Посещение академии Обер-прокурором Святейшего Синода В. К. Саблером

Источник

16-го мая Академию посетил г. Обер-прокурор Св. Синода В.К.Саблер. В этот день в двенадцатом часу дня В.К. Саблер прибыл из Москвы на богомолье в Лавру. Призванный на высокий, ответственный пост, пред началом своей деятельности он поспешил к общенародной русской святыне просить небесной помощи у молитвенника русской земли, преп. Сергия. В.К. Саблер выслушал в Троицком соборе молебен, смешавшись с толпой простых богомольцев, которых всегда немало около мощей преп. Сергия. Среди молящихся появились и студенты Академии, которые, узнав о приезде г. Обер-Прокурора, оставили на время даже свои спешные работы.

В час дня высокий гость направился в Академию, в покои Преосвященного ректора, где и был встречен Преосвященным епископом Феодором. Вскоре г. Обер-прокурор пожелал видеть студентов Академии. Немедленно студенты, собравшиеся почти в полном составе, наполнили зал ректорских покоев. Высокий посетитель любезно и ласково приветствовал всех входящих, высказывая искреннюю радость о том, что на его глазах растет молодая дружина. С особенным вниманием В.К. Саблер приветствовал многочисленных в нашей Академии студентов-монахов. Когда студенты собрались, г. Обер-прокурор обратился к ним с речью, сказав приблизительно следующее:

«Приветствую дорогую мне по многим воспоминаниям Академию!

Я приехал сюда помолиться у гроба преп. Сергия, где вся православная Русь черпает духовную силу, нравственную крепость и мощь, и я рад видеть вашу молодую дружину. Волею нашего Государя я призван послужить Православной Церкви. Сами вы знаете, какое трудное время теперь переживает наша дорогая родина и наша общая мать – св. Церковь Православная. Много нужно сил, много деятелей нужно для служения Церкви в наши дни. Вот почему и приветствую я особенно вас, молодую и полную сил дружину. На вас, господа, мы смотрим с упованием, с верой и надеждой. Желаем мы и надеемся, что свои чистые юношеские силы, свой горячий идеализм, свое желание работать вы посвятите на служение Православной Церкви, на служение дорогому нашему многострадальному народу. Юношеские сердца всегда полны самоотверженного идеализма, – и вот самое лучшее, самое благородное и благодарное поле для вашей деятельности – Церковь и народ.

Наш русский народ много счастливее других народов: у нас есть Церковь Православная. Эта Церковь сохранила для нашего народа христианскую истину, как определена она на св. Вселенских Соборах, сохранила истину в ее чистом виде, без примеси человеческой лжи. Эта Церковь сохранила для народа и чистую нравственность, подлинную христианскую православную нравственность, а не иезуитскую мораль, не подделку христианского благочестия, которую дает другим народам католичество. С этими церковными силами народу нашему не страшны варвары, не страшны ему никакие внешние враги, – страшнее, много страшнее ему враги внутренние, духовные враги, которые хотят отнять у народа бесценное сокровище его души – веру православную.

Нападает воинственный католицизм. В старой державной Москве обнаружены иезуиты. Страшные волны баптизма, штунды яростно бросаются на утес народной веры. Вот эти-то враги народа грозят лишить народную душу ее великой святыни, и от этих-то врагов особенно необходимо обезопасить русский народ. Для такого-то служения Церкви и народу и нужны теперь и силы и люди. Этого-то церковного служения и ждем мы от вас. И знайте, что только это служение может дать вам полное нравственное удовлетворение: в этом только служении найдете вы свое счастье. Счастье не в служении ради чинов, орденов, петличек и светлых пуговиц: счастье в служении идейном, самоотверженном служении Церкви, счастье в сознании исполненного долга.

Народ пойдет за вами, если будете вы учить его вере и благочестию, потому что вера и благочестие для народа дороже всего, дороже всех культурных успехов, дороже всех завоеваний и приобретений. Другие народы, при всем блеске своей внешней жизни, чистую истину и чистую мораль потеряли. Но ни блестящие внешние завоевания, ни успехи в культурном развитии не спасут народа, потерявшего веру. Только те народы способны к выполнению своего мирового призвания, которые живут при свете веры. Без веры, когда падает народная нравственность, не может быть крепким никакой народ. Наш же народ еще крепок верой своей, которую воспитали в нем службы церковные, песнопения духовные. Все доброе, старое нужно всеми силами поддерживать и укреплять и новое доброе нужно созидать. Учить нужно русский народ, эту русскую Церковь. Церковь всегда бывает крепка и тверда не внешней силой, а Христовой истиной. Слово – вот церковный меч, которым Церковь ведет мирную, но ожесточенную борьбу.

Для этой борьбы прежде всего нужен твердый характер, а потом необходимо единение, солидарность всех работников, всех церковных деятелей. Без единения, без общей солидарности не может быть успеха. Враги Церкви объединены, организованны. Чем ведь силен и славен католицизм, как не своей железной дисциплиной. Единение необходимо и нам: мы должны помнить, что в единении сила.

Еще раз приветствую всех вас, особенно кончающих курс. Может быть, недолго мне придется быть Обер-прокурором, но надеюсь, что с теми, кто ныне кончает курс, нам придется вместе работать на пользу и славу Христовой Церкви. Всякому, кто хочет Церкви служить и “усердно работати Господеви“, я всегда готов оказать помощь и поддержку».

С глубоким вниманием было выслушано сердечное, одушевленное и красноречивое слово. На речь г. Обер-прокурора ответил Преосвященный ректор Академии, епископ Феодор, который сказал приблизительно следующее:

«Ваше Высокопревосходительство!

Ваше ласковое, больше того – любовное обращение к этим юношам налагает долг – вернее – вызывает внутреннюю потребность сказать Вам слово благодарности. Быть может я поступаю нескромно, что беру на себя этот приятный долг сказать Вам от лица всех собравшихся здесь. Но мы здесь живем одной мирной и дружной семьей: настроение студентов для меня не тайна, – вот почему, думаю, в том, что я скажу, будет выражено общее ваше чувство и настроение.

Все, что Вы сказали в Вашей полной одушевления и искреннего чувства речи, все это воспринимается нами с чувством живейшей радости. И направление Вашей деятельности, и Ваши ожидания от нас, как работников на ниве церковной, для нас ясны и определенны и вполне совпадают с нашими собственными чаяниями и ожиданиями.

Вы сказали, что пред началом работы на том ответственном посту, на котором Бог судил Вам стать, Вы пожелали запастись духовными силами здесь, у раки преп. Сергия. Поверьте и мне, что благодатный источник духовной силы от раки преподобного неизменно укрепляет и нас во всем. За два года своей службы здесь я имел возможность опознать и на себе самом, и на делах общеакадемических эту постоянную помощь преподобного. И питомцы Академии несомненно чувствуют на себе эту укрепляющую силу преподобного. Вот почему они, как я сам знаю, рано утром и в 6 часов, и в 5 часов и даже в 3 часа – любят посещать раку преподобного: иногда даже тайно ходят туда в часы безлюдья, ибо ведь религиозное чувство не любит оказательства, а любит, наоборот, таиться. Я, быть может, нескромно делаю, приподнимая завесу интимной стороны нашей жизни, но должен откровенно сказать и свидетельствую, что духовное благоухание от раки преподобного, разносимое на всю Россию богомольцами, чувствуется и в нашей академической жизни. Вот почему и Ваше искреннее, благоговейное отношение к преподобному переживается и нами по сродству религиозного настроения весьма живо и глубоко.

Нам было приятно слышать в Вашей речи, определенно указывающей принципы Вашего понимания церковной деятельности, дорогие нашему сердцу отзвуки начал соборности и каноничности. Мы рады делать то дело, к которому Вы нас зовете, но ведь все же для желающего работать нужна какая-нибудь перспектива и определенный горизонт, который бы указывал выход доброму желанию. Можно, кажется, говорить откровенно, тем более, что мы и в изучении наших наук и в самом течении жизни, как люди, уже более или менее зрелые, можем понимать современное церковное положение, понимать, что оно все же страдало от отсутствия начал соборности и ясно выраженного канонического сознания. Последнее заменено было, кажется, началом юридическим по преимуществу

Мы приветствуем теперь Ваше вступление в сознании того, что у работников на поприще церковном горизонт стал яснее, а перспектива определеннее. Для нас всех, а в частности для вступающих в жизнь юношей, особенно отрадно слышать о Вашей готовности оказать поддержку всем желающим работать на пользу Церкви, ибо ведь весьма важно иметь не только доброе желание, но и благоприятные условия, которые давали бы доброй силе возможность полностью проявить себя. И нам остается только от искреннего сердца пожелать Вам сил духовных и телесных работать на пользу Православной Церкви “многая лета“.

Дружное и громогласное пение “многолетия“ было общим ответом со стороны студентов.

Когда смолкло искреннее и потому одушевленное пение многочисленного хора, В.К. Саблер сказал:

– “Что мне сказать на это? И что я могу сказать? Могу одно сказать: спаси, Христе Боже, Преосвященного владыку Феодора, Академию, начальствующих, учащих и учащихся на многая лета“.

И снова с таким же одушевлением пропето было “многая лета“.

Высокий посетитель похвалил мощное пение, а Преосвященный ректор в ответ на это предложил посетить богослужение в академическом храме. В.К. Саблер с радостью принял это предложение и обещался когда-нибудь побывать в академическом храме за богослужением.

Затем высокий гость, так же сердечно попрощавшись со студентами, особенно с монашествующими, отбыл из Академии, провожаемый Преосвященным ректором до выходных дверей.

После г. Обер-прокурор посетил лаврские скиты, причем в пещерном храме Гефсиманского скита попросил отслужить панихиду на могиле погребенного там старца иеромонаха Варнавы, которого он весьма почитал при жизни и который, как говорят, предсказывал еще давно, что В.К. Саблер будет обер-прокурором Св. Синода.

В пятом часу пополудни г. Обер-прокурор отбыл из Посада в Москву. На вокзале, вместе с лаврскими властями, его провожал инспектор Академии, проф. А.И. Шостьин, которому, прощаясь, он поручил передать всей Академии, что посещение Академии доставило ему только чувство радости и удовольствия и он благодарит всех за добрые чувства и сердечную встречу.

В.


Источник: Иларион (Троицкий), архим. Из академической жизни: Посещение академии Обер-прокурором Св. Синода В.К. Саблером // Богословский вестник. 1911. Т. 2. № 5. С. 252-257.

Комментарии для сайта Cackle