Источник

Послесловие

Канон Нового Завета складывался постепенно, и его формирование завершилось лишь в IV веке. Однако писания Иринея Лионского показывают, что уже к концу II века известные нам сегодня послания апостола Павла стали фактически частью новозаветного канона, хотя и не приравнивались по статусу к четырем Евангелиям.775 Авторитет этих посланий уже тогда был очень высок; со временем он только возрастал.

Чтение из апостольских посланий является непременным атрибутом ежедневного богослужения как в православной, так и в католической и протестантских традициях. В Православной Церкви послания Павла наряду с соборными посланиями, надписанными именами Иакова, Петра, Иоанна м Иуды.776 прочитываются за богослужением полностью в течение одного литургического года,

Это, с одной стороны, даст возможность христианам, приходящим в храм на Литургию, постоянно слышать голос Павла. С другой большинство верующих посещают церковь только по воскресеньям и праздникам, поэтому слышат из года в год лишь отрывки из Павловых посланий, выбранные для этих литургических дней. Кроме того, проповедь священника, которой заканчивается литургия, как правило, посвящена евангельскому чтению; к толкованию мыслей апостола проповедники обращаются гораздо реже. Наконец, нельзя не отметить, что в храмах Русской Церкви послания Павла читаются за богослужением на славянском языке, что для многих затрудняет понимание их смысла.

Совокупность перечисленных факторов приводит к тому, что у большинства православных христиан (даже «практикующих», не говоря уже о тех, кто лишь формально принадлежит к Православной Церкви) знание о Павле весьма фрагментарно. Мало кто берется за труд прочитать все его послания одно за другим или даже хотя бы одно из них целиком. А те, кто берутся, нередко, подобно христианам первого поколения, находят в читаемом тексте «нечто неудобовразумительное» (2Пет, 3:16).

Подлинное значение Павла для Церкви – как древней, так и современной, вырисовывается не из его биографии, а из его посланий. Тем не менее для того, чтобы их понимать, очень важно знать биографию их автора и тот исторический контекст, в котором он жил и творил. Этой цели и служит настоящая книга, автор которой искренне надеется, что, закрыв ее, читатели обратятся к самим посланиям Павла – бесценной и неисчерпаемой сокровищнице христианской мудрости.

Как мы говорили в предисловии, вклад, сделанный Павлом в развитие христианства, трудно переоценить. Если Иисуса можно назвать «Автором» этой религии, то о Павле можно сказать как о том, кого Он взял в «соавторы». Павел не только не скрывал своего соавторства, но наоборот, подчеркивал его, в некоторых случаях предваряя свои наставления словами «не я повелеваю, а Господь», в других «я говорю, а не Господь» (1Кор. 7:10–12).

Иисус не создал для Церкви цельную и законченную богословскую систему, не дал Своим ученикам исчерпывающий свод нравственных правил. Указав людям дорогу в Царство Небесное, Он расставил на ней верстовые столбы и дорожные знаки в виде наставлений и заповедей, касающихся отдельных вопросов богословия и нравственности. Но подробный путеводитель по этой дороге предстояло создать другому человеку. Этим человеком стал Павел .

Его нередко называют создателем христианского богословия. В этом есть значительная доля истины. Тот опыт личной встречи со Христом, который лег в основу Евангелий, требовал богословского осмысления. Такое осмысление мы находим в самих Евангелиях, прежде всего в Евангелии от Иоанна, где Иисус представлен как вечное Слово Божие, как Единородный Сын Божий, как Господь и Бог. Но и Павел параллельно с Иоанном (а вероятно, еще до него) создавал свою систему богословского осмысления евангельских событий. По сути, именно он поставил молодую христианскую веру на твердый богословский фундамент, в значительной мере предопределив все последующее развитие христианского богословия.

Павла считают создателем христианской нравственности. В этом тоже есть доля правды. Исходя из той общей духовно-нравственной установки, которая основывается на учении Христа, Павел создал для христианской Церкви цельное нравственное учение, ответив на многие вопросы, но нашедшие отражения на страницах Евангелий. Нравственное учение Павла стало своеобразным сплавом того, чему учил Христос, и того, что к этому учению Павел дерзновенно добавил от себя.

С того момента, когда Павел открыл для себя Христа, а точнее когда Сам Христос открылся ему, вся его жизнь была пронизана пламенным желанием открыть Христа как можно большему числу людей. С этой целью он проповедовал и среди иудеев, и среди язычников, обходил моря и земли, «для всех... сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9:22).

Главной движущей силой его миссионерского подвига была любовь к Богу, выражавшаяся в беспредельной преданности Христу и готовности умереть за Hero. Об этой любви Павел писал римским христианам:

Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, нм Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какаю тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе,

Господе нашем (Рим. 8:35–39).

* * *

775

Мецгер Б. Канон Нового Завета. С.154.

776

Именование этих посланий «соборными» указывает на то, что в отличие от большинства посланий Павла, они не адресованы христианским общинам конкретного места (Римлянам, Коринфянам и т.д.).


Источник: Апостол Павел. Биография / Митрополит Иларион (Алфеев). - Москва : Изд. дом Познание, 2017. - 591 с.: цв. ил.

Комментарии для сайта Cackle