Источник

Октябрь 1881 г.

1 октября

В четыре с половиной часов утра, идучи в церковь записать деньги в кружку, я встретил обычно малых детей (лет по восьми), гонявшихся за мною и просящих милостыни; я подосадовал на них и рассердился, и лишился благодати, и почувствовал скорбь и тесноту, от коих избавился чрез покаяние милостью Господа, когда прикасался усердно к святому престолу (у Петра и Павла в приделе). Слава Господу!

Девять с четвертью часов утра. Благодарю Господа, явившего мне великую помощь Свою при служении молебна у господина Балинова: благодатью Его служил сердечно, благо дерзновенно, непреткновенно, победно. Слава Господу! Помогай всегда мне, Господи мой, Господи Благодетелю, Жизнодавче! Помяни всех, заповедавших мне, недостойному, молиться о них и о творящих милостыню.

После поздней обедни в Покров; Господь избавил меня по неизреченной милости Своей от смертоносного озлобления на дьячка за его излишнее, вычурное усердие ко мне при облачении в священнические одежды; я озлобился даже на то, что он подавал нагретыми от своих рук одежды, и чуждался самой теплоты его, как нечистоты какой, но покаялся Господу в своем злом навыке, и Господь пременил сердце мое, избавив от диавольской злобы на невинного ни в чем дьячка. И другой раз тоже и от подобной же злобы избавил Господь по молитве покаяния. Пред великим входом Господь сотворил со мною также великую милость по молитве усиленной. На великом входе пред совершением Таинства враг запнул жалостью драгоценного креста, что от фимиама запылится, и охладил сердце мое к Богу, но слава благоутробию Божию, что Он послал мне свет Свой и убедил разум мой и сердце мое, что всё в мире тленно, как и самый мир, что един Бог вечен, и души, по образу Божию сотворенные, также вечны, и мы должны о душах радеть, души спасать, украшать добродетелью, очищать непрестанно покаянием, Бога любить всем сердцем и Ему угождать, а не своим похотям и страстям, что наши священническое служение есть служение небесному, а не земному, служение бессмертия, нетления, служение правды, и мы должны всё земное вменять в сор, в тлен, дым. После этого Господь дал мир.

2 октября

Христианин должен изощрять око ума своего и видеть дальше настоящего, не останавливаться на материальном или на вещественном мире, но проникать уметь взором в мир духовный, вечный.

После утрени. Слава новым чудесам во мне благости и милости Твоей, Господи Иисусе Христе, Боже мой, истинный живот и истинная сладость моя нетленная, вечная! Во время утрени, когда я стоял и каялся у престола славы Твоей в своем жестокосердии и скупости, суровости и строптивости к нищим и прикасался к верхней части престола, Ты помиловал и оживил меня вскоре, презрев мои согрешения, и я с великим дерзновением читал и пел каноны утренние. По приходе из церкви домой враг дважды окрал и обнажил от благодати Божией душу мою сластью плотской, разлучив от Тебя и внесши смерть в недра мои, но Ты опять принял мое двукратное покаяние и избавил от сетей вражиих, научив не прельщаться смертоносной сластью, растлевающей душу и тело, но держаться единой нетленной сладости Твоей, дарующей жизнь, мир, свет, силу и крепость душе и телу моему. Славлю Тебя, превозношу Тебя, Животодавче, Источниче правды и святыни.

Хочу быть сообразным Господу, создавшему меня по образу и подобию Своему в правде и святыне, Госпоже Богородице, Которой, как и Господа, я раб недостойный, святым Ангелам Божьим, старшим братьям моим, также по образу Божию, как и я, сотворенным и оставшимся верными своему Господу; наконец, хочу быть сообразным и подражателем всем святым угодникам Божьим, бывшим подражателями Господа на земле. Сие да дарует мне Владыка Господь, рекший: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный [Мф.5:48]. О, чудные, драгоценные слова! О, величие природы человеческой, которой возможно достигать совершенства Божественного, уподобляться Богу! О, величие даров Божьих человеку! О, Творче мой! Даруй мне возлюбить Тебя паче всего и ради Тебя всё земное вменять в сор: и злато, и драгоценные камни, и пышные одежды, и красоту лица женского, и жилища большие и прекрасные, и чины, и отличия, и богатство, и знатность, и славу земную, суетную, маловременную. Аминь. Поступи во глубину [Лк.5:4], ибо во глубине грех гнездится, кроется.

На 3 октября пред самой утреней разбудил меня замечательный сон: я у митрополита во дворце его за каким-то делом; прихожу к нему – только что вышел и по двору ходил; я выпил немного у кого-то виноградного вина; вдруг он приходит домой; я вижу его в двери открытые, бегу от него в другие комнаты, [...] в ризах; он за мной, догоняет меня; видя, что угнаться нельзя, сбрасывает ризы; иду к нему с повинной, он навстречу мне; падаю на одно колено и с ним лицом к лицу; он обличает в бешенстве и в нечистой совести, свидетельствует меня, говорит: «Дохни глубже», я вздыхаю; говорит: «Вот я не пью, так прямо иду, не боюсь», а [сам,] видно, пьет вино, и я проснулся; была половина шестого утра. Я встал.

Благодарю Тебя, Господи, за чудо милосердия Твоего во мне в Богоявленской церкви за оживотворение меня, умерщвленного грехами моими: чревоугодием, пресыщением, пьянством, сном, леностью и бездействием. Я слезно каялся и молился во время обедни, и Господь чудно оживил меня: я живо ощутил, осязал милость Господню и при отпевании отчетливо выговорил три возгласа Яко Ты еси воскресение, победив врага-страшилища.

Входя в храм, вы видите лики Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы, Ангелов и святых: апостолов, пророков, святителей, преподобных – словом, Церковь небесную; видите в малом виде и Церковь земную: священно- и церковнослужителей и мирян, молящихся и призывающих в помощь и подкрепление своей слабой молитвы ходатайство святых, а в открытые царские двери видите как бы Голгофу и на ней крест с распятым Господом славы, престол Небесного Царя, видите Святую Чашу, из которой верные пьют Кровь, истекшую из пречистого Тела Христова. Как всё это много и убедительно говорит уму и сердцу христианина! Как всё это расширяет его религиозный кругозор! Как это одушевляет, трогает и расширяет его сердце любовью к Богу и к святым и ко всем людям! Как это подъемлет дух горе! Как тут не молиться пространным сердцем за всех, когда видишь оком веры молящихся за нас всех святых! Дева днесь предстоит в церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: Ангели со архиереи покланяются, апостола же со пророки ликовствуют101вот что поет Церковь!

После всенощной в Думской церкви. Благодарю Господа за оживотворение умерщвленного грехом сердца моего во время всенощной. Чувствуя тягость и сонливость, я усилил молитву свою; стоя пред престолом, размыслил о том, где я стою, пред Кем, что делаю? Кто вверен моим молитвам, как многие заповедали мне молиться о них? И явились живые чувства, слезы умиления, согрелась и успокоилась душа моя, и стало легко, легко! После отпуста, в смятении и с пропусками сказанного, сделалось сильное смущение и теснота, пленение от врагов, но за покаяние и припадание с верою и сокрушением сердца к престолу Божию (Предтечи) Господь избавил от плена, оживил, успокоил, утешил. По приходе домой сильное искушение после прочтения сказания о чудесном исцелении Божией Матерью калеки двадцатисемилетней, Екатерины. Причина – моя страсть к прислуге девице Евдокии. Уязвился смертельно; глубоким покаянием Господь очистил, умирил, избавил от беды.

Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою [2Кор.11:2]. В чем обручение, или залог? – Взаимная верность, единение духа и тела. Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом [1Кор.6:17]. Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет [Лк.11:17], поэтому диавол всегда старается двоить наше сердце: от Бога привлекает к миру и его прелестям, отторгает душу от Бога.

Страшная, нелепая двойственность произошла в человеке со времени его грехопадения и отпадения от Бога. Он быстро склонился к чувственности, плотяности, бездушию в отношении к Богу, к разуму Его, к правде и святыне Его, к бесконечному Царству Его; презрел душу свою, ее вечные, заветные потребности; ум свой сделал земным, перстным, погруженным в персть и тление, в мечты о пище, одежде, богатстве, об удобствах и наслаждениях жизни земной, преходящей; сердце тоже сделал из духовного плотяным, из тонкого, нежного – грубым и каменным, волю – страстной, неразумной, непокорной Богу и закону жизни, правды, святыни Его, растленной и гибельной. Доселе человек, не обновленный благодатью, презирает или забывает все безмерно великие дары благодати.

4 октября

Воскресение. Если грех крайне нагл и против воли свирепствует в нас и наводняет нас, то остается только презирать его и нимало не сочувствовать ему, мерзить им и усердно молить Господа в покаянии нелицемерном, чтобы Он Сам пресек его насилие и дерзость в нас, и впредь не подавать повода ему гнездиться в нас.

Различные наказания и скорби душевные смягчают, вразумляют, очищают, обновляют и укрепляют сердца наши в правде и добродетели, ясно показывают лесть и гибельность всякого греха, внушают к нему отвращение и обращают грешника к Богу, побуждают искренно любить Бога и ближнего. А без скорбей человек сделался бы рабом страстей и погиб бы вовеки. Скорбь – великая милость Божия. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания... то вы незаконные дети, а не сыны (Евреям Послание апостола Павла, [12:7–8]).

Согрешил – разгневался туне102 на бедную женщину и болезненную, Наталию, строптиво обошедшись с ней, пожалев дать ей больше и дав мало, неохотно, с досадой, с желчью в сердце; обличаю свое самолюбие, маловерие, неверие, ненадеяние на всещедрый ко всем и ко мне Промысл Божий, неблагодарность, сластолюбие, плотоугодие, гнев, злобу, зависть, гордость, нечистоту и грубость сердца, невежество, дерзость, своенравие, немилосердие, нерадение о добродетели. Помилуй мя, Господи, имени ради Твоего. Кресты золотые ношу, а самоотвержению не научился, Христову смирению и кротости не поревновал.

После молитвы покаяния усиленной, глубокой сейчас совершилось во мне опять торжество и чудо милосердия Божия: я разрешен от тяжкой скорби и тесноты, избавлен от палящего – сердию Господа, Его благопослушливости, благоуветливости, благопременительности! Яд греха разлился было во всем существе моем. Теперь роса благодати.

5 октября

Благодарю Господа за троекратное избавление от лютых теснот и скорбей в церкви во время утрени, потом дома утром и особенно днем после отказа мещанину с ребенком на руках в даче шестидесяти [копеек] или одного рубля двадцати копеек денег на метрическое свидетельство. Усиленно каялся и молился в беде моей, и наконец Господь, наказав, помиловал, услышав молитву мою. Слава милосердию Его! Горе жестокосердым.

7 октября

Благодарю Господа за избавление от смертельной скорби и тесноты, постигших меня пред самой утреней за гнев мой на рябого мальчика нищего, на другого нищего, отставного писца, и на женщину, приехавшую из Москвы с дочерью в крайней нищете и бездействующую и только плачущую. Я приносил Господу искреннее покаяние, стоя мертвым от прегрешений и страстей моих пред престолом Божиим, обвинял себя в жестокосердии, злобе, самолюбии, плотоугодии, скупости, сознал, что я должен подавать милостыню охотно, во смирении, с усердием, ласкою, любовно и кротко, а не с досадой, неохотой и принужденно, не с гневом и яростью. И Господь помиловал меня, избавил от лютых грехов, даровал мне мир, тишину, целость, дерзновение, свет, радость, простор, легкость. Благодарю Господа благоуветливого, благопременительного, благополушливого.

Вчера вечером по поводу искания отцом Павлом Ламановым драгоценного креста и по поводу подписки на сооружение его я впал в неприязнь к нему за то, что, никакого особенно полезного дела не сделав, ищет отличия драгоценного, имея и без того много отличий. Я искренно покаялся в своей неприязни и в отпадении от евангельской братской любви, когда мне стало очень тесно, и просил Господа пременить сердце мое из злого во благое, и Господь пременил и даровал милость, и мир, и пространство душевное. Слава Господу, мне же стыд лица, яко не исправившемуся доселе.

8 октября

Крестное знамение, изображаемое нами на челе, сердце и обоих плечах, есть как бы щит непроницаемый против козней диавола, непрестанно на нас вооружающегося и ищущего поглотить нас, есть щит против всех страстей, против скверных, лукавых и хульных помышлений, влагаемых от него в наш ум и сердце и волю, против всех похотей лукавых. Слава о сем Господу! Кроме того, крестное знамение напоминает нам о двух главнейших заповедях закона: любви к Богу и ближнему, любви всем помышлением, всем сердцем и всей силой. Три перста главные означают Святую Троицу, два малые – два естества во Христе, согнутие – преклонение небес, сошествие на землю, истощание.

Вчера утром я съел с чаем булку и на весь день испортил себя. Тяжело было, закрепило живот.

* * *

После обедни ранней второй. Благодарю Господа вседушно за безмерную милость, явленную мне в служении литургии и причащении Святых Таин, и за одоление всех вражиих коварств, особенно за одоление упадка духа, наведенного врагом за изъятие из дохода одного рубля (из двух) в пользу бедных за избыточные труды и пешехождения мои по требам, далеко превосходящие труды братии иереев, и то весьма нередко записывающих уменьшенную сумму, вырученную за требоисправление.

Завтра, 9 октября, два молебна: в восемь часов утра в квартире Екатерины М. Лебедевой и в одиннадцать часов дня у господина Иванова в доме Трапезникова номер один. Благодарю Господа, избавившего меня от великой скорби, тесноты, смятения, срамоты, тьмы, тени смертной, постигших меня за гнев и ярость на нищего большого парня лет двадцати, занимающегося постоянным попрошайством у меня милостыни на всякие потребы и просившего у меня на одежду ради зимы. Я дал неохотно и с большим гневом, за это и мучился тяжко в собрании совета попечительства (в четверг 8 октября), и там же ежился, переминался от тесноты и связания душевного, и каялся, прибегая внутренно к милосердию Владыки, и получил дивное избавление от грехов и тесноты и получил мир, пространство, силу, свет и жизнь и радость Божию. Слава Господу!

От мясной пищи, весьма вкусной и с алчностью употребленной, я пострадал тяжко душой и телом. О, если бы мяса не есть!

Три с половиной часа. Вечер 9 октября. Враг изловил меня сегодня, усекнув смертельно душу злобою в квартире офицера в доме Трапезникова пред самым молебном, когда я рассматривал альбом и увидел отца Павла Ламанова, к которому я имел нерасположение и неприязнь за его гордость и дмение103; я теперь озлобился на него и умер душой, отпавши от благодати Божией, не терпящей злобы. Я разорил весь закон Божий, который есть любовь, и едва отслужил молебен: ектению не мог говорить, Евангелие от Матфея Вся Мне предана суть Отцем Моим... [Мф.11:27] недочитал, и именно слов, в коих говорится о кротости и смирении и далее. Долго я мучился потом, ходил Екатерининским парком и каялся внутренне в своей злобе, молил Бога переменить сердце мое, исправить, отвратить злобу и даровать благость, кротость и незлобие, и Господь наконец помиловал, даровав прощение, благопременение и мир; тем удобнее враг запнул меня, что я хорошо пообедал сигами и ухой с черным мягким хлебом.

Пять с половиной часов вечера. Опять Господь удивил на мне безмерную Свою милость за городом (в доме, что за трактиром Ромашова) пред чтением и во время чтения молитвы родильнице – жене бедного мещанина: меня поразила смертельная скорбь и теснота за отказ со злобой в сердце во вторичной милостыне нищим у собора, когда садился на дрожки ехать за город давать молитву, и за эту злобу вместе с корыстолюбием, скупостью, самолюбием, сластолюбием, плотоугодием я был наказан внутренно, и по молитве покаяния Господь дал мне избавление, мир, пространство, дерзновение, иго благое и бремя легкое. Слава милосердию Господа, не побеждаемому нашими всяческими грехами! Слава Господу, дающему мне столько раз пакибытие спасения и разрушение теснот и смертей адовых! Слава одолевающему во мне крепость адову милосердию Божию!

О, как я доселе страстен и несмыслен и неблагодарен Господу на деле, хотя на словах-то и благодарен всегда! Как не уверил доселе сердца своего с Богом! Какое еще во мне ненадеяние на Господа и надеяние на земные блага! Какое самолюбие при всем познании своего окаянства и непотребства, своего безумия, бессилия, мрака, нечистоты!

Презирати убо плоть104, то есть плотские страсти и похоти.

Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними [Лк.6:31]. Должно иметь в виду крайнюю немощь человеческой природы, ее греховное растление, страстность, чтобы снисходить к людям много, много, чтобы не озлобляться на них, не презирать их, не мстить им; надо знать ограниченность потребностей наших существенных, чтобы не завидовать богатству и роскоши богатых и не озлобляться за их жестокосердие; богатым [должно] входить в состояние бедных, если желают, чтобы бедные были к ним расположены, уважали и любили их и служили им честно и усердно.

10 октября

Вечер. Благодарю Господа, посетившего меня милостью Своею и избавившего меня от тяжкой головной боли, происшедшей, вероятно, от неумеренного употребления вчера виноградного вина, да и от дурной погоды. Голова болела с раннего утра до трех часов пополудни, и именно она исцелела во время молебна у Евлампии Шляпниковой, или решительно после молебна после помазания головы святой водой и выпивки из чашечки.

11 октября

Воскресение. Хочу воздать Господу благодарение за бесчисленные милости Его, явленные мне нынешний день во время утрени и ранней обедни и после панихиды пред потреблением Святых Даров и потом дома. Сколько было уловлений и пленений души моей от врагов бесплотных, от духов злых и нечистых, столько было и избавлений от Господа по молитве покаяния, а уловлений было множество, особенно при чтении Евангелия и тотчас после оного; враг привел меня в смятение при чтении его, и я заспешил, заборзил105 под конец и счавкал слова чудные, утешительные, неоцененные, животворные, исполненные величайшей любви и снисхождения к нам Господа Иисуса Христа: иди же ко братии Моей и рцы им: восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему [Ин.20:17]. Потом пред отпустом и во время оного уловил меня мнительной боязнью, и я сократил донельзя отпуст; потом пред чтением молитвы Христе, Свете истинный, которую, впрочем, всю произнес, помолясь о том Господу предварительно. Смертельное уловление после великого входа было от врага, затем пред возгласом В первых помяни, Господи и после, особенно после панихиды, отпуста которой я не выговорил от диавольской боязни и только последние слова сказал; тяжко особенно было мне это последнее искушение, умертвившее дух мой, но Господь принял покаяние и избавил от смерти греховной. Прочь глупая боязнь! Приди дерзновение непоколебимое! Дома Господь дважды, в десять часов и в один час, избавил от яда плотской любви.

Три и три четверти часа вечера. Благодарю Господа, сейчас избавившего меня от мучительства досады и гнева на домашних моих, с коими я ехал на кладбище; из-за собаки жена моя принуждала несколько раз останавливать извозчика, чтобы взять ее, бежавшую за дрожками, а времени было мало – я торопился до вечерни. Я сошел с дрожек и пошел пешком. Потом подъехал извозчик, когда я полверсты прошел, и я сел. Благодарю Господа, избавившего меня ранее сего от движения сердца сладострастного.

Господи, помилуй. Мы грешники великие, непрестанно и много согрешающие пред Богом и достойные праведного осуждения, поэтому и взываем часто к Богу, по

научению матери своей Церкви Христовой, о помиловании: Господи, помилуй; хотя мы и грешники, но смиренные грешники, кающиеся, или грешные, да Божии; этим покаянием, этим смирением, этим взыванием к Богу о помиловании мы отличаемся от демонов, или злых духов, которые, согрешив и согрешая без числа, не допускают и мысли о покаянии по своей необъятной гордыне и злобе и не могут говорить искренно: Господи, помилуй. Что скажут на это наши умники неумные, которые глумятся иногда над богослужением нашей Церкви за то, что в ней то и дело слышится: Господи, помилуй да Подай, Господи? Они забывают, что они грешники окаянные, бедные, нищие, слепые, нагие и потому имеют крайнюю нужду в Божией милости, в Божьих дарованиях.

Благодарю Господа, исцелившего головную боль мою (стрельба) во время вечерни, особенно во время молебна у Алексея Сергеевича, зятя Евдокии Лукиничны Гуляевой (Кузнецова).

12 октября

Вечер. Приношу Тебе всесердечное исповедание неизреченных милостей Твоих ко мне, явленных во мне во время литургии ранней в начале, особенно после великого входа, когда Ты избавил меня от смертельных угрызений диавольских; особенно во время и после причащения Святых Таин, когда Ты чудно оживотворил меня, обновил меня, иго Твое легчайшее возложил на меня, возвеселил, утешил меня, расширил сердце мое и уста моя на враги моя [1Цар.2:1]. Ты и после молебна избавил меня от тесноты демонской, постигшей меня от коварства вражия при чтении Евангелия Божией Матери, коего я недочитал по причине клина диавольского в сердце моем; наконец после панихиды избавил меня Господь от смертоносного дыхания диавольского по принятии мною бутылки с вином церковным для употребления в церкви о спасении Антония (мужа Марии Терентьевны). Благодарю Господа за чудные силы Его во мне. А пред вечерней и во время вечерни Господь дважды и трижды избавил меня от сласти плотской и огорчения на нищих.

Одиннадцать часов вечера. Благодарю Господа, сейчас соделавшего во мне по молитве покаяния глубокого, разумного величайшее спасение от сластного, связавшего душу мою греха, избавившего меня от лютой греховной смерти и даровавшего мне жизнь, пространство, мир, дерзновение. О, сколь благо сладчайшее иго Господа нашего Иисуса Христа и сколь горек грех какой бы то ни был, хотя и притворяется вначале сладким! Сколь обманчива сладость греха!

Многие из ученых братий наших многое знают, но главного не знают – христианства не знают, веры во Христа не имеют, любви ко Христу не имеют, Христа в сердце не имеют, не носят, не облекаются Им, не молятся Ему искренно, заповедей Его не имеют и не соблюдают, а ходят по веку мира сего, по князю власти воздушный [Еф.2:2], похоти его усердно исполняют, дозволяя себе греховное плотоугодие во всех видах, корыстолюбие, немилосердие, скупость, жестокосердие и несострадание, глумление над обрядами веры, почитая для себя необязательными молитвы общественные и домашние, чтение, знание и исполнение Евангелия. А если христианства не знают, то всё равно что ничего не знают, ибо всякие знания без христианского знания ничтожны и скоропреходящи (как преходит образ тленного мира сего), рассеиваются, подобно дыму, со смертью человека; итак, ученые не должны гордиться своей ученостью пред людьми простыми, неучеными, которые в простоте сердца нередко хранят великую веру и любовь к Богу и которые своей мудрой простотой нередко посрамляли ученых мудрецов. Да памятуют ученые люди слова Самой Ипостасной, бесконечной Премудрости: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие (чудеса евангельские, учение Евангелия и власть над демонами) от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение [Мф.11:25–26].

Везде, всегда и во всем добром нужна борьба с самим собой, чтобы искренно делать добро, например в молитве, милостыне, [посте]; в начале молитвы наибольшей частью сердце неохотно молится, не искренно, а как бы невольно, как бы потому только, что надо молиться, что худо быть без молитвы, и не горячо, а с холодностью, лениво и нерадиво; уже потом начинаешь молиться охотно и горячо, когда размыслишь, с Кем и о чем беседуешь, Кого благодаришь и за сколь великие и непрестанные благодеяния, какое всесовершенное Существо славишь, Чье чудное имя произносишь устами, с каким чудным, совершенным, вечным Животом беседуешь лицом к лицу, какому чудному, вседержительному Царю предстоишь, какой пучине милости и щедрот! Так и в деле милостыни: долго, долго мы не охотно, не от души, а часто и с досадою и негодованием, подчас с гневом и яростью подаем ее нищим, если их очень много, очень часто просят, забывая, что приемлющие милостыню сами больше всего нас милуют, то есть Бог, принимающий чрез них, что они обогатители наши, а мы, подающие, при вещественном достатке, довольстве, наслаждениях, избытках – окаянные, нищие духовно грешники, имеющие крайнюю нужду в благодати и милости Божией при своих бесчисленных и тяжких грехах, при своем самолюбии, гордости, зависти, корыстолюбии, жестокосердии, пресыщении, при разных житейских удовольствиях, для коих есть у нас все средства и случаи. О, сколько нужно благодати, духовного мудрования, света, веры, упования и преданности Богу, чтобы всегда чистым сердцем, охотно, со смирением и усердием подавать милостыню, милующую нас же самих! У многих, многих на это недостает ума и охоты, ибо считают подачу ее потерей непроизводительной, тогда как тем же достатком или богатством своим сами себя губят, или не щадя для себя никаких удовольствий, часто вредных и опасных, или чрезмерно скупясь и трясясь над каждой копейкой, делаясь совершенными рабами денег, как Иуда. Или опять: какая бездна наказаний нужна для нас и употребляется любящим нас и всех нас Отцом Небесным для того, чтобы мы отложили избыток злобы и перестали сердиться на ближних из-за всякой безделицы и полюбили кротость, незлобие, терпение и возненавидели совершенно всякую злобу, всякий гнев? Или опять: сколь часто надо употреблять Господу наказующий жезл для поражения нашего блудного сердца, чтобы внушить отвращение ко всякой нечистоте, к которой так поползновенно и склонно наше сластолюбивое сердце? Никто вдруг не делается кротким, незлобивым, целомудренным, чистосердечным; много требуется усилий, трудов, молитв, покаяния всесердечного, наказаний для стяжания этих добродетелей. Добро насаждается, растет, зреет и укрепляется медленно, с препятствиями великими, с перерывами, исторжениями и новыми трудами насаждения. Человек – лукавое животное, научившееся с юности лукавству от начальника злобы и лукавству всякому; он всё в мире ценит выше меры, только самое драгоценное сокровище не ценит и часто презирает, по крайней мере на деле, – это божественные добродетели веры, смирения, правды, милостыни, молитвы, целомудрия, воздержания, терпения, кротости, нестяжания, и влечется постоянно к противоположному.

Отвергнись всего себя для Бога, и Бог будет всем для тебя.

Благодарю Господа, державно и скоро, милостиво избавившего меня во время утрени от душевного смятения вследствие моей мнительности касательно подарка от Марковых (яблок, винограда и груш, которые пришли ко мне и которые я хотел отнести к племянникам) и за литургию, добре совершенную; благодарю и за чудное обновление Святыми Тайнами и за отпусты на литургии и на панихиде.

14 октября

Вследствие обильного ядения арбуза с вечера сегодня поутру сердце было грубо, слабо, раздражительно; во время обедни ранней было тяжкое искушение – огорчение на просфорницу из-за черствых как камень просфор; враги невидимые крайне ядовито жалили, смущали, раздражали, не давали успокоиться и овладеть миром сердечным, особенно пред великим входом; после входа сильное смущение, но после усиленной молитвы Господь умирил и укрепил сердце, избавив от диавольского умерщвления; после причащения новая жизнь, струя животворная во всем существе, мир, легкость, свобода, дерзновение, сила; заамвонную молитву читал с дерзновением и силой, отпуст сказал так же. После обедни панихида: отпуст скрал от воздействия диавольского; новое умерщвление, но и новое после покаяния оживотворение Господом. Молебен в церкви: опять искушение и опять победа или, лучше, милость мне, побежденному от диавола. У офицера Власова молебен с духом торжествующим, победным; у капитана Ивана Николаевича (где офицер Калмыков) молебен благопоспешный благодатью Божьею.

Пять с половиной часов. Сейчас было тяжкое искушение из-за нищего мальчика или, лучше, из-за отца его, получающего в депо по пятьдесят копеек и посылающего сына своего ко мне всякий день за получением гривенника. Я пришел и в гневе и ярости вырвал его за волосы, но сам себя расстроил, воспалив гневом, причинив смертельную язву сердцу моему, смущение, скорбь, тесноту, геенну. Но слава, Христе, долготерпению и бесконечному милосердию Твоему: Ты принял мое искреннее, глубокое, горячее покаяние в грехе моем и избавил меня от геенны моей внутренней, даровал мне прощение, избавление, мир, дерзновение, свободу, исцеление душевное и возвеселил милостью Твоею раба Твоего. В гимназии время в классах провел прекрасно, беседовал с учениками умно и развязно, назидательно. Слава Богу!

15 октября

Четверг. День сей начался величайшими для меня милостями Божьими, особенно в начале обедни ранней, когда по молитве моей Господь отъял от души моей скорбь, уныние, тесноту, смятение, и особенно после Херувимской песни и великого входа, когда Господь прогнал давившую меня тесноту вследствие недоброжелательства моим духовным дщерям и некоторой зависти, что часто допускаю их до причащения Святых Таин, коих они жаждут, и алчут, и просят. Где бы радоваться тому, что есть алчущие и жаждущие благодати оправдания во Христе, я дьявольски восскорбел, окаянный. Но, искренно в том покаявшись, я получил прощение и мир и дерзновение. Причастился животворно и новотворно; весь дух уныния и уничижения диавольского, давящего, мертвящего исчез. Заамвонную молитву читал великолепно, отпуст сказал так же. На отпусте панихиды поддался диавольской боязни и не выговорил сладчайших словес: Живыми и мертвыми обладаяй, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и прочее, только последние три-четыре слова сказал: с праведными причтет, и нас помилует, яко Благ и Человеколюбец. Надо крепко бороться против диавольского уныния, студооблияния, малодушия и боязни и хранить свое достоинство, коим почтил меня Господь, Искупитель мой от всякого греха, и смело обращаться лицом к народу и говорить всем слова веры, упования, любви и милосердия Божественного. Враг наводит на меня уныние, малодушие и боязнь для того, чтобы и на предстоящих навести то же и лишить их упования и мира. Да дерзаю по благодати Божией. После потребления и при употреблении Святых Даров все козни вражии разрушились во мне, как паутина, и чудная жизнь Божия вселилась в меня, чудный Божий мир и прохлаждение, а во время обедни и утрени по временам сильно жалили меня духовные змеи.

Господи! Прости мне безумство мое, что я пожалел для ребенка тучного яства по причине пристрастия моего к земным, исчезающим, как дым, благам, по крайнему самолюбию и плотоугодию. Прости, Господи, и во всем избави от сего безумия, ибо чрез это пристрастие отпадаю от Тебя мгновенно и умираю душой. О неистощимое сокровище мое, вечная пища и сладость моя и светлое, нетленное одеяние мое и вечная жизнь моя, Господи, да прилеплюсь к Тебе единому всем сердцем моим. Буди! Аминь, аминь.

И молитву искреннюю, духом и истиной, нужно завоевывать внутренней сильной и упорной борьбой со своей ленивой, косной плотью и с духами злобы, рассеивающими, смешивающими и парализующими нередко наши мысли и сердечные чувства.

Крестное знамение для того, между прочим, часто изображаем, чтобы с благодарностью и любовью воспоминать лютые крестные страдания и смерть на кресте за нас Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, и ненавидеть грехи наши, бывшие причиной этих неизобразимо великих и тяжких страданий Богочеловека, и всем сердцем любить Бога и исполнять святую волю Его, отвергаясь собственной, лукавой и грешной, гибельной. Крестное знамение, кроме того, есть щит и охрана против козней демонских, оно есть сила Божия, палящая и отражающая демонов. Кто не изображает знамения крестного по нерадению и маловерию, тот непрестанно открыт действию врагов невидимых и постоянно и различно от них уловляется, нередко сам того не замечая и исполняя погибельную волю их. Крест, как победный над диаволом трофей Иисуса Христа и Церкви Его, находится и постоянно употребляется в Церкви. Крест есть слава и могущество необоримое Церкви и будет таковым до скончания мира.

Нечистый сердцем, чревоугодник, блудный, корыстолюбивый, самолюбивый, завистливый, гордый, своенравный, нетерпеливый ругается над самим собою и над Самим Богом и святыми Его, ибо оскверняется и искажает в себе непрестанно образ Божий и изгоняет из себя, из своего сердца, как нерукотворенного храма, Духа Божия, долженствующего обитать в нас всегда; нечистый сердцем и молиться чисто не может, ибо сердце его наводнено грехом, покрыто, как корой, грехом.

Во время домашней всенощной (15 октября, четверг) были со мною крайне тяжкие искушения вследствие алчности к мясу во время обеда; враги запинали сердце мое, мысль и язык нечистотой, и четыре раза, вследствие усердной молитвы веры и покаяния моего, Господь избавлял меня от демонов нечистоты, и если бы не молитвы веры и покаяния, то хоть совсем не служи всенощной – до того умерщвляли меня демоны, жалили, палили, мучили, пожирали, погружали, умерщвляли! Срам и горе, да и только!

16 октября

Сегодняшняя литургия ранняя была полна чудес милости ко мне Божией с начала ее и до конца. Сначала были во мне тягота сердечная, теснота, скорбь, малодушие, уничижение, немощь сердечная, боязнь, смущение. Но после искренней молитвы Господь оживил меня, умирил, утешил, укрепил, воскресил, обновил. Причастился животворно, чувствуя, осязая всем существом огнь Божества, пожигающий всё терние грехов и чудно оживляющий. Но враги невидимые усиливались похитить у меня сокровище Божества и обновление святыни, правды, любви, незлобия, порывая меня к озлоблению на дьячка за пение одних и тех же песней вместо причастна (я хотел разнообразия) и на Параскеву Ивановну Ковригину за подведение ею крестницы моей Параши Шляпниковой к причастию (зачем-де суется всюду и зачем ребенок заспанный); всё это едва препобедил крепкой верой, молитвой покаяния ко Господу; тут величайшие силы милости и спасения явил во мне Господь вскоре, и начала и власти тьмы рассеялись и убежали от меня, и я избавился от начинавшейся тесноты, скорби, уныния, срама, боязни, немоты и успокоился, водерзновился, и бодро прочитал заамвонную, и отпуст сказал без запинки. Тобою, Господи, я торжествовал, утешался, возмужался, радовался и веселился. Аминь. Канон за утреней читал великолепно.

Благодарю Тебя, Господи, благопременившего сердце мое касательно отца Павла Ламанова от зла в добро.

Благодарю Господа, благопременившего злобу сердца моего на старую деву Параскеву Ивановну Ковригину во время чтения канона и молитв ко причащению, и избавившего от зла, смущения, тьмы, тесноты и смерти, и даровавшего мир, свет, свободу и жизнь скоро, во мгновение по внутренней мольбе моей во время чтения. Слава Господу, скорому в заступлении и милости Своей. Я несправедлив относительно Параскевы Ковригиной, и диавол чрез меня на нее злобится.

17 октября

После ранней обедни. Благодарю Господа, избавившего меня по великой милости Своей ради покаяния моего и молитвы от величайших и тяжких искушений, во-первых, в начале утрени от смертельной скорби и тесноты вследствие моего огорчения на нищих, потом в начале обедни от диавольского уныния и тесноты и малодушия, потом при чтении Евангелия от тесноты по молитве веры, после великого входа и особенно по окончании литургии от чрезвычайно пламенного, острого искушения сатанинского, вследствие некоторого неудовольствия на Параскеву Ковригину за ее стремление вперед и вследствие невыговора слов: Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Пречистых Твоих Таин, но во исцеление души и тела. Горе мне было от бесов всезлобных, но благость Божия безмерная победила по молитве моей злобу демонскую во мне, и я был чудом милости и силы Божией сегодня. Слава Господу. Причастился животворно.

Вечер. Благодарю Господа, явившего во мне силу спасения Своего на повечерии по молитве моей тайной и претворившего бессилие и боязнь сердца моего в силу и мужество; благодарю Господа, совершившего во мне спасение Свое по совершении Таинства Крещения, в конце которого я преткнулся, говоря последнюю ектению, и не мог выговорить отпуста. Благодарю Господа за чудесную помощь во время всенощного бдения и после оного, когда я в тесноте прикоснулся к престолу. Благодарю Господа, совершившего во мне великое чудо спасения дома, в восемь с половиной часов вечера, после размолвки с женой.

Каждый грех есть поругание величию, благости, святости и правде Божией, ибо грешник, во-первых, ругается Богу в себе самом, в душе своей, которая есть образ Божий, отпечаток и изображение Его совершенств, и которую грешник обезображивает, оскверняет и омрачает грехом, разлучает ее с Богом и тем причиняет ей смерть духовную, начаток вечной, ужасной смерти, вечного отлучения от Бога; во-вторых, ругается Богу лично, непосредственно, презирая Его законы, не воздавая Ему должной славы и благодарения за несказанные и неисчетные Его блага, уклоняясь постоянно от цели своего бытия, к которой все мы предназначены от начала мира; в-третьих, ругается Богу в Его творениях разумных или неразумных, одушевленных или неодушевленных, употребляя их как средства или как цели своей превратной деятельности.

Преданный страстям человек и потому нечистый сердцем не может искренно чтить и любить Бога и Матерь Божию и святых Божиих, доколе не оплачет себя и не очистит сердца своего скверного, лукавого, хульного слезами покаяния, не отвергнется себя, всего своего греховного богатства, которым обогатил его диавол, этот всезлобный насадитель скверны греха в мире Божием! Нечистый сердцем не может без глубокого покаяния молиться чисто Пречистому и смотреть прямо чистыми очами и чистым сердцем на икону Его и Пречистой Богородицы и святых, ибо хулы, истекающие из его сердца, смущают и развевают его и не дают ему спокойно беседовать с Богом, благодарить и славить Его.

Матерь Божия и все святые, как душа в теле, пребывают вечно в Боге, суть един дух с Господом [1Кор.6:17].

18 октября

Воскресение. После обедни. Благодарю Господа, даровавшего мне помощь к совершению литургии с умилением и слезами и сподобившего причаститься неосужденно и сказать слово о воскресении общем; молитву заамвонную читал с бесовским страхом, пропустил в ней много слов, отпуст говорил с боязнью же при насилии крайнем от диавола.

За вечерней великую ектению говорил дурно, смутно, борзо, смешанно, непонятно, одни последние слова, но после стихир на Господи, воззвах воспрянул от бесовского наваждения, прибегнул ко Господу с молитвой о помощи – и Его помощью победил врагов. На ектениях просительной и сугубой и на отпусте вечерни, как и повечерия, возрадовал меня Господь заступлением и спасением Своим! О, сколь тесен и скорбен путь мой от нападений лукавых и злейших, сквернейших демонов! Благодарю Господа, спасающего меня от скверных помыслов и ощущений блудных или увлечений, поползновений!

19 октября

Утро. Преудивил на мне Господь милость Свою во время утреннего богослужения, когда невидимые враги ужасно напали на меня, язвили, смущали, теснили, терзали меня, а я молился Господу и вопиял о помощи и избавлении и умирении взволнованной души моей. Господь избавил меня во время шестопсалмия и потом, даровав мне силу превозмочь коварства демонов до конца службы и вопреки их козням выговорить все молитвы, стихиры, ектении, отпусты. Слава Господу! Величие и великолепие Господу! Щедроты Господу!

После обедни. Удивил на мне Господь державную, спасительную десницу Свою в избавлении меня от злолютых козней диавольских, особенно пред чтением и во время чтения заамвонной молитвы (из-за Адриана дьячка, вздорившего на клиросе). И всю обедню невидимые злодеи теснили меня.

Дни рождения и именин преимущественно пред всеми другими днями будними должны обращать сердца и очи наши к небу с благодарными чувствами к Творцу, Промыслителю и Спасителю с мыслью, что там наше отечество и Отец, что земля – не отечество, а место пришельствия и странствия, что прилепляться к тленным вещам безрассудно, греховно, вредно, богопротивно, что к Богу надобно прилепляться всем сердцем.

Благодарю Господа, сотворившего во мне державу силы и спасения во время вечерни и повечерия и даровавшего мне славную победу над невидимыми борительными врагами (чрез красивую женщину-офицершу искушали меня), так что я непреткновенно и торжественно, громогласно выговорил ектению и отпусты.

Достоплачевно то, что иные люди в юности ранней оскверняют свое девство и растлевают себя малакией и блудом; они, таким образом, на всю жизнь растлевают свое сердце, и бесчисленные огорчения причиняют себе в будущем, и сами для себя делаются источником смятения, томления, срамоты, скверны, хулы, лукавства, злобы, гордости, самолюбия, плотоугодия, сластолюбия, зависти, лености, нерадения, нетерпения, малодушия, уныния, боязни, недоверия, подозрительности, своенравия, упрямства, потому что растленное сердце удобно делается орудием вселукавого диавола и гнездом всякого греха.

Разумными по существу, нетленными по благодати Господь сотворил Небесные Силы. И мы, люди, сотворены от Господа в начале разумными по существу, так что не можем обратиться в неразумных или бессловесных животных, и природа разумная неизменна, но мы могли от нетления впасть в тление, от правды ниспасть в грех, что и случилось. Надобно было предоставить в нас нечто и свободе воли, чтобы в нас самих открылся источник блаженства от сознания, что мы употребили некоторый труд и самоотвержение ради исполнения всесовершенной воли Творца нашего, что мы привнесли нечто и от себя в свою жизнь и деятельность, что добыли, так сказать, своим трудом, своей неизменной верностью Творцу. Надобно было многое представить свободе воли, чтобы явилась не только благость, милость, но и правда Божия в жизни и судьбе разумно-свободных существ, чтобы верных Богу, Его святым законам и уставам, Его святой воле наградить и почтить близостью к Себе, содружеством с Собою, облаженствовать навек, а неверных, уклонившихся в лукавство, самолюбие, злобу, гордость, зависть, нечистоту, своенравие, наказать и удалить от Себя, чтобы таким образом безумие и нелепость, дерзость греха получили свойственное наказание в самой природе , существе и естественных последствиях зла. Так пал диавол с подчиненными ему духами и достойно отвержен с ними от Бога, так пали люди и отвержены, но за веру и покаяние и дела добрые, в силу искупления Господом Иисусом Христом прощаются, восстановляются в правде, и опять приемлются в любовь Божию, и вводятся в жизнь Божию, и удостаиваются Царствия Божьего и блаженства вечного. Слава о сем Господу Богу нашему.

20 октября

За вчерашнее сластолюбие и чревоугодие враг бесплотный сегодня за утреней задал мне ужасную злобную баню; началась злоба его с канона, с самого начала: дьячок крайне слабо начал пение, и это меня огорчило, а диавол явился к услугам – малое огорчение обратил в великое и крайне острое и подпустил к сердцу моему самое язвительное, палящее и жгучее жало; я не знал куда деваться, хотя читал канон громко; ектении малые две не говорил, боясь замешательства, только пред просительной ектенией умолил Господа о помиловании и избавлении и получил облегчение, избавление и мир. Когда я сказал об этом дьячку, что то есть он вяло пел сначала, он благопокорно принял это и извинился своей немощью.

О иерей! Ты должен быть великим, высоким и возвышенным всегда в душе по причине величия сана твоего, по причине великости дела твоего, которое ты поставлен делать, по причине посредничества твоего между Творцом и тварью, между Богом и людьми (и какого посредничества, страшного и всеспасительного!) по причине высочайших и величайших Таинств, совершаемых тобой во спасение и обновление людей, по причине всеобъемлющих, возвышенных молитв, ходатайствующих о всем мире, о всей Церкви Божией, сущей на земле, и прославляющих Церковь Божию на небеси. Посмотри, с кем ты постоянно в общении молитвенном – с Богородицей и со всеми святыми, с Самим Богом, со всей Церковью на земле. Великий ты должен быть человек, о иерей, и никак не малый! Возвышенный и никак не низкий. Ты служишь бессмертию и нетлению – презирай то, что смертно и тленно; ты служишь небесному – презирай земное; ты служишь правде и святыне – отложи грех, возненавидь, отринь.

21 октября

Утреня полна искушений, но все благодатью Божией победил. Зависть настоятелю по поводу привезенного к нему воза иностранных вин и всяких плодов и вещей; смерть сердечная по причине зависти; убеждение, что един Господь мое сокровище жизненное, неистощимое, премирное, успокоило меня. По поводу жалобы старушки Екатерины Степановны смущение, но благодатью Божьею это побеждено. Истинно, Господь один для меня всякое благо нетленное, вечное, премирное, жизненное, всё же земное – суета и ничтожнее всякой суеты. Преходит образ мира сего, преходит корысть, богатство, честь, сладостная пища и сладкие напитки, нарядные одежды, светлые, украшенные чертоги, разные увеселения, музыка, зрелища, пение увеселяющее, огни разноцветные, фонтаны увеселительные, всё земное.

Когда зовут тебя молиться куда-либо о живых или умерших, смотри наблюдай тщательно за собой, чтобы сердце твое вполне отдано было молитве, чтобы оно искренно, горячо доброжелательствовало тем, о ком и за кого молиться просят тебя или о ком ежедневный долг заставляет тебя молиться, например о государе и царствующем доме, о Святейшем Синоде и епископе, о всей во Христе братии, о воинстве, о мире всего мира, о входящих в храм и о прочих и о всем прочем: о благорастворении воздухов, изобилии плодов земных и прочем. Молись спокойным духом, бесстрастно, мирно.

После обедни. Благодарю Господа, услышавшего усиленную, слезную молитву о величайшей моей скорби, тесноте, беде, коим я подвергся вследствие раздражения и ярости сначала на дьячка Быстрякова и потом на крестьянина, позвавшего меня не вовремя пред самой обедней на молебен в дом Сорокина на Красную улицу за Манежем. Я обложен был узами смертельными в душе моей вследствие своей безрассудной ярости, но по молитве покаяния и после усердного припадания к престолу благодати в Покровском приделе и целования Господь разрушил смертные узы и даровал мне мир, свободу, дерзновение, легкое иго, живот Свой сладкий, и я служил обедню благодатным миром. В конце литургии после причащения были искушения, но благодатью Святых Таин я одолел их. После панихиды, на которой отпуст я не мог выговорить от диавольского наваждения по причине резания антидора и несосредоточения на предмете молитвы, я ужасно был уязвлен от врага-запинателя, но после долгого и глубокого покаяния Господь опять помиловал и возвеселил меня, падшего. О сладкий мой мир и живот, Господи!

Не только я не должен завидовать настоятелю в его вещественном изобилии, но и жалеть его за жестокосердие к бедности и пристрастие к земным наслаждениям, и я сам должен раздавать бедным и то, что имею, ибо и у меня еще довольно избытков.

Четыре часа вечера. Благодарю Господа, сейчас избавившего меня по молитве моей от прелюбодейного поползновения очами и сердцем и от насилия грехов, от смятения и тесноты и срамоты.

22 октября

Не знаю, как достойно возблагодарить Господа за многомилостивое Его избавление моего непотребства от тесноты, срамоты, отчужденности от Господа и смертельности блудных помыслов и сладострастных движений плоти и духа, осквернивших и омрачивших меня в бытности у нас девицы [Балыкиной]. В этой тесноте вышел я на улицу и, ходя по Александровской улице, каялся Господу в своем согрешении долго и глубоко, и Он, многомилостивый, избавил меня от греха и очистил от скверн моих, умирив и расширив сердце мое. Итак, не хочу я знать никакой сладости, кроме святой сладости и нетленной – Господа моего, никакой красоты тварной, то есть не буду прельщаться никакой красотой тварей тленных, а буду пленяться только нетленной красотой Творца, украсившего и соблюдающего всякую тварь и меня самого.

Во время всенощной враг охладил, умертвил мое сердце, удалив от Бога чрез пристрастие к блеску златого креста моего, и только слезы покаяния возвратили мне благодать общения с Богом, и мира, и дерзновения сердечного с усердием к Богу и молитве. При чтении Евангелия чего боялся, то и случилось: крайне смутился от демонского страха и, преткнувшись на полу-Евангелии, не дочитал многих слов, осрамившись пред церковью (собранием молящихся). Это произошло от пресыщения постным столом: черным хлебом с паюсной икрой, кильками и сардинками (коих, впрочем, очень мало ел), отчего была непомерная теснота семенных сосудов. Преткновение и соблазн отчасти вознаградил я чтением канона Божией Матери на той же всенощной. И на панихиде в доме Абрамова враги не давали мне покоя, обрывали меня, к крайней досаде моей, смущению и тесноте. Шел оттуда и каялся, и Господь помиловал, умирил дух мой.

На всякого человека, особенно христианина, смотри очами духовными, умными, чистыми, как на образ Божества (искупленный от греха и от власти диавола честной кровью Сына Божия) и созданного и призванного на дела благая; но не смотри, но остерегайся смотреть на него нечистыми, страстными, плотскими, диавольскими глазами, а это бывает, когда кто на человека смотрит как на предмет своей страсти, сластолюбивыми очами или презорливыми, завистливыми или злыми. Взирай на всех в простоте сердца, с кротостью, с любовью, благожелательством, особенно с благожеланием каждому правды, боговедения, святыни и вечного спасения.

23 октября

Благодарю Господа, попустившего на меня в день явления Казанской иконы Богоматери много искушений и под конец дня, при служении многих молебнов, избавившего меня от этих искушений и даровавшего мне торжество, победу, особенно при крестинах у Алексея Кузнецова. Замечательное избавление Божие на молебне у Ал. Ивановича Пименова и напутствие его исповедью и Святыми Тайнами, когда враг чрез насилие увлекал меня и лишал меня слова, и после молебна и напутствия (по поводу упадения вязки подрясника и смущения). Затем искушения были по поводу пресыщения у Коваленки мягким хлебом с хорошей селедкой. Долго тяжело было, и не мог я служить свободно и со смущением и претыканиями, пропусками служил очень краткие молебны, молебнов пятнадцать или восемнадцать: с утра до позднего вечера молебны. Слава Богу! Слава Владычице Богородице, призвавшей меня на моление и славословие Господа и Ее.

Что дороже и краше для души нашей Господа Бога Творца, всеблагого, вечного, прекрасного и превосходящего лепотою всё, дарующего всем живот и дыхание и всё [Деян.17:25]? С чем дорогим и прекрасным можно сравнить Его? Ни с чем. Его-то возжелали паче всего апостолы, пророки, праотцы, мученики, иерархи, преподобные, праведные и все святые; Его и мы должны возжелать и стяжать в душе паче всяких стяжаний тленных и не могущих давать жизнь душе.

Благодарю всеблагого и многомилостивого и всесильного Господа, державно избавившего от бури страстей моих и потопа греховного и от смертоносного коварства диавольского в квартире покойного мастерового заводского Михаила пред выносной литией. Дело в том, что когда я шел Екатерининским бульваром на вынос, на меня налетели сзади, как вихорь, две женщины бедные и стали вымогать у меня записки об одежде к пастору; я стал говорить, что записки (бланки) все кончились, а они не верили и просили; я плюнул с гневом и пришел в сильном волнении и раздражении, и умер душой: скорбь, теснота, свирепость диавольская внутри; пришел я в квартиру покойника и бросился на колена пред Господом с покаянием и молитвой о помиловании и избавлении от диавольского плена и насилия, от бесовской бури, и Господь посетил меня скорой милостью Своей: я внезапно ожил, успокоился, разрешился от уз смертных, и стало мне так легко, легко, и я спокойно выговорил литийную ектению и отпуст. И долго мне было легко. За городом служил обедню. За обедней опять спасающая десница Божия избавила меня от греховной смерти в начале литургии, потом по великом входе и на отпевании по прочтении Евангелия.

* * *

В семь часов вечера лег спать после сильного утомления и проспал до одиннадцати с четвертью часов вечера (ночи). Велел поставить в двенадцатом часу самовар и пил чай в половине двенадцатого; после того хотя и ложился спать, но не мог заснуть, встал в половине пятого утра. Родительская суббота, утреня в пять часов.

Благодарю Господа за помощь и благопоспешное служение всей утрени с начала до конца со всеми заупокойными ектениями. С величайшим дерзновением читал канон субботний (или, вернее, каноны) и из Минеи святому мученику Арефе и иже с ним. Раньше ложиться и раньше вставать полезно для духа и тела. От бодрствования дух укрепляется и очищается.

Благодарю Господа за благопоспешное служение литургии поздней, изобиловавшей поминаниями усопших (за поминовение сорок девять рублей за обедню), за животворное, обновительное причащение Святых Таин и причащение шести человек женщин и одного мужчины, поминовение усопших на литии. Благодарю Господа, многократно даровавшего мне пакибытие спасения и избавление от горьких искушений в домах Гориновой (у швей), Балыкиных и у Александры Ивановны, сторожихи в Думе; потом по дороге Господь неоднократно избавлял меня во время покаяния моего, и особенно по приходе домой в седьмом с половиной часу вечера Господь избавил меня от смертельной тесноты, от смертельного мучения душевного. В три часа, по приходе из гимназии, Господь державно избавил меня от великой скорби и тесноты по поводу гнева на нищих, приходивших ко мне, – раз, в другой же раз по поводу совестного мучения по причине утайки от жены количества кружечного дохода и присвоения себе значительной части.

25 октября

Воскресение. Благодарю Господа, даровавшего мне слово к произнесению в Успенской церкви; писал его в один час ночи до двух. Утреню и обедню раннюю служил при великих, тяжких искушениях со стороны своей сладострастной плоти и диавола, но все искушения, преткновения препобеждены благодатью Божьею, и после тягчайших борений Господь препокоил меня причащением животворящих Таин Своих, и после всякого искушения и падения Господь восстановлял меня. От малого сна ночью особенно было тяжело во время служения. Но когда заснул дома в двенадцатом и первом часу, стало мне очень легко, и молебен у флотского офицера в доме бывшем Вестфалена служил с великой смелостью, непреткновенно, бодро. Слава Господу, укрепляющему меня.

Восприял еси благая твоя в животе твоем, и Лазарь такожде злая [Лк.16:25]. Благая твоя – то есть то, что ты считал в безумии твоем, в самолюбии твоем благом: сребролюбие, сластолюбие, тщеславие (порфира и виссон), гордость, покойность, веселость, расточительность, – и не почитал благом любовь к Богу и ближнему, милосердие, милостыню, воздержание, молитву, благодарение Богу, терпение, самоотвержение. Ты пожил в свое удовольствие, не хотел знать Бога и добродетели – за то ты страждешь, а Лазарь, перенесший с терпением, без ропота болезни, нищету, страдания, здесь утешается.

26 октября

Ранняя обедня от Сидорова в Успенской церкви. Многомилостивый Господь опять начал миловать и спасать меня с раннего утра: во время утрени Он спас меня по глубокой молитве покаяния моего в самолюбии, жестокосердии и злобе моей на нищих, от смертельной тесноты пред шестопсалмием, в Успенской церкви во время обедни многократно избавлял меня от угрызений диавольских, и во время панихиды и после нее Его милостью я вышел с торжеством победителем из храма Божия.

27 октября

Вторник. И сегодня во время утрени Господь избавил меня от лютой муки, постигшей меня праведным судом Божьим за огорчение на нищего, отставного поручика Дурнева, просившего милостыни на одежду и обувь; погорячившись и порезонерствовав, дал ему один рубль с тем, чтобы, купив одежду, работал и более не приходил ко мне просить. Пришедши в раздражение на него, я сам впал в мучительство диавольское, и только усердным покаянием и слезами и частым, [припаданием] с верою несомненною к престолу (у Покрова) я исходатайствовал у Господа прощение, мир, свободу, живую струю благодати. После утрени при следовании за мною нищих опять раздражился на них, опять мне наказание за то, и после сильного покаяния опять последовала во мне милость Господня, после того как я по приходе домой в тесноте и скорби молился горячо Господу о помиловании, прощении моего жестокосердия, скупости, сребролюбия, сластолюбия, недоброжелательства, зависти, гнева, нетерпения. Тебе, Господи, правда, мне же стыдение лица. (Двум девочкам не подал милостыни, велев им послать ко мне матерей их.)

28 октября

День сей был исполнен милостей Божьих с утра до вечера, именно: избавлением Господним от страстей моих лукавых и от мучительства их злого.

29 октября

Вечер. Шесть часов. Благодарю Господа, сейчас помиловавшего меня за покаяние мое глубокое, слезное в злобе моей и раздражении моем и благопременившего сердце мое из злого на благое, из умерщвленного в живое, из смятенного в мирное. Преславное спасение совершил во мне Господь: из мертвого по грехам моим соделал меня живым, даровав мне спасение пакибытия! Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе.

Когда я засим пошел из дому в Андреевское попечительство в совет, то в кухне мгновенно искусился от лукавого чрез одно мгновенное воззрение, и связал было меня ловец-супостат, и умертвил (в одно мгновение), и я, видя беду свою, и в такое время, когда нужны были спокойствие, возвышенность и свобода духа, начал усердно осуждать себя, каяться и просить милости у Господа, да отпустит мне сердечное поползновение на грех и возниспошлет мне Божественную благодать Свою, и услышал меня Господь по милости Своей несказанной, и избавил меня от смертоносной сласти и скверны, и даровал мне очищение и живую и освящающую струю благодати Духа Святого, мир и свободу, и я живо ощутил милость Божию и пришел с светлым лицом в совет высокообразованных и благотворительных людей. Слава Господу!

31 октября

Благодарю благопременительного и милостивого Бога, принявшего мое покаяние после разгневания моего на собаку-пакостницу, на ребенка и на жену, что держат ее в комнате. Смертельно воспалилось мое сердце гневом, и я был в тесноте и скорби, но, пришедши в храм и в покаянии нелицемерном, с верою приложившись несколько раз к престолу, я получил исцеление, благопременение сердца на кротость, благость, тишину и пространство.

Шесть часов вечера. Благодарю Господа, милостиво меня избавившего от страстей моих и их смертоносных последствий: от гнева и жестокосердия к нищим (избавление в храме по молитве покаяния у вечерни) и еще раньше в гимназии (от гнева же и жестокосердия), когда шел от преподавателя Титкова наверх, и дважды избавившего в квартире у огородника Дометия Семенова во время молебна от движения сладострастия. Благодарю Господа за живые струи Духа Святого, очистившего меня и освятившего меня.

Какая вера оказалась со времен апостольских вполне достаточной по своей чистоте и правоте богооткровенной, вполне способной к тому, чтобы очистить человечество от греха, освятить, просветить, обновить, утвердить, обожить, обестленить и привести к Богу и к вечной жизни и на веки бесконечные соединить с Богом? Какая из существующих вер оказалась и оказывается такой мастерицей спасать человечество, из ветхого делать новым? – Вера христианская, православная. Ни одна вера, ни одно вероисповедание христианское не может похвалиться этим великим мастерством, этой способностью, силой истинно божественной! Почему? Потому, что все нам Божественные силы к животу и благочестию поданы в православной вере [2Пет.1:3], а в других верах и исповеданиях эти силы Божественные самими людьми произвольно и дерзновенно отринуты ложными мудрованиями человеческими.

Благодарю Господа, совершившего во мне величайшие силы спасения во время всенощной, а особенно после всенощной, после того как я, по действию вражию не могши выговорить слов молитвы: исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих106, был смертельно уязвлен невидимыми злодеями и в покаянии о грехах своих с надеждой помилования припадал к святому престолу Божию (что у Предтечи). Мгновенно Господь разрушил во мне козни вражии, прогнал смерть и воссиял жизнь небесную.

Какое высокое богословие заключается в нашем православном богослужении, какое божественное витийство, какое пламенное чувство, какой дух покаяния, святыни, правды Божией дышит в молитвах, псалмах, песнопениях, стихирах и канонах! Какое богатство и разнообразие содержания богослужения, сколько полных духа и жизни форм песней священных, ектений, сколько света, огня, силы духовной! Сколько чудной, божественной красоты слова! Какой в нем небесный дух животворящий, дух умиления, кротости, спасения, любви! А сколь оно поучительно и внушительно нам, православным христианам, во всех его подробностях!

Вследствие обильного мясоядения за обедом я обессилил и охладил свое сердце и сделал его игралищем диавольским, кроме того, и телом я ослабел, и я готов был пасть в начале всенощной при каждении храма, кружение какое-то делалось!

На первое число ноября (воскресение) ночью сделалось блудное осквернение; пробудился, помолился Господу, да очистит от скверны, и опять лег. Встал в четыре с половиной часа, писал проповедь, утомился, гулял, молился (акафисты и каноны); за обедней было крайне тяжело, сколько от маловременного сна и утомления умственного и физического (написание проповеди), столько и еще больше от ночного искушения. Но по усиленной покаянной молитве Господь помиловал меня и совершил во мне чудо спасения и силы Своей, отъяв от сердца моего адскую тесноту, смущение, крайнее расположение ко сну, слабость и даровав бодрость, силу, легкость, мир. Искушения сатанинские были ужасные, но все они препобеждены милостью и силой Христовой. Причастился животворно; заамвонную прочитал не всю: диавол вырвал благожелание любящим благолепие дома Божия и конец молитвы; говорил проповедь; на отпусте диавол словил и сломил меня опять; при потреблении Святых Даров одолел его я благодатью Христовой. Ну уж какое уныние, срамоту и тесноту он нагоняет на меня! А я должен бодриться, не унывать, иметь вид покойный и веселый, с достоинством. На молебне у баталера89 Забегаева (в доме Крюкова) служил дурно, потому что вино Шебашова одолевало меня. Получил от него шестьдесят рублей на нищих нечаянно. Слава Богу! Дивен Ты, Господи, в промышлении о нищих и обо мне. Я дал четыре рубля шесть лет назад Забегаеву, а он возвратил мне шестьдесят. Щедроты Господни.

* * *

101

Кондак праздника Покрова Пресвятой Богородицы, глас 3-й.

102

Туне (церк.-слав.) – даром; напрасно.

103

Дмение (церк.-слав.) – надменность.

104

Тропарь преподобному общий, глас 8-й.

105

Борзый (др.-рус.) – скорый, торопливый.

106

Молитва первого часа «Христе, Свете истинный».


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 23: 1880-1882. - 2018. - 647, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle