Источник

Ноябрь 1881 г.

2 ноября

Благодарю Господа за дивные силы спасения, совершенные Им во мне во время утрени, когда я каялся в своем жестокосердии к бедным и потом в неприязненном (диавольском) чувстве к митрополиту Исидору за его высокомерие и недоступность, суровость (как мне казалось, в чем я каялся). Неприязнь к нищим, подозрительность на отца Александра касательно утайки им денег и особенно неприязнь к митрополиту крайне мучили меня, но за покаяние Господь отринул от меня это чувство неприязни, отъял смертную тесноту и даровал мир и свободу, когда я искренно покаялся. Потом в Думской церкви, когда я усердно припадал к святому престолу о грехах жестокосердия и озлобления на молодых нищих мещан (лет по двадцать) и просил милости и благопременения ко мне и благопременения сердца моего из злого на доброе, Господь совершил чудо спасения, отъяв смертную тесноту. Слава Господу! (Я сушил Святые Тайны в Успенской церкви в девятом часу утра.)

3 ноября

Благодарю Господа всем существом моим, ныне и вчера облагодетельствованным от неистощимых, величайших щедрот Его благости при совершении разных треб (молебнов, крестин, панихид) и вне треб. Господь не престал разрушать во мне лютые, наглые, смертоносные козни вражии, особенно на молебне у Плотта и Бойля и на панихиде по Марии Ивановне (Трофима Ивановича [старика] жена). А бессилие мое против врага происходит от чревоугодия, пресыщения, лакомства и вина. Я сам подаю повод и вину107 одолевать меня супостату. Сей род изгоняется только молитвою и постом [Мф.17:21]. На Параскеву Ивановну Ковригину я разгневался очень за ее ко мне привязанность. На панихиде я из-за нее очень смутился, несмысленный, по неприязни к ней, за надоедание мне. А она заслуживает великого уважения по ее горячей привязанности к Богу и ко мне, и диавол потому и вооружает меня против нее, что она горяча к Богу и к ближним, смиренна, незлобива и разрушает его козни.

Смирения нет у меня, кротости, незлобия, терпения, воздержания, нестяжательности, чистоты, простоты, мужества, нелицеприятия, правоты сердечной. Даруй мне сие, Господи!

4 ноября

Среда. Благодарю Господа за неизреченную Его милость, явленную во мне во время утрени при слезном, горячем покаянии моем о жестокосердии и раздражении на нищих, особенно на одного из них, молодого, за беспечность о себе летом; Господь помиловал меня, переменив суд Свой праведный на милость несказанную: я был мертв – и ожил, был в смятении – и стал мирен, был зол – и стал благ, был горд и раздражителен – и стал кроток и смирен, был в язвах душевных самых воспалительных – и весь исцелел от росы благодати Духа Святого, был в страшной тесноте – и обрел пространство душевное в Боге; в минуту милости Божией я чудно изменился. Пророк говорит: Дивен Бог во святых Своих [Пс.67:36], но Он не менее дивен в кающихся от всей души грешниках, из коих первый есть я, как и первый из спасаемых. В Успенской церкви пред ранней обедней и во время и после нее при потреблении Святых Даров Господь дивно меня помиловал, из мертвого делая меня живым. На литии пред выносом тела Марии Ивановны ектению и отпуст говорил непреткновенно, в избытке упования и дерзновения, глядел смело, открыто, властно на всех. О, если бы всегда так, без смущения и боязни, от диавола мне прибывающих! После выноса с десяти часов до пяти часов вечера сильно болела голова. После обеда (бульон, молоко) лег в постель, положили лед на голову (а ранее я полагал на голову образок бумажный Господа Иисуса Христа и святого праведного Артемия, Веркольского чудотворца, с верой и молитвой искренней, крестообразно); заснул, проспал часа два и встал свежий и совершенно здоровый. Слава Господу и угоднику Его!

5 ноября

Благодарю Господа за бесчисленные благодеяния, явленные мне в продолжение сего дня, начиная со времени утреннего славословия и до пяти часов вечера; особенно великой милости избавления от лютых демонов сподобился я пред входом в здание гимназии (по поводу негодования на нищих, ожидавших меня у ворот), затем сряду после вечерни по вливании святого мира из сосуда церковного, не приличного святыне мира, с пробкой крайне неаккуратной, в сосуд для ношения на крестины (за неаккуратность я осудил благочинного и настоятеля в нерадении о святыне и корыстолюбии); я после этого крайне смутился и впал в тесноту, скорбь смертельную, но, покаявшись, получил живот и мир; потом сподобился великой милости в доме Румянцевой (Осетровой) по канаве на вышке (номер четвертый) пред молитвой родильнице, покаявшись Господу в огорчении и озлоблении на нищих за то, что гнались за мною, после того как с лишком сто человек (сто двадцать или сто тридцать) были наделены мною пред тем; затем опять я рассердился на нищих, стоявших и ожидавших меня, коим я и подал просимое; затем новые нищие гнались за мною, я опять вышел из себя, и кричал на них, и крайне уязвился злобою; в квартире Николая Мацыгина слезно раскаялся Господу, стоя пред образом Богоматери на коленах, и Господь чудно помиловал, даровав мне мир, дерзновение, спокойствие, пространство, радость, молитву теплую болящей Феоктисте Михайловне, жене его.

Помянуть завтра Павла (рубль нищим).

Благодарю Господа, избавившего меня от увлекавшей меня ядовитой, смертоносной прелести сладострастия и сохранившего душу и тело мое в целости.

6 ноября

Благодарю Господа, воздвигнувшего меня от сна бодрым, здравым, сильным, обновленным совершенно.

Крестное знамение, изображаемое нами известным образом, пробуждает нашу веру в Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, и в таинство воплощения и искупления Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, и вместе служит символическим выражением этой спасительной веры нашей; кроме того, крестное знамение, с верою изображаемое, заключая в себе Божественную силу, невидимо чудотворит наше спасение, соделанное (совершенное) на кресте Сыном Божиим, а это уже весьма довольно в пользу и, если нужно, в защиту крестного знамения, изображаемого православными христианами. Единая вера может спасать человека, вера вместо дел да вменится мне, Боже мой, не взыщеши бо дел отнюд оправдающих мя... та да отвещает, та да оправдит мя, та да покажет мя причастника славы Твоея вечныя108. Поклоны же на молитве служат сколько показанием смирения нашего пред Богом и сознания своей греховности и повинности, столько же и возбуждением молитвы, энергии душевной и телесной, ибо душа наша постоянно склонна к лености и рассеянности, когда дело особенно касается молитвы и беседы с Богом, и гимнастикой, упражнением для тела и средством к прогнанию разных мечтаний бесовских, помыслов вредных, скверных, лукавых и хульных, ибо демоны боятся крестного знамения.

* * *

Благодарю Господа за величайшее избавление меня Господом от лютых прегрешений во время утрени, когда я много раз припадал к престолу благодати в покаянии о самоугодии, плотоугодии и жестокосердии моем к нищим и умерщвлении самого себя прегрешениями, но многим и глубоким покаянием Господь избавил меня от сердечной смерти и даровал мне жизнь, свободу, дерзновение. Благодарю Господа, по приходе моем домой избавившего меня от движения сластолюбия, потом на пути в гимназию после молебна явившего мне новую милость и избавление, и в самой гимназии. Претяжко согрешил я пред Господом и пред членами Его нищими после вечерни, когда я тяжко разгневался на них, бранил их, кричал на них, ударил одного по лицу, другого по уху, по платку в гневе моем на безмерное одоление и множество их (числом двести человек их наделено было мною сегодня). Каюсь в сем Господу – в злобе моей, в жестокосердии и ярости, в биении. Помилуй мя, Господи, яко несть грех, побеждающ человеколюбие Твое, и несть злоба человеческая, могущая одолеть благость Твою бесконечную, когда человек кается в злобе своей искренно. Прости и мне злобу мою.

Благодарю Господа за избавление от смертной тесноты согрешений моих во время молебна (в конце) в доме Герасима Мурашова в квартире Параскевы Ивановны Олейниковой от Никифора Фролова и Марии Евграфовны.

Маловер я и ненадеянный священник: не видел ли я тысячекратно, что Господь сторицей всегда вознаграждает меня за подаяние милостыни нищим, и не посылал ли Он на их долю щедрые дары? Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить, говорит Господь [Мф.7:2]. И потому мне ли, христианину, священнику, малодушествовать, алчничать и яриться, когда приходится подавать многим нищим? Надо быть кротким и покойным и благонадежным. Господи! Прости мне содеянное мною. Благодарю Тебя, Господи, пременившему гнев на милость ко мне, недостойному, неблагодарному, злонравному, самолюбивому, сластолюбивому, сребролюбивому, неверному, ненадеянному, нелюбовному, нетерпеливому, малодушному, ропотливому, боязливому, лицеприятному.

После означенной милости ко мне Божией я благодатно, мирно, с теплым чувством служил благодарственный молебен у Павла Степановича Бурачка. Господь чрез покаяние глубокое разорил и все прежние мои прегрешения и очистил меня от всякого беззакония, от всякой страсти плоти и духа. Слава Его неизреченной благости и премудрости!

7 ноября

Благодарю Господа, сейчас оживотворившего меня, умерщвленного грехом сластолюбия в помысле (шестой час утра), за искреннее покаяние мое пред лицом Его и даровавшего мне очищение, и мир, и великую милость.

После ранней обедни. Страшное искушение постигло меня сегодня во время обедни (от Кузнецовых) по поводу слов, сказанных о мне старой девой благочестивой Параскевой Ивановной Ковригиной; враг страшно взволновал и палил меня, теснил и мучил. Но не отверг Господь и на сей раз моего покаяния, моей молитвы и избавил от искушения, и по причащении Святых Таин я восторжествовал над врагами спасения; я причастился животворно. Во время утрени также были сильные искушения (когда я молился о смягчении сребролюбивого сердца настоятеля, да и своего, и о сострадании к нищим), и Господь избавил от них и дал благодать читать канон свободно и спокойно.

Вечер. Благодарю Господа, избавившего меня от смертоносного сладострастного движения сердца моего пред молебном у Михаила Евфимовича и Евдокии Агафоновны, которая часто с излишним усердием припадала к ногам моим с расположением сердца горячайшим. Благодарю Господа, избавившего сердце мое от смертоносного движения гнева на нищих пред поданием и при подании им милостыни (кривому черному парню тридцати пяти копеек на опорки, высокому новому тридцати пяти, другому тридцати пяти, иному на рубашку двадцати копеек). Я подал им неохотно, с досадой, озлоблением, с жалостью денег, а не их (считая их пьяницами и празднолюбивыми, недостойными милостыни), тогда как надо было подать им как членам Христовым, как Христу, с верой, смирением, охотой, с усердием и радостью, в простоте сердца, незлобии. О, сколь я неискусен в добродетели, сколь неисправен, маловерен, неверен, ненадеян, нетерпелив, самолюбив, гневен! Господь послал мне на бедных чрез Агафоновну три рубля. Слава промышлению Божию о рабах Своих!

Сколь я пристрастен к здешней жизни и ее исчезающим благам! Как не научился надеяться на Господа и зреть горе, отрешаться от пристрастия к здешним благам и надеяться на тамошние, вечные, превосходнейшие! О, мрачное, нечистое, тяжелое, льстивое облако – плоть моя многострастная!

Прочь укорение нищих, ярость на них! Да укоряю себя, сластолюбца, корыстолюбца, честолюбца злосердечного, злоумного, злохитрого, самолюбивого, недоброжелательного, нетерпеливого, завистливого, дерзкого, страстного, непокорного, ленивого, нерадивого!

8 ноября

Воскресение. Во время утрени и ранней обедни претяжкие были со мною искушения, особенно в начале утрени по поводу огорчения на одного нищего и неподачи ему мною милостыни (за искреннее покаяние Господь помиловал меня и даровал мир). Потом при облачении по поводу неловкости сторожа Прокопия (огорчился на него) я уязвился смертельным жалом диавольским, затем по отпусте и после невыговорения конца молитвы Христе, Свете и в начале обедни; долго и горячо умолял Господа о помиловании, и Он спас меня, дав простор и мир. Затем всю обедню и молебен диавол крайне палил меня жалом своим, но от всех искушений избавил меня Господь после окончания причащения Святых Таин, и во время обедни причастился животворно. На молебне в один час у Бородухина избавил меня Господь от диавольского жала по поводу огорчения на дьячка за неаккуратность; после крестин у Григория Мачихина (не выговорил отпуста по диавольским козням и уязвился смертельно); когда ехали на лошади на гору к [...] служить молебен, Господь за веру и молитву избавил от тесноты. Слава Богу!

9 ноября

Благодарю Тебя, Господи, за дивное оживотворение меня, умерщвленного грехами моими (раздражением и скупостью к нищим); я искренно покаялся, припавши сердечно к престолу благодати, и тотчас уврачевался, умиротворился, ожил, распространился. Велико мое нетерпение и злонравие! Чудо оживотворения было во время вечерни и после вечерни, да еще в квартире Мачигина Николая, когда я огорчился на сестру его за ее неловкость при снятии калош.

Церковь, богослужение, вообще молитвы есть родная жизненная стихия души, в которой, как рыба в свежей воде, как птица в воздухе, душа истинно живет, покоится, наслаждается, укрепляется, играет и веселится, где и верится, и плачется, и так легко, легко91.

Бог Отец поставил Его (Иисуса Христа) выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем [Еф.1:22–23]. Это Тело – Церковь Его, небесная и земная. (Спаси, Боже, люди Твоя...). Отпусты: Молитвами Пречистыя Твоея Матере... и всех святых... помилует и спасет... За литургией трижды поминаются все святые... на проскомидии, по совершении Святых Даров и при отпусте, как и живые и умершие... Вникни в смысл и дух богослужения... Это удивительная высота, удивительное богатство общения и любви. Все одно – все возглавлены Христом в едино тело, небожители и земные, свято живущие. О, честь и слава! Алики святых в Церкви?!

Много я пострадал из-за недоговорения отпуста на панихиде Пелагии Григорьевны Петровой (жене Василия Ивановича Петрова) по козням злохитрым и всеубийственным диавола, непрестанно смущающего и борющего меня. Только кровь Божия отмыла от души моей убийственный яд вражий. Даруй мне, Господи, благодать невозбранно, неблазенно выговаривать все слова молитв, возгласов, отпустов, псалмов, песней.

10 ноября

Вторник. Во время ранней обедни, которую я служил по Якове Андрееве (год), много было со мною тяжких искушений по причине моего чревоугодия и лакомства (вечером был у эконома Коммерческого клуба, ел и пил в десятом и одиннадцатом часу вечера), и едва-едва не проглотил меня змий бездны в самое священное и страшное время пресуществления Святых Даров: сердце и язык были связаны уже и смущены, поражены врагом; я не мог выговаривать и чувствовать молитв Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа и Сердце чисто созижди во мне, Боже... Не отвержи... Только последние: Господи, Иже Пресвятого Твоего Духа, – выговорил... И из-за чего смущение и огорчение? Из-за того, что дьячок Михаил Алекс. Быстряков слишком растягивал Верую; Достойно и праведно; Свят, свят, свят Господь Саваоф. Только усиленным покаянием и молитвой веры да припаданием к святому, животворящему и страшному престолу я избавился по милости Господа Иисуса Христа от пасти змия бездны. О, как тяжко было мне от его адского дыхания во мне! Какая смерть души! Какая теснота! Какое смятение!

По приходе домой Господь по молитве покаяния избавил от нового вида смерти вследствие прелюбодейного воззрения на девицу. О, какое поползновение! Какая страстность! О плоть коварная, многострастная! Когда я возненавижу и распну тебя со страстьми и похотьми?

После богодарованной победы над врагами во время обедни я на панихиде выговорил вполне, спокойно, торжественно, обратившись на запад, отпуст, а на обедне непреткновенно прочитал заамвонную и отпуст. Слава Богу Избавителю!

Кто не служит Богу, тот служит своим страстям и диаволу и играет в опасную игру греха, коего оброки смерть [Рим.6:23].

11 ноября

Что я воздам Тебе, Владыко Господи, за великие и скорые милости Твои, которые Ты удивил на мне в нынешний день многократно и в церкви, и дома, и в разных домах при совершении треб, и в гимназии, избавляя меня за веру и покаяние от лютых, смертоносных страстей моих и от бесовского коварства и даруя мне мир, свободу, жизнь, иго благое и бремя легкое? – Только сердечную хвалу и благодарение и исповедание милостей Твоих.

12 ноября

Десять часов утра. Благодарю Господа, сию минуту помиловавшего меня за веру и покаяние, с коими я сейчас помолился тепло по поводу огорчения моего на нищих за частое попрошайство и после желчных слов моих им: «Я уйду от вас отсюда». После тесноты и скорби тяжкой я удостоился от Господа мира, свободы, легкости, простора душевного и телесного.

Куда я уйду и зачем? От щедрот ли Господних, от спасения ли моего? Ибо по мере щедрот моих (если когда были) всегда щедрит меня Господь, и милует, и спасает, и всем довольствует и награждает, и даже добрым именем у ближних. Слава Его милосердию!

Вечер. Благодарю Господа за величайшее спасение, явленное мне за покаяние мое на пути в гимназию: я согрешил озлоблением и гневом на нищих, поношением их и крайне сим уязвился, умертвился от своей злобы. Господь принял мое покаяние и даровал мне после усиленного покаяния мир и простор с дерзновением, и я в гимназии правил уроки хорошо и после уроков служил молебен у Симанского с большим чувством.

Шесть часов вечера. Сейчас Господь опять воскресил меня, мертвеца по грехам, опять согрешившего гневом и яростью и ругательством на нищих (с дерзостью сказал: «Ступайте к черту!»). О, как мне было тяжело (да не горше ши что будет [Ин.5:14])! Сколь долго я каялся! Наконец глубокое покаяние, упование, вера взяли вверх: смерть во мне попрана, грех прощен. Слава Господу!

13 ноября

Утро. Пятница. Благодарю Господа, ознаменовавшего и нынешний день поутру милостью и великим избавление и оживотворением моего сердца во время утрени, когда я в покаянии припадал к святому престолу, умерщвленный грехами.

Богослужение Православной Церкви есть живое осуществление нашей веры, надежды и любви к Богу и к Святой Его Церкви как к обществу святых, уже прославленных и ликующих с Богом и святыми Ангелами на небесах, и как к богоучрежденному обществу людей, живущих еще на земле и подвизающихся против греха, многострастной плоти, против растленных обычаев мира и против диавола, ратующего против Бога и избранных Божиих (уже умерших и ожидающих праведного изречения Божия); оно есть живая, духовная, Самим Богом устроенная связь верующих людей и возрожденных святым Крещением и запечатленных печатью Святого Духа людей с Богом и между собою, постоянная связь (деятельная и молитвенная) живущих на земле с прославленными святыми или духовная связь единоверных друг с другом для совокупления и молитвы славословия и благодарения Бога и для освящения, обновления и подкрепления Таинствами, молитвенная связь живых с усопшими, перешедшими в вечность членами своими.

14 ноября

Выпил вчера вечером молока (пятница), думая, что предохраню себя тем от головной боли (от вина виноградного), а вышло хуже: голова действительно заболела, вероятно от желудка, от его нечистоты. Надежнее держать пост, чем нарушать его из-за пустых причин. Помилуй мя, Владыко Господи, согрешил я, окаянный.

Встал в шесть часов утра и в половине седьмого вышел гулять; гулял, молясь, до четверти восьмого часа и, пришедши домой, прочитал каноны пятка и субботы и лег спать; проспал до десяти часов и сразу к обедне; неготового, диавол сильно опрокинул, низложил меня озлоблением на протоиерея и унынием; в краткое время не мог принести совершенного покаяния Господу и был под мертвящим влиянием злых духов всю обедню; был и болезнен, голова немного болела, к тошноте склонность. Только по выходе из церкви, когда я пошел на стенку к морю гулять и вместе каяться Господу по пути и просить милости и избавления, я наконец избавился от злобы бесовской и успокоился и распространился в сердце. Затем был у именинника Филиппа Степанова. Диакон Полетаев грубиян и непослушный, не хотел по указанию моему смести пыль с престола. Господи, вразуми его и прости ему грех его, даруй ему покаяние и всем нам пребывание в любви и послушании.

Доколе человек не войдет во вкус молитвы, дотоле он лениво, холодно, вяло молится, иногда дремлет или мечтает о постороннем, но когда войдет во вкус молитвы, когда уверится в личном присутствии Господа при нем, когда поймет величие благ, дарованных ему и всем людям от Господа в вере в Него, в молитве, или беседе с Ним, когда познает бездну грехов своих и нужду в прощении и избавлении от них и всю цену бессмертной, обожающей нас добродетели, которой научает и в которой утверждает нас Бог, тогда человек начинает горячо и часто со слезами молиться своему Творцу, Промыслителю и Спасителю. Но и тогда люди по невниманию к себе и нерадению о себе мало-помалу совсем оставляют молитву, считая ее лишней и бесполезной. Такие люди близ погибели, не напрасно сказано: Непрестанно молитесь [1Фес.5:17]. Молитва – жизнь, немоление – смерть.

Ночь на 15 ноября спал дурно, ворочаясь с боку на бок прежде всего от пресыщения (поел тетерки), во-вторых, от долгого сна вчера утром, в-третьих, от дурной погоды гнилой, а в-четвертых, и от писанья с некоторым напряжением проповеди.

(Написать письмо Параскеве Ивановне Андреевой, Соколовой с шестью рублями.)

Господи! Прежде всего я виновен в непослушании мне вчера брата моего диакона Владимира, ибо я не в духе любви и мира просил его смести множество пыли со святого престола, а в духе негодования и рвения, и Ты прости мне сие и исправи меня самого, да в кротости, смирении и любви приказываю или напоминаю диаконам и дьячкам исполнять свои обязанности. Прости и диакону грех непослушания и вразуми его исполнять со тщанием дело свое – наблюдение чистоты святого престола, жертвенника, платов, губы и радеть о служении, служить искренно, не с надмением и гордостью.

Итак, чтобы мне приказывать другим исполнять свои обязанности, даруй мне, Господи, самому быть под влиянием доброго начала, а не злого, как вчера, ибо в самом начале обедни, даже при совершении входных молитв вместе с настоятелем, я озлобился на настоятеля за то, что не подождал меня и спешил, и под влиянием этой злобы был всю обедню, несмотря на покаяние и молитву к Богу о избавлении (так сильно напал на меня Велиар по причине чревоугодия и долгого сна). Уврачуй и помилуй всех нас, Господи, и настоятеля, ибо всячески противится делам милосердия, работая всем сердцем мамоне, которой у него несть числа от множества, за что я к нему весьма нерасположен по временам, иногда же очень расположен за его мерность и тихость нрава и незлобие. Помилуй всех нас, Господи, ради имени Твоего, диакона же сотвори благопокорным, умили сердце его, слезы даруй ему, да плачет о грехах своих.

15 ноября

Воскресение. Тяжелое искушение перенес я сегодня во время [обедни] со стороны многострастной своей плоти из-за пустого обстоятельства – из-за черствых несколько просфор, принесенных на проскомидию от просфорницы. Я огорчился на нее из-за этого (где же кротость и незлобие христианские?), и подвергся я смятению, скорби и тесноте и смерти душевной, отпал от любви к Богу и ближним и не способен стал совершать достойно, сердечно, искренно Божественную пренебесную, преисполненную любви Божией к людям и Его вечной правды литургию – это служение бессмертия, искупления, обновления, обожения. И вот я стал в болезни сердца искренно каяться Господу в самолюбии, сластолюбии, плотоугодии, чревоугодии моем, в безумии ветхого моего человека, в маловерии, в неблагодарности к Богу Спасителю нашему, сошедшему с небес нашего ради спасения, обнищавшему и всего Себя истощившему ради нас. Такое горнее служение – служение примирения, обожения, любви Божией, такое Таинство бессмертия совершал я, и между тем допустил одолеть себя земным пристрастиям – пристрастиям к хлебу, тогда как не о хлебе едином жив человек [Мф.4:4], но о всяком слове и о Теле и Крови Христа Бога жив бывает человек. Когда глубоко, искренно, убедительно для меня самого сознался я в грехе моем, тогда Господь примирился со мною во время сугубой ектении, и я получил возможность молиться искреннее, теплее, свободнее о всех людях и о себе, о своих согрешениях. О, как искренно, строго должен готовиться священник к совершению пренебесной литургии! Он истинно должен быть сам духовен, небесен, не связан никакими житейскими похотями и страстями, должен быть чужд гнева, злобы, зависти, чревоугодия, сребролюбия, сластолюбия, маловерия, малодушия. Легко сказать: Горе имеим сердца! Но сколько-нибудь постоянной готовности, духовного созерцания, чистоты сердечной, беспристрастия, святости, любви и горячности к Богу, пламенной благодарности к Нему, чтобы искрен- но сказать и исполнить эти слова самым делом, вознестись, так сказать, до третьего небесе, к престолу славы Триипостасного Бога, – [не имеем] ; мы и в эти страшные, пренебесные минуты бываем связаны нерешимыми узами своих страстей и пресмыкаемся по земле вместо того, чтобы быть горе! О я, окаянный и недостойный! Господи! Даруй мне благодать совершать литургию горним умом и сердцем, пламенной душой, в излиянии слезном! Буди! Боже мой! Как я немощен, грешен! Один мгновенный помысл земного пристрастия может низложить меня и удалить от Тебя, Боже мой, умертвить меня, погасить во мне любовь к Тебе и ближним. Как пагубны земные страсти!

Священнику прежде и более всего нужно стяжать благодатию Божиею, необходимый духовный элемент – любовь евангельскую: она нужна ему каждую минуту, каждое мгновение, нужна, когда он молится за торжественной службой в храме, когда молится дома или в домах прихожан, когда совершает Таинства веры, когда находится в обычных, ежедневных отношениях с товарищами по службе, или в сношениях житейских, семейственных, товарищеских, или в сношениях с прихожанами, с начальниками или подчиненными, с воспитанниками и кончившими время воспитания, с детьми и взрослыми, со старыми и молодыми. Но особенно нужна ему любовь при совершении Божественной литургии, которая вся есть таинство бесконечной Божественной любви к роду человеческому; в этом Таинстве – Таинстве Евхаристии, или Причащения Тела и Крови Христовых, Божественная любовь явилась во всей своей безмерности, ибо Господь Иисус Христос всего Себя истощил для спасения нашего, Сам Себя дав в пищу и питье – Свое ломимое за нас Тело и Свою изливаемую за ны и за многия Кровь. Во время литургии священник весь должен быть объят любовью к Богу и к ближним, искупленным или соискупленным кровью Христовой, и в нем не должно быть никогда ни тени гнева и огорчения на кого-либо или пристрастия к чему-либо земному: к пище ли, одежде ли, украшению ли, отличию ли служебному, к лицу ли какому; он всегда должен быть горний, Божий, святой. Да будет так.

Тяжкий, но очень обыкновенный грех у людей тот, что они тварей предпочитают Творцу и вместо Него прилепляются сердцем к вещам и лицам преходящим, не могущим дать жизни; как в древности, и ныне иные люди прилеплялись и прилепляются к идолам. Кто может заменить для разумной твари – человека Творца, создавшего нас по образу и подобию Своему и источающего нам живот от Своего света? Никто. А мы думаем иногда, что о хлебе едином жив будет человек, или при больших деньгах, при изобилии имения может хорошо жить, или под крылом знатного и богатого человека, или мало ли на что надеются люди вместо Бога!

Мы говорим часто во время богослужения: Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим, – мы должны осуществить делом свою преданность Христу Богу во всех обстоятельствах жизни и не полагаться только на себя, на свой ум, на свое положение, состояние, на связи, на богатство и прочее.

В Москву приехавши, заехать поклониться Иверской Божией Матери. Она отворит нам город и сердца москвичей. В Успенский собор, к Алексию митрополиту.

16 ноября

Благодарю Господа, многократно избавлявшего меня от козней вражиих во время утрени в церкви и дома по приходе от утрени.

Когда я научусь и мыслить, и желать, и чувствовать, любить, говорить и делать только по доброму началу и совершенно отвергну злое начало? Всё зависит в жизни нашей внутренней и внешней от того, какому началу мы больше следуем: доброму или злому, лукавому? Злое начало, если кто не следует ему добровольно, обыкновенно вторгается насилием и хитростью, прелестью в сердце человеческое, а кто борется с ним крепко, те побеждают зло крепостью Христовой, ибо без Христа Спасителя мы не можем сделать ничего, не можем победить ни малейшего греха.

Итак, любовь Божия обитает непрестанно в наших сердцах.

Благодарю Господа, явившего мне величайшую Свою помощь при служении обедни по приходе моем из школы попечительства, где я угорел и расслабел. Благодарю Господа за милости и силы Его, явленные во мне, особенно за причащение Святых Таин Его, оживотворивших меня совершенно. Благодарю Господа за непреткновенное служение вечерни в сладость. При соборовании Феоктисты Михайловны Мачигиной я был в тяжком искушении, особенно по поводу употребления риз, креста, Евангелия (в красном бархате) отца Александра Таратина; растленная и мучительная зависть и злоба на него одолевали меня (что-де богатый очень человек, и только для себя, больше ни для кого живет, и завел себе прекрасные ризы, кресты и Евангелие, для восхищения якобы в свою пользу доходов братских, что, думаю, ложь бесовская и клевета, как оказалось из самой мучительности таких помыслов). Много раз я становился на колена в молитве ко Господу, да избавит меня от ядовитой клеветы диавола и от зависти и злобы моей, самолюбия и гордости: чего у меня нет и что еще мне надо? И отчего не желаю братии всего, чего и себе? Любви Христовой нет. И Господь избавил меня, хотя по грехам моим не совершенно, ибо корни греха оставались во мне. О, сколь я многострастен! Сколь сердце мое нечисто, низко, злоревнительно, прелюбодейно, своенравно, дерзко, нагло, лениво, нерадиво, сластолюбиво, корыстолюбиво, непокорно, строптиво, боязливо, нетерпеливо.

После подачи милостыни очень многим нищим вечером у забора церковного я, идя домой, встретил ждавшую меня нищую, хорошо одетую девочку Ровенас, просившую милостыни, и против воли, с великой неохотой и злобой на нее подал ей пятнадцать копеек, ибо не чаял ее тут встретить и очень был недоволен, что стоит тут. Ущемила меня ужасно диавольская злоба, и я едва покаянием долгим избавился от адской беды! Благодарю Господа за непреткновенное служение панихиды у парикмахера. Какой я священник при таких и столь многих страстях, как могу искренно любить Бога и ближних и искренно, достойно совершать пренебесные тайны: Крещение, Евхаристию и всякое богослужение и Таинство?

Я должен иметь ум возвышенный, сердце небесное, горящее любовью Божией ко всем и к Богу прежде всего и более всего. Боже, очисти мя и претвори меня силою благодати Твоей, что и творишь часто со мною, когда искренно, со слезами каюсь.

Вчера у Евгении Петровны Шляпниковой много пил хересу и кушал винограду и несколько захмелел и расслабил душу и сердце; сегодня утром слаб был сердцем и подвержен насилию демонскому (малую сугубую ектению не мог говорить от противления диавольского в сердце), при говорении ектении возымел силу по благодати Божией, но только на каноне совсем укрепился благодатью Духа Святого и непреткновенно совершил службу до конца. Пред молебном водосвятным искушение тяжелое от неохоты служить неизвестно кому, лицеприятие ломало, но покаянием и верою одолел врага-запинателя и служил молебен благодатно, с силой Божией (за молебен дано крайне мало, видно, по скупости моей к нищим). Причащал Дарью девицу, дочь Анны Герасимовны. И в это время Господь принял покаяние и избавил от мертвящего озлобления на Герасимовну за неловкость при снятии ряски. Сейчас, дома Господь спас меня за покаяние от последствий жестокосердия к нищим – от скорби и тесноты.

17 ноября

Вторник. Благодарю Господа за дарование мне недостойному великой милости и помощи во время совершения литургии: в начале ее я был очень немощен духом от утомления физического (вынос) и не мог говорить молитв на проскомидии; во время литургии оглашенных возгласы говорил хорошо, резко, но молитву об обуздании крамолы читал с большим трудом от сопротивления противных злых сил. Но после этого воспрянул, возымел ревность к Богу и к молитве и совершил литургию непреткновенно, с умилением и слезами; причастился животворно, чувствовал себя обновленно, прекрасно; возгласы и заамвонную читал непреткновенно, на молебне Евангелие, на панихидах отпуст.

Сейчас вечером я получил величайшую от Христа Бога милость – избавление от скорби и тесноты, постигших меня по поводу гнева на нищих. Покаялся искренне, призвал имя Его – и спасся.

Сейчас (одиннадцать часов ночи) сунуло меня в спальню детскую, и увидел там с женой свояченицу мою, болтающих невесть что. Смутился я и помыслил нечто нелепое об ней и о себе – и уязвился, умер; долгим покаянием и молением избавился по милости Божией от смерти духовной.

Горе грешникам нераскаянным! Ужасна мука вечная! Ужасна мука блудно живущим! Ежели и за один мгновенный помысл блудный здесь приходится тяжко, адски мучиться, то что будет там, за гробом?! Но сколь велико блаженство в раю всем праведно живущим и истинно кающимся! Описать невозможно; залог вечного блаженства праведники и покаявшиеся имеют и ощущают еще здесь. Научи нас, Господи, жить в святыне и правде вся дни живота нашего!

Не скупись подавать нищим милостыню от души: несомненно воздастся тебе тою мерою, какою меришь [Мф.7:2]. Щедро подашь им – и тебе Господь щедро подаст; скоро подашь – и тебе скоро подастся; скупо или долго не подашь – и тебя Господь долго не послушает и не спасет, когда будешь молиться Ему о спасении в тесноте и беде греховной.

18 ноября

Ужасную, адскую баню задал мне начальник злобы во время утрени за мгновенное тайное озлобление и презрение к настоятелю отцу Павлу за его как бы небрежное отношение к богослужению, и только усердным покаянием при многократном припадании к престолу милосердия я избавился от нестерпимых козней, когда Господь отъял злобу, смирил гордость мою и всадил смирение, любовь и уважение к старцу. Враг бесплотный врезался в сердце мое во время чтения и пения канона. Урок мне: всегда и всех любить, никого не пренебрегать, немощам и недостаткам ближних снисходить, всех почитать, себя уничижать, но не унижать. Возвышая и любя ближнего, ты возвышаешь и любишь себя, и наоборот, унижая ближнего, унижаешь себя, бесчестишь себя. Только отъявленный порок заслуживает бесчестия, чтобы он не хвалился и не получил силы и не увлек многих вслед за собою, если бы не чуждались и не презирали и не обличали и не наказывали его, ибо к пороку надо быть строгими, неумолимыми.

Какую милость Господь явил во мне во время вечерни многократно! Все вражии козни побеждены. Какую Господь явил во мне силу спасения после встречи моей с отцом диаконом Владимиром в магазине Калашникова! Какое спасение в доме Мачигина в коридоре! Какое спасение в доме Петра Мурашова после раздражения на нищих, преследовавших меня! Полна, истинно полна чудес Божиих душа моя всякий день – чудес милости и силы Божией, долготерпения Божия ко мне! Сколько во мне греховных навыков, страстей, смердящих во мне и умерщвляющих меня, отторгающих меня от Бога!

19 ноября

Четверг. Дивным явился ко мне Господь в милости Своей и нынешний день во время утрени пред молебном и во время молебна Спасителю, Божией Матери с акафистами и святителю Николаю Чудотворцу. Он многократно избавлял меня от лютых демонских козней (озлобления на ходящих и ставящих свечки к местным иконам, к заказчику Павлу Смирнову) и даровал победоносно, животворно, торжественно, радостно, играющим духом совершить утреню и молебен, и дома троекратно Господь избавил от тины прегрешений. Слава Господу!

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно литургию и причаститься животворно пречистых, августейших, животворящих страшных Таин Его, пречистого Тела и Крови. После великого входа избавил Господь от умерщвления вражия и даровал живот и мир, также и в начале литургии, когда я начал в немощи духа и плоти. Благодарю Господа за непреткновенное, сладостное, победоносное служение вечерни и повечерия. Благодарю Господа за избавление меня от мучительной скорби и тесноты, постигших меня за уклонение от подаяния милостыни нищему, когда я шел в попечительство вечером. Спасение Свое Господь послал мне в приемном покое попечительства в седьмом часу вечера, пред самым заседанием. Благодарю Господа за избавление от упадка духа, малодушия и уныния и боязни диавольской, от человекобоязни на панихиде у Стренцеля. Слезы покаяния.

20 ноября

Утро. Сегодняшний день, с одной стороны, день ужасных искушений вражиих и моего крайнего душевного бедствия, с другой – день великой силы и милости Божией, во мне явленной в избавлении от адских губительных козней. Прежде всего Господь избавил меня от адской тесноты на полунощнице за покаяние мое в жестокосердии, суровости и скупости к нищим, во-вторых, во время чтения шестопсалмия, в-третьих, во время канона (при конце его) от озлобления на дьячка (по причине пустой [...]), в-четвертых, на первом часе, в-пятых, пред панихидой и во время панихиды Мураша Алекс., в-шестых, при чтении канона причастникам (тут была ужасная агония, борьба со злыми демонами, нестерпимо язвившими меня).

Одиннадцать с половиной часов ночи. Благодарю Господа за дарованное мне сейчас покаяние и озарение сердца моего светом небесной истины, коим я научен, как и в чем каяться мне по уязвлении сердца моего теснотой и печалью греховной, и за пресладкое и премирное помилование Господне моего недостоинства. Грех мой оказался в том, что я, стоя на молитве и читая акафистный канон Пресвятой Богородице, увлекся тайным враждебным осуждением настоятеля отца Павла, его дочери Екатерины в гордости, необщительности, жестокосердии, скупости, тщеславии (а дочери в рассеянном поведении (будто бы)), потом злопамятством о диаконе Владимире, оскорбившем меня небрежением и ослушанием при должном требовании. Во всем этом я осудил себя искренно, что отпал сам от любви и впал в самолюбие, гордость, ослушание, злобу, злопамятство, осуждение, забыв свои грехи.

21 ноября

Введение во храм Пресвятой Богородицы. Служил утреню и раннюю [обедню] за отца Клепаческого, а он за меня вчера всенощную и сегодня позднюю. Благодарю Господа за силы Его, во мне возмогшие над всеми кознями миродержца, и за милости Его бесчисленные, победившие все грехи мои во время утрени и ранней обедни. Много раз уязвлял меня супостат диавол смертельным жалом своим, лукавством своим и страстями моими, но вера в Господа, покаяние сердечное с припаданием к престолу благодати оживляли меня. Канон Богородице читал весьма торжественно и пел одушевленно. Благодарю Господа, явившего мне помощь Свою при служении молебна у Гречухиных и сокрушившего мерзкую главу вражию; благодарю Господа, дважды избавившего меня от неверности моей Господу и нечистоты сердечной за покаяние мое и потом по выходе из квартиры его на улице во время прогулки с покаянием.

Священник во время богослужения должен быть душой своей как бы вне мира сего, весь всецело соединен и растворен с Богом, ничто земное не должно обладать его сердцем, и за такое устроение душевное он насладится величайшим покоем, дерзновением, радостью, будет ощущать в себе неземное величие.

Сегодняшний день после ранней обедни во время молебнов по домам я ощутил сильную слабость во всем теле, особенно в легких, так что едва-едва мог говорить. У Ивана Петровича Рудакова поел белого хлеба (булки) с икрой паюсной и чай пил с вареньем и с сахаром; подкрепил тело, но это закрепило живот, и жгучесть в теле стала больше, слабость легких не прошла. Пришел домой – заснул в одиннадцать до двенадцати часов. Легким стало лучше, но в теле от крепкого желудка острота и теснота. На молебне у Гречухиных получил дивную благодать, когда при пакостях нечистых духов со слезами помолился Господу и Владычице, и дух и тело оздоровели... Но после пирожков горячих с палтусиной еще сильнее закрепило живот, и жгучесть стала и продолжалась до пяти часов пренесносная. Я думал, что забито; после усиленной прогулки в садике лучше стало, после выпитых бульона и чашки чайной молока еще лучше и совсем прошло. Ночью спал очень хорошо. Слава Богу и Владычице, Ходатаице моей. Я было думал, что испортил легкие от очень громкого пения и чтения на утрени Введенской: Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Богтворяй чудеса [Пс.76:14–15].

Отчего я, зная всю нелепость и безумство греха, еще следую ему? Отчего боюсь одного дыхания его во мне и смущаюсь и уязвляюсь? Оттого, что не распял плоти своей со страстьми и похотьми, что по навыку злому служу греху, имею в себе глубоко пущенные корни греха, что имею мало веры в Бога, в Его бесконечную правду и святыню, не возлюбил еще всем сердцем правду и не возненавидел беззаконие [ср.Пс.44:8].

Господи Боже наш, Творче небесе и земли, от небытия в бытие приведый бесчисленные твари и заключивый бесчисленные сокровища прозябаемые109 и ископаемые в недрах земных и теми препитываяй и обогащаяй род человеческий и всем вся полезная подаваяй! Молим Тя, недостойнии раби Твои, услыши молитву нашу в час сей и отыми горькие и достоплачевные нужды множества нищих людей Твоих во граде сем и в прочих градах и весях чрез устроение в граде нашем Дома трудолюбия и ниспосли нам, предпринявшим во имя Твое и в память бывшего царя нашего Александра Второго устройство его, богатые милости и щедроты Твои и привлеки сердца имущественных людей града Москвы и других градов манием всесильной десницы Твоей к доброхотному и щедрому подаянию даров Твоих на всё окончательное устройство [его]. Ты удивил на нас доселе милости и щедроты Твои, явив нам знамение благоволения Твоего к предпринятому делу, ибо на Тебя, всеблагой и всемогущий Владыко небеси и земли, возлагали надежду в деле сем, Твое имя призывали, Твое всесвятое имя непрестанно вспоминали, о Тебе радовались, Тебя благодарили при успехах наших. И ныне на Тебя же единого, всеблагого, всещедрого, всемогущего Творца всех и Содейственника в делах благих, возлагаем всю надежду нашу в предпринятом путешествии нашем в первопрестольный град. Отверзи убо, Господи, двери домов и сердца граждан сего града нам, рабам Твоим, и не посрами нас в чаянии нашем, ибо на Тя, Господи, очи всех уповают, Ты Отец щедрот и Бог всяческого утешения и Совершитель всех благих дел, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. (Господи! Отыми лукавый помысл.)

23 ноября

Благодарю Господа за спасение многократное, дарованное душе моей и в храме во время утрени и ранней обедни от Ал. В. Мурашова (избавление от зложелательства на отца диакона Владимира Полетаева и примирение с ним в сердце и на деле: поздоровался я и поцеловался братски), и на панихиде у Феоктисты Михайловны Мачигиной (когда враги одолевали и лишали слова); я восчувствовал благодатью Божией свое окаянство, бедность, нищету, слепоту и наготу и тем возмог над противными силами, то есть смирением.

24 ноября

Ослепленный страстями человек, даже христианин, даже учитель веры, спрашивает нередко как бы в неведении: кто есть ближний мой? Он и в самом деле еще не знает, кто его ближний, а на деле он давно решил, что ближний его есть только его жена, сын или дочь, то есть его плоть и кровь, и если он живет не вместе с отцом или матерью, а врозь, отдельно, и их не считает нередко ближними, а дальними, не простирая на них своего милосердия и помощи. «Кто есть ближний мой? Кого я должен любить горячо и кому во всем должно угождать? – спрашивает иной. – Этот ближний – я сам; кто ко мне ближе, как я сам? Все люди – мои дальние, я им ничем не обязан и не хочу им давать моего достояния, я всем себе самому обязан и во всем себе самому угождаю и буду угождать; всё мое добро, имущество – мое добро». И так на самом деле и поступает: всякий день без меры умножает свое достояние, ест-пьет сытно и часто, роскошно одевается по последнему образцу, ни в каких удовольствиях себе не отказывает, если он склонен к ним, и хотя он видит ежедневно множество нуждающихся, терпящих во всем недостатки, но не обращает на них внимания, потому что они ему дальние, потому что его сердцу всего ближе его деньги, его собственные выгоды, его алчность, его жестокосердие, его неблагодарность пред Богом и людьми; так даже многие учители веры, не говоря о мирянах, не знают, по-видимому, кто ближний их, и в своем невежестве или в вежестве остаются всю свою жизнь, и хотя читают или слушают Евангелие, сами читают, пишут и говорят проповеди, но духа евангельского не хотят постигнуть и слова Сладчайшего Спасителя исполнить: глаголют и не творят; и хотя Господь Иисус Христос в бесчисленных местах и просто в притчах учит милосердию ясно, ублажая или грозя отлучением от Своего лица навеки за жестокосердие, но самолюбец остается при своем сребролюбии. Напрасно он учится познать: кто есть ближний мой? Он хочет оставаться в неведении, кто его ближний, потому что это для него, для его ветхого человека, выгодно: ему не надо расточать на бедных своих богатств, а надо только собрать – и собирает, до конца собирает, доколе смерть не прекратит алчности его и не закроет у него алчных глаз. Блажен, кто разумеет, кто ближний его, то есть всякий истинно нуждающийся, бедствующий, скорбящий, погибающий во грехах и страстях, больной, несчастный, неведущий, даже враги наши. (Настоятель отец Павел Трачевский, отец Петр Клепачевский, и отец Александр Таратин, и многое множество, Н. Сидоров, я, многострастный, губернатор, начальник его канцелярии, множество офицерства, чиновничества, купечества.)

Завтра (даст Бог) отправимся в Москву.

* * *

Во время ранней обедни под конец, когда Параскева Ивановна Ковригина подошла причащать ребенка, враг напал на меня озлоблением на нее, которое только покаянием и верою в Господа одолел с трудом по причине растления моего сердца. Слава Господу!

С 25 ноября на 4 декабря был в отпуску в Москву по сбору денег на Дом трудолюбия.

* * *

107

Виновник (церк.-слав.) – тот, в ком причина (вина – причина, источник).

108

Молитва 8-я, Господу нашему Иисусу Христу, «Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой...» из последования утренних молитв.

109

Прозябаемый (церк.-слав.) – произрастаемый.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 23: 1880-1882. - 2018. - 647, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle