Источник

Чины освящения различных предметов, молебны и молебные пения

Издания Требника содержат многочисленные чины освящения тех или иных предметов, молебны и молебные пения на разные случаи. Обозреть весь этот обширный материал не представляется возможным, тем более что состав Требника варьируется в зависимости от времени и места издания. В XVII веке киевский митрополит Петр Могила собрал, как кажется, все известные в его время чины, а также составил некоторые новые, включив их в свой Требник, изданный в 1646 году. Многие из включенных в этот сборник молитвословий впоследствии вышли из употребления. С другой стороны, на протяжении всего периода с середины XVII века вплоть до настоящего времени продолжалось создание новых чинов, молебнов и молитвословий. В нижеследующем обзоре мы остановимся лишь на некоторых чинопоследованиях Требника, сохранившихся в употреблении.

Освящение предметов церковной утвари и икон

Предметы церковной утвари освящаются через чтение специальных молитв и окропление их святой водой. Для освящения комплекта богослужебных сосудов (дискоса, чаши, звездицы, лжицы и трех покровцов) используется Чин благословения и освящения сосудов служебных, состоящий из начала обычного, псалма 23, двух молитв и окропления сосудов святой водой. Сходный чин употребляется при освящении каждого из богослужебных сосудов в отдельности, однако молитва в каждом случае читается особая. Имеется также Чин благословения новых сосудов церковных, употребляемый для освящения предметов литургического обихода (кадила, сосудов для воды и иных принадлежностей алтаря). Для освящения илитона – плата, в который заворачивается антиминс, – используется Чин благословения илитона. Облачения священника освящаются посредством Чина благословения или освящения новых священнических одежд, а облачение на престол – посредством Чина благословения индитий. Каждый из этих чинов включает начало обычное, псалом, две молитвы и окропление святой водой со словами «Освящается (название) благодатию Всесвятаго Духа, кроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

Большей продолжительностью отличается Чин благословения новосооруженнаго креста. Он включает начало обычное, три псалма (131, 59 и 98), пение тропарей кресту, чтение священником двух молитв на освящение, окропление креста святой водой, пение стихир кресту, поклонение и лобызание креста. В первой молитве священник просит Бога ниспослать благословение на новосооруженный крест, благословить и освятить его, наполнив его силой и благословением того древа, на котором было пригвождено пречистое тело Господа Иисуса Христа. Контекст этой и последующих молитв показывает, что речь в чинопоследовании идет о кресте, очевидно, крупного размера, воздвигнутом для поклонения верующих. Для освящения небольшого нательного креста употребляется Чин благословения креста к ношению на персех.

Как уже говорилось, в Древней Церкви не было специального чина освящения икон. В Византии существовал обычай помазания новонаписанной иконы святым миром. В настоящее время икона освящается через окропление ее святой водой при чтении специальных молитв. Чин освящения той или иной иконы включает начало обычное, чтение псалма, произнесение двух молитв и окропление иконы святой водой.

Для освящения икон Святой Троицы существует Чин благословения иконы Пресвятыя Живоначальныя Троицы, во образе триех Ангелов, или Крещения, или Преображения, или сошествия Святаго Духа. Само название чина указывает, какие именно иконы могут считаться образами Троицы: символическое изображение троичности Божества в виде трех Ангелов (как на иконе Андрея Рублева), а также икон праздников Крещения Господня, Преображения и Пятидесятницы. Связь между этими событиями прослеживается в молитве чинопоследования:

Господи Боже, в Троице Святей славимый... Якоже писание нам ветхое повествует о явлении Твоем во образе триех Ангелов, оному преславному патриарху Аврааму бывшем, в новей же благодати Отец во гласе, Сын плотию во Иордане, Дух же Святый в виде голубине явися, и паки Сын, Иже плотию вознесыйся на небо, и одесную Бога седит, Утешителя Духа на апостолы в видении огненных язык посла; и на Фаворе Отец во гласе, Дух Святый во облаце, Сын же в пресветлом свете учеником Троим показася, сице всегдашняго ради воспоминания, Тебе единаго славимаго Бога не точию усты исповедуем, но и образ пишем, не еже боготворити сей, но еже нань телесныма очима взирающе, умныма на Тебе Бога нашего зрети...

Господи Боже, прославляемый в Святой Троице... Как Ветхий Завет рассказывает нам о Твоем явлении в образе трех Ангелов этому славному патриарху Аврааму, в новой же благодати Отец был явлен через голос, Сын плотью в Иордане, а Святой Дух в виде голубя; и опять же Сын, Который плотью вознесся на небо и сидит одесную Бога, послал Утешителя Духа на апостолов в виде огненных языков; и на Фаворе Отец был показан преславным Твоим ученикам в голосе, Святой Дух в облаке, Сын же в сверхсветлом свете, так и мы ради постоянного воспоминания о Тебе, едином достойном славы Боге, не только устами исповедуем, но и икону пишем – не для того, чтобы обоготворять ее, но чтобы, взирая на нее телесными очами, умственными очами видеть Тебя, Бога нашего...

На всех четырех типах иконы Святой Троицы, упомянутых в чине освящения, отсутствует изображение Бога Отца. Святой Дух изображен на иконе «Крещения» в виде голубя; на иконе «Пятидесятницы» в виде лучей и огненных языков, почивающих на головах апостолов; на иконе «Преображения», как следует из молитвы, образом присутствия Святого Духа является облако. Чин не может использоваться для освящения каких-либо икон Святой Троицы, на которых изображен Бог Отец или Святой Дух в виде голубя вне контекста Крещения Господня («Новозаветная Троица», «Отечество» и пр.). Такие иконы вообще не подлежат освящению или пребыванию в храме, поскольку противоречат строгому запрету на любые изображения Бога Отца.

Для освящения икон Спасителя или одного из Господских праздников используется соответствующий чин, включающий молитву, в которой вкратце излагаются богословские основы иконописания и вспоминается история Нерукотворного Образа, посланного Христом Авгарю Эдесскому. Отдельные чины существуют для освящения икон Божией Матери, одного или нескольких святых, а также для «разноликих икон». Особым чином освящается кивот для хранения святых мощей. Некоторые Требники печатают также специальный Чин благословения и освящения иконостаса.

Молебные пения

В Православной Церкви существует большое количество молебнов, молебных пений и молитв на разные случаи.

Молебное пение на Новый год совершается в канун Нового года по гражданскому календарю. Оно имеет одновременно благодарственный и ходатайственный характер. Начинается оно литургическим возгласом «Благословенно Царство» и включает чтение псалма 64, великую ектению с прибавлением особых прошений «о еже благословити начаток и провождение лета сего», пение благодарственных тропарей, чтение Апостола (1Тим. 2:1–6) и Евангелия (Лк. 4:16–22), сугубую ектению с добавлением благодарственных прошений, благодарственную молитву священника, пение великого славословия и отпуст. Иногда вместо великого славословия поется раннехристианский гимн «Тебе Бога хвалим», приписываемый святому Амвросию Медиоланскому.

Молебное пение при начатии учения отроков совершается, как правило, в начале или перед началом школьного учебного года (в России – 1 сентября н.ст.). Чинопоследование содержит специальные прошения «о еже низпослати на отроков сих Духа премудрости и разума, и отверзти ум и уста, и просветити сердца их к приятию наказания добрых учений».

Молебное пение о недужных многих или о едином совершается над тяжелобольными людьми. Чин содержит молитвословия об исцелении болезней, уврачевании души и тела болящих, прощении их прегрешений, вольных и невольных. Некоторые молитвы заимствованы из чинопоследования Таинства елеосвящения (в частности, молитва «Врачу душ и телес»).

Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием обычно называют благодарственным молебном. Он совершается по просьбе верующего, который желает особым образом возблагодарить Бога за оказанное ему благодеяние или за избавление от опасности, болезни, скорби. Молебен включает пение благодарственных тропарей «Благодарни сущи недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих, на нас бывших», чтение Апостола (Еф. 5:8–21) и Евангелия (Лк. 17:12–19), ектению с добавлением особых прошений, заключительную благодарственную молитву и гимн «Тебе Бога хвалим».

Особые молебные пения совершаются во время стихийных бедствий – бездождия (засухи), безведрия (продолжительных ливневых дождей), труса (землетрясения) и наводнения, во время губительнаго поветрия и смертоносныя заразы (эпидемии).

Несколько чинопоследований Требника связано с войной и военными действиями. Православная Церковь никогда не стояла на позициях абсолютного пацифизма и всегда благословляла воинов на борьбу против внешнего врага, а во время военных действий возносила молитву о даровании победы над врагами. В России во время войны было принято совершать Молебное пение, певаемое во время брани против супостатов. Существует также Чин освящения воинскаго знамени, еже есть хоругви, и воем благословения на брань, включающий окропление знамен, солдат и офицеров святой водой и благословение воинов на ратный подвиг. В некоторых современных Требниках также печатается Чин благословения воинских оружий, включающий молитву: «Господи Боже наш... на оружия сия небесное Твое благословение низпосли, и рабу Твоему сему (имя) сия носити ко укреплению и заступлению Церкви Твоея Святыя, сирых же и вдовиц, и на земли сущаго достояния Твоего желающему, силу и крепость подаждь». Согласно указанию Требника, оружие во время чтения этой молитвы полагается на специальном столе перед амвоном; по окончании молитвы оно окропляется святой водой. Для освящения военного судна существует Чин благословения воднаго судна ратнаго, на сопротивныя отпущаемаго.

Особыми молитвословиями Церковь сопровождает отправляющихся в далекий путь: на этот случай в Требниках имеются Чин благословения в путешествие и Чин благословения хотящим по водам плыти. Отдельным чином освящается корабль: для этого используется Чин благословити новый корабль или лодию. К этим чинопоследованиям в XX веке добавились Чин освящения колесницы (т.е. автомобиля), Чин освящения воздушнаго судна (самолета) и Чин благословения в воздушное путешествие.

Для освящения домов, частных квартир и офисных помещений используется Чин благословения новаго дома, печатаемый в некоторых Требниках. Он включает начало обычное и псалом 90, по прочтении которого священник молится о том, чтобы Господь благословил дом и его жителей и сохранил их невредимыми от сопротивных. Затем священник благословляет елей, окропляет все стены дома святой водой и крестообразно помазывает елеем каждую из четырех стен дома (квартиры). Далее может быть прочитано Евангелие о Закхее мытаре (Лк. 19:1–10) и псалом 100. Чин завершается сугубой ектенией, отпустом и многолетием.

Для освящения кладбища используется Чин благословения и освящения места, идеже погребатися будут телеса скончавшихся христиан, сиесть гробия. В некоторых Требниках печатается также Чин благословения и освящения надгробнаго креста.

Выкапывание колодца сопровождается двумя последованиями: в начале совершается Чин молитвенный на копание кладязя и обретение воды, в конце Чин благословения новаго кладязя.

В состав Большого Требника входит чин, называемый Последованием молебным о немощных, обуреваемых от духов нечистых. Чин содержит несколько псалмов, «канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу, ко Пресвятей Богородице, ко безплотным, ко апостолом и ко всем святым», ектению и молитву о болящем из Таинства елеосвящения, а также пять заклинательных молитв, надписанных именем Василия Великого. Эти молитвы, переведенные с греческого языка, восходят к раннехристианской практике экзорцизма – изгнания демонов из одержимых ими. В настоящее время заклинательными молитвами Василия Великого пользуются отдельные духовники, вокруг которых собираются бесноватые или считающие себя таковыми: чтение молитв превращается в ритуал (в просторечии получивший название «отчитывания» или «отчитки»), во время которого одержимые бросаются на пол, кричат нечеловеческими голосами, испускают пену и т.д. Требуется предельная осторожность в оценке таких явлений, поскольку иной раз за одержимость может быть по ошибке признано психическое расстройство или аномальное поведение. Присутствие же человека со слабой психикой на подобного рода ритуале никак не способствует выздоровлению его от болезни.

Молебны и акафисты. Уставное и неуставное богослужение

Молебны и молебные пения, включенные в состав Требников, представляют собой чинопоследования, совершаемые по особым случаям в дополнение к суточному кругу богослужений, либо по конкретным поводам, связанным с теми или иными обстоятельствами жизни христианина. На протяжении многих веков молитвенная жизнь христианина в Церкви была сосредоточена вокруг Евхаристии и участия в богослужениях суточного круга, совершение которых предписано Типиконом. Никаких «частных» богослужений, или треб, совершаемых по специальному заказу верующего, не существовало. Лишь в исключительных случаях совершались молитвы, не предписанные церковным Уставом.

В последние же два столетия в Русской Православной Церкви получила широкое распространение практика совершения частных треб – богослужений «по индивидуальному заказу». Как бы не довольствуясь общественным богослужением, современный прихожанин может заказать для себя особое богослужение, которое священник совершает по окончании литургии или всенощного бдения. Частные требы превратились в регулярный обычай большинства храмов, в своего рода отдельный богослужебный круг, сосуществующий с тем, что предписан Типиконом, но не регулируемый какими бы то ни было Уставами или правилами.

В частности, молебны в большинстве храмов совершаются на регулярной, нередко ежедневной основе. Во многих храмах молебен служится после каждой литургии. В таких случаях за основу берется так называемый молебен общий. Парадоксальным образом чинопоследование общего молебна отсутствует в большинстве Требников. Это объясняется тем, что молебен – не самостоятельная служба, а сильно сокращенная и в значительной степени видоизмененная утреня. При составлении молебна настоятели храмов чаще всего основываются на устной традиции. Молебен может быть посвящен Спасителю, Божией Матери, одной из икон Божией Матери, одному или нескольким святым. Широко распространены также составные молебны – например, Спасителю, Божией Матери и нескольким святым (а то и нескольким десяткам святых).

Молебен начинается возгласом «Благословен Бог наш», пением «Царю Небесный», чтением «Трисвятого по Отче наш» и псалма 142. Затем произносится великая ектения, поется «Бог Господь» и тропари тем, кому посвящен молебен (в случае «составного» молебна таких тропарей может быть несколько или несколько десятков). За тропарями следует псалом 50. На молебне может исполняться канон святому или святым, однако на практике вместо канона поются краткие припевы: «Иисусе Сладчайший, спаси нас», «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас» и т.д. Каждый припев исполняется священнослужителями и повторяется хором. В общей сложности каждый припев исполняется девять раз (вместе с повторами восемнадцать); между припевами вставляются тропари, кондаки и ектении. Вставляется также прокимен и Евангелие (выбор Евангелия зависит от того, кому совершается молебен). По окончании припевов исполняется «Достойно есть», сугубая ектения с поминовением имен и добавлением различных прошений. В конце молебна читается особая молитва, после чего совершается отпуст. Существуют различные сокращенные формы молебна: без начала обычного, без псалмов, с троекратным, а не девятикратным исполнением припевов, вообще без припевов, без Евангелия и т.д.

Во многих приходах и монастырях совершаются также молебны с акафистом. В этом случае акафист – Спасителю, Божией Матери, в честь одной из икон Божией Матери или какому-либо святому – вставляется после шестикратного исполнения припевов, перед чтением Евангелия. В некоторых приходах и монастырях существует практика соединения молебнов с акафистами, составленными из нескольких разных акафистов. При этом 1-й икос и 1-й кондак выбираются, например, из Акафиста Иисусу Сладчайшему, 2-й икос и кондак из Акафиста Богородице, 3-й – из Акафиста Иоанну Предтече, 4-й – святителю Николаю и т.д. Такое богослужебное творчество не имеет никаких оснований в церковном Уставе, не отражено ни в одной богослужебной книге, ни в одном издании Требника.

В связи с широким распространением молебнов и акафистов необходимо отметить следующее. Практика повсеместного и ежедневного служения молебнов и акафистов получила распространение в Русской Церкви в последние полтора-два столетия. В отличие от труднодоступных для понимания византийских гимнов, тексты, используемые на молебнах и акафистах, не требуют ни особых интеллектуальных усилий, ни специальной богословской подготовки для понимания: они просты по содержанию и легко усваиваются. Это в значительной степени и явилось причиной их популярности в народной среде.

По сути, молебен – это утреня, из которой исключены все наиболее сложные для понимания тексты. Ведь если наиболее богословски насыщенными элементами утрени являются стихиры и каноны, то на молебне, как правило, стихиры вообще не исполняются, а от канона оставлены лишь припевы. Почти повсеместное распространение молебнов в Русской Церкви свидетельствует о развитии литургического благочестия в сторону смыслового упрощения с заменой более древних, продолжительных и сложных текстов более простыми, краткими и доступными.

Подобные процессы происходили в разные эпохи в протестантизме и католицизме, где на смену древним, наполненным богословским содержанием богослужебным текстам приходили более доступные для понимания хоралы, секвенции и канты. В Католической Церкви последним этапом процесса обеднения и упрощения богослужебного обряда стала литургическая реформа II Ватиканского Собора. В протестантизме же подобная реформа была проведена в самый момент его зарождения. И в том и в другом случае богатством богословского содержания пожертвовали ради понятности, доступности богослужения. Но богослужение в значительной степени перестало быть школой богословия и богомыслия, оно осталось в лучшем случае лишь школой благочестия.

Широкое распространение акафистов также связано с ослаблением интереса к литургии и другим уставным службам. Православный Типикон знает лишь один акафист – тот, который исполняется в субботу пятой недели Великого поста. По образцу этого акафиста были в свое время составлены для домашнего употребления другие замечательные акафисты, например Иисусу Сладчайшему и святителю Николаю. Однако в XVIII и XIX веках появилось немало акафистов, посвященных святым или отдельным иконам Божией Матери. Некоторые из этих акафистов написаны на невысоком богословском и литературном уровне. Богословие в них заменено благочестием, а богомыслие «богоглаголанием».

В среде верующих Русской Православной Церкви раздаются голоса, призывающие к реформе православного богослужения, к тому, чтобы сделать богослужение более доступным. Но если доступность богослужения будет достигаться за счет дальнейшего изъятия из обихода уставных богослужебных текстов и замены их на произведения народного творчества, то такая реформа вряд ли принесет добрые плоды.

Речь должна, вероятно, идти не столько о «реформировании» богослужения, сколько о возвращении его в рамки церковного Устава, с тем чтобы вернуть верующему возможность приобщаться к сокровищнице православного богословия и богомыслия, содержащейся в уставных богослужебных текстах. И, прежде всего, необходимы усилия для того, чтобы в сознании православных христиан Божественная литургия вновь заняла то центральное и единственное место, которое ей – и только ей – принадлежит по праву.


Источник: Православие / Митрополит Иларион (Алфеев). - В 2 т. - 4-е изд. - Москва : Издательский дом «Познание», 2021. / Т. 2: Храм и икона, Таинства и обряды, богослужение и церковная музыка. - 976 с.: ил.

Комментарии для сайта Cackle