Июнь
1 июня
Святого Иустина философа109. Благодарю Господа, помиловавшего и исцелившего и очистившего меня, непотребного, по причащении пречистых, животворящих Таин во время ранней литургии в думской церкви. Насколько огорчил меня бесплотный враг во время литургии, утесняя меня, настолько Господь утешил меня по причащении. Слава Господу, долготерпеливому и многомилостивому! И вчера также премного был утешен Господом по причащении Святых Таин. Благодарю Господа!
(Коль скоро во глубине сердца сознает человек свои вины и раскается в них – тотчас является в нем спасающая благодать и разрешает его от грехов.) 2 июня.
Благодарю Господа, милосердо услышавшего вопль моего сердца, смятенного, удрученного и колеблемого наветами вражиими, боязливого, лишенного упования. Господь помиловал меня, простил прегрешения мои, умирил душу, исцелил язвы сердца, препоясал силою свыше и даровал мне непреткновенно, со дерзновением совершить брак Николая Николаевича [В...] и Марии Иродионовны. Инженерные офицеры были при браковенчании: [Е...] Петровский и другие, народу мало. Дождь. Был я на свадьбе на пире недолго.
Вознегодовал я с неприязнию крайнею на жену и вдову Анну К. Цветкову за крайнее упитывание детей своих, без всякой меры, точно будто они на заколение поросят, или телят, или кур кормят детей сих, которые с сих пор до безобразия стали толсты, точно у меня в доме нет меры богатству. Выльют они в чашку яиц десять и кормят ими ребят, потом днем и ночью почти непрестанно зудят их молоком, обед сам по себе; а балуют, потворствуют им все и всеми мерами, оттого уже до сих пор ребята сделались крайне капризными и неугомонными. Господь да вразумит всех нянек и мамок. Не видел я, чтобы вдовы так вели детей своих. Господь скоро показал безумие дел словущей Анны К. на муже ее, покажет ей безумие и на детях, в возмездие и посмеяние ее суетной плотской мудрости. От меня же отыми, Господи, суетную ревность, даждь не радеть о плоти и всем плотском и тленном, прилежати же о души, вещи бессмертней, даждь любити домашних моих, долготерпеть им, снисходить к ним, покрывать их недостатки. Господи! Научи их благочестию, страху Твоему!
Сегодня я слышал подтверждение моих слов обличительных Анне К., что она ругательница, ибо ругала сегодня дерзко монахов, и притом высокопоставленных. Отпусти ей, Господи: не весть бо, что творит.
1 июня
Вечер, 11 часов. Благодарю Тебя, Господи, яко сокрушил еси во мне главу злобного змия по молитве покаяния моего из глубины души. Долго он мучил, теснил, связывал меня, держа в унынии и расслаблении. Наконец по благодати Христовой вдруг исчез, и стало так легко, легко!
Хочу врачевать других, а сам весь в язвах; хочу изъять сучец из ока брата, а у меня самого бревно во оце. Окаянен и безумен я!
Чрево и то, что для чрева, презирай, ибо скоро упразднится. Душу, душу врачуй скорее!
2-го июня
Благодарю и еще Господа, яко меня, неблагодарного и злонравного, сподобил еще совершить литургию (к ряду тринадцатую) и причаститься ко оживотворению пречистых Таин и видеть в себе плоды мира и радости о Дусе Святе. Суббота. В сильной борьбе со страстями стоял утреню в Соборе.
По мере дарований Божиих каждому из нас взыщется с нас Господом, если мы не употребляли во спасение и во благо свое и других даров благодатных или вещественных; так со священников и архиереев взыщется много и строго, ибо им дана преизбыточествующая ко спасению их и верных благодать; с знатных и богатых спросится, употребляли ли они во благо ближних свою власть и свое богатство или жили только для себя, для своего обогащения и удовольствия. Суд жесточайший преимущим бывает.
За нас борец крепкий Господь – кого нам бояться, каких врагов, видимых и невидимых? С Ним победили апостолы, иерархи, мученики, преподобные, юродивые, праведные, все святые. С Ним побеждали воинства, ратовавшие за правду, и побеждали как единого человека противные воинства; так, в наши дни на удивление всему миру победили германцы франков, с Ним побеждают своих врагов все верные христиане. Дерзайте, людие Божии, ибо Той победит враги, яко всесилен110.
В акафистах воспевается бездна милосердия Божия и неисчетные благодеяния Божии к роду человеческому, явленные в воплощении, учении, страданиях, смерти и воскресении Сына Божия за нас, – благодеяния, за которые, если бы мы принесли столько песней, сколько песчинок на земле, и тогда бы достойно не восхвалили и не возблагодарили Его.
Господь влечет нас горе’, на небо, а диавол приковывает наши сердца к земным вещам: к сластям, богатству, почестям, веселостям и развлечениям. Отсюда борьба, война истинных христиан.
2-го июня
вечером, при ясном небе и тихой погоде множество высоких столбов темных в воздухе из комаров. К урожаю хорошему, как было года четыре назад.
Еще дознал опытом, что пить много крепкого чаю и при том молока очень вредно и в нравственном, и в плотском отношении: во-первых, из-за этого излишества я почти не спал ночи и чувствовал зуд в теле, особенно в ногах; во-вторых, за ранней литургией я чувствовал себя крайне связанным в душе моей, так что великих усилий и слез стоило мне умолить Господа помиловать меня, многострастного; в-третьих, голос был крайне несвободен и труден. Но благодарю долготерпеливого Господа, сподобившего меня причаститься неосужденно, ко оживлению моему и умирению пречистых и животворящих Его Таин. Благодарю Господа, устроившего небеса лепотно и землю благоукрасившего всякими цветами и животными и меня соделывающего многократно небом чрез причащение Своего Божественного Тела и Божественной Крови! Господи! Туне мя милуяй и вся подаваяй изобильно к довольству моему и сущих со мною – слава Тебе! Господи! Управи жизнь нашу и мирну, любовну и благополучну ю соделай. 3 июня 1873 г.
Вкушая Тело и Кровь Господа – Источника жизни, какой земной пищи и питья взалчу или пожалею ближнему? Одеявшись в Христа Бога, о какой одежде попекусь? Чего же я мятусь? Чему завидую?
Что такое нелицемерная любовь? – Когда мы любим ближних, не смотря на лицо – родственное ли оно или чужое, высокое или низкое, богатое или бедное, красивое или некрасивое, старое или молодое, мужчина или женщина, друг или неприятель, полезный или не приносящий нам пользы человек; нас ли кто объедает и обирает или кому мы обязаны житейскими потребностями, начальник или подчиненный, христианин или неверный, праведный или порочный, больной или здоровый, сильный или бессильный, умный или глупый, расторопный или неповоротливый, добрый или злой, – когда любим всех для Бога, Который всех нас возлюбил любовию безмерною, долготерпит ко всем, милует всех, питает, одевает, просвещает и называется наичаще Человеколюбцем.
Прибавляем себе почетные кресты ко крестам, а удваиваем ли, утраиваем ли любовь к Богу и ближнему, самоотвержение, смирение, незлобие, нестяжание, милосердие, сострадание, терпение к человекам, терпение скорбей, болезней, неудач, презрения людского? Напротив, у нас с почетом, с возвышением наичаще всего эти добродетели упадают до нуля. И чем кто боле почтен и украшен, тот тем бывает гордее, недоступнее, гневливее, честолюбивее, любостяжательнее, несправедливее. Конечно, бывают исключения. Но honores mutant mores111, заметил кто-то. Не желай почестей, чтобы из человека не сделаться скотом.
Всё туне имею от Господа (как вчера убедился благодатию Божиею во время венчания брака Белинского при инженерах-полковниках), – туне [да] даю. И во время литургии нередко в этом убеждаюсь. Государство и Церковь – корабль, снасти, паруса, корма. Каждый человек уподобляется кораблю – корма, кормчий, снасти, паруса. Кто и что?
На 4-е июня в ночи случился со мною от пресыщения палтусины и многопития вина, очень сладкого чаю, молока, холодной воды великий грех – ночная греза нечистая, истечение семени; когда я проснулся и блудное возбуждение было сильное, я усилил это сладкое раздражение и чрез 22 года первый раз совершил рукоблудие, помыслив с услаждением неподобное. Вот что значит неумеренность в вине, молоко, палтусина, холодная вода, заплетенные волосы (я их обыкновенно не плету, а тогда заплел)! Тяжко согрешил пред Богом! Чем я заглажу грех свой и заслужу снова благодать Божию? – Слезами искреннего покаяния, милостынею, постом, трудами проповедничества и трудом телесным.
Помните, непрестанно помните, что ваши души по образу Божию, и более всего в мире сем тленном цените бессмертную душу свою, а также помните, что она падшая, помраченная, обезображенная, обессиленная, уязвленная, умерщвленная страстями, и всеми силами с помощью благодати Божией восставайте ежедневно от вашего падения, спасайте, еже112 по образу и подобию, восстановляйте благолепие образа Божия, его силу, святость, правду, врачуйте язвы всеисцеляющим врачевством молитвы, воздержанием, покаянием, причащением Святых Таин, воскресайте от мертвых, по Писанию: востани, спяй [рус.: спящий], и воскресни’ из мертвых, и осветит тя Христос [Еф. 5, 14]. Еще повторяю, дорожите в себе тем, что дороже всего мира – бессмертною, разумною, свободною, по образу и подобию Господа душею своею. Если вы не любите горячо Господа Бога как Творца вашего и всего мира, как Промыслителя, Спасителя, Благодетеля, то возлюбите Его по крайней мере по самолюбию, то есть из любви к вам самим, или к душе, которая столь сродна Богу, как Его изображение, как Его подобие. Не любите сладострастной и многострастной, тленной плоти, которая скоро прейдет, которая льстит вас непрестанно, как диавол, обольщающий всю вселенную, обманывает, губит вас, удаляет от Бога и жизни вечной и от того, что есть едино на потребу. Вы восхищаетесь красотой тленных вещей – воображайте чаще нетленную, несравненную доброту и красоту лица Божия, положившего отпечаток Своей красоты на всех тварях истлевающих, нетленную красоту святых Ангелов и святых душ человеческих, ликующих на небеси пред престолом Божиим и наслаждающихся невыразимым Божеством. Вы прельщаетесь для наслаждения минутного земными сладостями и из-за пристрастия к ним оставляете сладость духовную, благодатную, вечную, сладость союза души с Богом, от Которого она произошла, забываете блаженство вечное на небесах. Вспоминайте же для охлаждения души к временным удовольствиям и радостям наслаждения духовные, вечные, несравненные, происходящие от созерцания Бога во свете и славе и от соединения с Ним. Обетования Божии верны и непреложны, ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь», – в славу Божию, через нас [2Кор. 1, 20]. Не прилепляйтесь к исчезающему, любите вечное. Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела [1Кор. 6, 13].
От многоядения расслабевает и грубеет сердце, и душа слабеет, и дряхлеет и тело, ночь беспокойная, сон тяжкий, в пояснице боль, вставанье поутру тяжелое и ленивое, сердце нечистое, совесть неспокойная, расположение духа и тела ленивое, старость преждевременная, отличные природные таланты гибнут. На ночь в особенности не надо, не надо есть. 10 июня 1873 года.
9 июня
Благодарю Господа за дар покаяния и умиления слезного во время всенощного бдения на воскресенье: не отринул и еще Господь меня грешного, но помиловал меня, кающегося. Под конец всенощной я воззвал внутренно ко Господу. Плодом слезной молитвы кающегося грешника – священника, да будет обращение к Тебе грешников; аще мне, худейшему всех, даровал сей дар, даруй его и всем, всех привлеки к Себе, как меня привлекаешь.
10 июня
Обедню служил с крайнею внутреннею немощию, при недостатке дерзновения, ради множества грехов моих, наипаче – смертного греха – чревоугодия и внутреннего блуда, да и по причине немощи телесной. Накануне у майора Петрова пил чай сладкий крепкий и мадеру и дома поел немножко ухи и жаркого из рыбы. Чай особенно мне повредил, ибо я пил его до всенощной и после всенощной. В боках было крайнее бессилие, голос дребезжащий, нервы в упадке. После причастия оживился и укрепился душой и телом и проповедь говорил довольно хорошо, с некоторым дерзновением.
Ты всё негодуешь на домашних, особенно на Анну К., за неделание, но сам ты достаточно ли предан внутреннему деланию, которое важнее наружного, исправляешь ли сердце свое, отсекаешь ли с твердостию страсти свои: гордость, злобу, гнев, ненависть, блуд, чревоугодие, любостяжание, леность, зависть, лукавство, ропот, своенравие, непослушание и пр.? Что касается неделания домашних, то они ответят за оное Богу, что туне жили и хлеб ели, да притом, может быть, неделание их есть кажущееся, может быть, они и делают без тебя, и если не внешне, то внутренно, может быть, скорбят некоторые или, может быть, за тебя молятся – во всяком случае за них заплатит тебе Сам Бог, ибо они сироты. Итак, ты совершай внутреннее делание: люби, невзирая ни на какие плотские предлоги, снисходи, терпи, благотвори, а их Богу предоставь, Он их научит.
Благодарю Господа, что сегодня экзамен сошел хорошо у учеников шестого класса. А я боялся, что срежутся некоторые. Как-то мы будем отвечать на всемирном испытании, где Испытующим будет Сам Бог! Боже мой! Боже мой! Как ужасен будет Суд Твой – все вострепещут, всякий человек. Блажен, кто тщательно уготовляет на суд дела свои!
И жене дай потрудится для ее спасения и ответа на суде Божием – пусть воспитывает, не балуя, детей сестры своей с помощью ее. За это дастся ей награда.
Мы не считаем и грехом чревоугодие и лакомство, пресыщения ежедневного и пиянства – до того привыкли ко греху [и другим грехам], а ведь это тяжкие грехи, равняющиеся идолопоклонству и крайне прогневляющие Господа, отродившего нас к жизни нетленной, духовной, небесной и имеющего упразднить чрево и брашна! Благословен Бог, породивший нас в упование живо, нетленно – воскресением Иисуса Христа от мертвых.
Все грехи от повторения их усиливаются, как от противодействия и неисполнения их ослабевают и уничтожаются, потому немедленно нужно отсекать их, чтоб не усилились, не укоренились, не окрепли и не погубили нашей души.
Все необыкновенные и быстрые переходы к сильным страстям, все необыкновенные, поразительные, ужасные явления в мире нравственном происходят при участии духов злобы по причине кроющихся в нас страстей. Многие видят это, дивятся и недоумевают, отчего, например, такой-то человек вдруг сделался пьяницеи, вором, блудником, отчего сделался самоубийцей.
Больше ешь-пьешь – больше гною себе наживаешь и ушам вредишь.
Лимонная кислота в значительном количестве для меня вредна – расслабевают нервы, трясутся члены, золотуха усиливается, течь из уха, болезненная раздражительность в теле, слабый, прерывающийся голос. То же и от постной пищи, особенно от постного масла. Уксус тоже вреден, горчица тоже. Нужна пища скоромная, добросочная.
12 июня
Благодарю Господа, принявшего мое покаяние в дьявольской злобе, отъявшего от сердца моего тесноту и скорбь, исторгнувшего жало змиино из сердца моего страстного и даровавшего мне мир, свободу и благое [сие] и легкое бремя во время совершения литургии, и сподобившего причаститься святых, божественных и животворящих Таин к отъятию греховной смерти и к Божественному оживотворению и обновлению.
Благодарю Господа за новое чудо Его милосердия и щедрот и за чудо всемогущества Его, за избавление от новой дьявольской злобы, когда я, после литургии пришедши домой, зашел в свой садик, в котором была няня с малюткой одногодком Лизой и, поздоровавшись с ним, попросил ее ручки, в которую она взяла земли и бросила мне; я же вообразил в ней зло и огорчился на нее, а пришедши домой, рассердился на жену из-за сестры, что никогда она не просила у меня позволения жить у нас в доме. О, как жестоко посмеялся надо мною враг и теперь, после нового обновления моего животворящими Тайнами! Как уязвил меня, с каким торжеством вошел в сердце мое! А нужно было идти служить молебен на судно к Дипперу; взмолился, вспокаялся, познал свое безумие, свое заблуждение, свое глупое самолюбие, свою нелепую претензию – и дома молился, припадая на коленах пред Богом, и по дороге к Дипперу, и в квартире его, и идучи от него на судно – бот, и уже пред самым судном Господь отъял проказу мою, исцелил язву сердечную, отъял бесчестие и срамоту с лица моего! Дал я слово бодрствовать над своими помыслами и над своим сердцем и никогда ни из-за каких предлогов не сердиться ни на кого и не исполнять воли врага – диавола. Да поможет Господь исполнить всецело обет сердца моего! Да дарует мне Господь быть агнцем незлобивым и быть ко всем ласковым.
Употребил вечером на ночь часов в одиннадцать жаркое из рыбы, уху, стакан молока впоследствии, и ночью была бессонница, сильная эрекция, болезненность – от излишества. Не надо было ничего есть. О, жадность! О, бессмысленная жизнь! Грешная!
13 июня
Среда. Вторая неделя Петрова поста. Господи! Благодарю Тебя от всего сердца, яко и ныне удостоил еси меня всепрощения, очищения, обновления, мира, дерзновения и свободы по причащении Божественных животворящих и страшных пренебесных Твоих Таин и не посрамил еси меня от чаяния милости Твоея. Благодарю Тебя, яко беззакония мои доселе не препобедили благости, святыни и правды и долготерпения Твоего. Сладко мне было по причащении Божественных Таин, легкий, животворный огнь ощутил я в душе по причащении животворящих Таин! Слава чудесам благости, снисхождения, всемогущества, премудрости и неизменяемости советов Твоих о нас, Господи!
Хлеб черный с коровьим маслом и стакан баварского пива – великолепное дело и для груди, для голоса весьма полезное. 14 июня.
Проклинаю невоздержание, оно усиливает плоть и страсти, душу делает бессильною для борьбы с вражьими прилогами, мутит духовное око, во сне оскверняет призраками нечистыми и производит истечения. Вчера с отцом Александром Перовым пили вино и пиво по случаю окончания экзаменов. За обедом ел скоромное (согрешил), вечером рыбу и немного черного хлеба с маслом. Сластолюбивая жизнь моя! Согрешил пред Господом! Тело от истечений слабеет, значит, сластопитание приводит к слабости, а пост укрепляет и душу и тело.
15-го июня
Благодарю Господа, сподобившего меня совершить благопоспешно и легко утреню, молебен на военном судне, мониторе «Стрелец», и литургию и причаститься неосужденно святых, пречистых, животворящих и страшных Таин Тела и Крови Его во оживление меня, умерщвленного грехами, во очищение, освящение, умирение, здравие и спасение; благодарю Господа за благопоспешное совершение Таинства Крещения в доме Якова Алекс. Мурашова у солдата, бессрочно отпущенного, так что восприемник Эдуард Борисович Родде пленен был благодатными молитвами, читаемыми при заклинании и крещении.
Благодарю Господа за неожиданный дар Его милосердия и щедрот, посланный сегодня для бедных в количестве ста пятидесяти пяти рублей от Алексея Васильевича Ложкина, бывшего здесь [...].
16-го июня.
Благодарю Господа за неизреченную милость – за облагодатствование во время служения утрени и литургии, за благопоспешество в служении и за неосужденное, дерзну так сказать, причащение Божественных святых, животворящих, бессмертных, небесных Таин во очищение, освящение, утверждение, умирение души и тела моего. Господи! Соблюди меня во святыне Твоей, отыми от боку моего поползновение ко греху, препояши чресла мои, да не расслабеют на грех и беззаконие, да буду я всегда подобен человекам, чающим Господа своего, когда придет с брака и постучит, чтобы тотчас отворить ему [Лк. 12, 36]. Господи! Начатое дело благотворительности даруй мне бодро продолжить и совершить. Попечительство о бедных открыть и в действие привести. Господи! Плод сторичный да принесет он.
От похоти к похоти переход недалек: например, от винопития к блудным помыслам, воззрению, похотению, от курения табаку также к блудному движению: самое курение – блужение, ибо есть извращение цели уст и вкушения. Питает ли курение? – Нет. Не возбуждает ли насильственно, не возжигает ли, не воспламеняет ли похотение? Не есть ли только жало в плоть? Греховное жало? Ей!
Вчера вечером, 16 июня, напился пива, сладкого чаю, наелся селедки, а ночью – сильнейшее напряжение тайного уда и блудные видения преследовали меня: только благодаря силе креста и полубодренному-полусонному состоянию, намеренно поддержанному, я не осквернился блудным излиянием. Но как я сластолюбив, чревоугодлив и нерассудителен! Наелся, напился постного, хотя одуряющего напитка, и воображаю, что не нарушил поста! Нарушил – более, чем если бы поел молока и хлеба со скоромным маслом, сливок, хотя, конечно, и скоромной пищи без нужды не должно касаться! Господи! Прости мои великие согрешения!
Знаю, что сердце мое и плоть моя блудные и скверные, богопротивные, и не радею о воздержании, предаваясь невоздержанию! О, леность к благочестию! О, нерадение!
Благодарю Господа, не отринувшего вчера во время всенощной покаяния моего и даровавшего мне мирную и восторженную молитву умиления со слезами, хотя и немногими; благодарю за дар умиления и слез на вечернем стоянии при чтении канона и акафиста Господу, акафиста Божией Матери и Ангелу Хранителю. Присвоиться Тебе всецело даруй мне, Господи! Присвоиться Владычице Богородице, святым Ангелам и всем небесным силам, Предтече, пророкам, апостолам, иерархам, мученикам, преподобным, бессребреникам, столпникам, Христа ради юродивым и всем святым. 17 июня.
Благодарю Господа, пособствовавшего мне всю седмицу в совершении Божественных служб, просвещавшего и услаждавшего меня Божественными чтениями, песнопениями, молитвами! Благодарю Радость мою, Господа славы, яко не по беззакониям моим сотворил мне, ниже по грехом моим воздаде мне, но сотворившего со мною по милости Своей.
Прославляю веру христианскую Православную, чрез которую бесчисленные блага подал и подает мне непрестанно Христос Бог наш, очищая грехи мои, укрощая страсти, обновляя меня, обетшавшего и ветшающего грехами, чрез покаяние и Божественное причащение святых животворящих Таин, освящая, умиротворяя, веселя дух мой, просвещая и утверждая меня в добре, даруя мне небесное упование, дерзновение и славу. Благодарю Господа, благодарю Пресвятую Деву Богородицу Марию за неизреченные ко мне милости! Сколько раз едино воззрение ко Господу и к Пресвятой Богородице с внутреннею молитвою краткою спасало меня от коварства, смятения, тесноты, адского огня страстей и бесплотных врагов моих! Как благопоспешна была устная молитва моя в храме как иерея! Воззрю ко Господу и Божией Матери – и рассыплются враги мои!
Благодарю Господа, яко и еще сподобил меня, многострастного, причаститься Божественных Таин и совершить Божественную и страшную литургию. Великую сладость душевную и телесную чувствовал во время обедни. Ночь спал дурно из-за пива и селедки.
Господь благословил меня ста двадцатью рублями в пользу бедных. Это на сирот моих. Он послал мне, ибо если я буду давать бедным деньги, присланные мне, то мои деньги останутся мне в пользу домашних. Славлю Промысл Божий, неусыпно пекущийся о нас. Чего же я, пузырь, а не человек, надуваюсь по бессловесному навыку на сестру Анну вдовицу и озлобляюсь на нее, злопамятствуя о ее неприязненных, временных правда, отношениях ее ко мне, причиною которых был я же сам! Чего на себя не гневаюсь, не озлобляюсь? Чего на бесов злобы не гневаюсь, как первых виновников всякого зла? Или оттого, что своя рубашка ближе к телу, а те умеют прятать свои хвосты? Ах они, бесы блудные, злобные, завистливые, гордые, хульные, нечистые, лукавые, отчаянные, наглые, насильники, клеветники безобразные! Отрицаюсь их и всей их гордыни, нечистоты, злобы! Сочетоваюсь Христу моему и всякому делу благому: смирению, кротости, незлобию, чистоте, воздержанию, нестяжанию, состраданию и пр.
Господи! Насади во мне смирение и незлобие с воздержанием, ибо ради недостатка сих добродетелей я жестоко страдаю. Даждь мне искренно считать себя ниже и хуже всех и быть, по силе, слугою всех.
Кто питает в сердце неприязнь и ненависть к ближнему, тот не видит безобразия души своей, которую действительно нужно ненавидеть за ее страсти, ибо за что ближнего ненавидим, то в нас сугубо113 обретается, как сказал и Господь: Что же видиши, ненавистник, сучец, иже во оце брата твоего, бревна же... во оце твоем, не чуеши? [Мф. 7, 3]. Надо покрывать любовию прегрешения ближнего, как бы не замечая их, и любить его ради Господа и общего Владыки, возлюбившего нас, хотя мы и грешны, и как члена Христова и сочлена нашего.
Благодарю Господа, избавившего меня от диавольской злобы чрез вечерние молитвы. Господи! Научи меня непрестанно бодрствовать над собою.
21 июня
Где явилась крайняя немощь, страдание, бесчестие по человечеству нашего Господа грех ради наших, то есть на кресте, там же, на кресте, явилась, открылась и сила Его и наша (ибо Он за нас всё совершил), наше исцеление и наша отрада и блаженство, наша слава. Слава кресту Твоему! Слава истощанию Твоему вольному, Христе!
Благодарю Господа за утешение, дарованное мне по Его внушению сестрою моею Анною Константиновною и женою моею при прощании ее со мною, когда я отправлялся в Питер погостить у Ветвеницких; пред этим была сильная борьба, особенно в Инженерном саду.
В бытность мою в Загородной больнице, владыка митрополит освящал летнее помещение приюта для бедных детей Человеколюбивого общества, выстроенное купцом петербургским Ильею Федуловичем Громовым; потом он был на обеде у него.
Дом душевнобольных, учрежденный Его Императорским Величеством государем наследником цесаревичем Александром Александровичем 1870 – 1871. Душевнобольные разделены на буйных и спокойных (и я бываю буйный по глубокой страсти), на опрятных и неопрятных. Есть странные комбинации у некоторых: один представляет себя двоюродным братом шаха персидского и по родословной таблице докажет вам это так же, как что дважды два четыре; другой воображает, что он Господь Саваоф и что ему, то есть душевнобольному, должны все поклоняться, а так как комары и мухи не церемонятся с ним и, садясь на его лицо, лоб, шею, руки, беспокоят его, то и он с ними не церемонится и, если не успеет их убить рукою, зачастую пускает в их догонку стулом или кружкой; третий воображает себя Иисусом Христом во время сокровенного пребывания Его между людьми и представляет себе, что он скоро будет креститься в Иордане и потом явится миру как Искупитель людей. Четвертый воображает себя Духом Святым; иной позволяет себе есть необычайно много, так что если бы ему подавать, он не перестал бы есть дотоле, пока не заболит живот. Всех больных помещается сто тридцать. На устройство больницы пожертвовал наследник 70 тысяч рублей и ежегодно жертвует 20 тысяч. Прекрасный пример для русских надежды народа русского. И пример этот не остался без добрых последствий. Один московский купец пожертвовал 20 тысяч на устройство еще одного деревянного большего здания для помещения душевнобольных, так как прежде устроенных зданий, числом десять, оказывается мало. Кроме того, санкт-петербургский купец Иван Феодулович Громов – постоянный жертвователь этой больницы и член комиссии для попечения об этом благотворительном учреждении; он же неподалеку от этого заведения (в версте) у Парголовской дороги выстроил несколько домов на земле удельного ведомства для летнего помещения бедных детей приюта Императорского человеколюбивого общества. Оно было освящено 19-го сего июня его Высокопреосвященством митрополитом Санкт-Петербургским. Возвращаясь мыслию к душевнобольным, кстати замечу мимоходом, что душевнобольных, или сумасшедших, с каждым годом становится больше и больше. Это видно как из ежегодного умножения в двойной и тройной пропорции умалишенных в столице и из потребности новых и новых помещений для них, так и из того факта, рассказанного одним воронежским губернатором, князем Г., что когда он приехал в Воронеж на должность, то в тамошней градской больнице было только пятьдесят умопомешанных, а когда уезжал оттуда чрез шесть или семь лет, в ней было уже двести пятьдесят; итак, везде увеличивается число их. Жалко! Ибо что дороже всего на свете, как здравый ум в здравом теле! Благодаренье и спасибо от всякого доброго, сострадательного человека благодетелям и друзьям страждущих своих собратий! Но дай Бог, чтобы наши сумасшедшие не увеличивались, а уменьшались, а для этого побольше надо нормальности в воспитании, в жизни, в обычаях, привычках. Само собою разумеется, что человек сходит с ума, как вагоны с рельсов, не от правильного и спокойного течения духовной жизни или умственных работ, а напротив. Надо вовремя предупреждать подобные несчастия. А у нас в Кронштадте есть ли умопомешанные? Дай Бог, чтобы их не было, чтобы был у всех здравый ум в здравом теле. Но нам тоже крайне необходимо одно благотворительное учреждение. Это дом для бедных и церковное общественное Попечительство о бедных как для доставления им необходимых потребностей житейских, так особенно для здоровых из них труда. Это не менее благодетельно было бы для них, как и дом душевнобольных, даже гораздо более, ибо в доме для умопомешанных находятся люди, большею частию потерянные для себя и для общества, а здесь еще не совсем потерявшиеся и могущие доставлять пользу себе и обществу и ожидающие только участия, помощи и благодетельного толчка от своих достаточных и влиятельных собратий. Предупредить или прекратить разврат, пьянство, окончательное обленение, нужду тяжкую, болезни, преждевременную смерть, сделать их полезными членами общества – это наше дело и всех общественников. Я опять приглашаю принять участие в открывающемся попечительстве. Оно скоро будет открыто; надо нам избрать только по предложению епархиального начальства председателя. Но так как собрание членов по летнему времени, когда столь многие разъехались по дачам или заняты самым горячим делом, очень затруднительно, то я предлагаю звание председателя частным образом при встречах некоторым купцам, известным мне по сочувствию их делу благотворительности, и некоторые из них отказались, но купец Иван Федорович Осетров не отказался принять на себя звание председателя, если члены будут не против него, а я знаю, что многие желают, чтобы он принял на себя звание председателя. Об этом я и заявляю печатно, и если кто против него и не за него, тот пусть благоволит указать другого, готового и более ревностного к благому делу. Имею честь при сем просить всех [почетных] членов, коих я пригласил год назад быть членами братства, пребыть таковыми неизменно, а кто не доставил условленной суммы для раздачи бедным, тот пусть благоволит таковую доставить. По утверждении Церковного попечительства высшим начальством, объявлено будет о том в «Кронштадтском Вестнике», и затем вскоре оно будет открыто после должного молебствия в собрании членов. При сем заявляю, что лепты, собиравшиеся мною с некоторых прихожан, были немедленно раздаваемы до копейки бедным, и при малочисленности пожертвовании в остатке не оставалось ничего. Священник Иоанн Сергиев.
28 июня.
Во время всенощной мне пришла мысль с особенною силою убеждения в ее истине, что душа, созданная по образу Божию, дает такую красоту телу, что на нее должно обращать постоянно преимущественное внимание, а не на красоту тела, которое тленно, что надо удивляться неизреченной красоте Бога и Господа, виновника всякой красоты в тварях, и, чтобы быть нам истинно и вечно, а не временно только прекрасными, мы должны стремиться непрестанно к соединению с Ним исполнением Его совершеннейшей воли.
Отец Алексей Цветков и Авдотья Алексеевна, его матушка, сильно обличили меня в несоблюдении поста и крепко напали на меня; отец Алексей назвал меня нигилистом; он и мать сказали, что я дурной пример подаю прихожанам, что я от несоблюдения поста болею ушами. Достойно и праведно я изобличен, приемлю это [властное] обличение как от Тебя Самого, Господи: я достоин того. Помилуй!
Всеми врачами и вообще людьми наблюдательными и опытными признано, что удивительно, как мало человеку нужно пищи и питья для поддержания жизни и сил, сказал отец Алексей. И я то же думал, ибо испытал сам. Оттого и болим, что в пост скоромное ядим, сказал отец Алексей.
Преосвященный митрополит Санкт-Петербургский Исидор раздает ежедневно милостыни до тридцати рублей (отец Константин Иванович Ветвеницкий); ежедневно очень много занимается делами и дорожит каждой минутой (отец Алексей Иванович Щипунов). Благодарю Господа, вразумившего меня о владыке моем.
Федор Васильевич вчера прекрасно дал мне понять, что за государя и царский дом мы должны особенно усердно молиться потому, что на него возложено такое бремя, неудобоносимое для обыкновенного человека без особой помощи Божией, что он подвергается множеству искушении всякого рода, например роскошью увеселений мирских, лести, пронырства, хитрости, зависти, недоброжелательства и пр., что жизнь его подвергается нередко опасности от множества врагов. Итак, по любви к нему, как нашей главе и нашему повелителю во благое, мы должны за него усердно всегда молиться, и особенно потому, что слово Божие повелевает нам молиться за царя и за всех, кои во власти, да тихое и безмолвное житие поживем [1Тим. 2, 2].
При употреблении постной пищи нет тех подстреканий ко греху со стороны плоти нашей, которые мы столь сильно чувствуем, употребляя скоромную пищу. Благо пост. И сон легче в пост. Испытано. Итак, согрешил я тяжко пред Богом, что употреблял молоко, сливки, масло коровье в пост, якобы для здоровья, а в самом деле по прихоти.
Раздери завесу в сердце своем, говоря с ближним, и говори совершенно искренно, как с собою. (Феодор Васильевич.)
Как иерей, раб столь благого Владыки, каков Господь Иисус Христос, [может] быть злым к кому бы то ни было, как может враждовать, ненавидеть, завидовать, лихоимствовать и пр.? Или он забывает, что он раб своего благого Владыки? А наказания внутренние разве не напоминают о том часто? О, злоба! О, нерадение! А скольких недостатков полон сам! И я, ничтожный червяк, нечистый, растленный, слабый, осмеливаюсь ненавидеть, презирать созданного по образу Божию, подобного мне по всему брата, соискупленника Христова? Ничего не делает, даром мой хлеб ест такой-то или такая- то? Не он и не она, а ты, ты чужд духовного делания и на себя обрати злобу и презрение, а не на ближнего, ты крайне обнищал духовно и не видишь этого; ты исполнен всяких грехов – и поднимаешь бровь против ближнего? Ближний, если терпит твою гордость, злобу, надутость, грубость, ругательство, угрозы, он без дела много делает в очах Господа, взирающего и на внутреннее, а не на внешнее только делание.
Вследствие вчерашнего пьянства и пресыщения (23 июня) у Карпова на даче по случаю похорон его отца, я с вечера чувствовал себя в значительном жару, а ночью, при открытой трубе, несколько простудился. Вследствие вчерашнего невоздержания и легкой простуды я служил с крайнею немощью и без дерзновения, препинался, но причастился со дерзновением. После обедни спал; после сна крайне был зол, терпел в себе.
Я, окаянный, сделался виновником нынешней бури из-за скоромного пирога, сделанного вопреки моему желанию, чтоб он был постный (фарисей, лицемер). Не выше ли поста мир и любовь? Отчего я не поел, как бы не зная, скоромного пирога, чтобы сохранить любовь и мир? Оттого, что у меня уже ранее в сердце было негодование и вражда на жену и свояченицу, что они не ходят в церковь, не соблюдают никаких постов, живут большею частию праздно, бросив всякое дело; Анна Константиновна читает только романы и, будучи вдовой молодой, умеет только есть сладко, спать долго, читать романы, о всех судить-рядить, всех бранить, кто только ей почему-либо не нравится, ставить всё на своем и старших не слушать. Итак, у меня уже раньше сжималось сердце, глядя на беспорядки, праздность и леность домашних, и хотело высказаться, и только искал я случая к тому. Случай этот представился, случай плотской, и я разразился гневом и негодованием, и сказал я жене и свояченице, что они живут без дела, без богослужения, без Таинств, а когда свояченица сказала, что тому, кто насказал мне об них невыгодно, она желает скорее подавиться, – я не мог более терпеть и встал из-за стола, только что начав обед, и ушел из дому, ибо крайне горько мне показалось такое выражение о сослуживце моем, да верно и обо мне. Виновен я, Господи, виновен, что не обуздал я своего рвения из-за вещи безразличной и дал волю смущению и самолюбивому движению гнева и зависти, ибо сам позавидовал сладкому скоромному их обеду и скоромному пирогу. Посему молю Господа, вразумив и наказав всех нас, просветить, примирить и помиловать нас и не допустить жить во вражде; свояченице же моей указать должность и место, да живет, как молодая и в силах и здравая женщина, трудами рук своих, ибо сие есть праведно.
Что руководило мною в сегодняшней ссоре с домашними? – Вражия зависть довольной, без всяких трудов жизни моей жены и свояченицы. Виню себя в этом. Но мне следовало бы отечески радоваться, что домашние без забот и труда сыты, одеты, довольны и спокойны, хотя они и со слабостями, и заносчивы, и пересудливы, и злоречивы, и зложелательны! И зло им, и добро им! Я должен быть и к ним милосерд по слову Господа моего Иисуса Христа: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд [Лк. 6, 36], ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных [Мф. 5, 45]; и если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым [Лк. 6, 32 – 35].
Как я верую доселе врагу, преобразующемуся в Ангела светла и подстрекающему меня ненавидеть свояченицу за праздность и леность? Разве враг желал когда добра кому-либо из людей? Не сильнейшим ли образом желает он всем зла и делает зло? Не прикрывается ли он благовидными предлогами, чтобы его козни не тотчас узнали? Не ищет ли он непрестанно поселить между членами семейства, товарищества, общества вражду и зависть? Истинно так. Итак, да не обидими будем от сатаны, не не разумеваем бо умышлений его [рус.: ибо нам не безызвестны его умыслы] [2Кор. 2, 11]. Господи! Соблюди нас имени ради Твоего святого!
Замечательно, что присутствие врага во мне после вчерашнего питья вина (хересу) на поминках богатого и немилосердого купца и после курения дома табаку оказалось во мне икотою мучительною пред самою Херувимскою песнею и потом до причастия Святых Таин, после чего прошла эта икота; нервы были в крайнем упадке, голос прерывался, дрожал, был слаб; после обедни сделался понос от простуды ночью (или вечером в саду). Неоднократно была у меня и прежде икота.
В чем должна выражаться любовь наша, как не в прощении обид, причиняемых нам ближними и в искренней молитве за них Богу, ибо все много согрешаем. Вот я сегодня помолился искренно сердцеведцу Богу о обидевших меня непослушанием и дерзкими ругательствами домашних, и Господь дал мне мир – о, если бы и им! А когда я одержим был духом негодования, вражды и мести, не было тогда мира в костех моих от лица грехов моих [Пс. 37, 4]. Господи! Утверди во мне расположение любви и мира и в отношении обидящих меня. Иначе чем я докажу веру мою в Тебя, послушание Тебе, любовь к Тебе? Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего [1Ин. 4, 20 – 21].
Отрекайся себя ежедневно, то есть сердца своего, когда оно хочет работать страстям, и воли своей греховной, то есть гнева, зависти, гордости, ненависти, блуда, корысти, чревоугодия, объядения и пиянства, своенравия, человекоутодия, лености и всего множества греховных дел, – и следуй во всем воле Божией.
Какое имею я право говорить сестре: убирайся завтра же отсюда? Разве я царь в доме? – Не Бог ли? Не Он ли определил ей до времени жить у меня? Придет время, и она выедет из дома. И к чему я враждую из-за бездействия ее и небрежности к богослужению? Она нарочито ничего не будет делать назло мне, если захочет. Силою не заставишь любить Божию службу, если нет к ней расположения. Священнодействуй Богу ежедневно жертву домашней любви и мира – вот и богослужение, ибо дела любви суть истинное служение Богу. Что если любовию своею между собою жена и сестра ее прежде тебя угодят Богу? Предоставь Господу судить и жену и свояченицу, а сам строго суди себя, ибо за себя дашь ответ Богу, а они за себя, ибо в совершенном разуме, не младенцы несмышленые.
Диавол подточил в сердце, заронил искру вражды и пошел царить. Но да приидет, Господи, Царствие Твое, Царствие правды, любви и мира. Хочу. Помни, что с каждым актом насилия совести своей, она делается слабее, эластичнее, уступчивее. Береги ее, твердо храни уставы Господни, наипаче любовь взаимную, от которой зависит и любовь к Богу, ибо без любви к ближнему нельзя любить Бога. Господи! Ты приклони сердце мое к истинной и нелицемерной любви, Ты разруши в сердце моем и домашних вражду. Вижу теперь ясно, что диавол клевещет мне на свояченицу, что она ничего не делает дома и в церковь не ходит, и для того подстрекал меня гневаться на нее за то, чтобы произвесть в нас обоюдную вражду, неприязнь, ссору. Отныне, по милости Божией, не буду слушать его внушений лукавых. Отрицаюся тебя, сатана всезлобный. Сочетоваюсь Тебе, всеблагий Христе Боже! Приими меня и жену мою и сестру мою. Тебе, Христу Богу нашему, предаемся. Аминь. Да ведаю еще, что чрез невоздержание в пище и питье происходит злоба бесовская; невоздержание – дверь ко всем страстям, а воздержание и пост – узда всех страстей. Не сохранил я поста – и широко распахнул дверь врагу: он вошел и командует во мне много. Христе, к Тебе паки обращаюсь: согрешил я, помилуй меня. Даждь нам всем разум Твой и страх Твой и каждому свое дело.
Нынешнюю ночь не спал из-за томления вражия души моей и ради вчерашнего сна.
Как это я каждый день работаю врагу, или страстям, и не служу усердно Господу моему? Что за лукавство вражие? Да работаю усердно Господу, ибо время близко, близок конец всему, а там – или вечная награда, или вечное наказание. На поминки не надо ходить, особенно к богатым, – там пьянство, и грехи их ложатся на нас крайнею тяготою. Крайне противно Господу, что мы пируем на могиле жестокосердых богачей.
Я, один я виноват во вчерашней ссоре, и из-за чего? Из-за куска, что он был скоромный, а не постный. Я негодяй, злодей – домашние не виноваты, я напрасно их смутил. Боже, помилуй мя. 25 июня. Утро. А то виноват сам, а на других дуюсь, сержусь, будто они все виноваты. Вот лукавство греха – винить во всем других, а не себя! Горе нам, грешным!
Прещением отца Алексея Цветкова касательно постов и непослушанием домашних в этом отношении я поставлен между Сциллой и Харибдой114 – тесно отовсюду, потому согрешил, нарушив и любовь. Господь Сам да покорит мне домашних моих и да научит их единению и в пище, как Святая Церковь повелевает, или да разлучит непокоряющихся, да не будет соблазна и смущения.
И мне дан престол в Церкви – да буду его достоин, прежде всего управляю собою, страстями своими.
Из-за хлеба ссора – из-за хлеба и мир. Так было по благодати Божией со мною ныне и с домашними моими. Благодарю Господа.
Благодарю Господа, удостоившего меня совершить литургию и причаститься ко оживлению души и тела Божественных Таин; голос был слаб от избытка чаю и от сладкого с малиновым вареньем пирога. Анна Константиновна благородно поступила со мною, равно и жена, скоро помирившись со мною. Утверди, Господи, между нами мир.
Сколь легко и благо было моему сердцу, когда я постился и не употреблял вина и водки, а ел овсянку и холодное из рыбы! Но как тяжело стало, когда я выпил вина и водки и поел сардинок у Николая Михайловича Семенова после всенощной в доме его! Урок! Дебело и блудно стало сердце мое, и ночь неспокойно спал. Говорят: в Петров пост можно не поститься, а я скажу – напротив, надо поститься особенно в летний пост, ибо летом тело наше требует менее пищи, и пищи самой легкой. Я ел-пил, не имея настоятельной потребности. Как мало нужно для меня и как я жаден, окаянный, когда ем и пью часто без потребности! Пост в существе нашей природы!
Если трудолюбцев и угодников своих хочешь питать, одевать, довольствовать помещением, какая тебе за то благодарность и что ты особенного делаешь? И язычники то же делают, ибо и они трудолюбивых и усердно услуживающих им любят, уважают и награждают. А ты питай, одевай и довольствуй жилищем праздных и ленивых, но бедных и своих, и если не послушают тебя, когда просишь их трудиться, оставь их и молись за них Богу. Он просветит, обличит и наставит их сам на путь спасения, а сам оставайся покоен, ибо тебе воздаяние будет Бог. Блажен будеши, яко не имущ ти что воздати [Лк. 14, 14], хотя бы даже трудом и услугою.
27 июня.
Благодарю Господа, возвеселившего меня сегодня в дому молитвы Своея в непреткновенном служении и причащении Божественных, святых, животворящих и страшных Его Таин, ибо воскресил меня Господь от духовной смерти и из мертвых живого соделал меня, умирил, оживил животворным огнем, распространил сердце, прежде стесненное грехами, даровал сладкие слезы умиления, возвышенные помыслы и чувства. Но, о, окаянства моего! От такого блаженства, от толикой святости я ниспал в глубину зла по собственной вине моей и по непослушанию и грубости моих домашних – жены и свояченицы-вдовы. Ибо согрешил я, возревновал, видя непрестанную, у места и совсем не у места возню жены моей и забаву ее с детьми сестры, младенцами, и совершенное неделание относительно моих поделий домашних (так что всё должен был отдавать на сторону), и в этом рвении силою понудил я жену мою пришить мне пуговки к рукавам рубашки, которая была на мне. Взволновались и озлились они обе против меня и начали говорить мне укорные и обидные речи, а я защищаться стал и также показывать на вид их беспорядки и дурные качества. И долго была свара: та и другая сторона хотела восставить на вид больше черных сторон, уступки не было: и жена, и сестра были крайне озлоблены против меня, и ни одна из них ни одним словом не утешила меня ни малейшею уступкою, напротив, молодая вдовица хотела, чтобы я уступил ей, сделав добрый начин; а это значило, что я должен им во всем потворствовать и сознаться, что мои требования услуг с их стороны были несправедливы. Господи! Пред Тобою я весь – вот, я приял в числе праведных и крайне несправедливые укоризны! За праведные приношу Тебе благодарение, а от неправых укоризн избавь меня, Господи! Доколе, Господи, будут вызывать иерея Твоего на брань и поносить в лице помазанника Твоего, совершителя премирной, бескровной Жертвы Твоей? Доколе будут они купно врагами имени Твоего? Се, Господи, правду сказал я им, и они не хотели покориться и, как змеи, зашипели против меня. Смири их, Господи, вразуми их, Господи, обуздай их, Господи, исполни лица их бесчестия, страха и ужаса о содеянном ими, разори совет их и неправедные намерения их испровергни, да не глаголют в высоту всякое дерзкое слово – яко и без труда буду всегда царицей, соберу на содержание свое от всех церквей. А мне прости, Господи, обычным Твоим милосердием прегрешения мои, имже несть числа, и настоящего дня злобу мою прости, и злобу домашних моих, егда державно вразумиши их, но да никогдаже похвалятся непослушанием, грубостию своею и клеветами своими, ибо язык их – острый меч и жало змиино, когда начнут они [поносить] людей и нас, помазанных Твоих: подавиться бы ему, сказала о отце Матфее свояченица моя, – за что же? За то, что будто бы он наустил меня обличать их. Обличаю себя нещадно, что я по страсти, а не добра ради понудил жену мою сделать немедленно угодное мне и тем раздражил ее и сестру ее. Ибо я мог легко обойтись без починки на сей раз, когда она была занята детьми, которых ревниво любит. Я озлобился на них за кажущиеся мне беспорядки, стеснил их свободу, затронул чувства их естественной привязанности к детям – и вышла буря. Но премени и соедини паки сердца наши, Господи, да не похвалится о нас прочее сатана, да освятится в нас паки имя Твое, да приидет паки Царствие Твое, да будет воля Твоя, но не наша и вражия. Обаче115 смири и покори, Господи, непокорных.
Сам я, окаянный, напросился, так сказать, на ругательства, на язвы, то есть душевные, на беды адовы и насколько утешился утром от Господа в причащении Святых Таин, насколько освятился, умиротворился, настолько от врага к вечеру опечален, смущен, осквернен! Оле окаянства!
Если сам себя не обидишь, никто тебя не обидит. Мы сами себя обижаем, многострастные.
Смеяться надо всем нашим глупостям, или глупым страстям, а не ссориться из-за пустяков.
Благодарю Господа, удостоившего меня сегодня со дерзновением, свободно, громогласно и благогласно совершить литургию и причаститься Божественных Таин со дерзновением и паче оживотвориться ими.
Жестоко, жестоко поруган я был вчера домашними моими и сам поругался им, и напало на меня смятение, тоска, теснота, срамота и бесчестие. Пришел я в храм, припал в сокрушении сердца к престолу Божию, умилился, проплакал, и о! всемилостивый и всещедрый Господи! Ты помиловал меня, Ты отъял бесчестие и тесноту. И я пошел давать молитву родильнице быстро и весело, прочитал добре, и пошел беседовать с добрыми, благочестивыми женами Екатериной и Параскевой, а потом с Леопардовым! И как говорил! Чудно!
От постной пищи нервы падают, болеют, руки трясутся, сам раздражаюсь, весь болею. Надо есть скоромную пищу, как больному или немощному. (Да и страсти действуют не меньше.)
Не скрывал я, братия, даров Божиих в сокровищницах тленных, но старался делиться по силе своей с бедными собратиями, не забывая, конечно, довольствовать и домашних и своих бедных родственников. Но семейство мое не приучено мною к роскоши, никому я не делаю подарков дорогих, чтобы тщеславиться ими пред людьми или лежать им без всякого употребления в шкафах и комодах, зная, что есть у моих ближних насущные, вопиющие потребности, требующие постоянного удовлетворения. Правда, иногда и обманывали меня просители милостыни, но это случалось нечасто; я с рассмотрением подавал милостыню, и простите мне, если я признаюсь, что иногда неотвязчивой нищете, а может быть и лукавой, подавал с огорчением, а иногда и резко бранивал, потому что ежедневно иметь дело со многими нищими, иногда молодыми и здоровыми, а иногда и не совсем благонадежными, было досадно, – ведь я человек, и человек самый грешный, но я не хотел часто и недостойного лишить малого подаяния, чтобы не оскорбить его или чтобы кажущегося только недостойным не лишить милостыни несправедливо, ибо все мы, господа, близоруки в суждении о ближних: себя не судим, а других – охотно и легко.
29 июня
Благодарю Господа, проведшего благополучно беду мою от неблагоразумного употребления с вечера морошки, а потом килек, лососины, пива и чаю, и последовавшего оттоле расстройства желудка; я думал, что упаду от слабости или стошнит меня, но прошло всё благополучно милостию Божиею, и я причастился на оживление и дерзновение животворящих Таин. Слава милосердию Господа!
Все блага земные – мираж, обман и настолько разве стоят внимания, насколько они способствуют достижению благ вечных, небесных. Сегодня удовольствие – завтра или тотчас же горечь и разочарование; на минуту удовольствие – на час, на день скорбь; сегодня богат и знатен, завтра беден и ничтожен, или с одной стороны, со стороны тела, богат и знатен, со стороны души, для очей Божиих, беден и нищ; сегодня вельможа – завтра последний из людей, или едва удостоивают и имени человека, уподобляют скоту несмысленному и горче его. Вот каковы блага земли! Для чего же гоняться за ними до безумия, забывая вечные? (Оставить чтение мирских книг, взяться за духовные.)
* * *
Иустин философ († 166), мученик. Выдающийся апологет Древней Церкви.
Догматик «Всемирную славу ...», глас 1-й.
«Почести изменяют нравы» (лат.). Плутарх.
Еже (церк.-слав.) – что (местоимение), которое.
Сугубо (церк.-слав.) – вдвойне.
Сцилла и Харибда – в греческой мифологии два чудовища, жившие на прибрежных скалах узкого морского пролива и губившие всех проплывавших мимо мореходов. Выражение «между Сциллои и Харибдои» означает: находиться между грозящими с двух сторон опасностями.
Обаче (церк.-слав.) – однако, только, впрочем.