Источник

Глава X

Состояние нравов людей допотопного мира. Каинитское безбожие, натурализм и развитие «исполинства». Сифиты в каинитстве. Праведный Ной, место его поселения и его семейство. Духовно-нравственная личность Ноя. Суд Божий над допотопным миром. Третье Лице Святой Троицы – Дух Божий в отношении к миру и в особенности к человеку. Тайна бытия мира и человека в Боге. Мир видимый в его бытии и зиждительство Духа Божия в нем; человек и духовно-нравственная индивидуальная ответность его Богу в Духе Божием. Тезис и антитезис в духовно-нравственной жизни человека. Выводы о допотопном мире. Точнейшее определение тайны суда Божия о людях: гнев Божий, «раскаяние» Божие о людях и совершающийся суд Божий.

Состояние нравов поколения людей допотопного мира Св. Писание характеризует весьма определенно, изображая нравственную атмосферу хотя в общих, однако таких чертах, которые сами по себе содержат указания на все частные обнаружения воли и поведения человека, а равно свидетельствуют о его миросозерцании. «Не вечно Духу Моему , – говорит Господь о допотопном мире, – быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет... И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время... И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред Лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями» (Быт.6:3–5,12–13).

Таково свидетельство Св. Писания о нравственном состоянии людей допотопного мира. Спаситель, говоря о последних днях мира и о времени второго Своего пришествия, нравственное состояние человеческого рода допотопного мира уподобляет нравственному состоянию людей последних дней существования человеков на земле и дополняет картину состояния нравов допотопного мира следующими знаменательными словами: люди «во дни пред потопом , – говорит Иисус Христос, – ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп, и не истребил всех» (Мф.24:38–39; Лк.17:27). Присоединяя к этому свидетельству указание книги Иова о преждевременно истребленных водою, которые «говорили Богу: отойди от нас! и что сделает им Вседержитель»? (Иов.22:16–17), мы имеем чудовищную картину нравственного растления человеческого рода в допотопном мире. Зло сделалось не частным только падением человека в отдельных случаях, не обольщением слабой воли и не отдельным увлечением страсти, а стихийным воплощением жизни, и поведение человека сделалось сплошным пороком и беззаконием, до некоторой степени нормальным порядком образа жизни человека.

Культ личности и натурализм ничем ни сдерживались, ни прикрывались. Безбожие каинитства и все то беззаконие, в котором падшая природа человека могла только определять себя, как греховная природа, зараженная злом, сделали воплощение зла во всех его родах и видах, в удовлетворение всех наихудших и зверских инстинктов человека, беспрепятственных и безграничных. К скотоподобному, растленному образу жизни человек, естественно, присоединял, как разумная личность, жестокость и изобретательность своей злой воли, увеличивал злодейство и умножал остроту зла в размерах своей силы, власти, могущества и господства. «Ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег» (Мф.24:38) – вот содержание жизни людей допотопного мира. Очевидно, других интересов и задач не существовало для людей, кроме интересов питания и задач искать способы и средства для удовлетворения своим животным инстинктам. Человек весь и всецело вошел в исключительное служение плоти, внесши, однако, сюда все то ожесточение и всю ту свирепость, которые должны быть свойственны ему, как разумно-свободному озлодействованному существу. Насилие, угнетение, беззаконие и злодейство должны были явиться естественным правом на существование.

Св. Писание и отмечает такое направление воли людей, говоря, «что все мысли и помышления сердца их было зло во всякое время» , и «что земля растлилась пред Лицем Божиим и исполнилась земля злодеяниями» (Быт.6:5–11). Был век «исполинов», господства и владычества людей сильных, и притом – век безбожия: каким же, следовательно, стоном от угнетения и насилия должна была оглашаться земля? «В то время были на земле исполины, – говорит Св. Писание, – ...это сильные, издревле славные люди». Слово «исполины» на еврейском языке означает: «нападающие, врывающиеся». Выражение: «издревле славные и сильные» заставляет предполагать, что исполинство развилось постепенно, но к концу существования допотопного мира оно лишь приняло ужасающие размеры, на что указывает Св. Писание, говоря о смешении сифитов с каинитами: «В то время , – говорит оно, – были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди» (Быт.6:4).

Было ли, спрашивается, безбожие каинитов чистым атеизмом, спекулятивным безбожием, выходившим из мысли и представления, что Бога нет, или же каиниты знали Бога и представляли себе Его, но не признавали для себя Бога, не желали Его и отвергали Его для себя? Последнее утверждается свидетельством Св. Писания, следовательно, оно вполне истинно, а не первое. Каиниты знали Бога, но «говорили Ему: «отойди от нас! и что сделает нам Вседержитель?» Мысль о Боге была у них грубая, тупая, ограниченная, злобная и ожесточенная, мысль их прародителя – Каина: они живут вдали от Бога, от Него независимы и не должны иметь никакого отношения к Нему. Как предание, так и живая действительность говорят им о Боге; но то мировоззрение, что они живут и развиваются вне владычества Бога, делает их сознательными безбожниками.

Ламех, пародируя слова Господа Бога, знает, конечно, о Боге по преданию то, что лично знал Каин, но в превознесении своем и в горделивом сознании он мыслит о Боге крайне ограниченно. С другой стороны – переход сифитов в каинитство, будучи постоянною изменою Богу, как живая действительность, постоянно должен был напоминать каинитам о Боге. Да и самый этот переход легко находит себе объяснение в том, что сифиты проникались каинитским мировоззрением и, входя к «дщерям человеческим» и, очевидно, оставаясь с ними же и жить, так как говорится в Св. Писании, что «они стали рождать им» , так же, как Каин, бежали «от Лица Божия» , думая жить без Бога. В качестве прозелитов каинитства они, действительно, должны были вносить с собою особенную остроту каинитского зла. Свидетельство Св. Писания о том, что «сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» и пояснение, что «сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им» (Быт.6:2) показывают, с одной стороны, то, что сифиты имели сношение с каинитами в неопределенном, но далеко прежде потопа времени, с другой стороны, то, что сближение началось не от каинитов, а от сифитов.

Не действовал ли здесь суеверный страх каинитов пред тою областью или местом поселения сифитов, которая считалась ими во власти невидимого Бога и к которой они поэтому избегали, может быть, даже приближаться? Если так, то это обстоятельство многое объясняет нам относительно многолетней и беспрепятственной, по-видимому, постройки Ноем ковчега, а равно и то событие, что звери, животные и птицы, собравшиеся по действию воли Божией к месту поселения Ноя, долженствовавшего, наконец, оставаться на месте своего жительства с одною только своею семьею, свободно и беспрепятственно совершили вхождение свое в ковчег Ноя.

Одним словом, при таких условиях воля Божия свободно и беспрепятственно, в течение многих лет, могла быть приводима в исполнение, и самые запасы годовые для продовольствия населяющих ковчег требовали лишь времени или забот для их заготовления, а не хлопот охранения и сбережения. Замечательно, что в свидетельстве Св. Писания Ной противополагается всему остальному роду человеческому и тем как бы выделяется по своему месту жительства: «Ной же , – говорится в Св. Писании, – обрел благодать пред очами Господа [Бога]. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета (Быт.6:8–10); вслед же за этим повествованием говорится: «Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями» (Быт.6:11), а равно и впереди того повествования о Ное говорится: «...увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле» (Быт.6:5).

Очевидно, Ной обособляется от всех насельников земли, и как будто бы самая земля, как место поселения человеческого рода, противополагается месту жительства семейства Ноя. Выражение Св. Писания о Ное «в роде своем» обозначает не собственно род или родство Ноя, а вообще – поколение людей, живших во времена Ноя, и в этом смысле оно объясняется самим Св. Писанием: «Ной оказался совершенным, праведным, – говорит сын Сираха, – во время гнева он был умилостивлением; посему сделался остатком на земле, когда был потоп» (Сир.44:16–17). Как остаток, хранивший в себе святое семя и в нем обновление земли, Ной противополагается всей земле, следовательно, поселение «сынов Божиих» сократилось в числе своем до единственного семейства праведного Ноя; как праотец и родоначальник новых поколений человеческого рода, от его чресл имеющих произойти и населить землю, Ной вступает с Богом в завет, в котором подразумевается и заключается не только продолжение истории рода человеческого, но и исполнение ее в Благословенном Потомке, имеющем поразить змия-искусителя в голову: «И вот, Я наведу на землю потоп водный, – говорил Господь Ною, – чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой...» (Быт.6:17–18).

«Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть» , – сказал Господь, имея истребить допотопный мир, и в этих словах Господа открывается как тайна бытия вообще во вселенной по отношению к Божественному промыслительному действию в мире, так и тайна того, чем жив человек во времени и в вечности. По свидетельству Св. Писания, вселенная в бытии своем существует условно и, состоя во власти и воле Божией, реальна в своем виде, образе и силах только потому, что зиждительно-промыслительное воздействие Божие продолжает быть не отнятым от нее. Бог во вселенной открывает Себя не только Творцом, Абсолютною Волею и Абсолютным Разумом, но и Промыслителем и Зиждителем, ведущим все сотворенное к предначертанной Им Самим от вечности цели.

Все сущее, по свидетельству Св. Писания, не только существует от Бога и чрез Бога, но и в Боге, и сие последнее, т.е. существование в Боге, будучи прикровенным и таинственным по отношению к неодушевленной и неразумной природе, в человеке восходит до – хотя тоже таинственного – однако, откровенного и до некоторой степени опознаваемого человеком непосредственного общения его с Богом в третьем Лице Св. Троицы – в Духе Святом. Уже в самом начале творения, из свидетельства Св. Писания, мы видим, что Творческое Слово «да будет» , вызвавшее не из сущего «небо и землю» , сопровождалось таинственным проникновением третьего лица Св. Троицы – Духа Божия – к бесформенной бездне элементов вселенной: «В начале , – говорит Св. Писание, – сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и неустроена, и тма вверху бездны, и Дух Божий ношашеся вверху воды» (Быт.1:1–2).

Св. Василий Великий, согласно значению на еврейском языке слова «ношашеся», дает такое толкование сему свидетельству Св. Писания: «Духом Божиим, – говорит он, – назван здесь Дух Святой, потому что Он преимущественно и исключительно достоин такого упоминания в Писании, и никакой другой Дух не именуется Божиим, кроме Святого, восполняющего Собою Божественную и блаженную Троицу. Как Он, Дух Божий, «ношашеся» вверху бездны? – «Носился» в переводе употреблено вместо слова: согревал, оживотворил водное естество, по подобию птицы, насиживающей яйца и сообщающей нагреваемому какую-то живительную силу. Подобная сей мысль означается сим словом: «ношашеся» и в настоящем месте. Дух носился, т.е. приготовлял водное естество к рождению живых тварей» (Вас. Вел.1:29–31).

В другом месте, толкуя слова Псалмопевца: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся силы их» , св. Василий Великий это зиждительное воздействие на мир и устроительное – на силы его Св. Духа определяет так: «Дух, который от Отца исходит, сопринес от Себя (в существо мира и тварей) все силы, какие в Нем». Так что Духом утверждена всякая сила пренебесная, т.е. по действию Духа имеет она напряженность, крепость и несомненность в освящении и во всякой добродетели, приличной священным силам. Потому-то написано: «Духом уст Его вся силы их. Ибо что ни освящается, освящается только присутствием Духа» (Вас. Вел. 1.270–271). Соприсутствие сей, все собою освящающей, Божественной силы Духа Божия в Св. Писании определяется вообще, так сказать, проникновенным к тварному бытию, все собою наполняющим, созидающим и всюду действующим: «Еда небо и землю не Аз наполняю, рече Господь?» (Иер.23:24). «...Дух Господень исполни вселенную, ...всевидяй, и сквозе вся проходяй духи различныя, чистыя, тончайшия» (Прем. 1:7, 7:23): «Послепш Духа Твоего , – говорит пророк, – и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс.103:30). А потому, по свидетельству Св. Писания, нет места во вселенной и нет момента во времени, где и когда бы ни было присутствия вседержащего собою и всезиждущего Святого Духа: «Камо пойду от Духа Твоего , – говорит пророк, – и от Лица Твоего камо бежу; Аще взыду на небо, Ты тамо еси; аще сниду во ад, тамо еси. Аще возму крыле мои рано, вселюся в последних моря, и тамо бо рука Твоя наставит мя, и удержит мя десница Твоя» (Пс.138:7–10).

С другой стороны, оставление вселенной Божественною зиждительно-освящающею силою Св. Духа, по свидетельству Св. Писания, влечет за собою разрушение и уничтожение мира, как целого, закономерного, гармонически являющегося во всех своих частях космоса: «Аще бо восхощет, – говорит Св. Писание о Боге, – запретите и Дух у Себе удержати, умрет всяка плоть вкупе, всяк же человек в землю пойдет, отнюдуже и создан бысть» (Иов.34:14–15). «Вся к Тебе чают дати пищу им во благо время. Давшу Тебе им, соберут; отверзшу Тебе руку, всяческая исполнятся благости. Отвращу же Тебе лице, возмятутся; отымеши дух их, и исчезнут, и в персть возвратятся; послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс.103:27–30); «Моя рука основала землю , – говорит Господь, – и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе» (Ис.48:13), т.е. все сущее во вселенной снова, по мановению воли Божией, может обратиться в первобытную хаотическую материю и предстать пред Богом, как «небо и земля» , как «бездна» и хаос, сотворенные Творческим Словом «в начале» .

Так, значит, условно и относительно бытие вселенной в воплощении ее закономерных сил и ее порядка, по свидетельству Св. Писания: «вся и всяческая возмятутся , – говорит оно, – и в персть свою возвратятся» , если Господь «восхощет запретити и Дух у Себе удержати» . Значит, откровение Божие в мире, явленное чрез акт творчества, продолжает быть таковым постоянно в акте зиждительства и устроительства космоса, так что мир чрез это зиждительство Духа Божия является в единстве своей конечной причины и чрез эту Абсолютную Причину имеет «реальнейшую реальность» своего бытия. «Могущество Творца и сила Всесильного и Вседержащего, – говорит блаженный Августин, – есть причина существования всякой твари; и если бы эта сила когда-либо перестала управлять тварями, то вдруг перестали бы существовать и виды их, и погибла бы вся природа». «Все оживляет Создатель всяческих, – говорит св. Кирилл Александрийский, – будучи жизнию по самой природе и непостижимым образом вливая во все силу Свою: ибо иначе и не могут быть соблюдены и удержаны в бытии существа, приявшие начало свое из ничего; иначе они вдруг обратились бы в свое естество, т. е. в ничтожество».

«Природа, – говорит Лактанций, – если удалить от нее провидение и могущество Творца, есть совершенное ничто». Св. Афансий Великий, изъясняя слова Апостола: «иже над всеми и чрез всех и во всех – Бог» (Еф.4:6), говорит: «Отец все делает чрез Сына в Духе Святом; «над всеми» – как Отец, как начало и источник; «чрез всех» – это чрез Сына; «во всех» – это в Духе Святом». «Божеский Дух, – говорит св. Василий Великий, – всегда окончательно совершает все происходящее от Бога чрез Сына; Дух же «полновластно домостроительствует». «Бог, – говорит св. Иоанн Дамаскин, – творит мыслию, и сия мысль становится делом, приводимая в исполнение Словом и совершаемая Духом» (Догм. Бог. Преосв. Мак. 401–409).

Для всей вселенной, для всей природы – одушевленной и неодушевленной Дух Святой есть премирная Божественная Сила, дающая Собою единство и зиждительство в мире, как в бытии множественном, условном и относительном. Для разумно-свободных существ такое отношение и проникновение к тварному бытию Духа Божия получают значение единения и общения с Богом в Духе Божием и делают в них истинным и вечным добром то, что обращено в них по природе своей к Богу. Созерцательная и блаженная жизнь Ангелов, на всех степенях их Боговедения и Боголицезрения, мыслима исключительно при откровении Самого Божества, которое (откровение), как таковое, является в третьей Ипостаси Св. Троицы – в Духе Святом, и Ангелы суть в Боге опознательно и созерцательно чрез Духа Божия.

Человек в невинном своем состоянии находился в начатках сего Ангельского в Духе Святом Боговедения, и все бывшие Адаму Богооткровения, а равно то непосредственное ведение, какое явил Адам в наречении имен животных и в пророчественном слове о своей жене, могли иметь место в человеке только при озарении духа его Духом Божиим. Оставляя рассмотрение этого вопроса до специального рассуждения об отношении Духа Святого в Ветхом Завете, в настоящем случае заметим, что в самом акте творения духовной сущности человека, последний поставлен в непосредственный союз и единение с Богом: «...и вдунул» Бог, – говорит Св. Писание, – «в лице его <человека> дыхание жизни, и бысть человек в душу живу» (Быт.2:7). Духовная сущность человека, сотворенная по образу и подобию Божию, определяется, конечно, прежде всего природою своею и содержанием сей природы. Будучи разумно-свободным существом, человек в своем образе получает начала, общие с Богом, и в развитии своем мог жить начатками Божественной жизни, так что откровение Божие индивидуально могло быть не только свойственно, но и собственно человеку.

В известном тонусе психической своей жизни человек мог иметь Божие, как некоторым образом свое, и мог созерцать Бога и ощущать Его непосредственно. Такое ощущение Бога могло принадлежать только такому состоянию, в котором воздействие Духа Святого не было бы ничем препятствуемо и переходило бы лишь от силы в силу, от славы в славу. Затемнение и омрачение в человеке грехом того высшего в его душе тонуса, который обращен к непосредственному восприятию ведения Бога, должно было, естественно, быть причиною ослабления и даже потери общения с Богом. Однако и в падшем своем состоянии человек не вполне расторг свой союз и единение с Богом: так праведный Иов еще настолько был близок к сему в Духе Святом общению с Богом, что, говоря о себе, почти буквально повторяет слова Св. Писания, сказанные об Адаме: «...жив Господь , – говорит Иов, – иже ми сице суди, и Вседержитель, иже огорчи ми душу; дóндеже еще дыхание мое есть и Дух Божий сущий в ноздрех моих» (Иов.27:2–3).

Выражение Св. Писания о Ное: «Ной ходил пред Богом» (Быт.6:9) и об Енохе: «ходил Енох пред Богом» (Быт.5:24) показывают, что как Ной и Енох, так и другие допотопные патриархи чувствовали и ощущали в себе самих Сущего над всем и всеми Бога; в той же близости общения с Богом находились, без сомнения, и послепотопные праведники. Поэтому как в отношении всей вселенной Бог, по свидетельству Св. Писания, «нося же всяческия глаголом силы своея» (Евр.1:3) и «оживляет всяческая» (1Тим.6:13), так и в отношении человека «Бог есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении» (Флп.2:13), так что «о Нем бо живем и движемся и есмы» (Деян.17:28), и Он «сам дая всем живот и дыхание и вся» (Деян.17:25). Самое же единение с Богом и жизнь в Нем совершается в Духе Божием, «вся исполняющем» , ибо «разделение же дарований» , говорит Ап. Павел, «суть, а тойжде Дух» , и «комуждо же дается явление Духа» , так как «вся же сия действует един и тойжде Дух» (1Кор.12:4–11).

Следовательно, есть некое Божественное начало как вообще в тварном бытии, так, в частности, в человеке, которое единит тварное бытие с Богом, и это начало называется в Св. Писании благодатью Духа Божия, как Бога Творца, в отличие от благодати Духа Божия, как Бога Спасителя. «Бог, – говорит, св. Макарий Великий, – сотворил тело, назначил ему не из собственного естества его получать жизнь, пищу, питие, одежду и обувь; но все нужное для поддержания жизни определил ему заимствовать отвне, так что тело, сотворенное нагим, само по себе, без внешних пособий, т.е. без пищи, пития и одежды жить не может, и если бы оно было оставлено само себе, без всякого внешнего подкрепления, то скоро рушилось бы и погибло: так точно и душа, не имея сама в себе Божественного Света, но будучи сотворена по образу Божиию, не из собственного существа заимствует себе пищу и питие духовное, и небесную одежду, т.е. истинную жизнь свою, но от Бога, от Духа Его и от света Его. Ибо естество Божие имеет в Себе и хлеб жизни – рекшего: «Аз есмь хлеб животный» (Ин.6:35), и «воду живую» , и «вино, веселящее сердце человека» (Ин.4:10; Пс.103:15), и елей радости, и многоразличную пищу духовную, и небесную одежду света, от самого Бога происходящего.

В этом состоит вечная жизнь души. Горе телу, когда оно предоставляется собственному его существу: оно разрушается и умирает. Горе и душе, если она остается только при одной себе, надеется только на дела свои, и не имеет общения с Духом Божиим: она умирает, лишаясь вечной, божественной жизни». «Тварь, – говорит, св. Василий Великий, – содержится, живет и существует, конечно, не тварью, которая сама имеет нужду в поддержке Сотворившего; конечно, не действием твари прославляется Бог, когда о Нем Самом говорится, что в Нем «живем и движемся и есмы»; но, действительно, Божеский Дух все, что от Бога и что чрез Сына, поддерживает в бытии. Посему приобщающимся Его дарует продолжение бытия». «Святыня, – говорит он же, – невозможна без Духа. И небесные силы не по природе святы; иначе они не имели бы никакой разницы со Св. Духом. Напротив того, они, по мере превосходства одной пред другою, имеют от Духа известную меру святыни».

Творец, создав человека, – говорит св. Иоанн Дамаскин, – даровал ему Свою Божественную благодать и чрез нее поставил его в общении с Самим Собою» (Догм. Бог. Преосв. Мак. 360–361). Все, рассмотренное нами, при свете Божественного учения и разъяснения свв. отцев и учителей Церкви, по вопросу об отношении Бога, в частности, Духа Божия к творению и в особенности, к человеку, приводит нас к принятию двух положений – тезиса, так сказать, и антитезиса: во-первых, нравственная жизнь в человеке не только определяется в нем идеею Бога, но и реагируется непосредственным воздействием на человека Духа Божия, во-вторых, оскудение добра и нравственных расположений в человеке настолько может быть велико, что тонус Божественного свойства в душе человека, обращенный к непосредственному восприятию воздействия Духа Божия, может быть совершенно затемнен и закрыт для Св. Духа, что и выразил Господь о допотопном мире, говоря: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть» . В первом случае человек, по свидетельству Св. Писания, прилепляется к Господу, и един Дух имеет с Господом (1Кор.6:17), есть благодатно сын Божий, ибо «елицы Духом Божиим водятся» , говорит Ап. Павел, «сии суть сынове Божии» (Рим.8:14), во втором случае человек принимает дух мира сего (1Кор.2:12), внемлет «духовом лестчым» (1Тим.4:1), бывает «пристанищем всякому нечистому духу» (Откр.18:2), начинает иметь отцом своим диавола, похоти которого он хочет творить (Ин.8:44) и делается окончательно сыном противления (Еф.2:2), вознося хулу на Св. Духа (Мф.12:31; Лк.12:10), т.е. омертвевая духовно-нравственно в своем противлении Духу Божию.

Итак, в силу воцарившегося безбожия на земле и вследствие всеобщего нравственного растления, когда «сыны человеческие», водимые исключительно натурализмом падшей природы человека, увлекли в свой образ бытия и воплощения жизни и «сынов Божиих», и грех, беззаконие и злодейство сделались как бы нормальными для человека, Дух Божий оставляет, наконец, развращенное поколение рода человеческого, ибо Он не имел пребывать в человеках тех, потому что они были «плоть», были отчаянны и безнадежны нравственно, и, следовательно, являлись чуждыми и враждебными как Богу, так и себе самим в своем истинном и вечном «сыновстве» для жизни с Богом и в Боге: «...всякий, делающий грех, – говорит Иисус Христос, – есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно» (Ин.8:34–35); «душевен человек , – говорит Ап. Павел, – не приемлет, яже Духа Божия» (1Кор.2:14).

Дальнейшее существование рода человеческого должно быть прекращено действием могущества Божия, ибо царственность зла на земле немыслима, коль скоро мир управляется Промыслом Божиим и коль скоро добро, в лице хранившегося в роде человеческом Св. Семени, обещало собою торжество над злом, и род человеческий мог воскреснуть в правде, законе, истине и суде. Поэтому Господь, произнося Свой суд над допотопным миром, и обращается к праведному Ною, говоря: «И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть... Но с тобою Я поставлю завет Мой» (Быт.6:17–18). «Пусть будут дни их сто двадцать лет» (ib). Отдаление погибели рода человеческого на сто двадцать лет весьма знаменательно: «Дух Божий, предваряя об этом плотских человеков, – говорит высокопреосв. Филарет, – делает чрез то последнее усилие ввести в них животворящее Свое дыхание» (Зап. на кн. Быт. 178).

При потемнении в человеке внутреннего ока (Мф.6:23) и внутреннего слуха, обращенного к Богу, при забвении о нравственном законе, написанном на сердце человека (Рим.2:14–15), Господь внешним образом, в данном случае – чрез Ноя, проповедника Своей правды, дает людям слух о Себе и напоминает им о Своем законе в лице чтителя и исполнителя закона: сто двадцать лет, данные на покаяние роду человеческому, можно объяснить себе тем соображением, что, по непреложному и абсолютному правосудию Божию, все совершается в свое время, и это «свое время» в допотопном мире было исполнением – полным и окончательным – меры беззакония людей по прошествии именно ста двадцати лет. «...В четвертом роде , – говорит Господь Аврааму о его потомках, – возвратятся они сюда <в Палестину>; ибо мера беззаконий Аморреев» , населявших в то время страну, «доселе еще не наполнилась» (Быт.15:16).

Должно полагать, что правосудие и премудрость Божия, всему определяя времена и сроки, положенные в Его – Божией власти (Мф.24:36; Деян.1:7), те сто двадцать лет проповедывания Ноя допотопному миру соразмеряли со днями исполнения меры беззакония людей сего мира. Вопль всякого человеческого беззакония всегда, конечно, вопиет от земли на небо: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт.4:10), – говорил Господь Каину, и этот голос преступления и злодейства, идущий к Богу, всегда, без сомнения, взывает о правосудии Божием. И вот, Господь, непосредственным ли Своим действием, посредственным ли – чрез правосудие людей доброй воли, сокращает злую волю и вместе взыскует ее в самой каре, давая время и средства обратиться злой воле к покаянию, так как Бог, если еще долго терпит, значит, видит, что остается нечто в душе преступника, что, в качестве остатка или, по крайней мере, следа добра, продолжает заявлять себя в сознании или в ощущении внутренней духовной жизни преступной личности. Поэтому Каин еще живет, хотя и отмечен бывает печатью злодействия и преступления. Однако не внемлет преступник ни в себе самом, хотя, может быть, отдаленному и глухому, слабому и еле слышимому обличению совести, но все же еще слышимому или могущему еще быть слышаемым, ни обличению чрез непосредственное или посредственное Божие обличение преступника: вопль от его злодейства разрастается, и собственная его воля перестает уже слышать себе обличение в самом человеке. И вот, вопль беззакония и злодейства учащенным гласом – громким и великим начинает вопиять от земли на небо: «Вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма» (Быт.18:20), – говорит Господь о преступных содомлянах. Но при сем великом и страшном вопле не закрываются еще двери милосердия Божия и долготерпения Божия к преступникам и беззаконникам: Господь, посылая вестника своей правды и имеющего совершиться Своего правосудия, напоминает людям о Себе, определяя уже время кары и наказания безусловного.

Ной пред потопом, Лот среди содомлян, пророк Иона среди ниневитян и прочая были таковыми вестниками правды Божией и обличителями людей: «Будут ли слушать или не будут, ...но пусть знают, что был пророк среди них» , – говорит Господь (Иез.2:5). Но люди не слушают, и вот конец грешников приходит пред Лицом Божием: «Конец всякой плоти пришел пред Лице Мое, – говорит Господь о допотопном мире, – ...и вот Я истреблю их с земли» (Быт.6:13). Какой величественный, только Божеству свойственный образ правосудия представляет нам Св. Писание, когда говорит, что, готовя истребление допотопного мира, Господь не все еще как бы видел в людях! Это Всеведущий и Вездесущий не все будто бы взвесил еще в мере беззакония преступного поколения людей? Однако Он еще и еще взирает на землю и на растленных сынов человеческих: «И воззрел Господь Бог на землю, – говорит Св. Писание, – и вот она растленна» ; «...сойду и посмотрю, – говорит Сам Господь о содомлянах, – точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Быт.18:21).

Что означает это свидетельство Св. Писания о излишних, казалось бы, действиях всеведущего Бога? Ничто иное, как этим свидетельством утверждается та истина, что правосудие Божие абсолютно праведно, а равно и то, что призрение Божие на грешников земли есть уже определение кары Божией по воплю преступления и злодейства и потому есть уже самый конец вопля от действия могущества Божия: пришел год мщения, и день казни не будет уже ни отменен, ни отсрочен, ибо все взвешено, исчислено и разделено: «мене, текел, перес». «Увы мне! – говорит пророк Исайя, – злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски. Ужас и яма и петля для тебя, житель земли!» ; «Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней; ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю; за то сожжены обитатели земли...» (Ис.24:16–17). «Ибо день мщения у Господа, год возмездия...» (Ис.34:8). «...Вот, Господь выходит из жилища Своего наказать обитателей земли за их беззаконие» (Ис.26:21). «Живу Я вовек! – говорит Господь. – Когда изострю сверкающий меч Мой, и рука моя приимет суд, то отмщу врагам Моим и ненавидящим Меня воздам» (Втор.32:40–41).

Таковым годом мщения Божия и был всемирный потоп, истребивший грешный и преступный род человеческий. «...И раскаялся Господь, – говорит Св. Писание, свидетельствуя об истреблении допотопного мира, – что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их» (Быт.6:6–7). Раскаяние Божие, по смыслу Св. Писания, есть или отнятие от человека за его несоответствие своему призванию и своему назначению милости Божией, или возвращение таковой милости после суда и наказания Божия (Пс.105:45): в том и другом случае раскаяние Божие есть вынаружение скорби, сожаления Божия о человеке (1Цар.15:11). «Раскаялся Бог о зле, – говорит пророк Иона, – еже глаголаше сотворити им <ниневитянам>, и не сотвори» (Иона 3:4–10), т.е. раскаялся Господь о зле или о наказании ниневитян, значит, отменил свое наказание и возвратил Свое милосердие и Свое промышление о ниневитянах; так и в том свидетельстве о допотопном мире, что раскаялся Господь, что создал человека, значит, наоборот – Господь лишает человека Своего благословения: «раститесь и множитесь, наполняйте землю и обладайте ею» , значит, что «конец всякой плоти пришел пред Лице Божие» . «...И вот, Я истреблю их с земли» , – говорит Господь (Быт.6:13). Скорбь Божия о человеке, при поднятом и занесенном уже мече правосудия Божия, есть выражение таинственного соприкосновения в Боге правосудия и любви, милости и истины, правды и мира (Пс.84:11). «И прошел Господь пред лицем его <Моисея> и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания...» (Исх.34:6–7). «Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» (Рим.12:19; Втор.32:35).


Источник: Добро и зло в истории рода человеческого по свидетельству Священного Писания / Прот. Иоанн (Иванов). - Санкт-Петербург. : Общество памяти игумении Таисии, 2013. - 656 с.

Комментарии для сайта Cackle