Источник

Февраль 1881 г.

1 февраля

Благодарю Господа, даровавшего мне дар вожделенного здравия после болезни довольно тяжкой (простуды).

Человек плоти и крови есть антихрист, потому что страстями своими испровергает в себе образ Божий, восстановленный в Крещении, Миропомазании и Причащении, вносит в душу и тело свое скверны греха, растлевающие душу и тело, удаляет от себя Духа Божия и делается жилищем нечестых духов. С какой высоты искупления он ниспадает! Какого достоинства лишается! Достоинства сыноположения, достоинства наследника Божия, сонаследника Христова, наследника Царствия вечного, наследия неувядаемого, непорочного, нетленного. О, если бы помнил и знал это грешник христианин!

Когда искушает тебя страсть плотская, вспомни тогда живо, какие страдания претерпел за тебя на кресте Господь Иисус Христос, чтобы избавить тебя от страстей и от вечных мук, уготованных тебе, многострастному, и попирай свои страсти, да и плоть свою презирай со всеми ее нелепыми, нечистыми страстями.

Истинный христианин непрестанно возносит горе ум и сердце свое и питает их высокими созерцаниями и чувствами: там, на небе, его сокровище, его блаженство, его сладость, его радости, к земле же и всем ее благам, как грубым, преходящим и временным, он равнодушен; его не привлекают земная красота, сладость, слава, земное богатство, блеск, роскошь, знатность, земные радости и увеселения – всё это ему, как страннику, чуждо. Только человек маловерный или неверующий живет умом и сердцем на земле, привязанный к земным благам, к земным сладостям грубым, к земным красотам увядающим и исчезающим, к земной славе, как дым исчезающей, и не любит возноситься на небо, которое не есть его родная стихия, так как он сам не сроднился с нею, погрязнув в мирских заботах и страстях.

* * *

Пресвятая Дева Богородица соединила Бога Слова с человеками и кольми паче21 соединилась преискреннейшим, высочайшим Божественнейшим единением с простейшим Божеством, почему и возвеличилась превыше Херувимов и Серафимов. Да помышляем мы, христиане, чаще о высоте своего звания и да стараемся быть его достойными, преуспевая во всех добродетелях, бесконечно отвращаясь всякого греха. О природа обоженная! Будь достойна обожения. Но – увы! как назло, человеки крайне унижают себя, ругаются над собою, низвергаясь в тину всяких грехов; беззаконие разливается на земле, человек делается хуже скота бессловесного.

2 февраля

Утро. Благодарю Господа, отгнавшего нечистые помыслы и чувства силою крестного знамения, на чреве и чреслах многократно изображенного мною, и очистившего душу мою страстную. Благодарю Господа за состояние здравия, полученное мною после только что прошедшей болезни.

3 февраля

Благодарю Господа, утвердившего снова во мне дар здравия после болезни.

В Неделю блудного [сына] надо сказать слово, в котором поразить блудный грех на голову. Из Апокалипсиса свидетельство привести, из Евангелия, из посланий апостольских, из естества, как оскорбляется самое естество, оскверняется, обессиливается, заражается болезнями, как ругается блудник над премудростью и благостью Божьею, над намерениями Божественными, над святостью дел рук Его. В Кронштадте престол сатаны [ср. Откр.2:13]. Чем оправдывается блудник? Потребностью природы. Но эти потребности ложны и должны ограничиваться и подавляться, и они замолчат и обратятся в твою же силу.

Вечер. Господи! Благодарю Тебя, яко даруеши мне благодать препобеждать вожделения во плоти моей страстной. Насади, Господи, во мне чистую, нелицемерную плоть и удали нелепую, мрачную, нечистую, растленную любовь, порождение духов нечистых. Обрати, Господи, сердце девы всё к Тебе всецело, а не ко мне.

4 февраля

Извращенная любовь, не заслуживающая имени любви, узкая, слепая, нечистая, растлевающая душу и тело, исключающая всякую истинную любовь к Богу и ближнему, – прелесть диавольская, ловушка, в которую издревле ловит людей на погибель враг рода человеческого, уловивший первозданных запрещенным плодом, сладкий, но тлетворный яд, заражающий насмерть всё существо человека, ругательство над премудростью и благостью Творца и неблагодарность пред Ним.

6 февраля

Благодарю Господа и Богоматерь, яко чрезвычайная острота и жгучесть в спинном мозге и в голове удалена чрез извержение во внутренность носа гнойных начал; с того времени стало легко всему мне. Это сделалось 30 января.

Десять с половиной часов утра. Благодарю Господа, избавившего меня от лютого демонского насилия и искушения в квартире Марии Филипповны Ковиной во время последования молебного пения с водосвятием и причащением больных: при насилии духов злобы (бродили нищие и поджидали меня у окон – я огорчался на них) я покаялся от всей души, прося помилования ради имени Господня, и Господь избавил от насилия бесплотных злодеев. А ранее не мог выговаривать некоторых слов и выражений у Федора Степановича Герасимова при чтении последования молитв при исповеди и причащения его матери; насилие врагов бесплотных дошло до крайних пределов. Я [положительно] не мог выговаривать молитв: они наводнили, окаянные, мою душу собою. Горе мне окаянному, многострастному! То злоба, то корысть, то блуд так и донимают, так и умерщвляют.

У настоятеля отца Павла спросить о результате дела попечительства.

Десять часов вечера. Когда я шел из второго матросского флигеля после дачи молитвы Марии Евграфовне и каялся в своих грехах немилосердия и жестокосердия, прося в покаянии помилования ради имени Господня, со мною совершилось чудо о имени Господнем – исцелился душевно и телесно. Слава бесконечному милосердию Господа! Слава благопослушливости и скоропослушливости Его! Благодарю Господа, извлекшего наружу причину бывшей моей болезни – золотуху и тем уврачевавшего мою болезнь.

Блуд – адская, палящая язва, дым из кладезя бездны, омрачающий и оскверняющий весь мысленный воздух души, нечистота, оскверняющая ум и совесть человека, вольное безумие человека, поругание над собственной природой, погоня за сластью нечистой и убийственной. Как она лукава, блазненна, вглядчива, вкрадчива, ласкательна!

7 февраля

Суббота. Благодарю Господа, посетившего меня сегодня великою Своею милостью во время утрени чрез избавление меня от смертельной тесноты сердца, поразившей меня за неохотную, ленивую, горделивую, скупую подачу милостыни нищему и за уклонение от подачи другим нищим, чаявшим получить от меня нечто; долго я томился, но покаянием и молитвой удостоился получить от Господа прощение и мир и читать канон с величайшим наслаждением и дерзновением. Благодарю Господа за непреткновенное служение литургии и говорение на великом входе всех имен царской фамилии и по освящении Святых Даров Синода и митрополита с полным титулом, как положено. Благодарение Господу за оживотворение меня пречистыми Тайнами при причащении их и за непреткновенное окончание литургии. Благодарю за избавление от горьких козней диавольских, постигших меня при отпусте панихиды. Благодарю Господа за избавление меня по приходе домой от тесноты и скорби, постигших меня за препирание нищих (кривого мальчика [Р...]) и недостаточную подачу милостыни. Сколько милостей великцх, скорых, всеспасительных, животворных, миротворных и радостнотворных!

8 февраля

Диавол, как злейший и лукавейший мудрец, все усилия употребляет на то, чтобы человеческий род, и особенно христианский, привязать к благам мира сего, к сладости плотской, к красоте плотской и вообще к красоте благ земных, к богатству и славе мира сего тленного и преходящего. Для чего? Для того, чтобы отвратить сердца их от любви к Богу и от искренней, нелицемерной, самоотверженной любви к ближнему, ибо знает окаянный, что сердце человеческое по простоте своей может быть к одному [чему-либо] привязано своей любовью: или к Богу с отвержением любви мирской, или к миру с отвержением любви к Богу. Но скрывает, окаянный, от человека, в какую нищету сей последний впадает, в какую тьму, беду, смерть, отпадая от Бога!

* * *

Воскресение. Благодарю Господа, оживлявшего меня во время литургии, когда я был умерщвляем грехом и в покаянии призывал всеспасительное имя Господа Иисуса Христа; особенно умертвил меня увиденной мною в стекле блеск золотого креста моего, на который я прежде с пристрастием засматривался (о, суетный я человек!), и не раз умерщвлял меня Велиар из-за обворожительного блеска злата, расслабляя совершенно сердце мое, парализуя его и слово, долженствующее свободно течь от сердца (на заамвонной молитве при отпусте).

Благодарю Господа, явившего мне помощь в борьбе с противными силами во время вечерни. Благодарю за избыток дерзновения и мира при крещении младенца в церкви. Благодарю Господа, явившего мне спасение Свое в час беды от бесов и страстей моих во время венчания первой свадьбы (Симеона и Татианы), когда я рассердился по действию бесовскому на дьячка Михаила за незнание имен жениха и невесты. Боже мой! Какую страшную, мертвящую бурю сделал во мне сатана! Только покаяние и вера спасли меня! О, чудное имя Господне! Какое величайшее чудо Ты совершил во мне при венчании свадьбы, когда я был в ужасной беде погибели от бесов и своих страстей! Ты превратил, Господи, бурю в тишину, смерть в жизнь, насилие в бессилие вражеское! Слава Тебе. Благоговею пред Тобою, пред спасительными силами Твоими.

По поводу стояния на клиросе доброго старосты Владимира Дмитриевича Никитина враги невидимые крепко меня смущали и волновали, но благодатью Божьею я превозмог и поборол их, прияв от Бога дерзновение. Слава благодати Его! Даруй мне, Владыко не стыдиться и не бояться богатых и сильных мира сего, ни самого градоначальника или и самого державного земли. Ты един велик, пред Которым все должны благоговеть – и князи и цари земные. Аминь.

9 февраля

Утро. После утрени. Благодарю Господа, избавившего меня от величайшей беды духовной (смятения, бури, тесноты, омрачения, умерщвления), постигшей меня вследствие сожаления о потере требы и дохода от нее (панихиды по умершему; звали меня, да дома меня не было). Я долго каялся и укорял себя в корыстолюбии, тогда как надо бы надеяться на Господа, промышляющего о мне и подающего всё неоскудно. Наконец Господь помиловал меня, дав мне мир и дерзновение и непреткновенное, торжественное служение.

После обедни. Благодарю Господа за чудное, благостнейшее избавление от неприязни к митрополиту Исидору, возжженной во мне диаволом по причине самолюбия, гордости и злопамятства моего, даровавшего мне благодать незлобия, смирения, терпения с непреткновенным служением и животворным причащением Святых Таин. Агнец соделал меня агнцем. Как Он Сам терпел, страдал от облагодетельствованных иудеев, молился за них!

После болезни моей была довольно большая слабость в ногах моих до времени служения (очередный), а когда отслужил обедню в воскресение, одолев благодатью Божьею и козни во мне вражии, и болезнь, ими причиненную, тогда, как птица быстрая, опять я залетал, особенно в понедельник. Слава Богу!

Вечер. У Бурачка. Благодарю Господа, принявшего мое покаяние и от плотской страсти избавившего меня представлением пречистой, нетленной, пресладкой лепоты Божией, сообщившей лепоту свою всем тварям, особенно человеку, как образу и подобию Божию.

10 февраля

Вторник. Благодарю Господа, избавившего меня от великой беды напасти вражией во время чтения канона, от смертоносной неприязни к настоятелю отцу Павлу Трачевскому, коего я представлял стоящим у свечной продажи, – это было истое диавольское наваждение, убившее душу мою и до глубины возмутившее ее. Господь принял покаяние мое и помиловал меня. Благодарю Господа, помиловавшего меня в квартире дворника у Филиппа Степанова пред исповедью и причащением больной старушки Гликерии. Благодарю Господа, избавившего меня по приходе домой к себе, когда я, взволнованный попрошайством юноши, укорил и выбранил его со злостью и тем сам себя уязвил, как нарушитель всего закона Божия, который состоит в любви; покаявшись от души в тот и этот раз, я удостоился милости и прощения от Господа.

От вчерашнего плотоугодия и чревоугодия у Якова [К...] Маркова я расслабел душой и стал крайне уязвлен от противных сил, раздражительным, оскудел любовью к Богу и ближнему, самолюбив до мелочности.

После обедни. Величайшее горе мне было сегодня от страшных искушений демонских, подвигнутых на меня во время обедни. Крайняя подозрительность, озлобление на настоятеля Павла без всякой видимой причины, неприязнь самого воспламенительного, адского свойства ужасно терзали и удручали меня время от времени во время обедни, отчасти и утрени. Я не мог глядеть спокойно, без озлобления на настоятеля под тем предлогом, что он фат22, холоден и бездушен, как бюст или статуя, скуп и скряга, равнодушен к добру и злу, надменен и горд. Допустив, что он в самом деле таков, хотя я могу легко ошибиться и ошибаюсь, смотря на него сквозь черные очки сердца своего, я нисколько не помогу ни ему, ни себе своей злобой, но к его действительным или мнимым грехам присоединяю суетное собственное величайшее бремя грехов, величайшую беду – злобу и недоброжелательство, мучение и жжение и помрачение адское, тесноту величайшую, явную смерть души. Не безумие ли это? Не приложение ли грехов ко грехам? Что заповедает нам Господь, Агнец Божий? – Любить врагов, благословлять клянущих нас, добро творить ненавидящим нас, молиться за творящих обиду [Лк.6:27–28]. Как Он Сам поступал? Молился за врагов Своих, за распинателей Своих, молился с любовью. Вообще, Он учил кротости, смирению, незлобию, терпению. Протоиерей ничего мне худого не сделал и был ко мне тих, мирен, незлобив, ласков, дружествен. Чего же я на него злюсь? Зачем я подозрителен относительно его, что он мой враг, недоброжелатель? Не вопреки ли это всей его жизни, то есть не опровергает ли этот извет мой вся его жизнь? И тем согрешил я, Господи, и от пути своего заблудил, и Тебя прогневал, и диаволу стал рабом, творя его мечтательную23, злую волю. Прости меня, Господи!

Какая вопиющая неправда в этом мире! Один пресыщается, другой голодает или едва сыт бывает; один роскошествует во всем, другой едва имеет необходимое, и то скудное и убогое; один при всяком довольстве проводит жизнь в праздности или очень мало делая, другой – при недостатках своих или своего семейства весь день с утра до вечера трудится до истощания сил; иной при богатых дарованиях природных и добросовестном труде весь век остается в низкой доле, другой благодаря своему знатному происхождению или рождению от богатых родителей и образованию быстро восходит по степеням гражданским и занимает преобладающее положение; иной весь век свой живет в скорбях, болезнях, печалях, слезах, другой – в постоянных радостях, в здоровье, в увеселениях, играх и забавах. Такое вопиющее неравенство на земле заставляет человека желать другой, лучшей жизни, где всем воздано будет по правде.

При совершении литургии я замечаю всегда, к прискорбию моему, что я не имею искренней любви к Богу и к человечеству, сотворенному по образу Божию, Богом искупленному и Богом спасаемому, освящаемому, врачуемому, совершенствуемому, и что вместо этой совершенной любви у меня в сердце стоит кумир любви мирской, кумир себялюбия, плотоугодия, чревоугодия, корыстолюбия, честолюбия, сластолюбия или страсти житейские: зависть, гордость, ненависть, вражда, соперничество, злопамятство и прочие страсти. Дух воюет на плоть, а плоть надух, они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы [Гал.5:17].

Не допускай в сердце своем развиваться неудовольствию или огорчению, неприязни, вражде относительно твоего начальника или вообще начальства и власти, как и относительно твоих сослуживцев, чтобы диавол не раздул этой искры в пламя и не ввел бы тебя в пагубу, сделав своим орудием, как Иуду. Смотри на свои грехи и исправляйся искренним покаянием, а начальника или собрата предоставь Богу, ведущему и судящему тайны сердца, и в дела правления Божия и судов Божиих не мешайся. Все мы много согрешаем [Иак.3:2]. А любовь долготерпит, не раздражается, не мыслит зла, всё покрывает, а не раскрывает, не обнажает. Молись Богу усердно за себя и за всех. Это безопасный путь, путь любви. А вражда от диавола, она бесплодна; впрочем, приносит и плод – смерть.

Сколько бед, напастей для души моей происходит от пристрастия моего к мирским благам, к плоти моей многострастной, и почти каждый день! Я часто смущаюсь, не имею мира душевного, терзаюсь, мучусь, а всё-таки не оставляю привязанностей своих к благам тленным; они вросли глубоко в мое сердце, как злое терние, и бодут, умерщвляют меня. Жажду вечных благ даруй мне, Боже мой, и научи презирать плоть и мир, как исчезающие.

Испытывая в душе лютость скорбей, как наказательных действий Промысла, исправляющего тебя и отводящего от вечной пагубы, помни и благодетельное действие их для души, уцеломудривающее, просвещающее, врачующее. Без скорбей ты не познал бы гибельности житейских пристрастий и ни за что стал бы считать грехи свои, например чревоугодие, пьянство, сребролюбие, честолюбие, тщеславие, сластолюбие и сладострастие. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром [1Кор.11:32].

Владычицу Богородицу молил в десять часов вечера с верою, упованием и дерзновением помочь нашему горю – послать средства в изобилии на Дом трудолюбия и избавить нас от стыда бедности в средствах, да посрамятся враги доброго дела. Будет. Господи, рцы слово – и будет. Пришли рождшую Тя Богородицу, молящуюся за ны, и спаси, Спасе наш, люди отчаянный24, к Тебе единому прибегаем в нужде нашей. Аминь. Упование не посрамит [Рим.5:5].

Злоба на настоятеля была и есть чисто мечта вражия, злоба всесветного злодея; не надо ни на мгновение сочувствовать ей и разделять злобу врага на предстоятеля. Вчера во время обедни я и победил ее в державе крепости Господа Иисуса Христа, хотя враг был столь назойлив и мечтателен, что успел снова после обедни вложить в сердце мое всемучительную злобу. Но по видимому настоятель – незлобивый старец и истинно мерный, спокойный, ровный, терпеливый, невозмутимый.

11 февраля

Благодарю Господа, явившего мне и ныне спасение Свое во время служения мною утрени и особенно литургии в избавлении меня от козней злых демонов и в даровании мне милости, очищения, освящения, обновления, мира, легкости души и тела, совершенного здравия. О, пребожественное, животворящее, чудное, страшное Таинство! Новым, новым человеком я делаюсь чрез него, я, ветшающий всякий день грехами, приводящий сам себя в ветхость, в немощь, слабость, худость чрез чревоугодие.

12 февраля

Вчера поел я овсянки и каши ячменной, и мне крайне тяжело было от закрепления желудка и от мучнистой похлебки. Золотуха моя невзлюбила эту пищу и произвела крайнее во мне раздражение, не выразившееся, впрочем, в гневе на кого-либо.

* * *

Сколько сегодня утром искушений, насилий, соблазнов от невидимых врагов (пред утреней, вследствие помысла и движения сердца сладострастного; я долго томился, утесняемый, насилуемый, палимый, связанный мрежами вражиими), наконец покаянием и милостью Божьею изгнал из себя врагов, впрочем, окончательно в церкви по прикосновении в покаянии к святому престолу. Еще за суровое слово к нищим лишился мира и свободы, простора, а за покаяние получил милость. Во время служения утрени Господь избавил меня по милости Своей от величайших искушений, насилий врагов, люто меня боровших, насиловавших, теснивших, паливших; призыванием имени Господня и прикосновением сердечным к святому престолу избавился от них. Впрочем, враги поревались непрестанно смущать, кусать, жалить, терзать меня, но Господь был щит мой. Слава Господу Богу моему!

* * *

Во время обедни много было со мною искушений от змия человекоубийцы, подавлявшего и убивавшего дух мой и не дававшего мне говорить царскую фамилию на великом входе и Святейший Синод и митрополита, В первых между живущими после святых угодников (на освящении Даров). Зато по причащении Святых Таин я был бодр, мужествен, дерзновен, мирен. На молебне у Бубновой Марии Сергеевны Господь явил мне величайшее спасение и помощь, и я с великим дерзновением, теплотой и искренностью совершил благодарственный с водосвятием молебен. Вечерню служил порядочно, крестил с дерзновением. По выходе из церкви сердился на нищих, и еще раньше в церкви рассердился на одного нищего старика ненадежного, просившего на похороны жены. Был я смертельно утеснен, взволнован, но дома после сердечного покаяния милостиво и благопослушливо прощен Господом. Слава милосердию Его!

Светильники без елея гаснут. Так души христианские без милосердия, без милостыни к ближним.

Великие чудеса милосердия творит Господь ежедневно в душе моей, избавляя ее от тли страстей, отдирая как бы дикий нарост или дикое мясо от сердца моего и даже совершенно изменяя самое существо его, греховное, лукавое, злое, сладострастное, блудное, гордое, своенравное, упрямое, завистливое, ленивое, нерадивое, отчаянное в противоположные сим свойства, как это я вижу особенно после причащения Святых Христовых чудных Божественных Таин. О, сколь много и какие дивные, могущественные чудеса делает во мне вера Христова на всякий день, особенно во дни причащения Святых Таин! Слава, слава, слава Господу нашему Иисусу Христу! Слава вере Его новотворной и животворной!

Чудное единство веры, любви и силы Божией представляет собой Божественная литургия Православной Церкви от начала ее до конца. Да проникается каждый священнослужитель духом единения и любви ко Господу, Богоматери, к Ангелам, святым Церкви небесной и земной, ко всему человечеству, искупленному кровью единого Бога и Владыки всех.

13 февраля

Благодарю Господа за легкое, непреткновенное служение утрени и литургии; под самый конец утрени было сильное искушение – падение мое в озлобление на алтарного сторожа Прокопия за оплошность и неловкость, но Господь помиловал за искреннее покаяние, избавил от адского огня, тесноты и срамоты и даровал дерзновение и мир. Причастился чудно, животворно и причастил духовных сестер.

14 февраля

Благодарю Господа за доброе, непреткновенное служение литургии и за неосужденное причащение Святых Таин, также за неосужденное служение вечерни и за избавление от скорби и тесноты, постигших меня за суровое и жестокосердое обращение с некоторыми из нищих.

Любовь и любовь должна быть, нелицемерная, твердая, в сердце священника всегда и ко всем, даже к врагам, смиренная любовь, считающая себя ниже, хуже всех, недостойнее и достойным отвращения, презрения, попрания всех. И как тяжело, горько, смертоносно, постыдно иметь в сердце на кого-либо за что-либо, а больше по самолюбию, гордости и тщеславию, неприязнь или вражду! Поделом мучится злобный человек, он достоин того за то, что в сердце своем носит змею.

* * *

Суббота родительская. Сколько ядовитых, смертоносных угрызений было сделано мне во время утрени врагом всезлобным, и от всех их исцелил меня Господь Иисус Христос за покаяние мое внутреннее! Славлю Господа. Заупокойные ектении произнес некоторые непреткновенно.

* * *

Суббота. Вечер. Благодарю Тебя, Господи, за милость и силу Твою, явленные во мне чрез избавление меня от насилия диавольского и плена его, коим он пленил меня на панихиде Моисеева Михаила вечером. Я шел по Розовой улице, усердно каясь и призывая имя Господа с верою и упованием, и не замедлил Господь совершить во мне чудо спасения Своего: в тесноте дал мне простор, в смятении мир, в смерти жизнь. Слава Господу!

15 февраля

Воскресение. После утрени и ранней обедни. Благодарю Господа, избавившего меня по тайной молитве веры и покаяния от смертоносных угрызений противника во время утрени и обедни: раз от озлобления на дьячка, потом от непотребного помысла и сердечного им уязвления и еще многократно после. Благодарю Господа, избавившего меня в четыре часа вечера от плотской похоти сердца (вся сласть плотского совокупления дана для того, чтобы удобно и без труда воспроизводить род человеческий, а не для плотского наслаждения, которое не имеет цели, если не имеет законного намерения производить род человеческий, или особи семейные).

Люди многоразлично и многообразно пленяются ежедневно от супостата и от своих страстей и привычек, и каждый иногда пленяется многими страстями в продолжение дня. Надо непрестанно быть на страже своего ума и сердца, чтобы не согрешать, надо молиться непрестанно, по совету и повелению Господа: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение [Мф.26:41], – и Апостола: Непрестанно молитесь [1Фес.5:17].

Благодарю Господа, удивившего на мне милость спасения Своего после вечерни ради припадания с верою и покаянием к животворящему престолу благодати. Дело в том, что, когда я пришел к вечерне в четыре часа, вечерня была уже на половине от крайней поспешности священника Клепачевского, и я крепко вознегодовал на него, рассердился, отпал от любви и сам смутился, впал в тесноту, скорбь, муку. Когда я в покаянии припал ко Господу, Он услышал, помиловал и исцелил меня, даровав мне мир, дерзновение, простор, легкость, свет и силу.

16 февраля

Понедельник. Благодарю Господа, избавившего меня от тесноты и скорби и огня адского, постигших меня за жестокосердие и неудовлетворение нищего, просившего у меня более, чем сколько я ему дал (семь копеек). Покаяние Господь принял, от скорби, тесноты и огня избавил и даровал мир, свободу, дерзновение. Но вскоре враг опять сильно уязвил и убил мою душу сожалением о данных на дорогу в Новгород племяннику Евдокиму деньгах (десять рублей), но я опять покаялся в своем пристрастии, в своей алчности к деньгам и своем плотоугодии, скупости, жестокосердии и опять получил жизнь после припадания к животворящему престолу. Наконец дома по приходе от утрени уязвили меня помыслы плотские, связав свободу души моей, но покаянием и благодатью я победил сладострастие, призвав усердно имя Господа Иисуса Христа, и получил свободу и мир.

Вечер. Благодарю Господа, бездну милости и благодати, за избавление меня от смертоносной скорби и тесноты в доме Павла Смирнова пред крестинами младенца Лидии у портного дамского: скорбь и теснота постигли меня за жестокосердие к двум беднякам, которые долго шли за мною, прося милостыни, а я прогонял их по той причине, что они раньше, думал я, получили вместе с прочими нищими. Я раскаялся искренно, глубоко в своем жестокосердии, прося прощения у Господа, и получил благодать отпущения, мира, свободы, дерзновения. Поздно вечером Господь избавил меня дома от мечтаний плотских, когда я читал историю о Руфи Моавитянке.

17 февраля

Благодарю Господа за щедрый, неусыпный промысл о нищих людях Своих, что посылает мне добрых людей, особенно Степаниду, благочестивую и сердобольную мать, принесшую мне вчера двадцать рублей для бедных. Слава Тебе, Владыко! Но помяни, Владыко, мою молитву к Тебе, всеблагому, всещедрому, всемогущему Богу, о Доме трудолюбия. Пошли нам в изобилии средства на сооружение его и удиви на нас милости Твои, да прославим вкупе имя Твое святое, на которое надеемся.

С презрением относись к своей многострастной плоти, да и к самой душе твоей, то есть собственно к страстности ее, нелепостям и безумствам ее, ее бесчисленным мыслям, чувствам, похотениям, страстям, особенно когда молишься, иначе будешь принимать ее мечты за истину и презирать будешь и Бога, и заповеди Его, и святых Его, и всё святое, ибо к тому стремится плоть, тому старается поучать ежедневно и на всякий час враг Бога и человеков. Дурной сосуд мой, плоть моя, непрестанно подстрекает меня нарушать заповеди Божии и покушается умертвить и душу мою и низвергнуть в бездну, в тартар, и сама убивает себя, мечтая, однако, что она живет, – диавольский, льстивый, стремительный на зло дух живет в ней. Прочь его! Вооружись, христианин, ревностью божественной к всеусильному противлению плоти и живущему в ней духу льсти и к совершенному исполнению заповедей Божиих, ибо в них живот вечный.

Благодарю Господа за великое избавление от скорби и смущения во время утрени по поводу исчезновения Триоди Постной из церкви! На немощь Господь умилосердился и избавил меня.

19 февраля

Какой земной, земной, а не небесный (жалко!) человек, а главное, недобрый, недоброжелательный, нелюбящий, завистливый, ревнивый и унылый человек! Вчера прочитал я в «Кронштадтском вестнике», что учитель рисования награжден по представлению господина директора орденом Станислава второй степени, и позавидовал, лишился мира, впал в тоскливость и уныние, в срамоту, говорить не мог от печали сердца, пока не размыслил о суете всего земного, не покаялся пред Богом и сознал, что всякий из нас и все вообще одарены Богом величайшими дарами, почтены высочайшей честью именоваться и быть христианами (а не кавалерами), чадами Божьими, наследниками Царствия Небесного, сонаследниками Христу [Рим.8:16–17]. Что значат земные, преходящие как сон, как дым все отличия, не изменяющие душу к лучшему и не делающие ее ни добродетельнейшей, ни более христианкою?

Мы услаждаемся внешними, мнимыми преимуществами своими, пренебрегая преимущества внутренние, духовные и не заботясь приобретать их усердием к истинной, христианской добродетели: то обращаем внимание на лицо свое, на самый цвет и очертание, или на свое положение в свете, на свое образование, на свое имущественное состояние и положение, на свой род или на свой ум, на свои связи, отличия по службе, что всё суетно и не составляет ни добродетели, ни истинной заслуги пред Богом. Вся слава христианина должна быть внутри, в христианских качествах души: в смирении, незлобии, скромности, истинной любви к Богу и ближнему, в простоте и мудрости сердца, в милосердии, снисходительности, терпении, искреннем уважении и дружелюбии к ближним, в готовности к услуге и помощи! Таким образом, у нас все дела сводятся, или почти все сводятся, на внешность, чтобы бить в глаза, эфемерно блеснуть и более и более забывать о почести иной, непреходящей, небесной – почести небесного звания.

Во мне гнездятся самолюбие, самомнение, гордость и злопамятство, тщеславие, отсутствие искренности в отношениях к людям, корыстность, ложь внутренняя! Увы мне, грешному и обнаженному всякого дела блага! Отыми безобразие души моей, Господи! Покрый наготу мою, Владыко!

18 февраля

Восемь с половиной часов утра. Благодарю Господа за избавление, дарованное мне при прогулке около Английской церкви, когда я вознегодовал и прогневался на нищих за то, что они тревожат меня своими просьбами, тогда как мне нужно уединение и молитва тайная. Я искренно покаялся в своем гневе, в несоблюдении закона евангельского, который есть любовь, кротость, смирение, незлобие, терпение, благодушие, милосердие, снисхождение, и Господь даровал мне мир. Искупитель мой, Господь Иисус, искупил меня от греха, скорби и тесноты, верою в Него и покаянием я ожил!

19 февраля

Благодарю Господа за избавление меня от умерщвления диавольского, коим я был поражен от завистника и наветника во время совершения Таинства Крещения в доме Сидорова у господина Владимира Ивановича Мячина из-за суетной вещи. По совершении Таинства, когда я сидел с отцом малютки крещенной Анны, я устремил всецело взор ко Господу в покаянии и молитве о избавлении ради всеспасительного имени Его, и я скоро получил избавление от сердечной смерти, получив снова мир, жизнь, свободу, дерзновение, пространство сердца. Затем, когда я был дома, Господь снова избавил меня от сердечной смерти (скорби и тесноты, срамоты, бессилия), постигшей за движение сердца к плотскому сладострастию. Слава спасающему непрестанно от греха и смерти греховной Господу Богу и дарующему мне святыню Свою, которой нет ничего дороже для христианина, особенно для священника.

Благодарю Господа за служение мое (в соборе братии) святой литургии в мирном устроении душевном и за причащение животворящих Таин, коими я недостойный оживотворился и утвердился.

21 февраля

Суббота. Благодарю Господа, всеблагого и всесильного Избавителя моего, избавившего меня нынешним утром после утрени от скорби и тесноты, смущения и смертоносного поражения сердечного, постигших меня праведно за озлобление внутреннее на дьячка Адриана за нерадивое, как мне казалось, служение. Я от всего сердца раскаялся в нелепой, безумной злобе диавольской, прося в умилении сердца избавления и мира, и Господь по долгом припадании к святому престолу даровал мне спасение Свое. Слава Господу!

Надобно сожалеть о всяком грешнике, искренно сожалеть, потому что он жалкий, достоплачевный человек, впавший в ров погибели; он омрачен, осквернен, связан, пленен, подавлен грехом; а с другой стороны, и самый грех крайне заразителен, лукав, злохитр, насильствен, силен в человеке маловерном или безверном или нерадивом и ленивом, так что грешник со всех сторон жалкое существо: и сам в себе, и со стороны действий греха в нем. Озлобляться на него человеку, имеющему разум и веру, нелепо, дико, безумно! Человек тонет, погибает, а тут еще более погружает его злоба других! И всё это от виновника всех бед – диавола.

22 февраля

Как много потеряно мною времени всуе и со вредом для души и тела в чревоугодии и невоздержании, исчислить того невозможно. Сколько потеряно чрез то спасительных минут, часов, дней! Я мог бы употребить это время для делания добрых дел, для чтения слова Божия и писаний святоотеческих, или для сочинения и издания полезных книг для народа, или на богомыслие и молитву. Правда, и гуляя на воздухе после пищи и питья, я старался почти всегда упражнять себя в умной молитве или богомыслии, но при несколько отягченном желудке несовершенно, не всегда искренно и поспешно молился. Еще повторяю: много времени потерял я для души, работая чреву ненасытному. Да познаю хоть наконец суету этого делания и силу слов Апостола: хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими [Евр.13:9], – и я не получил пользы от чревоугодия, а вред для души, расслабление души и сердца, растление и окаменение сердца. Только благодать Святых Таин после трудов покаяния и слез умиления воскрешала меня снова к жизни и обновляла меня. Слава животворящей, обновляющей силе пречистых Таин Тела и Крови Христовой!

Из-за чревоугодия, пресыщения и пьянства я оказался беззащитным и легкоуловимым, легкой добычей врагов бесплотных во время служения мною всенощной в Успенской церкви – при чтении Евангелия воскресного и говорении отпустов и молитв, а эта немощь, эта боязнь бесовская произошла от злой мнительности к двум женщинам, стоявшим в церкви: Екатерине Степановой (Григорьевне) и Ирине Горбко, кажущимся мне гордыми и спесивыми, самомнительными. Если бы и так в самом деле было – что же? Неприязнь ли к ним иметь за то? Не молиться ли за них со смирением и любовью следовало, да и за себя, столь удобоколебимого всякими грехами и страстями и бывающего игралищем духов лукавых, как не огражденного постом и добродетелью, смирением, простотой, любовью, доброжелательством, искренним ко всякому человеку уважением? Сколько во мне недостатков и страстей! Сколько нечистот! Боже! Милостив буди мне, грешнику, – как мытарь, вопию Тебе, не смея возвести очей моих от множества грехов моих! Боже! Очисти мя по милости Твоей!

Прости мне, Господи, Владыко Многомилостиве, грехи нерадения и опущения по службе и по разным сердечным помышлениям и чувствам, словом и поступком. Ты знаешь мою немощь. Прости мне грехи нетерпения, раздражения, гнева, злобы, зависти, недоброжелательства гордым, сребролюбивым и скупым, зложелательства таковым, иногда злорадства о них в случаях, для них неблагоприятных. Прости мне грехи самолюбия, сластолюбия, сладострастия, чревоугодия, пресыщения и пьянства, лености и прочие и прочие.

* * *

Воскресение. Вечер. Страшно горячую баню задал мне сегодня во время вечерни исконный враг по поводу отлучки диакона Арсения и небытия его у вечерни. Я сильно был взволнован; только благодатью Божьею, вследствие многократного покаяния и припадания к святому престолу, я избавился, хотя не вдруг, от адского яда и огня. Я размыслил, что нести тяготу брата – дело доброе и служить Господу сладостно и что за лишний труд Господь воздаст мне, как и за искушения по поводу небытия диакона, что в обыкновенные воскресные дни священник служит же один вечерню, хотя и без вечернего входа. Отчего же тяготиться служить одному вечерню со входом? Это одна мечта и злоба бесовская. Благодарю Господа за совершение литургии в крайне болезненном состоянии по причине засорения желудка вчерашними блинами и вафлями у Бурова, А. Мурашова и Гречухиных.

Ратч письмо и проповеди.

Вечер. Десять часов. Благодарю Господа, помиловавшего меня в первом офицерском флигеле в квартире Михаила Евдокимовича и Евдокии Агафоновны и Гликерии Дмитриевны за покаяние мое в жестокосердии, суровости, горечи и скупости относительно нищего, просившего неоднократно милостыни, когда было подано ему, но мало. Воззвал ко Господу в покаянии и был помилован, получив мир.

23 февраля

Благодарю Господа, всеблагого и всесильного Помощника и Избавителя моего, избавившего меня от бури бесовских искушений и треволнений во время первой великопостной утрени в Успенской церкви: и злобой, и лицезрением смущал меня Велиар, но по молитве покаяния Господь низложил всех врагов моих и даровал мне победу. Благодарю и превозношу благопослушливого Господа моего Иисуса Христа.

24 февраля

Вторник Первой недели поста. Благодарю Господа за дивную, величайшую и скорую помощь Его при вчерашних величайших искушениях во время совершения мною дневных служб в Успенской церкви и пред панихидами и во время панихид у Гужовых (Сизовых). Тридцать раз были сильнейшие приступы адские, тридцать раз выдержал я благодатью Божьею сильнейший адский огонь злобы диавольской и тридцать раз победил о имени Господни. Слава Господу! О, немощь моя! О, греховность моя, о, злоба моя!

Потеряв и извратив истинную, Христову любовь, я и не понимаю теперь, что чистые девы, и жены, и дети, и добрые мужчины могут любить меня и других чистой любовью Христовой нежной, и смотрю иногда на их любовь как происходящую из нечистого источника, ибо сам нечист. Ты, Господи, Сам даруй мне чистую любовь Духом Святым и научи меня сей любви. Аминь. Нечистую же любовь, как дыхание, как смрад демонский, прожени25 далече. Аминь.

Нищие кронштадтские любят меня, но я почти всегда был к ним строг, неискренен, нелюбовен, суров по причине частых просьб их, хотя сам я у Господа тысячу раз на день прошу милости, и Он доселе не возненавидел меня, а любит меня неизреченно, милуя меня и очищая мои великие прегрешения, исцеляя немощи и болезни мои, врачуя недуги душевные, помогая мне дивно в служении Ему. Нищие всегда кротки и незлобивы – я раздражителен и зол часто. Помилуй мя, Боже, и исправи меня.

Вечер. Благодарю Господа, избавившего меня на панихиде у Сизовых и при отпевании в соборе Михаила Сизова (Гужова) от смертоносного дыхания злобы лютого Велиара чрез сердечную молитву мою об отце Павле, на которого наущал меня злостью Велиар, да простит ему Господь все согрешения, да украсит его всякими дарами духовными, как члена и сочлена Христова и Церкви, да соединит всех нас в общении Святого Духа, ибо так подобает быть членам святого тела Церкви. Благодарю Господа за искреннее чтение канона святого Андрея Критского и за непреткновенное, с дерзновением служение всего повечерия.

Как далеко заходит во мне бесовская гордость и злоба – даже на Святейший Синод, и местного архипастыря и отца, и наследника престола и наследницу и чадо их! Демон охлаждает сердце мое к ним и даже вселяет неприязнь к святейшим и державнейшим! О, ужас! О, мерзость запустения! Избави, Боже, диавольского наваждения гордыни и злобы!

А то издевается или ругается еще весьма, весьма часто над творчеством человеческого рода, над самым делателищем, горнилом, премудро, прекрасно, лепотно, чисто, неблазненно, свято, всемощно устроенным, и над святыми органами творчества человеческого, обращая органы творчества и самое творчество, это великое и святое, благостное и премудрое дело Бога Творца, в забаву, в пустое удовольствие, в поругание, уничижение, в беззаконие, в мерзость. О льстивый и гнусный диавол! Прочь!

25 февраля

Не верь и не следуй на одну йоту сердцу своему в его страстных, смутных движениях, ибо окаянно, нечисто, скверно наше сердце и помрачен ум наш. От сердца нашего исходят помышления злая, око лукаво, прелюбодеяния, любодеяния, хула, гордыня, по слову Самого Спасителя [Мф.15:19; Мк.7:21–22]; оно стало и бывает орудием диавола.

После утрени. Был в страшном диавольском огне злобы при совершении утрени: то на чтеца-крестьянина, то на Филиппа Степанова; но слава Господу, принявшему мое покаяние и молитву о них, и злобу мою от сердца моего отразившему, и мир мне с пространством и дерзновением даровавшему. Благодарю Господа, даровавшего мне мирно и непреткновенно выговорить и Святейший Синод, и митрополита, и особ царствующего дома и [...] слова ектении великой, малой и просительной с поминовением Владычицы со всеми святыми. После утрени, подходя к дому церковному, я искусился с нищими, огорчившись на тех, которые подходят за милостыней по одном получасе несколько раз, и из-за них прочим отказал в милостыне. Каюсь в огорчении своем, в неприязни, в скупости, сребролюбии, зависти, самоугодии, жестокосердии. Помилуй мя, Господи, кающегося, и прости ради имени Твоего, пренеисчетная Благостыня. Благодарю Господа, избавившего меня недостойного от адского огня и тесноты по четырехкратном усиленном покаянии и даровавшего мне мир. Я беснуюсь страстями, особенно после лакомства и чревоугодия накануне: и вчера вечером я дважды пил чай с хорошим медом у Бурова и Рудакова, а дома съел добрый кусок пирога с гречневой кашей да с квасом и портером и частью чаем.

Чем меня исцелил Господь от бесовской злобы на чтеца и купца Филиппа Степанова? Молитвой о них, да исполнит их всякой благодати и всеми дарами Своими и избавит их от всякого беззакония и меня молитвами их, по предстательству Божией Матери, Небесных Сил и всех святых. О, как нужна нам взаимная любовь и взаимное доверие и преданность!

Во время часов и Преждеосвященной обедни искушения сменялись одни другими, как и милости Господни чередовались во мне при каждом новом покаянии моем; особенно тяжко было искушение со стороны чувственности моей. Увы мне! И это меня блазнит! А блазнит от крайнего плотоугодия и пресыщения моего (накануне чай с медом в сытость пил и пирог с гречневой кашей ел в сытость). Крайне тяжело, мертвяще было дыхание Велиара и движение плотское, впрочем, сейчас обузданное: частых припаданий к престолу со слезами стоило мне избавление милостью Господа от этого мертвящего движения чувственности, но тем отраднее, чуднее, величественнее было избавление мое Господом, оживление меня, мертвеца смердящего. Во время обедни много борения было с противными силами и с многострастной плотью. Во время повечерия тоже, но от всех козней вражиих избавил меня Господь всесильной державой Своею.

Сколь частые перемены бывают во мне то Царства Христова, то горького владычества Велиара, орудующего против меня чрез страсти плотские, пристрастия житейские (чрез самолюбие, чрез гордость, злобу, зависть, похоть плотскую, корыстолюбие, славолюбие, тщеславие), то благодатного состояния, то страстного, мертвящего! О, когда я умру греху и поживу Богови!

Да удалится от дома попечительства церковного дом распутства – этого позора человечества!

Во время чтения дьячком окончания часов я, недостойный и несмысленный, возмутился из-за того, что дьячок много и нескоро читал; покаяние мое в этом Господь принял и даровал мне мир. 25 февраля. Среда Первой недели поста.

Нет ничего непостояннее, глупее, несмысленнее, злее, мерзостнее сердца человеческого (и моего паче всех): оно, будучи и наказываемо постоянно за пагубный грех, постоянно склоняет тебя ко греху, к злобе, к блуду, к корысти, к гордости, зависти, хуле, злорадству, неповиновению, лености, нерадению, малодушию, унынию, раздражению, гневу, к обиде, ругательству, пресыщению, пьянству и прочему. А потому не должно никогда следовать его капризам, движениям злым и всячески противиться и делать противоположные греху добродетели: соблюдать кротость, незлобие, простоту, чистоту, любовь, доброжелательство, воздержание, послушливость, готовность к услугам, нестяжание, милосердие и прочее.

26 февраля

Страшные козни диавола надо мною во время утрени из-за вчерашнего пресыщения – ядения на ночь и питья портеру и кофе сладкого и миндального молока; сильно смущался и волновался, мучился из-за вялого, долгого чтения шестопсалмия крестьянином Зверевым, а потом вонью от крестьян, стоявших близ алтаря; не мог я от волнения выговаривать ектений. Заставил меня сегодня поплясать адской пляской диавол всезлобный. Господь по делам моим меня наказал, не послав скоро избавления, ибо я недостоин, как раб чрева. А что если у мужичков-то вонючих души благоухали смирением, простотою, молитвою покаяния, любовью к Богу, а моя душа смердела злобою, плотоугодием, нетерпеливостью, своенравием и упрямством? Кто приятнее Богу? И как не потерпеть зловония, когда святые в темницах терпели всякое зловоние и пред мучениями терпели всякие муки? Сам-то ты чист ли, не смердишь ли, не говорю уж душевно, а нередко и телом от чрева любосластного? Так. Но как же не терпеть смрада других, терпя охотно и снисходительно свой?

Не презирай и самого окаянного грешника, ибо ты одной и одинаковой с ним природы грешной. Может быть, и ты в том же грешен был или есть, в чем он, или легко можешь впасть в тот же грех. Даруй мне, Господи, зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего26.

В сию минуту (девять с половиной часов утра) Господь явил во мне великую и [быструю] Свою милость чрез веру во имя Его и покаяние мое, избавив меня от диавольской тесноты и смерти, постигшей меня за мгновенное пристрастие к тлению, после того как я причастил больного Дмитрия Степановича [К...].

Благодарю Господа, даровавшего мне вчера благодать совершить непреткновенно повечерие с каноном, отпустительной молитвой и ектенией окончательной и совершить сегодня утреню, хотя не без тяжких искушений до поту и крови (как я возился с врагами невидимыми у святого престола в Предтеченском приделе, в какой был тесноте, смятении, волнении, уязвлении, как яд вражий мучил меня!). Слава Господу, врачующему острыми искушениями и спасающему душу мою! Господи! Меня, грубого, утончи, отягощенного грехами облегчи, омраченного просвети, малодушного утешь, робкого сотвори мужественным, слабого укрепи.

Десять с половиной часов вечера. До смерти тяжкое искушение постигло меня сегодня во время великого повечерия по поводу нарушения поста у Славинских (ел рыбу, пирог, пил вино, мед в достаточном количестве). Враги смущали, щемили, устрашали, посрамляли, обессиливали меня, приводили в отчаяние, но покаянием и слезами (благодарение за слезы Господу!) Господь избавил меня от насилия и умерщвления вражеского и подал мне благодать тонкости, легкости и бодрости сердца и искренность и силу при чтении Великого канона, не без некоторых преткновений.

Затем в Андреевском попечительстве в заседании (в восемь часов) Господь удивил на мне или во мне державную, всеблагую руку Свою, избавив меня чудным именем Своим, усердно призванным и с великой верой, от смертельной тесноты, тоски, срамоты, уничижения и срамоты по поводу не совсем уместных речей моих касательно очистки двора посредством нищих людей (не о том была речь). Я ожил, воскрес, просветился, распространился в сердце, когда вселился в меня снова верою Господь. Я стал величествен и благолепен Господом моим, мирен, освящен, достоин своего имени и звания христианина и священника.

В каноне Святому Кресту изображается, сколько благодеяний несказанно великих даровано нам Господом Богом чрез Крест. Удивляемся и ужасаемся и радуемся величию этих благодеяний, этой Божественной любви к миру. Читай чаще канон Кресту.

Посредством тяжких искушений бесовских очень истончается, и очищается, и укрепляется, и просвещается сердце. Хотя и крайне тяжки, но зато весьма полезны огненные ядовитые возмущения и поражающие смертью сердце человека искушения. По молитве покаяния и по избавлении от них Господом водворяется в сердце необыкновенная тишина и душе сообщается божественное ее благородие и величие.

Господи! Благодарю Тебя, что Ты привлек добрых, ревностных членов, умных и распорядительных, в церковное приходское попечительство наше, и даже немцев-лютеран. Споспешествуй нам, Владыко Господи, во всех наших начинаниях. Господи, помогай нам! Пресвятая Богородице! Помогай нам!

28 февраля

Пятница Первой недели поста. Горе мне великое сегодня было во время утрени от вчерашнего ядения вечером в позднюю пору и от лишнего питья квасу: враг тяжко нападал на меня смущением и боязнью, страшно колебал адским дыханием своим, убивал душу мою, повергая ее в бессилие и связывая, не давая говорить слов ектений и молитв. Но слава Господу, избавителю моему крепкому, скорому, дивному! Он прогонял врагов моих, избавляя меня от всех их козней, даруя мне мир, радость, дерзновение, умиление, пространство душевное и голос сильный, умиленный.

* * *

Благодарю и превозношу Господа моего Иисуса Христа, многократно спасавшего меня силою и милостью Своею во время часов, вечерни и литургии Преждеосвященной и после нее, по употреблении Святых Даров. Враг запнул, и уязвил, и смутил, посрамил меня в конце заамвонной молитвы, в конце молитвы освятительной для колива и при отпусте, и всякий раз Господь исцелял и миловал меня. Но особенно неизреченно великую милость явил мне Господь в гимназии, где я почти два часа был в ужасной тесноте от врагов, в смертельной скорби из-за огорчения на ученика Ламанова, не принесшего мне номер газеты [...]; враг поразил меня адски, предвидя крайнюю мою нужду в мире сердечном пред предстоящей исповедью, ибо желал чрез умерщвление меня [лишишь] духовной пользы духовных чад моих; но долгое и сильное покаяние мое принял Господь и даровал мне продолжительный и глубокий мир еще в конце последнего класса в гимназии и особенно по приходе моем домой в два с тремя четвертями часа. Всю исповедь я был молодцом, бодро и живо делая дело. Слава Богу! (Было 245 человек исповедников у меня лично.)

Еще благодарю Господа за чудо милосердия ко мне в доме Двоеглазова в квартире вдовы, у которой умер сын, бывший певчий собора. Я пришел сюда крайне смущенный и взволнованный поступком настоятеля отца Павла, не дождавшегося меня на панихиду к Семенову Николаю Михайловичу. Я припал ко Господу в покаянии (в моем озлоблении на отца Павла), и Господь даровал мир. Слава Господу!

* * *

Замечательно, что я никогда не бываю так здоров, бодр, легок, покоен, свободен, как в Великом посту, когда не ем рыбы (не говоря о скоромной пище) и особенно когда исповедую мирян. Этот труд укрепляет и душу и тело, сон бывает краткий, но крепкий, восстановляющий быстро силы, которые, впрочем, и восстанавливать не много нужно средств. Слава о сем Господу моему, возбранному Воеводе и Победителю.

Вдове Прокофьевой я мало дал вчера (рубль), имея возможность дать больше. Она очень бедна и жалка – дам больше... Да пошлю ее в благотворительное общество, там бо́льшие средства.

Жгучи и мучительны стрелы вражии, но прохладительна и сладостна милость и благодать Божия, заступающая меня.

* * *

Суббота. Благодарю Господа за величайшую помощь мне, немощному духом, боязливому и удобовозмущаемому, во время утрени и ранней обедни в Думской церкви при предстоянии множества народа всякого звания и состояния, и за неосужденное совершение с умилением слезным литургии, и за неосужденное причащение мое собственное и множества мирян (трехсот с лишком). Благодарение Господу за избавление от нечистого поползновения моего сердца и плоти дома при виде девы голой и за дарование чистоты и нетления. Какая свобода, какой мир, какое дерзновение невинного

сердца! Но какой стыд, какое смятение, какая теснота сердца нечистого!

Шесть с половиной часов вечера. Благодарю Господа, удивившего на мне свет Свой и милость очищением сердца моего от скверной тли страстей, смертоносно покрывавшей его. Эта нечаянная милость Божия у меня прошибла слезы умиления. Так, всё возможно Господу! Ему возможно и червленое душ наших яко волну убелити и багряное яко снег убелити [Ис.1:18]. А мы – срамные сосуды страстей: диавол почти непрестанно орудует в нас, окаляя наши души страстями различными. Но по противоположности заключая от нас, непотребных и нечистых, к пречистому сосуду Божества, к Божией Матери, можем ли мы, нечистые и скверные, вообразить Ее несравненную, неизреченную чистоту и святость как Матери Божией? Не можем, но тем более мы [должны] удивляться и благоговеть пред Ней и смиренно, в покаянии, из глубины души молить Ее, да даст нам каплю некую от Божественной святыни Своей и нашим грешным и нечистым душам и Своим всемощным мановением отымет скверны душ и телес наших, ибо Она, как Матерь Божия, всё может.

Кадило благовонное курящееся употребляется в храме и в домах при молитвословиях для возбуждения горячности в душах молящихся. Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою [Пс.140:2].

* * *

Десять часов вечера. Благодарю Господа, избавившего меня по приходе домой из гимназии, после гнева на нищих и потачки бедному солдатику в гонении и толкании их, – избавившего меня от тесноты и скорби, праведно постигших меня за жестокосердие, скупость, сребролюбие, озлобление, которые должны быть чужды священнику, как пастырю и носителю сана и духа Христова. Я припал ко Господу с усердным покаянием, и Он помиловал меня, даровав мне мир. Слава Господу! Но вот и теперь я разгневался несколько на жену за дурной запах в комнатах от мыла и [...]. Каюсь от всего сердца и теперь в злобе и нетерпении. Обрати и исправи, Господи, помилуй и спаси, Господи долготерпеливе и многомилостиве!

Холодом повеяло на тебя, говоришь, от владыки Петербургского митрополита Исидора, когда он принял тебя с крайней важностью и бессердечностью. Но от тебя самого чем веет часто-пречасто на многих прихожан твоих, и даже на святых Божиих угодников, и на Самую Пречистую Деву Богородицу, и на Самого Господа? Не холодом ли, не смрадом ли всяких страстей? Что же ты не имеешь снисхождения к старцу, согбенному летами, утружденному делами многочисленными, стужаемому27 всякий день от множества просителей и разных, разных лиц? Он человек, как и все мы, а не Ангел, и он может легко раздражаться, и он может быть мнителен и опрометчив и суров подчас. А ты бываешь часто и зол, и горд, и суров, и завистлив, и чреву раб, и лукав, и непокорен внутренно, а иногда и наружно, и тысячью страстей одержим. Имей же всякое снисхождение к святому старцу, смирись и скажи, что ты достоин сурового приема, как и сам суровый и страстный, особенно к нищим. Как ты с ними иногда обращаешься?.. Не дивись, что и с тобою так же обращаются иные: какою мерою мерите, такою и вам будут мерить, говорит вечная Правда [Мф.7:2]. Преклонись же до земли и скажи Господу в смирении сердца: Господи, помилуй и возвысь и прославь раба Твоего митрополита Исидора к славе имени Твоего и Церкви Твоей и меня молитвами сего пастыреначальника помилуй, просвети и спаси, аминь.

Еще твое сердце тайно любит грех и сочетовается с ним, а потому и не может совершенно любить Бога, совершенную Правду и Святыню. Очисти же сердце твое от всякой скверны плоти и духа, да возможеши Бога возлюбить всем сердцем.

* * *

21

Кольми паче (церк.-слав.) – тем более.

22

Фат – самодовольный франт, щёголь.

23

Мечта, мечтание (церк.-слав.) – пустой вид, призрак, обольщение.

24

Богородичен «Иже нас ради Рождейся от Девы», глас 8-й.

25

Проженити (церк.-слав.) – прогнать.

26

Молитва преподобного Ефрема Сирина.

27

Стужати (церк.-слав.) – теснить, беспокоить; угнетать.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 23: 1880-1882. - 2018. - 647, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle