Глава XVII. О сказуемом, отвечающем на вопрос: что есть предмет? и каков предмет?
Сказуемое, отвечающее на вопрос: что есть предмет? отлично от сказуемого, отвечающего на вопрос: каков предмет? Сказуемое первого рода имеет место, например, тогда, когда, отвечая на вопрос: что есть предмет? мы говорим: животное. Сказуемое второго рода имеет место тогда, когда, отвечая на вопрос: какое животное, мы говорим: разумное, смертное. Таким образом, и род, и вид отвечают на вопрос: каков предмет. А ипостась не выражает ни что есть предмет, ни каков он, но кто. Ибо, отвечая на вопрос, кто это такой, мы говорим: Петр. Затем, отвечая на вопрос, какой человек, – мы говорим: большого роста, например, или малого.
Следует заметить, что о предметах, различающихся по природе, говорят: одно и другое. Так мы говорим: человек – одно (αλλο), а лошадь – другое (αλλο): другое, разумеется, по природе, ибо человек составляет один вид, а лошадь – другой. О предметах же, различающихся лишь численным порядком, говорят: один и другой. Так мы говорим: Петр один (αλλος), а Павел другой (αλλος). Но мы не можем сказать, что Петр – одно (αλλο), а Павел – другое (αλλο), иначе солжем, ибо по природе они единое, по числу же не составляют одного.
Следует заметить что о субстанции говорится «одно» (αλλο). То же самое нужно сказать и о существенных разностях. Но об акциденции говорят: одного, другого качества (αλλοιον), потому что существенные разности рассматриваются относительно вида или природы и образуют ее, акциденция же рассматривается относительно индивида, так как акциденции составляют ипостась. Поэтому человек – одно а лошадь – другое. Петр же одного свойства (αλλοιος) и один (αλλος), а Павел другого свойства (αλλοιος) и другой (αλλος). Но всякая разность, существенная и несущественная, полагает различие (ἑτεροιον ποιει) ибо под различием нужно понимать как другое по природе, так и другое со стороны качества (αλλοιον).
Природа обозначает, что есть предмет, а ипостась – кто это такой или что это такое: всякая же разность – каков предмет.