ПРОМЫСЛ БОЖИЙ (См. также ВОЛЯ БОЖИЯ, СУДЬБЫ БОЖИИ)
Бог, попуская нам искушения, и предавая нас диаволу, не престает промышлять о нас; наказуя, не престает благодетельствовать нам. I, 160.
При наружном действии человеков и бесов, которые суть лишь слепые орудия Божественного Промысла, совершается таинственный, высший суд – суд Божий. I, 176.
Диавол, будучи создание и раб Божий, озлобляет душу не столько, сколько хочет, но сколько дозволено будет Богом. I, 351.
То, что допускается человек быть зрителем Бога в Его Промысле, в Его управлении тварию, в судьбах Его, есть величайшее благо для человека, источающее для человека обильную душевную пользу. I, 387.
Вверься в простоте сердца Тому, у Кого и власы главы твоей сочтены: Он знает, какого размера должна быть подана тебе целительная чаша. I, 548.
Во время напастей не ищи помощи человеческой; не трать драгоценного времени, не истощай сил души твоей на искание этой бессильной помощи. Ожидай помощи от Бога: по Его мановению, в свое время, придут люди и помогут тебе. I, 548. .
Когда скорби придут сами собой, – не убойся их, не подумай, что они пришли случайно, по стечению обстоятельств. Нет, они попущены непостижимым Промыслом Божиим. I, 549.
Ум, очищенный чашею Христовою, соделывается зрителем духовных видений: он начинает видеть всеобъемлющий, невидимый для плотских умов Промысл Божий видеть Бога в великих делах Его – в создании и воссоздании мира. I, 550.
[Люди] – слепые орудия во всемогущей деснице Промысла; приводят в исполнение то, что Он повелевает или попускает. I, 568.
В Богооткровенном учении Бог открыл Себя человеку, насколько ограниченному человеку может быть объяснен и открыт неограниченный и необъяснимый Бог. В Богооткровенном учении открыл Бог человеку значение и назначение человека, его отношение к Богу и мирам, видимому и невидимому. Открыл Бог человеку познание о человеке, насколько это познание доступно уму человека. Полное и совершенное познание человека, как и всякой другой твари, имеет Один, способный к полному и совершенному познанию всего, всесовершенный Бог. II, 95.
Чтоб увидеть Бога в Промысле Его, нужна чистота ума, сердца и тела. Для стяжания чистоты нужна жизнь по заповедям Евангелия. II, 79.
Кто увидел Бога в управлении Его миром, кто возблагоговел пред этим управлением тот только может распять волю и мудрование греховные на кресте евангельских заповедей. II, 79.
Управляет Бог вселенною; управляет Он и жизнию каждого человека во всей подробности ее... Закон такого управления прочитывается в природе, прочитывается в общественной и частной жизни человека, прочитывается в Священном Писании. II, 79.
Крест – терпение в Господе всех огорчений и напастей, которые будут попущены Промыслом Божиим. II, 106.
Бог, в точности зная состояние всех, и то, сколько каждый имеет сил, столько каждому допускает и искуситься. II, 373.
Диавол, будучи творение и раб Божий, не столько искушает, сколько ему рассудится, не в такой степени озлобляет, сколько бы ему хотелось, но сколько дозволит и попустит ему Божие мановение. II, 373.
Премудрость и благость Божия положила преграду между человеками, низверженными на землю из рая, и духами, низверженными на землю с неба – грубую вещественность тела человеческого. III, 12.
Телесные чувства служат как бы дверями и вратами во внутреннюю клеть, где пребывает душа... эти врата отворяются и затворяются по мановению Бога. Премудро и милосердно пребывают эти врата постоянно заключенными в падших человеках, чтобы заклятые враги наши, падшие духи, не вторгались к нам и не губили нас. Эта мера тем необходимее, что мы, по падении, находимся в области падших духов, окружены ими, порабощены ими. III, 14.
По смотрению Божию являются духи только во время крайней нужды, с целью спасения и исправления человеков. III, 18.
Злые духи связываются в своих действиях по отношению к подвижнику Христову властию и премудростию руководящего им Бога, и... они не могут причинить ему того зла, какое бы желали. Наносимые ими напасти содействуют его преуспеянию. III, 24–25.
Искушения необходимы для нас. Они попускаются нам Промыслом Божиим, чтобы мы, угнетенные ими, прибегали к забытому нами Богу, опытно познали Его. IV, 185.
Человекам, во время земной жизни их, даются различные положения непостижимою Судьбою... Все эти положения не случайные: их, как задачи к решению, как уроки для работы, распределяет Промысл Божий с тем, чтобы каждый человек в положении, в котором он поставлен, исполняя волю Божию, изработал свое спасение. IV, 234.
Неизреченное славословие и благодарение Бога объемлет христианина среди лишений и скорбей его, которыми Промысл Божий устраняет его от сочувствия и порабощения греху, которыми он сопричисляется к сонму последователей Христовых. IV, 291.
Земная жизнь христианина растворена утешениями и искушениями. Так устроил Промысл Божий. Утешения поддерживают на пути Божием, а искушения упремудряют. IV, 454.
Необходимо уверить себя, что Бог управляет участью мира и участью каждого человека. Ѵ40;, 84.
Кто видит Промысл Божий оком веры, тот при искушениях, наносимых человеками, не обратит никакого внимания на эти слепые орудия Промысла, и духовным разумом своим пребудет единственно в руках Бога, взывая к Нему единому в скорбях своих. V, 134–135.
Бог так чудно устроил дело спасения нашего, что зло, имея злую цель, и действуя с намерением повредить рабу Божию во времени и в вечности, способствует этим его спасению. V, 144.
Яд греха, ввергнутый падением в каждого человека и находящийся в каждом человеке, действует по Промыслу Божию в спасающихся к существенной и величайшей пользе их. V, 145.
Самый Божественный Промысл не попускает избранным Божиим во время их земного странствования пребывать в отраде и в земной славе. V, 289.
Верующий живою верою в Бога, с самоотвержением предавшийся Богу, пребывает несмущенным при всех искушениях, наносимых духами злобы, видит в духах лишь слепые орудия Промысла Божия. V, 336.
Господь, предвидящий все и управляющий всем, восхотел смирить тебя множеством беззаконий твоих. V, 393.