Слово в день Святой Пасхи
Христос воскресе!
Повествуя о явлении Ангелов при гробе воскресшего Спасителя, святые евангелисты замечают, что у одного из них было одеяние «бело яко снег» (Мф. 28:3), а у двух других – «ризы блестящие» (Лк. 24:4). Если и для Ангелов, послуживших воскресшему Господу, при их явлении людям, нужно было такое одеяние и такие ризы; то кольми паче необходимо приличное облачение для служителей алтаря Христова. Ибо что мы в сравнении с Ангелами? Между тем, предмет служения нашего выше Ангельского. Ангелы должны были только возвестить о Воскресении Господа, а мы должны не только возвещать о сем воскресении, но и низводить благодать Воскресшего в души и сердца ваши, преподавать вам самое Тело и самую Кровь Его. "Кто, – скажем словами апостола, – к сим кто доволен?» (2Кор. 2:16).
Посему-то еще при первом учреждении чина священнического, Сам Бог через Моисея не только дал устав Богослужения, но и начертал во всей подробности правила касательно вида, состава и употребления одежд священных. Божественный Основатель Церкви новозаветной не начертал подобных правил для одежд Своих служителей; ибо собственные одежды Его были совлечены с Него и достались в удел распинателям; но когда явился потом возлюбленному ученику Своему в виде Великого Первосвященника Церкви новозаветной, то явился облеченным «в подир и препоясанным... поясом златым» (Откр. 1:13); и когда показал ему, в видении, стоящих пред престолом славы Его; то показал «облеченными в ризы белы, и финицы в руках их» (Откр. 7:9). Имея в виду сие, Церковь новозаветная, хотя и преимуществует перед ветхозаветной Церковью благодатью, духом и истиной, но, подобно ей, никогда не пренебрегала и не пренебрегает и внешним благолепием Богослужения и священных облачений. Особенно настоящий день, яко праздников праздник и торжество из торжеств, всегда отличался особенной торжественностью не только служения, но и священного облачения служителей алтаря Христова.
И, вот к сему-то благоименитому дню приспел благознаменитый дар августейшего покровителя и защитника Церкви! Принадлежа, по самому сану своему, к высокому кругу боговенчанных Константинов, Феодосиев, Иустинианов, он возревновал святой ревностью быть и в числе богоизбранных Иосифов Аримафейских и Никодимов. Князь иудейский, приходивший прежде «ко Иисусу нощию» (Ин. 19:39), и благообразный советник, «иже от Аримафеа» ( Мк. 15:43), принесли Спасителю смирну, алой и плащаницу на собственную потребу Его, яко мертва и погребаема; а наш Боговенчанный самодержец Ему же, но яко воскресшему и потому не имеющему ни в чем нужды, приносит облачение для служителей Его, подобное облачению Ангельскому.
Кто из вас, братие, не радовался уже святой радостью при одном ус-лышании о сем даре царевом? – Кто из всех сынов Церкви Православной не возрадуется и не возблагодарит в сердце своем благочестивейшего помазанника, услышав о сем знаке царственного внимания его к тому святому месту, которое для всего православного Отечества нашего есть, яко новый Иерусалим и Сион отечественный? Но мзда такой любви к благолепию церкви, не у людей, а у Всевышнего (Прем. 5:15). Не довольствуясь нашими благодарственными молитвами ко Господу о благоденствии августейшего даятеля, святые угодники Божий, зде почивающие нетленными телесами своими, сами пойдут к престолу Воскресшего Господа, явят пред Ним дар веры и любви благочестивого царя и испросят для него «благодать воз благодать» (Ин. 1:16).
Для полноты торжества нашего желалось бы одного, – видеть ныне среди нас Христолюбивого архипастыря нашего, самого воздевающим в новом облачении преподобные руки свои к престолу Царя царей. Но, быв столько раз свидетелями его умилительного служения в сем храме, мы уверены, что он, отстоя от нас плотью, духом теперь с нами, что руки и сердце его воздеты теперь в благодарственных молитвах к Господу за благочестивейшего монарха, за отечество и за паству свою.
Итак, ничто да не препятствует радости нашей: «сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь!» (Пс. 117:24). Возрадуемся о Царе Небесном, Который, яко жених от чертога, исшел ныне от гроба Своего. Возвеселимся о царе земном, который, подобясь верному другу женихову, поспешил ознаменовать сие исшествие даром веры и любви своей.
Но радуясь сей сугубой радостью, не забудем, братие, что есть одно царственное облачение, в которое надобно облещись уже не одним служителям алтаря, а всем верующим во имя распятого и воскресшего Господа, Который всех истинных последователей Своих, по свидетельству Тайновидца, сотворил есть иереи Богу (Откр. 5:10). Это те драгоценные ризы, о коих написано: «побеждали... облечется в ризы белыя... и исповем имя его пред Отцем моим и пред ангелы его» (Откр. 3:5). Есть царское облачение, коим каждый истинно верующий украшен уже и здесь, в продолжение земного странствования. Это оное божественное облачение, о котором ныне в слух ваш возглашала Святая Церковь: «елицы... во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27). «Блажен бдяй, и блюдый» сии «ризы своя, да не наг ходит» (Откр. 16:15). Блажен, кто, и не соблюдши первой чистоты, умел покаянием и верой убелить их паки «в Крови Агнчи»! (Откр. 7:14). Но стократ несчастен тот, кто не умел ни сохранить, ни возвратить благолепного одеяния души своея. Таковый обрящется наг в тот великий день всеобщего воскресения, когда надобно будет начать праздновать Пасху уже не временную, а вечную.
Да сохранит Господь от сей ужасной наготы всех нас благодатью своею и молитвами святых угодников, зде нетленно почивающих! Аминь.