Источник

Послесловие

Быть христианином – значит не только знать Символ веры, не только регулярно ходить в храм, исповедоваться и причащаться, но и жить по-христиански. А жить по-христиански – значит жить не по стандартам «мира сего», а по иным правилам и законам. Это предполагает готовность плыть против течения, требует духовного героизма, а в ситуации прямых гонений – исповедничества и мученичества. Иисус первым прошел по этому пути и Своим последователям не указал никакого иного пути.

Старайтесь каждый день читать Евангелие – по главе, по зачалу137, или хотя бы по нескольку строк. Положите Евангелие на видное место (на рабочий стол, на прикроватную тумбочку) и обращайтесь к нему как можно чаще. Через это чтение Христос будет незримо присутствовать в Вашей жизни, Его живой голос будет звучать в Ваших ушах и откликаться в Вашем сердце. Евангелие – школа духовной жизни. Даже если Вы прочли тот или иной евангельский рассказ много раз и уже знаете его почти наизусть, он может неожиданно раскрыться для Вас по-новому.

Хотел бы дать Вам совет, основанный на опыте многих людей: если у Вас есть полная Библия, не пытайтесь прочесть ее сразу целиком. Начните с Нового Завета: читайте сначала только четыре Евангелия, потом попробуйте почитать книгу Деяний апостольских и соборные послания.

Прежде чем читать послания апостола Павла, обратитесь к Ветхому Завету и прочитайте из него первые две книги – Бытие и Исход. Потом вернитесь к Евангелиям и перечитайте их заново, а затем уже переходите к посланиям апостола Павла.

Чтение Библии в таком порядке поможет Вам привыкнуть к ней, почувствовать ее внутренний ритм, уловить взаимосвязь между Ветхим и Новым Заветами. Далее Вы уже сможете самостоятельно путешествовать по Библии, выбирая для себя те книги, которые Вам интересны.

Старайтесь каждый день читать Псалтирь – хотя бы по одному или нескольким псалмам138. В этой библейской книге содержатся самые разные молитвы – и скорбные, и радостные, и короткие, и длинные. Вся гамма молитвенных переживаний отражена в ней, и в каком бы духовном, эмоциональном или физическом состоянии человек ни пребывал, он всегда найдет в ней что-нибудь подходящее для себя.

Каждый день начинайте с молитвы и заканчивайте молитвой. Пользуйтесь для этого книгой, которая называется «Православный молитвослов». Она содержит молитвы утренние, вечерние, особые молитвы, которые читаются перед Причащением и после Причащения, а также иные молитвы на разные случаи жизни. Но не ограничивайтесь молитвами, напечатанными в книге: не забывайте молиться и своими словами. Помимо молитвы личной важна молитва семейная: она скрепляет семью в единое целое, помогает ее членам ощутить себя «домашней церковью».

Если Вы состоите в браке, но Ваша «вторая половина» еще не приобщилась к вере и Церкви, помните о том, что «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1Кор.7:14). Не пытайтесь заставить своих близких поверить в Бога, не тяните их в церковь насильно, не пытайтесь убедить их увещаниями или упреками. Просто живите по-христиански, делайте добро, ходите в храм, делитесь с близкими той благодатью, к которой Вы там приобщаетесь, и они сами потянутся к вере и Церкви, когда увидят, какое благотворное влияние оказывает на Вас вера.

Делитесь всем, что Вы узнаёте, с Вашими детьми. Не бойтесь, что они чего-то не поймут или испугаются, соприкоснувшись с верой и Церковью. Ничего, кроме пользы, от участия в церковной жизни для них не будет. Всю последующую жизнь они будут благодарить Вас за то, что Вы воспитали их в вере, дали им самое главное: Бога.

Старайтесь не реже одного раза в неделю бывать в храме на богослужении, не пропускайте больших церковных праздников. Изучайте богослужение, старайтесь вникнуть в его смысл, не ссылайтесь на малопонятность церковного языка. Пусть храм будет духовным домом для Вас и Вашей семьи.

Старайтесь регулярно исповедоваться и причащаться. Очищайте душу и сердце от накопившегося зла, не бойтесь открыть душу перед Богом и священником. Со страхом Божиим и верою приступайте к чаше Святого Причастия, принимайте внутрь себя Самого Бога. Святыню Тела и Крови Христа берегите: не давайте земным заботам и волнениям поглотить то особое, трепетное чувство близости Божией, которое приходит благодаря Святому Причащению.

Соблюдайте посты, установленные Церковью, насколько это позволяют Ваши силы. Церковь установила их не для того, чтобы истязать или мучить Вас, а для Вашего физического и духовного здоровья. Но только помните, что ни само по себе соблюдение постов, ни улучшение здоровья – не самоцель. Главное – это то духовное здоровье, которое ничем нельзя заменить или подменить. На это направлена вся система церковной жизни, включая посты.

Церковная жизнь должна быть не в тягость, а в радость. Вновь и вновь вспоминайте слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1Фес.5:16–18). Пусть эти слова станут Вашим девизом. Не ищите радости там, где ее нет: в развлечениях, в деньгах, в пороках и сладострастии. Ищите ее там, где она действительно есть: в Боге, источнике всякой радости и веселия. Земные радости быстро приходят и уходят, а радость о Боге – та, которую «никто не отнимет у вас» (Ин.16:22).

Спас. Мозаика собора св. Софии. Византия. 12 век

Жизнь в Церкви не избавит от проблем и скорбей, но даст силы спокойно и радостно переносить скорби, с уверенностью решать возникающие проблемы. Она не сделает Вас благополучнее других людей, но придаст смысл и содержание всей Вашей жизни, включая и неизбежно выпадающие на долю каждого человека страдания. Эти страдания и испытания не сломят Вас, потому что твердый стержень веры всегда удержит Вас от того, чтобы впасть в отчаяние и уныние.

В трудную минуту Церковь всегда придет на помощь. Церковь поможет Вам спокойно перенести болезни, когда они посетят Вас; утешит в скорби об ушедшем в иной мир близком человеке, поможет сохранить с ним живую связь через молитву и заупокойное поминовение; благословит Вас на все благие начинания; укрепит в делании добра; научит распознавать опасности и соблазны, отличать добро от зла.

Церковь способна всю Вашу жизнь превратить в праздник, если Вы этого захотите. Не забывайте о Боге. Живите во Христе: питайте свою душу и тело Его Телом и Кровью, черпайте от Него благодатную силу, учитесь у Него мудрости, терпению, смирению, кротости, милосердию. Спешите делать добро, боритесь со злом. Будьте христианином или христианкой не на словах, а на деле.

И Господь всегда будет с Вами!

* * *

Митрополит Иларион (Алфеев)

Начало Евангелия

Первая книга из грандиозной шеститомной эпопеи, посвященной жизни и учению Иисуса Христа. Написанная с учетом последних достижений науки, эта книжная серия содержит детальную биографию Иисуса и подробный анализ всех Его изречений, проповедей и притч. Личность и учение Основателя христианства представлены в широком культурно-историческом контексте, позволяющем воссоздать атмосферу эпохи, понять, как родилась религия, завоевавшая сердца миллиардов людей. Тематические разделы книги охватывают материал, содержащийся в начальных главах четырех Евангелий. Отдельные главы посвящены пророческому служению Иисуса, взаимоотношениям между Ним и Его учениками, началу конфликта между Ним и Его противниками. В завершение книги сделана попытка дать портрет Иисуса Христа, рассмотреть Его образ жизни и основные черты характера.

Митрополит Иларион (Алфеев)

Нагорная проповедь

Настоящая книга, продолжая серию исследований о жизни и учении Иисуса Христа, посвящена Нагорной проповеди – самой длинной из всех Его публичных речей. Текст проповеди, содержащей квинтэссенцию нравственного учения Спасителя, рассматривается в широком контексте последующей церковной традиции, в которой она имеет богатую историю интерпретации и практического применения. Делая основной акцент на толковании Нагорной проповеди в творениях древних Отцов Церкви, автор книги в то же время нередко обращается к комментариям современных философов и богословов.

Митрополит Иларион (Алфеев)

Чудеса Иисуса

Третья книга шеститомной серии «Иисус Христос. Жизнь и учение» посвящена чудесам Иисуса, описанным в четырех Евангелиях. Чудеса – тот аспект деятельности Иисуса Христа, который при Его жизни вызывал наибольший интерес окружающих. Каждое из евангельских чудес в книге рассмотрено отдельно. При этом все чудеса, в соответствии с принятым в научной литературе принципом, сгруппированы в четыре категории: исцеления; изгнания бесов; чудеса, связанные с природой; воскрешения мертвых. Отдельные главы посвящены первому чуду Иисуса, о котором говорится в Евангелии от Иоанна, и Преображению, о котором повествуют все три синоптических Евангелия.

Митрополит Иларион (Алфеев)

Притчи Иисуса

Четвертая книга шеститомной серии «Иисус Христос. Жизнь и учение» посвящена притчам Иисуса Христа, содержащимся в трех синоптических Евангелиях – от Матфея, Марка и Луки. В истории человечества не было другого учителя, который использовал бы жанр притчи столь же широко и последовательно, как это делал Иисус Христос. От общего объема Его поучений, вошедших в четыре Евангелия, не менее трети составляют притчи. Евангелия содержат более тридцати полноценных притч – рассказов с одним или несколькими действующими лицами (или образами), содержащих в себе нравственный урок (или уроки). В книге каждая притча Иисуса рассматривается отдельно – с учетом толкований древних и современных авторов. Последовательно проводя читателя по притчам Иисуса, автор книги раскрывает их уникальный характер, показывает их неповторимость и актуальность для современного человека.

Митрополит Иларион (Алфеев)

Агнец Божий

Пятая книга шеститомной серии «Иисус Христос. Жизнь и учение» целиком посвящена Евангелию от Иоанна. «Евангелие от Иоанна не просто существенным образом дополняет то, что мы узнаем об Иисусе из трех синоптических Евангелий, – пишет митрополит Иларион. – По сути, оно открывает новые горизонты во взгляде на Его жизнь и учение. С самых первых слов этого Евангелия автор выводит читателя за пределы земной истории Иисуса из Назарета, помещая эту историю в перспективу вечного божественного бытия и говоря об Иисусе как предвечном Слове Божием, принявшем человеческую плоть и пришедшем в мир. Если евангелисты-синоптики с самого начала своих повествований описывают события, происходившие на земле, и через образ Человека Иисуса постепенно раскрывают образ Сына Божия, то для Иоанна исходной позицией является утверждение о том, что Иисус – Бог воплотившийся».

Митрополит Иларион (Алфеев)

Смерть и Воскресение

Эта книга целиком посвящена событиям, разворачивавшимся в течение нескольких дней и знаменовавшим собой окончание земной истории Иисуса Христа. Что говорят евангелисты о последних днях, часах и минутах Его жизни? Как описывают Его воскресение? Почему их повествования об этих событиях столь существенно разнятся и насколько они достоверны? Почему жизнь Иисуса закончилась столь мучительной и позорной смертью? В чем значение смерти Иисуса для христиан и почему Воскресение Христово остается главным праздником христианской Церкви, центральным пунктом христианского богословия? Почему история последних дней земной жизни Христа продолжает двадцать веков спустя оказывать столь мощное духовно-эмоциональное воздействие на миллионы людей? На все эти и многие другие вопросы призвана ответить настоящая книга, завершающая грандиозную шеститомную эпопею, посвященную жизни и учению Иисуса Христа.

* * *

137

В современных изданиях Евангелие разделено на главы, в изданиях для богослужебного употребления – на «зачала», более мелкие отрывки, каждый из которых содержит один сюжет.

138

В славянском издании Псалтирь разделена на 20 «кафизм». Многие верующие, читающие Псалтирь по-славянски, имеют правило прочитывать по одной кафизме в день.


Источник: Митрополит Иларион (Алфеев) Катехизис. Краткий путеводитель по православной вере. Изд. 4-е. — М.: Издательский дом «Познание», 2018. — 280 с: ил.

Комментарии для сайта Cackle