Декабрь
1 декабря
Благодарю Господа за жизнь присносущную, воспринятую мною, непотребным, в Животворящих Его Тайнах и столь ощутительно, мирно, сладостно меня оживившую. Пришел к утрени поздно, во время канона – зачитался дома 3-й книгой Ездры. Классы провел покойно.
Но дома согрешил – наперся щей, сига с хреном и киселя с миндальным молоком без меры. Каюсь пред Господом, яко безумно ядох. Когда оставлю жадность? (Щи-то были скоромные, вчерашние).
2 декабря
Господи! Благодарю Тебя за безмерную Твою ко мне милость в нынешний день, яко в причащении Божественных Таин отъял еси державно от сердца моего и от тела моего тесноту, и скорбь, и болезнь, и рожны, пронзавшие душу мою, и даровал еси мне совершенный мир, пространство, здравие, дерзновение, святыню, укротив буйные помыслы. А уж какая теснота была!
Каждение, огнь, пение во храме. На Синае гром, огнь, дым.
Благодарю Господа за дар умиления на всенощной. Но из-за дыр на фиолетовой шерстяной рясе враг смущал меня, суетного, в самом конце всенощной, не дав мне сделать (выговорить) всего отпуста и испросить прощения у предстоящих. Горько было мне быть побежденным от злодея в самом конце.
Путь, коим идут в театр, – путь широкий, и многие идут им; путь, ведущий в Церковь, узок, и мало кто обретает его. Там смех, здесь плачь о грехах; там слово – игрушка и человек игрушка, здесь слово – орудие славы Божией, орудие молитвы, хваления, благодарения, покаяния; там от мира глаголют актеры и актрисы, и мир тех послушает, здесь – Божии слова, и иже знает Бога, послушает нас, и иже несть от Бога не послушает нас [1Ин. 4, 5 – 6]. Там придается поруганию, осмеянию природа человеческая, и это называется исправлением якобы нравов, – здесь, в храме, вы видите ее во всем ее богоподобном величии, в ее обожении; там цель – получить за деньги приятное и смешное для плоти, здесь – получить приятное и полезное для души и вместе чтобы освятиться, исполниться благодатию Божиею, просветиться душею, явиться победителем греха, утвердиться в добродетели; там – мирское и преходящее с миром сим, во зле лежащим, и повергающее души в горшее зло, здесь – небесное и вечное, то, что дает благодать слышащим и делает их лучшими, что ведет к жизни истинной, небесной, вечной, для которой и создан человек.
Что значит благоухание кадила? – Благоприятность Богу молитв общих, возносимых молящимися, благодать Духа Святого, исполняющего сердца верных, осеняющая их, что святые сделались благоуханием Богу, что и вы должны быть благоуханием пред Богом по добродетелям.
3 декабря
Воскресение. Пред обедней чувствовал крайнюю тесноту во внутренностях, как бы узы диавольские, от вчерашнего ужина (необыкновенного и неуместного: ел суп скоромный и черный хлеб с маслом), и от пресыщения я был слаб; голос чрезвычайно трудный, сиплый, нечистый; с крайним усилием служил я обедню; на великом входе имени императрицы не мог выговорить от смущения и боязни диавольской; возгласы делал с усилием и трудом. Но когда приобщился Святых Таин и особенно когда потребил их после обедни, я почувствовал совершенно свободным, оживленным, покойным; голос сделался чист и ясен и легок. Благодарю Господа, отъявшего скорбь и тесноту и даровавшего радость и пространство сердца! Новый памятник чудес животворящих Таин! Но отселе Боже меня сохрани ужинать пред служением литургии, и особенно в пост есть скоромное вечером. Чай пустой – и довольно.
4 декабря
Благодарю и еще Господа моего за допущение моего окаянства к служению пребожественной, святейшей, пренебесной, страшной, животворящей, чудной, всемирной и премирной литургии и к причащению таковых же Божественных Таин и за премирные плоды их во мне, грешном. Молю Господа, да в явлении во мне силы животворящих Таин отверзет Он, всеблагий и всесильный, нечаянно поврежденный мною слух мой, на который (левое ухо) была единственная надежда моя в священнослужении, и да не лишит Он меня сего дара Его благости к совершенству моего служения, ибо я не знаю без слуха, какую мне меру голоса употреблять при священнослужении .
Доказать истину, единство, святость, соборность и апостоличность, спасительность Церкви тем, что она объемлет всех – святых на небесах, живущих на земле и умерших, всех возглавляет во Христе, сообразно чему и самый храм разделяется на три части: на алтарь, означающий небо, церковь, означающую землю, и притвор, означающий преисподнюю. В этом божественном, премудром и спасительном устройстве всё божественно, премудро, спасительно, утешительно; члены Церкви друг другу помогают достигать спасения и блаженства в Боге: члены небесной Церкви – земным, живущие – умершим; самая полная, живая связь одних с другими, тогда как у лютеран эта связь порвана, там нет почитания святых и их останков духоносных, животворных, нет благодарственной жертвы за святых, умилостивительной за умерших – мертвые оставлены без помощи, не пользуются попечением и любовию Церкви, брошены на произвол.
Обряд благословения кадила что значит? Крестное знамение что значит?
И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа. Осии 2, ст. 19, 20. Так обручил меня Себе Господь и так обручает Себе всякую душу, ищущую Господа! 4 декабря 1872 г. (Чудно нашел я этот текст: долго искал, и Сам Господь внушил, где найти его, – мгновенное озарение сделалось.)
Бесплотный враг наш, зная весь вред, происходящий от разделения человека самого на себя – духа на плоть и плоти на дух, человека с человеком, члена семейства с другими членами, граждан на граждан, членов Церкви с членами же, общества, племен, народов с обществами, племенами и народами, – с самого начала внес в человеческий род яд разделения и двойства в душу и тело, разлучив людей от Бога, Источника их жизни, и потом внес вражду в самое семейство Адама и Евы, вооружив брата против брата, что было, так сказать, начаток вражды людей друг против друга. И вот на земле повсюду явились разделения народов с народами, со многими верованиями и вероисповеданиями. Сам Бог, врачуя подобным подобное, разделил народы при Вавилонском столпотворении и Авраама отделил от прочих людей, заразившихся идолопоклонством, равно как еврейский народ от прочих народов земных, чтобы сохранить познание и почитание истинного Бога в избранном народе. Это пагубное разделение существует доныне и будет существовать до скончания века, одним ко благу – отделяя ложь от истины, гнилое от здорового, а другим – на погибель, отсекая их, как гнилость от здорового тела, как ложь от истины. Отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех [Лк. 12, 52]. И это по первоначальному предсказанию Божию в раю: вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и между семенем тоя. Эта вражда ежедневно, ежечасно и ежеминутно действует в нас самих, в каждом из нас, особенно в благочестивых. Она ежедневно и непрестанно показывает нам, к чему мы более склонны – к добру или злу, к страстям или к добродетелям, к миру или к Богу, к плоти или духу. Человек Божий должен совершенно презирать плоть и мир со всеми богопротивными их делами и влечениями и возлюбить всем сердцем единого Бога. Мы должны быть едино с Богом, един дух, а так как этому блаженному единению непрестанно противится плоть наша многострастная, то мы должны нещадно распинать ее со страстьми и похотьми, умерщвляя ее постом, бдением, трудом, богомыслием, послушанием, терпением, милостынею и пр. Печальное явление нынешнего времени, что и древние Церкви Востока, откуда воссияла наша вера, разделяются друг с другом. Господи! Даждь мир нам.
Ты – воин царя земного, я – небесного. Есть у меня и шлем на голове, как у тебя. Ты носишь меч при бедре, конечно не без ума, и я ношу меч при своем бедре, и, без сомнения, не без ума, ибо и я, как ты, почтен умом от Источника разума и премудрости. И, смею сказать, в ином больше тебя, ибо, скажу с Апостолом, мы имеем ум Христов [1Кор. 2, 16]. У тебя препоясание, и у меня также – я препоясан силою свыше для совершения пренебесных Таинств и для пасения словесного стада. У тебя панцирь и латы – у меня епитрахиль и риза; поверх одежды нетления я облечен в крест, поверх же сего креста (епитрахиль и пояс) я облечен в ризу, как в духовные латы. Это мое духовное всеоружие, ибо во время священнослужения я воин Христа Бога моего и принимаю на себя стрелы невидимых врагов, которые отражаю крестом и именем Иисусовым; я единоборец, борющийся с духовным Голиафом за людей Господних; моя победа – ваша победа, мое падение – и ваше падение; невидимо мы тесно связаны друг с другом, ибо составляем едино тело: глава побеждает – и члены побеждают, глава падает – и члены.
Причащение Божественных Таин возводит нас к первобытной простоте, изгоняя из сердца нашего всякое лукавство греха. Прости приимше... В простоте и чистоте Божией, а не в мудрости плоти [жихом] в мире... Чтобы... ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе [2Кор. 11, 3].
Частое возглашение: Господи, помилуй... Тебе, Господи... Подай, Господи... напоминает, во-первых, о том, что мы все стоим пред лицем Господа, внимающего нашим молениям; во-вторых, о том, что мы рабы Его, долженствующие исполнять волю Его и непрестанно преступающие ее и заслуживающие строго наказания. Главы ваша Господеви приклоните показывают то, что мы пред лицем Господа и со смирением предаемся Ему.
О обрядах. У людей разумных, смыслящих все слова и действия имеют смысл, и смысл важный, – тем более у Церкви, от смысла чистой, все образы имеют важный, духовный, поучительно-назидательный смысл.
Не по-христиански, не евангельски, словом, дурно, бесчеловечно я поступаю, когда отвечаю холодностию на ласки жены моей, не доверяя искренности их, отвечая холодностию на холодность, не зная, впрочем, действительно ли она холодна, ибо она по видимому ласкается ко мне, а этого и довольно с меня – человека, которому не дано видеть внутреннее, ибо что было бы, если бы прочие люди видели всё, что внутрь меня, какое безобразие и нечистота многоразличных страстей? Надо отвечать и на холодность ближнего горячностию, по Евангелию: постоянно любите друг друга от чистого сердца [1Пет. 1, 22], или: любите врагов ваших [Мф. 5, 44]. Так надо поступать и по отношению к прочим домашним и ко всем людям. О, горе нам, что мы не бодрствуем над собою и допускаем иссякать в себе этому Божественному огню любви, внося в сердце огнь чуждый, диавольский – любовь к себе, к своей плоти и к благам мира сего преходящего. Мы – усердные служители чрева, а не Евангелия, не Христа, нашего Спасителя и Бога, не исполнители Его воли, а похотники, знающие только свою грешную волю. Но когда же будет перемена к лучшему? Когда самолюбие переменится на христианскую любовь, исполненную самоотвержения?
Вольному воля, спасенному рай. Выразительна эта пословица. Если то есть полюбилась тебе своя развратная воля и не хочешь ты знать святой воли Божией, то следуй своей воле и погибай с нею и от нее, но знай и то, что исполняющему волю Божию и отвергающему свою волю уготован рай, вечное блаженство на небе.
7 декабря
Благодарю Господа, оживившего меня вчера причащением божественных и животворящих Таин Своих во время ранней литургии и страшную тесноту души и тела моего отъявшему с дарованием божественной свободы, мира и пространства. Теснота происходила, мне кажется, сколько от грехов моих, столько и от ядения не в умеренном количестве трески со скоромным маслом (она – тяжелая пища), от ядения варенья клубничного и от питья молока под предлогом немощи; думал, что это будет полезно, а вышло крайне вредно – стеснило меня совершенно, голос трудный, нечистый, как из-под навозной кучи; желудок крепило, он был нечист, засорен. Вечерню служил бодро.
Знаем по опыту, что яд [греховный] смертоносен, что адским огнем этим шутить крайне опасно, однако же по невниманию к себе, по недостатку здравого смысла именно в этом случае, когда дело касается греха или любимой нами привычки и страсти и по дурному навыку, мы ежедневно играем в опасную игру грехом, и, когда он ужалит и сдавит нас своими адскими кандалами, мы бросаемся из угла в угол, стонем, повергаемся на колена и с болезненным стенанием молимся Судии и Спасителю нашему, чтобы Он помиловал нас, отъял нашу тесноту и возвратил прежний мир и простор душевный. Милостивый Владыко, видя наши стенания и слезы с искренним раскаянием, прощает нас и спасает, подавая душам нашим мир и велию милость. Но зачем после этого опять служить грехам? Ведь можно и совсем погибнуть от него. Ведь бесплодная смоковница посекается, ведь злые делатели, не дающие Господину плодов винограда, предаются злой смерти: злодеев сих предаст злой смерти [Мф. 21, 41].
Иной начальник или муж из своенравия, самолюбия, самоуправства, нетерпения требует послушания в чем-либо своих подчиненных или своей жены и, когда не видит послушания его своенравию, сердится, гневается, досадует, враждует. Жена, будто бессловесное животное, должна служить прихотям мужа, быть орудием его самолюбия, своенравия, сладострастия и подобного и не должна иметь своей воли и своего рассуждения. Какой грубый деспотизм, попирающий законное право женщины, созданной так же по образу Божию, как и муж. Жена должна быть советницей и помощницей мужу по христианскому закону, а не рабой, ибо и она сонаследница обетования Божия, и она чадо Божие и член Христа Бога. Вообще, нужно уважать право всякого человека. Отдавайте всякому должное... кому страх, страх; кому честь, честь [Рим. 13, 7].
7 декабря
Благодарю Господа, оживотворившего меня Божественным причащением Тела и Крови Его и отъявшего великую тесноту мою. Мертв был и ожил, и исцелел.
Благодарю Господа, многократно приявшего покаяние мое в злобе моей, исцелившего меня от оной, тесноту ее адскую прогнавшего и свободу с миром божественным даровавшего.
Мы часто свысока и очень сурово выговариваем нищим, просящим милостыни, что они ничего не делают и потому не стоят милостыни, хотя многие из них при всей готовности к труду не находят его. Но что же мы делаем? Обращаем ли на это внимание? Ведь мы, говоря справедливо, часто меньше делаем, чем они, при всей видимой деятельности нашей. Рассмотри каждый беспристрастно свои дела и не осуждай нищих. Пониже держи себя и не забывай, что ты сам первый тунеядец.
Какой неизменной свободы духа, какого мира, пространства неизменного достигли святые угодники Божии! А мы, на земле, в непрестанном рабстве греха многовидного, в непрестанном смятении, в непрестанной почти тесноте греха! О, суета сует! Поревнуем святым. Поработаем усердно Богу.
Кто хочет быть из вас большим, тот будь всем слуга и всем раб, как и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих [Мф. 20, 27 – 28]. После этого ты, человек, глуп и несмыслен, если тяготишься тем, что каждый день приходится тебе снабжать до сотни нищих потребным и что нищие гоняются за тобою и требуют везде подаяния. Чем более служения им, тем более тебе награды от Бога. Только не ропщи, не будь дерзок пред Богом и пред людьми или пред нищими, когда слишком великое число их окружает тебя, но делай дело с усердием, безмолвно, охотно, с кротостию и состраданием, а не осуждая, не укоряя!
Анна Константиновна вчера за вечерним чаем угодила мне, угадав мое желание взять кусочек сахару, которого недоставало. Сама подсунула.
Цепова Петра Ивановича видел в крайне смиренной, ничтожной хижине (а он давал мне совет давать нищим по полушке, чтобы отстали от меня; называл их пьяницами), и я был у него зачем-то [приставлен]; путешествовал куда-то я, боялся его, как разбойника, – он объяснился, угадав мои мысли.
Читай чаще 58-ю главу книги пророка Исаии – это тебе очень нужно, Сам Господь напоминает мне сие место.
Благодарить надо Бога, что угодная Ему нам явлена суть [Рим. 1, 20]. Где это? В каком месте Писания? Исполняй познанную волю Божию.
8 декабря
Благодарю Господа, даровавшего мне величайшую милость и нынешний день совершить литургию и причаститься животворящих Таин во очищение грехов, во освящение души и тела, во оживление и обновление. Но все-таки я не изменился в сердце и остаюсь ветхим человеком: всё еще злоба во мне не умерла, не могу оставаться равнодушным, видя злобу и надутость домашних, к которым я же подаю повод своею суровостию и угрюмостию, – всё на досаду порываюсь отвечать досадою, на оскорбление тем же. Господи! Даждь мне незлобие. Даруй мне жалеть сердечно всех, на меня озлобляющихся, а не озлобляться, даруй мне незлобие. Помилуй Анну, сестру мою, член Твой. В юности лет ее, в возмужалости и до старости дай ей потрудиться и благоугодить Тебе, да и людям благоугодна будет. Даждь ей простоту, смирение, незлобие, послушание, невысокоглядение, неосуждение, несвоенравие, несуетность, нетщеславие, трудолюбие.
Вечером пал языком, с негодованием и гневом сказав на вопрос жены, где был, что я был там-то... солгав на себя безумно и дерзко, и потом был в сердцах на жену за единодушное с сестрой (будто бы) вооружение и лукавнование против меня. Не молиться ли паче с любовию должно за них и не иметь на них ничего?.. Если любим любящих, какая нам за то благодарность [Мф. 5, 46]?.. А жена моя не без любви, и свояченица не без доброжелательства. Умири нашу жизнь, Господи, помилуй нас, дом наш... Всякую вражду, гнездящуюся в сердцах наших, угаси имени Твоего ради благодатию Духа Святого. Аминь.
Мир всем... Со всеми человеки мир имейте, наипаче во время богослужения... Остави нам долги... оставляем должником нашим [Мф. 6, 11]; когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши [Мк. 11, 25].
Благодарю Тебя, Господи, за смягчение сердца супруги моей и побуждение ее обращаться ко мне с словом прощения и мира... К мужу твоему обращение твое [Быт. 3, 16].
9-го декабря
Благодарю Тебя, Многомилостиве, за мирный и сладкий плод молитвы, дарованной Тобою мне нынешнее утро...
Святые угодники, как цветы благовонные, благоухают пред Господом разными добродетелями: верою, упованием, незлобием, любовию, смирением, чистотою, воздержанием, нестяжанием, терпением, послушанием, мужеством. Мы должны им подражать, ибо то же высокое звание носим и тех же даров от Господа удостоены, тех же сил к животу и благочестию.
Дивны дела Божии, дела премудрости и всемогущества Божия: в гноении, смраде и разрушении положил Он начало обновления (чрез выход золотухи, в гноении и разрушении тел всех умерших, которые воскреснут нетленны). Ибо вот, чрез истечение золотушной материи гнойной я обновляюсь, юнею, крепну, получаю свободу от связывавших меня уз и болезней. Слава о сем Премудрому, всеблагому, всемогущему Создателю моему!
Сие творите в Мое воспоминание [Лк. 22, 19 и др.]. Без Таинства Тела и Крови, без литургии могло бы забыться величайшее дело любви, премудрости и всемогущества Спасителя нашего, могли бы утратиться плоды Его страданий, посему Он повелел творить Таинство Тела и Крови Его в воспоминание Его, и не только в воспоминание, но и в теснейшее сообщение с Ним. Громогласно, во всеуслышание во всем мире совершается это всемирное Таинство. Плоды его – святость и нетление и жизнь вечная.
9 декабря 1872.
Благодарю и еще Господа, сподобившего меня совершить литургию, сию всемирную Жертву, и причаститься животворящих Его Таин ко оживотворению моему.
Дома, вследствие болезненной раздражительности, огорчился на жену за то, что остановила меня, чтобы я не ходил в свою комнату, где спал младенец Руфина, а за столом крупно посчитался с нею за разные стеснения мне. Признаюсь, я самолюбив, прихотлив, своенравен. Вперед, если Господь даст, надо мне быть осторожным и всякие прихоти отбросить, да жить во взаимном согласии, мире, тишине, незлобии. Жена правду говорила, а я иное говорил несправедливо.
Вера наша преисполнена чудес благости, премудрости и всемогущества Божия; чрезвычайно много даровано человеческому естеству и в здешней жизни, а то, что даровано нам в надежде в жизни загробной, то превосходит всякое описание, ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его [1Кор. 2, 9]. И как же мы несмысленны и неблагодарны пред Богом, как привязаны до нелепости к тленным благам здешней жизни! Как нерадивы к исполнению заповедей Божиих!
Скажи, пожалуй, любитель театра, с каким расположением ты приходишь в Церковь, как смотришь ты на всю обстановку храма, как смотришь на священнослужителей, как слушаешь чтение и пение, как нравится тебе частое Господи, помилуй, тебе, привыкшему считать себя по гордости человеком превосходным и неповинным; как тебе нравится самый язык богослужения после языка актеров и актрис? Или ты скажешь: театр сам по себе, а церковь сама по себе! Положим, но можно ли служить двум господам? Не справедливо ли сказано, что одного будет человек любить, а другого ненавидеть, об одном усердствовать, а о другом нерадеть [Мф. 6, 24; Лк. 16, 13].
Богослужение иудейской церкви устроено было по образу, показанному от Бога на горе; и в нашу Церковь многое вошло из ветхозаветной церкви, потому что то и другое – одно.
Даждь мне, Господи, преходить в незлобии сердца посреде дому моего [Пс. 100, 2], невзирая на беспорядки домашних, чтить в них образ Твой и свою плоть и кровь, ибо мы многие одно тело [1Кор. 10, 17]. Но, Пастырю Добрый, испытующий сердца и утробы, Сам обличай, наказуй и вразумляй их, ибо в доме своем я бесчестен, голоса моего не слушают, будучи самонравны и самочинны.
Да не внемлю клеветам врага на домашних моих: они не враги мне, чувствуют добро, делаемое им мною (и жена, и вдова-свояченица с детьми и прислугой). Даст Бог, и в делах своих исправны будут. Богом буду силен против них, против их беспорядков, добром, а не злом, кротостию и смирением, а не гневом и гордостию. Буди!
10 декабря
Воскресение. В Думе обедня. Благодарю Господа, сподобившего меня при глухоте моей, недавно (с неделю) со мною случившейся, совершить Божественную литургию и оживотвориться причащением святых пренебесных Его Таин. Благодарю Господа за воззвание меня к молитвам, ибо два молебна приглашали меня служить: у Попова и у Толузакова, и за благодарственную молитву с чувством и умилением.
Разве всуе мы чтим Приснодеву Богородицу и святых Божиих? Не их ли молитвами мы здравы и благоденствуем? Разве всуе чтим мы Богородицу и святых? Не чрез них ли возвышена, облагорожена, освящена, обожена наша растленная природа, не чрез Приснодеву ли избавились мы тления, проклятия, вечной смерти, не чрез Нее ли получили бесчисленные милости от Бога: очищены, освящены, обожены, введены опять в рай или в самое небо, удостоены бесчисленных благ (в надежде), посажены на престоле Божества? Если бы мы всю жизнь день и ночь прославляли Владычицу – и тогда бы не принесли Ей соразмерной Ее благодеяний, Ее величию, благости, щедротам славы и благодарения. Так, прославляя Ее и святых угодников, мы прославляем собственную природу, столь просветленную, ублаженную, удостоенную чрез них от Бога бесчисленных благ, а чрез то естественно и благодатно делаемся лучшими и сами, ибо с кем от сердца обращаешься, нравы того и сам принимаешь, уподобляешься ему. Видите ли, что собственная наша духовная польза необходимо требует прославления святых Божиих, тем паче прославления и благодарения нами Самого Бога, бесконечно много и непрестанно нам благодеющего, нас сохраняющего, спасающего, исцеляющего, милующего, оживляющего, любящего, прославляющего!
Женские врата – царские.
11-го декабря
Ранняя обедня (сорокоустная) в думской церкви. Убил меня во время обедни сатана из-за пустого случая: диакон не поцеловал руки служащего иерея не один, а два раза, – потерял дерзновение, смутился, уязвился глубоко, поражен, потерян я был, слов не мог выговаривать; помрачился, ужасы напали на меня, и всю обедню после того не имел я дерзновения, хотя после диакон целовал уже руку. Это смущение, вероятно, произошло от вчерашнего ужина: ухи и рыбы с черным хлебом, а может быть и оттого, что я вчера в одном доме пил вино и ел сласти, хотя немного, и оттого, что к утрене не ходил, а дома читал молитвы ко причащению. Диакон тут не виноват – виноват я, что из-за таких пустяков я смутился сильно. О, как вредно пресыщение! Ужинать никак не должно, один чай. До сих пор я чувствую излишество в боках своих и гной там, рожны острые. Рыбы есть не надо – она крепит.
Часто поминаем Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную Богородицу, как чада ласкаясь к Матери, как рабы верные прославляя достойную всякой похвалы и высшую всех похвал Царицу и Владычицу.
Да святится имя Твое... Но желаешь ли действительно, искренно, чтобы чрез тебя и в тебе прославлялось имя Божие? Не хулится ли оно тобою? Да приидет Царствие Твое – а желаешь ли его искренно? Да будет воля Твоя – а хочешь ли в самом деле исполнять волю Божию? Не свои ли прихоти предпочитаешь воле Божией, и так далее?
Храм – место твоего возрождения, миропомазания, покаяния, причащения. Как не любить этого места, в котором сообщаемы такие дарования? Место просвещения, [умиления].
Кто не собирает со Мною, не молится в храме Моем, тот расточает [Мф. 12, 30].
В Церкви всё премудро, свято, боголепно, животворно, поучительно, – тут текут струи жизни, тут мир, радость, свобода. За что ее не любить? Аще земные матери, зли суще, умеют даяния благая даяти чадам своим и чужим, кольми паче Мати Божия дает блага просящим у Нея [ср. Мф. 7, 11].
12 декабря
Благодарю Господа всем сердцем за благопоспешество при служении Божественной литургии и за неосужденное, премирное, преблаженное, всеспасительное причащение Божественного Тела и Крови Его. О, любовь! О, снисхождение! О простота, о премудрость! О, всемогущество Бога моего! Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его [Еф. 5, 30].
От многих я слышу похвалы моему служению, но восписую это единственно благодати Господней. Слава благодати Твоей, Господи!
Чрез сопоставление или чрез соединение ветхозаветных богодухновенных писаний с новозаветными во время богослужения Святая Церковь изображает верность Господа Своим обетованиям: послать на землю Искупителя и Спасителя и даровать чрез Него людям бесчисленные блага, равно как верность всех предсказаний Господа, которые непременно исполняются в свое время, и с тем вместе показать неверность нашу Господу, невнимательность, дремоту, нерадение о своем спасении. Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его до века [Лк. 1, 54 – 55].
Библия вся верна от первого до последнего слова, что человек сотворен по образу и подобию Божию, что человек пал, но Бог восхотел подъять и спасти его; что Он пришел Сам найти погибшую драхму, или взыскать и спасти погибшего [Мф, 18, 11], принявши на Себя природу погибающего человечества; что мы обожены в лице Богочеловека, должны дорожить своим благородством и не оскверняться грехом, ненавидеть зло и грех, достойно своего звания ходить [Еф. 4, 1].
Свет и кадило: что Бог и святые Его – свет и вечное благоухание Духа Святого.
Благодарю Господа от всей души и от всего помышления, яко оживил меня, умерщвленного грехами, после причащения Животворящих Таин и победил державою Своею невидимых врагов моих, крепко боровших меня злобою на отца диакона. Благодарю Господа, яко милостиво приял нынешний день многократно принесенное мною покаяние в грехах злобы моей и жестокости моей к нищим и помиловал меня, даровав мне мир.
Величайшее на земле Таинство Божие совершалось и совершается непрестанно, и надо иметь бодрую и трезвенную, смыслящую душу, возвышенные помыслы с отвержением мирских похотей и пристрастий, чтобы сколько-нибудь [постичь] превосходящую разум любовь Христову к нам, грешным. Утреня и литургия – зрелище непрестанное этих чудес Божиих.
14 декабря
Благодарю Господа всей спасенной душой моей за оживотворение моего недостоинства пречистыми, божественными и животворящими Тайнами и после тесноты и смятения за премирное, пространное и радостное состояние духа. О, чудо непрестанное! О, Жизнь Божественная, бьющая всегда живым ключом от Божественного Тела и Крови!
Благодарю Господа, спасшего меня в гимназии чрез воззрение к Нему.
Желанием большего, то есть многих здешних ничтожных благ, враг усиливается отвлечь нас от любви к Богу, охладить к Богу и к ближнему и даже насадить в сердцах вражду к Богу и ближним, ибо дружба с миром есть вражда против Бога [Иак. 4, 4]. Не желай многого, будь доволен сущими.
Люби свою супругу горячо, и будешь любить прочих людей горячо, ибо если эту плоть и кровь свою не любишь горячо, то кого будешь любить? Ты не выговариваешь некоторых имен при богослужении из святых и грешных человеков отчего? – От недостатка любви к ним святой. Люби – и будешь выговаривать свободно.
Внимай себе и не допускай, чтобы в тебе шипело жало змииной зависти, гордости, любостяжания, сластолюбия, невоздержания и алчности, гнева и презорства.
Мои действия в доме самочинны, самонравны, исполнены гордости и презорливости, обиды. Руфина говорила: надутый папаша. К кому это? Ангельского голоса надо послушать.
15 декабря.
Благодарю Господа, совершившего со мною и ныне предивное чудо Своего милосердия и оживотворения, мира и свободы чрез причащение преславных, божественных, святых, животворящих и страшных Своих Таин. Благодарю Господа, разрушившего грех и смерть во мне, терние страстей сжегшего и всего меня просветившего и обновившего. (Смущало меня желание купить второй, дешево стоящий наперсный крест для перемены, для славы и красоты, по слову Писания.)
Мы страдаем все сильным, мертвящим пристрастием и привлечением к земным тленным благам. Они кружат нам головы и сердца и отвращают от любви Божией. Но крайне удивительно то, что нас не пленяют и не привлекают будущие нетленные, неописанные или несказанные блага, обещанные неложным Богом. Тщательно поверяй себя: есть ли в тебе святая любовь Христова, долготерпящая, милосердствующая, не завидующая, не превозносящаяся, не гордящаяся, не бесчинствующая, не ищущая своего, не раздражающаяся, не мыслящая зла, не радующаяся о неправде, радующаяся же о истине, вся покрывающая, всему веру емлющая, вся уповающая, вся терпящая и николиже отпадающая [2Кор. 13, 4 – 7] ? Отчего часто все помышления твои на зло ближнему, живущему с тобою? Отчего ты назираешь за всеми его шагами, словами, делами? Зачем ты хочешь его уловить в слове или в деле? Зачем ты враждуешь против него и вызываешь его на вражду? Зачем завидуешь ему? Разве мала твоя часть? Зачем видишь в нем всё худое? Зачем лукаво ненавидишь доброго? Зачем смотришь только на одну, худшую сторону медали и не смотришь на другую, лучшую? Молись горячо о всяком человеке и о себе, чтобы Господь всех помиловал и исправил и всем даровал взаимную любовь и мир, ибо это величайшее благо от Господа.
Если любишь Господа, прилепляйся к Нему всем сердцем, всею мыслию и всею крепостию и отвращайся всем сердцем и всею мыслию и всею крепостию твоею от всякого греха.
Помни, что как ты у кого-либо в гостях даром ешь и пьешь и при том угощающие уважают и любят тебя, так и у тебя свояченица, живя с детьми и слугою, как бы в гостях и употребляет Божии дары, данные тебе туне; не тяготись ею и детьми и слугою, но с радостию питай и покой их ради любви Христовой.
Нищих, ради наступающего великого праздника Рождества Господа Иисуса Христа, нас ради обнищавшего, в настоящую неделю пред Рождеством с усердием и радостию, в простоте сердца снабжай по силам, ибо ты и сам жил некогда в бедности.
Евангельские изречения и притчи Господни, пророчества Господни черта за чертой, словом за словом исполняются. Замечай современный дух, современные обычаи.
Молимся о государе, потому что он пастырь народа, а народ – овцы и ему много нужно мудрости и крепости, чтобы хорошо пасти столько овец! Я, пастырь, согрешил... а эти овцы, что сделали они? [2Цар. 24, 17] (слова святого Давида царя).
Что приятно Господу в наших молитвах за ближних, живых и умерших? – Любовь с верою и упованием на милость Его. Итак, надо молиться всегда с любовию, в простоте веры, в твердой надежде. Господи! Помоги! 17 декабря 1872. Воскресение.
Важный смысл этих слов: Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием... Пришедши к нам во плоти, Господь разрушил проклятие, изреченное на нас, и даровал благословение Отца Небесного. Верующие во Христа, Сына Божия, уже не прокляты Богом, а благословлены. Да будем достойны сего благословения.
Не держащиеся Церкви и не прибегающие в храм на молитву и для участия в Таинствах, без всякого сомнения, погибнут, ибо грех поглотит их, как некогда воды потопа род человеческий.
17 декабря
Ранняя обедня. Служил с крайним трудом, в груди стеснение, голос трудный, нечистый, в боках теснота, живот засорен. Питье сливок с вечера (сырых) вместо предполагаемой пользы принесло вред, нравственный и физический. Я чувствовал себя дурно. Сколько раз проклинал я несоблюдение поста и похвалял, по побеждению, пост и воздержание! А всё увлекаюсь скоромными яствами, то есть молоком, сливками, маслом!
Церковь – родник живой воды, или благодати. Кто к такому роднику не прибегнет? Отчего многие не прибегают? Обличить.
Паче всего любовь, паче всего мир между собою. Разбил ли кто нечаянно, повредил ли кто какую вещь нашу, неисправен ли кто в жизни, например празден, ленив, туне ест хлеб твой или заносчив, горд, непослушен, упрям, неисправен по службе, нетрезв – не раздражайся, но переноси всё с кротостию; помни, что и сам ты человек, подверженный всяким немощам, и сам ты многократно делал подобное, сам ты нуждался и нуждаешься в снисхождении других. И потому, как желаешь, чтобы поступали с тобою люди, так поступай и ты с ними. У тебя, например, разбили лампу нечаянно – не обижайся на разбивших, возьми грех на себя, представь, что ты разбил, и как себя мы судим, наказываем очень снисходительно или охотно прощаем себе большие погрешности, так будем прощать и других и всё улаживать миром, покрывать и как бы не замечать, если не видим от неисправности чьей-либо, или неосторожности, или повреждения и утраты вещи вреда для других, например соблазна, обиды и пр. Это и значит любить ближнего, как себя, то есть чтобы относиться к ближнему в его погрешностях снисходительно, растворяя суд милостию, заботиться о благе его, как о своем. Благословен Бог, и Аллилуия.
Мы – христиане, и христиане православные, воспользуемся выгодами своего призвания и своего положения для себя и для других. Святая Церковь, непорочная и от смысла чистая Мать наша, совершенно близка к Богу и имеет к Нему великое дерзновение; она может во всем умолить Его, всякая молитва ее исполняется Богом, – молитесь же Ему искренно и чисто вместе с нею, и наипаче живите чисто, и все будет вам. Другие Церкви, как уклонившиеся от истины ее, не могут иметь такого, как наша Церковь, дерзновения пред Ним.
Дом Мой – дом молитвы [Ис. 56, 7]. Приходя в храм, мы как бы восходим на небо, оставляя всё земное за собою, по крайней мере так должны входить в храм. Дома нас весьма многое отвлекает от молитвы: домашнее хозяйство, малые дети и пр., а в храме всё внушает нам благоговение и молитву: и престол Божий, и лики Господа и святых, и образ Креста Животворящего, и Евангелие на престоле, и [царские] врата, ведущие в алтарь, в это земное небо, и самый вид алтаря, возвышенного над прочими частями храма, и чтение и пение, каждение, и светильники горящие, и священные лица
служащие, облаченные в святые одежды, – всё, всё внушает тебе благоговение и молитву, всё внушает, что ты в святилище Божием, лицом к лицу с Самим Богом.
В храме заключаются все наилучшие, высшие, духовные, святые, вечные интересы человека, тут он отрезвляется от страстей, тут познает свой образ и подобие (человека).
Соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало [Ин. 6, 12]. Для меня, Господи, сказал Ты это, ибо о кусках ли хлеба или рыбы Ты радеешь? Не о спасении ли душ человеческих? Не их ли покаяния и спасения алчешь? – Так Ты жаждешь спасения моего, когда возглашаешь на кресте: жажду [Ин. 19, 28]. Так Ты проклинаешь бесплодную смоковницу, чтоб поразить проклятием неплодие и беспечность мою касательно спасения души. Глубоко знаменательны и таинственны все слова Твои, Слове Божий! Научи меня мудрости Твоей, наипаче научи меня мудрости дел.
Вчера на панихиде в Кудрявцевском флигеле, при большом стечении народа, враг не дал мне выговорить некоторых слов ектении ради многого пития дома сладкого чаю; мое сердце было в плену у него, в лапах его. О, как мне было досадно, что я не мог выговорить слов из-за пакости вражией. Тут-то вспомнишь, что сей же род ничемже исходит, токмо молитвою и постом [Мф. 17, 21]. Смири я плоть воздержанием и постом, и душа моя укрепилась бы и восторжествовала бы над ухищрениями врага. Кроме того, блудные движения и чувства во плоти чувствовал я из-за тех же сластей. И я смею думать, что когда я не ем скоромной пищи и пью сладкий чай, то пощусь! Как же не так! Сладкий чай не пост, а лакомство. А лакомство – тяжкий грех, потому что сильно оживляет и лелеет грешную плоть. 20 декабря 1872.
Жизнь моя доселе была самолюбием, самоугождением, ибо я сластолюбствовал, сребролюбствовал, честолюбствовал, человекоугодничал, раздражался, сердился, обижался и обижал, ссорился, ненавидел, завидовал, презирал, взирал на лица (лицеприятие), небрежно, не от души часто молился, ленился проповедовать слово Божие, благословлял небрежно людей Божиих именем Господним, был скуп, впадал в уныние, роптал, был предерзок в напастях, хулил, был блуден сердцем, любил суету, мало заботился о спасении душ, вверенных мне Богом словесных овец, да и своей души, ибо увлекался удовлетворением похотей. Столь я грешен, столь неправеден, что не могу похвалиться ни одной добродетелью, ибо я не стяжал ни одной. С чем, с какой душой явлюсь я ко Господу, обремененный столь многими грехами?
Церковь в своих молитвах, молениях, прошениях, благодарениях, псалмех и пениях и песнех духовных всё выше и выше, а я – всё ниже и ниже, и не могу дорасти до нее, догнать; всё то, что для ней естественно и совершенно легко, мне как бы противоестественно, то есть моей ветхой, греховной природе, и тяжело!
Ни в чем не доверяй мерзкой плоти своей: недовольна ли чем или кем относительно внешнего, относительно вещей – не верь; расположена ли к кому или чему плотскому и ради угождения плоти – опять не верь. Ярится ли на кого и на что – обуздай; поревается ли к сластям, неге, покою – обуздай; начинает ли снедаться завистию, любостяжанием – распни; показывает ли нетерпение и малодушие – отринь; располагается ли к лени и бездействию – преодолей ее влечение и обратись к труду.
20 декабря
Урок сегодняшнего дня и вчерашнего вечера, в который я пил много крепкого чаю сладкого, а сегодня поутру закусил и тоже напился чаю. Не пить никогда много постного крепкого сладкого чаю: крайне раздражает мои нервы внутренние, – сегодня я не мог говорить на литии дома и на улице ектении заупокойной: сколько ни порывался – не мог. Велиар посмеялся надо мною, как птичку опутав меня или как паук – муху. Это за то, что я вчера жестоко ругал его – вот и он поругался надо мною жестоко, дьявольски.
Вечером сегодня я крайне огорчился, озлобился и проклял внутренно свояченицу с детьми за пакости их (за испражнение) в моей спальне, в которую переселились из своей за тем, что в ихней мыли пол. Стерпеть бы надо было из любви, а не имел любви и огорчился, и себя наказал более всех или, лучше, других вовсе не наказал, ибо не выговорил им ничего. О пристрастие к плоти грешной! Осуждаю тебя! Осуждаю себя, грешник окаянный, чуждый любви, самолюбивый, самоугодливый!
Храм есть место очищения и освещения наших душ и телес, тихое пристанище душ, место упокоения и избавления от бурь страстей, место обновления, укрепления, просвещения духовного, место, где познали свое высокое происхождение и благородие душевное и научаемся дорожить этим благородием чрез убегание низости, нечистоты и безобразия греха и привязанность к боготворящей добродетели.
Светильники горящие пред иконами означают, что Господь есть Свет неприступный и Огнь поядающий для грешников нераскаянных, а для праведников – Огнь чистительный и животворный; что Божия Матерь есть Матерь Света и Сама вся – чистейший свет немерцающий, светящий всей вселенной, что Она есть купина, горящая и неопалимая, принявшая неопально в Себя Огня Божества, престол огненный Вседержителя, вместе и огонь, попаляющий нечестивых и животворный для благочестивых; что святые суть светильники горящие и светящие всему миру своею верою и добродетелями, которые они совершили все как одну; что они же и огонь, попаляющий не почитающих их, ибо Дух Святой, освятивший их вечным освящением и неразлучно пребывающий в них, есть Огнь. Итак, грешник, трепещи ликов святых по причине грехов твоих и смотри, чтобы не вышел от них огонь палящий, и почитай лики их приличною им честию как освященные образы Самого Бога, Пречистой Его Матери и святых Его, как друзей и верных рабов Его. В этом польза для тебя самого: если усердно будешь почитать их и припоминать житие и подвиги их, то сам будешь изменяться к лучшему, сам по мере сил уподобишься им, например, в вере, надежде, любви, воздержании, чистоте жития, в кротости, смирении, незлобии, сострадательности, милосердии, покорности воле Божией.
Владычица есть Огненный Столп, вводящий в жизнь вышнюю человечество.
Совершились предсказания ветхозаветных пророков и праотцев – в Новом Завете мы видим сбытие их; сбудется и всё, предсказанное касательно будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира; настанет час, когда Ангел великий возглаголет: совершилось! [Откр. 16, 17], ибо Господь есть Альфа и Омега, начало и конец [Откр. 1,8], свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных [Откр. 1, 5]. (Слава Тебе!) 21 декабря 1872.
За чревоугодие и пресыщение и пиянство вчерашний день (26 декабря) был [...] пораж. изнеможения, посрамления при богослужении утреннем, дневном и вечернем; уж я не ел целый день и только под конец, после огненного искушения, ощутил благодать животворящую в сердце. Итак, чревоугодие и пресыщение всегда приносило и приносит немощь, боязнь, болезнь, срам. Пост! Пост мне нужен.
Доброе мне знамение от Господа Михаил Феоктистович Ласский. 21 декабря.
Хочу, Господи, да будет добро, делаемое мною сестре Анне Константиновне, воистину добром, от души, с любовию делаемым, а не с принуждением, не насильно, не с горечью и досадою. Ты непрестанно мне благотворишь, Господи, но я недостойно пользуюсь Твоими милостями; если и сестра моя Анна Константиновна пользуется от меня недостойно, как праздная и не хотящая воспитывать детей своих в общепринятых правилах и балующая их, Сам вразуми ее и помилуй, как милуешь меня. Дай мне возлюбить ее как сестру, ибо доселе я неимел к ней чувства любви братской. Господи! Предупреди меня в сем! Предупреди и ее, ибо мы давно немощны и грешны. 24 декабря 1872.
Вследствие моего невоздержания и всеядения в почти прошедшем посту со мною случилось два несчастия: во-первых, повреждение левого, здорового уха и боль тайного члена, вследствие излияния ночного от невоздержания. Премного и претяжко согрешил я пред Тобою, Господи! Вот и в прошлую ночь случилась прелюбодейная поллюция от чревоугодия накануне и от прелюбодейного помысла вечером! Пощади, Господи, создание Твое и аще есть ми спасения упование, аще побеждает человеколюбие Твое множества беззаконий моих, буди ми спаситель82. Аминь.
Как искусно и метко насевает во мне враг вражду к сестре Анне Константиновне! Из-за предлогов житейских, что она ничего не делает, что тяготеет на мне четырьмя душами! Но разве рука Господня для меня оскудела? Разве не она, а я дам ответ за ее неделание? Не в совершенных ли летах она? И не молитвою ли мне должно спасать всякого заблуждающегося, но не чувством неприязни, которая есть тяжкий грех? Любовь! Любовь! Любовь! Возроди меня, Господи, к любви любовию Твоею, Господи, рождейся от Девы! [...]
Дитя Руфина назвала меня вчера «кака», – я огорчился: это значит, что я действительно кал греховный и ночью во сне видел подтверждение тому, когда протоиерей Трачевский отскабливал какой-то кал от креста на стене.
25 декабря
Благодарю Господа, сподобившего меня совершить утреню и литургию раннюю во всемирный и всеспасительный сей праздник, хотя и в немощи духа и тела; благодарю Господа, сподобившего меня паки приять божественные и животворящие Тайны ко очищению, оживлению, обновлению моему и утверждению.
По отношению к сестре Анне К. и жене я иногда сам не знаю чего хочу от них, какие-то претензии, беспокойные и греховные для меня самого, являются во мне, ведущие только ко вражде и неприязни. Господи, помилуй нас.
Человек иногда и часто сам не знает, чего он хочет и что он делает, – так и я. Присмотритесь-ка к своей жизни и увидите, как она суетна и глупа! Отчего? Оттого, что не утверждается на Евангелии и на уставах Церкви.
Цель объяснения богослужения – заставить полюбить богослужение и уставы Церкви.
Вчера я съел пять яиц всмятку с хлебом, поутру напился чаю с хлебом, потом закусил семги у купца Карпова, дома пообедал ватрушки и щей, потом у Пальянова дичи и стакан портеру – и что же из того вышло? – Расстройство желудка, расслабление нерв и груди; я не мог говорить сегодня ектений, враг одолел меня при немощи. Погода неблагоприятная для здоровья – теплынь крайняя, дождь согнал весь снег. Пресыщением сим Господа оскорбил, сущего во мне после причащения Божественных, животворящих и страшных Его Таин, ибо надо было, всеконечно, мне воздержаться. Помилуй, Господи! Куда, кроме Тебя, прибегну я с моими грехами?
Нынешняя жизнь подвержена бедственным переменам от спокойствия к смятению, от радости к печали, от правды ко греху, от довольства к бедности, от здравия к болезни, от милости начальствующих к немилости, от дружбы к неприязни, от успеха к безуспешности; а будущая жизнь не подвержена переменам – вечное богатство, вечная радость, вечное спокойствие, вечный свет, вечная милость! К сей жизни будем стремиться непрестанно.
Речется ти, что ти подобает творити, сказано апостолу Павлу [Деян. 9, 6]. Видишь, Церковь – провозвестница хотений Господа Иисуса Христа. Чти Церковь, ее заповеди и уставы и учение. Я с вами во все дни до скончания века [Мф. 28, 20].
Внутренняя симпатия душ благочестивых, внутреннее влечение, понимание, сочувствие: душа душе голос подает.
Горе от невоздержания и пиянства: сегодня утреня была для меня временем крайней борьбы, слез, тесноты, боязни, наипаче из-за нетрезвости дьячка Камнева. На великой ектении сбился было, но оправился, воротившись назад к тому, на чем споткнулся и усумнился. (Тяжел рожон пиянства!)
Во время богослужения мы даем место многим кумирам своих пристрастий и думаем служить двум господам. Но за двумя зайцами гоняясь – ни одного не поймаешь. Нельзя служить Богу и богатству, или любостяжанию, сластолюбию, честолюбию.
Из случая записи отцом протоиереем в доходную книжку я научился тому, что он, и люди вообще, не так злы, как я думал: они только не знают, что творят, и нас не знают. Объяснишься с ними касательно их враждебных против нас поступков, и увидишь, что они поступили с нами нехорошо по незнанию и, узнавши существо дела, опять благоволят к нам. Благодарение Господу благопременителю. Сами да избегаем всякого зла и да не мыслим зла.
Господи Человеколюбче и Спасителю! Обращаюсь к Тебе с моею усердною молитвою не только как к Богу, но и как к человеку, искушенному по-всячески по подобию мне, кроме греха: исцели немощи души и тела моего, утоли скорби, разжени врагов моих, удали из храма Твоего пьянствующих чтецов, не хотящих слушать вразумления и не желающих исправления, да не будет великий соблазн из-за нетрезвости, да не подаю и сам гибельного примера.
Спасительно, животворно иметь в сердце единого Бога и отрешиться всего земного, попирать всё как сор. Убийственно иметь пристрастие к чему-либо, особенно во время молитвы, – тленное с нетленным несоединимо. Ежедневный опыт подтверждает, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления [1Кор. 15, 50], оттого все святые оставили тленное.
Литургия – самый лучший пробный камень душевного нашего состояния: живы ли или мертвы, что в нас гнездится, какие страсти, какие немощи душевные. О, с какою тщательностью надо всегда готовиться к совершению этого пренебесного, страшного, животворящего Таинства, этой всемирной Жертвы, Жертвы о небесных, земных и преисподних.
На три части разделен храм для показания, что в нем приносится непрестанно благодарение и умилостивление о небесных, то есть святых, земных, или живых, и преисподних, или умерших.
27 декабря
Благодарю Господа, удостоившего меня совершить Божественную литургию и причаститься ко оживлению духовно мертвого существа моего.
Умерщвляй плоть многострастную, чтобы в противном случае она не умертвила тебя совсем; а уж назойливо смерть вторгается во всё мое существо, вследствие моего плотоугодия. Увы мне, нерадивому!
И будет... препоясанием бедр Его истина [Ис. 11,5] – этого достигай.
В чревоугодии, любостяжании, честолюбии, самолюбии, тщеславии, суетности, в любви к миру мы со дня на день успеваем, а в любви к Богу и ближнему со дня на день охладеваем, претыкаемся, падаем. Сынове человечестии, доколе тяжкосердии; векую любите суету и ищете лжи? [Пс. 4, 3]. И я первый, окаянный. Природа довольствуется столь малым, а я жадничаю и ищу столь много! Природа проста, а я столь лукав! Господи! Даждь время на покаяние и исправление и не восхити меня отселе неготового! 28 декабря 1872.
Храм – преддверие неба и рая и как бы самое небо, ибо в нем престол Божий, служение Ангелов, частое схождение Святого Духа, совершение небесных животворящих и страшных Таин, очищение грехов, подаяние святыни, причащение Божественного Тела и Крови, [...], обожение земнородных. Велик, свят был храм Ветхого Завета, но больше, святее храм Нового Завета, ибо там Господь являлся в столпе облачном и огненном, здесь – зрится и осязается и вкушается в Богочеловеческом существе, в самом существе Своем; там Ковчег Завета с очистилищем, манною, скрижалями, жезлом, здесь – Сам небесный Хлеб – Христос, здесь Божественное Евангелие, здесь Крест Животворящий. Страшен был Синай ради схождения Бога на него и страшных знамений присутствия Божия – громов, молний, землетрясений, трубных звуков, страшна была и скиния, из коей выходил огнь на поражение непокорных; страшен и храм христианский – не громами и молниями, а страшными и осязаемыми и видимыми Тайнами Христа Бога, личным пришествием и присутствием Самого Бога, Божественным Огнем Духа, сходящего на предложенные Дары. С каким благоговением должно входить и молиться в нем подобает всем нам, особенно нам, приближающимся к самому престолу Божию и совершающим и употребляющим такие Тайны! С какою пламенною душею молиться!
В мире, в театре – суета, в храме – самая Истина; в мире смятение страстей, служение страстям, в храме – мир и тишина Божественного Духа, служение Истине вечной; в мире непрестанно действует смерть духовная, в храме – Божественная жизнь, вечная жизнь, обновление, просвещение, освящение, обожение. В мире умираем, в храме оживаем; в мире оскверняемся, в храме очищаемся и освящаемся; в мире растрачиваем силы душевные и телесные, в храме – собираем и возобновляем.
Окаянный я – умираю от сластей и продолжаю сластолюбствовать.
Умерщвляю плоть и страсть, потому что она отторгает от Бога, Источника моей жизни и моего бессмертия, дух мой, умерщвляет его, расслабляет, омрачает, оскверняет, лишает веры, упования, дерзновения, искренней любви, всех бесценных добродетелей, всех бессмертных сокровищ бессмертной души моей. Горе, если не умерщвляю тела моего и не порабощаю, и благо, когда умерщвляю, ибо тогда получаю силу духовную. И возратися Иисус в силе духовней в Галилею [Лк. 4, 14] после поста.
28 декабря
Благодарю Господа, удостоившего оживить меня, укрепить, очистить, освятить причащением животворящих Таин, – так мне стало легко после ужасной тяготы. Я переродился, исцелился, ожил; весь день было легко на душе и легко служить. Слава не изнемогающим никогда Святым Тайнам Твоим. Слава неизменной державе, силе и славе их!
29 декабря
Благодарю Господа, чудно оживившего меня причащением животворящих Своих Таин, но я неверен опять оказался, с жадностию евши мясного за обедом и у одной вдовы.
Мы молимся, и на небе о нас молятся святые Ангелы и святые. Мы призываем и прославляем святых, а они ходатайствуют о нас пред Богом день и ночь. О, чудный какой порядок Божественного милосердия и Божественной правды!
30 декабря
Благодарю Господа за пренебесный мир, дарованный мне по причащении Божественных Таин во время литургии в Соборе.
31 декабря
Горек мне был настоящий день из-за вероломства протоиерея и диакона Ал. Таратина: первый своевольно взял этого диакона от обедни думской, а последний не известил меня, что не будет служить в Думе. Не мог я подавить огорчения и досады во время обедни на диакона и протоиерея, а оттого совсем расслабел душой, смутился, не мог говорить.
Чрез невоздержание мое в пище и питье сбил меня грех с толку в воскресенье 31 декабря во время обедни, которую я служил без диакона. Непослушание протоиерею, просившему меня служить единолично без диакона, тоже было препоною для меня в служении: враг смутил, обессилил, рассеял, убил меня.
Даждь мне, Господи видеть в людях благое, а не злое; даждь искренно любить ближних и не мыслить об них зла. Вот, я читал книгу Сушкова о митрополите Филарете Московском, в которой он всё хвалит его, и мне досадно было, что он всё только хвалит его, и стал я припоминать худые слухи о покойном митрополите, о его деспотизме в своей епархии, о его непотизме83, или страсти замещать места священно- и церковнослужителей своими родственниками, и зло было мне на обоих – на сочинителя и покойного Преосвященного митрополита, и смутно и тесно стало у меня на сердце; но вот я раскаялся пред Богом в моем пессимизме, переменил взгляд на Преосвященного Филарета – и стало легко. Благодарю и благопослушливого Господа, и благопременительного.
* * *
Молитва «Яко на Страшнем Твоем...» из последования ко святому причащению.
Непотизм (Nepotismus, от итал. nepote – «племянник») – обозначение обычая, в силу которого многие папы, начиная с Иннокентия VIII (XV в.), предоставляли самые доходные и почетные места своим родственникам. Теперь этим словом обозначается вообще «раденье родному человечку» при назначении на должности.