Глава III. Седмичный круг богослужения
Формирование седмичного богослужебного круга
Истоки формирования седмичного богослужебного круга христианской Церкви следует искать в Ветхом Завете. Четвертая заповедь Моисеева законодательства гласит: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу Твоему (Исх. 20:8–10). Суббота воспринималась, прежде всего, как день покоя, отдохновения от трудов, в память о том, что в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил. В то же время суббота – это день, который Господь благословил... и освятил (Исх.20:11). В субботу совершается священное собрание (Лев. 23:3); в этот день в жертву Господу приносятся всесожжения (см.: Чис. 28:9) и хлебы предложения (см.: Лев. 24:8). В эпоху после вавилонского плена суббота становится основным богослужебным днем недели: в этот день иудеи собираются в синагогу для молитвы и чтения Священного Писания.
В христианстве ветхозаветное предписание о соблюдении субботы подверглось радикальному пересмотру. Христос не отвергал это правило и Сам посещал синагогу по субботам (см.: Лк. 4:16), однако позволял Себе нарушать предписание о субботнем покое, доказывая иудеям, что Сын Человеческий – господин и субботы (Мк. 2:28). Ученики Христа после Его вознесения продолжали посещать храм по субботам, однако основным днем христианского богослужения, днем совершения Евхаристии, становится первый день недели, «день солнца». После того как христиане окончательно отошли от Иерусалимского храма и в особенности после того, как двери Церкви открылись для язычников, соблюдение субботы в том виде, в каком оно предписывалось в Ветхом Завете, потеряло смысл. Постановления Апостольского Собора (см.: Деян. 15:6–29) фактически узаконили отмену ветхозаветных предписаний о субботе.
Раннехристианские писатели говорили о субботе как об одном из иудейских обычаев, который отмирает после пришествия в мир Христа. На смену «субботствованию» приходит «жизнь Воскресения», чему соответствует и перенос центра богослужебной жизни с субботы на первый день недели, который стали называть «днем Господним». Нередко этот день называли «восьмым днем» – как прообраз вечности:
Итак, если жившие в древнем порядке дел приближались к новому упованию и уже не субботствовали, но жили жизнью Воскресения, в котором и наша жизнь воссияла чрез Него и чрез смерть Его, – некоторые и отвергают ее, но чрез ее тайну получили мы начало веры и ради нее терпим, дабы быть учениками Иисуса Христа, единого Учителя нашего, – то как можем мы жить без Него, когда и пророки, будучи учениками Его по духу, ожидали Его как Учителя своего?.. Итак, извергните худую закваску, устаревшую и испортившуюся, и изменитесь в новый квас, который есть Иисус Христос. Осолитесь в Нем, дабы кто-нибудь из вас не попортился, и тогда зловоние не обличило бы вас. Нелепо призывать Иисуса Христа, а жить по-иудейски; ибо не в иудейство уверовало христианство, напротив – иудейство в христианство, в котором соединились все народы, уверовавшее в Бога.
Бог говорит иудеям: «Новомесячий ваших и суббот ваших не терплю» (см.: Ис. 1:13). Смотрите, как Он говорит: «Приятны Мне не нынешние субботы, но те, которые Я определил и которым наступать тогда, когда, положив конец всему, сделаю начало дню восьмому, или начало другому миру». Поэтому мы и проводим в радости восьмой день, в который и Иисус воскрес из мертвых, и после того, как явился верующим, вознесся на небо.
В середине IV века противопоставление воскресенья субботе было закреплено в 29-м правиле Лаодикийского Собора: «Не подобает христианам иудействовати и в субботу праздновати, но делати им в сей день; а день воскресный преимущественно праздновати». На Западе начиная с VI века распространилось представление о том, что отдых в воскресенье полностью заменяет субботний покой, предписанный в Ветхом Завете. На Востоке, однако, суббота сохраняла значение самостоятельного литургического дня, особенно в тех Церквах, которые не порывали окончательно связь с иудейской традицией (в частности, в Эфиопии и Сирии).
В восточно-христианском монашестве суббота, наряду с воскресеньем, превратилась в один из важных литургических дней. В византийском литургическом календаре суббота стала днем воспоминания о пребывании Иисуса Христа во гробе и одновременно днем поминовения усопших. Это понимание нашло отражение в богослужениях Октоиха.
Формирование Октоиха обычно датируется VII–VIII веками и связывается с именем преподобного Иоанна Дамаскина. В то же время очевидно, что Октоих как книга и сама система осмогласия, на которой она построена, отражает многовековое развитие богослужения в монашеской традиции и является плодом коллективного творчества. Восемь гласов Октоиха, как уже говорилось, представляют собой не только восемь различных напевов, но и восемь полных «комплектов» богослужебных текстов на каждый день седмицы. Октоих употребляется в течение всего года, за исключением дней, когда его вытесняет Триодь постная или Триодь цветная. Цикл богослужений Октоиха повторяется каждые восемь недель.