Источник

Январь 1881 г.

1 января

Благодарю всем сердцем Господа моего за величайшую, чудесную помощь и спасение вчера при пении всенощных у Лебедевой и капитана первого ранга Скрыплева и молебна у капитана Измайлова, особенно всенощной в Думской Успенской церкви и у учителя гимназии Титкова: по причине чревоугодия и пресыщения я обессилел душой и телом, особенно органами грудными и гортанными; невидимые враги легко играли моим сердцем, боря помыслами и чувствованиями нечистыми и боязливыми, но по молитве покаяния моего скоро пришла мне благодать на помощь, даровала мне слезы умиления, и я окреп душой и телом. Слава Господу!

Вечер. В нынешний день я сподобился многократно величайших Божиих милостей и спасений пакибытия: во-первых, в квартире Трофима Ивановича и Марии Ивановны в доме Семгиной, куда я пришел в скорби и тесноте по поводу гнева на нищих, надоевших мне просьбами, – покаявшись от всей души в своей злобе, я получил милость и мир; потом в церкви пред совершением проскомидии я удостоился снова получить прощение вследствие покаяния моего в лукавстве и нечистом воззрении на девицу Иванову в Высокой улице в доме Зайцева. Затем вечером в пять с половиной часов я удостоился получить величайшее избавление от скорби и тесноты, постигших меня за отказ нищему в большем количестве, чем он просил. Потом в квартире Ольги Афанасьевны Карповой Господь избавил меня от тесноты и скорби, постигших меня за гнев и огорчение на Параскеву Ивановну Ковригину за держание ею руки моей. Наконец по приходе домой, когда я рассердился на жену и прислугу Анну и мою душу наполнила смерть. Я покаялся в своей ярости, и Бог простил меня.

Пред самым сном Господь помиловал меня и еще, спасши меня по молитве покаяния от яда сластолюбивой похоти.

Во время поздней литургии вчера я прочел всю заамвонную молитву с чувством и отпуст весь со всеми друзьями Божьими (то есть упомянув твердо всех, кого было нужно). За всенощной третьего дня (после упорной предварительной борьбы) тоже почти весь отпуст со всеми святыми.

2 января

Пятница. Утро. После утрени. Благодарю Господа, избавившего меня обычным Своим благоутробием за покаяние мое от величайшей скорби и тесноты и муки, постигших меня за огорчение на нищих. Долго я припадал к святому престолу в Петропавловском приделе и именем Господним сокрушил державу смерти во мне.

Вечер. Пять часов. После вечерни. Благодарю Господа, принявшего еще покаяние мое во гневе на нищих, не дающих мне нигде проходу потому только, что они привыкли получать от меня ежедневно и не по однажды милостыню. Я помилован опять Господом; смятение, скорбь и теснота удалились, и мир вожделенный опять воцарился во внутренностях моих. На совете предложить меры о уменьшении нищенства.

Молодой высокий парень, нищий мещанин, вынудил меня сегодня дать ему семьдесят копеек на опорки14; обещал идти на работу. Посмотрю, что будет. Теперь я ему, хитрому, лживому, месяц не подам ни копейки.

Братия! Мы все – уста мирян, которые должны день и ночь молиться, славить и благодарить Господа за все Его милости к ним и к нам. Мы ходатаи о них пред Богом, мы примирители их с Богом; нам поручено от Господа слово мира, который мы и преподаем так часто, говоря: Мир всем. Как дорого это слово мира, данное нам и нами преподаваемое не на словах только, но и на деле, ибо сказано: мир дому сему, если будет он достоин, а если нет, то к нам возвратится [Лк.10:5,6]. О, как дорог мир с Богом, мир, которого не было на земле столько тысяч лет и который принесен вочеловечившимся Богом, – мир со своей совестью.

3 января

Благодарю Господа за скорое, благостное, щедрое избавление души моей от скорби и тесноты греховной в доме Денисова в квартире прапорщика Харинского пред чтением молитв родильнице.

Благодарение Господу за державную помощь Его во время всенощной воскресной, за избавление от лютого диавольского насильства и тесноты, за дарование слез умиления и за небесные озарения. (Мысли о Церкви Христовой: о, святое сочленение Церкви! О, новые члены ее!)

Благодарю Господа за выговорение отпуста на всенощной, за помощь Его чудную против бесов коварных.

4 января

Воскресение. После поздней обедни. Господь по великой милости Своей избавил меня пред началом обедни (проскомидии) от адского огня, от адской скорби, тесноты и муки за покаяние усердное, когда я припадал многократно к престолу Его животворящему в Петровском и Покровском приделах; Он даровал мне мир, простор и прохладу. Только недолго. Всю обедню я находился в тяжкой сердечной тесноте и скорби, я был немощен духом, малодушен, боязлив, несвободен. Где дерзновение, мир, свобода? Где владычественность духа? Весь боязнь, малодушие, рабство, теснота, тьма. На великом входе не мог говорить имен царской фамилии от малодушия и боязни не знаю кого и чего. Святейший Синод по освящении Даров тоже не мог вслух выговорить по малодушию и боязни. Теснота происходила от вчерашнего пресыщения вечером в десять часов жарким из индейки. О, да не ем мяса и ничего густого на ночь.

Тяжко согрешил я пред Господом, Богоматерью, пред святыми Ангелами и святыми человеками и пред настоятелем моим отцом Павлом после сегодняшней обедни по поводу отказа настоятеля от хода на Иордан 6 января, что он высказал алтарному сторожу Прокопию. Сколько пререканий, укоризн заочно сделал я настоятелю, сколько у меня было горечи, неприязни к нему, обидчивости на него, зависти и ревности, что он пользуется всевозможными вольностями, получает денег много, а дела делает очень мало. На те требы, где ему прямая выгода, ходит поспешно и ни о какой боли не говорит, а на те требы, где не представляется прямой выгоды и где есть некоторая трудность, ходить отказывается, ссылаясь на разные немощи! Как мне было тяжело вследствие моего неудовольствия и ропота! Какое смятение! Какая скорбь и теснота! Какое омрачение! Какое раздражение! Беда, крайняя была мне беда! А между тем из-за чего раздражение? Ни из-за чего. Надо за величайшую честь себе ставить хождение на Иордан и личное участие в служении иорданской службы, разделяя таким образом величайшую честь с Иоанном Крестителем. Прости мне, Господи, все прегрешения мои нынешнего дня.

О достоинстве, светлости, красоте, нетлении образа Божия в человеке. О долге хранить его или восстановлять его покаянием, слезами, воздержанием, молитвой, бдением, говением, причащением Святых Таин, милостыней, трудолюбием; о долге украшать и совершенствовать его всякой добродетелью, особенно смирением, незлобием, любовью ко всем, непрестанной молитвой и славословием.

Сколько предложено нам в Писании величайших побуждений и примеров для пощения! О, если бы дал Господь помнить о всех этих побуждениях и примерах и стараться исполнять предложенное!

Замечательно, что однажды во время утрени при сильном искушении от бесплотных врагов я смело посмотрел на народ, этих овец стада Христова, и страх вражий пропал. Слава Богу!

5 января

Мы, братия, уста всего прихода нашего в делах веры и благочестия христианского (даже всего Кронштадта) и должны громко за всех молить, благодарить и славить Бога, право правя слово истины. Чадо Тимофее, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков [1Тим.2:1].

Лицом клицу к святой истине стоим мы, иереи, всякий день, не так, как миряне, занятые мирскими науками, обязанностями, заботами; нам крайне стыдно и грешно было бы закрывать глаза от истины и жить в суете. Нам нужно непрестанно указывать истину и правду мирянам.

Великую нищету я сам себе делаю на всякий день, увлекаясь пристрастиями житейскими и жалением вещей преходящих, всякий день мучусь, утесняюсь. Соединения с Тобою, Господи, паче всего искать даруй мне, Господи! Сколько благо прилепляться ко Господу! Одна и та же суета, одни и те же нелепые страсти всякий день!

Многократно и многообразно я прогневляю Тебя, Господа Бога моего, всякий день. Помилуй мя!

Сколько молитв у нас вычитывается всякий день! Но где же плоды? Где исправление, где добродетель христианская? Всё как семя, посеянное при пути, или на камне, или в тернии, – всё пропадает!

Служу Таинству бессмертия, освящения, обновления, нетления, обожения, вечной славы, вечной жизни, вечного блаженства! Для чего же желаю с пристрастием земной, суетной, ложной, тленной, незаслуженной славы? Чего рвусь, смущаюсь, диавола имея наустника, надругателя?

С какой наглостью, насилием, ядовитостью вторгаются в мое сердце, во время литургии особенно, когда я должен быть весь небесен, страсти житейские: самолюбие, честолюбие, сластолюбие, зависть, алчность, гнев, неприязнь, нечистота, разленение, любостяжание! Но слава Тебе, Господи, избавляющему меня от страстей бесчестия!

Мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно [2Кор.4:18]. Что ми есть на небеса? и от Тебе что восхотехна земли? Изчезе сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век [Пс.72:25,26].

Свободу, владычественность, степенность, мерность даруй духу моему, Владыко Господи!

Остроты и желчность речей братских или другого кого не передавать, чтобы не смутиться и не лишиться духа любви, кротости и смирения, тишины, спокойствия душевного.

Боже мой! Что Ты зришь ежеминутно в сердцах человеческих? – Самолюбие, нелюбовь, неприязнь друг к другу. В каждом сердце тлеет искра или горит огонь неприязни к кому-либо, зависти, гордости или нечистых чувств и расположений плотских! Что такое самая добродетель наша? Это хаос, смешение добра и зла.

Даруй мне, Господи, совершить великое водоосвящение во смирении, правоте, тихости, бодрости и крепости сердца.

* * *

Благодарю Господа, многократно избавлявшего меня по великой Своей милости во время обедни от злых движений сердца моего, от тесноты и бессилия сердечного, от насилия греховного и даровавшего мне мир и дерзновение. Благодарю Господа, помиловавшего меня по молитве покаяния от движения злобы на нищих, просивших у меня милостыни по дороге, когда я ходил со крестом.

6 января

При служении утрени и ранней обедни был я в крайнем смущении и тесноте – раз от раздражения на нищих, потом на отца настоятеля за его неизвещение меня, сам ли он или я за него пойду на Иордан освящать воду, и от глупой досады на уклонение его от труда. Я страшно волновался, каялся, припадал много раз к святому престолу и не получил желаемого избавления; на литии был в смущении и тесноте; возгласа Боже, Спасителю наш не выговорил всего, молитву Владыко Господи в конце тоже не выговорил всю; на благословении хлебов возгласа тоже не мог выговорить; Евангелие прочитал всё; отпуст не весь; Христе, Свете истинный не всю прочитал; за обедней ранней тоже смущение, тягость, теснота; сердился на сторожа Прокопия за неглижерство15; на великом входе царскую фамилию всю не выговорил от смущения и бессилия сердца, В первых помяни, Господи скрал от смятения и бессилия, заамвонную прочитал не всю, пропустил Ты тех возпрослави и прочее. Отпуст выговорил весь. На Иордан шел в смущении и душевном поражении; на Иордане Евангелие не прочитал, но смял; молитву водосвятную [читал] в душевном поражении и умерщвлении; обращение к Святой Троице говорил не по трижды от диавольской боязни и бессилия; крест погружал хорошо; возвращался в душевном поражении.

7 января

При служении утрени, молебнов Господь многократно спасал меня по молитве покаяния от грехов моих; вот и ныне (седьмой час вечера) во флигеле реального училища во время молебна Господь спас меня от неприязни. Славлю Господа. За сим, когда я шел домой и снова разгневался на нищих и уязвил тем душу свою и покаялся, Господь снова явил на мне великую Свою милость. Слава Господу!

Вечером в восемь часов, когда я шел к Якову Калин. Маркову и на дороге мне встретились ждавшие меня нищие, заявлявшие мне большие и разнообразные нужды свои, я пришел, окаянный, в такую ярость, что двоих из них сильно выдрал за волосы; кроме того, одного, толкая, взял за ворот одежды и, таща за нее, рвал ее на нем, другого на пол повалил за волосы, двоих же за волосы только слегка выдрал – и чрез то сам впал в величайшую тесноту и беду, лишился благодати Божией и только усиленным покаянием со слезами испросил у многомилостивого Господа прощение грехов с миром, свободой и пространством душевным и телесным. Из-за чего же столь сильно действуют во мне страсти? – Из-за пристрастия к плоти грехолюбивой и сластолюбивой и к земной жизни, к земным благам: к пище и питью, к одежде, к деньгам, к отличиям, к удовольствиям, и по причине происходящей от того холодности к Богу и ближним, неприязни к ближним, с которыми приходится нам делиться своим достоянием, от маловерия, ненадеяния, или нечаяния будущей жизни и нетленных благ, уготованных самоотверженным ради Христа и ближних, и от нелюбви к Богу и ближним.

Я подвергаюсь величайшей беде из-за своего самолюбия, скупости, сребролюбия, плотоугодия, жестокосердия, гнева и раздражительности и только себя мучу крайне и искушаю всякий день Божественное милосердие и бесконечную благость Божию, непобеждаемую нашими злобами. В тысячу крат же лучше не иметь глупого, слепого самолюбия, пристрастия к своей, как пар, преходящей плоти и крови, отбросить пристрастие к деньгам и возложить упование на Бога, которое не посрамляет, нежели всякий день ужасно бедствовать самому и искушать Бога и терпение нищих, быть равнодушным ко всему, льстящему плоти, и горячим к Богу и людям.

Худо то, что раздражительность, гнев, неприязнь к нищим и вообще к ближним обращается в навык, в страсть и я могу чрез то впадать еще в сильную беду. Господи! Научи меня кротости, тихости, смирению, незлобию, терпению, самоотвержению.

8 января

Четверг. Благодарю Господа моего за величайшую милость ко мне недостойному, что сподобил меня совершить непреткновенно, победоносно, мирно, сердечно Божественную литургию, и канон на утрени прочитать торжественным гласом, и стихиры на стиховне пропеть, главное же – неосужденно и животворно причаститься Божественных Таин. Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния дома (пред образом Спасителя в зале) от огня палящего и тесноты, постигших меня за гнев на нищих.

9 января

Благодарю Господа, миловавшего меня и нынешний день скоро по внутреннему гласу покаяния и веры души моей: во-первых, во время утрени, когда злой демон уязвил душу мою злой подозрительностью и озлоблением тайным на настоятеля отца Павла (это было при чтении канона в конце); лишь только я искренно покаялся в этом, осудил себя, как Господь простер ко мне спасающую десницу Свою, отъял от меня смерть и оживотворил меня; потом в квартире [...] Соломонии, быв в борьбе со грехом, помолился тайно Господу о избавлении и спасении, и Господь очистил меня, даровав мне мир и свободу от насилий плоти. Наконец сейчас (шестой час вечера) Господь спас меня от тесноты и смерти душевной по молитве покаяния.

10 января

Суббота. Благодарю Господа, призвавшего меня милостью неизреченной к служению ранней литургии в соборе и даровавшего мне избавление от тяжких козней Велиара16 (по поводу монотонного пения дьячком Верую во единого... и особенно конца его).

Благодарю Господа, исцелившего немощь и жгучесть в моем теле чрез быстрое движение пешеходное на свежем воздухе и происшедшую чрез то испарину. Благодарю Господа, избавившего меня от смертоносного яда змиина, излиянного от змия вследствие моей боязни супостата при чтении Евангелия о явлении Фоме [Ин.20:19–31]... Благодарю Господа, избавившего меня по окончании великого отпуста на всенощной, скраденного по действию Велиара, и наконец благодарю Господа за избавление после малого отпуста от лютого угрызения змиина.

Отчего низлагает меня невидимый злодей во время богослужения торжественного и неторжественного? Из-за моей алчности к пище и питью, из-за необуздания чрева моего, и я чувствую, что его сила, или пакость, на чреве моем, когда я особенно приятно поем да попью. Не напрасно Сам Господь дал Собою пример поста, и все святые постились – иного пути, иного средства к победе над бесплотными врагами нет, но при воздержании должно быть смирение и любовь с терпением. Даруй, Господи! О, прочь животная, неразумная, грубая жизнь! Горе ум, и сердце, и воля!

Диавол всех нас водит за нос, заставляя каждого из нас преследовать не ту цель, главную и всеобщую, какая указана нам Богом, но цели частные, часто ложные, греховные, страстные, плотские, которые сбивают нас часто и пречасто на гибельный путь. Настави мя, Господи, на путь Твой, еже ходити во истине Твоей17.

Богослужебные отпусты непременно надо выговаривать: в них вся цель, суть, весь вывод богослужения, всё упование Церкви молящейся; Церковь воинствующая по ходатайству Церкви торжествующей уповает получить милость и спасение от Господа, Царя славы и всемогущей Главы Церкви. Вот содержание, мысль отпуста богослужебного; чрез него еще Церковь дает свое мирное благословение на выход из храма.

11 января

Благодарю Господа, начавшего с утра миловать меня величайшей милостью Своей, даровавшего слезы умиления при чтении канонов и акафистов (воскресный день) и при служении молебнов, помощь против лютых демонов, нещадно нападавших на меня, и сейчас избавившего от тесноты и огня адского, постигших меня за огорчение на нищих. Я покаялся, искренно осудив себя, прося великой милости у Господа ради имени Его.

Пред самой обедней в церкви Господь по молитве покаяния моего избавил меня от крайне острого искушения, острой и тяжкой скорби и тесноты, когда я припадал с верой и умилением к святому и животворящему престолу в Покровском приделе. После такой тесноты сколь было мне отрадно, когда Господь помиловал меня! Слава Тебе, благопослушливе, скоропослушливе, благоуветливе и благопременительне Господи!

А во время обедни сколь я был жалким и бедным грешником при нападении врагов бесплотных и удручении меня смятением и страхом и боязнью! И только слезы покаяния, которые суть тоже великая милость Божия, спасли меня, низвели на меня силу и помощь и милость Божию, и я совершил литургию довольно спокойно, громогласно, искренно, тепло, назидательно. Заамвонную прочел всю, отпуст весь, кроме имени святого благоверного князя Александра Невского. Потом в продолжение дня при молебнах и крестинах Господь являл мне скорую помощь и милость. Славлю Господа.

12 января

Благодарю Господа, всеблагого помощника, избавившего меня от напастей вражиих во время утрени и даровавшего мне помощь к непреткновенному и благодерзновенному служению, чудно оживотворившему душу мою и всех молившихся в церкви. При пении молебна Спасителю, Божией Матери и мученице Татиане враг навел тяжкую напасть – озлобление тайное на дьячка из-за безделицы, из-за мгновенного умолчания, когда надо было петь; после молебна и замечания ему я успокоился. Другое искушение: я позавидовал отцу Александру и возненавидел его на несколько минут по возбуждению вражескому за то, что он за всенощную и панихиду у Сорокиных взял деньги себе, думая, что он уговорил их, из-за выгоды своей соединив со всенощной и панихиду. За покаяние Господь помиловал меня. И чего мне недостает? Всё Господь дал мне, ни в чем не имею недостатка – только бы Самого Господа иметь паче всего достоянием моим неотъемлемым, с которым в скудости никогда не буду, ибо взыскующий Господа не лишится всякого блага, по псаломнику [Пс.33:11]. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем., что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя (Евр.13:5). Слава Господу, от безумия моего избавившему меня и умиротворившему меня.

Вчерашнее мясоядение вечером затрубило, оземленило сердце мое и сделало его особенно алчным, плотяным, страстным. Мне не надо есть мяса, и давно бы не надо: я должен жить как истый монах.

Вечер. Благодарю Господа за чудеса милосердия Его ко мне во время обедни и после обедни, когда я впал в грех раздражения и руконаказания нищего мальчика; на входе в гимназию совершилось чудо спасения и оживотворения по молитве веры и покаяния. В крайне тяжких обстоятельствах внутренних был я пред обедней, как [и] во время обедни после великого входа, пред классом, или во время пути в гимназию; но Многомилостивый дал мне умолить Его о помиловании, и я помилован от лютого наказания, избавлен и умиротворен, распространен и утешен. Еще помилован в квартире Васильева по утрени, в квартире племянников и в квартире Параскевы Ивановны и Прокопия.

К отцам Павлу Трачевскому и Петру Клепачевскому стучались ночью прихожане звать к больному умирающему; Трачевский отослал к священнику, а Клепачевского будто бы не было дома (в два часа ночи). Больной между тем умер, когда я пришел за непослушанием их.

После обедни. Благодарю Господа за милости многократного избавления от козней демонских во время обедни, особенно после великого входа, и за блаженство неизреченное после причащения Святых Таин, за чудное обновление и оживотворение. Благодарю Господа за многократное спасение на улице, в квартире у брата Петра Константиновича Несвицкого (когда я не подал милостыни двум нищим), за спасение во время вечерни и после вечерни.

Изобразить вред чревоугодия и пресыщения и винопития, равно и сребролюбия по отношению [к] любви к Богу и ближнему: огрубение, оземленение сердца, оскудение любви к Богу и ближнему, лицеприятие (пригожие, богатые и знатные лица – предмет почтения, раболепства, или боязни, или любви плотской), холодное, неискреннее, презрительное или жестокое обращение с низшими, незнатными, бедными, некрасивыми; скупость, алчность, раздражительность, нетерпение, непослушание и пререкание старшим, непочтение или неискреннее почтение, холодность к больным и умирающим или умершим; корыстная молитва, нечистая, неискренняя или боязнь бесовская во время молитвы, леность относительно молитвы, поверхностность при молитве с отсутствием ясных и возвышенных созерцаний и глубоких чувств.

Душа чревоугодника и во сне любит бывать там, где [лежат] яства да напитки, ибо демоны чревоугодия во сне показывают ей в изобилии несоразмерном те кушанья, которые она любит, и, как говорится, до отвалу, донельзя дают ей наесться и напиться, до отвращения и брезгливости. Горе с таким грубым земным направление душе. Она отпадает от Бога, от любви к Богу и ближнему, будучи пристрастна к тленному; она уподобляется скоту бессловесному. Где тогда ее богоподобные совершенства? Где духовные, небесные, чистые, бескорыстные стремления? Где духовные, возвышенные привязанности духовной любви? Вот что мало-помалу делает наше пристрастие к избранным яствам и напиткам! Немедленно надобно прекратить чревоугодие и возлюбить всем сердцем воздержание и пост, труд молитвы, чтение слова Божия, дела добродетели.

Еще. Животные страсти: алчность, блудные страсти, злоба, зависть – усиливаются и человека, существо словесное18, кроткое по природе, превращают в бессловесное, в зверя, в скотину.

14 января

Благодарю Господа, удивившего на мне чудную, всемощную милость Свою во время литургии: я был крайне немощен духом и телом до Херувимской, но после того сила Божия чудная открылась в моей немощи и я служил с величайшим одушевлением всю обедню, и молебен, и панихиду. Между прочим с величайшей верой молил Бога пред Святыми Дарами во время обедни о предании Царьграда православным и быть мне в храме Святой Софии Премудрости Божией.

Благодарю Господа за избавление от козней вражиих в квартире А. Васильевича Мурашова.

15 января

Благодарю Господа за избавление меня от величайших искушений, бывших следствием моего невоздержания, и дарование мне помощи великой при служении утрени.

Вечер. Бесплотные враги почти всякую обедню усиливаются с крайней настойчивостью или назойливостью производить во мне упадок духа, малодушие, срамление с крайней теснотой, так что требуется великая вера и тем большее упование на милосердие Божие, чтобы совсем не впасть в уныние и малодушие. Так было и сегодня, но искренней верой, упованием, покаянием я сломил благодатью Божьею духов уныния и срамоты и ощутил мир, свободу, достоинство в душе своей. Это было пред Херувимской песней и во время самой Херувимской песни; но одна безделица и пустяк разрушила мой мир: сторож Прокопий, подававший просфоры для изъятия, задел мою руку и удержал в руке своей просфору, когда я [...], и тем расстроил меня. Затем я не мог долго восстановить спокойствие, достоинство, силу душевную, был в насилии от бесплотных врагов, связан, посрамлен ими и не мог выговаривать спокойно всех возглашений на литургии верных, а слова В первых помяни, Господи смял, пропустил от тяжкого смущения и тесноты бесовской и только по причащении Святых Таин успокоился, и затем вскоре опять борец враг поверг меня в малодушие и тесноту, и наконец во время молебна с верой твердой и упованием непоколебимым припал к Святым Тайнам и верой во всесильную и всепримирительную силу их сломил бесплотных злодеев, удручавших меня по причине невоздержания моего, и исполнился спокойствия, достоинства и величия, с которыми и служил молебен и панихиды. Слава Господу! Слава животворящим Тайнам!

16 января

В угодниках Божиих мы чтим образы и подобия Божии, высокое достоинство человеческой богообразной природы, веру, святыню, правду, верность, преданность Богу, упование, любовь, самоотвержение ради угождения Богу, приветствуем в лице их исполнение чаяния их – получение бессмертной жизни; чтим и ублажаем их подвиги, во время земной жизни подъятые, их бодрую молитву о нас по успении их, ежедневно поучаемся у них жить и умирать по-христиански, для Бога и для вечности, в которую они перешли и в которой наслаждаются предощущением вечных благ и блаженствуют.

Старайся более всего стяжать правоту духа с всегдашним дерзновением.

Благодарю Господа, избавившего меня по молитве покаяния от искушений озлобления на дьячка из-за столкновения моей руки с его рукой и на протоиерея Ламанова за его страстность сварливую (при воспоминании о ней) и на нищую девочку – вчера после утрени, когда она подходила вместе с другими ко святому кресту. Сколько во мне самолюбия и происходящих от него страстей!

Вечер. Благодарю Господа, исполнившего меня чудесами милости и избавления Своего при совершении литургии от различных демонских козней, устремленных на меня, в коих я и сам весьма причинен, изнежив плоть свою свежим воздухом, хорошими снедями и питьями. Послышался в алтаре во время обедни запах чаду, и я крайне взволновался и некоторое время не мог спокойно служить; только за покаяние Господь избавил от суеты. Синод и митрополита с титулом не мог по страстности моей и диавольским наваждениям выговорить, но смял, скомкал – вышло нехорошо, недомолвка. Но вечером, когда я гулял по двору, от врага пришла мне неприязнь к митрополиту за его якобы крайне горделивое обращение со мною, я смутился, впал в тесноту и скорбь, но тайным покаянием и молитвою сломил, одолел врага бесплотного, и я чувствовал, как он вышел из меня; смущение и теснота как дым исчезли, и я исполнился мира, свободы и дерзновения.

От Клементьева взять долг.

Христиан православных святой апостол Петр называет народом избранным, царственным священством (сотворил есть нас цари и иереи Богу и Отцу Своему [Откр.1:6]), народом святым, людьми обновления [1Пет.2:9]. Какие величайшие преимущества и достоинство христиан! Но и какие высокие, важные обязанности возлагает на нас это звание! Как усердно и непрестанно мы должны оправдывать жизнью и делами это высокое звание! Да и какие за то обетованы нам блага! Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его [1Кор.2:9]. Прочь же страсти житейские! Прочь служение преходящему чреву, мамоне. Прочь корыстолюбие, честолюбие земное! Прочь раздражение, ярость, гнев, зависть низкая, прочь плотское сладострастие! Прочь сон, леность, нерадение! Прочь человекоугодие, лицеприятие, лицезрение, суетность, тщеславие!

17 января

Вечер. Благодарю Господа, удивившего на мне милость спасения Своего во время служения моего утрени и ранней обедни; но удивительно! – чего хотел особенно сильно, того не мог или убоялся по вражьему наваждению сделать: митрополита Исидора титула не выговорил от смятения вражия, хотя Господь принял покаяние и избавил меня от вражиих козней и одержания демонов. Причастился животворно и причастил духовных чад, женщин благочестивых. Молитвы пред причащением читал им спокойно, вполне.

18 января

Воскресение. Благодарю Господа, явившего мне помощь Свою при служении утрени и ранней обедни воскресной; много было обычных искушений, особенно при служении литургии: теснота, скорбь, нападения вражии, особенно при великом входе, и после него умерщвление сердечное, паралич сердца; не выговорил Святейший Синод и титула митрополита по освящении Даров; заамвонную не всю прочитал, отпуст не весь сказал.

19 января

Благодарю Господа за милости дня: дар здравия, спокойствия, благопоспешества, за любовь учеников моих. Был вечером в гостях у Анны Ал. Лебедевой и принят крайне ласково и гостеприимно, но и я слишком ласкосердствовал плоти своей многострастной и отчасти хозяйке. О, на строгой узде надо держать всегда плоть свою и сердце свое! Она всегдашняя противница Богу и душе моей, или духу моему.

20 января

Понедельник. Благодарю Господа за прошедший мирно и непреткновенно день. Был вечером у благодетельницы моей Ольги Афанасьевны в дарствованных мне от нее подряснике и ряске отличной шелковой материи и в лисьей шубе и показывал ей дарствованный мне от общества драгоценный наперсный золотой с камнями драгоценными крест.

21 января

Благодарю Господа за благополучно проведенный день. Вечером тяжко согрешило нищими, разгневавшись на них, укоривши и поносивши их, и подал милостыню человекам шести не охотно, не усердно, не смиренно, не с любовью, не благостно, не благодушно, но с гневом, с гордостью, презорством, укоризной, злобой, скупостью, неприязнью, с неверием, за что и наказан был лишением [благодатного] дерзновения, мира, пространства душевного, смятением, скорбью и теснотой, внутренней смертью, мраком, малодушием, срамотою и уничижением. Пролил слезы покаяния глубокого, искреннего, осудил себя всячески, от всей души, прося милости у Всемилостивого, Долготерпеливого, и получил сейчас помилование со всеми его благими плодами: дерзновением, миром, пространством, радостью, светом, чувством сыноположения. Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся [Лк.15:22–24].

Господь Иисус Христос, Божия Матерь со всеми Ангелами святыми и всеми угодниками Божьими весьма, весьма близки всегда к верующим и искренно благочестивым, сродны им, принимают ближайшее участие в их жизни. Только мы да будем искренно преданы им, да живем во святыне и правоте души и во всяком благоугождении, да прославляем и благодарим искренно Господа и Богородицу, а за ними и святых, да будем родом избранным, царственным священством, народом святым, людьми новыми.

22 января

Благодарю Господа, обновившего в сей день милости Свои ко мне недостойному и ради покаяния очистившего греховные помыслы и движения сердца моего. Господи! Вдохни в мое сердце любовь и благоговение к архипастырю моему, владыке Исидору, к коему вот уже много лет не расположено сердце мое за его грубый и гордый прием меня, которого я достоин по моим грехам и самомнению, бывшему особенно в то время (лет шесть назад и двенадцать). Даруй мне истинное смирение, незлобие, терпение, послушание, любление нелицемерное.

Вопрос о нищенстве в нашем городе, да и вообще в России, должен быть поставлен прямо и решительно и Церковью, и правительством. Нищета у нас крайне умножилась, ей деваться некуда – нет спроса на труды ее, и нам деваться с ней некуда. Она нас одолевает, она бьет нам в глаза на всех путях и перекрестках, на дорогах и изгородях. Что делать с ней? Есть у нас Дума, и Думе надо о ней подумать, тем более что нищета наша пришлая есть ее приемное детище. Разрешения этого вопроса в положительном смысле настоятельно требуют Евангелие, Церковь, Сам Господь – Глава Церкви и государь – глава государства. Евангелие нынешнего дня подает нам прекрасный повод поговорить о побуждениях к заботе о нищих. Сегодня было читано Евангелие о богатом откупщике Закхее [Лк.19:1–10]. О, если бы больше у нас было этих Закхеев! Закхей, наслышавшись о Божественном чудотворце Иисусе Христе, крайне хотел видеть Его, и вот, когда общее движение народа возвестило ему о приближении Его, он, не могший видеть Его по причине малого роста, влезает на дерево, чтобы оттуда взглянуть на лицо Господа, и вдруг он слышит от Господа приветливое слово: Закхей, слезь поскорей, Мне надобно быть у тебя в доме. Закхей слез и повел Его с радостью в дом свой. Когда зашел Господь в дом его, послышался ропот со всех сторон на то, что Господь вошел под кровлю грешного человека. Закхей, услышав это, пришел в чувство раскаяния и, видя в доме своем Творца неба и земли, восприявшего зрак раба и вольную нищету нашего ради спасения, воскликнул: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Господь, провидевший его сердечное покаяние и пришедший призвать грешников на покаяние, милостиво сказал: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, то есть верного и странноприимного. Или рука Господня оскудела, или не силен Господь воздать благотворителю от неистощимых сокровищ Своей благости?

Десять часов вечера. Благодарю Господа, милостиво принявшего покаяние мое и избавившего меня от похотения плотского. О, даруй мне, Господи, всецело, всегда, неизменно любить Тебя единого и правду и святыню Твою и ненавидеть всецело всепагубный и вселестный грех.

В тот же вечер, в семь часов, когда я шел из попечительства к Ивану Филипповичу Прусскому для беседы и когда я был внутренно в сильной степени утеснен, уничижен и пленен невидимыми врагами, то во время тайной молитвы покаяния и веры я удостоился великого и чудного избавления от действий во мне невидимых врагов, спокойствия, простора, дерзновения, обновления, светлости душевной, благоухания от Духа Святого, и пришел в квартиру Прусского иным человеком. С миром и дерзновением прочитал вслух молитву Господню и слова благословения пред пищей и питием; беседовал свободно.

Ведь без елея не пустят в рай и затворят нам двери.

У нас есть верное, удобное и всегда присущее нам оружие против диавола и греха – крест и крестное знамение, которым мы всегда можем защищаться и ограждаться от непрестанно ратующих на нас, соблазняющих нас на грех врагов невидимых, лукавейших и злейших и по самой их духовности и простоте существа быстро, подобно молнии, увлекающих иногда в грех неосторожных людей или неверующих. Премудро Церковь установила с первых времен, чтобы чада ее знаменались часто знамением крестным. (Смотри Канон Кресту, также молитву крестную: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.)

23 января

Вечер. Пять с половиной часов. Благодарю Господа, дважды державно избавившего меня благостью Своею, во-первых (когда я подходил к гимназии), от тесноты, срамоты и скорби и, во-вторых, в квартире Василия Федоровича Никитина пред молебном, когда я был в скорби, срамоте, тесноте и бессилии сердечном от своего жестокосердия к нищим, которые заявляли мне свои разные требования, а я не исполнил их, а дал им только немного, так как их всех очень много.

Восемь с половиной часов вечера. После свадьбы Сиделкина. Крайне тяжелому искушению подвергся я пред самой свадьбой от огорчения на невесту за долгий неприезд в церковь; я смутился духом, разрушив заповедь любви своим нетерпением, озлоблением, и тьма окаянного покрыла меня, и смерть объяла меня, сатана наполнил внутренности мои; я лишился мира, дерзновения, свободы, достоинства, исполнился срамоты, томления, бессилия, смерти; читал молитвы с крайним трудом, концов или славословий не дочитывал от крайнего насилия демонского, иные молитвы пропускал, отпусты скрадывал; слова евангельские некоторые не выговорил от демонского злого насилия. И как же меня водили окаянные супостаты! Какое адское давление причиняли мне! Только верой, покаянием, молитвой, упованием избавился я от мучительства врагов бесплотных, прикасаясь часто верою к святому престолу после свадьбы. И благодарю Господа, тяжкие горы искушений сдвинувшего с души моей и даровавшему мне легкость, покой, простор, силу. Вперед никогда не огорчайся на жениха и невесту, не отпадай от любви во Христе. Таинство Брака есть по преимуществу таинство евангельской любви, и горе человеконенавистнику священнику, совершающему брак: он будет добычей невидимых врагов и воспляшут они в нем.

В духовенстве русском, монашеском и белом, нет единодушия, общения, братства, совета; черное духовенство против белого, друг другу противятся; оттого и дела веры и благочестия идут нехорошо. Епископы держат себя очень высоко, недоступно.

Завтра, 24 января, в девять часов утра в баню сходить (шесть недель не бывши).

Много у тебя книг духовного содержания, поучительных, нравоучительных, догматических, и не по книгам ты живешь, а по своим похотям и страстям, суетою занимаешься и суете предан ты. Обрати монету другой стороной и посмотри, что на ней изображено и написано.

24 января

Вечер. Одиннадцать с половиной часов. Благодарю Господа, спасшего меня по великой милости Своей от великой душевной и телесной беды, постигшей меня за ярость и гнев мой на нищих пред самой всенощной в Успенской церкви; я был весь смущен, взволнован, стеснен, запален адским огнем, внутренно посрамлен, омрачен. Но вот я не отчаялся в милости Божией, которой неисследимая бездна, в покаянии припадал многократно к престолу благодати и милости – и получил великую милость от Господа и оставление грехов и спокойно совершал всенощную. Во время шестопсалмия Господь даровал мне обильные слезы умиления вследствие сознания, что я недостойный [предстою] престолу Вседержителя, ходатайствуя о словесных овцах и совершая пренебесные, святые, чудные, животворящие Тайны о всех и за вся и другие великие Таинства. Сколь должен быть сей священник святым!

Не знают выгоды давать: давать – значит приобретать; какою мерою мерите, такою и вам будут мерить [Мф.7:2] и здесь, и в будущей жизни; жить да наживать только и в себя жить, а не в других – значит терять и себя, и свое имение, и будущую жизнь; жизнь христианская без милосердия к ближним немыслима, как солнце немыслимо без света и теплоты.

Кто оскорбляет без причины создание, тот оскорбляет Создателя; кто ругается созданию, тот ругается Создателю. Блудник, ругающийся над своим телом и телом женщины, оскорбляет Создателя и ругается Создателю, создавшему нас по образу и подобию Своему чисто, неблазненно, лепотно, целесообразно. Ругающийся нищему ругается Богу.

Какая пажить духовная у овец твоего стада? На Христовой ли пажити, здравой, питательной, спасительной, они пасутся? Ты сам, пастырь, на какой пажити ежедневно пасешь душу свою? Рассмотри, узнай, исправь. Время уже коротко [1Кор.7:29]... Пришествие приближается. Жених церковный при дверях.

Вчера при столкновении с отцом Владимиром Краснопольским, восхитившим ненамеренно мой доход от молитвы родильнице Анкудиновой (я сам был причиной опоздания), я почувствовал скорбь от лишения дохода и неприязненное чувство и к хозяину, и к отцу Владимиру. О, необученный христианской мудрости нестяжания, незлобия и любви неотпадающей! Согрешил я тяжко, но потом, размыслив, раскаялся, и Господь простил, даровав благодать мира, света, силы, свободы.

О, лисий хвост диавольский во мне! О, лисьи зубы! О, лисьи лапы! О земнородные! Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою [1Пет.5:8–9].

27 января

Благодарю Господа за скорое избавление от бед внутренних во время утрени за веру и покаяние мое. Сколь благопослушлив, скоропослушлив, благоуветлив и благопременителен Господь ко мне грешному.

Во мне нет смирения, кротости, незлобия, терпения, а есть самолюбие крайнее, гордость, злоба и нетерпение, что я доселе помню холодный, невнимательный, презорливый прием митрополита Исидора и не могу молиться за него в торжественных случаях, парализуемый неприязненным к нему чувством. Даруй мне, Господи, смирение, незлобие, простоту19, терпение, даруй мне никогда не помнить зла и со смирением переносить строптивость и суровость владыки; даруй мне молиться за него Тебе с любовью и смирением, искренно, непоколебимо.

28 января

Вследствие вчерашнего невоздержания и пресыщения вечером (у Ефрема Леонтьевича [К...] после домашней всенощной и в доме Голубева), также вследствие теплой окутки ночью случилось сонное мечтание и блудное осквернение ко вреду здоровья. Да и за обедом с алчностью ел мясо. Прости, прости, Владыко Господи, беззакония моя и даруй мне благодать воздержания всегдашнего, строгого, целомудрия непоколебимого.

Десять часов утра. Горе мне было от блудного осквернения в сонном мечтании; потряслось всё существо мое и здоровье: сделался ужасный озноб и дрожь, я едва согрелся в самом теплом подряснике и теплой шерстной рясе, под теплым одеялом; боль сильная в пояснице. Да, я чувствовал, что простудился сильно от этого, от опустения позвоночного канала. Да и гниль моя природная, золотуха, при ветре с востока (из Питера) взволновалась и взбушевалась. О, тяжелоносные сластей волны! Укроти, Господи!

28, 29, 30 и 31 января

Был я болен простудой, лежал в постели; приглашен был доктор Алексей Николаевич Дмитриев. Ночью на 31 число стало хорошо, ощутил совершенное здоровье во всем существе. Слава Богу! Погода сыроватая, снежная, снегу бездна. Была сильная боль в пояснице, стрельба в голову, а раньше того озноб, дрожь, сильная [потягота], немощь во всем существе, болезненность.

31 января

Благодарю Господа! Иже аще не возненавидит душу свою, не может Мой быти ученик, говорит Господь [Лк.14:26]. Что такое душа своя? Это животное, жизненное начало в человеке, или ветхий человек, по Писанию, в котором гнездятся и живут и действуют все страсти человеческие: неверие, сомнение, самолюбие, гордость, честолюбие, тщеславие, злоба, зависть, ревность, сребролюбие, сластолюбие, алчность, чревоугодие, пресыщение, пиянство, блуд, прелюбодейство, око лукавое, блазненность, гнев, раздражительность, подозрительность, леность, нерадение о едином на потребу и вообще о делах звания, праздность, бездействие, непокорность, противление начальству, родителям, старшим, возмущение, мятеж, ссоры, тяжбы, обиды, ложь, обман, неверность в любви, клятвопреступление и подобное, – вот наша душа, или ветхий человек! Явно отсюда, любить или ненавидеть следует такую душу! – Само собою, ненавидеть, как Божию противницу и противницу нашего благосостояния и делательницу всякого зла и погибели, и чуждаться ее, как она чуждается Бога и святых Его заповедей, и умерщвлять ее, по Апостолу: иже Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотьми [Гал.5:24]. Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным [1Кор.9:27].

Кто хочет любить Бога, тот должен презирать плотские удовольствия и страсти, ибо нельзя работать Богу и мамоне [Мф.6:24], то есть любить плоть многострастную и бесстрастного Бога. Кое общение света ко тьме и правде к беззаконию [2Кор.6:14]? Да и сердце человеческое едино и просто, оно не может делиться между Богом и миром, оно может быть привязано всецело к чему-либо одному: или к Богу, или к миру, к плоти, ко греху. Да и стоит из-за любви к Богу всеблагому, всеправедному, премудрому, всеблаженному, вечному, всемогущему презреть и плоть, и все красоты, сладости, почести, славу и богатство мира сего суетного, временного, тленного, преходящего, никогда не насыщающего и не удовлетворяющего бессмертного духа нашего; стоит счесть сладости мира за горечь, богатство за нищету и бедность, славу за бесчестие и тщету, красоту за безобразие, ибо в сравнении с Богом всё ничто, презренно.

Кто желает чистоты и целомудрия, а сам гоняется за сладкими брашнами и питьями (за сладкими чаями и подобным) и неравнодушно смотрит на пригожие, красивые лица, тот подобен человеку, который одной рукой строит, а другой разрушает созидаемое и никогда не достигнет чистоты и целомудрия. Надо удалять все поводы к нецеломудрию и сладострастию. А пища и питье – большой рычаг сладострастия.

Что засматриваешься на тела, которые суть гной и сукровица? Достойно ли это человека, существа разумного, богообразного, бессмертного? Взирай умными20 очами непрестанно на нетленную, несозданную красоту, проявившую себя отчасти в тварях, с нею совокупляйся, ею наслаждайся, ею восхищайся.

Смотри, чтобы между тобою и Богом не было никакой твари, разлучающей тебя с Богом образом греховным; образ Божий всецело да соединяется со своим Первообразом, как подобает. Сродное к сродному да прилепляется, к престолу чистоты, к нетленному – нетленное.

* * *

14

Опорки – старые, изношенные сапоги с отрезанными по щиколотку голенищами.

15

Неглижерство (фр.) – пренебрежение своими обязанностями, небрежнеость в их исполнении.

16

Велиар (евр.) – букв.: ничтожный, негодный. В Библии это слово прилагается ко всем развратным, нечестивым и злым людям, но в особенности к сатане, как главному виновнику всякого нечестия и зла.

17

На вечерне первая светильничная молитва.

18

Словесный (церк.-слав.) – духовный; понимаемый в переносном, духовном смысле.

19

Простый (церк.-слав.) – целый, неделимый на части; открытый, прямой, чистый, искренний.

20

Умный (церк.-слав.) – духовный.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 23: 1880-1882. - 2018. - 647, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle