А.А. Горбачев

Источник

Прогресс и преображение

Во вступительной лекции «Прогресс и преображение», прочитанной 3 сентября 1914 года в академической аудитории, архимандрит Иларион делает попытку анализа глубинных, онтологических причин этой войны, ее для многих неясного, но главного духовного смысла.

Война эта, по мнению лектора, не есть какая-то досадная нелепость, случайность, которой могло не быть. Она не есть даже просто война государств, наций за некоторые политические, экономические, географические и тому подобные преимущества. Это – война двух идеологий, двух мировоззрений, мироощущений, а если точнее – двух образов существования, антиномичность, противонаправленность которых делает войну между ними естественным следствием конфликта, не разрешимого никакими мирными способами. Имя одного из этих образов существования – прогресс, другого – преображение. Наиболее яркие представители: первого – Германия, второго – Россия.

Прогресс есть лишь «приспособление к человеческой жизни общего принципа эволюции, а эволюционная теория есть узаконение борьбы за существование»212. Наиболее последовательный выразитель теории эволюции и прогресса – Ницше. Цель развития человечества – сверхчеловек. «Сверхчеловек должен навсегда порвать с христианскими добродетелями; для него они – порок и гибель». Главная добродетель – сила. Использование других, которые послабее, даже ценой их гибели для достижения своих «высших» целей – вот главный закон и основная добродетель прогресса. «Перенесите вы эти слова в политику, и вы получите политику Германии... Даже на большие народы, даже на русский народ германцы готовы смотреть как на навоз для удобрения той почвы, на которой должен расти и процветать германский культурный прогресс»213. Отсюда и «война – это лучший показатель внутреннего существа культурного прогресса», и «это самопроклятие прогресса». Поэтому считающей себя христианской, но давно отпадшей от Христовой Церкви германской нации гораздо ближе турки-магометане, чем православные русские. Ближе, так как выгодней. Выгода – идол культурного прогресса, который «для своего процветания непременно требует полного пред ним рабства со стороны человеческого общества»214.

Для славянского же православного мира, и в частности для России, не существует идолов, но существует идеал. Это – «религиозный идеал православия», который «есть не прогресс, но преображение»215. Русский характер, сложившийся под влиянием Церкви, никогда не мог серьезно мыслить о земных достижениях, которые подразумеваются под словом прогресс, как о безусловных ценностях. «Вся культурная и политическая деятельность русскому кажется только поделием, на которое грешно отдавать свою душу целиком»216. Не к сытому самодовольству стремится православная душа, но к спасению через преображение человеческой природы, через обожение, возможное только в Церкви. Единение с Богом, требующее отказа от поклонения идолу прогресса, – вот идеал русского народа.

«Вступая во второе столетие родной и дорогой академии, – заканчивал инспектор академии свою лекцию, – будем каждый иметь в качестве руководящего светоча наш русский идеал преображения, чтобы, когда придет время трудиться на ниве народной, не подавать жесткого европейского камня тому, кто просит настоящего русского хлеба»217. «Концепция архимандрита Илариона была положительно встречена в среде богоискательской интеллигенции»218.

Впрочем, несмотря на столь горячую патриотическую настроенность, архимандрит Иларион не теряет способности рассуждения. Само академическое служение он представляет как участие в военных действиях на идейном фронте и переход с этого фронта в действующую армию воспринимает хотя и не как дезертирство, но, по крайней мере, как неоправданное понижение уровня борьбы против общего врага.

* * *

212

Иларион, (Троицкий), сщмч. Прогресс и преображение // Он же. Без Церкви нет спасения. С. 266.

213

Там же. С. 267.

214

Там же. С. 265.

215

Там же. С. 270.

216

Там же. С. 275.

217

Там же. С. 283.

218

Краснов-Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. – М.: Крутицкое Патриаршее подворье, Kusnacht (Schweiz): Institut Glaube in der 2. Welt, 1996. С 313.


Источник: Жизнь и труды священномученика Илариона / А.А. Горбачев. – Москва : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 208 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle