ВЫСОКОМУДРИЕ (См. также ГОРДОСТЬ, МНЕНИЕ, ПРЕВОЗНОШЕНИЕ, САМОМНЕНИЕ)
Кто вдастся в объяснение Писания, не стяжав предварительно духовной свободы, тот поработился страсти любопытства и сильному увлечению мысленным пленением (авва Исаия). VI, 183–184.
Тонко-испытные беседы о Боге и чтение тонких исследований о Боге иссушают слезы и прогоняют от человека умиление. Читающий же жития и изречения отцов просвещает свою душу (Изречения безымянных старцев). VI, 380.
Если брату безмолвствующему в келии, взойдет на сердце какое- либо слово, а брат, обращая на это слово в уме своем, не возможет постигнуть слова по причине высоты его и не будет научен Богом: то приступают демоны и превращают пред безмолвником значение слова, как хотят (Изречения безымянных старцев). VI, 391–392.
[Примечание святителя Игнатия:] Замечание – очень важное! Апостол воспрещает мудрствовати паче, еже подобает мудрствовати. Нарушение этого завещания непременно вводит в заблуждение и в заблуждения, в высокоумие и самомнение, в область демонов и в подчинение им. По этой причине для монаха часто бывает очень полезным отречение от знания, несущественно нужного для спасения, льстящего более одной любознательности, сводящего с тесного пути смиренномудрия на широкий путь высокомудрия.
Г