СОВЕРШЕНСТВО (См. также СПАСЕНИЕ)
Достижение же бесстрастия, освящения, или, что то же, христианского совершенства, без стяжания умной молитвы невозможно. I, 210.
«Слово о спасении и христианском совершенстве». См. II, 328– 361.
Совершенство христианское, будучи жительством в Боге, есть бесконечное поприще преуспеяния, как бесконечен Бог. II, 341.
Спасение возможно при сохранении имения, в жизни посреди мира; для снискания совершенства требуется предварительное отрешение от мира. Спасение необходимо для всех; снискание совершенства предоставлено произволяющим. II, 341.
Совершенство состоит в явном причастии Святого Духа, Который, вселившись в христианина, переносит все желания его и все размышление в вечность. II, 341–342.
Полная мера совершенства не дана человеку, чтобы он мог иметь попечение о братии и упражняться в служении слова. II, 343.
Нестяжание и отречение от мира есть необходимое условие к достижению совершенства. Ум и сердце должны быть всецело устремлены к Богу; все препятствия, все поводы к развлечению должны быть устранены. II, 344.
Христианское совершенство есть дар Божий, а не плод человеческого труда и подвига; подвигом доказывается только действительность и искренность желания получить дар. II, 344.
Для достижения совершенства, вслед за истощанием имения на нищих, необходимо взять крест свой. Оставлению имения должно последовать отвержение от самого себя, в чем и заключается принятие креста. II, 346–347.
«Поучение о спасении и совершенстве». См. IV, 326–332.
Не ищи... совершенства христианского в добродетелях человеческих: тут нет его, оно таинственно хранится в кресте Христовом. IV, 477–478.