Аннотация Источник

Аннотация АВ

Главным и наиболее известным произведением прп. Иоанна Дамаскина является трилогия «Источник знания» (Πηγὴ γνώσεως), посвященная его сводному брату прп. Косме Маиумскому. Исследователи относят ее создание к первой половине VIII века, наиболее вероятно, к периоду между 730 и 743 годами. Сочинение «Философские главы» (или «Диалектика») является первой и вводной частью этого монументального труда.

Цель написания сочинения, по словам прп. Иоанна, «заключается в том, чтобы начать философией и вкратце предначертать в этой книге по возможности всякого рода знания». Автор считал, что философия необходима для точного и ясного выражения христианских истин, а также для опровержения заблуждений. «Философские главы» – это фундаментальное пропедевтическое сочинение, которое систематизировало античную философию для христианских нужд, определило методологию и терминологию православного богословия, сделав его ясным, логичным и внутренне непротиворечивым.

Прп. Иоанн Дамаскин систематически излагает основы логики и метафизики, заимствованные преимущественно из античной философии, особенно из Аристотеля и неоплатонической традиции (главным образом через Порфирия). Это скорее свод наиболее важных и полезных для богословия философских концепций.

68 глав сочинения можно разделить на несколько частей:

- главы 1-8: введение;

- главы 9-14, 18-28: обсуждение 5-ти терминов, выделенных Порфирием из аристотелевских категорий «род», «различие», «вид», «свойство» и «акциденция»;

- главы 31-38, 46-62: обсуждение 10-ти категорий Аристотеля, которые являются способами постижения бытия (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание);

- главы 15-17, 29-30, 39-45, 63-68: различные вопросы, связанные с категориями.

Философские термины, которые истолковывает прп. Иоанн Дамаскин, имеют большое значение при изложении тринитарного и христологического учения Православной Церкви. Так, в сочинении подробно разбираются термины «природа» и «ипостась».

Трактат «Философские главы» заложил терминологическую и концептуальную базу для всей последующей православной догматики. Автор показал, как элементы античной философии могут быть использованы для служения христианской истине, не умаляя ее Божественного происхождения.

Труд прп. Иоанна Дамаскина стал своего рода энциклопедией для византийского богословия, а его метод использования философии в качестве инструмента для богословия оказал огромное влияние как на Востоке, так и на Западе, где он способствовал становлению схоластики.

* Название сочинения на греческом языке: Κεφάλαια Φιλοσοφικά.

* Название сочинения на латинском языке: Dialectica.

Глава VIII. Об определении

Определение есть краткая речь, выражающая природу подлежащего, т.е. речь, обозначающая эту природу немногими словами. Например, человек есть животное разумное, смертное, способное к разумению и постижению. Многие из людей составили о природе человека словеса широкие, т.е. протяженные и напыщенные, но так как они не отличаются краткостью, то поэтому они и не суть определения. С другой стороны, есть и краткие слова, как, например, изречения (αποφθεγματα), но так как ими не выражается природа вещи, то они не являются определениями. И имя, хотя оно часто выражает природу подлежащей веши, однако не есть определение, ибо имя есть одно слово (λεξις), определение же есть речь (λογος), а речь слагается, по крайней мере, из двух различных слов. [Термин есть имя объясненное, имя же есть термин в сжатом виде]. Определение составляется из рода и из образующих (συστατικον), т.е. существенных (ουσιωδων) разностей. Это можно видеть на определении животного: животное есть одушевленная субстанция, обладающая способностью восприятия. В этом определении субстанция есть род, а одушевленность и способность восприятия – образующие разности. Составляется (определение) из материи и формы. Например, статуя есть то, что делается из меди и изображает человека. Итак, медь есть материя а «изображает человека» – форма статуи. При этом материя соответствует роду, форма же – разности. Составляется определение также из изучаемого предмета и цели. Например, медицина есть искусство, имеющее своим предметом человеческие тела, а ставит своею целью здоровье. Здесь предмет медицины – человеческие тела, цель же – ее здоровье.

Описание же слагается из несущественных признаков, т.е. свойств и акциденций. Например; человек есть животное, способное смеяться, имеющее прямую походку и плоские ногти. Все это несущественные признаки. Поэтому описание и называется (по-гречески) (υπογραφη), так как оно дает как бы тень предмета и выражает не существенное бытие, но то, что ему сопутствует. Описательное определение смешано из существенных и несущественных признаков предмета. Например, человек есть животное разумное, имеющее прямую походку и плоские ногти.

Определение (по-гречески) называется (ορισμος) от метафоры с земельными границами. Как граница отделяет собственность каждого человека от собственности другого, так и определение отделяет природу каждой вещи от природы другой.

Достоинство определения заключается в том, чтобы не быть скудным и не изобиловать словами. Недостатком же его является скудость или избыток слов. Совершенным определением будет такое, которое допускает обращение с определяемым предметом, несовершенным – такое, которое не допускает обращения. Определение скудное словами не допускает обращения. Когда определение изобилует словами, то оно уже определяемой вещи: когда же оно скудно словами, то изобилует предметами. [Таким образом можно сказать, что природа изобрела удивительное приспособление: скудость изобилующую и богатство, скрывающее скудость]. Например, совершенным определением человека будет такое определение: человек есть животное разумное, смертное. Это определение допускает обращение, ибо всякое животное разумное, смертное есть человек и всякий человек есть животное разумное, смертное. Если же в этом определении опустить одно слово, то оно будет уже шире определяемого предмета, – например, человек есть разумное животное. В этом определении опущено одно слово, так как я не добавил: смертное. Поэтому оно изобилует предметами, ибо не один человек есть разумное животное, но и ангел, поэтому же оно не допускает обращения. Если же я скажу: человек есть животное разумное, смертное и ученое, то это определение тоже не допускает обращения, ибо оно изобилует словами, так как сказано: ученое. Поэтому оно уже определяемого предмета, ибо определяет не всякого человека, но только ученых. Действительно всякое животное разумное, смертное и ученое есть человек, но не всякий человек есть животное разумное, смертное и ученое, ибо не всякий человек – ученый.

Итак, совершенными будут те определения, которые допускают обращение с определяемым предметом. Но так как и свойство допускает обращение с тем предметом, которому оно принадлежит, – ибо если известное существо есть человек, то оно и способно смеяться, и если оно способно смеяться, то оно и человек, – поэтому мы должны, прибавляя к данному раньше определению, сказать, что совершенные определения суть те, которые составляются из рода и образующих разностей, в которых сказано не более и не менее, чем следует, и которые допускают обращение с определяемым. Равным образом (совершенными определениями) будут те, которые составляются из предмета и цели, а также из материи и формы. Иногда (совершенными являются) и такие определения, которые состоят из одного предмета, – именно, когда предмет не подлежит другому искусству, как например, стекло – стекольному искусству – и из одной цели, когда эта цель не может быть целью других искусств, как например, это имеет место в отношении кораблестроения. Из всего этого следует сделать вывод, что совершенство определения заключается в его способности к обращению.

Название «определение» (ορισμος) отличается от названия «термин» (ορος) тем, что первое уже, а второе шире. В самом деле «термин» (ορος) обозначает и земельную границу, и решение, например, когда говорим «ωρισεν βασιλευς» (царь решил). Точно также он означает то, на что разлагается посылка, как мы это, с Божьей помощью, узнаем потом. Обозначает оно и определение; определение же обозначает только краткую речь, выражающую природу подлежащей вещи.

Следует принять к сведению, что определение возможно только в отношении субстанции и ее видов. Что же касается индивида и акциденций, то в отношении их определение невозможно, а только описание, так как определение составляется из рода и образующих разностей, описание же – из несущественных признаков.


Источник: Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина : Пер. с греч. - Т. 1-. - Санкт-Петербург : Изд. Имп. С.-Петерб. духов. акад., 1913. / Т. 1. - 1913. - XXIV, 442 с. / Философские главы. 47-121 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle