Главным и наиболее известным произведением прп. Иоанна Дамаскина является трилогия «Источник знания» (Πηγὴ γνώσεως), посвященная его сводному брату прп. Косме Маиумскому. Исследователи относят ее создание к первой половине VIII века, наиболее вероятно, к периоду между 730 и 743 годами. Сочинение «Философские главы» (или «Диалектика») является первой и вводной частью этого монументального труда.
Цель написания сочинения, по словам прп. Иоанна, «заключается в том, чтобы начать философией и вкратце предначертать в этой книге по возможности всякого рода знания». Автор считал, что философия необходима для точного и ясного выражения христианских истин, а также для опровержения заблуждений. «Философские главы» – это фундаментальное пропедевтическое сочинение, которое систематизировало античную философию для христианских нужд, определило методологию и терминологию православного богословия, сделав его ясным, логичным и внутренне непротиворечивым.
Прп. Иоанн Дамаскин систематически излагает основы логики и метафизики, заимствованные преимущественно из античной философии, особенно из Аристотеля и неоплатонической традиции (главным образом через Порфирия). Это скорее свод наиболее важных и полезных для богословия философских концепций.
68 глав сочинения можно разделить на несколько частей:
- главы 1-8: введение;
- главы 9-14, 18-28: обсуждение 5-ти терминов, выделенных Порфирием из аристотелевских категорий «род», «различие», «вид», «свойство» и «акциденция»;
- главы 31-38, 46-62: обсуждение 10-ти категорий Аристотеля, которые являются способами постижения бытия (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание);
- главы 15-17, 29-30, 39-45, 63-68: различные вопросы, связанные с категориями.
Философские термины, которые истолковывает прп. Иоанн Дамаскин, имеют большое значение при изложении тринитарного и христологического учения Православной Церкви. Так, в сочинении подробно разбираются термины «природа» и «ипостась».
Трактат «Философские главы» заложил терминологическую и концептуальную базу для всей последующей православной догматики. Автор показал, как элементы античной философии могут быть использованы для служения христианской истине, не умаляя ее Божественного происхождения.
Труд прп. Иоанна Дамаскина стал своего рода энциклопедией для византийского богословия, а его метод использования философии в качестве инструмента для богословия оказал огромное влияние как на Востоке, так и на Западе, где он способствовал становлению схоластики.
* Название сочинения на греческом языке: Κεφάλαια Φιλοσοφικά.
* Название сочинения на латинском языке: Dialectica.
Глава LXI. О движении
Движение есть осуществление потенции как таковой. Так, медь потенциально есть статуя, ибо медь может принять вид статуи. Осуществление же, свойственное меди, которая потенциально есть статуя, состоит в отливании, формировании, полировании: все это движения. В каких категориях созерцается потенция, в таких же должно созерцаться и движение; а в каких категориях нет ничего потенциального, в тех же не должно быть и движения. Потенциальное созерцается в субстанции, в количестве, в качестве, в категории места. В субстанции – происхождение и разрушение; в количестве – увеличение и уменьшение; в качестве – изменение; в категории места – движение по кругу, называемое вращением, а также движение по прямой, называемое прямолинейным движением. Движение по прямой имеет шесть видов: вверх, вниз, вовнутрь, наружу, направо, налево. Таким образом, вместе с вращательным движением, существует семь видов местного движения. Все изменяется или само по себе, или в отношении чего-либо, находящегося в нем, или в отношении чего-либо, находящегося вокруг него. И если предмет изменяется сам по себе, то имеет место происхождение и разрушение; если в отношении чего-либо, находящегося в нем самом, то изменение происходит или в отношении количества – и тогда имеет место увеличение и уменьшение – или в отношении качества – и тогда имеет место изменение. Если же перемена происходит в отношении окружающего, то тогда возникает изменение в отношении места, ибо место не есть само двигающееся и не то, что находится в движущемся, но сопровождает движущееся и находится вокруг него.
Происхождение и разрушение различаются следующим образом. Происхождение есть переход из небытия в бытие, так как происходит то, чего прежде не было. Разрушение, наоборот, есть изменение из бытия в небытие. Что касается увеличения и уменьшения, то увеличение есть движение к большему, а уменьшение – движение к меньшему. При изменении опять имеют место противоположные страдательные состояния: теплота противоположна холоду, белому – черное- Таким образом, происхождению противоположно разрушение, увеличению -уменьшение, изменению – противоположное состояние и покой: так нагреванию противоположно охлаждение, а также покой, ибо когда нагреваемое тело достигнет предела нагревания и достигнет высшей степени теплоты, то оно покоится и перестает нагреваться. Равным образом и определенному местному изменению противоположно противное движение, с одной стороны, и покой, с другой: противное движение, например, движение вверх противополагается движению вниз; покой, если, например, при бросании камня вверх, камень не прежде начнет движение вниз, чем достигнет некоторого состояния покоя. Однако небесному движению нет движения противного, По-видимому, изменение (αλλοιωσις) связано со всеми другими родами движения В самом деле, и происходящее, и разрушающееся, и увеличивающееся, и уменьшающееся, и движущееся в отношении места, несомненно, изменяются. При физических движениях, хотя мы и находим соответствующее прочим движениям изменение, однако возможно изменение без другого рода движения, например, в отношении камня. Камень нагревается и охлаждается, но не увеличивается и не прекращает своего существования. Также обстоит дело и с остальным. Таким образом, хотя изменение и соответствует другим видам движения, однако возможно рассматривать его само по себе. Отсюда делается ясным его различие от них.
Аристотель не называет движение переменой. Именно в пятой книге «Чтений по физике» он доказал, что происхождение и разрушение суть перемены, движения же не суть перемены, так как движение происходит в то время, когда вещь остается в своем прежнем виде. Если же мы говорим, что изменению и перемене места соответствуют две противоположности – противное движение и покой, то следует иметь в виду, что у одного предмета в различных отношениях могут быть две противоположности. Покой противоположен перемене, как состояние и лишение – принадлежности; противное же движение, как охлаждение нагреванию.
