СПАСЕНИЕ
Спросил... авва Памво Антония, как ему вести себя, чтобы наследовать спасение? Блаженный старец отвечал: не доверяй своей праведности, искреннее раскаивайся в преждесодеянных согрешениях, воздерживай язык, сердце и чрево (Антоний Великий). VI, 35.
В скиту Арсений молился Богу, говоря: Господи! научи меня, как мне спастись? И услышал он голос, говоривший ему: Арсений! бегай человеков, молчи, безмолвствуй: это – корни безгрешия (Арсений Великий). VI, 47.
Начало спасения – самоукорение (авва Евагрий). VI, 114.
Если хочешь спастись, то будь мертв, не принимая ни бесчестия человеческого, ни чести (т. е. не сочувствуя им, не трогаясь ими), подобно мертвым, и возможешь спастись (Макарий Великий). VI, 310.
Хранение себя, тщательное внимание к себе, во всех случаях рассуждение суть три орудия, которыми душа изработывает свое спасение (Пимен Великий). VI, 339.
Какая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Спасение едино есть на потребу! спасение есть та благая часть, яже не отымется от души, стяжавшей его. Все вещественное, что ни имеем, что ни приобретем во время земной жизни, все оставим в день смерти; оставим в день смерти, оставим навсегда родственников, друзей, богатство, почести, оставим самое тело наше. Вечное спасение или вечная погибель, оне одне, пребудут нашим достоянием, пойдут с нами в вечность, там получат полное развитие, доставят нам или нескончающееся блаженство или нескончающееся бедствие (Тихон Воронежский). VI, 358–359.
Главнейшим делом, главнейшими заботами для каждого христианина да будут дело спасения, заботы о снискании спасения. Занимающийся спасением своим из такого сердечного залога – спасется, потому что Всесильный Бог благодатью Своей поможет ему спастись (Тихон Воронежский). VI, 359.
Если хочешь, чтобы вечное спасение было твоим главным делом: будь посреди этого мира, как странник и пришлец (Тихон Воронежский). VI, 361–362.
Всего, что не любишь сам, того не делай другим. Не любишь, чтобы тебе говорили неприятное: не говори неприятного другим. Не любишь, чтобы тебя оклеветывали, не оклеветывай других. Не любишь, чтобы кто злоречил, бесчестил тебя, похищал твое, или делал тебе что подобное: и ты ничего такого не делай никому. Если кто возможет сохранить эти слова, – они достаточны для его спасения (Изречения безымянных старцев). VI, 372.