Источник

Декабрь 1881 г.

4 декабря

Благодарю Господа, услышавшего молитву покаяния моего о погашении во мне вражды на протоиерея Павла В. Трачевского за вычет с меня денег по поводу служения ранней обедни за меня посторонним священником; протоиерей выразил недоброжелательство к попечительству в лице меня, содрав с меня деньги, как бы я по своей нужде ездил в Москву. Господь принял мое покаяние, отъял от души вражду и даровал любовь и мир, кротость и незлобие сердцу моему.

Благодарение Господу, погасившему во мне огнь прелести по воззрении на девицу. Эта прелесть [неплодная], растлевающая, нелепая, безумная, отревающая от Бога душу, оскверняющая ее, подобна прелести, бывшей со мною в училище и в семинарии. Как она долго живет и не умирает! А в Москве в гостинице «Славянский базар» пред посещением храма Христа Спасителя диавол умертвил меня прелестью и страшно опозорил и умертвил меня внутренно, яд его разлился по всему существу моему, и едва я умолил Господа избавить меня от него, исцелить, очистить. Горе без службы, без славословия при хорошем питании.

5 декабря

Благодарю Господа, многократно избавившего меня милостью Своей от наглого, убийственного нападения диавола, увлекавшего меня похотью плотской, ядом смертоносным, разливавшимся во внутренностях моих и лишавшим меня свободы, мира, дерзновения, жизни. Молитва покаяния избавляла меня многократно от этой беды. Сколь нагл и дерзок грех! Сколько в нем лести, мерзости, срама, унижения, тьмы! Отчего же я однажды навсегда не возненавижу его, не отвергнусь его и всецело не прилеплюсь к правде и святыне, к нетлению, свету, миру Божию? Господи, помоги мне!

Вечер, одиннадцать с половиной часов. Благодарю Господа за скорое, державное, благостное избавление моего непотребства от страстей моих, от озлобления на нищих и от движения сладострастия: в первом случае до посещения Евдокии Лукинишны Гуляевой, в другом после выхода от нее; и в тот и в другой раз я принес Господу глубокое покаяние.

6 декабря

Ищешь ли ты единственного, истинного, вечного сокровища, которое есть Бог, или ищешь других, временных, обманчивых, тленных или ложных сокровищ: денег, одежд богатых, отличий, снедей и питий избранных, сладких, любви земной и других бесчисленных земных сокровищ? Если последних, то ты стоишь на ложном пути, ты бредишь во сне, мечтаешь, как пылкий, неопытный юноша, ты испытываешь непрестанное крушение, томление, беспокойство, поражаешься бесчисленными ударами. Если ты ищешь единственного сокровища – Бога, то ты стоишь на твердом жизненном пути, ведущем к вечному животу, стоишь на камне, и мир твой с тобою, ты посмеваешься всем волнам житейским, бурям суетным, ибо твое сокровище неотъемлемо, утешительно, державно, животворно. Предоставь другим искать сокровищ земных, хотя бы то земной мудрости, так же преходящей, как мир сей, – ты ищи сокровища небесного, неложного, вечного или, если нашел его, то держись за него крепко, всеми силами души.

Познай, сколько можно познать человеку, величие и святость беспредельную Божией Матери, Ее правду, благость, любовь к Богу и всякой правде Его, любовь к людям, силу Ее ходатайства и молитвы о мире, наипаче о роде христианском, и, возлюбив Ее всей душой и благоговея пред Ней искренно, призывай Ее непрестанно в помощь, прославляй Ее немолчно, сердечно, всем существом – тогда скоро познаешь силу Ее, милость Ее, благодать Ее несравненную. Познай цену и всем угодникам Божиим, их благодатность неотъемлемую, их дерзновение и силу пред Богом, подражай им и призывай их на помощь.

Познай цену и себе самому, благодати, данной тебе и живущей в тебе, как познали ее в тебе другие, и не оскорбляй ее грехами и страстями, поползновениями и наклонностями греховными, да не отступит от тебя и да не останешься в стыде и срамоте от греховных дел твоих, соделанных некогда и гнездящихся в сердце твоем, но умножай ее, возращай, укрепляй делами правды, молитвой, славословием, воздержанием, милостыней и прочими добродетелями, да приложит тебе и еще Господь дары благодати Своей и соделает тебя совершенным, по Писанию: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный [Мф.5:48].

* * *

Вечер. До позднего вечера после ранней обедни молебны великому угоднику Божию Николаю Чудотворцу. Пред самой утреней по усердной, полной упования молитве покаяния моего в злобе и жестокосердии моем относительно нищего Господь избавил меня от адской тесноты, огня и муки и исхитил из самой пасти дракона, поглотившего было меня. О, как ужасно было мое состояние, мое мучение, хотя и недолго оно продолжалось! Что если бы оно продлилось! Я не вынес бы его! Впрочем, Господь творит со искушением избыток некоторой силы к перенесению его. До Евангелия служба моя шла довольно хорошо. Но при Евангелии, при чтении его диавол всего смутил и всколебал меня при мысли о долготе его (от Луки: явление Господа ученикам, шедшим в Еммаус) и якобы как можно скорее надо служить, чтобы успеть на многие молебны, и я много пропустил, не выговорив и скомкав его кое-как, – поражение от врага полное! Опять тягость и срамота! Но зато, чтобы восстать от падения, я читал каноны с величайшей ревностью и энергией, с величайшим одушевлением. Отпуст не выговорил, скрал слова; молитву Христе, Свете истинный начал и не мог читать – диавол нагло воспрепятствовал. Обедню служил слабым духом, заамвонную молитву не всю прочитал. Искушения и смущения, тесноты от врага непрестанные; ко всему прочему, дурное вино для Таинства подано, кисло, как уксус. При молебнах по домам во весь день искушения острейшие от противника- завистника. Только у Анны Герасимовны порядочно отслужил молебен полный, с молитвой водосвятной! В кружку добыто тридцать пять рублей. Дьячку – три рубля. От Титкова три рубля, жене – долг настоятеля.

Да святится имя Твое [Мф.6:9], потому что диавол старается непрестанно сквернить нас и нам других людей представлять в скверном, извращенном виде, да и все вещи; да приидет Царствие Твое [Мф.6:10], ибо он всяким образом, чрез всякий грех старается царствовать и царствует в нас; да будет воля Твоя [Мф.6:10], ибо он понуждает творить непрестанно его скверную, гибельную волю, и часто в то самое время, когда мы говорим эти слова, мы упорно творим волю свою и врага, а не Божию – до того мы привыкли ко греху, сроднились с ним!

7 декабря

Понедельник. Утро. Благодарю Господа, избавившего меня от скорби и тесноты и мертвости греховной по молитве покаяния и припадании к святому престолу пред самой утреней и в начале ее (убежал от нищих, подав им по четыре копейки, они просили на обувь). Господь оживотворил меня, умерщвленного грехом, и сделал новым, свободным, мирным, благодерзновенным.

После чая (и молока – согрешил!) Господь принял новое покаяние во вновь сделанном грехе (алчности и зависти присной) и избавил от тесноты и скорби, даровав мир и пространство с дерзновением. Слава Его милосердию и долготерпению!

Одиннадцать часов дня. Двукратно Господь избавил меня по милости Своей за покаяние мое от прелести сласти плотской (раз в школе приходской попечительства, другой дома, сию минуту). Какая цель у врагов бесплотных возбуждать страсть плотскую блудную? Та, чтобы превратить110 душу нашу, закон Божий, чтобы осквернить и растлить душу и тело и навеки удалить от Бога и сочетать с собою. Ужасно! После этого как не возненавидеть все сласти плотские! А мы так падки, охочи до них! О, да возлюблю всем сердцем единое на потребу – Бога и Его святой закон!

Три с половиной часа вечера. Сейчас Господь удостоил меня величайшего избавления от сердечной давки и тесноты по поводу некоторого неудовольствия на жену, свояченицу и гостью Пасынкову. Помолился Господу искренно, в покаянии, и Он помиловал меня. Слава и благодарение Господу! Даруй мне, Господи, хранить любовь – существо всего закона Твоего и не отпадать от любви.

В ночь с седьмого на восьмое декабря сгорела вся почти Медвежья улица с частью Александровской, сгорели и наши домы попечительства. Наши дома церковные Бог охранил, потому что ветер был южный. Когда я смотрел на нашего отца настоятеля, выносившего свои сокровища, из коих он никакому бедному не уделял, и недоброжелательно относившегося к попечительству, то я возымел к нему в сердце и злобу и зависть к его полнейшему земному благосостоянию, и, когда шел к утрени и пришел в церковь на славословие и благодарение Богу, эти злоба и зависть очень мучили и смущали меня; я искренно и глубоко покаялся, припадая часто к святому престолу, и Господь помиловал, отъял от сердца злобу и зависть. Я просил у Господа насадить у меня в сердце истинную любовь, никогда не отпадающую, искреннее уважение к настоятелю, который лично ничем меня не обидел и отличался вообще мерностью и кротостью, молил Господа совершенно искоренить во мне зависть – причину злобы и насадить искреннее доброжелательство даже врагам бедных, сберегающим сребро свое бесчисленное только для себя и не дающим ничего ближним. Ибо они несчастнее всякого человека, и им готовится несомненно геенна огненная.

Замечателен поступок боговдохновенного вождя израильского и пророка боговидца Моисея по сошествии его с горы к народу, согрешившему поклонением золотому тельцу. Моисей обратил его в пыль, бросил его в поток и велел пить из потока. Это для того, чтобы евреи видели, что они боготворили прах, пыль, а не бога, как они думали, и ясно видели свое безумие. Это познавательно и для нас, слишком прельщающихся нередко прекрасной или блестящей внешностью какого-либо человека или какой-либо вещи, или пищей и питьем, или внешними блестящими отличиями и едва не боготворящих тварь или и боготворящих, – что мы боготворим? Пыль. К чему прилепляемся сердцем? К пыли. Не безумие ли это?

Благодарю Господа, избавившего меня по молитве веры и покаяния от скверной, убийственной волны Велиара в заседании попечительства в квартире Павла Евграфовича Борисова, капитана первого ранга, в доме Цепова.

По поводу ответа учеников седьмого класса о Духе Святом да припомню мою беседу о действиях Духа Святого в людях – в апостолах, мучениках и преподобных, в нас, грешных, особенно во время богослужения. Почему называется Животворящим? Потому что дает духовную жизнь человекам: Духом Святым святые подвизались на страсти и одолели их, подчинили плоть духу, соделались святыми и угодными Богу; Духом Святым мученики мужественно стояли против мучителей и одолели ужасные мучения, цепенящие воображение, и венчались венцами мученическими; Духом Святым апостолы, святители, мученики и преподобные витийствовали, пиша Евангелия и Послания, излагая и уясняя догматы и правила веры, составив множество в высокой степени мудрых, утешительных, сладостных, укрепляющих христианские души и сердца поучений, бесед, размышлений, апологий; Духом Святым богословствовали на Вселенских и Поместных Соборах и составили вероопределения и правила жизни христианской; Духом Святым составили чудные, премудрые, поучительные, сладостные песнопения и молитвы богослужебные и вообще весь чин богослужения, которым мы имеем счастье наслаждаться и утешаться, питать и утверждать свои души. Духом Святым и мы боремся с грехом, страстями и миродержцем и одолеваем грехи и виновников их – духов лукавства, нечистоты, злобы, гордыни, зависти, блуда, невоздержания, боязни, уныния, малодушия и прочих. Духом Святым очищаемся от грехов тлетворных, освящаемся, обновляемся, укрепляемся, утешаемся в скорбях и печали о грехах и своем недостоинстве; Духом Святым и мы умудряемся во спасение, проповедуем слово Божие, совершаем богослужение и Таинства, действующие во спасение; Духом Святым действуют властно пастыри и учители Церкви и ныне; Духом Святым молимся, прославляем и благодарим Бога в Троице. Дух Святой подвизает нас к молитве, покаянию и всякой добродетели, просвещает и руководствует нас к жизни богоугодной в Ангелах Хранителях наших и святых угодниках Божиих, иногда являющихся нам и совершающих чудеса; Дух Святой действует чудотворно чрез святые иконы; Дух Святой всякому благу вина, всякой добродетели: любви, кротости, смирению, милосердию, самоотвержению, чистоте, целомудрию, миру, терпению, мужеству, дерзновению, бесчисленным благам. Слава Духу Святому со Отцем и Сыном во веки веков. Аминь. 9 декабря.

Свят, свят, свят еси, Боже, Ты Богородицею милуеши нас всегда, и ныне от пожара спас нас, и от запаления огня страстей спасаешь нас, всякое благо подаешь нам.

9 декабря

Среда. Благодарю Господа, сейчас (9 декабря во время утрени пред шестопсалмием) избавившего меня от лютой бесовской злобы на настоятеля; благодарю Господа, поправшего во мне смерть и прелесть вражию и даровавшего мне жизнь истинную, мир вожделенный и простор сердечный. Слава Господу, дарующему мне познавать прелесть, нелепость, безумство и смертельность всякого греха и ведущему меня к святыне и совершенству. По приходе домой стала стужать мне другая прелесть – сласть плотская. Даруй мне, Господи, благодать и мудрость презирать плоть и сласти и чтить и любить всякого человека как святыню образа и подобия [Твоего], чистой любовью. Как всё диавол извращает! Как царит прелесть его везде и во всем: ни взглянуть, ни ступить, ни помыслить не можем без прелести. Насади, Господи, истину Твою во всех людях, избавив от прелести, погуби прелестника лютого и злейшего, растлившего Твое создание.

Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих [Мф.4:4]. Питаясь обширно пищей и питьем, я телом бываю сыт, но душа моя при сытости тела часто бывает голодна благодатью; высшую духовную жизнь я всегда испытываю только во время усердой молитвы, чтения Священного Писания, святых отцов, употребления искреннего Святых Таин, бесед душеспасительных. А Моисей сто двадцать дней пробыл на [Синайской] горе без пищи и питья.

О, какая тяжелая, смертоносная стопа греха! Утром, умывшись, я положил только руку на голову девицы, принимавшей чрез меня благословение Божие, и сердце мое подвиглось к плотской любви и начало предаваться смерти греховной; только покаянием и молитвой я избавился от дальнейшего действия греха и исцелился благодатию.

10 декабря

Благодарю Господа за избавление и спасение во время утрени и пред литией по умершей девице, дочери досмотрщика в таможне. Кофе и сласти вообще ужасно расслабляют сердце. О, если бы не пить кофе поутру (и никогда) и поститься до вечера ежедневно! Помоги, Господи!

11 декабря

Пятница. Благодарю Господа, укрепившего меня по молитве моей тайной и по великому милосердию Своему почти непреткновенно совершить две панихиды по усопшим после борьбы с противными силами вражескими. Слава Заступнику и Помощнику Богу!

От питья сладкого чая и ядения булки скоромной сегодня крайне расслабела моя душа, что выяснилось особенно при служении литии над умершим Иоанном (в подвале женской гимназии). Не надо пить и есть утром.

12 декабря

Благодарю Господа и Владычицу, удививших милость Свою по молитве моей живой с твердым упованием на рабе Божией вдове Евлампии Шляпниковой с чадами чрез преклонение к милости рабы Божией Ольги Афанасьевны Карповой, давшей денег взаимообразно пятьсот рублей Е. Шляпниковой на торговлю. Ужасно бедствовала и плакала Шляпникова, не зная, где взять денег; лавка для торговли была куплена, а товару нет и не на что купить, и нечем жить, и вот Господь по молитве и ходатайству Владычицы излил чудную Свою милость. Сколь велик и силен Бог наш! Сколь милостива Владычица, слышащая сердечные наши молитвы! Сколь чудно ведение Господне! Ни раньше, ни позже, как после дерзновенной, верной111 молитвы, дарована милость чудная, ибо Ольга прежде и слышать не хотела даже меня о займе у нее денег, а теперь сама с радостью дала.

Благодарю Господа, явившего мне много раз помощь Свою при служении панихид в разных местах и всенощной с молебнами у господина [А...], когда злые, лукавые блудные демоны ужасно нападали на мою немощь, возмущали сквернами своими сердце мое и не попускали мне говорить. О, наглость бесовская! О, бессилие сердца моего от непрестанного чревоугодия и плотоугодия!

Без нарочитой, в ризах службы в храме или по домам я крайне растлеваю и расслабеваю духом и исполняюсь бесчисленных зол. Но служба, особенно неоднократно совершенная литургия, совершенно перерождает и обновляет, оживляет меня. Слава благодати святых Таинств!

13 декабря

Утро. После исповеди и причащения Владимира А. [П...]. По греховности моей, по сластолюбию и корыстолюбию моему я неохотно шел к этому больному, взявшему у меня в долг без отдачи десять рублей и не имеющему достатков по своей семейности. Когда я пришел к нему и, поцеловавшись и поговорив немного, стал читать молитвы, то язык мой при двоении и страстности сердца моего путался, мялся, запинался, я едва мог говорить, а некоторые молитвы или выражения и слова совсем пропускал от сердечной тесноты и удавления диавольского; едва я кончил дело исповеди и причащения – так было мне тяжело! Тут я познал опять свою страстность, свои нечистоты сердечные, свое самолюбие, сластолюбие, зависть, подозрительность, недоброжелательство, сластолюбие, корыстолюбие, недружелюбие, лукавство, холодность и равнодушие к бедственному положению ближнего, боязнь бесовскую, малодушие, уныние, нетерпение, ропот, непокорность, непослушание. (Грех начался с греховной ревности и зависти к настоятелю, который при совершенном благоденствии и богатстве великом равнодушен и холоден как камень к бедным и ко всякой добродетели, по-видимому, неподвижен, кроме мерности и стоической твердости и равнодушия.) Я забываю свои величайшие грехи, умерщвляющие душу мою, и ревную еще грехам настоятеля, хочу иметь столько богатства, как он, и быть равнодушным к бедным, как он, хочу его жестокосердия, завидую, так сказать, его скопидомству и неподаче бедным – значит, сам хочу быть таким же. А мое сердечное и плотское растление! А мое лакомство, пресыщение, злоба, зависть, малодушие, боязливость! О, какой это позор для меня! Избави, Господи, от позора страстей!

Пред поздней обедней и во время обедни после великого входа Господь избавил меня по усиленной молитве покаяния от чрезвычайной тесноты, удавления диавольского и смерти греховной; целую гору Господь отъял от души моей, оживил меня, умерщвленного, утешил, облегчил. Слава Его безмерному милосердию! А как торжествовал было во мне Велиар, как тиранил, удручал, возмущал! И после причащения Святых Таин он нашел во мне удобоязвимое место в сердце и прельстил меня видом красивой женщины, влив мертвящий яд сласти в душу мою, и я не мог одолеть его по причине ядения вчера скоромного супа и молока дома за обедом и у Галахова после всенощной на дому, после питья сладкого чая с вареньем, вина, ядения сардинок, несколько селедки... Сам чувствовал пресыщение и крайнее огрубление сердца и оттого бессилие в борьбе с демонами, которые тонки-претонки, ибо отнюдь не едят, не пьют, как духи. Сей род изгоняется только молитвою и постом [Мф.17:21].

Почему нужно желать и просить, чтобы всегда исполнялась всеми воля Божия, а не наша? Потому что воля Божия блага, праведна и свята, совершенна, животворна, премудра, а наша воля зла, грешна, не права, развращенна, безумна; коротко: воля Божия есть правда, а наша – грех.

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить победоносно, непреткновенно вечерню и двое крестин (у Волкова и Писаревского).

Лукавнейший и злейший супостат диавол непрестанно ругается в нас и чрез нас Богу Всетворцу чрез грехи наши и различные страсти, коим мы предаемся в разуме и не в разуме, в ведении и не в ведении, волею и неволею, особенно ругается в нас образу Божию чрез осквернение его различными соблазнами и пристрастиями житейскими. Горе миру от соблазнов [Мф.18:7]! Но верующие и любящие Бога должны непрестанно поучаться правде Божией и творить искренно, непрестанно заповеди Божии.

В прошлую субботу после ранней обедни я ужасно сильно искусился на панихиде Мачигина (которую служил без диакона) чрез сторожа Прокопия Кардакова, положившего не в меру много ладану, который я выкуривал, ходя по алтарям и солее. Я смутился и огорчился донельзя и едва с грехом кончил панихиду. Мне было жаль дымить обновленный храм, жаль ладану напрасной траты и неприятно переносить излишек дыма. Едва я умолил Господа помиловать и умиротворить меня, ибо я сильно оскорбил Его, Царя мира, чрез свое огорчение и смущение. Я должен был хранить мир твердо и ничем не возмущаться. Да беру пример с отца Павла настоятеля, вечно спокойного и мирного, постоянного, верного самому себе.

14 декабря

Благодарю Господа, удивившего на мне милость спасения Своего, во-первых, в церкви в начале утрени и потом, а во-вторых, по возвращении домой с выноса Клавдии Йогансон, на котором уязвил меня супостат и убил душу мою дыханием своим. Я усердно, в покаянии воззвал ко Господу, и Он спас меня.

Вечер. Благодарю Господа, избавившего меня от лютой злобы диавольской во время обедни после причащения Святых Таин: ради силы Святых Таин я избавлен. Во время же вечерни меня постигло ужасное искушение: диавол [ополчился] на меня со всей силой по причине боязни моей собравшихся в церковь, коих я убоялся из-за того, что пришел поздно в церковь и заставил их дожидаться. Этим я очень сконфузился. Но зачем же не Бога, а людей я побоялся, и мира Божия лишился, и Духа Святого опечалил, и Господа Иисуса Христа, Царя мира, огорчил? Не дождь, сказано, во смятение ноги твоея, ниже воздремлет... ниже уснет храняй Израиля. ...Господь покров твой на руку десную твою [Пс.120:3–5].

Благодарю Господа, пресекшего Духом Святым страсть плотскую, когда я после молитвы усердной выходил из дому, а она дотоле крепко противилась и умерщвляла меня внутри! Слава Господу, сильному в брани!

15 декабря

Благодарю Господа, укрепившего меня совершить утреню победоносно, торжественно, с силой и ревностью великой.

Благодарю Господа, укрепившего меня совершить литургию непреткновенно, мирно, и причаститься животворно на безмерное мне благодеяние пречистых, животворящих Таин, и отпуст весь сказать смело, и отпуст панихиды одной и другой.

Благодарю Господа, укрепившего меня совершить вечерню с величайшей ревностью и торжествующим духом, непреткновенно, животворно. Благодарю Господа, избавившего меня от умертвившего меня кала сластолюбия в квартире господина Смирнова, бухгалтера. Увидел весьма красивую молодую девицу – и соблазнился, и осквернил сердце мое блудным похотением, и недостойно, неискренно, принужденно читал молитвы родильнице и младенцу, с преткновениями и пропусками, и тропарь Сретению прочитал не весь, и отпуст не выговорил – вот какое опустошение в душе сделал грех, какое бессилие, какое рабство, какую смерть, какой позор, стыд! Искреннее покаяние возвратило мне благодать Божию и мир с дерзновением.

Не верь своим антипатиям к человеку, но помысли, как несовершен ты сам, как нечисто твое сердце, что оно любит не всех, по заповеди Божией, а по выбору – тех, кои нам, нашему растленному вкусу нравятся, нашему сластолюбию, нашей корысти, нашему тщеславию; мы и людьми, как какими-нибудь вещами, помыкаем и желаем, чтобы они все были на наш вкус, как будто они сотворены Богом для нашего вкуса. Оплакивай себя, человек, нечистоту твоего сердца и старайся любить всякого, как себя, без лицеприятия, ибо все по образу Божию.

16 декабря

Среда. Утреню и соборную (втроем) обедню по Владимиру А. [П...] служил благодатью Божьею непреткновенно, победоносно. Пред самой обедней Господь помиловал – пременил и очистил сердце мое от злого уныния на протоиерея Павла, особенно когда он ласково дозволил мне сказать речь над гробом покойного. Причастился Святых Таин чудно, животворно, обновительно, миротворно. Слава Господу! После выноса зашел к Марковым и поел сытно осетрины соленой и ухи с осетриной и сигами, запивая довольно вином, оттого загрубело сердце мое, бросился жар в голову, и в гимназии я чувствовал себя не очень хорошо, не легко, а тяжело, туманно. Впредь никогда после обедни я не должен пить вино, кроме одной рюмки. Вечерню служил с боязнью, как бы не смутиться и не спутаться на ектениях, и потому пропустил великую и просительную ектении, сугубую говорил крайне редко, растяжно.

На утренях и литургиях, вечернях множество спасения от Господа.

17 и 18 декабря

Ужасно, тонко, сильно, пагубно воюет против меня супостат мой диавол чрез страсти плотские, чрез чрево, чрез лицеприятие, особенно чрез плотское сладострастие, чрез тщеславие и гордость, чрез пристрастие к одежде и украшениям, чрез злобу на ближних, чрез зависть и прочее. Раз пришел я на соборную панихиду к В.В. Гордееву; настоятель, не подождав меня, начал служить; скоро пришел и я, и обиделся я на него за пренебрежение мною, непождание (шести часов вечера не было); или на дьячка во время службы из-за самого пустого случая (из-за неправильной вариации голоса, из-за кашля его или какой-либо неловкости, опущения) нередко озлобляюсь так, как будто он великий мне враг; или, разрезая Агнец Святой для причастниц, я нашел, что тесто крайне жидко и воздушно, пустовато в иных местах, и на просфорницу озлобился за ее лукавство (хотя просфоры были большие), а на хорошенькое лицо молодой девицы или женщины и смотреть не могу без мучительной блазни, смущаюсь и запинаюсь в служении, не могу выговаривать слов по причине диавольского коварства. И если бы не заступал меня Господь Своею благодатью, если бы не поспешал на помощь мне по призыванию моему и покаянию, если бы не миловал и не спасал, то поглотил бы меня давно супостат, сделал бы меня снедью и брашном себе. Потому жизнь моя, особенно служение Богу в храме и домах, есть непрестанное мое избавление, помощь и спасение от Господа, непрестанное благодеяние, чудная милость Божия. Слава Господу!

Надо умерщвлять страсти плотские воздержанием, бдением, смирением, молитвой, чтением слова Божия, писаний святых отцов.

Ужасно уязвил меня супостат пред причащением и во время причащения моих духовных чад – женщин 18 декабря, в пятницу, по поводу крайней рыхлости и почти пустоты Агнца, озлобив меня на просфорницу. Уже после причащения чрез усиленное покаяние и призывание имени Господня и чрез надежду на всеискупительность Божественной Крови я избавился от лютого, смертельного жала бесовского и исцелился, ожил, умиротворился, водерзновился.

19 декабря

Благодарю Господа, удостоившего меня непреткновенно совершить утреню торжествующим, победоносным духом и литургию за городом в Троицкой церкви соборно с настоятелем собора и причаститься животворно Святых Таин.

Вечером сегодня вышла крупная неприятность с женой из-за того, что я обличил ее в подделке ключа к моему писчему столу и к внутренним ящикам и во взятии некоторых вещей и денег. Как львица разъяренная, она нападала на меня и готова была растерзать, от злости ревела, выла, как бешеная, грозила ударить по щеке при детях, корила бабами, то есть благочестивыми женщинами, имеющими со мной духовное общение в молитвах, Таинствах, духовных беседах и чтениях, поносила самым бесчестным образом, а себя возвышала. Господи! Отпусти ей, не весть бо, что говорит и творит. Вразуми ее, всю омраченную житейскими суетами и сластями: уты112, утолстё, разширё: и остави Бога [Втор.32:15].

А каково отношение моей жены и свояченицы Анны к моим родным? Выше всякого бесчеловечия: готовы, как бодливые бараны, забодать их, как змеи, уязвить, ужалить. А впрочем, дешевое сочувствие питают к тем, кто им нравится, кто их ласкает, почитает, кто богат и знатен, кому не надо помогать, кто им угождал. Но отпусти им, не ведят по слепоте греховной, что творят.

А на невинную, скромную, честную, трудолюбивую прислугу Евдокию как остервенилась моя жена? Как ее ругала, как грозилась немедленно прогнать за то, что она горькую правду о ней сказала мне? Ужасная злоба! Только она сама себя уважает и любит да свою сестру и племянниц своих, а простые люди для нее не люди, а рабочий скот! Всегда она грубо, надменно, сурово обращалась с ними. Воздаст ей Господь по делам ее, да научится смирению, да не помыкает бедными людьми. Это от жиру бесящаяся женщина.

20 декабря

Благодарю Тебя, Господи, яко после бури домашней даровал Ты мне спокойствие и спокойный сон. Даруй мне сегодня искренно доброжелательствовать ненавидящим и позорящим меня, желать им исправления и спасения, а не зложелательствовать или злорадствовать. Даруй нам мир и безмятежие, Царю мира и милости пучина! Мимошедшее же прости и не помяни, Господи. Да не возрадуется о нас отселе диавол вовек, да не сотворим ни в чем волю его злую и пагубную, но да творим в точности Твою волю святую и спасительную. Аминь. Пресвятая Богородица, помогай нам.

21 декабря

Понедельник. Господи! Благодарю Тебя, что Ты не посрамил меня в чаянии милости Твоей, когда я умолял Тебя в покаянии и жалости сердечной о прекращении случившейся в доме моем вражды от жены моей ко мне и моего крайнего на нее огорчения, о смягчении сердца ее строптивого и злого, о водворении мира и безмятежия. Об этом я молился во время воскресной утрени и литургии, когда Ты дал мне насладиться пением стихир тройственных (на Господи, воззвах, на стиховне и на хвалитех), и чтением канонов, и совершением литургии, и проповедью Златоуста. Ты послал нам ангелом примирителем благоразумную сестру нашу Анну Константиновну Цветкову, которая смягчила и вразумила сестру свою, а мою жену, и потушила вражду, и похищенное женою возвратила в мой ящик, к коему подделан был ключ. Слава Тебе, Господи, за всё сие. В воскресение днем в третьем часу, когда я из дома пошел к морю на Купеческую стенку гулять на сильном ветру, меня взяло диавольское огорчение и озлобление на мою жену и адская дручащая теснота, и я долго, молясь тайно, боролся с адскими псами, напавшими на меня, и именем Христовым одолел грех и злых псов демонов, но зато голос потерял, вероятно от простуды. Слава победоносному имени Господа Иисуса Христа. Голос возврати мне, Господи, и никогдаже лиши его, да пою славу Твою и святых Твоих, да чту и пою великие милости Твои к людям. Сердце мое очисти от всякой скверны и святыню Твою вечно насади в сердце моем, яко свят еси и во святых почиваеши. Аминь. Утро. Пять часов.

22 декабря

Благодарю Господа, призвавшего меня к служению ранней литургии, и победившего во мне все козни злоначального врага, и оживотворившего меня причащением пренебесных, чудных, пречистых, животворящих Таин. Служил непреткновенно Божией помощью обедню и первую панихиду. В конце же второй панихиды на отпусте соблазнился прилогом ветхого запинателя чрез мысль о молодой знакомой женщине Ольге Михайловне, кожевничихе, и лукавый, нечистый демон уязвил, умертвил душу мою, Господь же за искреннее покаяние помиловал и избавил от смерти душевной. Слава Богу!

Дома Господь опять избавил меня от поползновения сердечной нечистоты, происшедшей от сластолюбного воззрения на лицо жены моей, ибо я искренно покаялся. Слава Богу Избавителю, единому превожделенному, пресладкому Жизнодавцу, единому сокровищу нетленному, жизненному, единой нетленной лепоте и красоте вечной!

Горе имеим сердца. Как нам, долуревностным113, горе иметь сердца даже во время совершения пренебесного, тия, когда наши сердца привязаны, прикованы к земле тысячами связей земных, тысячами железных оков греха! Как горе иметь сердца, когда они пропитаны всякой нечистотой, а Бог пречист и пресвят! Чтобы предстоять с возвышенным умом и горним сердцем во время богослужения, надо к нему всегда приготовляться дома молитвой и размышлением и отложением всяких житейских забот и страстей и искренним тайным покаянием в своих грехах. Надо испытать себя: в вере ли мы [2Кор.13:5], есть ли в нас горчичное зерно Царствия Божия, есть ли духовный квас благодатный, положенный в три меры муки [Мф.13:33], то есть в три силы нашей души: разумную, чувствующую и желающую, или деятельную? Есть ли в нас доброе семя Царствия или только плевелы страстей и пристрастий житейских и мудрования плотского? Какова земля нашего сердца: дорожная, или каменистая, или тернистая – или добрая и чистая? Да когда желаем приступить служить Господу Богу, то предварительно уготовим себя, как повелевает Писание: аще приступаеши работати Господеви Богу Твоему, прежде уготови себе [Сир.2:1–2].

С 20 декабря с двух часов пополудни доселе (22 декабря, вторник) страдаю горлом – безголосицей, происшедшей от крика на нищего, когда я был у моря на Купеческой стенке при сильном холодном ветре, а нищие гнались за мною. Уврачуй, многомилостиве, непобедиме в милости Господи Иисусе Христе, Боже мой, ради Рождества Твоего, ради безмерного снисхождения Твоего человеколюбнейшего. Буди!

24 декабря

Благодарю Господа, совершенно примирившего со мною жену мою Елисавету и возжегшего в ней горячую ко мне любовь после бывшей ее страшной вражды из-за столика писчего.

Святые угодники Божии все упражнялись в деятельном любомудрии, в смирении, самоотвержении, умерщвлении страстей, в посте, бдении, молитве, возлегании на земле вместо мягкого нашего ложа, в непрестанном славословии, благодарении, в делании руками, а я только на словах любомудрствую, а на деле шагу вперед не делаю, даже назад иду в деятельной науке любомудрия: ленюсь, пресыщаюсь, гневаюсь, раздражаюсь, сребролюбствую, прилепляюсь к красивому тлену и к этим точно мыльным пузырям (разумею всё, привлекающее страстные взоры), жестокосердствую, горжусь, завидую, подозреваю, не покоряюсь старшим, впадаю в своенравие и упрямство. О, когда же я примусь за деятельное любомудрие христианское, когда, презирая тленное, буду стремиться более всего к нетленному, вечному, небесному, Божественному? Время идет к концу, лета проходят быстро, вечность ждет, смерть за плечами. Господи, отврати очи мои от суеты и ноги от преткновения и научи любить Тебя, единого достойного пламенной любви, всем сердцем, всем помышлением, непрестанно, безраздельно, всецело.

Господи! Помяни во Царствии Твоем рабов Твоих Вальтера с супругою и чадами (Мейнард) и Александра с супругою и чадами (Фишвик), делающих много добра нищим людям Твоим и добре мудрствующих о милостыне и общественной помощи, ибо Ты умудрил их. Умудри и паче, Владыко Господи! Аминь.

25 декабря

Благодарю Тебя, Господи, даровавшего мне день сей – день радости и избавления, мира от греха.

Мы, ослепленные грехом, привязываемся к видимым вещам и предметам потому, что не видим умными очами ясно написанного на всех них слова: тление. Да, всякая вещь тленна, всякое органическое и неорганическое тело подвергается тлению и разрушению: прекрасное тело обратится в тление, всякая красота тканей обратится в прах, сосуды, вообще вещи златые и серебряные или еще и украшенные драгоценными камнями обратятся в прах, всякая сладкая пища, всякое сладкое или драгоценное питье обратится в тление, всякая утварь, всякие изделия из дерева, металлов, минералов – всё обратится в прах, из которого создано. Один только вечен и неизменен, вечно прекрасен, вечно блажен, свят, праведен, премудр, всеблаг, всемогущ – это Зиждитель и Создатель всего Бог, а от Него уже получили бессмертное бытие умные Силы Небесные, бесчисленные чиноначалия духов небесных и души человеческие, созданные по образу и подобию Божию, хотя и растлевшие грехом, но не могущие утратить своего бытия и чрез веру, покаяние и добродетель достигающие блаженного бессмертия благодатью Христовой. Вот о душах-то наших бессмертных мы и должны прилежать всеусердно во все дни жизни нашей, данной нам для приготовления к тамошнему блаженству, начатки которого уже здесь удостаиваемся часто предвкушать и радоваться о Господе.

24 декабря

Благодарю Тебя, Господи, яко паки простерл еси ко мне, искренно каявшемуся в церкви (во время обедни в двенадцать часов), руку помощи, и от лютых грехов (при раздаче чужой милостыни) и скорбей избавил меня, и сладкий мир, легкость и простор сердечный мне даровал. Благодарю Господа, что Он, призываемый с верою, избавляет нас от мучающего диавола и всемучительных страстей каждый день и во все дни жизни нашей, что существо наше обогащено безмерным милосердием, упованием жизни и бессмертия, грешное – помиловано, нечистое – очищено, скверное – омыто и освящено (Крещение и Миропомазание), немощное – укреплено, обесчещенное – почтено великой честью, омраченное грехами – просвещено Божественным светом благодати Евангелия, тленное – обессмертствовано, бедное – обогащено Божеством, нагое – одето ризой нетления, гладкое – насыщено, жаждущее – напоено водами Духа, струями благодати, отчужденное – присвоено и получило обетование вечного наследия на небесех, скорбное – утешено, насильствованное от диавола – избавлено от его насилия Умершим за нас на кресте, сошедшим во ад и сокрушившим державу вражию многолетнюю, острупленное грехами исцелено, сиротствующее без Отца снова получило чрез Сына Единородного Отца своего Небесного. Слава за все милости Божии к нам неизреченные.

26 декабря

Второй день Рождества Христова. Диавол противопоставил всякой добродетели подобный ей порок: так, любви святой к Богу и ближнему противопоставил любовь мира сего прелюбодейного и грешного, суетного, любовь к мирским увеселениям, обычаям, порочным навыкам, любовь плотскую, растлевающую всего человека – душу и тело и от Бога отлучающую; стремлению человека к почести горнего звания противопоставил стремление к земной, суетной, преходящей славе, к почестям и отличиям; противоположность] жажде к приобретению небесного сокровища благодати Божией, правды, святыни, непорочности, нетленных и вечных сокровищ добродетели: кротости, смирения, незлобия, нестяжания, чистоты, простоты сердца, милосердия, веры, упования, терпения, бесстрастия ко всему земному – вложил страстную, неутолимую жажду к приобретениям только земным, к наживе денег, имения, вещей блестящих, имеющих только временное значение или иногда и вовсе ненужных и составляющих лишь роскошь; вообще, диавол всё старается слить и смешать: добро со злом и зло с добром, чтобы и у добра, делаемого кем-либо, отнять цену, почему Господь и учит в Евангелии делать добро так, чтобы к нему не примешивалось зло, например чтобы милостыня была тайная, без тщеславия и гордости и прочее. Много надобно осторожности, рассудительности, любви к правде, усердия к добродетели и ненависти ко греху, чтобы идти путем правым, богоугодным, ведущим на небо, а между тем мы страстны, ленивы, неосторожны, нерассудительны, не думаем о последствиях, к коим ведут грехи, хотя и малые, но часто повторяемые, любим самый грех и нередко отвращаемся от добродетели по самолюбию и другим страстям и оттого непрестанно грешим и удаляемся от Бога, Источника жизни, правды, мира, радости и блаженства.

На совете попечительства предложить просьбу приказчика громовского Ивана Ивановича Мартынова о выдаче денег тысячи семисот рублей за лес.

Все члены и органы нашего тела диавол сделал орудиями греха: и око смотрит лукаво и блазненно, и слух страстно слушает греховное, и вкус страстится к сластям, невоздержанию и пьянству, и обоняние [жадно] до запахов приятных, и осязание до мягкого, теплого, юного, особенно животную теплоту имеющего; потому все чувства и члены надо умерщвлять разумным, праведным умерщвлением, чтобы сделать их мертвыми и нечувствительными ко греху, бесстрастными, что и совершили славно преподобные отцы, мученики, постники, Христа ради юродивые, истинно мудрые во Христе.

Потому в мучительном состоянии греха человек сильно желает, жаждет и единой струи благодати Божией, животворящей душу и тело, ибо грех мертвит душу и тело.

Благодарю Господа за великую и скорую помощь Его при служении утрени и ранней обедни в Рождество Христово, хотя и при тяжких искушениях и препятствиях врагов бесплотных, посмевающихся мне при произношении известных молитв, возгласов и отпустов. Благодарю Господа, двукратно или троекратно избавившего меня от наветов вражиих, от злобы их, всеянной в меня пред молебствием и во время молебствия соборного в соборе по случаю избавления России в двенадцатом году от нашествия французов.

* * *

Благодарю Господа, спасшего меня троекратно во время утрени в соборе и дома от действия страстей моих и даровавшего мне благодать с ревностью и торжествующим духом читать и петь канон Рождеству и стихиры.

Одиннадцать часов вечера. [...]

Столько откровений Своих Господь даровал мне, столько благодати и милости, столько просвещения, столько очищения и спасения, столько сил благодатных явил во мне, столько щедрот благости, долготерпения, что еще согрешать было бы с моей стороны величайшей дерзостью и неблагодарностью, вольной слепотой и равносердечные очи мои, Господи, да не когда уснув смерть: да не когда речет враг мой: укрепихся на него114 [Пс.12:4–5], ибо уже и укрепился, и поборает меня часто в словах и делах моих. [...].

27 декабря

Воскресение. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить утреню и раннюю обедню духом торжествующим, голосом громким, ясным, радостным и сказать краткое поучение. Заамвонную недочитал по причине диавольского смущения, отпуст скрал, не выговорил всего.

* * *

Благодарю Господа, даровавшего мне силу при крайней немощи телесной совершить бодро, непреткновенно, громогласно, сердечно литургию заупокойную (от Бурачка), и причаститься неосужденно Святых Таин, и панихиду отслужить бодро. Пред отпустом диавол вложил в сердце мысль о прекрасном шелковом платке, который мне очень нравится, и сердце мое умерло, и я не мог сказать всего отпуста заупокойного. Потом покаянием умилостивил Господа и избавился от яда диавольского.

29 декабря

Вторник. Исповедую великие милости Божии, явленные во мне во время утрени в избавлении меня от тайного озлобления (двукратного) на настоятеля, нерадиво относящегося к службе церковной (поспешность крайнюю допускает, пропуски), и от злого подозрения его в богоборчестве и попрании правды. А он старец мерный и кроткий вообще и не неблагонамеренный, хотя и не всегда, не всегда (попечительство, нищие). Благодарю Господа всем сердцем за помилование и избавление меня от ярости и злобы на нищих, крайне настойчиво и требовательно приступавших ко мне просить немало денег. Я гневно говорил, укорял, бранил, одного толкнул в сторону. Не сохранил я слова кротости и смирения, слова любви к Богу и ближнему; исполненный благостыни Божией всяческой, я сам оказался неблагодарным и злым, осквернил злобой образ Божий во мне – душу бессмертную, опечалил Духа Святого Утешителя, огорчил человеколюбную утробу Владыки Христа моего. Но слава Господу, что благость Его бесконечная преодолела злобу мою и диавольскую и Он помиловал меня, исторгнув меня из челюсти адского змия, злобе коего я причастился.

30 декабря

Среда. Сподобился неизреченного милосердия и помилования Божия вечером в восьмом часу, когда, ехавши в дом Голубева, я сошел с саней за домом Исакова и пошел пешком прогуляться, а между тем догнал меня один нищий черный, которому уже я подал милостыню, хотя малую, пред тем. Дело в том, что я крайне разъярился на него, когда он на мою просьбу уйти от меня не пошел, а шел за мною и просил денег. Я остановился и оттаскал его крепко за волосы, а затем дал десять копеек. Взволновался я сам и убил душу свою таким жестокосердием и гневом, озлоблением на ближнего, члена Христова и сочлена моего, терпящего нужду и по крайней нужде всячески уловляющего меня наедине, чтобы выпросить больше. И он не отринул моей малой подачи, но принял и пошел безмолвный, не вопящий, являя кротость и терпение свое, безропотность и незлобие. Познал я, восчувствовал грех свой в этой беде и стал умолять милосердого и долготерпеливого Господа моего о помиловании, признавая свою злобу безумную, свое жестокосердие, свою алчность к деньгам, свою неблагодарность пред Богом, являющим богатый Промысл Свой о всех и о нищих (я получил на них довольно денег). Более получасу ходил я по Владимирской и Павловской улицам в покаянии, со слезами, и наконец ощутил сердцем неложно, что Господь принял мое покаяние, простил грех, даровав мне мир и дерзновение с пространством сердца. Я воскрес из мертвых – так велик и животворен был дар мне, умерщвленному грехом! Прославляю милосердие и долготерпение Божие, благопослушество, благоуветливость и благопременительность Господа, внемлющего мне, негодному червю Своему, пресмыкающемуся по земле, хотя и почтен я образом Божиим. После сего даруй мне, Господи, благодать никогда не жалеть денег и из-за них не раздражаться на нищих, но с усердием и охотой подавать по силам.

* * *

Среда. После ранней обедни: крайне, без числа много согрешил, не удержав гнева своего и много ярившись на нищих, требовавших многого, между тем как они мне казались многие ненадежными по своей лени и склонности к пьянству; некоторых к черту послал в ярости, других за волосы сильно вырвал, дерзкий, тою рукой, которой только что держал Агнца Божия Иисуса Христа.

Эта ярость обличает во мне самолюбие крайнее, гордость, злобу, сластолюбие, сребролюбие, зависть, маловерие, ненадеяние на Господа, нелюбие, жестокосердие, скупость, неправду, подозрительность, лукавство, своенравие, нетерпение, изнеженность, нерассудительность, безумие вольное. Я забыл и забываю, что нищие по образу Божию, как и все, что они члены Христовы, чада Божии, искупленные кровью Сына Его, как и все, что они церкви Бога Живого, что, гоня их, терзая их, я гоню и терзаю Самого Христа (о, ужас!), Коего они члены, что, презирая их, я презираю Самого Христа! О, сколь тяжел грех мой! Но нет греха, побеждающего человеколюбие Твое, Господи, и сии грехи мои не победят человеколюбия Твоего. Убо кающегося, Господи, меня приими и помилуй мя и даруй мне мир, дерзновение Твое! Возврати мне, Господи, милость Твою, любовь Твою, правду Твою, святыню Твою! Благопремени меня, сердце мое злое во благое, утесненное в свободное, смятенное в умиротворенное, малодушное в дерзновенное, падшее в стоящее. (Оттого, думаю, я особенно сердит, что ночью случилось блудное искушение и я раздражился нервами и ослабел.)

Благодарю Господа, во время обедни многократно оживотворившего меня, умерщвленного грехами, и сподобившего непреткновенно, с чувством совершить литургию и панихиду с животворным причащением и употреблением Святых Таин.

31 декабря

Вчера пред самым молебном в квартире Гуляевой Евдокии в доме Шляковой сподобился неизреченно великой и скорой милости Божией, скоропослушества Господа Иисуса Христа и искупительной силы Его по молитве покаяния моего в ропоте на общество, принявшее множество приписных мещан и не заботящееся о них, между тем как они преследуют меня сотнями всякий день. Другой раз великая милость Божия была со мною пред служением и во время служения молебна в трактире Архангельского в доме Я. Мурашова, затем в доме Потехиной в Малой Екатерининской улице пред молебном и во время молебна и причащения молодой офицерской жены.

Сегодня, 31 декабря, Господь избавил меня многократно от бесовской злобы во время утрени и литургии по усердном молитвенном призывании имени Господня; затем во время причащения Сергея Ивановича Пальянова Господь избавил меня от лютых смертельных козней врагов бесплотных, запнувших меня корыстолюбием. Дома при приходе от Пальянова (в десятом часу утра) Господь избавил меня от сильно тяжкой агонии бесовской, постигшей меня вследствие гнева на нищих. Долго я припадал на коленах ко Господу со слезной молитвой, и Господь умилосердился, избавил меня от ада преисподнего; затем я лег и уснул.

* * *

110

Превращение (церк.-слав.) – разрушение, испровержение.

111

Верный (церк.-слав.) – с верою, искренний, истинный.

112

Утыти (церк.-слав.) – утучнеть, растолстеть.

113

Долурёвностный (церк.-слав.) – стремящийся к низу, пресмыкающийся по земле.

114

Молитва «Просвети очи мои...» из последования молитв на сон грядущим.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 23: 1880-1882. - 2018. - 647, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle