Источник

ТЩЕСЛАВИЕ (См. также СТРАСТИ)

«Тщеславие». См. I, 169–170.

В противоположность тщеславию, которое разносит помыслы человека по вселенной, смирение сосредоточивает их в душе переводит к многоплодному и глубокому самовоззрению, к мысленному безмолвию. I, 319.

Самая скрытная из всех душевных страстей есть тщеславие. Эта страсть более всех других маскируется пред сердцем человеческим, доставляя ему удовольствие, часто принимаемое за утешение совести, за утешение Божественное. I, 417.

На тщеславии-то заквашен фарисей. Он все делает для похвалы человеческой. I, 417.

Охранняя наши добродетели от повреждения похвалами человеческими, мы должны охранять их и от живущего в нас зла не увлекаться помыслами и мечтаниями. тщеславными и тщеславным услаждением. I, 512–513.

Может быть и произвольное смиренномудрие: его сочиняет для себя душа тщеславная, душа обольщенная и обманутая лжеучением, душа, льстящая самой себе, душа, ищущая лести от мира, душа, всецело устремившаяся к земному преуспеянию забывшая о вечности, о Боге. I, 535.

Ты познаешь тщеславного по особенной способности его к лести, к услужливости, ко лжи, ко всему подлому и низкому. I, 542.

Тщеславие делает душу неспособною для духовных движений, которые тогда начинаются, когда умолкнут движения душевных страстей, будучи остановлены смирением. II, 215.

Тщеславие в отношении к истинной славе есть блуд. II, 216.

Кровь разгорячают и приводят в движение тщеславные помыслы, а тщеславие, обратно, растит и размножает обольстительные мечты и напыщенное мнение о себе, именуемое Апостолом дмением плотского ума. II, 216.

Тщеславие является от глубокого неведения Бога, или от глубокого забвения Бога, от забвения вечности и небесной славы, и потому оно, в омрачении своем, ненасытно стремится к приобретению земной временной славы. IV, 68.

Святые отцы, учителя Церкви, при свете Христовом, при свете Святого Духа, вглядевшиеся в глубину сердца человеческого называют тщеславие страстию многообразною, самою тонкою, неудобопостижимою. IV, 70.

Тщеславие радуется, когда увидит, что человек обогащается добродетелями: оно надеется обратить всякую добродетель в согрешение, надеется соделать всякую добродетель причиною и поводом к осуждению человека на суде Христовом. IV, 71.

Тщеславие и самомнение любят учить и наставлять. V, 77.

Подвижник, единственно по той причине, что не имеет понятия о истинном душевном делании. предается тщеславным помыслам и мечтаниям, опирающимся на его подвиге. V, 102.

Подобно сребролюбию и корыстолюбию, тщеславие уничтожает веру в сердце человеческом. V, 287.

«О человеческой славе». См. V, 287–293.

Стремление к славе человеческой и к человеческим почестям сводит инока с тесного спасительного пути, проложенного Богочеловеком. V, 290.

Будем убегать тщеславия и славолюбия, как отречения от креста Христова. V, 291.

У


Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle