Е.Ю. Буртина

Беллюстин И.С.: биографическая справка

I.

Белюстин или Беллюстин (Иоанн Стефанович) – известный писатель по церковно-общественным вопросам, уроженец Новгородской губернии; учился в новгородской семинарии, был священником в городе Калязине (Тверской губернии), где умер 2 июня 1890 г. около 70 лет от роду. Б. писал во многих периодических изданиях, преимущественно московских, и был одним из видных сотрудников «Церковно-Общественного Вестника», в котором, между прочим, поместил статью о Константине Великом, причинившую ему сильные неприятности, как, впрочем, и все остальные писания его. В конце 1850-х гг. много шуму наделало сочинение Б. «О сельском духовенстве в России», без ведома и подписи автора изданное за границей М. П. Погодиным. Из журнальных статей Б. отметим: «Духовно-общественные вопросы. I) Духовная администрация. II) Выход из духовного звания» (в Сборнике Недели: «Русские общественные вопросы», СПб., 1872). Отдельно изданы: «Вечерние беседы с крестьянами» (2 изд., СПб., 1686), «О церковном богослужении» (2 ч., 4 изд., СПб., 1874), «Литургия. Из писем о церковном богослужении» (6 изд., СПб., 1886) и др., а также полупереводное «Сельское Духовенство во Франции» (СПб., 1871).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. V (1891): Буны – Вальтер, с. 258 (индекс)

II.

БЕЛЛЮСТИН, Белюстин Иван Степанович [ок. 1820, Новгород – 2(14).6.1890, Калязин Тверской губ.], публицист. По окончании Новгородской (по др. сведениям – Тверской) сем.– сел. священник; с нач. 40-х гг. служил в гор. соборе г. Калязина. Хорошо образованный (в частности, самостоятельно овладел франц. и англ. языками), Б. мечтал о лит. деятельности. Однако митрополит Филарет, к-рому, рассчитывая на его ученость, Б. в 1850 передал свое соч. «Наука и религия», назвал его мысли «мудрованиями» и отказал в переводе в Москву, что оставило горький след в душе Б. (см.: Барсуков, XII, 247) и, по-видимому, способствовало формированию его оп-позиц. настроений. С 1852 Б. опубл. в ж. «Москвитянин» (гл. обр. б. п.) неск. психол. и ист. очерков («Из наблюдений над умирающими»– 1852, No 20; «Разбойники прошедших веков» – 1853, No 18, и др.); М. П. Погодин, с к-рым его сблизила страсть к собиранию ист. мат-лов, расплачивался с многодетным Б. подпиской на свой ж-л. В 1858 один из друзей Погодина издал в Лейпциге без согласия Б. (см.: Погодин М. П., Объяснение.– PB, 1859, май, кн. I; Барсуков, XV, 115–30) и без имени автора его кн. «Описание сельского духовенства» – страстное публицистич. произв., где Б. нарисовал картину глубокого социального унижения и бедности осн. массы рус. духовенства, с яростным негодованием обрушившись на церк. элиту, в к-рой он видел гл. виновника такого положения. Несмотря на запрещение к ввозу в Россию, «эта громкая книга... написанная... не чернилами, а кровью», получила распространение: «все интеллигентные люди... постарались е е достать... или прочитать...» (Певницкий В. Г., Записки...– PC, 1905, No 9, с. 542–43). Обер-прокурор Синода гр. А. П. Толстой назвал Б. «духовным Щедриным» (ЛН, т. 63, с. 198; др. отклики – Никитенко, ук.; ЛН, т. 63, ук.). Задаче нейтрализовать влияние книги (вскоре перевод на франц. и нем. языки) служили тенденциозная брошюра (А. Н. Муравьёва) «Мысли светского человека о книге Описание сел. духовенства» (СПб., 1859), в к-рой Б. обвинялся в клевете на рус. церковь, и составл. бывш. цензором Н. В. Елагиным сб. «Рус. духовенство» (Б., 1859), в свою очередь подвергнутые резкой критике Н. А. Добролюбовым (рец. на «Мысли...» и ст. «Заграничные прения о положении рус. духовенства»). По сообщению «Колокола» (1859:15 апр.), Б. «чуть было не сослали на каторгу», и только заступничество одного из членов царской фамилии помешало этому. В дальнейшем церк. начальство дважды, в 1861 и 1875, отклоняло ходатайство прихожан о назначении Б. настоятелем собора.

По свидетельству как сторонников, так и противников Б., «Описание...» послужило толчком к преобразованиям в дух. ведомстве (см. Барсуков, XV, 130). А самого Б. вывело на самостоят. дорогу в лит-ре. В 60-х гг. он печатался в «Ж-ле Мин-ва нар. просвещения», в «Рус. вест.», в газ. «Совр. летопись», «День», «Москва» и др. Периодом наиб, активной публицистич. деятельности Б. были 70-е гг. В 1871–72 он опубл. ряд статей в славянофил, ж. «Беседа», а затем становится пост, сотрудником демокр. «Недели» и либеральной газ. «Церковно-обществ. вест.», программа к-рой была ему (как и Н. С. Лескову, не раз сочувственно упоминавшему о Б.) особенно близка.

Священник по призванию, Б. считал, что благополучие об-ва определяется прежде всего состоянием религии и церкви. Источник всех обществ, несчастий он видел в том, что христианство, став гос. религией, превратилось в «фарисейство», в религию «обрядов и внешностей» и утратило нравств. воздействие на об-во.

Нар. еретич. движения и раскол рассматривались Б. как реакция на это и полностью оправдывались. Путь к социальному и духовному возрождению об-ва Б. находил в полном отделении церкви от гос-ва, в демократизации ее устройства, обеспечении свободы совести. Наиб, полно и откровенно эти взгляды были изложены в ст. «К вопросу о раскольниках» («Церк.-обществ. вест.», 1879:11 и 13 апр.), за к-рую газета получила предостережение, а «калязинского Лютера» «св. Синод приговорил к заключению на 2 месяца в монастыре с воспрещением ему отправлять обязанности пастыря в течение 6 месяцев» (А. Н., Нигилист-богослов.– «Восток», 1879:8 мая). Ставился вопрос о лишении его священнич. сана (Савва, Хроника моей жизни, т. 6, Сергиев Посад, 1906, с. 18–19, см. также т. 3:4, 5:7, 8; ук.). Впрочем, «теоретич.» статей у Б. было немного; он выступал преим. по разл. конкретным вопросам обществ, жизни: о положении духовенства и реформах в этой области («Что сделано по вопросу о духовенстве» – «Беседа», 1871, No 3:11; 1872, No 2; «Из разговора с членом духовной цензуры» – «Совр. летопись», 1870:5 июля, и др.) о проблемах нар. просвещения («Приходские учителя», ЖМНП, 1861, No 4; «Учительницы в народе», «День», 1864:3 окт.) и здравоохранения («Нар. беспомощность в санитарном отношении», «Беседа», 18 71, No 11 ), о нуждах провинц. городов («Внутр. жизнь уездных городов», «День», 1864:21 и 28 нояб.; «Городские нужды», «Беседа», 1872, No 3) и др.

Б. всегда писал о том, что непосредственно видел и знал. Отсюда страстность и острокритич. характер его публицистики, но и определ. ограниченность кругозора. Иногда, основываясь лишь на личных наблюдениях, он судил о вещах однобоко. Пример – его выступление против предоставления всем желающим права обучать грамоте (ст. «Теория и опыт» – ЖМНП, 1860, No 10), воспринятое как вылазка противника нар. просвещения (см. «Свисток», ук.). Выходя за пределы близких ему тем, Б. нередко оказывался беспомощным. Во время петерб. пожаров 1862 он поддался обыват. панике и в корреспонденции «Из Петербурга» («Совр. летопись», 1862, No 23) готов был признать, что в слухах, будто Петербург жгут студенты, есть «доля правды». Письмо Б. было ловко использовано M. H. Катковым как фон для своего выступления против А. И. Герцена (в том же номере). В ряде книг и брошюр («О церк. богослужении», СПб., 1862; 6-е изд.– СПБ, 1897; «О божеств. литургии», СПб., 1863:5-е изд.– СПБ, 1886) Б. разъяснял происхождение и смысл обрядов правосл. церкви. Кн. Б. «Страстная неделя» была в 1865 запрещена Синодом за реально-ист. изложение еванг. событий (в духе кн. Ж. Э. Ренана «Жизнь Иисуса»); в перераб. виде – СПб., 1869. Б. принадлежат также кн. «Вечерние беседы с крестьянами» (кн. 1–2, СПб., 1865–67; 2-е изд.– СПБ, 1886) и «Сельское духовенство во Франции» (СПб., 1871), б. ч. к-рой – пересказ романа либерального франц. писателя аббата Ж. Мишона «Сельский священник».

Б. избирался гласным калязин. уездного земства, был чл. Тверской губ. археографич. комиссии. Собр. им коллекция ист. док-тов, гл. обр. по монастырскому землевладению 15–17 в. (ЛОИИ, ф. 20),– своего рода обличит, материал против монашества, в к-ром он видел паразитич. корпорацию лицемеров, узурпировавших власть в церкви (ср. его ст. «Нравств. значение монастырей», «Беседа», 1872, No 9).

Лит.: Белое духовенство и его интересы, СПб., 1881, с. 4:101, 106:108–09; Собр. мнений и отзывов Филарета, митрополита моск., т. 5, ч. 2, М., 1888, с. 842–46; Ступин А. Д., Совр. календарь на 1897, М., 1896, с. 30–31; Воропонов Ф., 40 лет тому назад.– ВЕ, 1904, No 7, с. 26–27: Архив К. Д. Ушинского, т. 1, М., 1959, с. 59 – 84. + Некрологи, 1890: СО, 5 июня; «Риж. вест.», 5 июня. Межов; Березин; Брокгауз; РБС; Венгеров (Сл., Источ., Рус. кн.); Языков; Масанов.

Архивы: ГА Калинин, обл., ф. 103.

Комментарии для сайта Cackle