только после молебна и панихиды, на коих также сбился и смутился, при потреблении и по потреблении Святых Даров и по молитве веры и искреннего покаяния совершенно избавился от челюстей его. Слава Господу, препобеждающему благостью Своею все беззакония мои, силою Своею все козни диавола. Но доколе я буду чрево в бога вменять и чреву как богу угождать? Чрез него я лишаюсь любви, милости и помощи Божией. Я не могу, будучи чревоугодником, любить Бога и людей, не могу искренно молиться ни за себя, ни за других, делаюсь каким-то жалким существом, ни животным, ни человеком, каким-то уродом, теряю свое благородство, искажаю, оскверняю в себе образ Божий, не помышляю о горнем, а о земном, забываю свое высокое христианское звание и избрание, лишаюсь свободы, бываю пленником своих похотей и диавола.

Без числа много благодетельствует мне Господь Бог мой, жизнь моя, свет мой, сила моя, мир мой, пространство моего сердца, радость души моей, мудрость моя, слава моя, сладость моя, красота моя, – но не вижу я Его лицом к лицу. О, если бы мне приготовиться здесь как должно, чтобы узреть Его как Он есть! о, если бы очиститься от всякого греха, от всякой скверны, страстей плоти и духа, если бы стяжать одежду брачную, елеем в изобилии запастись [Мф.25:1–13]! А между тем грех не дремлет, воюет против меня каждую минуту, силится осквернять меня, укореняться во мне глубже и глубже, больше и больше, сильнее и сильнее, если не по воле моей или соизволению, то насилием, с наглостью, разбойнически врывается, подобно разбойнику, во все проходы, лезет в окна (чувства), в двери, всюду, чтобы окрасть мою душу, обнажить ее от всякой добродетели, которой и без того совсем мало, чтобы лишить меня сокровища благодати Божией, обнажить ее, осквернить и обезобразить ее, наполнив ее своими гнусными образами и сквернами. Надо бодрствовать, молиться, плакать о своей беде и своем лишении, моля всеблагого Господа заступить, спасти, помиловать и сохранить нас Своею благодатью. С другой стороны, без числа во мне и мне пакостит, делает зла, бед, напастей, срамоты, причиняет смятение, боязнь, малодушие, оскверняет душу мою бесчисленными грехами и страстями враг рода человеческого и мой – диавол и сатана с своими клевретами, духами злобы! О, если бы Господь даровал мне (и дарует) совершенно избавиться от него благодатью Иисуса Христа и никогда не видеть его скверного, мрачного и ужасного, всескверного образа и не иметь в себе ничего греховного, если бы я мог сказать: идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего [Ин.14:30]! А то теперь он еще имеет во мне множество грехов, к чему он удобно пристает и чрез что сквернит и мучит меня, отлучает от Сладчайшего Господа моего.

8 июня

Вторник. Сегодня поутру Господь явил ко мне великую милость, избавив меня по молитве покаяния и по припадании к святому престолу от греховной скорби и тесноты по поводу тайного огорчения на дьячка Каменоградского Дмитрия за его грубое обращение с прихожанами, имеющими в нем нужду; ходя в парке соборном и каясь Богу, я не мог избавиться от тесноты, но когда зашел в церковь, в алтарь и приложился к святому престолу с верою, тотчас исцелился. Слава благодеющему Господу!

9 июня

Три чуда милосердия совершил во мне многомилостивый и долготерпеливый Господь: дважды отсек страсти плоти по молитве веры и покаяния моего и пресек или отсек от сердца моего вражду и озлобление на жену мою за присвоение ею дохода дровяного (двадцать восемь рублей); о, сколь я еще землян, низок, страстен, далек от совершенства, корыстен, зол; о, как я принадлежу еще миру, а не Богу. Увы мне! Итак, Господь отъял смерть от души моей и даровал жизнь: вместо смятения даровал мир, вместо тесноты пространство, вместо тьмы свет, вместо срамоты дерзновение, вместо рабства греху свободу правды, вместо осуждения оправдание, вместо злобы благость, вместо гнева кротость и тихость. Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих57 во мне, грешном! Но что творишь во мне, Господи, то сотвори и во всяком человеке, ибо все дела рук Твоих и все по образу Твоему, и да ни един погибнет ради ослепления и ожесточения греховного; умили, умягчи, просвети, прохлади, умири, ободри, распространи, утешь и возвесели сердце всякого кающегося грешника, каждому отверзи двери покаяния, да никтоже всуе возопиет Тебе: Господи, Господи, отверзи нам, – и да никто не услышит от Тебе: не вем вас [Мф.25:11–12]. О Владыко, превосходяй беззакония, победи все неправды наши милосердием Твоим, правдою Твоею, и да покроет правда Твоя все неправды наши, внегда каятися нам в них от всей души. Аминь.

9, 10 и 11 июня

Был в отлучке в Нарву, в три часа вечера сели на пароход в Рамбов, из Рамбова отправились до Лиговской станции, оттуда в два часа ночи в Нарву и прибыли в семь с половиной часов утра; обратно я одиннадцатого утром в девять часов, на Лигов прибыл в четыре с половиной часа вечера, в Рамбов в пять с половиной часов, домой в шесть часов вечера. Благодарю Господа за спасение, явленное во мне в эти дни, во-первых, на пароходе за стаканом чаю от брата [Петра] Константиновича Несвицкого, потом на Лиговской станции, затем в Нарве при встрече с женщиной, на мягкие части коей воззрел блазненно; особенно благодарю Господа за явленное спасение дома при беседе с девицей – всё за покаяние и веру.

Изображая часто крестное знамение, ты всякий раз исповедуешь чрез это веру свою в Святую Троицу и в единого от Троицы Иисуса Христа, Сына Божия, искупившего нас Крестом от греха, вечного проклятия и смерти вечной, свидетельствуешь свою благодарность и любовь к Богу, искупителю и любителю твоему, отражаешь [от] себя этим знамением, как оружием непобедимым, демонов, непрестанно готовых напасть и нападающих на нас чрез греховные помыслы, страсти, соблазны. Весьма полезно и спасительно изображать крестное знамение с верою; о имени Иисусове мы уповаем получить от Отца Небесного всякие блага. Иже Сына Своего за нас предал, как с Ним не даст нам всего [Рим.8:32]?

Не забывай, что ты пред Богом окаянен, беден, нищ, слеп и наг [Откр.3:17]. Другие люди с юности начали угождать Богу, а ты – прогневлять Бога и растлевать себя, созданного в святости истины, по образу и подобию Божию. Теперь, по крайней мере на старости, покайся всем сердцем, перемени жизнь сластолюбивую и страстную на воздержную и бесстрастную, полную деяний добродетельных, да благоугодишь ею Богу.

12 июня

Прочь всеокаянная, всепрелестная дружба к плоти, вовлекающая во вражду против Бога и людей и против меня самого. Прочь сласти тлетворные, непотребные, всерастлевающие, безумные, скверные, враждебные, ругающиеся словесному созданию Божию, возвеличенному и украшенному образом и подобием Божиим и искупленному от нечистоты греха и погибели пречистой, нетленной кровью Сына Божия.

Благодарю Господа, избавившего меня вчера на поезде железной дороги от мертвящего движения нелюбви, недоброжелательства и зависти к отцу настоятелю Павлу В. Трачевскому, когда встретившийся на полотне железной дороги онежский мужчина, живший в Кронштадте, спросил у меня о его здравии и житье-бытье. Я покаялся от души, воззвал о милости – и помиловал меня Господь, даровав жизнь и мир.

Благодарю Господа за избавление меня от связывавшего и умерщвлявшего меня греха плотского сладострастия мысленного, когда я был в своем садике и, прельщенный, покаялся в своей прелести, в своем безумии, в своем похотствовании и был державно избавлен Господом.

Благодарю Господа, державно и милостиво избавившего меня от смертоносной похоти нечистой, уязвившей меня при лукавом воззрении на девицу. Каясь в сем, я шел парком Екатерининским со Святыми Тайнами к больному во флигель Кудрявцева в Песочной улице и умолил Господа, и избавился от постыдного плена. Потом, пришедши домой, увидел мывшую пол [на сенях] девицу и помыслил нечистое, и уязвился блудной похотью, но раскаялся в своем грехопадении, в помысле и движении скверном сердца и испросил у Господа помилование дома. Слава Господу, милующему меня.

Благодарю Господа, двукратно избавившего меня от наглой блудной похоти по молитве покаяния: раз в садике моем в девятом часу вечера пред приходом госпожи Юлии Аполлоновны Бурачек и, во-вторых, в конце одиннадцатого [часа] вечера, тоже по молитве покаяния. Слава Господу, Спасителю пречистому, истязующему от меня совершенную чистоту, – сию даруй мне благодатью Твоею.

Самолюбивый человек (а мы все самолюбивы) кощунственно хочет, чтобы вся и все служили его чувствам, его сластолюбию и плотоугодию, и в людях, в животных и во всех вещах он ищет угождения, блеска, красоты и сласти для себя, для своей чувственности, хочет, чтобы весь мир служил ему, его плотским или страстным наклонностям, его гордости, честолюбию, любостяжанию, сластолюбию, его пышности, роскоши, вместо того чтобы ему самому служить Богу, Его любить, благодарить за всё, всех с собою устремлять к Богу, возбуждать к любви Его. Плоть лукавая, несытая, скверная. Это как бы ад-всеядец, готовый всех и всё присвоить себе, проглотить для того, чтобы в конце концов всех и всё растлить, погубить, истребить или терзать и мучить и самой быть легкой жертвой мучителя диавола, и потому надобно с презрением и ненавистью плоть свою распинать и умерщвлять, то есть все ее страсти и похоти, чтобы дать ожить духу и духовным нашим наклонностям и святым стремлениям, которые плоть убивает, чтобы торжествовал дух над плотью, святая любовь к Богу и ближнему, святые чувства, все добродетели, уподобляющие человека Богу, как страсти уподобляют его (человека) диаволу. Иже Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотьми [Гал.5:24].

Не служа служб, особенно литургии, и не приобщаясь целую неделю Святых Таин Христовых, я расслабел духом, растлел, умер, бессилен бороться с нападающими нещадно духами злобы и лукавства; только благодатные слезы покаяния обновляют и укрепляют меня, особенно при общественном богослужении, и в особенности животворящие Тайны, Тело и Кровь Господа. Слава, Господи, благодати Твоей, слава наипаче пречистым Твоим Тайнам, воскрешающим души наши.

Я должен помнить непрестанно свою высокую, ответственную священническую обязанность и стараться исполнять ее во всякое время усердно – при совершении ли богослужения, при учительстве ли в церкви людей Божиих истинам и правилам веры и благочестия, особенно при совершении Таинств; я должен помнить, что за всех, мне вверенных, я дам ответ Богу, и потому день и ночь должен заботиться о спасении всех и не себе, не плоти своей угождать и бесчисленным страстям и порочным наклонностям своим. Мое богатство – души христианские с их греховным богатством, которое я должен рассыпать, чтобы обогатить богатством добродетели, благодатью и помощью Божией. О, сколь высок мой сан и сколь ответствен! Мой сан – сан Христов! Как же я должен быть свят, кроток, незлобив, бесстрастен, любителей, небесен! Ты даруй, Боже, всё сие!

14 июня

Воскресение. Восемь и три четверти часа утра. Сию минуту Господь милостиво посетил меня спасением Своим, избавив меня, кающегося и молящегося, от скорби и тесноты и яда змиина смертоносного, палящего, постигших меня за жестокосердие и озлобление к нищей, припрашивавшей к поданным ей двадцати копейкам. Слава Господу, благопременившему мое сердце, страстное к земным стяжаниям, чуждое небесных, духовных, вечных.

Вместо того чтобы быть всему небесным, духовным, бесстрастным, сердце мое земно (землеретно), плотяно, страстно, глупо, дико, нелепо. Вот позвали меня к больной старой девице (в доме Степанова Фил.), и я, идучи к ней с пренебесными Тайнами Христовыми, возмечтал о земной награде (ордене святой Анны второй степени), как бы ее скорее получить, и уязвилась, и омрачилась, и умерла душа моя для Бога и ближнего, и я пришел к больной сам не свой, уязвленный, обезумленный, стесненный, смущенный, бессловесный, немой, холодный как мертвец, без любви к пренебесным Тайнам Христовым, без всякого чувства умиления, без любви и сострадания к болящей, без уважения к своему превысокому сану; едва-едва я мог кое-как читать молитвы с пропусками слов и речений от помрачения и стеснения сердца. Тут-то я почувствовал всю прелесть, весь обман страстей наших житейских, всю их тлетворность, их безумство, всё наше окаянство, всю гибельную страстность нашу, и проклял я свои пристрастия, отчуждающие меня от Бога и ближнего, обезумляющие и умерщвляющие мою душу, парализующие самое тело. О, сколь я безрассуден, несмыслен, неблагодарен, злонравен, непоследователен! Я призван в небесное звание – и весь предан земле, призван к нетлению – и весь порабощен тлению (излишеству в пище, питье, одежде, украшениях тела, злобе, зависти, корысти, скупости, жестокосердию). Господи, помилуй меня! Господи! Избави мя от безумия моего и насилия и омрачения страстей.

Господи! Научи меня желать и искать единой нетленной славы, а не земной, нетленного наслаждения, а не земного и тленного. Ты будь моим нарядом и украшением, отличием, моей лепотой, моим нетлением, моей пищей, моим питьем, моей славой, моим нетленным сокровищем, всем для меня, а всё земное да будет для меня как не сущее, да оно и упразднится и исчезнет всё, как говорит Писание неложное [2Пет.3:10].

15 июня

Сходить к [Фимановой].

Благодарю Господа за избавление от яда змиина в восемь часов утра, излиянного человекоубийцей за огорчение мое на нищего. Я покаялся искренно – и сподобился разрешения, исцеления, мира и пространства.

Благодарю Господа за беспредельно великую милость при служении литургии, за которой я чувствовал, сколь я окаянен, беден, нищ, слеп и наг, и умилительно плакал по благодати Божией. Господь оживил меня, страшно умерщвленного грехом в продолжение седмицы, когда я оставался без служения, оживил как вообще во время литургии, так особенно после причащения Святых Таин. Слава Его милосердию и щедротам! Еще Господь оживил меня, мертвого прегрешеньми.

* * *

Могло ли от Всеблагого произойти что-либо недоброе, от Пречистого – нечистое, от Всесвятого – греховное, от Премудрого – безумное, от Всемогущего – немощное, каковыми мы видим себя самих? Не от нас ли это несовершенство и зло, не от нашего ли произволения и от первого виновника всякого греха – диавола? Итак, прославляй Господа за совершенство Его творений и сам старайся достигать первобытного совершенства, а в зле, ощущаемом в тебе и делаемом тобою, усердно всегда кайся, оплакивай его и твори заповеди Творца и Спасителя твоего – и не будешь отринут благостью Его.

Благодарю Господа, и нынешний день ущедрившего меня милостью Своею, когда я по согрешении неоднократном обратился к Нему с покаянием и верою.

16 июня

Прости меня, Владыко Господи, что я много судительного и резкого говорил на дороге с загородных дач в город о настоятеле отце Павле Трачевском и отпал от любви к нему. Сам я недутую тягчайшими согрешениями и немощами. Соверши58 его и меня, Господи, во стезях Твоих [Пс.16:5] и имиже веси судьбами спаси нас, недостойных рабов Твоих. Аминь.

Как можем мы искренно и усердно величать Господа, Пречистую Богородицу, святых Ангелов и все Небесные Силы и святых человеков, когда мы заботимся о собственном величании и собственной славе, суетной, мимотекущей, тленной, как всё земное, когда мы сами хотим блистать, богатеть, тогда как святые Божии пребывали в нищете духовной и телесной и не хотели знать другого богатства, кроме богатства благодати, и богатели Богом и правдою Его?

В продолжение двадцати пяти лет моя жена была крайне умеренна в построении для себя одежды нижней и верхней, да позволено же будет ей от меня употреблять роскошь: ежедневно купаться с воспитанницами и племянницами нашими. Господи! Разруши во мне советы лукавого, борющего меня скупостью и негодованием на жену, и сердце, болящее тлением, исцели, Господи!

То сластью, то сребролюбием, то тщетной славой или озлоблением и неприязнью старается ежедневно и ежечасно прельстить и украсть меня враг бесплотный, смутить, утеснить и погубить. Сегодня утром вооружил меня против настоятеля из-за того, что он дозволил и велел каменщикам в церкви во время вечерни стучать, когда я просил их не тревожить нас стуком; я вообразил, что настоятель противник Божий, едва не антихрист, потому что не уважает Божественной службы и различным образом оказывает неуважение к ней, и тайно озлобился на него, как на богопротивника, и вот скорбь и теснота постигли душу мою, ибо я отпал от кротости и любви; но, искренно покаявшись пред Сидящим на престоле, был помилован, ощутил мир, простор сердечный, дерзновение и читал и пел каноны на утрени дню и святым Минеи с восторгом. Потом по выходе из церкви встретила меня с радостью женщина и вручила мне два рубля, но я воззрел на нее и уязвился помыслом и нечистым движением сердца; опять раскаялся, и опять помилован потом. На молебне за городом у Гречухиных, служа водосвятный молебен при семействе, состоящем из девиц, смутился, уязвился блудными образами, не мог выговорить слов Евангелия от крайней нечистоты сердца, порожденной чревоугодием, сластолюбием и пресыщением, и только после покаяния помилован от Господа, сподобясь мира, простоты, дерзновения; наконец, на том же молебне, читая водосвятную молитву, подумал о материальном вознаграждении по козни диавольской, и враг пришиб опять мою душу, омрачил, посрамил, обременил, убил и лишил свободы слова; я не мог говорить всего, что нужно в порядке молитв, и скрал, уял слова. По окончании молебна припал ко Господу с покаянием и слезами на коленах, и помиловал опять Господь. О страсти мои всегубительные, позорные, нелепые, бесстыдные, убийственные! Доколе вы будете позорить меня? Доколе я буду прельщаться всяким тлением, тлящим дух мой? Доколе, подобно святому Тихону Амафунтскому (память 16 июня), не вменю всё в прах – и золото, и сребро, и камни драгоценные, и всякую сладостную пищу и питье, и всякую утварь, одежды, и красоту лица женского! Но благодарю Господа за многократное Его избавление моей немощи, моего убожества от мучительства диавольского!

17 июня

Что говорил со мною на станции железной дороги Лигово один католик-поляк, весьма почтенный, касательно того, почему не проповедует наше духовенство в церквах, и какие основательные резоны приводил на то, что проповедь непременно должна быть в церквах, ибо чрез то народ научается вере и благочестию и страху Божию, смягчаются его нравы, он делается трезвеннее, бодрее, усерднее к труду, искреннее в повинности властям, кротче и основательнее в семейной жизни, исправнее в платеже податей и прочее! А без проповеди народ впадает в безверие, безразличие поступков, тупеет, делается невоздержным, ленивым, беспорядочным в делах семейных и хозяйственных, научается обману, хитрости, присвоению чужого, неуважению законных властей и прочему. Священник есть главный и почти единственный воспитатель народа в духе веры.

18 июня

Утро. В саду моем. Благодарю и превозношу всем сердцем Господа моего Иисуса Христа, избавившего меня по молитве покаяния всесердечного от тлетворных и мучительных похотей, восставших на меня, и мир и пространство мне даровавшего и сон спокойный в садовой беседке.

Научись благословлять искренно, с верою и усердием, единично и множественно.

19 июня

Пятница. Благодарю Господа, посетившего меня неизреченной милостью Своею, когда я всем сердцем каялся многократно в грехах своих: в самолюбии, скупости, сребролюбии, жестокосердии, нелюбви, неприязни, раздражении на нищих, особенно на одного из них, коего я ударил тростью по спине от досады на его попрошайство. Господь оживил меня, мертвенного, обновил, терние греховное во мне всё сжег, скорбь и тесноту разрушил, срам отъял, даровал же мир, свободу, пространство, свет, силу (когда я ходил в садике моем). Слава Господу!

Благодарю Господа, спасшего меня по молитве покаяния, глубокого самоукорения, самоосуждения, самообличения от самолюбия, зависти, скупости, неприязни, смущения, скорби и тесноты, сетей бесовских, невольно объявших меня после того, как мои домашние катались, купаясь в госпитальной ванне (пожалел, значит, денег на прокат: что, думаю, если всякий день будут кататься на извозчиках?). От любви к Богу и к домашним отпал было, на мертвый металл, как на бога, надежду возложил и от упования на Бога Промыслителя, неусыпного и щедрого, отпал – от Бога, Который есть сокровище неистощимое, источник приснотекущий! О, самолюбие глупейшее, о, безумство! О, слепота! О, лукавое око! О, рабство диаволу и постыдное исполнение его похотей! Господь совершенно избавил меня за покаяние от грехов моих постыдных: зависти, корыстолюбия, неприязни, гнева, уныния, малодушия, тоскливости! Слава имени Твоему святому, всеспасительному, Господи!

20 июня

Суббота. Благодарю и превозношу Господа, милостиво избавившего меня от смертоносного яда сластей по поводу воззрения на девицу. Господь приял мое сердечное покаяние и избавил меня от нечистоты моей, от тесноты, от смерти. Это было ввечеру, около четырех часов. А ранее, в десятом часу утра, пред тем, как лечь в беседку спать, Господь избавил меня от той же беды и еще от духа скупости и алчности.

21 июня

Воскресение. Окаянный я человек: в прахе пресмыкаюсь, будучи позван к житию небесному, духовному на земле, и, даже совершая пренебесную литургию, дарующую нам нетление и обожение, имею сердце, прилепленное к земным, тленным благам, или иногда предаюсь смущению и боязни, нетерпению и гневу, лицеприятию, человекоугодию, тщеславию, суетности. Увы мне! Доселе я не возвысился еще над всем тленным и рабствую постыдно, малодушно, гибельно всему тленному и тем унижаю себя, свое человеческое, свое христианское достоинство, не достигаю цели, не стремлюсь к почести горнего звания, к наследию нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся для нас [1Пет.1:4], еще отпадаю от любви и впадаю во вражду, зависть, злобу на жену и домашних из-за денег, из-за траты их на купанье и на разные излишества. Такова ли цена денег, чтобы из-за них отпадать от любви, мира, кротости, правды? Разве рука Господня истощается когда-либо? Нет. Ежедневно почти испытываю, что она никогда не истощится. Просвети убо, Господи, сердечные мои очи, да всё земное за прах вменю и ничем да не прельщаюсь земным, горняя мудрствуя, нетленная, обожительная. Из-за пристрастия к земным благам, деньгам и прочему завидую домашним своим, огорчаюсь, сержусь на них за траты лишние, сам лишаюсь мира, свободы, общения с Богом, или вот сегодня после обедни из-за пристрастия к драгоценному кресту на панихиде не мог выговорить отпуста, ибо смутился и лишился энергии, силы, свободы, спокойствия, я весь объялся смущением.

* * *

Воскресение. Благодарю Господа за безмерную милость и щедроты Его, явленные мне сегодня при служении ранней обедни в избавлении от козней вражиих, от хладности, скорби и тесноты и расслабления сердца и в неосужденном причащении Святых Таин, после которого я очистился, освятился, укрепился, обновился, ободрился, произнес искренно, с силою заамвонную молитву, сказал свое слово и непреткновенно, с дерзновением произнес весь отпуст.

После обедни бесплотные враги ужасно враждовали против меня, язвили, усиливались остановить служение молебна и панихиды, отпуст не дали сказать на панихиде (из-за помысла о кресте драгоценном и из-за пристрастия к нему), запутали, умертвили мое сердце. После службы ужасно наступали на меня чрез скупость и неприязнь к домашним, что купаться часто ездят и деньги сорят, особенно когда я был на пути к военному судну «Снег» для молебна. Молился и каялся усердно Господу в своих пристрастиях и своей алчности и злобе; тяжко, жутко мне было до крайности, но благодать Божия победила злобу во мне диавола и меня избавила; молебен служил с дерзновением и искренностью. Слава укрепившему меня Богу! На судне очень лакомился, ел всё скоромное, пил вино и пиво, чай. По приходе домой враги опять ужасно напали на меня чрез алчность, недовольство собой, сожителями, но когда раскаялся в своем безумии и просил у Господа просвещения и милости, то получил милость, мир, свободу. Слава Богу!

22 июня

Понедельник. Видел я, Господи, видел и ныне дивное, милостивое и скорое спасение Твое во мне, страстном, после того как я, увидев в церковном саду двух молодых людей, мужчину и женщину, помыслил о них лукавое и скверное и сам уязвился блудной похотью и впал в рабство и тлю, а затем пришел в храм и в покаянии искреннем приложился к престолу Божию сначала в Андреевском храме, а потом Петра и Павла. Господь избавил меня милостью Своею, и мне стало так легко, свободно, мирно. Всё греховное терние попалил во мне Господь.

Девять с тремя четвертями часа утра. Вот я пришел домой избавленный и утешенный Тобою, Господи, пред панихидой, во время панихиды, которую совершил всю благополучно при чудесной помощи Божией. Пред панихидой бесплотные враги теснили и мучили меня обычно тоской (хандрой), производя во мне жалами своими малодушие и упадок духа. Но я, пришедши в комнату покойницы (у Лощиной), помолился усердно Господу и Его помощью преодолел все вражии коварства. Слава и благодарение о сем Господу, благопослушливому, благоуветливому, всеблагому и благопременительному! И во предняя не остави, Господи! И во всем житии моем благопоспеши мне, немощному, унылому и грешному.

* * *

Вечер. Десять с половиной часов. Что я Тебе воздам, какую хвалу, какое благодарение Тебе принесу за двукратное избавление от тяжкой смерти греховной, в которую я впал по коварству диавольскому, во-первых, на панихиде в доме Филиппа Степанова по Лидии (Лощиной, сестра), убоясь выговорить ектению и отпуст, отчего я и умер душой, впал в смертельную тесноту и скорбь, от которой избавился в соборе, припадая с молитвой покаяния к престолу Божию, а во-вторых, у забора около нашего дома, назвав в ярости нищего парня лет двадцати двух скотиной за попрошайство и обман. О, как мне тяжело было! Но молитвой, долгой молитвой настойчивой дома и в садике моем я преклонил Бога моего на милость, и Он снял с меня вину мою, даровав исцеление, мир, свободу, благородство, дерзновение, возвышенный дух.

Слава и благодарение многомилостивому, всеблагопослушливому, скоропослушливому, благоуветливому и благопременительному Богу нашему, услышавшему молитвы наши о даровании дождя и изобильно пославшему дождь земле жаждущей, иссохшей. На другой же день после общественной молитвы, часов с девяти утра небо стало заволакивать облаками, в одиннадцать часов начали ходить по небу легкие тучки, к вечеру небо покрылось со всех сторон тучами, в воздухе стало влажно и невыразимо благорастворенно, а после всенощной, часов в десять, полил дождь. Слава Тебе, Всеблагодетелю, возвеселившему милостью Своею человеки и скоты, птиц, гадов и вся насекомыя и пресмыкающиеся.

Мне стыд лица ради грехов моих, особенно чревоугодия и лакомства повседневного. Из-за этого греха по все ночи мне тягость от стеснения внутреннего, одебеление сердца и всех чувств (чувствований, чувствительности), одоление от врагов бесплотных, крайнее восстание и мучительность страстей, алчность, скупость, корыстолюбие, жестокосердие к бедным, желание и искательство земных преимуществ и отличий, уныние, малодушие, боязливость, тоска и скорбь при неблагоприятных обстоятельствах, пристрастие к тлению и праху, мирское слитие, нерадение о снискании почести горнего звания и благ нетленных, невыразимых, ихже око не виде,и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша [1Кор.2:9], пренебрежение почестью сынов Божиих по благодати, членов Христовых и членов Церкви – этого чудного, святого общества избранных Божиих, храмов одушевленных Духа Святого Бога, живых обителей Святой Троицы, наследников Божиих и сонаследников Христовых.

Что частое Господи, помилуй или Трисвятое, Отче наш без сердечной мысли и сердечного сокрушения, без ясного понимания силы слов? Или Помилуй мя, Боже, да и все молитвы? Нужны свет и огонь молитвам нашим и сила Божия, благодать Святого Духа.

Страхи бесовские и страсти различные нагло на тебя наступают – и ты на них наступай нагло, смело, решительно, бесповоротно, призывая непрестанно помощь Божию, и одолеешь их. Кто верова Господеви и постыдеся? [Сир.2:10]. Ты сам испытал это многократно. Не заботьтесь ни о чем... Господь близко [Флп.4:6,5].

Бесчисленные прелести земные смущают, расслабляют почти непрестанно окаянное, многострастное сердце мое. Господи, Свете истинный сущих во тьме прелести! просвети изобильно сердечные очи мои, да разрушу силою Твоею всё окаянство страстей! Господи! Пришедый взыскати и спасти погибшаго, взыщи и спаси меня, погибшего, молю Тя всем сердцем, ибо се, враг льстит и борет душу мою, терзает, умерщвляет.

Пристрастие к пище, питью, одеянию, к деньгам, забавам, играм, к отличиям, к удобствам и убранству жилища отвлекает душу от единого на потребу – от Бога и благодати Его, от попечения о душе, о ее спасении, просвещении, исправлении, о благоукрашении внутреннем, от попечения о душах человеческих (если кто пастырь душ или отец, мать, начальник), производит гибельное опьянение в душе, связание, омрачение, мучение, рабство постыдное, смертоносное, унизительное, лишает душу мира, утешения благодатного, света, свободы духовной; вообще, все житейские пристрастия действуют на душу смертоносно, омрачительно, уничижительно. Твое назначение, человек, – жить с Богом во веки бесконечные, иметь Его пищей, одеянием, украшением, светом, высочайшей честью и, словом, Он – твоя жизнь, твоя красота и слава, твоя сладость, твоя сила, твое нетление, твоя совершенная свобода, свобода от греха и тления, свобода благоделания, твой мир, твое пространство. Вся слава дщере царевы внутрь [Пс.44:14], а дщерь царская – это ты, душа христианская, как сказано: буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель [2Кор.6:18]. Житейские пристрастия растлевают душу, омрачают, бесчестят, жалят, палят, мучат, утесняют ее, а прилепление к единому Богу души, созданной по образу Его, оживотворяет ее, просвещает, утешает, обновляет, укрепляет, прохлаждает, расширяет ее существо, обожает. Моя величайшая честь, какую я имею на земле и какая есть на небе, – это честь именоваться и быть Христовым, христианином, чадом и последователем Его, или носить и делом оправдывать сан священства Его, совершать пренебесные Его Тайны, новотворить, освящать и обожать ими себя и ближних.

Пристрастие к украшению тела опустошает и обнажает душу от ее духовного украшения, безобразит ее, ибо отторгает от Бога, Который есть истинное, вечное одеяние и украшение души; душа, пекущаяся о телесном украшении, порабощается тлению и утрачивает веру в Бога. Человек плотяный, мирской часто сам не знает, чего и для чего желает: когда получит желаемое, не пользуется им, ибо тогда открываются у него очи сердечные и он видит, что то суета, что оно не насыщает его души, не успокаивает, не утешает в греховных печалях, не приближает к Богу, Источнику жизни, мира, радости и блаженства. (По поводу пожелания ордена святой Анны второй степени.) Не довольно ли мне драгоценного украшения – золотого креста с драгоценными камнями, великолепного и прекрасного? И того жалко носить, боясь закоптить его, хотя копоть не вредит нимало, ибо только стереть осторожно – золото и самоцветные камни не тускнеют, а остаются всегда золотом и камнями, всегда блестящими, ибо блеск – их существенное свойство.

Помяни худость ризную (одеяний) преподобного Сергия Радонежского и величайшую лепоту, красоту, славу его души, которая была и есть и будет вовеки храмом Святой Троицы и есть вечно богата Богом, славна, блаженна, сильна, упоена, насыщена Его благодатью неистощимой из Его источника приснотекущего. Проста душа наша, как Бог есть простое Существо, не сложное; да будет же Господь Бог всем для души нашей: и светом, и пищей, и одеянием, всегдашним желанием, сладостью, красотой, славой и честью, нетлением, силой, миром, свободой, правдой, избавлением, освящением, прибежищем. Возвышайся всегда духом над всем земным и не порабощайся ни одному тленному предмету, не унижай дарованной тебе от Бога, великодаровитого и щедрого, высоты призвания и искупления и будущего нетленного наследия; будь выше всего земного, тленного и преходящего.

23 июня

Вторник. Благодарю Тебя, Господи, даровавшего мне благодать и силу одолеть противника бесплотного при служении молебна в Гостином дворе в лавке у Денисова: этим одолением оживотворил меня Господь. И впредь не оставь, Господи! Прегрешения мои прости! Вот я огорчился на нищих, часто просящих у меня. Каюсь.

24 июня

Тяжко искусился я сегодня во время панихиды и каждения чрез пристрастие мое к блеску злата и драгоценных камней креста моего наперсного, думая, что он потемнеет от дыму, и отпал сердцем от Господа моего, Которого только что приял в Святых Тайнах, подвергся смятению, скорби, тесноте, смерти, мраку, бессловесию, срамоте и уничижению от врагов бесплотных, искусивших меня мечтами своими. Горе, тяжкое горе было мне от моего безумного, глупейшего пристрастия, и я с большим трудом умолил покаянием искренним прогневанного и непрестанно прогневляемого мною Господа. Стоял я пред Святой Чашей со Святыми Тайнами в тесноте и срамоте моей и верою, покаянием, самоосуждением преклонил Господа на милость – и получил мир, свободу, дерзновение, живот. Ну чего же я жалею своего креста золотого? Разве не хватит его на жизнь мою? Разве съест его дым кадильный? Разве не стоит только отереть приставшую пыль дыма, если только она пристанет к нему, ибо дым разносится по всему храму, а не льнет только ко кресту твоему, как путает тебя мечтами своими диавол. Вперед ни малейшего внимания не обращай на глупые мечты своего сердца и на мечтания диавола, влагающего бесчисленные мечты в наши мысли и сердца и чрез мечты низлагающего и мучащего нас. И как ты, священник, дерзаешь менять Творца на тварь и даже на бездушную вещь из драгоценного металла и камней многоценных, вечно живого и жизнь дающего всем тварям – на бездушное, мертвое, грубое вещество, тленное и исчезающее? Есть ли тут толк? Впредь будь благоразумен и будь превыше всякого праха. Горняя мудрствуй. Горе сердца! Прочь всё дольнее, прелестное, удаляющее от Бога, от живота Его и убивающее душу мою. Аминь.

Отыми от меня, Господи, безумные пристрастия сердечные, убивающие душу мою чрез удаление от Тебя;

Ты буди достоянием моим, Ты един; никакая тварь да не обладает мною. Аминь.

Господь сподобил меня сегодня совершить раннюю литургию непреткновенно, легко, спокойно и причаститься Святых Таин животворно, с ощущением Божественного новотворного огня, но когда говорил молитвы пред причащением: Верую, Господи, и исповедую и прочее и последнюю молитву Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин – по действу диавольскому усумнился и смутился, не договорив слов этой молитвы в средине, что крайне уязвило меня. Прочь ложный стыд и боязнь!

Пять с тремя четвертями часов вечера. Благодарю Господа за скорое помилование и оживотворение меня, умерщвленного грехом: я искренно помолился Господу в покаянии о содеянном мною раздражении на нищих и на жену – и скоро получил чудно разрешение, отпущение, оживотворение. Сколь блага милость Твоя, Господи! Сколь сладка милость Твоя, души моей Владыко, Господи!

25 июня

Благодарю Господа, избавившего меня от вселукавого, всезлобного, настойчивого коварства мерзких демонов, во-первых, в ночное время во сне, когда я едва не искусился от их скверных призраков и, встав, принес Господу молитву покаяния, и, во-вторых, днем на молебне у Сампсона Денисова в новой лавке, когда враги крепко надоедали мне, смущая, наводя боязнь, тесня сердце и ум и не допуская говорить слов Евангелия и молитв, а я помолился со слезами покаяния Господу об избавлении от их пакостей, и пришло мне скоро это сладкое избавление. Но вот после сытного скоромного обеда в пост и крепкого сна дневного сердце мое опять расслабело, и искушения бесовские опять мучат меня поделом, как было на молебне у Варвары Ермолаевны в доме Полякова [(бывшем Дружинника)], и теперь не кончилось их коварство во мне. Избави, Господи, и от сего злодейства их; мне же воздерживаться всегда от всякого излишества сподоби и помоги, Владыко живота моего.

Носи и не жалей своего драгоценного креста, доколе ты жив, ибо по смерти кому он достанется и кто станет носить его? Но на твой век станет его с избытком.

26 июня

Пятница. Благодарю Господа, призвавшего меня к прославлению имени Его и Пречистой Богородицы по поводу воспоминания о чудном явлении святой иконы Ее в Тихвине; молебны по этому случаю в разных местах послужили к очищению, освящению, обновлению и укреплению души моей посредством искушений, которые возбудили меня к усиленной молитве и покаянию в прегрешениях моих. Враги невидимые врезывались в мое сердце как бы клином убийственным и тиранили меня помышлениями скверными, лукавыми, хульными и похотями лукавыми, а я окаявал себя и молился сердцеведцу Владыке всеправедному и всемилостивому – и избегал от рук их, возбуждался к искреннейшему и животворнейшему славословию (акафист Богоматери) в доме Исакова [(Владимирская улица)]; молебен у Параскевы Ивановны Андреевской в ее доме у Денисова Сампсона. (Надо сходить к нему на чередной неделе почитать над женой его.) Обедни ранней не было в этот день, но народ ждал ее. На будущий год, если Господь благословит и буду жив, надо устроить обедню по празднику Тихвинской Божией Матери.

Благодарю Господа, преизлиха располагающего ко мне сердца прихожан моих. Какие чувствительные, добрые, верующие души! (Макаровы и прочие.)

27 июня

Суббота. Сегодня я, окаянный, впал в хандру, недовольство, алчность, скупость, корыстолюбие, зависть, неприязнь к самим домашним моим, что-де даром живут моими трудами, ничего не делают, крайне роскошествуют всякий день в разнообразной, дорогой пище ([мясо], яйца, молоко в изобилии, сливки, масло в изобилии, сахар, кофе и чай много раз), но раскаялся, сознал всю греховность моих чувств и страстных расположений, свою алчность, зависть, неприязнь, необщительность временную, свое недовольство Божьими щедрыми дарами мне, свою неблагодарность, свою праздность и леность, нерадение, нетерпение, чревоугодие и лакомство, свое отпадение от любви, которая есть исполнение закона [Рим.13:10], свое самолюбие слепое, безрассудное, злое; осудил себя искренно, и Господь помиловал меня, даровав мне доброе и спокойное расположение духа, дух спокойствия и довольства, дух кротости и любви. В самом деле, мне, как и всякому христианину, нужно единое на потребу – душевное спокойствие, правота души, простосердечие, довольство малым, воздержность во всем, преданность совершенная Господу Богу и общение с Ним всегдашнее, что всё и да даст мне Господь по великой Своей милости.

Но обрати, Господи, сердечные помышления и заботы рабынь Твоих Анны и Елисаветы, жены моей, на дела их звания и долга: одной – как просфорницы и христианской вдовицы, а другой – как помощницы мужа и христианки, просвети их сердечные очи и сотвори их спешными к деланию добрых дел.

Господи! Исправи мысли мои касательно сослуживца моего иерея Александра. Вот я мню и беспокоюсь, смущаюсь, что он утаивает доходы братии в свою пользу, хотя и весьма богат (если бы нищим нечто из них давал по совести, я не был бы против этого: мы должны уделять нищим от общего дохода в благодарность Господу за щедроты Его). Исправи мысли мои и касательно иерея Петра и протоиерея Павла в том же. И меня управи, Господи, во всем по воле Твоей! Аминь.

Благодарю Господа, исторгнувшего меня по многократной краткой молитве покаяния из пасти всезлобного диавола, мучившего меня, исцелившего сердечные, жгучие, смертельные язвы сердца моего, обновившего и оживотворившего меня чудно. Вот я исцелел язвою Господа моего! Наипаче благодарю Господа, яко избавил меня от духа неприязни, злобы, хандры, алчности, скупости, корыстности.

От какого безобразия душевного, от какого бешенства, безумия, сумасшествия страстей, от какой тьмы и сени смертной, от какой скорби и тесноты Ты спасаешь меня, о Владыко Господи, всякий день! Благодарю и славлю Тебя, Владыко всеблагий, всемилостивый, благопослушливый, благоуветливый, всемогущий! Но не попусти мне, Владыко, пленяться всякими страстями и держимым быть от них и соотводиться от Тебя! Ибо люто и смертоносно пленение от них.

Господи! Помяни и исправи словесное Твое создание Симеона, [гоняющего] люто жену свою, умягчи сердце его, ублажи его, умири, избави от одержания лукавого! И меня избави, Господи, от духа лукавства, злобы, подозрительности! (В доме Елены Лукинишны извозчик Семен ненавидит жену и бьет ее.)

Благодарю Господа, даровавшего мне умиление и дерзновение при служении всенощной в соборе, возвышенные помыслы и чувства о всех верных, особенно во время прикладывания их к Евангелию; благодарю Господа за дерзновение при говорении отпуста воскресного. Благодарю Господа за избавление от возникшей было сейчас во мне похоти, ибо я покаялся и молил о избавлении.

Нравы развращаются, когда законы ослабевают; так стало и в России: нравы русских совсем развратились, когда законы стали потворствовать преступлениям и наказания телесные отменены.

За невоздержание мое не дал мне Господь написать проповедь в Четвертую неделю по Пятидесятнице: к имениннику Сампсону Денисову зашел после всенощной и у него ел-пил, когда не надо было, и вино пил, лакомился различно. Вот и лишился слова, бессмыслен стал на духовное, туп умом и сердцем. Достойно и праведно лишился великого дарования Божия! (Пред всенощной со сливками чай пил.)

28 июня

Как сочувствуют нам все святые Ангелы и как радуются, когда мы единодушно творим волю Божию на земле! Как они тогда особенно готовы помогать нам во всем благом, с какой радостью возносят молитвы наши к Богу и ходатайствуют за нас! Будем же в единомыслии с Ангелами, да и при кончине нашей будут нам помощниками и заступниками и весело проводят нас в обители небесные. Бесчисленные сонмы Ангелов творят во всем волю Божию совершенную, творческую, отеческую – мы ли, подобно диаволу отступнику с клевретами его, будем противиться ей постоянно и чрез то подвергаться бесчисленным бедствиям и здесь, на земле, и повергнем себя вечной беде в будущей жизни? Да не будет. Будем внимать себе и тщательно отвергать зло и всякий грех, а творить добро; будем побеждать прелести греха и возлюбим строгую добродетель, которой красота и сладость неописанны и которая никогда не постыждает следующих ей.

После обедни. Нездоровилось до обедни и во время ее (ныло в правом боку, в желудке, позывало очень ко сну, слабость, хандра); служил порядочно, но всезлобный и вселукавый демон тяжко запнул во время последнего каждения пред Святыми Тайнами пред возгласом Всегда, ныне и присно и во веки веков – запнул глупым пристрастием к драгоценному моему кресту наперсному: я пожалел, что дымом его запылит, повредит, и с этим вместе был поражен в сердце насмерть, смутился, впал в скорбь и тесноту и невладение собою. Заамвонную читал неспокойно, как связанный, посрамленный (поделом), с пропусками весьма значительными; отпуст совсем не мог говорить. Горько было мне. Только по употреблении Святых Даров успокоился. Святые Тайны оживотворили меня в оба раза – во время обедни и после нее.

29 июня

Утро. Малейшее мгновенное пристрастие к тленному сокровищу, к тленной красоте, сладости, славе, к тленному лицу, к земной силе, власти, к деньгам, к богатству и чему бы то ни было земному убивает в сердце любовь духовную, небесную, животворную и самое сердце поражает смертью. Поэтому на всё земное, как преходящее, тленное и большей частью суетное, ложное, смотри беспристрастными очами, нимало не прилепляясь сердцем, небоязненно, ибо единого Бога бояться подобает, и тогда ты будешь покоен; в противном случае будешь иметь бесчисленные поводы к беспокойству, страху, мучению.

Во время всенощной на день двенадцати апостолов после славленья мне очень тяжело было по причине усталости, нервности и вражеских искушений: я не мог выговаривать молитв и возгласов некоторых, хотя служил вообще громко; был упадок духа, тоска, уныние, теснота, скорбь, но после всенощной Господь принял мое покаяние и все грехи мои отпустил, дав свидетельство внутри от Духа Святого в мире и тишине.

30 июня

Сегодня утром я крайне раздражился и разбранился на старую деву Параскеву Ивановну Ковригину, пришедшую ко мне со своими недоумениями касательно меня и намеревавшуюся потом ехать в Петергоф и восхвалять меня пред самим царем (вот сумасшествие женское!). Я с крайним гневом прогнал ее от себя из садика, а сам стал горячо каяться и читать молитвы к причащению. Господь принял меня по обычной Своей милости. Благодарю Господа и славлю и превозношу милосердие Господа и Его долготерпение ко мне, ко всем!

После обедни поздней. Благодарю Господа всем существом моим, облагодетельствованным от Господа моего Иисуса Христа пред литургией, когда Он принял мое покаяние в грехах моих и меня, смятенного, умиротворил, растерзанного исцелил, умерщвленного оживил, грешного простил, а во время обедни помог мне непреткновенно совершить всю службу и неосужденно причаститься Святых Таин при бесчисленных кознях диавольских. Молебен также совершил я непреткновенно благодатью Его. При окончательном потреблении Святых Даров треклятый не переставал воевать против меня, но Господь избавил от его пакостей, а когда подходил после обедни к лавке Ивана Петровича Рудакова, покушался убить меня железной вывеской, равномерной двери, но Господь помиловал меня: удар пришелся чрез соломенную шляпу и дверь меня только ушибла (почти в висок, левый).

Все молитвы и песнопения во славу Господа, Божией Матери, святых Ангелов и святых обращены всегда, в церкви и в домах, на улицах, на море и на суше, во втором лице: «ты», «вы», потому что образуют как бы взаимную беседу одного с другим или нескольких лиц с Богом, Богоматерью, святым Ангелом или с сонмами их, со святыми угодниками или с целым ликом их, и предполагают необходимо их внемлющими нам, присутствующими с нами или в Боге весьма близкими нам. А это должно всегда внушать нам во время богослужения домашнего или общественного, что мы должны всегда молиться, славословить или благодарить, просить с верою (в простоте сердца) в близость их, в благость их, благоуветливость, скоропослушество, чистым сердцем, со страхом Божьим, с упованием и любовью, с сердечным вниманием и усердием, с искренним покаянием в наших бесчисленных грехопадениях.

Благодарю Господа за отрождение от сердца моего нечистых страстей, нападавших на меня, уловлявших меня непрестанно, тлящих душу мою и отревающих ее от любви Божией.

Благодарю Господа за помощь против врагов во время вечерни и повечерия.

Ночью на 1 июля сильный зуд в теле от малого движения на воздухе и от употребления очень питательной мясной пищи, также сыру.

Благодарю Господа за обильные, седмицу продолжавшиеся дожди (последний с громом и молнией на 30 июня). Молили Господа – и даровал дождь. Даруй мне, Господи, чистое сердце и горячность любви к Тебе, к Богоматери Пречистой, всеблагой Заступнице рода христианского, к святым Ангелам и ко всем людям. Аминь. Буди! 1 июля.

Когда я после вечерни читал молитву о болящем младенце, то настоятель неверующий с удивлением заглядывал на меня, переходя от свечной выручки. О, да не расслабевают мои стопы от его неверия и глумления! Господи! Просвети его сердечные очи, ослепленные зле59 сребролюбием. И меня помилуй, просвети, утверди и спаси.

* * *

56

Да не к тому чадо тело будет, но чадо Твоего Царства. Молитва священника над принимающим крещение «Владыко Господи Боже наш, призови раба Твоего» из последования Таинства Крещения.

57

Из последования Великого освящения воды.

58

Совершати (церк.-слав.) – утвердить, укрепить; восполнить, довершить, сделать совершенным.

59

Зле (церк.-слав.) – худо, лукаво; ужасно.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 23: 1880-1882. - 2018. - 647, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle