РАССЕЯННОСТЬ (См. также МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ, ПОМЫСЛЫ)
Сыны мира признают рассеянность невинною, а святые отцы признают ее началом всех зол. I, 373.
Рассеянность, столько вредная вообще, в особенности вредна в деле Божием, в деле спасения, требующем бдительности и внимания постоянных, напряженных. I, 373.
Грех и орудующий грехом диавол тонко вкрадываются в ум и сердце. Человек должен быть непрестанно на страже против невидимых врагов своих. Как он будет на этой страже, когда он предан рассеянности? I, 374.
Исполнение обязанностей частных и общественных не входят в состав рассеянности: рассеянность всегда соединена с праздностью. I, 375.
Рассеянность окрадывает молитву. Помолившийся с рассеянностью ощущает в себе безотчетливую пустоту и сухость. Постоянно молящийся с рассеянностью лишается всех плодов духовных, обыкновенно рождающихся от внимательной молитвы. II, 164–165.
Лютая рассеянность и многопопечительность непременно соединены с глубоким неведением себя; а такое неведение всегда очень довольно, гордо собою. III, 108.
Когда при молитве мы подвергаемся постоянной рассеянности, – это служит признаком, что сердце наше находится в плену у земных пристрастий и попечений, которые не допускают ему устремиться всецело к Богу, и пребывать при Нем. IV, 257.