Истину и суд мирен судите во вратех ваших,... и клятвы лживыя не любите,... глаголет Господь Вседержитель (Зах.8:16–17)
«Врата»: это врата души, посредством которых входят в нее различные помышления и впечатления.
«Ваши»: одни эти врата собственно принадлежат человеку.
«Судите»: судия, сидящий во вратах и производящий суд – ум наш319: он чинит разбор, или рассматривание помышлений и впечатлений, когда они приходят ко вратам души, чтоб впустить в храм души тех, которые должны в нем быть, и не впускать тех, которые не должны быть.
«Истину и суд мирен судите во вратех ваших»: ум, судия, сидящий и судящий во вратах души, должен при разборе помышлений и впечатлений принимать одни истинные. Истинная мысль, истинное впечатление, то есть, истекающие от Господа, Который Един – «Истина», приносят с собою в душу несказанный мир и тишину, по этому познаются, что они от Истины, от Христа, дающего ученикам Своим мир, или (что – то же) смирение, чтоб не смущалось сердце их никаким земным бедствием. Напротив того «помыслы, происходящие от демонов, говорит Великий Варсонофий, прежде всего бывают исполнены смущения и печали, влекут вслед себя скрытно и тонко: враги одеваются в одежды овчие, то есть, внушают мысли, по-видимому правые, внутренно же суть «волцы хищницы» (Мф.7:15), то есть, восхищают и «прельщают сердца незлобивых» (Рим.16:18) тем, что кажется хорошо, а в самом деле зловредно. Писание говорит о змие, что он мудрейший: почему непрестанно наблюдай главу его (Быт.3:1, 15), чтобы он не нашел у тебя норы, и, поселившись в ней, не произвел опустошения320. Глава змея – начало его помысла или мечтания.
«Клятвы лживыя не любите». Диавольский помысл, приходя ко вратам души, старается принять вид праведности, приносит уму, этому судие, сидящему и судящему во вратах, бесчисленные оправдания, чтоб получить вход в душу. Но лживых этих уверений, этой клятвы лживой Пророк не велит любить. Не только не должно принимать таких помыслов и соглашаться с ними, но даже не должно беседовать с ними, а немедленно, при самом первоначальном появлении греховного помысла, прибегать молитвою к Господу Богу, чтоб Он отгнал врага от врат душевных321. Аминь.
* * *
По обычаю древних, цари и прочие начальники производили суд лично, и для такового суда избирали место при вратах города. Пример этого можно видеть в житии святого великомученика Георгия. Четьи-Минеи 23 апреля.
Варсонофий Великий. Ответ 59.
Святой Исаак Сирский. Слово 30.