Источник

Май 1881 г.

1 мая

Пятница. Благодарю Господа, принявшего покаяние мое в злобе, жестокосердии и скупости относительно нищих (на коих я крикнул с негодованием и досадой за сборище в раннюю пору, – я шел к утрене и ранней обедне в собор) и избавившего меня от лютой скорби и тесноты, преложившего смерть на жизнь, смятение на тишину, тесноту на пространство, малодушие на дерзновение, тоску на радость. Благодарю Господа, в изобилии напоившего душу мою живою водою Духа Святого, текущею из источников церковных – богослужебных канонов, стихир, псалмов и из Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

Когда совершаешь проскомидию, внимай себе и святому делу, накрепко совершай ее с благоговением и искренней любовью к Господу, к Богоматери и ко всем святым, так же как и к живущим еще на земле христианам и к отшедшим в другую жизнь, ибо ты совершаешь величайшее, священнейшее, всеспасительное или мироспасительное Таинство, именно – совершаешь небесную, страшную, всепримирительную и всеочистительную, вечносвятительную Жертву о всех и за вся; не расслабевай отнюдь сердцем, не изнемогай верою, но возмогай; имена произноси со вниманием и любовью и с твердым христианским упованием, что Христос Бог отмоет грехи поминавшихся Кровью Своей честной.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно Божественную литургию с искренним чувством и умилением, голосом чистым, громким, раздельно. Сколько избавлений было во время литургии и во время панихиды! Слава Господу!

2 мая

Суббота. Благодарю Господа, удостоившего меня и ныне совершить раннюю литургию, хотя и с преткновением, бессилием и смущением на великом входе при выговоре имен царственных лиц от нечистоты сердца моего вследствие нарушения поста среды и чревоугодия на пароходе «Надежда» после молебна. Но кроме этого преткновения всё прочее совершил благополучно: В первых помяни, Господи, и заамвонную молитву, и отпуст.

Вечер. Благодарю Господа, даровавшего мне, грубому, чревоугодливому, умиленную молитву во время всенощной за одно искание и желание ее и возвышенные помыслы касательно священнического служения. По причине чревоугодия и пресыщения я, однако же, оказался бессильным против диавольских козней пред говорением и во время говорения отпуста и молитвы Христе, Свете истинный и не мог говорить отпуста, а в той молитве слов: исправи стопы наша к деланию заповедей Твошс А вследствие этого бессилия какой стыд внутренний, какое сложение с супостатом, какое злое его мучительство души моей! Но и от всего этого за молитву веры и покаяния избавил меня Господь. Но когда же я избавлюсь от этого рабского, унизительного, мертвящего состояния духа? Когда избавлюсь от малодушия, боязливости, мнительности, робости при обращении лицом к народу? Когда перестану стыдиться себя и дорогих и священных имен и слов в молитвах и отпустах? Что за подлость сатанинская?! Господи! Ты избави мя от его ловлений и пакости. И на народ, предстоящий в церкви, дурно действует мое, хотя и скрываемое по возможности, смущение, производя и в их душах смятение и некоторое расстройство по действию лукавых духов и шумную говорливость при выходе из храма, чего не бывает, когда я завершаю службу непреткновенно.

Молоко (в соединении с апельсинами) отяготительно для меня, крайне располагает ко сну.

3 мая

Воскресение. Священник по духу своему должен быть всегда выше народной массы, предстоящей при богослужении, из кого бы она ни состояла: выше по духу веры, упования, мужества и дерзновения, по чувству своего достоинства священнического, хотя как человек он и не чужд грехов; он должен господствовать духом своим над собранием как владыка духовный, а не быть рабом боязливым и робким. Если он согрешает, согрешает своему Владыке – Господу, Который силен Своего раба очистить и помиловать. Тебе единому согреших [Пс.50:6].

Вся святыня, вся правда Божества, весь свет, вся премудрость Божия почили в Пресвятой Деве Богородице на веки бесконечные, ибо Бог весь в Ней почивает вовеки, соединившись и срастворившись с Нею Своей святыней и правдой, светом и премудростью. Слава Тебе, Владычице! Но помяни нас, Дева Пресвятая, окаянных, омрачаемых и умерщвляемых на всякий час грехами, и избави нас от них.

4 мая

Вчера в воскресение претяжко-тяжко было мне с утра, но особенно во время обедни от жгучей боли в пояснице, да и во всех внутренностях, кроме легких, печени и прочем. Я думал, что простудился ночью у себя в квартире или что будет дождь сильный. Последнее оказалось верным: к вечеру пошел сильный дождь (во время вечерни), и шел долго; после вечерни мне стало гораздо легче. Враги невидимые надоедали мне сильнейшим образом, львовным образом во время литургии. Но заамвонную прочитал хорошо, проповедь сказал и отпуст смело. Причастился животворно. На великом входе из-за просфор двух враг спутал, смутил. Да кто без греха? На свой счет буду их брать.

После утрени. Благодарю Господа за великую Его помощь мне при служении утрени, за духовные восторги при чтении и пении. Но при говорении Христе, Свете истинный в конце споткнулся и не выговорил: к деланию заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матере – по злокозненности врагов невидимых. После утрени молебен с образом Иверской Божией Матери у землячки Пелагеи Корконосовой... Юбилей у них, пятьдесят лет. Помянуть их за обедней.

Спал пред обедней. Протоиерея отца Павла видел очень ласковым и услужливым, вечерню за меня взялся служить, а я молитву кому-то дать собирался, долго искал, блуждал, не нашел, наконец нашел идущих с образом по льду – по морю или по Неве... (Ералаш какой!)

После обедни. Благодарю Господа за чудеса милосердия Его во время литургии, ибо Господь, попустив мне за мое чревоугодие и сонливость искуситься на великом входе по действу диавольскому (боязнь и немощь, бессилие сердца при говорении), потом восставил и укрепил меня, падшего, умиротворил меня, даровав мне непреткновенно совершить остальную часть литургии и причаститься животворно, с умилением Святых Таин. В первых помяни всё сказал.

Благодарю Господа, избавившего меня по милости Своей в моей квартире от вожделения при воззрении на лепоту женскую, расслабившую и томившую меня; я внутренне покаялся Господу, испытующему сердца и утробы, – и очистился, и исцелился, умиротворился, распространился сердцем. Слава Его благости, Его правде и святыне, Его благопослушеству и скоропослушеству.

Благодарю Господа, избавившего меня от вражия пленения и тесноты в квартире Броун после целования со всеми ими и с девицами; из-за целования с сими последними враг умертвил было душу мою, которую Господь за покаяние оживил и избавил.

5 мая

Вторник. В ужасное, преострое искушение я впал сегодня во время утрени из-за вчерашнего двойного чревоугодия и пресыщения у Броун и Сидоровых (Захария и Ольги), из-за не понравившейся мне интонации голоса дьячка Михаила Алексеевича Быстрякова при пении Господи, помилуй низким басом, протяжно; я возненавидел его душевно и чрез то крайне смутился и впал в смерть душевную; диавол таким образом изловил меня, вселился в мое сердце и крайне измучил меня в продолжение получаса и более, и поделом мне. Я молился, каялся, плакал после утрени, ежился, ломался от змииных угрызений смертоносных, крайне ядовитых, жгучих. Замечательно, что, угождая чреву, я отпадаю и от любви, делаюсь подозрителен, придирчив, нетерпелив, раздражителен, зол, неспокоен; беда пресыщение по его последствиям: от него душа умирает, враги удобно одолевают и пленяют ее, мучат ее, как свою пленницу, ибо Господь отступает от нее.

Благодарю Господа, низложившего крестным знамением восстание похоти и органа ее, когда я лег отдохнуть после утрени.

Обедню служить мне было крайне тяжело по причине лютых искушений, великой тесноты на сердце, боязни, подозрительности, злой мнительности, тоски, уныния, неприязни; подали поминовение Ламановой (оригинальной женщины, как и мужа – отца Павла), и я смутился, почувствовав неприязнь к ним обоим, согрешил в сем пред Богом. Я должен любить всех, как себя, и молиться о них с искренним желанием всего лучшего, так же и о Ламановых, как и Трачевских и Клепачевских.

* * *

Вечер. Пением и чтением при богослужении в храме (всенощной) я достиг великой благодати Божией: превосходства духа над плотью, душевного спокойствия и довольства, не прелестного собою, радости и блаженства, победы над всеми страстями – и соборование после всенощной совершал непоколебимо (в Павловской улице в доме Зайцева), но после всей службы, зашедши в гости, чревоугодием и пьянством опять утратил великую оную благодать и опять дал перевес плоти над духом. Доколе же я буду попирать дары Божии! Доколе я буду раздражать Господа!.. С каким торжественным духом я вчера пел Господа и читал в храме пред лицом Его! Сколько зачерпнул благодати в сердце свое! Какое дерзновение пред домашними я получил! Какое дерзновение пред Богом и людьми! Отпуст великий говорил смело, непреткновенно, тогда как прежде при многолюдном собрании по бесовскому страхованию скрадывал оный от смущения и боязни.

6 мая

Среда. Преполовение и рождение наследника престола Николая Александровича. Благодарю Господа за три великих чуда Его милосердия надо мною грешным: во-первых, за избавление от смерти душевной, последовавшей вследствие огорчения на настоятеля (внутреннего, тайного) из-за недаяния для соборного служения порядочных риз и подризников (у меня был свой подризник); я внутренно огорчился, негодовал, серчал на него, противился (диавольское противление из-за тленной одежды, но где же нетленное, драгоценнейшее сокровище человека- христианина – искренняя, чистая, самоотверженная, вся покрывающая и вся терпящая любовь к ближнему и наипаче самоотверженная любовь к Богу, создавшему нас по образу Своему в неистлении?). По искреннем, усердном покаянии и припадании к святому престолу в Покровском и Петропавловском придельных храмах Господь воскресил меня из мертвых, даровав мне живот и мир с пространством душевным, и я был весьма покоен во время соборной литургии; на великом входе от обычной диавольской боязни и страха, смущения, поражения сердца врагами бесплотными не выговорил вслух имени наследника цесаревича, и за это опять смерть поразила мое сердце, опять я покаялся, призвав усердно имя Господа Иисуса, и опять получил спасение; наконец пред самым причащением Святых Таин я с особенной силой стужал Господу о Доме трудолюбия и не совсем был тверд сердцем в вере и уповании на получение просимого, и поэтому несколько неспокойно было мое сердце, и причастился я не совсем покойно и после этого несколько волновался от смущения и тесноты, но сила веры в Таинство, во всепримиряющую и всеочищающую Кровь Господа избавила меня от всякой тесноты и от всякого колебания и даровала мне мир. Слава торжеству милосердия Божия над нашими грехами и немощами. Благодарю Господа за избавление от блудной прелести и возбуждения.

На 7 мая ночью в видении видел как бы Ангела, белого всего как снег, слетевшего откуда-то и носившегося предо мною в воздухе, но ничего мне не говорившего. Я смотрел на дивное зрелище и впивался взором в лицо его, взывал к нему, чтобы приблизился ко мне, но сознавал, что сердце-то во мне нечисто и я недостоин сообщества его. Так он и исчез от очей моих, за нечистоту мою не приблизившись ко мне, ибо мне надо очистить сердце.

7 мая

Увы мне! Уязвил меня сильно по своенравию моему змий жалом злобы на незлобивого дьячка Михаила Алексеевича Быстрякова за один звук протяжный (-луй) в краткой молитве Господи, помилуй, и не однажды, а дважды и трижды после покаяния и помилования каждый раз Господом. После утрени долго я прикасался к святому престолу (у Покрова) в покаянии, и наконец Многомилостивый избавил и исцелил, умирил душу мою. Слава Господу!

Благодарю Господа, избавившего меня от приступа блудной мерзости за покаяние и усиленую молитву мою о том.

После гимназии. Благодарю Тебя, Господи, за великие чудеса милосердия и спасения Твоего, явленные во мне грешном в начале самой обедни, во время причащения Святых Таин, но особенно после обедни, после моей возни с нищими, и особенно с высоким, молодым, здоровым юношей, живущим только попрошайством назойливым и не знаю когда работавшим ли что-либо. Чрез него я сильно огорчился, раздражился, впав в огненное, преострое искушение, смертельно меня поразившее. От него я избавился в метеорологическом саду, что у учебного экипажа или против Морского суда, усиленным покаянием и верою в искупительные заслуги Господа Иисуса Христа, в Его непобедимую нашими грехами благость, в Его необоримую силу миловать и спасать нас от всякого беззакония. О, от какой муки и смерти душевной я избавился и какого помилования, какого мира, какого пространства и легкости душевной, какого чудного обновления я сподобился от Господа! Как возрадовалась избавленная душа моя! Как прославила Спасителя, столь благопослушливого, благоуветливого и благопременительного! О, как я сильно прогневал было Господа своею скупостью, яростью, жестокосердием, и когда же? После причащения Святых Таин! О, неблагодарность пред Богом! О, житейские пристрастия! О, пристрастие к плоти и к миру!

Благодарю Господа, многократно спасавшего меня во время всенощной Иоанно-Богословской от многоразличных козней лукавого и даровавшего мне великое дерзновение и блаженство петь стихиры и читать и петь канон святым Иоанну Богослову и преподобному Арсению Великому. Искушение по поводу нагара, упавшего на площадь свечи горящей и горевшего, и отлучки сторожа алтарного; избавление от него пред панихидой по рабу Божию Иакову в Павловской улице в доме Зайцева.

Диавол постоянно усиливается возбуждать в нашем сердце неудовольствия и огорчения друг на друга из-за пустых вещей, лишая нас взаимной любви и мира и водворяя по возможности вражду между близкими. Но христианская любовь низлагает замыслы лукавого врага и покрывает немощи и погрешности людские, их зло любовью, кротостью, терпением, незлобием, смирением, простосердечием, услужливостью, милосердием.

Грешник по действу диавольскому мечтает иногда, что Бог ему подобен и может грешить или что святые ему, грешнику, подобны по мыслям и чувствам греховным, забывая, что как отстоит небо от земли, так мысли Божии от мыслей наших и пути Божии от путей наших [Ис.55:9], и что святые по благодати Божией святы во всем и ничего общего с грехом не имеют.

Бедная душа моя! Она часто-часто имеет в себе наездника невидимого – диавола, который садится на нее, как всадник, по причине склонности ее к злым, лукавым и нечистым похотям и, как вожжами, опутывает ее страстями, как уздою, взнуздывает ее и, как хомутом, обременяет грехами выю ее мысленную. Но, о если бы она только Господа имела всадником своим и Духа Святого, правящего ею во всякое время! Помилуй, Господи, душу мою!

8 мая

Благодарю Господа за благопоспешное с умилением и слезами служение ранней литургии и за причащение пренебесных и животворящих Таин мною и моими духовными чадами. О Господи! Даруй мне уважать и любить их так, как они меня уважают и любят, и никогда не пренебрегать ими ни в каком случае.

На великом входе супостат расслабил было сердце мое и чрез суетный страх и бессилие сердца [усиливался] вырвать слова или имена, произносимые на оном. Но я напряг сердечную силу и громко выговорил эти имена и – слава Богу! не дал врагу посмеяться надо мною!

После всенощной. Дивное и превеликое избавление, дивную и превеликую помощь явил мне Господь Иисус Христос во время всенощной на Николин день: первый раз пред чтением Евангелия посредине церкви избавил меняотпреострого, прежгучего, преядовитого, смертоносного, многоволненного искушения диавольского по поводу огорчения моего на дьячка Быстрякова за нерасторопность и зевачество его, когда надо было взять из рук моих свечку после величания пред каждением иконы, алтаря и прочего, и, во-вторых, во время канона, когда враг уязвил меня прелюто по поводу пожелания с пристрастием угощения от некоего; надеждой на всепобеждающее милосердие я удостоился прощения и мира, и, как ни колебал потом враг, благодать одолела смущение и смерть сердца, даровав мир и дерзновение и явив помощь в говорении отпуста с великим дерзновением и непреткновенностью.

9 мая

Во сне ночью на 9 мая Господь дал мне увидеть, какое множество бесов иногда нападает на меня, коварствуя надо мною различным образом. Я услышал (во сне) бесчинные крики чьи-то; взглянул, стоя на верху как бы крытой лестницы, и вижу их, непотребных, многое множество, больших и малых, безобразных, нечистых, растрепанных, и все они, как шаловливые мальчишки, испуганные строгим начальником, бросились бежать от одного взгляда моего, оглядываясь на меня с разными бранными криками, а я, зная, что это бесы, гоню их крестным знамением; сердце мое, однако, чувствуя, что это бесы в человеческом виде, чувствовало некоторую боязнь; далее я чувствовал, что эти злобные духи начали бросать в меня камнями издали, но по благодати Божией надо мною со всех сторон явился как бы шатер, совершенно покрывший меня, так что я в какую строну ни хотел выглянуть, не мог уже видеть их и не мог быть уязвлен от них. Слава, Господи, милосердию Твоему!

Да и нередко нечистые духи являются во сне под разными видами или в виде разных личностей, женщин или мужчин, знакомых или незнакомых, и в таком виде искушают нас ко греху, например на блуд, или на злобу, или на смех, или производят в нас страх бесовский, или представляют нам разные яства и напитки, возбуждая алчность и чревоугодие.

Таким ли я сотворен от Бога в начале, каков я теперь? Не чистым ли и непорочным? Да, я сотворен в правде и преподобии истины. Отчего же я теперь так нечист, и грех, как бы по какой необходимости, врывается в душу мою, подобно бурному урагану, и оскверняет меня, и смущает меня, и томит, и мучит меня своим смертоносным дыханием? Ты, Господи, ведающий всё мое растление, потреби во мне многовидный грех, это многоглавое чудовище, это безобразие, это безумие, несмыслие, эту тьму мысленную, эту нелепость, эту дерзость против Тебя, против законов Твоих премудрых и жизненных.

Вечером. Благодарю Господа, удивившего на мне нынешний день милость и силу Свою в избавлении многократном от многих козней диавольских и от страстей моих: от лукавства, мнительности, подозрительности (во время молебна у Валикова за городом), от гнева и озлобления на дьячка Михаила Алексеевича Быстрякова, ушедшего из дома своего прямо к Сампсону И. Денисову на молебен, а не зашедшему ко мне (я искал его); я раздражен был, но, покаявшись, помилован от Бога; особенное спасение я получил от Господа в первом офицерском флигеле пред молебном у служанки Анфисы. Во время обедни служить мне было очень тяжело от вчерашнего чревоугодия и особенно от употребления не вовремя и без нужды чашки молока с чайной ложечкой рома. Я ощущал крайнюю тесноту и жгучесть во внутренностях, слабость в голосе (дребезжание), немощь сердца крайнюю, но постоянно усиливался, понуждал себя к бодрости, ежился часто, переминался; на великом входе паралич душевный и немота. Императрицу не сказал. После этого новая теснота и тоска – новое покаяние, умоление, сознание своего ничтожества, немощи, греховности, окаянства, новая милость Божия, мир, свобода, дерзновение, сила; после причащения – величайшая благодать, огнь животворящий, обновивший мое существо, умиротворивший, водерзновивший, возвеличивший меня. Заамвонная и отпуст непреткновенно были мною прочитаны, с чувством и умилением.

Сегодня вечером пред панихидой у флотского писаря Федорова я подвергся тяжкому испытанию по причине негодования и досады на диакона Арсения Добронравина, не прибывшего по нерадению и невниманию на панихиду, но покаянием и всеусильной молитвой избавился от сильного волнения, тесноты и срамоты и совершил панихиду непреткновенно. Благодарю Господа.

10 мая

Воскресение. Во время ранней обедни Господь многократно избавлял меня от тоскливости и тесноты сердечной как в начале, так и после великого входа, ради покаяния моего. Причастился животворно, почувствовав внутри огнь Божественный, обновляющий душу и тело. Говорил поучение. Во время бывших молебнов днем Господь являл во мне силу Свою в избавлении от нечистот сердечных и от козней диавола (на молебне у офицера Алексея Петровича Юдина и у других).

11 мая

Понедельник. Поутру сильное волнение душевное, беспокойство, теснота по поводу медлительности дома диакона Добронравина, не шедшего в церковь ко второй ранней обедне, несмотря на троекратное посольство (после объяснилось, почему не шел). Начал обедню в невольном смущении и тесноте, но у Господа скоро испросил тишину, призвав мысленно Его, Свет тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго. Пред великим входом смутился оттого, что развязалась поручь на правой руке и надо было перевязку делать. Далее служил спокойно, причастился животворно. Слава Богу!

(Анне Петровне Федоровой послать пять рублей. [...].)

В первом классе уроки с одиннадцати до двенадцати 12 мая.

12 мая

Благодарю Господа, даровавшего мне при совершении ранней литургии слезы умиления, и благопоспешившего мне в служении, и оживотворившего по причащении Святых Таин. Благодарю Господа, совершившего во мне чудо воскресения душевного от мертвых дел моих, то есть от страстей моих, в квартире Ольги Афанасьевны Карповой, моей благодетельницы, к которой в квартиру привела благочестивая старая дева Параскева Ивановна Ковригина больного племянника своего Иоанна для того, чтобы я, грешный, помолился о его исцелении. Вместо того чтобы похвалить ее веру и упование и с кротостью и благопокорностью помолиться Господу, я сильно взволновался и разгневался на нее и поносил ее за то, что водит и трудит больного. Сам попав в лапы диавола и в смерть духовную, я обратился с покаянием ко Господу, и не скоро враг выпустил меня из лап своих.

Я усилил молитву и покаяние, помолился со всеми о себе, и – о, чудо! Господь претворил меня, умирил, оживотворил, обновил меня и прежние грехи и ныне соделанные все простил и очистил, скоро услышав и помиловав меня. Слава чудесам милосердия Твоего, Господи! И о больном помолился со всеми.

13 мая

После утрени и ранней первой обедни. Утреню читал и пел с восторгом духовным, без искушений, но пред самым началом обедни, пред облачением в священнические одежды, посмотрев на запечатанный книжный шкаф, на библиотеку собора, соблазнился и вознегодовал на настоятеля, заключившего книги, назначенные для чтения народа, моля Господа вразумить его; но как я сам отпал от любви к протоиерею, и почувствовал неприязнь к нему за это, и уязвился, и умер душой, то начал каяться и молить Господа, да пременит сердце мое и да даст мне любить и чтить моего настоятеля, да сам не впаду в большее, чем он, зло. Господь помиловал и дал мне мир. Обедню совершал Божьею милостью с умилением. Вначале сердце было смутно и мертво – молитва веры оживотворила его: я служил с чувством; на великом входе благодать Божия одолела врагов бесплотных и выговорил твердо имена царственных особ. Но в самом конце панихиды я ужасно искусился, увидев гордую, как мне казалось, вдову, живущую в доме Степанова (муж ее служил в штабе); охладело сердце мое, я почувствовал к ней неприязнь (это от меня, не от нее) – и сильно мучился до того, пока искренним покаянием и верою не испросил у Господа прощения. Долго ежился и ломался – благодать одолела грех, и я потребил Святые Тайны животворно.

Вечер. Благодарю Господа, избавившего меня вскоре после вечерни от тоски, скорби и тесноты сердца по молитве веры и упования после прикосновения к престолу благодати (в Петровском приделе).

14 мая

Четверг. С вечера двукратно поел, хотя немного, и оттого почувствовал себя обремененным; долго ходил по садику, до изнеможения и бессилия; ночь спал не совсем покойно – оттого, между прочим, что вчера днем долго спал. (Постная пища, рыба для меня вредны, лучше только хлеб да чай. Хрен с уксусом для меня очень вредны, особенно уксус.)

После ранней обедни и выноса Екатерины Башкуровой. Утреню пропел и прочитал радостным духом. Пред самой обедней (второй ранней) зашла речь о митрополите Исидоре по поводу разговора диакона Арсения о его благоговейном служении и перемене лица при этом (благолепии); я порадовался этому и возблагодарил Бога, но потом завел речь о его суровости при приемах иногородних священников (и меня), сухости, бюрократизме, бездушии, и по причине этого я умер душевно, благодать отошла от меня, и только слезами покаяния я возвратил ее, и служил потом покойно и свободно. Причастился животворно. На великом входе и митрополита Исидора с Синодом помянул хорошо, заамвонную читал непреткновенно, отпуст и панихиду всю тоже. Пред литией по Башкуровой в доме Григория Сидорова было горе мне тяжкое от бесов (наваждения по поводу неучтивости жены фотографа Коновалова [...]); по действу диавольскому я озлобился и смутился, взволновался, не желая того, и едва отмолился. Много раз Господь в продолжение дня избавлял от скорбей и теснот греховных, особенно в квартире Прокопия Олейникова (в доме Герасима Мурашова вечером).

Крайности нашего глупого сердца при искушениях: то глупо, легкомысленно смеемся, то малодушно унываем, скорбим, предаемся тоскливости, отчаянию; то крайне уничижаем себя, с грязью смешиваем себя, то опять возносим, гордимся при сообщениях с людьми разного состояния, особенно с нищими. Самость прочь, как богопротивная, диавольская; во мне должно быть только Божие: живет во мне Христос [Гал.2:20].

15 мая

Холодно, промерз в соборе во время ранней обедни. Благодарю Господа, избавившего меня от многоразличных козней диавола и во время утрени, и во время литургии, и после нее у Балабанова дома на молебне, и у меня в квартире от скорби и тесноты удручающей. Именем Господним, призываемым от всего сердца, я избавился от душевных бед.

Мяса, мяса не есть, особенно вечером, от того бывает сладострастное разжжение.

Вечер. Благодарю Господа, милостиво избавившего меня от сладострастного [минутного] похотения, смутившего и осквернившего душу мою в квартире лейтенанта Михаила Федоровича Алексеева (жена его Надежда Егорьевна); на выходе от них я принес искреннее покаяние тайное Господу, идучи по дороге гулять, и получил прощение, очищение, мир, свободу, дерзновение. Благодарю Господа, ревнующего по мне ревностью Божественною и не попускающего мне сочетоваться со грехом и врагом диаволом, наказующего меня праведно и милующего непрестанно за покаяние. И в самом деле, какой чести сподобил меня Господь! Он срастворяется со мною чрез Святые Тайны, обожает меня, оживотворяет меня. Соединяясь с Господом, с грехом ли я буду [единен]? Нет, нет!

Тлением болят сердца наши: чревоугодием, сребролюбием, завистью, жаждой чувственных удовольствий.

16 мая

Поутру на другой день после ядения селедки и анчоусов во рту чувствуется как бы смола, что крайне неприятно; в теле тягота, как и на сердце; в желудке сильное зловоние, оказывающееся ветрами с дурным, отвратительным запахом. И это у причастника Святых Таин, который причащается ежедневно!

Вечер. Благодарю Господа, благопоспешившего мне совершить Божественную литургию и причаститься животворно Божественных Таин. На великом входе я оказался маловерен, малодушен, бессилен против козней вражеских (по причине страшного лицеприятия пред старостой) и не выговорил имен царского дома, но затем, когда я припал в покаянии ко Господу с мольбой о помощи, я всю обедню совершил непреткновенно и после освящения Даров слова В первых помяни, Господи нарочито, с начала до конца выговорил очень громко, вопреки врагам, и мне было очень радостно от того, ради победы Господа. Тяжелое малодушное искушение по приходе домой при виде указов консистории с резолюциями благочинного из-за пустяков, тоже по наваждению бесплотных злодеев. Я всю дорогу в гимназию мучился душевно, и только при подъеме на лестницу по усиленном призывании имени Господня оставили меня муки адовы. Слава Господу!

После всенощной. Благодарю Господа, даровавшего мне умиление после холодности сердечной во время всенощной воскресной в Думской Успенской церкви, благодарю за возвышенные чувства при каждении на полиелее, ранее его и после того. Евангелие читал с крайней выразительностью, сердечно, канон читал торжественно. При окончании утрени демон обычно уязвил душу мою, но Господь исцелил за покаяние, веру и упование.

17 мая

Воскресение. После обедни поздней в Успенской церкви. Благодарю Господа, от всех бед душевных избавившего меня, многогрешного и немощного, при служении литургии и после нее, на молебне Параскевы Якимовны Мурашовой. На великом входе умертвил меня враг малодушием и боязнью пред лицом значащих мира сего (и прочих): мирового судьи Аверкия Шебунина и [...], и я против желания своего не выговорил громко и раздельно имен императрицы и наследника, но выговорил тайно и поспешно, и после этого малодушия враг поразил меня тяготою, теснотою и окаменением, но, воспрянув покаянием, я победил и прогнал его именем Иисуса Христа и чувствовал, как он, побежденный, оставил меня.

Причастился животворно, заамвонную прочитал сердечно, с дерзновением, отпуст сказал также сполна. Но при окончании молебна П. Е. Мурашовой я скрал отпуст, и поэтому враг опять уловил меня и долго мучил, давая мне урок впредь не скрадывать ни одного слова служебного. Покаянием пред Святыми Тайнами прежде потребления их я опять силою Христовой прогнал его, змия древнего, человекоубийцу. В доме Голубева в квартире вдовы Анны именем Господа я победил опять демона нечистого воззрением ко Господу; ранее того, за вечерней и после вечерни, припадая к святому престолу, я отразил неоднократно именем Господа приступы его. Благодарю за всё многомилостивого Господа и всесильного, ибо не попускает Он ради милости Своей и щедрот Своих и ради славного имени Своего врагам моим торжествовать надо мною, но бьет, поражает и прогоняет их.

18 мая

Понедельник. Сегодня за утреней и после утрени супостат злобно язвил меня из-за трех неведомых рублей, оказавшихся в кармане подрясника: не мог я припомнить, откуда они; в кружку записать не решился, думая, что они, может быть, достояние бедных. Пред чтением канона в начале его Господь помиловал меня, исцелив язвы души.

Каждое слово от души, от сердца должно произноситься архиереем, священником или диаконом или причетником. Глаголи истину в сердце твоем [Пс.14:2].

Когда я поднимался по лестнице дома компанейского к фотографу Шауману, тогда, при подъеме с последней верхней площадки по лестнице, я во время сердечного моего покаяния тайного получил великую милость от Господа: разрешение скорбей и теснот – и сподобился получить мир и пространство сердечное. Идучи на соборование старушки Татианы в Нижнюю Широкую улицу, я сподобился тоже посещения Божией милости за покаяние. Благодарю Господа!

Молиться за других так же полезно, как и за себя. Молясь за других, сам укрепляешься в вере, уповании и любви к Богу и ближнему, нравственно очищаешься, укрепляешься, просвещаешься, умиротворяешься, питаешься, утешаешься.

Без теплоты солнечной и без благорастворения воздуха и без влаги земля не произращает травы, листьев и плодов древесных, а когда воссияет солнце, согреет достаточно землю, когда возвеют ветры и дождевые тучи прольют благодетельные дожди, тогда всё начинает зеленеть, цвести, благоухать, возрастать, приходить в зрелость и полноту. Так и в Царстве благодати: без Духа Святого, без Его животворного осенения, дыхания, пламенения, просвещения душа человеческая находится в состоянии мрака, оцепенения, неплодия, неблагообразия и нелепоты, а когда кому по достоянию дхнет Дух Святый, тот оживотворяется, просвещается, процветает, оплодотворяется, благоухает всякими делами благими и бывает жилищем Святого Духа. Так бывает со всяким благоустроенным обществом христианским, малым или великим, и оно бывает как бы садом цветущим, благоухающим и изобилующим плодами Духа Святого, плодами всяких добродетелей: смирения, красоты, незлобия, воздержания, чистоты, послушания, милосердия, терпения, упования, преданности Богу, началам и властям, богопоставленным и право правящим.

19 мая

Вторник. О, как я много теряю благодати Божией чрез мое чревоугодие и пресыщение! Сколько опускаю дел духовных – богомыслия, писания или сочинения из собственного сокровища ума и сердца, духовной чувствительности, нежности сердца, любви к Богу и ближнему, милосердия! Ибо чревоугодие загрубляет и оскверняет сердце, омрачает его и стесняет, суживает его деятельность! Сколько поводов к различным страстным движениям сердца и воли я сам подаю и сколь удобным делаю доступ к себе диаволу! Ибо чревоугодника ему легко подвигать на всякий грех, как безрассудного, не вооруженного духовным оружием.

Даруй мне, Господи, совершенное покаяние, да даруеши мне совершенную милость.

После утрени и ранней обедни. Видел я чудеса милосердия Твоего, Господи, и нынешний день ранним и поздним утром: сначала во время утрени, когда Ты избавил меня за покаяние и веру от тесноты и скорби, постигших меня за жестокосердие и скупость к нищим, и потом после ранней обедни (служил настоятель), когда я пришел от Бурачка домой с досадой и огорчением оттого, что некоторые припрашивали к подаваемому и гнались за мною (всех было двадцать шесть человек). Я пришел домой уязвленный, убитый собственной злобой, но когда покаялся два и три [раза] искренно, Господь помиловал меня, простив грехи мои и даровав мне мир, свободу и дерзновение. Слава Господу!

20 мая

Среда. Отдание Пасхи. Мы, пресыщенные и жестокосердые, роскошествуем в пище и одежде и в разных украшениях, а сколь многие братья наши не имеют и насущного пропитания и сколько-нибудь порядочной и теплой одежды, чтобы прикрыть прилично свою наготу и согреться на холоде, в коем они так долго принуждены проводить время! Где наши христианские добродетели? Где деятельная вера? Где любовь? Где милосердие? У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же, – учит великий Предтеча [Лк.3:11]. (По поводу угощения бедной служанкой моего недостоинства, тогда как у нее есть весьма бедные родственники, нуждающиеся в ее помощи.)

После поздней заказной обедни в Успенской церкви. Адски тяжелое искушение пред самой обедней по поводу негодования моего на отца Павла настоятеля и священника Клепачевского за то, что они алчничают и забирают много денег из успенской братской кружки, хотя имеют у себя тысячи наличных денег, а настоятель – десятки тысяч. Господь наказал меня за эту земную ревность и зависть возрастающему непрестанно богатству братии, нерадящей о милостыне, а радящей только о громадной прибыли, наказал теснотою, смятением, адским огнем, чтобы я не прилеплялся к земному стяжанию, а заботился о небесном стяжании добродетели, о спасении душ христианских, о пастырстве словесного стада, чтобы я довольствовался тем, что имею, с благодарностью к Богу, пекущемуся непрестанно о моем довольстве. Я покаялся, припадая с крепкой верой и любовью к престолу благодати, и Господь после долгого покаяния помиловал меня, даровав мир. За обедней пред великим входом и во время оного диавол запутал душу мою пристрастием к драгоценному кресту моему (на персях), внушая опасение, чтобы не потемнел от дыма кадильного, и я, умерщвленный в сердце, побоялся говорить имена царских особ, чтобы не сбиться и не стать столбняком. Покаялся в своей слабости, и Господь опять простил; причастился животворно. Заамвонную и отпуст очень хорошо. На панихиде опять из-за креста сбился на отпусте, и опять теснил и убил враг, и опять мука. Но и опять Господь избавил после долгого покаяния чрез употребление Святых Таин.

Во время обедни я должен быть весь горний, а бываю часто весь дольний. Образ Божий обесчещен, поруган, уничижен пристрастием к ничтожным, тленным, грубым, преходящим вещам, что глупо, дико, безобразно, противоестественно. Как Господь вознес и возвеличил нас, обожил нас чрез воплощение, воскресение и вознесение на небо и сосидение с Богом Отцом! А мы как себя унижаем, бесчестим и Самого Христа в себе самих, как члены тела Его! Пленяясь пристрастием к чему-либо видимому, человек впадает в мечту55 вместо истины, в мрак, в рабство и неволю, в дьявольщину – одним словом, в смерть, с тем вместе отпадает от Бога, своего Первообраза, Которого оскорбляет своим предпочтением тварям, от Его любви, преданности, повиновения, от Его истины, жизни, мира, правды, блаженства, красоты, сладости. Святые сердцем и душой жили на небесах, потому что всем сердцем возлюбили Бога, и всякая сердечная связь с землей, с ее благами, сокровищами, славою, удовольствиями, красотами, сладостями и разными прелестями у них была порвана, к телу своему они не имели пристрастия и к самой жизни во плоти: они желали лучше отрешиться от тела и быть со Христом [Флп.1:23]; гонения, скорби, устрашения людей и бесов, муки самые изысканные и жестокие, медленные и мучительные не пугали их, ибо Христос Бог утешал их чудным утешением Своим и вспомоществовал им Своею всесильной помощью, – и победили они всех врагов и мучителей, и доблестно претерпели все мучения, и охотно оставили землю с ее грехом и всеми ее прелестями, скорбями и многоразличными бедами и напастями и теперь радуются на небесах, в своем истинном, непоколебимом отечестве, ибо богатели одним богатством – любовью к Богу паче всего и к ближним, как к себе; они не были преклонны к злобам и мщению относительно своих злейших врагов и гонителей, они любили и их и молились за них, да просветит Господь их сердечные очи и умягчит окамененные их сердца; они и их считали своими ближними; одна ненависть была у них – ненависть ко греху во всех его видах, потому что грех есть вражда на Бога, потому что грех есть порождение диавола, первого богооступника и человекоубийцы, извратившего свою и нашу природу и удалившего нас от Бога.

Каждый день всю жизнь надо священнику учиться с усердием совершать литургию, которой нет ничего важнее ни на небе, ни на земле, а мирянам – достойно присутствовать при ней; чтобы достойно служить ее и присутствовать при ней, надо оставить всякое житейское пристрастие и попечение, душой и сердцем быть на небе, иметь сердце горящее подобно пламени, быть свободным от всякого злопамятства, от всякого сладострастия.

Во время всенощной на Вознесение ужасно надоели мне всезлобные, вселукавые, нечистые духи, смущая, утесняя душу и сердце, блазня и устрашая меня, мертвя всё существо мое; голос был довольно слабый, дребезжащий ощутительно; еще и золотуха внутри меня скопилась сильно и, как иголками, колола и удручала меня, раздражала: всё соединилось мучить меня. Но я крепился, бодрился. На возгласе Услыши ны, Боже враги обычно вырвали у меня слова: Милостив бо и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, а при благословении хлебов слова: Яко Ты еси благословляяй, при чтении Евангелия слова: Господу поспешствующу [Мк.16:20], потом при конце службы большой отпуст похитили у меня, в молитве Христе, Свете истинный нагло похитили слова: к деланию заповедей Твоих... до конца. Горе мне! Они нагло смеются надо мною!

Когда я дома после вечернего чаю гулял в саду и молился, враги разжигали меня блудом, но когда я размыслил об акте чадородия и святости его и о своих немощах, как и о том, что есть пустейшая и отвратительная прелесть, ведущая к растлению, осквернению, бессилию, отлучению от Бога, призвав в помощь Бога, то враги нечистые отскочили от меня и перестали жалить меня, я успокоился. Слава Богу!

Если мы должны скоро оставить этот мир и все его блага тленные, то зачем и прилепляемся к ним сердцем нашим? Зачем тварь меняем на Творца, ничтожное на бесконечно великое, то, что подобно тени и призраку, мечте, на Истину живую, личную, действующую, творительную? Нелепо.

Душа, питающаяся пространно, жива умерла [1Тим.5:6]. Увы! Это в высшей степени справедливо! Питаясь пространно, я умираю душой, охладеваю к Богу и ближнему, к молитве, к добрым делам, к милостыне, к чистоте, справедливости, верности, трудолюбию, делаюсь самолюбивым, сластолюбивым, ленивым, нетерпеливым, раздражительным, презорливым, лицеприятным, льстивым, мстительным, завистливым, блудливым, малодушным, склонным к унынию, отчаянию, боязливым, робким.

21 мая

После ранней обедни. Благодарю Господа за избавление от адовых теснот, во время литургии бывших, особенно на великом входе, и за животворное причащение Святых Таин; благодарю за слово, данное мне и сказанное народу во славу Господа и в назидание народа; благодарю Господа, яко не допустил меня искуситься и смутиться паче чрез непослушных дьячка и певцов и что дал мне одолеть врагов видимых и невидимых в смелом выговоре отпуста. Благодарю Господа за благодатную помощь и спасение на молебне в квартире капитана Скрыплева (победил любовью злобу дьячка Адриана, певцов и Зрелова, а сначала я огорчался и кипел негодованием и мщением). Благодарю Господа за помощь при молебне у Кромидо и особенно в Рамбове, в квартире на даче полковника Моргасова, где я только благодатью Христовою с величайшим дерзновением и силою служил молебен в присутствии публики разнообразной; благодарю за непреткновенное служение панихид.

Как увидят некоторые из православных, и лютеране, и англиканцы, и другие христиане, отметающиеся икон, как увидят в первообразе самолично Господа и Пречистую Богородицу и святых, когда они не хотели здесь, на земле, видеть их в образах и сенях? Разве Господь и Божия Матерь существа безличные, что они не хотят видеть их ликов в образах и подобиях? О, лукавство человеческое лютерово и последователей его! О, нелепость! О, безумие!

Равным образом как увидят они знамение Сына Человеческого – Крест в пришествии Его втором страшном на землю, когда они здесь не хотели видеть его и знаменаться им и чтить его ради Распятого на нем и ради животворящей силы Его!

Божество Распятого на Кресте нашего ради спасения, страдавшего, умершего и погребенного и воскресшего из мертвых доказывается, кроме воскресения Его из мертвых, еще и самою силою Креста, животворящего мертвых по душе и телу и попаляющего и прогоняющего демонов, укрощающего страсти, исцеляющего болезни, как свидетельствует о том история Церкви и наши собственные опыты.

Ученые наши директоры и преподаватели университета, гимназии посмеваются нередко мудрости, чистоте, возвышенности и силе слова Божия, считая себя мудрыми, и посмеваются добродетели милостыни, считая своей неотъемлемой собственностью свое великое жалование, которое они тратят часто на картежную игру.

22 мая

Величайшую победу взял я во время утрени благодатью Божьею над врагами бесплотными, духами злобы, и над страстями своими, и над великими скорбями моими и теснотами за вчерашнее непослушание во время причастна дьячка Адриана: я имел на него тайный гнев и озлобление, которые духи злобы увеличивали и разжигали до крайности своими адскими жалами. Долго я боролся, каялся, отражал их стрелы, припадая в молитве покаяния к престолу благодати, и наконец во время шестопсалмия Господь помиловал, избавил от злобы, от скорби и тесноты (в Петропавловском приделе), и я вышел на клирос к чтецу Адриану и торжественно, радостным сердцем и устами читал и пел каноны и стихиры на стиховне. Слава Богу, Спасителю нашему, во веки! Какой чудный канон на Вознесение и стихиры! Да и все каноны праздников и святых чудны! О, благоутробие Божие безмерное! О, какие неизреченные дары даны человеколюбцем Богом естеству человеческому, падшему и восстановленному!

После обедни заупокойной в кладбищенской Троицкой церкви. Благодарю Господа, совершившего во мне новое величайшее чудо милости и силы Своей при совершении мною соборне литургии, которую благодатью Божьею я совершил спокойно, с самообладанием полным, с чувством благоговения. Благодарю Господа, удостоившего меня причаститься животворящих Таин в мир и совершенное обновление души и тела. Чудный животворящий огнь Духа Святого проник сердце и всё существо мое, и я был всеблажен. Отпуст сказал с достоинством, весь, громогласно и всю обедню и отпевание совершал спокойно, голосом чистым, звучным, сердечным. Слава Господу! Благодарю Господа, избавившего меня от мучительного вражия жала, вонзенного в меня за огорчение и озлобление на дьячка Михаила Быстрякова за поручение епитрахили и кадила женщине Параскеве Ковригиной для литии в доме. Долго я мучился и ежился, молясь и каясь Господу. Благодарю Господа, избавившего меня от адского жала злобы во флигеле у Назарова пред дачей молитвы младенцу. А ужалил меня враг, подстрекнув меня к озлоблению на нищих ребят, мальчиков и девочек, припрашивавших милостыни. Благодарю Господа, избавившего меня от жала диавольского, вонзенного в меня в попечительстве во время заседания, в конце его.

Когда притупляются ножи, секиры, мечи, пилы, серпы, косы, их обыкновенно оттачивают, и они делаются острыми и способными к действованию ими и к производству разных дел. Сердце наше и душа наша притупляются от греха, лености, уныния, плотоугодия и разных страстей и делаются неспособными к вере, надежде и любви к Богу и искренней любви к ближним, к молитве, милосердию и прочим добродетелям. Их надо также поострять.

Какой урок дает железная дорога? Иди, христианин, твердо твердым и прямым, ровным путем заповедей Христовых, не уклоняясь ни направо, ни налево, как локомотив и вагоны следуют по полотну дороги, – иначе погибнешь.

Картинные изображения отдельные или в брошюрах и книгах по свойству и характеру своему или поучают и назидают, или соблазняют нас и искушают. Их действие на душу неотразимо, особенно действие видов или картин соблазнительных, если мы сами не удерживаем и не обуздываем своего зрения, сердца и воображения при рассмотрении их. Ввиду этого священные картины, святые иконы приносят величайшую пользу христианам, особенно детям их.

После всенощной в субботу. Благодарю Господа, избавившего меня от пагубной сети сладострастия, коснувшейся меня по уходе из квартиры лейтенанта Алексеева [...]; избавление последовало во время всенощной в соборе при чтении акафиста Иисусу Сладчайшему (вот истинная, верная и вечная святая сладость). Я умилился сердцем и сладко, со слезами молился, читая каноны и акафисты.

Я живу на вулкане, поминутно угрожающем мне воспламенением и извержением огненной адской лавы страстей: гнева, раздражения, алчности, корысти, нечистоты, зависти, гордости, своенравия, упрямства, неповиновения, жестокосердия, лжи, лицемерия, лицеприятия, малодушия, боязни, уныния, отчаяния или смеха, празднословия, легкомыслия, вольномыслия, глупости, нелепости, непотребства, суеты, тщеславия или дерзости, суровости, строптивости, лукавства, лжи, обмана, недоброжелательства, зложелательства, злорадства, хулы, ропота.

Слаба в нас вера в будущую жизнь и слабо желание нетленных благ будущей вечной жизни.

Едина всевожделенная, святая, нетленная, вечная красота и сладость – Господь, сокровище нетленное, славное, непреходящее, неоскудевающее, и величие несказанное, и сила всемогущая, свет и премудрость.

Нет ничего выше и более литургии ни на небе, ни на земле. Как же должен священник совершать ее? Каким сердцем? Каким духом? Какими устами, руками?

А какой союз воспоминается и действуется на литургии? – Вся Церковь, небесная торжествующая, и воинствующая земная, и преисподняя.

Церковь – грань, соединяющая землю с небом, или земное небо. В ней (Церкви) истинная стихия душ наших, тут наша духовная пища, наше духовное питие (в священных песнях, чтениях), сладость, красота нетленная, свет, сила, обновление, слава истинная, красота, мудрость, тут ее тихое пристанище от бурь греховных, неизбежных в мире, ее чистилище, или обновление от греховных скверн, ее сокровищница и богатство нетленное, тут источник жизни Божией и предначинание жизни небесной, праведной, святой, тут теснейшее единение с Богом и со всеми святыми. Неоцененное сокровище для христианина – храм.

24 мая

Вечер. Воскресение. Благодарю Господа за помощь при служении литургии, за оживление и укрепление души моей, умерщвляемой страстями или расслабляемой ими; благодарю за оживотворение причащением Святых Таин, за слово, сказанное мною в Неделю святых отец, и за непреткновенный отпуст. Но трудно было мне служить молебен на судне военном «Рюрик» (командир полковник, больше незнакомых, чем знакомых офицеров). Обедал в кают-компании. По приходе домой увидел на скамейке в нижнем коридоре сидящую нищую, опухшую, просившую милостыни – рубля; я дал тридцать копеек – пожалел; она просила непременно рубль. Я рассердился, окаянный, самолюбивый, страстный, злой, алчный, завистливый, строптивый, ропотливый, гневливый, сластолюбивый, ленивый, нерадивый, недоброжелательный, нелюбительный, немилостивый, жестокосердый, неискренний, лицемерный, лицеприятный, подозрительный, неисправный, ревнивый, подобострастный, боязливый, малодушный, смехливый, унылый, непостоянный, двоедушный, корыстолюбивый. Ох я, окаянный! Сколько раз я оскорблял и сколь жестоко нищих, а в лице их Тебя – Самого Господа! Ибо Ты сказал: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне [Мф.25:40]. Означенной нищей я дал, кажется, семьдесят копеек или восемьдесят, и всё-таки не хотел дать больше. Домой пришел взволнованный, раздраженный, удручаемый ядом озлобления, весь расстроенный, но когда я взмолился и покаялся Господу от всей души в согрешениях моих, Господь помиловал и снял с меня вину мою, возродил, претворил, исцелил, воскресил меня, смердящего страстями мертвеца, умирил, утешил меня. Такую же милость сотворил Он со мною вечером в восьмом часу в церкви, после того как я опять разгневался на некоторых нищих, просивших на башмаки денег, и поносил, укорял их, и сам весь расстроился от того. Зашедши в церковь, которая была отперта по случаю панихиды в ней по умершем офицере Скворцове, и со стенанием искренним, самоосуждением припавши к престолу благодати и к милосердию Господа, я опять сподобился от Господа чудной перемены смерти на жизнь: мертвый грехами, я ожил, успокоился, утешился, распространился в сердце, весело взглянул на свет и на людей. Слава чудесам милости Господней!

25 мая

Утро. Понедельник. Третье обретение главы Предтечи. Ужасному искушению от невидимых супостатов подвергся я сегодня из-за своего пресыщения с вечера (после угощения ватрушкой в гостях, чаем и вином и кусочком булки с семгой я дома поел еще жаркого из телятины и пил чай); я не знал куда деваться со своей мукой, смятением, теснотой, срамотой внутренней, со своей завистью, ревностью относительно корысти, алчностью, злобой на отца Павла. Из-за пустяков в один миг, можно сказать, я искусился страшно: из-за того, что по наущению диавольскому взглянул лукаво, завистливо на дело отца настоятеля, по мнению моему отстранявшего нас от напутственных панихид по покойнике Скворцове офицере (мне, правда, незнакомом) и заботящегося только о своей выгоде. О, Боже мой! И тут-то и тогда-то, где и когда покойник лежит бездыханный, мы помышляем о корысти, предаемся рвению и зависти, озлоблению, вместо того чтобы искренно молиться о упокоении души усопшего раба Божия, брата нашего, или рабы Божией! О, я недостоин и молиться за усопших, не имея любви к ним христианской, нелицемерной, бескорыстной. Долго я каялся и молил Господа, прося прощения, осуждая себя искренно и полагая всё мое благо в Господе, и Господь отъял, очистил, избавил душу мою, умиротворил и распространил ее. Но в конце обедни и во время панихиды сильнейшему искушению я подвергся из-за дьячка, поспешно певшего некоторые слова и стихиры вместо причастна; я озлобился на него и страшно начал мучиться, не мог заамвонную всю сказать, отпуст не весь; панихиду служил смутно, отпуст поспешно и не весь сказал. Потом пред Святой Чашей, мучась, каялся от души; наконец Господь помиловал и оживил меня, мертвеца. Слава Богу!

Благодарю Господа, избавившего меня от скверны сердечных помышлений и чувств при чтении Евангелия во время литургии по молитве моей о том, от малодушия, уничижения, уныния и как мечом отсекшего эти чувства, а затем даровавшего мне утешение, правду, святыню, мир, отраду.

О, как много дала и дает мне христианская вера! На какую высоту ставит христианина, какого блаженства удостаивает еще здесь, какое обещает в будущей жизни, как соединяет с Богом, творит один дух с Ним, обожает его! Но как мы непамятливы [благодеяниям] Божиим и неблагодарны пред Богом! Не возлюбили Его доселе всем сердцем, правды Его, святыни Его, закона Его! Не возненавидели еще доселе греха во всех его видах и часто соглашаемся с ним и содеваем его, например гнев, зависть, гордость, нечистоту блудную, чревоугодие (бог – чрево [Флп.3:19]), корысть, леность и прочие.

Ни малейшего огорчения ни на кого не имей во время совершения литургии, кто бы ни погрешил в чем, ибо огорчение на человека есть отпадение от любви, а во время обедни, которая есть проявление бесконечной любви Божией к падшему роду человеческому, священник должен быть весь любовь и любовь, снисхождение, терпение, смирение, мир и тихость.

26 мая

Вторник. Благодарю Господа, удостоившего меня совершить непреткновенно (кроме выговора на великом входе) литургию и причаститься животворно и новотворно Святых Таин. По окончании обедни были искушения на панихиде: на отпусте от диавольской боязни не выговорил последних слов, смял и чрез то крайне уязвлен от супостата и врага.

С 25 мая начались теплые, а с 26 жаркие дни с дождиками, а доселе всё были холодные дни, и зелень на земле и деревьях весьма туго развивалась. С этих же дней почувствовался дивный аромат в воздухе. Благодарение Господу!

27 мая

Среда. Благодарю Господа, избавившего меня от великих душевных бед и напастей, которым я подвергся пред утреней, во время оной и ранней обедни и после нее от бесплотных врагов по причине пристрастия моего к тленным вещам; особенно остро и тяжко было искушение в конце панихиды сорокоустной и после оной по причине пожаления золотого моего наперсного креста с драгоценными камнями, чтобы не запылился и не потемнел от кадильного дыма. Жалкое, слепое, мертвящее пристрастие: что может сделаться с золотом и драгоценными камнями от дыма? Закоптятся немножко – обтер шелковым платком, и опять тот же природный блеск золота, – железом не сделается! Покоробился я довольно пред потреблением Святых Даров и пред поездкой в Питер на восемь с половиной часов утра. Но слава Господу, помиловавшему меня и даровавшему мне мир, простор, здравие, дерзновение, светлость лица!

27-го и 28-го числа был в Питере и в Земледельческом (Удельном) у свояка отца Иоанна Афанасьевича Ветвеницкого; на двенадцать часов сел на пароход в Кронштадт. Был у вечерни, в три часа крестил, в семь часов молебен служил у Галаховых.

29 мая

Служил раннюю сорокоустную при головной боли и тошноте от излишнего употребления в гостях у Ал. Ивановича Попова хересу и апельсинов без числа. Не попусти, Господи, впредь выпить более трех рюмок вина, а я выпил их семь или восемь (полбутылки).

* * *

Благодарю Господа, сподобившего меня совершить непреткновенно литургию, раздельно, громко, сердечно, и причаститься и причастить неосужденно десять человек. А я думал в начале обедни, что, пожалуй, не вынесу, стошнит. Добре, что Господь отразил от души моей мнительность.

После вечерни. Прославляю милосердие Божие неизреченное, явленное мне в церкви пред самой вечерней, когда я в скорби и немощи приложился к святому престолу и получил благодать исцеления, мира и свободы и затем пел добре вечерню. После вечерни был дома молебен, во время которого я впал в сильное искушение от бесплотных злодеев и от своих страстей, гнездящихся во глубине сердца моего; демоны лишили меня искренности, истины и правды молитвенной в сердце, и молился вяло, холодно, рассеянно, боязливо, лживо и оттого весь уязвился, изранился сердечно, стал беспокоен, раздражителен, скучен, не имея самообладания и свободы.

Ужас как ловит меня грех и как сдавливает и умерщвляет душу мою в своих адских лапах! Всякую минуту надо быть настороже, облечену быть во всеоружие духовное и иметь непрестанно в сердце Господа, правду и святыню Его! Слава Господу, избавившему меня от ужасной тесноты и мучения бесовского ради имени Своего святого, которое я призвал от всей души в покаянии. (О, похоти несмысленные! О, чревоугодие всепагубное, о, пьянство – диавольская служба! О, плотоугодие, сатане угодное и богопротивное!)

Каюсь Господу всем сердцем, что я недостойно причастился сегодня Святых Таин, пивши накануне много вина до опьянения, знавши, что у меня ранняя обедня. Достоин я всякого наказания и муки. Но не предаждь меня, Господи, во власть сатаны грехов ради моих, презри и еще прегрешения мои, кающегося грешника.

О, какой я окаянный грешник, всякими грехами исполненный! Как я должен всегда каяться, смирять себя пред всеми, воздержно жить, всегда молиться, служить бедным!

30 мая

Благодарю Господа, даровавшего мне слезы умиления при чтении вечером канона Ангелам и всем святым.

После утрени и ранней обедни. Благодарю Господа всем сердцем за великие и неизреченные милости и щедроты ко мне, явленные в избавлении меня от смертоносных, диких, нелепых и безобразных страстей ([почувствовал] при чтении Евангелия неприязнь к госпоже Морозовой, как к гордой, непочтительной, скупой и необщительной, – но грехом ли грех исправляют, злобу злобой ли? Не любовью ли? Не кротостью ли и доброжелательством с молитвой об них?). Я раскаялся искренно тайным образом Господу сердцеведцу, и Он спас меня, пременив смятение на спокойствие, тесноту в пространство, скорбь в радость, упадок духа в мужество, немощь в силу, стыд в дерзновение. О, какую правоту нужно иметь всегда священнику!

После панихиды по Надежде (в двенадцать часов дня) Антоновой, молодой женщине девятнадцати лет. В конце панихиды супостат бесплотный поразил сердце бессилием и омертвением по причине неблаговременного и неумеренного употребления черного хлеба с маслом с чаем сладким! О, какое зло, какая пагуба невоздержание и пресыщение! Как оно лишает благодати и помощи Божией душу невоздержную! А я, как ребенок несмысленный, прельщаюсь брашнами!

Когда я буду равнодушен к пище и питью и воздержен? Священнику ли увлекаться чревоугодием? Ему ли чрево вменять яко бога [Флп.3:19]? Какая грубая чувственность! А какой благодати меня сподобил Господь сегодня за слезы покаяния во время обедни и даже во время утрени, когда я пел и читал канон и стихиры мученикам, и мертвенны на хвалитех, и стихиры мертвенны на стиховне! Какими поразительными чертами описывается там прелесть временного жития! С какой силой убеждения внушается искать вечных благ, присносущного наслаждения! И вот тотчас же я всё это забываю. О, нерадение! О, невнимание! О, окаянство! О, легкомыслие! О, навык несмысленный! О, вольное непонимание или вольное отвержение делом и жизнью христианства и высокой цели его, конца его! Приемлюще кончину (цель) вере вашей. – спасение душам, говорит святой апостол Петр о цели веры христианской [1Пет.1:9]. И эту цель я постоянно на деле выпускаю из виду!

После всенощной. Во время совершения мною Троицкой всенощной было множество тяжелых искушений от преобладания чувственности над духом, от чревоугодия и пресыщения и питья вина: во-первых, от подозрительности в гордости одной знакомой девицы (когда я кадил в начале), на которую я тайно озлобился, в чем и раскаялся, и Господь простил мне эту демонскую мечту и дал мир и свободу, отгнав тесноту, смятение и скорбь; во-вторых, от плотских помыслов и чувств при виде другой девицы, отчего опять теснота, упадок духа, но и опять раскаялся, и Господь принял покаяние и дал мир; в-третьих, боязнь сконфузиться при множестве людей всякого звания, но и эту диавольскую мечту отчасти одолел благодатью, хотя, говоря громко отпуст, усумнился и недоговорил, допустивши замереть от боязни и смущения слову на устах; молитву Христе, Свете истинный до половины только сказал – не мог от действа диавольского в сердце и в животе и в боках говорить; уязвился оттого крайне. Но обратился в молитве, припадая усердно в покаянии к престолу в Покровском приделе, и благодать Божия победила грехи мои и злобу диавола и избавила от мучительства его. Слава Богу, наказующему меня достойно и вразумляющему. О, чувственность, чувственность всепагубная!

После Троицкой всенощной опять сделал дома большую нелепость: при сытости похотел и поел довольно маринованной лососины из жестяной банки, и опять пресытился; за то ночью было крайне тяжелое блудное разжжение и всему весьма тяжело. Встал в половине пятого утра.

О, если бы Господь помог мне совсем воздерживаться от мяса и даровал мне твердое желание воздерживаться навсегда от мясной и всякой особенно питательной и возбуждающей пищи!

31 мая

Троицын день. По чревоугодию моему и за алчность мою и сегодня я восприял по делом моим: во время обедни мне было очень тяжело, страшно тесно, особенно оттого, что крепит желудок. Сильно коробило меня. Причастился животворно, но заамвонную прочитал дурно вследствие искушения с крестом бронзовым, на который подосадовал, что он ложится наверх золотого, как будто по металлу крест честен, а не по Распятому на нем; покаялся. Молитвы на вечерне читал с чувством. Вечер пред повечерием. Дождь идет сильный.

Искушения полезны для нас и в том отношении, что, вразумляя и очищая нашу душу и делая ее более опытной в делах душевного спасения, они пробуждают ее от косности и лености и возбуждают к усиленной деятельности, возбуждают и поддерживают ее энергию. Кроме того, искушения показывают все наши страсти и житейские пристрастия, недостатки, слабости и немощи, опущения, нерадение о угождении Богу и исполнении заповедей Его и величайшее наше самолюбие, плотоугодие – словом, всё безобразие и нелепоту нашей души и в то же время показывают нам бесконечную правду, совершеннейшую святость Божию и Его бесконечную красоту и побуждают отбросить наше безобразие покаянием, слезами, трудами, бдением, молитвой, усердием к добродетели и украшать свою душу, созданную по прекраснейшему, святейшему образу Божию, всякими добродетелями и стремиться к соединению с Первообразом и к вечному в Нем наслаждению и блаженству.

Искушения приучают душу к смирению и терпению, показывая ей ее немощь и неискусство в устроении спасения и пресыщая ее огорчениями взамен сладостей греховных, коими она пресыщалась и которые лишили ее благодати и помощи Божией, повергнув ее в расслабление и омертвение.

* * *

55

Мечта, мечтание (церк.-слав.) – пустой вид, призрак, обольщение.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 23: 1880-1882. - 2018. - 647, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle